Роман «Обломов». Социально- нравственная проблематика

Благодаря Ивану Александровичу Гончарову появилось понятие "обломовщина". Этим словом автор обозначил состояние, в котором пребывает его главный герой - умный, симпатичный, с чистой душой, не желающий жить так, как живёт большинство его знакомых. При этом Обломов не имеет «своего пути» - он лишь мечтает, строит несбыточные планы и при этом совсем ничего не делает. Жизнь, молодость, любовь проходят мимо него, и, кажется, нет такой силы, которая заставила бы его встать с дивана.

Споры о том, что такое обломовщина, начались сразу же после выхода книги в свет и не прекращаются по сей день. Источник этих споров кроется, как это часто бывает, в рассмотрении явления обломовщины с противоположных точек зрения.

Обломовщина — социальное зло

Поскольку роман был написан в эпоху перехода от крепостничества к капитализму, многие современники видели в обломовщине порождение феодальных отношений, тормоз для общественного развития.

Дмитрий Писарев называл обломовщину "покорной, мирной, улыбающейся апатией", а Обломова − изнеженным, избалованным, "привыкшим к барству, бездействию и полному угождению своим физическим потребностям".

Видный государственный деятель Анатолий Кони даже утверждал, что современные ему обломовы "своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением злу сводят на нет вопиющие вопросы жизни и потребности страны".

Обломовщина — поиск высшего смысла

Однако не все критики ограничились таким односторонним толкованием понятия "обломовщина". Многие пытались рассмотреть это явление с общечеловеческих позиций, увидеть в нём нечто большее, чем обусловленную социальными условиями патологическую лень. Так, современник Гончарова литератор Александр Дружинин утверждал, что "невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко" хотя бы потому, что "он положительно неспособен к злому делу".

Уже в советское время Михаил Пришвин писал о романе "Обломов": "В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мёртво-деятельных людей. Никакая "положительная" деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя".

С ним солидарны и современные критики Петр Вайль и Александр Генис. В своей книге "Родная речь: Уроки изящной словесности" они описывают Обломова как "единственного подлинного человека в романе", не желающего надевать на себя навязанные обществом роли, защищающего свое право оставаться просто человеком.

ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА? В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров поведал нам историю о том, «как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…» - писал Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». «Не бог весть какая важная история», - замечает критик, и тем не менее, считает роман Гончарова ценным приобретением для русской литературы. Ценным, потому что в этой истории «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчека­ненный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего собственного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным созна­нием истины. Слово это - обломовщина; оно служит ключом к раз­гадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гонча­рова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине нечто большее, чем просто удачное со­здание сильного таланта, он увидел в нем «произведение русской жизни,знамение времени».

Так кто же такой этот Обломов и почему именно его именем на­звано столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобрать­ся, совершив небольшую экскурсию по страницам его биографии.

Илья Ильич Обломов - дворянин, имеет чин коллежского сек­ретаря. Когда ему было двадцать с небольшим лет, он приехал из Обломовки, родового имения, расположенного в одной из губерний, в Петербург и с тех пор безвыездно жил в столице. Мы узнаем, что когда-то, в юности, он «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя». Но чего имен­но он ждал? По-видимому, ничего конкретного, если даже в чертах его лица отсутствует всякая определенная идея, всякая сосредото­ченность, а « господствующим и основным выражением не лица толь­ко, а всей души» является мягкость. Беспечность и мягкость про­низывают весь облик героя. Портрет Обломова дополняет описание его домашнего костюма, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!». По мере того как сужался круг светс­кого общения Обломова, халат приобретал в его глазах «тьму неоце­ненных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, простор­ном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах. Но как только меняется жизнь Обломова, ее ритм - меняется и его одежда: когда он влюбляется в Ольгу, то перестает носить халат, ходит в домаш­нем пальто, носит легкую косынку на шее, белоснежную рубашку, прекрасно сшитый сюртук, щегольскую шляпу. В попытке поспеть за жизнью Обломов стремится следовать моде, но в душе сравнива­ет себя все же с ветхим, изношенным кафтаном.

Хотя в романе и сказано, что Илья Ильич не был похож ни на отца, ни на деда, в его петербургской жизни повторяются многие ситуации обломовского бытия, и понятно, что истоки характера Ильи Ильича, его отношения к жизни и самому себе нужно искать в ро­довом гнезде. Именно в Обломовке он получил первые понятия и впе­чатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо и в которой идеалом является покой и бездействие. Он был развитым ребенком, но пытливый ум мальчика все же не в силах был проти- виться простоте нравов, тишине и неподвижности, царившей в Обломовке. С детства у Обломова «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и по­есть на счет доброй волшебницы». И будучи взрослым, Илья Ильич сохраняет веру в чудеса и бессознательно грустит о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Пансион, в котором обучался Илюша, мало чем отличался от родительского дома. И дома, и в пансионе его лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло», а потому силы, которые искали своего проявления, «обращались внутрь и никли, увядая». После обучения в пансионе родители отправили Илюшу в Москву, «где он волей-неволей проследил курс обучения до конца».

Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном счастье, но и в Петербурге он ведет образ жизни, привыч­ный с детства. Прошло десять лет, а Обломов «ни на шаг не продви­нулся ни на каком поприще… все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Хотя Илья Ильич и не стремится к общению, его то и дело наве­щают разные люди. Одни, как Волков, Судьбинский, Пенкин, захо­дят не часто и не надолго. Другие - Алексеев, Тарантьев - усерд­но посещают его. Они приходят есть, пить, курить хорошие сига­ры, находя у Обломова «теплый, покойный приют и всегда одинако­во если не радушный, то равнодушный прием». Алексеев разделял «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Тарантьев же приносил в обло­мовское царство сна и покоя «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Кроме того, Обломов простодушно верил, что Тарантьев «в самом деле способен посоретовать ему что-нибудь путное».

Все остальное время ничто не нарушало обычного состояния ге­роя, а этим состоянием были «покой» и «лежанье». В уединении и одиночестве Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире»: воображать себя непобедимым полководцем, мыслителем, великим художником, решать мировые проблемы, проникаться со­чувствием ко всем обездоленным и несчастным… А когда вообража­емые заботы становились неодолимыми, он терялся и начинал «мо­литься жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожа­ющую бурю». После молитвы становился «покоен и равнодушен ко всему на свете», поручив попечение о своей участи небесам. Только в мечтах Обломов был по-настоящему счастлив: чувствовал «смут­ное желание любви, тихого счастья». Правда, возвращаясь в реаль­ность, он стремился осуществить свои идеалы и помыслы, но эти стремления мгновенно улетучивались, зачастую даже не оформив­шись словесно. Громкий призыв к Захару, не успев перейти в просьбу или приказание, быстро сменялся обычным задумчивым настрое­нием.

Хотя в реальной жизни Обломова не было потрясений и бурь, судьба его трагична. Он прекрасно все о себе понимал. В исповеди Штольцу Илья Ильич признавался, что ему больно «за свою нераз­витость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешаю­щую всему». Он чувствовал, «что в нем зарыто, как в могиле, ка- кое-то хорошее светлое начало… как золото в недрах горы» и зави­довал людям, которые живут «так полно и широко», но так ничего и не предпринял. За мягкостью, беспечностью и изнеженностью скрывается на самом деле твердая и цельная натура, хранящая вер­ность самому себе. Он порывает связи с теми, кто понимает жизнь иначе, и любит искренне одного Штольца. Друзей связывали роман­тические юношеские мечтания. Со Штольцем Обломов собирался «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Но если для Штольца путешествие - не подвиг, а простое и привычное дело, то Обломов совершил в своей жизни «единственную поездку из своей деревни до Москвы». Й, тем не менее, именно Штольц пробудил в своем друге на какое-то время жизненные силы.

Попытка осуществить юношескую мечту о путешествии не увен­чалась успехом, зато «пробудившиеся жизненные силы» устреми­лись к исполнению другой мечты - мечты о любви.

Штольц познакомил Илью с Ольгой Ильинской, и ритм его жиз­ни изменился. Обломов словно увидел себя и свою жизнь со сторо­ны и ужаснулся. «И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Так же бурно и страс­тно, как начался его роман, Обломов «стряхивает пыль и паутину» со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движения, волнений, страстей. Уже вскоре он признается Ольге в любви, чувствуя, что Ольга точь-в-точь идеал «счастья жизни».

Любовь наполнила жизнь Обломова смыслом. Он мечтает о путе­шествии за границу, намеревается уехать с Ольгой в свой зеленый рай - Обломовку, но… внезапно загоревшись любовной страстью, Обломов так же внезапно и отрезвляется. Когда в любви миновала поэтическая пора и началась «строгая история: палата, потом поез­дка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение доро­ги, нескончаемый разбор дел с мужиками… жнитво, обмолот… за­ботливое лицо приказчика… заседание в суде», любовь становится долгом и кончается ее «летняя, цветущая поэма». Вникнув в «прак­тическую сторону вопроса о свадьбе», Обломов видит в ней «офици­альный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей», и это угнетает его.

Время идет, в ожидании отчета поверенного о состоянии своих дел Обломов ищет квартиру в Петербурге, поближе к Ильинским, и на время, пока найдется квартира, поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Жизнь в этом доме напоминает герою жизнь в любимой Обломовке. Тишина и спокойствие, постоянные заботы хозяйки о кухне, на которой она царствует, приводят Обло­мова в отчаяние. Он понимает, что жизнь с Ольгой не сулит ему «мирного счастья и покоя». Ему нужна хоть временная передышка от постоянных потрясений и тревог, поэтому свадьба с Ольгой откла­дывается. Их романтическая любовь не выдержала испытания ре­альной жизнью, но за тот год, срок, на который была отложена свадь­ба, дом Пшеницыной стал для Ильи Ильича тем райским благосло­венным уголком, в который он всегда стремился.

После того как Штольцу удается уладить дела в Обломовке, Об­ломов исправно получает доходы, и в доме Пшеницыной воцаряют­ся мир и тишина. Как и в Обломовке, в новообретенном райском уголке ведутся разговоры о праздниках, кухне, продовольствии. Как и в Обломовке, здесь барин может сидеть, не трогаясь с места, и пусть «не взойдет завтра солнце, застелют небо вихри, понесется бурный ветр из концов вселенной, а суп и жаркое явятся у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина снята со стены…».

Любящее око жены Агафьи Матвеевны зорко сторожило каждое мгновение жизни Ильи Ильича, но «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни». Обломов «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести ». Так бесславно окончилась его жизнь…

По мнению Д.И. Писарева, «Обломов… олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщи­ны». «Эта апатия… выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней иг­рает главную роль страшный вопрос: «Зачем жить? К чему трудить­ся?» - вопрос, на который человек часто не может найти себе удов­летворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлет­воренное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя в нем цели…» Причи­на апатии заключается отчасти во внешнем положении человека, от­части же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению Обломов - барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров », которые обеспечивают ему беззаботную праз­дную жизнь.

Об исключительной типичности обломовщины великолепно на­писал Н.А. Добролюбов, но и в самом романе ее живучесть и рас­пространенность показаны достаточно убедительно. О ней гневно говорит Штольц, о ней свидетельствует и признание самого Обло­мова: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексе­ев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!» Обломовщина встречалась не только в деревне на Волге, но и в других местах кре­постнической России, и в столице; она проявляла себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий, которые с удовольствием оста­вили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.

Обломовское начало, как мы видели, живет в Захаре, в гостях героя, в светских салонах, в быте вдовы Пшеницыной… Вот почему слово и понятие «обломовщина», по словам Д.И. Писарева, никогда «не умрет в нашей литературе», «проникнет в язык и войдет во все­общее употребление».

II. Общую библиографию о Гончарове см. статью «Гончаров». Специально об «Обломове» и О.: Салтыков-Щедрин М. Е., Письма 1845-1889, Под редакцией Н. В. Яковлева, Гиз, М. - Л., (1925), стр. 10-11; статьи Добролюбова, Писарева, Герцена, Дружинина, Григорьева, Мережковского, Айхенвальда, Протопопова, Овсянико-Куликовского, Иванова-Разумника, Переверзева (см. текст). Библиография ленинских высказываний об О.: Развитие капитализма в России (1899), «Сочин.», т. III, стр. 160, 239 (изд. 3-е); Некритическая критика (1900), «Сочин.», т. III, стр. 496; Аграрная программа русской социал-демократии (1902), «Сочин.», т. V, стр. 121; Политическая агитация и «классовая точка зрения» (1902), «Сочин.», том IV, стр. 354; Шаг вперед, два шага назад (1904), «Сочин.», том VI, стр. 310-311; Партийная организация и партийная литература (1905), «Сочин.», т. VIII, стр. 388; «Услышишь суд глупца...» (1907), «Сочин.», том X, стр. 281; Беседа о «кадетоедстве» (1912), «Сочинения», том XVI, стр. 124; Еще один поход на демократию (1912), «Сочинения», том XVI, стр. 132; О продовольственном налоге (1921), «Сочинения», том XXVI, стр. 338; О международном и внутреннем положении (1922), «Сочинения», том XXVII, стр. 177, 178, 179; XI съезд РКП(б) (1922), «Сочинения», том XXVII, стр. 241; О новой постановке работы СНК и СТО (1922), там же, стр. 159, 160; Заметки публициста (1922), «Сочинения», т. XXVII, 526 (примечание; набросок двух ненаписанных глав); Горбунов Н. П., Воспоминания о Ленине (Ленин об обломовщине и о подборе людей), Партиздат, Москва - Ленинград, 1933; неполная библиография ленинских высказываний об обломовщине дана в работе - Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин об искусстве и литературе, «Книга и пролетарская революция», 1933, VIII, 104; Цейтлин А., Литературные цитаты Ленина, Москва, 1934.

Википедия Толковый словарь Ожегова

Обломовщина - обобщенное нарицательное и образное наименование комплекса таких личностных черт, как общественная пассивность, непрактичность, лень, апатия, сонливость, умственная неподвижность, нерешительность. Такое название этого комплекса черт получило по… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

См. Гончаров … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. разг. Употребляется как символ вялого равнодушия к общественным интересам, нежелания принимать какие либо решения или совершать какие либо поступки, считая, что это должны делать другие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Обломовщина, обломовщины, обломовщины, обломовщин, обломовщине, обломовщинам, обломовщину, обломовщины, обломовщиной, обломовщиною, обломовщинами, обломовщине, обломовщинах (





"Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова". И. С. ТУРГЕНЕВ 1848 год – 1848 год – первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. – Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова» 1852 год – 1852 год – работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. – 29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен Январь – апрель 1859 г. – Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.


«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью …» Н. А. Добролюбов 1859 г. ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане...» А. В. Дружинин 1859 г.


ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действий во всей его истории». Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»




«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постоянное водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...» КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ? ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?


ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА 1."Явление" господина. Портрет визитера. 2."Не подходите, не подходите… вы с холода!" 3. Беседа и приглашение в Екатерингоф. 4. Отказ Ильи Ильича. 5."У меня два несчастья…" 6. Отказ визитера выслушать Обломова. 7. Размышление героя о "несчастном" посетителе. КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ? ВСПОМНИТЕ, В КАКОМ ПРИЗВЕДЕНИИ АВТОР ИСПОЛЬЗОВАЛ ТАКОЙ ЖЕ ПРИЕМ?




«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ? » («Сон Обломова» ч. 1 гл. IX) 1. Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. 2. Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке. 3. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? 4. Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?




« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …» КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЕЙ ИЛЬИЧЕМ


КРИТИКИ ПИШУТ «Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно- художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...» Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г. «Сон Обломова» это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен». А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.


Домашнее задание Часть II Часть II Сообщение-представление Штольца Сообщение-представление Штольца Спор Обломова и Штольца(главы 3-4).Выписать тезисы Спор Обломова и Штольца(главы 3-4).Выписать тезисы Критика о Штольце. Критика о Штольце. Обломов и Ольга Обломов и Ольга

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Тест по произведению