Рисование штрихами для детей. Рисование штрихом

Программное содержание:

1. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.

3. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, передавать в танце эмоционально-образное содержание.

4. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.

5. Воспитывать художественный вкус.

Музыкальный руководитель:

«На дворе опять весна,

Снег последний тает.

Звон капели допоздна

В апреле не стихает»

Вот и наступила долгожданная весна. И сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Оно будет весеннее и творческое. Как давно я вас не видела. Давайте поздороваемся. Но не просто поздороваемся, а покажем это с разными эмоциями. Давайте попробуем.

Игра «Это ты?»

Муз. рук.: Это ты?

Ребёнок: Это я!

Мы теперь с тобой друзья!

Улыбнись, поклонись,

Поскорее подружись!

Муз. рук (спрашиваю весело, грустно, тревожно, удивлённо, испуганно.)

Муз. рук: Молодцы! Теперь мы с вами познакомились

«Весна, весна на улице,

Весенние деньки…»

Скажите какие весенние признаки вы знаете?

Что происходит?

(бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются цветы, и т.д.

Давайте покажем это жестами, под музыку.

«Голубая вода» Задание творческое. «Покажи пробуждение природы». Муз. рук. Вот как прекрасно стало вокруг!

Хочется исполнить знакомую песню.

Пение песни («Весна» сл.и муз. Л. Самохваловой)

(отрабатываем дикцию, пропеваем интервалы, поем по подгруппам)

Муз. рук: Мы очень любим подарки. Настоящий весенний подарок-первые цветы, а как танцуют цветы, мы сейчас увидим.

Ритмопластика «Волшебный цветок»

(муз. Ю.Чичкова)

(отрабатываем пластичность рук, легкость исполнения движений)

Муз. рук: Посмотрите, ребята, перед вами лежат разные музыкальные инструменты. А есть и такие «инструменты»,которые в жизни мы и не замечаем (бумага, пакеты, трубочки с водой, сыпучие продукты и т.д.) А ведь с их помощью можно озвучить сказку или стихотворение. Хотите попробовать?

Озвучивают отрывок сказки А.С. Пушкина «У Лукоморья» с помощью музыкальных инструментов и бросового материала.

У Лукоморья (дуют в трубочку с водой)

Дуб зеленый (шелестят мятой бумагой)

Златая цепь (проводят молоточком по металлофону)

На дубе том (шелестят мятой бумагой)

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом (ритмично ударяют молоточком по ксилофону)

Идет направо-песнь заводит (играют в колокольчик)

Налево-сказку говорит (стучат кубиками)

Там чудеса (встряхивают коробочкой с зернами)

Там леший бродит (играют на цитре)

Русалка на ветвях сидит (дуют в трубочку с водой)

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей (стучат кубиками)

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей(проводят пальцами по надутому шарику)

Муз. рук: Молодцы! Сегодня у нас было необычное занятие.

Давайте вспомним, чем мы занимались? (ответы детей)

(Анализ деятельности детей на занятии)

На этом наше занятие закончено, жду вас в следующий раз в нашем музыкальном зале.

Консультация для родителей "Рисуем штрихами вместе с детьми"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста (4-7 лет) "Рисуем с детьми штрихами!" Предназначена для совместной работы родителей с детьми в свободное время. Данная методика развивает у детей воображение, мелкую моторику,подготавливает детей к школе

Все дети любят рисовать, но это получается не у всех детей одинаково, один ребенок рисует без помощи взрослого, а другому требуется помощь и длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умнеий мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетичекого восприятия.
Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогает обучение технике рисования штрихами.
Штрих-это линия, черта, которая может быть короткой и длинной наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и спиралевидной…

С помощью щтриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать легкость, мягкость, плавность, мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Это не сложный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
Обучение детей рисованию штрихом необходимо начинать со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелиевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ.
Для познания секрета этих "выразительных" линий проводите работу в несколько этапов.
-- Графика - вид изобразительного искусства.
-- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев.
-- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха.
-- Занятия на развитие техники штриховки.
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо учить детей технике рисования штрихами т.к. это развивает у ребёнка ручную умелость, пространственные представления, чувства ритма, графические умения, координацию движений.
Система работы по обучению технике рисования штрихами в старших и подготовительных группах дает хороший результат.
У детей совершенствуются навыки ручной умелости при проведении с ними занятий, различных упражнений, пальчиковых игр.

Может ли быть подготовка к школе удовольствием? Рисование штрихом именно такое занятие. Оно позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии , дает возможность передать пушистость, легкость и многое другое.

Штрих – это линия, черта. Штриховать можно гелиевой ручкой , фломастером, карандашом, углем, тонкой кисточкой и даже пластилином . Из пластилина, кстати, красивые картины выходят.

Многим деткам с нарушениями в развитии бывает сложно освоить штрих как линию. Они проводят линии прямо поверх образца довольно долго. Дети должны почувствовать уверенность, что смогут изобразить что-то своё рядом. Обычные же дети довольно быстро приём осваивают.

На картинках ниже приводятся варианты карандашного рисования штрихом. Прежде создания картин полезно научиться изображать разные по толщине, размеру, наклону чёрточки.

Примеры рисунков для обучения даны ниже под номерами р. 1-12

  1. Рисование штрихом, едва касаясь бумаги (р. 1);
  2. Обратите внимание ученика на изменение вида столбиков на примере. Это постепенно усиливается нажим (р. 2).
  3. Освоение смены коротких и длинных линеек (р. 3)

  1. Меняющиеся паузы-просветы - смена расстояний между чёрточками (узкий - широкий) (р. 4);
  2. Рисуем по двум параметрам: а) постепенно укорачивающиеся столбики, б) изменяющиеся паузы-просветы (р. 5);
  3. Зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием (р. 6);
  4. Меняющийся наклон столбиков (р. 7);

  1. Наклон в одну сторону (р. 8);
  2. Волнообразный зигзаг (р. 9);
  3. Штрихуем в несколько рядов (р. 10);

1. Что такое штрих?

2. Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу.

3. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала; передать не только лёгкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, агрессивность, и самое главное - это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

4. Начинать рисовать штрихом необходимо с маленького пятна.

5. Вокруг пятна оставить небольшой просвет и двигать штрих по кругу.

6. Затем изобразить второй ряд штрихов, за ним - третий, четвёртый.

7. И так ряд за рядом, пока не получится шар нужной величины.

8. Второй шар меньше по размеру и может располагаться как прямо по отношению к оси, так и под разным углом к ней.

9. Эти два шара - основа всех будущих образов.

10. Можно рисовать простым карандашом или гелевой ручкой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Учимся рисовать животных"

Данный проект построен на книге Терез Желли " Ной, научи нас рисовать животных". Он помог детям не только реализовать себя в художественной деятельности, но и узнать много интересного об окружающем ми...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой...

Обучение детей технике рисования штрихами. Рисование - один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) предается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление. Понятие "штрих" я даю детям, когда знакомлю их с работами детских художников - графиков Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева и др. Я считаю, что обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно. Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ. Для познания секрета этих "выразительных" линий работу провожу в несколько этапов.

    -- Графика- вид изобразительного искусства. -- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев. -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха. -- Игры упражнения на развитие техники штриховки. -- Занятия.
    -- Беседа: Графика- вид изобразительного искусства.
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства -- графикой, объяснить, чем она отличается от живописи. Материал : Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецо-ва, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный ма-териал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; Ход: Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения. -- Вспомните, дети, как называют художников, которые пишут свои картины масляными красками на холсте (живо-писцами). Вы знаете некоторые произведения художников- живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар-тины "Три богатыря", "Аленушка" художника В.Васнецова и многие другие. Эти картины художники написали очень давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А мы рассматривали с вами репродукции -- цветные фотогра-фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар-тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина. Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает: Но многие художники рисуют не масляными красками на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма-териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел-ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна-комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар-тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто -- акварель-ными красками, как художник Е.Рачев, кто -- карандаша-ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун-ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако-вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Художники-графики рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель-ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр Гурия Захарова или др.; -- из книг.) Многие художники-графики делают свои картины од-ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами. Далее дети рассматривают изобразительный материал, которым были созданы картины гравюры:уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др. и ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки. 2. Детский художник - график: Е. Чарушин Евгений Иванович Чарушин в своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка -- 18.02.1965, Ленинград) -- российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы.

Всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Главное -- крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности"

"Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь"

"Я приучился с детства понимать животное -- понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное", -- говорил художник

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
    -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха
Воспитатель показывает детям книжные иллюстрации и рисунки. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Красками или какими-то другими изобразительными мате-риалами? Почему вы считаете, что рисунки выполнены пе-ром или карандашом? (Растения, животные или другие пред-меты нарисованы короткими линиями.) Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зве-рей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Воспитатель по-казывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внима-ние детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко. Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая назва-ния каждому виду штрихов: короткие равномерно расположен-ные штрихи (вертикальные и горизонтальные) отрывные и безотрывные, дуги и др.
В ИДЫ ШТРИХОВ


Короткие прямые штрихи

Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи

Наклонные отрывные и неотрывн ые штрихи

Удлиняющиеся штрихи

Штрихи-зигзаг

Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные

Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи. Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и най-ти в изображениях предметов те или иные штрихи.








В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами. Упражнения на развитие силы нажима на карандаш. "Редеющий заборчик" Предложить ребёнку нарисовать заборчик из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева? "Морская даль" Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе. Упражнения на развитие чувства ритма. "Широкие просторы" Разными оттенками зелёного и жёлтого карандашей рисовать ряды штрихов разных по высоте, с разным расстоянием между штрихами. Получится картина создающая впечатление, что перед тобой равнина с разными полями. "Морские волны" Неотрывные штрихи "зиг-заг" нарастающие о убывающие по длине создают впечатление волны. "Стакан воды" Лист бумаги в форме стакана. Сначала весь стакан заштриховать редкими вертикальными штрихами. Затем нижнюю часть заштриховать горизонтальными штрихами часто. Создаётся впечатление, что стакан наполовину наполнен водой. Упражнения на развитие образного воображения. "Пять кругов" Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

    -- Прямыми в одном направлении. - получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки. -- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился пушистый комочек (может это головка какой -нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв) -- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился колючий комочек (может это ёжик). -- Дугами отрывными из центра - вот вам и розочка или другой цветочек. -- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю - колесо или баранка.
Занятия:
    -- Ёжик под ёлочкой. -- Цыплёнок. -- Рыбка. -- Совушка - сова. -- Котик на коврике.
(Смотри иллюстрации выше)