Где хранятся картины александра мещерского. Русские художники

Живописец, график

По-видимому, происходил из княжеского рода Мещерских. Учился в ИАХ (1854–1857) в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа и в пейзажном классе у С. М. Воробьева. В 1855 за пейзажи «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости» был награжден малой серебряной медалью, в 1857 за картину «Утро в окрестностях Фридрихсгама» - большой серебряной медалью. В годы учебы в ИАХ начал давать частные уроки живописи и рисунка.

В 1857 на собственные средства уехал за границу. Поселился в Женеве, где работал под руководством А. Калама. В 1858 просил Совет ИАХ разрешить участвовать в конкурсе на получение малой золотой медали с картиной «Вид в Савойе», однако к конкурсу допущен не был. В 1859 за картину «Швейцарский вид (Льды на Ландеке)» награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу на четыре года.

В 1860–1864 - пенсионер ИАХ в Европе. В те же годы побывал в Крыму. По возвращении в 1864 за картины «Утро на Южном берегу Крыма» и «Вид в окрестностях Луги» удостоен звания академика. В 1876 за картину «Вид у истоков Риона» получил звание профессора.

Жил в Петербурге. Писал пейзажи; много работал в техниках акварели и сепии, занимался литографией. В 1867 сопровождал великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Неоднократно ездил в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Грецию, в 1898–1899 работал на Афоне, посетил Италию, Турцию, Швейцарию.

С 1855 - участник выставок. Экспонировал работы на выставках в залах ИАХ (1855–1899, с перерывами), Общества поощрения художников (1867), Московского общества любителей художеств (1872–1882, с перерывами), ТПХВ (1884–1886), Всемирных выставках в Париже (1867, 1879), Вене (1873), Лондоне (1873), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896). Член и экспонент Общества выставок художественных произведений (1876–1882, с перерывами; член с 1875, в 1876–1878 - председатель правления Общества), Общества русских акварелистов (1881–1902, с перерывами, член с 1880). Член-учредитель (1890) и первый председатель Санкт-Петербургского общества художников (1895–1902, с перерывами). Член Санкт-Петербургского собрания художников (Клуб художников, 1870-е).

Провел персональные выставки в Петербурге (1883, совместно с И. К. Макаровым), Москве (1900). В 1903 в Петербурге состоялась мемориальная выставка художника.

Мещерский - один из крупнейших мастеров пейзажной живописи в России последней трети XIX века, превосходный колорист и рисовальщик. В своем творчестве выступал последователем академической традиции, в некоторых работах близок передвижникам. Излюбленными темами картин являлись морские, горные, зимние пейзажи, особое место в которых отведено передаче эффектов освещения.

Творчество художника представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.


В истории искусства немало художников, жизнь которых изучена историками вдоль и поперек, подтверждена документально и засвидетельствована сведениями очевидцев. Но есть и такие, как Арсений Иванович Мещерский - загадочная личность, часть биографии которого покрыта тайнами и загадками. А что и вовсе интересно - Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы, а не живописцем, как принято.

О рождении и происхождении Мещерского до сих пор ведутся жаркие споры в кругах искусствоведов. По основному предположению Арсений Иванович был рожден в Тверской губернии и его происхождение шло от знатного княжеского рода Мещерских, что и по сей день является неподтвержденным фактом. Достоверно известно лишь то, что двадцатилетним юношей Арсений поступил в Императорскую Академию художеств, где постигал азы живописи в течении трех лет. Его учителями были Ф.А. Бруни, С.М. Воробьев, Т.А. Нефф.

Обучаясь в Академии, несколько раз получал за конкурсные работы серебряные медали. Но для амбициозного молодого художника этого было недостаточно, и он оставляет учебу в Петербурге и едет за свои средства в Швейцарию учеником к художнику А. Каламу - известному по тем временам швейцарскому пейзажисту.

И совсем скоро он отправит из-за границы в Академию полотно "Швейцарский вид", за которое получит большую золотую медаль, звание первоклассного художника и право на полный пансион за границей за счет учебного заведения на четыре года.

Пройдет немного времени и Арсений Мещерский будет иметь широкое признание и в России, и в Европе, а также станет академиком и профессором Петербургской Академии художеств.

Всю последующую жизнь прожил в Петербурге, преподавая в Академии и работая над пейзажами в различных техниках: от акварели и сепии до масляной живописи. Да и сама пейзажная тематика у Мещерского была широкого диапазона. Обычные виды русской природы в любое время года, море и горы, изображаемые мастером, - все это было подчинено одному - великолепной технике рисунка, удивительному композиционному строению и необычайной передаче эффектов освещения.

Все пейзажи мастера - удивительны, необыкновенно реалистичны, ярки, дышащие жизнью полотна. Нечто в манере живописца взято от талантливого учителя Калама. Однако вникнув глубже, видим четко просматривающийся собственный стиль художника, который был и остается его "фирменным знаком".

Совершенная техника рисунка ярко прослеживается во всех работах Мещерского, поэтому он и называл себя "рисовальщиком", справедливо полагая, что рисунок - краеугольный камень изобразительной грамоты. Его полотна можно рассматривать долго, переводя взгляд от одной детали, прописанной со скрупулезной тщательностью к другой.

А окинув взглядом все полотно, как бы целиком погружаемся в удивительный мир того уголка природы, который художник хотел нам показать. Русская зима и летние лесные чащи были любимыми мотивами в творчестве художника, а пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались небывалым успехом на академических выставках.

За свою жизнь пейзажист много путешествовал по России и Европе, неоднократно посещал Крым и Кавказ - отсюда великолепные горные и морские пейзажи. А в 1867 году Арсению Мещерскому посчастливилось сопровождать великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Оттуда художник привез большое количество картин, этюдов, зарисовок.

В 45 лет художник сильно переболел пневмонией, что сказалось на общем состоянии здоровья. Уже никто не надеялся, что он выживет, но Арсений Иванович "выкарабкался из лап смерти". Однако постоянное удушье и кашель отныне будут преследовать Мещерского до конца его дней. А умрет он в 68-летнем возрасте в Санкт-Петербурге

В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга»…

Мещерский Арсений Иванович (1834-1902)

Автор многочисленных самобытных пейзажей Арсений Иванович Мещерский родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Двадцатилетним юношей поступил в Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни, С.М. Воробьева, Т.А. Неффа. Чем-то не понравилось молодому художнику обучение в Академии - после трех лет пребывания в ней и получения за свою работу первой серебряной медали он за свой счет уезжает в Швейцарию, где становится учеником известного пейзажиста Калама. Влияние учителя на ученика было несомненным, но именно оно позволило А. Мещерскому выработать свой стиль в пейзаже.

В 1859 году художник присылает на суд Совета Академии конкурсную работу "Швейцарский вид", за которую получает золотую медаль и право пребывания за границей за казенный счет. Помимо Швейцарии он побывал во время командировок и в отечественном Крыму. Его пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались большим успехом на академических выставках.

Официальное признание также не заставило себя ждать. В 1864 году А.И. Мещерский получил звание академика, а в 1876 - звание профессора пейзажной живописи. На холстах А.И. Мещерского запечатлены виды Крыма и Кавказа, Малороссии и окрестностей Петербурга. Зима и лесные чащи - любимые мотивы в творчестве художника.

Картины художника

Водопад


Зима. Ледокол


Зимний вечер


Мещерский Арсений Иванович (1834-1902)

Автор многочисленных самобытных пейзажей Арсений Иванович Мещерский родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Двадцатилетним юношей поступил в Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни , С.М. Воробьева , Т.А. Неффа . Чем-то не понравилось молодому художнику обучение в Академии - после трех лет пребывания в ней и получения за свою работу первой серебряной медали он за свой счет уезжает в Швейцарию, где становится учеником известного пейзажиста Калама. Влияние учителя на ученика было несомненным, но именно оно позволило А. Мещерскому выработать свой стиль в пейзаже.

В 1859 году художник присылает на суд Совета Академии конкурсную работу "Швейцарский вид", за которую получает золотую медаль и право пребывания за границей за казенный счет. Помимо Швейцарии он побывал во время командировок и в отечественном Крыму. Его пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались большим успехом на академических выставках.

Официальное признание также не заставило себя ждать. В 1864 году А.И. Мещерский получил звание академика, а в 1876 - звание профессора пейзажной живописи. На холстах А.И. Мещерского запечатлены виды Крыма и Кавказа, Малороссии и окрестностей Петербурга. Зима и лесные чащи - любимые мотивы в творчестве художника.


В истории искусства немало художников, жизнь которых изучена историками вдоль и поперек, подтверждена документально и засвидетельствована сведениями очевидцев. Но есть и такие, как Арсений Иванович Мещерский - загадочная личность, часть биографии которого покрыта тайнами и загадками. А что и вовсе интересно - Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы, а не живописцем, как принято.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0020.jpg" alt="Арсений Иванович Мещерский." title="Арсений Иванович Мещерский." border="0" vspace="5">


Обучаясь в Академии, несколько раз получал за конкурсные работы серебряные медали. Но для амбициозного молодого художника этого было недостаточно, и он оставляет учебу в Петербурге и едет за свои средства в Швейцарию учеником к художнику А. Каламу - известному по тем временам швейцарскому пейзажисту.

Швейцарский вид", за которое получит большую золотую медаль, звание первоклассного художника и право на полный пансион за границей за счет учебного заведения на четыре года.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0012.jpg" alt=" «У воды». (1860 год).

Всю последующую жизнь прожил в Петербурге, преподавая в Академии и работая над пейзажами в различных техниках: от акварели и сепии до масляной живописи. Да и сама пейзажная тематика у Мещерского была широкого диапазона. Обычные виды русской природы в любое время года, море и горы, изображаемые мастером, - все это было подчинено одному - великолепной технике рисунка, удивительному композиционному строению и необычайной передаче эффектов освещения.

фирменным знаком".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0031.jpg" alt="«Горное озеро». (1865 год).

Совершенная техника рисунка ярко прослеживается во всех работах Мещерского, поэтому он и называл себя "рисовальщиком", справедливо полагая, что рисунок - краеугольный камень изобразительной грамоты. Его полотна можно рассматривать долго, переводя взгляд от одной детали, прописанной со скрупулезной тщательностью к другой.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0011.jpg" alt="«Горный пейзаж» (1860-е).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0024.jpg" alt="«Вид Иверского монастыря на Афоне». (1900-е). Тверская картинная галерея. Автор: А.И. Мещерский." title="«Вид Иверского монастыря на Афоне». (1900-е). Тверская картинная галерея.

В 45 лет художник сильно переболел пневмонией, что сказалось на общем состоянии здоровья. Уже никто не надеялся, что он выживет, но Арсений Иванович "выкарабкался из лап смерти". Однако постоянное удушье и кашель отныне будут преследовать Мещерского до конца его дней. А умрет он в 68-летнем возрасте в Санкт-Петербурге

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0001.jpg" alt="«Морской пейзаж» (1899 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский." title="«Морской пейзаж» (1899 год). Государственная Третьяковская галерея.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0003.jpg" alt="«Пейзаж с козами». (1868 год). Дагестанский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский." title="«Пейзаж с козами». (1868 год). Дагестанский музей изобразительных искусств.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0027.jpg" alt="«У родника». (1870 год).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-arseniy-0017.jpg" alt="«Морской пейзаж». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский." title="«Морской пейзаж». (1870-е). Частное собрание.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/5.jpg" alt="«Крымский пейзаж» (1870 год). Частное собрание" title="«Крымский пейзаж» (1870 год). Частное собрание" border="0" vspace="5">