Совесть Запада: цитаты и высказывания Альбера Камю. Совесть Запада: цитаты и высказывания Альбера Камю Разум бессилен перед криком сердца альбер камю

Его называли «человеком нищеты и солнца» или «мятежным художником». Во время Второй мировой войны он был активным участником сопротивления. Альбер Камю считал, что жить — означает исследовать абсурд, бунтовать против него.

Мы сделали для вас подборку философских цитат Альбера Камю, с помощью которых вы сможете познакомиться с его творчеством и взглядами.

  1. Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.
  2. Самой холодной зимой я узнал, что внутри меня — непобедимое лето.
  3. Человек — единственное существо, которое не хочет быть самим собой.
  4. Не быть любимым — это всего лишь неудача, не любить — вот несчастье.
  5. Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни.
  6. Не иди впереди меня — я могу не успеть.
    Не иди позади меня — я могу завести не туда.
    Просто иди рядом со мной и будь моим другом!
  7. Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя.
  8. Время идёт медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.
  9. Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.
  10. Человеческое сердце обладает досадной склонностью именовать судьбой только то, что его сокрушает.
  11. Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми, и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами.
  12. Истинная щедрость по отношению к будущему — это всё посвятить настоящему.
  13. Если продолжать искренне любить то, что в самом деле достойно любви, и не растрачивать свою любовь по мелочам, по пустякам, по глупостям, можно понемногу сделать свою жизнь светлее и стать сильнее.
  14. Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.
  15. Одна большая любовь, которая произошла один раз за всю жизнь, оправдывает все те бесконечные приступы отчаяния, которым человек бывает обычно так подвержен.
  16. Раны от любви, в отличии ран от пуль, никого не убивают, но и не заживают никогда.
  17. Разум бессилен перед криком сердца.
  18. Человека делает человеком в большей степени то, о чем он умалчивает, нежели то, что говорит.
  19. Только не жди, что счастье придет вместе с мужчиной. Сколько женщин совершают такую ошибку! Счастье — в тебе самой, нужно лишь дождаться его.
  20. Любить кого-то — значит согласиться стареть вместе.
  21. Жизнь слишком быстро входит в привычку. Хочешь заработать деньги, чтобы жить счастливо, и в итоге все силы, весь цвет жизни уходят на их добывание. Счастье забыто, средство принято за цель.

Абсурдное рассуждение. 3

Абсурдный человек. 8

Абсурдное творчество. 11

Миф и Сизифе. 14

Изложение собственной позиции. 15

Список литературы.. 17


А. Камю о смысле жизни

Абсурдное рассуждение

Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов. Как на него ответить? По-видимому, имеются всего два метода осмысления всех существенных проблем - а таковыми я считаю лишь те, которые грозят смертью или удесятеряют страстное желание жить,- это методы Ла Палисса и Дон Кихота. Только в том случае, когда очевидность и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциям, и к ясности. При рассмотрении столь скромного и, в то же время, столь заряженного патетикой предмета классическая диалектическая ученость должна уступить место более непритязательной установке ума, опирающейся как на здравый смысл, так и на симпатию.

Червь сидит в сердце человека, там его и нужно искать. Необходимо понять ту смертельную игру, которая ведет от ясности в отношении собственного существования к бегству с этого света.

Исподволь утверждалось, будто взгляд на жизнь как на бессмыслицу равен утверждению, что она не стоит того, чтобы ее прожить. На деле между этими суждениями нет никакой необходимой связи. Просто должно не поддаваться замешательству, разладу и непоследовательности, а прямо идти к подлинным проблемам. Разве абсурдность жизни требует того, чтобы от нее бежали - к надежде или к самоубийству? Вот что нам необходимо выяснить, проследить, понять, отбросив все остальное. Ведет ли абсурд к смерти? Эта проблема первая среди всех других, будь то методы мышления или бесстрастные игрища духа. Упорство и проницательность – таковы привилегированные зрители этой абсурдной и бесчеловечной драмы, где репликами обмениваются надежда и смерть.

я задаю метод. Но это - метод анализа, а не познания. Определяемый здесь метод передает чувство невозможности какого-бы то ни было истинного познания. Он дает возможность перечислить видимости, прочувствовать душевный климат.

Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни.

Чтобы понять мир, человек должен свести его к человеческому, наложить на него свою печать. Вселенная кошки отличается от вселенной муравья. Трюизм "всякая мысль антропоморфна" не имеет иного смысла. В стремлении понять реальность разум удовлетворен лишь в том случае, когда ему удается свести ее к мышлению. Если бы человек мог признать, что и вселенная способна любить его и страдать, он бы смирился.

я возвращаюсь к самому началу, понимая, что с помощью науки можно улавливать и перечислять феномены, нисколько не приближаясь тем самым к пониманию мира. Мое знание мира не умножится, даже если мне удастся прощупать все его потаенные извилины.

Все это не имеет ничего общего с умом, отрицает его глубочайшую суть, состоящую в том, что он порабощен миром. Судьба человека отныне обретает смысл в этой непостижимой и ограниченной вселенной. Над ним возвышается, его окружает иррациональное - и так до конца его дней. Но когда к нему возвращается ясность видения, чувство абсурда высвечивается и уточняется. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души. Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он - единственная связь между ними.

Хайдеггер хладнокровно рассматривает удел человеческий и объявляет, что существование ничтожно. Единственной реальностью на всех ступенях сущего становится "забота". Для потерявшегося в мире и его развлечениях человека забота выступает как краткий миг страха. Но стоит этому страху дойти до самосознания, как он становится тревогой, той постоянной атмосферой ясно мыслящего человека, "в которой обнаруживает себя экзистенция".

Ясперс отрекается от любой онтологии: ему хочется, чтобы мы перестали быть "наивными". Он знает, что выход за пределы смертной игры явлений нам недоступен. Ему известно, что в конце концов разум терпит поражение, и он подолгу останавливается на перипетиях истории духа, чтобы безжалостно разоблачить банкротство любой системы, любой всеспасительной иллюзии, любой проповеди. В этом опустошенном мире, где доказана невозможность познания, где единственной реальностью кажется ничто, а единственно возможной установкой - безысходное отчаяние.

Шестов на всем протяжении своего изумительно монотонного труда, неотрывно обращенного к одним и тем же истинам, без конца доказывает, что даже самая замкнутая система, самый универсальный рационализм всегда спотыкаются об иррациональность человеческого мышления. Он отказывает разуму в основаниях, он не сдвинется с места, пока не окажется посреди блеклой пустыни с окаменевшими достоверностями.

Кьеркегор утверждается в том, что ни одна истина не абсолютна и не может сделать существование удовлетворительным. Дон Жуан от познания, он умножал псевдонимы и противоречия, писал одновременно "Назидательные речи" и "Дневник соблазнителя", учебник циничного спиритуализма. Он отвергает утешения, мораль, любые принципы успокоения. Он выставляет на всеобщее обозрение терзания и неусыпную боль своего сердца в безнадежной радости распятого, довольного своим крестом, созидающего себя в ясности ума, отрицании, комедианстве, своего рода демонизме. Этот лик, нежный и насмешливый одновременно, эти пируэты, за которыми следует крик из глубины души,- таков сам дух абсурда в борьбе с превозмогающей его реальностью. Авантюра духа, ведущая Кьеркегора к милым его сердцу скандалам, также начинается в хаосе лишенного декораций опыта, передаваемого им во всей его первозданной бессвязности.

Гуссерль и феноменологи восстановили мир в его многообразии и отвергли трансцендентное могущество разума. Вселенная духа тем самым неслыханно обогатилась. Лепесток розы, межевой столб или человеческая рука приобрели такую же значимость, как любовь, желание или законы тяготения. Теперь мыслить не значит унифицировать, сводить явления к какому-то великому принципу. Мыслить - значит научиться заново видеть, стать внимательным; это значит управлять собственным сознанием, придавать, на манер Пруста, привилегированное положение каждой идее и каждому образу.

Как не почувствовать глубокое родство всех этих умов? Как не увидеть, что их притягивает одно и то же не всем доступное и горькое место, где больше нет надежды? Я хочу, чтобы мне либо объяснили все, либо ничего не объясняли. Разум бессилен перед криком сердца. Поиски пробужденного этим требованием ума ни к чему, кроме противоречий и неразумия, не приводят. То, что я не в силах понять, неразумно. Мир населен такими иррациональностями. Я не понимаю уникального смысла мира, а потому он для меня безмерно иррационален. Если бы можно было хоть единожды сказать: "это ясно", то все было бы спасено. Но эти мыслители с завидным упорством провозглашают, что нет ничего ясного, повсюду хаос, что человек способен видеть и познавать лишь окружающие его стены.

Абсурд рождается в этом столкновении между призванием человека и неразумным молчанием мира. Это мы должны все время удерживать в памяти, не упускать из виду, поскольку с этим связаны важные для жизни выводы. Иррациональность, человеческая ностальгия и порожденный их встречей абсурд - вот три персонажа драмы, которую необходимо проследить от начала до конца со всей логикой, на какую способна экзистенция.

У вышеупомянутых мыслителей ощутим общий духовный климат. Вряд ли будет преувеличением сказать, что это - убийственная атмосфера. Жить под этим удушающим небом - значит либо уйти, либо остаться. Необходимо знать, как уходят и почему остаются.

абсурд не в человеке (если подобная метафора вообще имеет смысл) и не в мире, но в их совместном присутствии. Пока это единственная связь между ними. Если держаться очевидного, то я знаю, чего хочет человек, знаю, что ему предлагает мир, а теперь еще могу сказать, что их объединяет

Проводя до конца абсурдную логику, я должен признать, что эта борьба предполагает полное отсутствие надежды (что не имеет ничего общего с отчаянием), неизменный отказ (его не нужно путать с отречением) и осознанную неудовлетворенность (которую не стоит уподоблять юношескому беспокойству). Все, что уничтожает, скрывает эти требования или идет вразрез с ними (прежде всего это уничтожающее раскол согласие), разрушает абсурд и обесценивает предлагаемую установку сознания. Абсурд имеет смысл, когда с ним не соглашаются.

Я ожидал вовсе не этого. Речь шла о том, чтобы жить и мыслить, несмотря на все терзания, чтобы решить вопрос: принять их или отказаться. Тут не замаскируешь очевидность, не упразднишь абсурд, отрицая один из составляющих его терминов. Необходимо знать, можно ли жить абсурдом, или эта логика требует смерти. Меня интересует не философское самоубийство, а самоубийство как таковое. Я намерен очистить этот акт от его эмоционального содержания, оценить его искренность и логику. Любая другая позиция предстает для абсурдного ума как фокусничество, отступление ума перед тем, что он сам выявил.

В мире, который окружает, задевает, подталкивает меня, я могу отрицать все, кроме этого хаоса, этого царственного случая, этого божественного равновесия, рождающегося из анархии. Не знаю, есть ли у этого мира превосходящий его смысл. Знаю только, что он мне неизвестен, что в данный момент он для меня непостижим. Что может значить для меня значение, лежащее за пределами моего удела? Я способен к пониманию только в человеческих терминах. Мне понятно то, к чему я притрагиваюсь, что оказывает мне сопротивление. Понимаю я также две достоверности - мое желание абсолюта и единства, с одной стороны, и несводимость этого мира к рациональному и разумному принципу - с другой. И я знаю, что не могу примирить эти две противоположные достоверности. Какую еще истину я мог бы признать, не впадая в обман, не примешивая надежду, каковой у меня нет и которая бессмысленна в границах моего удела?

20 лучших цитат Альбера Камю:

1. Одна большая любовь, которая произошла один раз за всю жизнь, оправдывает все те бесконечные приступы отчаяния, которым человек бывает обычно так подвержен.

2. Раны от любви, в отличии ран от пуль, никого не убивают, но и не заживают никогда.

3. Разум бессилен перед криком сердца.

4. Единственные стоящие вещи - человечность и простота.

5. Молчать - верить самому себе.

6. Быть счастливым не стыдно.

7. Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье.

8. Ревность есть в большей мере осуждение самого себя. Зная, о чем способен помыслить ты сам, ты решаешь, что и она помышляет о том же.

9. Вы знаете, что такое обаяние? Умение почувствовать, как тебе говорят «да», хотя ты ни о чем не спрашивал.

10. Стоит только обзавестись привычками, и дни потекут гладко.

11. Нет ни одного даже самого прискорбного события, в котором не было бы своих хороших сторон.

12. Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами.

13. Так бывает нередко - человек мучается, мучается и сам того не знает.

14. Человека делает человеком в большей степени то, о чем он умалчивает, нежели то, что говорит.

15. Человеческое сердце обладает досадной склонностью, именовать судьбой только то, что его сокрушает.

16. Ад - особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно ее домогались.

17. Иметь силу выбрать то, что тебе по душе, и не отступаться. Иначе лучше умереть.

18. Психология, сводящаяся к копанию в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы познать себя, чтобы самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание. Человек пребывает в поиске в течение всей жизни. Познать себя до конца - значит умереть.

19. Человек всегда бывает в чем-то немножко виноват.

20. Но как и всем, у кого нет души, вам невыносим человек, у которого ее избыток. Да, избыток! Вот что мешает вам! Не правда ли?

Я вся в твоем внимании, -сказала Ира, ставя на стол два бокала,- чем тебя вдруг привлек ночной воздух окраин Москвы или ты нашего участкового караулила?
-К бабушке приехали гости и она попросила остаться сегодня у Соколова,- сделав небольшой вдох она продолжила,- я пока ей ничего не рассказала, не хочу ее расстраивать.
-Тааак, раз ты сейчас не в объятиях своего учителя, значит что-то случилось, -примеряя на себя роль Шерлока, сказала она подруге.
Но она даже не догадывалась, что сейчас происходит в сердце ее подруги. Она чувствовала себя использованной и грязной. Ей хотелось отмыть каждый сантиметр своего тела. Она не могла собраться с силами и рассказать одному из своих самых близких людей всю правду.
-Каааать,- напоминая, что она не намерена отступать, говорила Ира
-Когда я собирала вещи к Сереже, он пришел,- убирая с глаза уже подступившие слезы,- он не спрашивал меня, не спрашивал,- зациклено повторяла она и все больше впадая в истерику.
Подруга не сводила с нее глаза, будто она уже поняла все с первых слов.
-Вот козел, ну ничего, придет он еще подстричься я ему там подстригу. А ты успокойся, забудь этого урода, а твоего мента мы с сиренами вернем. Не переживай. - говорила она это обнимая Катю.
-Спасибо, Ир,- одной рукой протирая глаза, а другой рукой обнимала подругу.
-Все! Взяли себя в руки,- подвигая к себе стаканы продолжила она,-Дееееед, а у тебя там ничего не осталось?
-Совсем меня изжить хотите,- сказал дед, ставя на стол бутыль с еще один стаканом

Улица уже полным ходом начала просыпаться. Гамлет открыл магазин, Тамара Павловна уже успела кому-то нажаловаться на свою распутную дочь, а Ксюха и Леха уже во всю прогуливали первый урок. И только в салоне царила полная тишина, но только до прихода начальницы.
-Доброе утро, курицы,-в салоне звонко раздался голос Аллы.
Девушки скривились резкого звона в голове.
- Пожалуйста, по тишееее,- молебна просила Ирка, прижимая к вискам бутылку с водой.
- Я смотрю у кого-то была явно веселая ночка,- вдруг неожиданно раздался голос Соколова, от которого резко вздрогнула Катя,- Кофе не нальете?
- Соколов,иди к черту
- А это уже публичное оскорбление представителя власти при исполнении,- с улыбкой ответил Соколов
- Кать,налей кофе, сотруднику власти,- обратилась к ней начальницу
- А что я то сразу? - Опешила та
- Вы что вообще страх потеряли?
- Хорошо,- под нос сказала себе Катя и без особого желания поплелась в подсобку.
- - Посадил я вашего Васю на 15 суток, меньше ссать в урну буду, так что можете спать спокойной. А и да, я ближе к 3 часам занесу заявление на угон машины.
- Ну спасибо, Сереж, хоть ты настроение поднял, - с укором поглядывая на своих сотрудницы
- А мы что? У нас повод был,- не заставив себя ждать сказала Ирка
- Да? И какой же?
- День по борьбе с курением,- язвительно ответил участковый
- Очень смешно, - Ира перевела взгляд с Соколова на Аллу и с полной уверенностью в голосе продолжила - Вообще-то,нет, прекрасный подмосковный воздух. Да, Кать?
-Ага,- буркнула подруга и молча подала Соколову кофе.
- - Мне еще вооон ту печеньку,- показывая рукой на подсобку.
- А раньше сказать было не судьба, - с возмущением посмотрела она
- Только если бы она была моей судьбой, - иронично ответил тот
Она молча развернулась и пошла обратно в подсобку.
- Вот вам обоим делать нечего, - усмехнулась Алла наблюдая за всей этой картиной
Сергей сконфузился, но быстро взял себя в руки
- Преступники не ждут, я позже зайду,- Не допив кофе, встал он
- Печенья не забудь, - и поставила коробку на ресепшн
- Точно, - он схватил пару штук и быстро пошел к своей машине
- Ладно, курятник, я тоже пошла, - и начальница стремительно ушла
- Кааатька, ну поговори ты с ним
- О чем, Ир? Ты сама видела, как он ко мне относится.

Альбер Камю – один из самых ярких представителей литературы экзистенциализма. В своем творчестве Камю размышлял о смысле существования, о свободе, бунте, абсурде, морали. При жизни Камю получил еще одно имя – Совесть Запада. Его высказывания – это совокупность философских поисков и размышлений, на которые он часто дает ответ. В нашей подборке вы познакомитесь с цитатами Альбера Камю на разные темы. Его изречения четко характеризуют жизненную позицию экзистенциалиста ХХ века.

Первой серьезной работой писателя был роман Счастливая смерть, после него у Камю начался плодотворный литературный путь. К наиболее известным произведения французского экзистенциалиста относятся повесть Посторонний, Падение, эссе Миф о Сизифе, Своевременные размышления и др. Мировую славу автору принес роман Чума, вышедший в 1947 году. В 1957 году Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, что говорит о высокой оценке и признании его творчества.

Камю много размышляет о жизни и смерти, ведь эта тема ему близка не понаслышке. Он был болен туберкулезом и в силу своей болезни не мог осуществить все задуманные планы. В частности, он был отстранен от конкурса на преподавательскую должность и не мог вступить в ряды французской армии. Единственное, что было под силу Камю – это писать. В творчестве он находил силы жить и черпал жизненную энергию. Альбер Камю – пример человека, который не сдается, стойко принимает все удары судьбы и движется вперед.

Цитаты

Физическая ревность есть в большей мере осуждение самого себя. Зная, о чем способен помыслить ты сам, ты решаешь, что и она помышляет о том же.

Ревность — это неуверенность в себе.

Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку.

А в чем шутка?

Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти.

Умение преодолевать страсти — это настоящее искусство.

Гениальность может оказаться лишь мимолётным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить её в славу.

К славе ведет упорство и тяжкий труд.

Именно в мечте о жизни и существует человек, который находит свои истины и их теряет на земле…

Жизнь проходит, пока мы мечтаем о ней.

Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии. Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Погоня за деньгами лишает человека жизни.

Когда-нибудь будет поколение, которое оставит его в покое?

Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.

Поиск очевидного, как ни странно, но самый долгий.

Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером - другое. Но где истина - в ночных думах или в дневных размышлениях?

Как ни странно, но мнение и чувства человека зависят от времени суток…

Одни созданы для того, чтобы любить, другие - для того, чтобы жить.

А почему нельзя любить и жить?

С несправедливостью либо сражаются, либо сотрудничают.

Большинство все-таки сотрудничают.

С плохой репутацией жить легче, чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все время быть на высоте - ведь любой срыв равносилен преступлению. При плохой репутации срывы простительны.

Но это не значит, что все должны стремиться к плохой репутации.

Раны от любви, в отличии ран от пуль, никого не убивают, но и не заживают никогда.

Несчастливая любовь оставляет следы на всю жизнь.

Стареть - значит переходить от чувств к сочувствию.

Если тебе начинают сочувствовать, значит к тебе идет старость.

Разум бессилен перед криком сердца.

Мысли сердца не мудрее, но они сильнее, поэтому они, как правило, и побеждают.

Молчать - верить самому себе.

Люди привыкли много говорить и жить, никому не веря.

Быть счастливым не стыдно.

Нужно только узнать, как им стать.

Истинная щедрость по отношению к будущему - это всё посвятить настоящему.

Пока вы думаете о будущем, настоящее проходит.

Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни.

Счастье начитается там, где заканчиваются его поиски.

Важный вопрос, который следует разрешить «на практике»: можно ли быть счастливым и одиноким?

Можно, но не более одного дня…

Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет.

Чтобы что-то получить, нужно сначала что-то отдать.

Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам.

Чтобы стать счастливым, нужно сначала полюбить себя.

Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.

Путешествие бодрит, дарит новые эмоции и возвращает ощущение жизни.

Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать человеком.

Созерцать и статуя может, а вот действовать свойственно только человеку.

Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.

Все гениальное всегда основано на любви.

Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

На самом деле не столько поводов для отчаяния, настолько сильна привычка…

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Зачем тратить на это бессмысленное занятие 10 лет жизни, пока непонятно.

Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу.

Свободным людям не нужно искать смысл, он у них и так есть.

Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми, и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами.

Из-за того, что люди хотят слишком много, получают они слишком мало.

Моя беда в том, что я всё понимаю.

Те, кто ничего не понимают, не знают никакой беды.

Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.

Большинство так и живет в плену своих лживых мыслей.