Когда начинается кризис 3 лет у детей. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть.

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Например, Если ребенок моет ложку или ложку, возьмите все возможное и возьмите с собой блюда, скажите, что вы не будете сердиться, и вы не получите достаточно каши. Затем, через минуту, дайте ребенку кашу, если он снова ест снова, бросая его на землю - снова мы рисуем кашу. Предполагается, что ребенок будет - если он продолжит это делать, будут последствия. Он узнает, что весело, что случилось. Потому что он понимает, что если он не будет вести себя должным образом, он получит внимание.

Важно, чтобы мы «не получали» отрицательное поведение ребенка. Вы не можете этого сделать, не принимайте это, не лезьте сюда, и когда вы делаете красиво, мы не контролируем его. Поэтому, когда ребенок ведет себя хорошо - «поймайте» поведение такого рода ребенка. Не подчеркивайте негативное поведение ребенка. С смелыми эмоциями, давайте покажем, что это невозможно сделать - если вы сломаете зеркало, поймайте ребенка, но не издевайтесь над ним.

Поведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко

Симптомы кризиса у детей

  1. Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым - малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
  2. Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
  3. В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: «я хочу», «я сам».
  4. Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
  5. Упрямство проявляется в каждой детали - будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
  6. Вредность - еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
  7. Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека.
  8. Малышу требуется много внимания - даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес - вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
  9. Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку - за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.

Еще одна важная вещь заключается в том, что мы не менее настойчивы, чем ребенок. Если ребенок хочет чего-то, вы можете попросить его в течение длительного времени. И часто через несколько мгновений мое терпение не хватает, и она дает конфету. Таким образом, мы призываем ребенка просить больше.

Итак, научите своего ребенка - если вы скажете, что не сделаете этого, сохраните свою позицию. В следующий раз ребенок уже будет знать, что лучше встретить слова матери. Если мы будем настойчивы, в будущем будет меньше «воздушных змеев». Если мы научимся это наказанием, это не сработает, мы эмоционально навредим ребенку, поэтому важно воплотить больше терпения и пойти позитивно.

Причины кризиса в 3 года

Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.

Часто мы склонны говорить, что детство - лучшее время, не беспокойство, не работа, просто игра и многое другое. Детство является вехой в жизни человека. Особенно, если мы говорим о трудностях развития ребенка, которые возникают во время кризисов, которые начинаются в разные периоды времени.

Чтобы облегчить рост нашего ребенка, создать теплые семейные отношения, быть счастливыми и наслаждаться нашим отцом, важно знать и понимать, какие трудности возникают в начале жизни ребенка. Еще до подросткового возраста ребенок переживает 5 тяжелых жизненных этапов - кризисы.

Острая форма кризиса обусловлена неправильным семейным воспитанием, если мама и папа лишали малыша самостоятельности, не позволяли принимать решения, постоянно опекали. Нередко молодым родителям свойственна несогласованность поведения: папа разрешает, а мама запрещает игрушки. Все это приведет к кризису 3 лет.

Сколько длится кризис трех лет?

Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.

Самый первый кризис в человеческой жизни начинается сразу после рождения. До сих пор он привык жить в животе мамы, в окружении воды и тьмы, и вдруг он выливается в мир, в котором все новое, яркое, высокое и шумное, он не услышит избиения сердца своей матери. В этот период мать должна стремиться как можно скорее положить маленького мальчика в ее сердце, чтобы он мог слышать знакомый ей звук и чувствовать себя спокойно. Вот почему врачи так спешат это делать. Они знают, что та же боль, что и мать, и ребенок.

Единственное различие заключается в том, что мама знает, что ждет ее и почему, и это маленькое беспомощное существо еще не может понять причину этой боли. Следующий кризис начинается, когда ребенок достигает около года. Часто в литературе это называется кризисом первого года, но на самом деле этот кризис связан с возможностью нового ребенка свободно перемещаться в окружающей среде. Когда ребенок уже идет, он чувствует себя более независимым, начинает понимать, что он и его мать - отдельный организм.



Кризис 3 лет - понятие условное, поскольку ребенок может «царствовать» и до 4-хлетнего возраста

Как помочь ребенку пережить это время?

  • Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный , излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
  • Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
  • Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
  • Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
  • Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
  • Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
  • Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке - небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.


В период кризиса для ребенка очень важна его самостоятельность - стоит позволять малышу приобщаться к взрослым занятиям, давать ему делать самостоятельный выбор
  • Справиться с трудностями помогут наставления психолога, если хотите избежать конфликтов, ведите себя соответствующе: спрашивайте разрешения чада во всем, что касается его персоны, идет на прогулку - узнайте, какую одежду он наденет, готовите обед – спросите, что он хочет.
  • Будьте разумными – уступайте в мелочах, например, если сегодня малыш хочет съесть второе блюдо перед супом, ничего страшного не произойдет, в желании взять во двор именно эти игрушки тоже нет ничего страшного.
  • Идите на компромиссы – пусть малыш сам выберет оптимальное для него решение, родителям не нужно ставить ультиматумов.
  • Изучайте психологические особенности вашего ребенка, детский организм индивидуален, обращайте внимание на слабости чада, стройте воспитание не на наказаниях, а на позитивных поощрениях.
  • Если ребенок не справляется, не нужно все делать за него, лучше просто предложите помочь. Если вы столкнетесь с агрессией, не стоит настаивать, пусть малыш все делает так, как выходит, переделать вы можете уже без него.
  • Проявление тепла и ласки – верный путь к преодолению кризисных явлений, нужно заботиться о малыше, чаще его обнимать и хвалить, это сформирует уверенность в себе у подрастающего проказника, позволит чувствовать себя любимым в семье. Особенно в таких жестах нуждаются дети, вынужденные делить любовь со своими братьями и сестрами.
  • Если самостоятельно справится с ситуацией не получается, а напряженная обстановка в семье возрастает, лучше обратиться к помощи профессионального детского психолога.


Не стоит бояться обращаться с чадом к психологу - специалист просто поможет спокойно пережить период кризиса и подскажет родителям, как им поступать в конкретных ситуациях
  1. Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
  2. Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче - вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
  3. Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит - может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
  4. Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.

Ещё вчера ребенок был послушным, а сегодня он капризный и раздражительный. Врачи называют этот не самый приятный для родителей период кризисом трёх лет. Именно в этом возрасте малыш уже осознает себя как самостоятельную личность и начинает испытывать терпение родителей, выясняя для себя границы дозволенности. Самой частой фразой ребёнка становится «Я не хочу!».

Важно дать ребенку свободу действовать, поощрять и поддерживать себя. Именно в это время первые правила должны появляться в семье. Оба, папа и мама, должны договориться о том, что ребенок может делать дома, где он сможет уйти, что взять, какой ящик открыть. Если в семье есть другие члены семьи - братья, сестры, внуки, - важно, чтобы они придерживались тех же правил.

Ребенку будет сложно понять, почему его папа не позволил шкафу открыться на кухне и удалить все горшки, но мать разрешила. Третий кризис, о котором можно найти большинство информации, и который является наиболее обсуждаемым родителем кризиса третьего года. Этот кризис стал настолько популярным, потому что у родителей нет информации о кризисе первого года, они недостаточно подготовлены к тому, что ожидается в будущем, и они должны «перевоспитывать» своего ребенка почти три года. Ребенок полностью осознает слово «АС», знает его смысл и начинает хотеть делать то же самое.

Вот тут родители зачастую начинают вести себя неправильно, ругают и наказывают чадо по любому поводу. Делать этого не стоит. Конечно, наказать иногда нужно, но только если малыш совершил что-то неприемлемое. Постарайтесь набраться терпения и объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему. Если вы будете постоянно ругать и наказывать, то в результате ребёнок станет ещё непослушнее и упорнее.

Если дом до сих пор был согласован по основным правилам, ребенок узнает их, и вам будет легче. Если вы спешите утром, поднимите ребенка рано и дайте себе одеться, снимите одежду, заберите грязную одежду, позаботитесь о игрушках, кормите своего питомца и так далее.

Просто дайте ему представление о развлечениях как о собственном выборе, так что вы сможете получить его в будущем, когда хотите, чтобы ребенок помогал дома, но если он не в состоянии помочь, возникнут дополнительные трудности. Кризис жизни четвертого ребенка начинается примерно через 5-6 лет жизни ребенка. Одним из основных симптомов этого кризиса является то, что ребенок больше не работает над прошлыми методами воспитания, что приводит к большему количеству конфликтов и эмоциональных расстройств.

Как проявляется кризис? (Видео)

Кризис трёх лет обычно проявляется непослушанием ребенка: он позволяет себе различные пакости, не слушается старших, не выполняет просьбы и устраивает истерики по любому поводу и без него . Такое поведение свойственно как девочкам, так и мальчикам.

При приближении кризиса родителям стоит начинать готовиться заранее. Подготовьте себя к тому, что ребёнок будет упрямиться и своевольничать. Необходимо понимать, что это абсолютно нормально, так как ваш отпрыск не обязан быть идеальным, он растёт и развивается и это – очередной этап взросления.

Этот кризис начинается с изменений в структуре мозга. Мнение ребенка меняется, ему удается больше управлять своими эмоциями, его внутренний мир становится намного более сложным, творческим. Таким образом, капризность ребенка, которая возрастает во времени, - это просто неспособность контролировать свои эмоции, у ребенка все еще не хватает опыта, как соответствующего проявления усталости или выражать недовольство действиями, которые они не хотят. Лучший способ преодолеть этот период - обеспечить мотивацию для работы, тем больше ребенок мотивирован в этом возрасте, тем больше он хочет в будущем.

В кризисном возрасте малыш хочет быть самостоятельным и понимает, что иногда ему не хочется делать то, о чём просят. Он хочет сам всё решать и делать по-своему. Для него это новые ощущения.

Нередко в этот период возникают новые линии поведения и так называемые признаки кризиса трёх лет :

Еще одним важным этапом в жизни ребенка является школа. И новый этап - новая причина кризиса. Этот кризис часто начинается именно от взрослых - родителей, бабушек и дедушек, учителей, ожидающих внезапного изменения ребенка. Он станет более независимым, ответственным, он будет учиться хорошо, найти друзей и так далее. Таким образом, ребенок сталкивается с требованиями окружающих. Ученик чувствует себя неуверенно, потому что вся повестка дня изменилась, и новые требования к родственникам изменились.

В настоящий момент формируются моральные положения ребенка. Пытаясь найти справедливость и добро повсюду, так часто отказывается подружиться с теми, кто не разделяет, и родители часто оказываются в сложной ситуации. На данный момент вам нужно много думать о том, что может сказать ваш ребенок, а что нет. Если ваш папа и мама расскажут о том, что бабушка не может раздавить детей и звонки соседей вслух, и это не позволяет ей спать по утрам, не удивляйтесь, что они упрекают вас, потому что ребенок сказал им ваше мнение.

  • Негативизм: Ребёнок противоречит родителям и поступает по-своему. Он может очень хотеть пойти гулять, но откажется от предложения лишь потому, что оно исходит от взрослого. Тем самым чадо пытается защитить свое «Я», и не стоит рассматривать это как баловство.
  • Упрямство: Ребёнок будет стоять на своём до последнего. Даже если ему уже и не хочется того, чего он требовал. Ничто и никто не может переубедить малыша, даже если вы будете уговаривать его и предлагать взамен что-то более интересное. Так ребёнок хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Обесценивание: Ребёнок начинает по-другому относиться ко всему, что ему нравилось до сих пор: перестает играть с любимыми игрушками, хорошо относиться к ранее любимым взрослым и начинает считать родителей злыми. Его перестают интересовать игры и занятия, столь любимые ранее. Нередко ребёнок начинает ругаться и обзываться.
  • Стремление к самостоятельности: Ребёнок старается не прибегать к чьей-то помощи, делает всё сам. Конечно, хорошо, что он стремится к этому, но иногда дети берутся за то, чего они не могут сделать в силу своего возраста. Тут скорее можно назвать такое поведение своеволием.
  • Деспотичность: попытки ребёнка командовать всем, в том числе и взрослыми. Он начинает указывать, кто, что должен делать, что он наденет на прогулку и требует подчинения окружающих.

Есть ли позитивные стороны?

Не нужно воспринимать кризис как сплошную трудность. В этом есть и положительные стороны. Необходимо лишь увидеть их и помочь ребёнку в трудные для него моменты. Главный плюс в том, что кроха учится быть самостоятельным, защищать себя и свои права. Он пытается давать отпор внешнему миру.

На данный момент вам нужно не только думать, что вы говорите детям о других, но и то, что вы делаете сами. Ваши действия и слова не противоречат моральным нормам. Если дети видят, что родители говорят им: «Не разговаривайте во время еды», но сами они всегда так говорят? И если мама сказала: «У меня есть комната или компьютер», и ребенок продолжает играть, потому что мама не принимает меры, правильно? Ребенок теперь нуждается в власти, он ищет человека для выравнивания.

Штайнер обратил внимание на то, что, глядя на маленького ребенка, родители и воспитатели иногда, естественно, имеют глубокие экзистенциальные вопросы. Как мы должны вести себя так, чтобы ребенок мог как можно больше выполнять свою свободную природу? Какова судьба, подготовленная для него, независимо от его свободы, и почему мы те, кого призвали заботиться и воспитывать его? Каждый ребенок - это индивидуальность, он свободен. Однако закономерности развития существуют и урегулированы. Штайнер сказал, что истинное искусство образования требует знания частей человеческого существования и закономерностей их развития.

Ни в коем случае не надо стараться сломить ребёнка, навязать ему свою волю. Это может навсегда убить в нём желание чего-то добиваться и сделать его слабым и безвольным.

Если родители с ранних лет подавляют ребёнка, требуют, чтобы он всегда уступал и слушался, то малыш не переживает этот кризис. В итоге в будущем он не сможет противостоять всем трудностям внешнего мира и будет просто беззащитен. Позже родителям придётся учить его стоять за себя и выражать свои желания и мнение, чтобы не страдать от чужого давления, командования и наглости.

Необходимо знать, какая часть человека и в каком направлении целесообразно действовать в определенном возрасте. Штайнер предполагает, что существует архетипический процесс развития человека, который включает физическое, психологическое и духовное развитие человека. Это уникальная теория развития личности, в которой говорится, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, от рождения до смерти. Это развитие во многом определяется самим человеком, но на него также влияют определенные закономерности или архетипы человеческого развития.

Если ребёнок постоянно во всём слушается, то такое поведение перенесётся и на садик, и на . Он будет всегда во всём уступать и выполнять чужую волю. Эта покорность будет сопровождать его и во взрослой жизни. Ребёнок должен учиться настаивать на своём, а не только уступать, иначе ему будет очень тяжело чего-то добиться.

Есть ещё одна причина, по которой кризис трёх лет может не наступить. Этой причиной является сама мама малютки, которая уделяет ему всё своё внимание, старается постоянно его воспитывать. Так ребенок рано начинает сопереживать маме. Он будет всегда стараться сделать все правильно, только чтобы не обидеть её. Малыш будет выполнять все просьбы и указания взрослых, чтобы родители видели, какой он послушный и не расстраивались.

Штайнер говорит, что каждые семь лет человек переживает метаморфозу, трансформацию, которая меняет то, что ему нужно, и возможности, способности. В детстве архетип развития более выражен, чем в жизни взрослого. Чем моложе ребенок, тем меньше его развитие определяется индивидуальностью, тем больше закономерность развития. Педагогическая программа Вальдорфа отражает и поддерживает это архетипическое развитие, обеспечивая своевременные проблемы, трудности и поддержку детей. Если детям разрешено адаптироваться к этому ритму развития, у них больше возможностей для гармоничного развития.

Очень важно для родителей научиться направлять энергию ребёнка «в мирное русло», давать ему посильные задания и, конечно, часто хвалить за успехи.

Что делать, если кризис затянулся, и непослушность ребёнка обрела постоянный характер? Тут только один выход – признать собственное «Я» ребенка и научиться жить с ним в мире и согласии. Важно научить своего упрямого малыша идти на компромиссы, уметь договариваться.

В педагогике Вальдорфа признаются три основные стадии развития ребенка: от 0 до 7 лет, от 7 до 14 лет. И с 14 до 21 года. Что касается условий обучения, то они включают дошкольное образование от 3 до 7 лет, младшие классы от 7 до 14 лет и старшие классы средней школы с 14 до 19 лет. Каждый из этих этапов имеет специфические и значительные особенности физического, психологического и духовного развития.

Ребенок дошкольного возраста неосознанно полагает, что мир хорош и полон смысла. Все переживания ребенка формируются, они влияют на процессы роста и созревания, движения и координацию, развитие языка и интеграцию сенсорного восприятия. Задача взрослого педагога состоит в том, чтобы образовательная среда ребенка была осмысленно сформирована и что сенсорные впечатления, с которыми сталкивается ребенок, отвечают его потребностям развития. В этом эпизоде, от рождения до 7 лет, маленький ребенок учится в основном насмешкой и игрой.

Истерика! Что делать?

Очень часто трёхлетки, настаивая на своем, начинают устраивать истерики. Как действовать родителям, если ребенок постоянно закатывает сцены и вообще ведёт себя вызывающе? Главное - отучить его думать, что криками можно добиться желаемого результата. Нельзя позволять ребенку делать всё, что он захочет, и потакать ему, лишь бы перестал плакать. Запомнив и усвоив вашу реакцию, он будет прибегать к методу слёз и криков всё чаще и чаще.

Участие в характере ребенка этого возраста более важно, чем мышление, и поэтому его не следует стимулировать в одностороннем порядке с помощью интеллекта, но оно должно гармонично распространяться на все действия части личности маленького человека - разума, воли и чувств.

Суть учебной программы состоит в том, чтобы создать творческую и разумную среду для детей и осмысленный образ жизни, в котором каждому дается свое время, место и цель и который отвечает на неотъемлемую способность ребенка подражать. С 7 до 14 ребенок становится чрезвычайно чувствительным к красоте. Бунд и его эмоциональный мир распространяются. Живописные истории, ритмы, искусство и музыка - все это влияет на чувства ребенка и является наиболее подходящей формой обучения на этом этапе. Для ребенка имеет смысл, что он может отождествлять себя со своими чувствами.

Но и пытаться изменить поведение крохи тоже не стоит. Ни к чему хорошему это в итоге не приведёт. Если ребёнок плачет и требует одно, то попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое, начните интересную игру или почитайте его любимую книжку. Правда, если малыш уже заливается в истерике, это не поможет – тогда придётся подождать, когда он успокоится. Просто скажите ребёнку, что будете с ним говорить только после прекращения визгов и перестаньте обращать на него внимание. Главное для родителя – сохранять спокойствие, хотя это будет очень нелегко.

Очень часто справиться с истериками помогает признание «взрослости» ребёнка. Если он будет знать, что родители считают его равным, потребность что-то доказывать при помощи крика пропадёт сама.

Когда ребёнок успокоится, объясните ему, что нельзя добиваться всего криками, что вы любите его, но так поступать с вами нельзя, что вам обидно и неприятно. Часто дети устраивают истерики на улице или в магазинах – например, по поводу того, что ему не купили игрушку или , которую так хотелось. Отведите его туда, где поменьше народу, и проведите беседу. Предложите ему на выбор несколько вариантов совместного времяпрепровождения.

Как правильно вести себя родителям?

Родителям, прежде всего, необходимо набраться терпения. Конечно, не всегда удается сохранять каменное лицо, когда твои нервы на пределе, но постараться просто необходимо. Чтобы легче перенести этот тяжёлый период, можно прислушаться к советам детских психологов:


  • Не стоит слишком опекать ребенка, чрезмерно о нём заботиться, а также общаться с ним в авторитарном режиме.
  • Нужно придерживаться одной тактики в воспитании. То есть родители могут и наказывать, и хвалить, и дарить подарки, но только вместе, а не так, что мама наказала, а папа пожалел.
  • Поддерживайте самостоятельность и познавательный интерес ребёнка, если, конечно, он не выходит за рамки допустимого.
  • Старайтесь общаться с чадом, играя, не указывайте ему и не командуйте.
  • Всегда объясняйте ребёнку спокойно и на понятном для него языке, как нужно и как не допускается себя вести. И не забывайте указывать, почему. Воспитание должно проходить на позитивной волне, а не в наказаниях и запретах.
  • Всегда предлагайте крохе находить компромисс в . Очень важно оставлять ему право выбора.
  • Учите ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми. Он должен понимать, что нельзя ни с кем ругаться, обзываться и драться.

Ребенку тоже нужна помощь (Видео)

В такой период тяжело не только родителям, но и ребёнку. Он просто не понимает, что с ним происходит, не может контролировать себя и очень нуждается в вашей поддержке. Чаще хвалите и поощряйте его за хорошие поступки и поведение. Расскажите другим домашним, какой сегодня малыш молодец, сам лёг спать, съел всю кашу – тогда у ребёнка сформируется положительный образ себя.

Важно правильно реагировать на капризы и истерики. Сохраняйте спокойствие и пытайтесь понять малыша. Это сложный и важный период в жизни ребёнка, он испытывает себя, закрепляет силу воли и значение себя в этом большом мире. Просто необходимо запастись терпением и пережить этот временной промежуток.