Но когда он играет концерт сарасате.

Мемуары Александра Вертинского — это что-то.

***
Это было в 1930 году. Мы сидели в большом кафе в Черновицах (тогда еще принадлежавших Румынии). Этим городом заканчивалось мое гастрольное турне по Европе. В Румынии я оказался проездом, в последний раз, и утром я должен был улететь в Париж.

Мой старый приятель Петя Барац, с которым я проводил свой последний вечер, был человеком небольшого роста. Но при этом скромном росте у него была довольно большая лысая голова, что придавало ему сходство с колобком - каким его рисуют в детских книжках.

— Это даже не рост! - сказал о нем однажды какой-то шутник. - Это просто небольшая выпуклость!

Этой жестокой шуткой Петя был ранен в самое сердце и на всю жизнь. Еще в детстве, в Одессе, Петя был однажды приглашен в Европейский театр. Ему было тогда семь лет. Вместе со своей пятилетней сестренкой он исполнял какую-то рольку в одной из гауптмановских пьес. Его нарумянили, напудрили, завили волосы. На него надели что-то вроде хитона и твердо наказали говорить громко и отчетливо. В руки им обоим дали урну.

— Что у вас в руках, дети? - певучим "поставленным" голосом спрашивал их премьер-любовник, завитой под барана.

— Куфсынчик! - бодро отвечал Петя.

— А в нем что?

— В нем слезы нашей мамочки! - отчетливо и твердо докладывал он. Сердобольные одесские мамы заливались слезами. Вся Молдаванка ходила смотреть, как играют дети аптекаря, известного всему городу.

Петю задаривали подарками и осыпали поцелуями. Это и погубило его. Актера из него так и не вышло, но театральным администратором он стал, чтобы хоть таким образом удовлетворить свою любовь к театру...

В кафе зажгли электричество. Музыканты шумно настраивали инструменты и спорили, с чего начать.

— Вдарим по "Травиате"! - предлагал один.

— Лучше рванем "Сильву"! - возражал другой.

За отдельным маленьким столиком невдалеке от меня сидела уже немолодая красивая женщина, устало опустившая руки на колени. В ее позе было что-то обреченное. Она напряженно смотрела на входную дверь и вздрагивала от ее скрипов.

— Смотри - Владеско! - неожиданно прервав наше молчание, сказал Петя.

Я обернулся. В кафе входил толстый сияющий румын в светло-сером летнем костюме, с гвоздикой в петлице. На мизинце его правой руки сверкая большой желтый бриллиант, какие обыкновенно носят карточные шулера.

Он слащаво-любезно раскланивался с публикой, закатывая глаза и скаля свои цыганские зубы с золотыми пломбами. К своему уже заметному животу он нежно прижимал футляр со скрипкой. Он продвигался к эстраде.

— Какой это Владеско? - спросил я. - Тот, что играл в Вене?

Я вспомнил его. Это был один из пяти ресторанных знаменитостей - королей цыганского жанра. У его скрипки был необычайно густой и страстный звук, нежный и жалобный, точно плачущий. Это был какой-то широкий переливчатый стон, исходящий слезами. Что-то одновременно напоминавшее и зурну и «Плач на реках Вавилонских».

Для начала оркестр сыграл марш. Владеско не участвовал в этом. Как солист, он стоял впереди оркестра самодовольный и презрительный и, манерничая, небрежно вертел в руках скрипку, точно разглядывая ее и не доверяя ей.

Наконец, после всех этих ужимочек, подходцев и примерок он снисходительно дотронулся смычком до струн.

Страстная, словно изнемогающая от муки, полилась мелодия «дойны...». Звуки были смуглые, горячие, до краев наполненные печалью. Казалось, из-под смычка лилась струя тяжелого, красного, как кровь, старого и густого вина.

Его скрипка то пела, то выла, как тяжело раненый зверь, то голосила пронзительно и звонко, тоскливо умирая на высоких тонах... И еще порою казалось, что какой-то плененный раб, сидя в неволе, мучительно и сладко поет, словно истязая самого себя воспоминаниями, песню своей несчастной родины.

— Изумительно! - не выдержал я.

— М... да! Играть он, конечно, умеет! - задумчиво протянул Петя. - Эти «дойны» остались у них со времен турецкого владычества. Подлинный стон народа.

Владеско принимали горячо и дружно. С разных концов зала публика выкрикивала названия любимых пьес, прося сыграть их. Официант уже нес музыканту на серебряном подносе посланную кем-то бутылку шампанского.

— А вот как человек, он настоящая скотина! - неожиданно сказал Петя.

— Расскажи мне о нем, - попросил я.

Петя неохотно заговорил.

— Видишь вон ту женщину, у эстрады? - спросил он, указывая ни столик, где сидела замеченная мной красивая дама. - Это его жена.

— Когда-то она была знаменитой актрисой... Сильвия Тоска! Ты слышал это имя? Весь мир знал ее. Это была звезда! И какая звезда! Ему до нее было как до неба!

— А теперь?

— Теперь она бросила сцену! Из-за него, конечно. Он ревновал...

— И никто не заступится?

— Нет! Кому охота вмешиваться в отношения мужа с женой?

— Ну знаешь, ты как хочешь, а я набью ему морду, если он это попробует сделать при мне, - возмутился я.

— И ничему это не поможет! Ведь она же его любит! Понимаешь, любит! Она для него всю жизнь свою поломала! Отказалась от сцены, имени, богатого мужа, успеха... Он забрал ее бриллианты, деньги, славу, покой душевный... И вот видишь, таскается за ним по всем кабакам мира! Сидит по ночам... ждет его!

Я молчал, взволнованный этим рассказом. Постепенно зал затих.

Владеско играл одну из моих любимейших вещей - «Концерт Сарасате». Это было какое-то колдовство! Временами из-под его пальцев вылетали не присущие скрипке, почти человеческие интонации. Живые и умоляющие, они проникали в самое сердце слушателей...

Как лунная голубая дорога, его мелодия властно влекла за собой и какой-то иной мир, мир высоких, невыразимо-прекрасных чувств, светлых и чистых, как слезы во сне.

Я не мог отвести глаз от него. Он играл весь собранный, вытянутый, как струна, до предела напряженный и словно оторвавшийся от земли. Пот градом катился с его лба. Огневые блики гнева, печали, боли и нежности сменялись на суровом лице. Обожженное творческим огнем, оно, было вдохновенно и прекрасно.

Он кончил. Буря аплодисментов была ответом. Опустив скрипку, с налитыми кровью глазами, ничего не видя, полуслепой, Владеско уходил с эстрады, даже не кланяясь... Равнодушно и нехотя он возвращался на землю.

Я оглянулся. Сильвия ждала его стоя. В ее огромных зрачках испуганной птицы отразился весь тот заколдованный мир, о котором пела скрипка. Точно опрокинутый в лесные озера таинственный ночной пес, залитый лунным светом. Серебряными ручейками из него катились слезы.

Владеско подошел к своему столу. Она протянула к нему руки, ничего не видя и не слыша. Сноп красных роз, присланный ей кем-то из поклонников, лежал на столе. Он сбросил его на пол и упал в кресло.

Большим шелковым платком Сильвия отирала пот с его лица. Постепенно оно принимало свое обычное выражение...

— Да— мечтательно сказал Петя, улыбаясь куда-то в пространство. - «Но когда он играет концерт Сарасате».

В голове у меня бешено крутились строчки.

Так родилась песня.

Прошло три года. За это время я успел побывать во многих странах. Пел в Александрии, Бейруте, в Палестине. Был в Африке, где снимался в кинофильме. В этот сезон я начал свое концертное турне с Германии. Первые гастроли были назначены в Берлине. В прекрасном и большом «Блютнер-зале», отделанном палисандровым деревом, и звучащем, как резонатор виолончели, петь было приятно и интересно.

В моей программе было много новых вещей. Был в ней и «Концерт Сарасате» как назвал я песню, рожденную в Черновицах. Песня имела успех. Ее уже знали.

В день концерта у меня в отеле появился Петя Барац. Он был в Берлине проездом, направляясь в Дрезден. Мы разговорились.

— Знаешь, кто тут играет в Эден-Отеле? - неожиданно вспомнив, спросил он.

— Владеско!.. Помнишь, тот? Я слушал его вчера и сказал ему, между прочим, что ты написал о нем песню.

— Напрасно! - сухо заметил я. - Он не стоит песни!

— Он был страшно заинтригован, - продолжал Петя, словно не замечая моих слов, - и сказал, что сегодня обязательно будет на твоем концерте.

Огромный «Блютнер-зал» был переполнен. В этот вечер я был в приподнятом настроении. Перед началом концерта заглянул в дырочку занавеса. Владеско сидел в первом ряду. Рядом с ним в простом и строгом платье сидела Сильвия Тоска.

Владеско раскланивался. Его жирное круглое лицо сияло, как начищенный медный таз на солнце. Он пришел слушать «свою» песню.

— Подожди же! - злорадно и весело подумал я. - Ты у меня еще потанцуешь!

Ждать ему пришлось долго. «Концерт Сарасате» стоял последним в программе. Владеско слушал внимательно и слегка удивленно. Как артист, редко свободный от кабацкой работы, он, по-видимому, не бывал на концертах других артистов и кроме себя самого, вероятно, редко кого-нибудь слушал. Всем своим видом и горячими аплодисментами он старался дать мне понять свое удовлетворение от моего искусства.

Но я был сух. Ни улыбкой, ни поклоном не выражал ему никаких симпатий. Весь концерт я пел, стоя точно посреди эстрады, но когда дошел до последней песни и назвал ее, демонстративно резко перешел на правый конец эстрады и остановился прямо против его места в первом ряду. Аккомпаниатор сыграл вступление, я начал:

Ваш любовник скрипач. Он седой и горбатый,

Он вас дико ревнует, не любит и бьет...

Но когда он играет «Концерт Сарасате»,

Ваше сердце, как птица, летит и поет...

Я смотрел и пел, глядя в упор, то в его глаза, то в глаза Сильвии. Владеско слушал в смертельном испуге. Глаза его, казалось, готовы были выскочить из орбит. Он весь как-то съежился, почти вдавившись в глубь кресла.

Он вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил...

Слова били, как пощечины. Он прятал лицо, отворачивался от них, пытался закрыться программкой, но они настигали его - жестокие и неуловимые, предназначенные только ему, усиленные моим гневом, темпераментом и силой интонаций...

И когда вы, страдая от ласк хамоватых,

Тихо плачете где-то в углу, не дыша,

Он играет для вас свой «Концерт Сарасате»,

От которого кровью зальется душа !

Он стонал от ярости и боли, утке не владея собой, закрыв лицо руками. Я допевал песню:

Умирающей, нищей, больной и брюхатой,

Ненавидя его, презирая себя,

Вы прощаете все за «Концерт Сарасате»,

Исступленно, бессильно и больно любя!

Мои руки, повторявшие движения пальцев скрипача, упали. В каком-то внезапном озарении я бросил наземь воображаемую скрипку и в бешенстве наступил на нее ногой.

Зал грохнул... Точно почувствовал, что это сейчас уже не концерт, а суд... публичная казнь, возмездие, от которого некуда деться... как на лобном месте.

Толпа неистовствовала. Стучали ногами... кричали... свистели... И ломились стеной к эстраде.

За кулисами артистическая комната была полна людей. Друзья, знакомые и незнакомые, актеры и актрисы, музыканты и журналисты заполняли ее.

Я едва успел опуститься в кресло, как в дверях показалась фигура Владеско. Он шел на меня вслепую, ничего не видя вокруг, разъяренным медведем, наступая на ноги окружающим и расталкивая публику. Все замерли. "Сейчас будет что-то ужасное!" - мелькнуло у меня. Я встал.

Одну минуту мы стояли друг против друга, как два зверя, приготовившихся к смертельной схватке. Он смотрел мне в лицо широко открытыми глазами, белыми от ярости, и тяжело дышал. Это длилось всего несколько секунд. Потом... Что-то дрогнуло в нем. Гримаса боли сверху донизу прорезала его лицо.

— Вы... убили меня! Убили... - бормотал он, задыхаясь.

Руки его тряслись, губы дрожали. Его бешено колотила нервная дрожь...

— Я знаю... Я понял... Я... Но я не буду! Слышите? Не буду! —внезапно и отчаянно крикнул он.

Слезы ручьем текли из его глаз. Дико озираясь вокруг, он точно искал, чем бы поклясться.

— Плюньте мне в глаза! А? Слышите? Плюньте! Сейчас же! Мне будет легче!

И вдруг, точно сломившись, он упал в кресло и зарыдал.

Многие песни имеют свою легенду, историю создания. Одним из ярких
примеров является история песенки "Концерт Сарасате". Вертинский с
удовольствием рассказывал, что в 1930 г. в Черновицах он слушал игру Владеско,
одного из "пяти ресторанных знаменитостей - королей цыганского жанра".
Его женой была знаменитая актриса Сильвия Тоска, которая из-за любви к нему
бросила сцену, а Владеску обращался с ней, как тиран. Это произвело на
Вертинского большое впечатление, а через три года в Берлине в "Блютнер-зале"
Вертинский исполнил "Концерт Сарасате" перед самим Владеско, который ожидал
хвалебной речи в стихах, адресованной ему.
В песне Вертинский выразил свой гнев по поводу его отношения к знаменитой
актрисе, подарившей ему свою любовь. Это была публичная казнь, после которой
Владеску, по словам Вертинского, не знал, куда бежать, не мог подняться со
своего места, а после концерта явился за кулисы с намерением поколотить
обидчика, но под влиянием момента разрыдался и раскаялся. Этот эпизод прибавил
песенке популярности, ее просили на многих концертах, стремясь представить,
как же все это было тогда, в Берлине. . .

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Ваш любовник скрипач. Он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьёт...
Но, когда он играет концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица,- летит и поёт.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать "зеро"...
Но, когда затоскуют его флажолеты,
Он - божественный принц, он - влюбленный Пьеро...

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
"Фам де люкс" он сумел превратить в "фам де шамбр".
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом "амбр".

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась у Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, -
Он играет для Вас свой концерт Сарасате,
От которого кровью зальется душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,-
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете всё за концерт Сарасате,
Исступленно, безумно и больно любя!..

Черновцы
1927 г.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Пабло де Сарасате (10 III 1844, Памплона - 20 IX 1908, Биарриц)

"Сарасате - феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она
никогда и ни у кого не звучала." Л. Ауэр

Испанский скрипач и композитор П. Сарасате был блестящим представителем
вечно живого, виртуозного искусства. "Паганини конца века, король искусства
каденцирования, солнечно светлый художник", - так называли Сарасате
современники.

Перед его замечательным инструментализмом преклонялись даже
принципиальные противники виртуозности в искусстве - И. Иоахим и Л. Ауэр.

Сарасате родился в семье военного капельмейстера. Слава сопутствовала
ему поистине с первых шагов артистической карьеры. Уже в возрасте 8 лет
он дал свои первые концерты в Ла-Корунье, а затем в Мадриде.

Испанская королева Изабелла, восхищённая талантом маленького музыканта,
наградила Сарасате скрипкой А. Страдивари и предоставила ему стипендию для
обучения в Парижской консерватории. . .

* Герой песни Александра Вертинского «…играет Концерт Сарасате».
Однако это фактическая ошибка - скрипач не написал ни одного произведения
в жанре концерта.

Сарасате - автор 54 произведений, написанных исключительно для
скрипки. Среди них наиболее известны «Цыганские напевы», Андалузская серенада,
Интродукция и тарантелла, четыре тетради Испанских танцев, а также
многочисленные фантазии на темы из опер. Многие его сочинения до сих пор
с успехом исполняются ведущими мировыми скрипачами. . .

Слова и музыка Александра Вертинского

Ваш любовник скрипач. Он седой и горбатый,
Он вас дико ревнует, не любит и бьет,
Но, когда он играет концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица, летит и поет.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать зеро,
Но, когда затоскуют его флажолеты,
Он божественный принц, он влюбленный Пьеро…

Он вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
Фам де люкс* он сумел превратить в фам де шамбр.*
А-ха, а-ха.
И давно уж не моден, давно не приличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом амбр.

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась у вас и небрежность, и лень.
А-ха, а-ха.
Разве можно так горько, так зло насмехаться,
Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша,
Он играет для вас свой концерт Сарасате,
От которого кровью зальется душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете все за концерт Сарасате,
Исступленно, безумно и больно любя!

* Фам де люкс (франц.) - шикарная женщина.
Фам де шамбр (франц.) - домашняя женщина.





Песня написана в Париже в 1927 году.



По объяснениям самого Вертинского, в Черновцах, которые тогда принадлежали Румынии, он слушал игру ресторанного скрипача Владеску - короля цыганского жанра. Его женой была известная актриса Сильвия Тоска, которая из-за любви к нему бросила сцену, а Владеску обращался с ней, как тиран.

Это произвело на Вертинского сильное впечатление, он написал песню "Концерт Сарасате" и потом в Берлине исполнил ее перед самим Владеску. Скрипач, по словам Вертинского, не знал, куда бежать, не мог подняться со своего места, а после концерта явился за кулисы с намерением поколотить обидчика, но под влиянием момента разрыдался и раскаялся. Этот эпизод прибавил песне популярности, ее просили на многих концертах.


Поет Дмитрий Ряхин

НЕПОВТОРИМЫЙ "КОНЦЕРТ САРАСАТЕ"

Песня, посвященная "Концерту Сарасате" Александра Вертинского, написанному в 1927 году в Париже.




Рената Олевская - бард

Возвращаясь порою с концерта заезжего барда
И в душе унося отголосками образов гроздь,
Ощущаю неловкость, как взгляд во чужую мансарду:
Был чудесный концерт - что же зрителей малая горсть?

Много проще и легче Вертинскому было когда-то:
Он был первым - аншлаги гремели, скандировал зал!
Но когда я включаю на диске "Концерт Сарасате",
Понимаю: никто, так как он, о любви не писал.

Ресторанный король - исполнитель цыганского жанра,
Закипая от гнева в переднем ряду полыхал.
И рыдала жена в свой жакет "с легким запахом амбр".
А на сцене Вертинский,

грассируя,

не умолкал!


Время патиной ляжет на век серебристый, двадцатый.
Но - во веки и присно - Пьеро в лебедином жабо,
Исполняющий неповторимый "Концерт Сарасате",
Прикоснется незримо ко всем, посвящённым в любовь.

2005, Сан-Диего