Гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.
Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.
Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.
Самыми известными гуманистами являются: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила и Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.
Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).
Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать научить его уважать себя и окружающих, а наша задача - суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.
В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и вдругих европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители ихудожники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма - Монтень, Рабле (Франция), Шекспир,Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.
Второй вариант
Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного образования и практики актуализировать заложенные в человеке способности и возможности. Содержание гуманистического опыта сводилось к экспликация античного культурного наследия, которое рассматривалось деятелями Возрождения как образец для подражания.
Для гуманизма характерна убежденность в самодостаточности человека, вера в его способность самому, без посторонней помощи развить свои потенции.
Наиболее известные представители ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Данте Алигьери.
Основные черты философии гуманизма
* Критика схоластической философии.
* Изменение стиля и содержания философствования.
* Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках.
* Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Считается создателем новой европейской лирики, автором сонетов, посвященных Лауре. Средневековой схоластической образованности противопоставлял гуманистическую, основывающуюся на новой филологической культуре, на свободном отношении к текстам. Для Петрарки характерна обращенность к внутреннему миру человека, его страстям и борениям. Петрарка критиковал аскетизм, писал о гармонии духовного и телесного в человеке.
Данте Алигьери (1265-1321)
Известен как автор знаменитой "Божественной комедии". Ему принадлежат глубокие философские обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Картина мира, представленная в комедии, содержит элементы антропоцентристского мировоззрения. Человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо принадлежащее двум мирам. Поэтому им руководят две цели, два предназначения: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.
Вопрос. 13. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм
Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473–1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548–1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».
Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.
Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.
Политика и философа Цицерона , гуманизм - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.
Согласно определению, приведённому в Уставе Международного гуманистического и этического союза ,
Гуманизм - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.(англ.)
Гуманизм - это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.(англ.)
Идеи гуманизма в человеческой истории
- Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),
- Вивес (Испания),
- Роберт Эствен (Франция),
- Фабер Стапуленсис,
- Карл Бовиль,
- Томас Мор (Англия),
- Джон Коле,
- кембриджская школа,
- Дезидерий Эразм,
- Муциан Руф,
- Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер.
Марксистский (социалистический) гуманизм
Гуманизм в наши дни
Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:
Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).
Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:
- Гуманистический манифест 2000 (),
- Амстердамская декларация 2002,
Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация , Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество , Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.)
Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:
- Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag , 1911-1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
- Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham , род. в 1903), Великобритания
- Пол Куртц (Paul Kurtz , род. в 1925), США
- Корлисс Ламонт (Corliss Lamont , 1902-1995), США
- Сидни Хук (1902-1989), США
- Эрнест Нагель (1901-1985), США
- Альфред Айер (1910-1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965-1970
- Джордж Сантаяна (1863-1952), США
Примечания
См. также
Ссылки
Литература
- Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
- Анохин А. М., Сюсюкин М. Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII-XVIII вв. //Философия и медицина. - М., 1989. - С. 29-45.
- Аугандаев М. А. Эразм и М. Агрикола // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 206-217.
- Баткин Л.M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. - М., 1987. - С. 161-191.
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 270 с.
- Библер В. С. Кант - Галилей - Кант / Разум нового времени в парадоксах самообоснования. - М.: Мысль,1991.- 317 с.
- Богат С. М. Мир Леонардо. Философский очерк. - М.: Дет. лит., 1989. - Кн. 1-2.
- Богуславский В. М. Эразм и скептицизм XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М.. 1989.- С. 218-226.
- Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 202-227.
- Гайденко П. П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. - М., 1988. - № 3. - С. 57-69.
- Гайденко П. П. Фр. Бэкон и практическая ориентация науки Нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. - М., 1989. - С. 37-55.
- Гришко В. Г. «Две книги» Галилео Галилея // Историко-астрономические исследования. - М., 1989. - Вып. 2. - С. 114 −154.
- Горфункель А. X. Эразм и итальянская ересь XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. - С. 197-205.
- Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 205 с.
- Доброхов А. Л. Данте Алигьери. - М.: Мысль, 1990. - 208 с.
- Котловин А. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур.- М.. 1989.- С. 73-75.
- Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С.67-77.
- Кудрявцев О. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 1991. - 228 с.
- Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 192 с.
- Липовой С. П. О роли гносеологии в учении Фр. Бэкона о судьбах эмпиризма: приглашение к дискуссии // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 94 - 110.
- Лукоянов В. В. Фрэнсис Бэкон о церковной политике Англии в конце XVI - начале XVII вв. // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе. - Горький, 1989. - С. 47-97.
- Манекин Р. В. Философия эпохи Возрождения - в: Гусев Д. А.,Манекин Р. В. , Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов - Москва, «Эксмо», 2004, ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.
- Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989.- С. 9-19.
- Никулин Д. В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековью. - М., 1991.- С. 18-21.
- Пиховшев В. В. К вопросу об историко-философских воззрениях Фр. Бэкона // Пробл. философии. - Киев, 1989. - Вып. 2.- С. 56-61.
- Плешкова С. Л. Эразм Роттердамский и Лефевр д’Этапль //Эразм Роттердамский и его время.- М. 1989.- С. 149-153.
- Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. - 206 с.
- Ревуненкова Н. В. Проблемы свободомыслия Реформации в зарубежной историографии конца XIX-XX вв. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях.- М., 1989.- С. 88-105.
- Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы (Вступ. ст.) // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989. - С. 52.
- Роков В. П. К вопросу об этических взглядах Дж. Понтано (1426-1503) // Из истории древнего мира и средневековья.- М.,1987. - С. 70-87.
- Савитский А. Л. Философия истории Себастьяна Франка // Философия истории: диалог культур.- М., 1989.
- Хейзинга Й. Осень средневековья.- М.: Наука, 1988.- 539 с.
- Фрейд 3. Леонардо да Винчи.- Л.: Аврора, 1991.- 119 с.
- Черняк И. X. Библейская философия Лоренцо Баллы и эразмов перевод Нового Завета // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 57-66.
- Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эмпи-ризма в средние века и в новое время // Вопросы философии.- 1987. - № 7. - С. 62-76.
- Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре.- М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. - 31 с.
- Шичалин Ю. А. Жизненный путь Э. Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст… 1988. - М., 1989. - С. 260-277.
- Штекли А. Э. Эразм и издание «Утопии» (1516) // Средние века. - М., 1987. - Вып. 50. - С. 253-281.
- Щодровицкий Д. Библия в переводе Лютера // Христианин. - 1991. - .№ 1. - С. 79.
- Юсим М. А. Этика Маккиавелли. - М.: Наука, 1990.- 158 с.
Эпоха Просвещения | |
---|---|
Выдающиеся люди эпохи по странам | |
Австрия | Иосиф II | Леопольд II | Мария Терезия |
Франция | Пьер Бейль | Фонтенель | Шарль Луи Монтескьё | Франсуа Кёне | Вольтер | Жорж Луи Леклерк де Бюффон | Жан Жак Руссо | Дени Дидро | Гельвеций | Жан Д"Аламбер | Гольбах | Маркиз де Сад | Кондорсе | Лавуазье | Олимпия де Гугес | см. также : Французские энциклопедисты |
Германия | Эрхард Вейгель | Готфрид Лейбниц | Фридрих II | Иммануил Кант | Готхольд Эфраим Лессинг | Томас Аббт | Иоганн Готфрид Гердер | Адам Вейсгаупт | Иоганн Вольфганг Гёте | Фридрих Шиллер | Карл Фридрих Гаусс | Мозес Мендельсон |
Великобритания | Томас Гоббс | Джон Локк | Исаак Ньютон | Джозеф Аддисон | Ричард Стил | Сэмюэл Джонсон | Давид Юм | Адам Смит | Джон Уилкс | Эдмунд Бёрк | Эдуард Гиббон | Джеймс Босуэлл | Джереми Бентам | Мэри Уолстонкрафт | см. также : Шотландское Просвещение |
Италия |
Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения.
К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.
Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.
Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.
Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбиваются о действительность,
Томас Мор является выдающимся английским мыслителем-гуманистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор описывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В «Утопии» Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут больше одного дня.
Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о «естественном» состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может лишить человека какой-либо части его собственности, если последний не согласен. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.
«Титаны Возрождения* .
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы
Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма.
Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д" 1 " вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».
Испанский художник Эль Грека воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.
Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.
В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.
Развитие гуманизма
Гуманизм - это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человека, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования - человеческие чувства.
Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.
Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.
Рис. 1. Эразм Роттердамский.
Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.
Великие гуманисты Европы
Многие знаменитые ученые 15-17 веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Рис. 2. Томас Мор.
Томас Мор в своей «Золотой книжечке», которая носит и второе название – “Утопия” детально описал модель идеального государства, которое расположено на острове и насчитывает 54 города (как в Англии). Во главе государства стоит монарх, ограниченный конституцией, а все важные вопросы решаются Народным Собранием.
Рис. 3. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.
«Надо стремиться не выигрывать битвы или завоевывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» – писал Монтень в своих трудах.
Что мы узнали?
Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1377.