План работы с детьми дошкольного возраста по подготовке к школе. План-программа по социально-психологической подготовки детей к школьному обучению

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;

  • продолжительность обучения составляет (октябрь - март)
  • наполняемость групп до 20 человек;
  • режим занятий: 1 раз в неделю - 3 занятия по 30 минут

«Занимательная математика».

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

Символическая подготовка - подготовка к оперированию знаками.

«Основы грамоты».

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

«Умелые ручки».

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника - это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми - это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности - это урок. Используются различные виды уроков - урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий:

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  • Развитие слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие мышления и речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Совершенствование навыков монологической речи.
  • Совершенствование навыков диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы.
  • Формирование этических представлений.
  • Повышение уверенности в себе.
  • Научить принимать решения.

Учебный план курса «Дошколенок»


занятий «Занимательная математика»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Свойства предметов. Сравнение.

Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный - короткий. На, над, под, справа, слева.

Понятия: Сколько? Много, мало. Столько же, одинаково.

Один. Много.

Точка, линия, прямая и кривая линия.

Ломаная линия. Многоугольник. Угол.

Замкнутые и незамкнутые линии. Числовой отрезок.

Знаки +, -, =, ≠. Ориентировка на листе.

Знаки <, >, =, ≠.

Математические загадки.

Раньше, позже. Математические игры.

Длиннее, короче. Измерение длины.

Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы.

Объем. Сравнение по объему. Измерение объема.

Соотношение количества предметов с цифрой.

Задачи, шутки. Ориентировка во времени.

Работа в тетради в клетку.

Геометрические формы.

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Соотношение количества предметов с цифрой.

Решение арифметических задач.

Работа в тетради в клетку.

Логические задачи.

Математические символы. Логические задачи.

Календарно - тематическое планирование занятий «Умелые ручки»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Дары осени. Лепка овощей и фруктов.

Моделирование самолета.

Лепка по сказке колобок.

Лепка. Забавные животные «Утка с утятами».

Декоративная работа. Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация « Павлин»

Аппликация по шаблону «Грибок»

Оригами «Лебедь»

Конструирование «Домик у дороги»

Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных украшений

Елочная игрушка «Дед Мороз» (с использованием ваты)

Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных украшений.

Аппликация «Снеговик»

Объемное моделирование «Елочка»

Лепка «Посуда из колец»

Мозаика «Кораблик»

Оригами «Лиса и колобок»

Оригами «Лиса и колобок»

Плыви, плыви кораблик (оригами из бумаги)

Аппликация «Ракета в космосе»

Аппликация «Весенняя композиция»

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Календарно - тематическое планирование
занятий «Основы грамоты»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Различение на слух звуков. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание.

Текст. Деление на предложение. Знакомство с разлиновкой тетради.

Текст. Деление на предложение. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание.

Составление предложений по картинкам времена года. Узкая строка. Письмо прямых - коротких линий. Считалки

Составление предложений по картинкам. Письмо прямых - коротких линий.

Выделение слов из предложений. Слоги. Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Ударный слог. Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв.

Ударный слог. Повторение. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу.

Предложение, слова, слоги, ударение. Знакомство с линованной бумагой

Предложение, слова, слоги, ударение. Письмо коротких линий с наклоном.

Русские былинки, бывальницы и сказки.

Русские народные считалки, пословицы и поговорки, прибаутки, сказки, былины.

Игра «Найди букву»

Предложение. Слог. Ударение. Закрепление. Штриховка-копирование

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Слово. Слог. Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Короткие, длинные наклонные палочки.

Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний, умений, навыков. Штриховка-копирование

Закрепление изученного. Развитие речи

Слово. Семья.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волина В.В. Праздник букваря. - М., 1999.
  2. Волина В. В. Учимся играя. - М., 1994.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение - М., 1998.
  4. Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. - Изд. Олма Медиа Групп. - М., 2007.
  5. Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. - Издательский дом «Литера», 2004.
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: 1985.
  7. Беженова М. А. Весёлая математика. Д. Сталкер -
  8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1995.
  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: 2001.
  10. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. -В.: Учитель, 2009
  11. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2013.
  12. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Развитие речи в картинках. М.: Астрель АСТ, 2002.
  14. Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». - Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.
  15. Ю. А. Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка. Серия «Академия дошкольного развития, - М.: Эксмо, 2010.
  16. Ю. А. Соколова. Игры и задания на готовность к школе. - М.: Эксмо, 2010.
  17. Р. Орен. Секреты пластилина. Серия «Академия дошколят» - Издательство «Махаон», 2015.

Пояснительная записка
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Программа готовит детей, которые не посещали детские сады, к обучению в школе. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Место занятий в учебном плане.
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обществоведческие знания», «Знания о живой и неживой природе», «Счёт и развитие математических представлений», « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», «Знания и умения в художественной деятельности», «Знания о культуре поведения, умения в этой области». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 20-минутным перерывом. Программа рассчитана на 34 недели. Общее количество занятий – 68.
Ценностные ориентиры.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД : мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе;
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
использовать основные правила построения линейного орнамента;

Разделы программы

Количество часов

Обществоведческие знания

Знакомство со школой.

Мои друзья.

Моя семья.

Дни недели.

Понятие о труде. Профессии.

Народные праздники.

Транспорт. ПДД.

Экскурсия по селу.

Знания о живой и неживой природе.

Мир растений.

Дикие и домашние животные.

Перелётные птицы.

Сутки (время, день, ночь).

Красота природы.

Экскурсия в лес (апрель).

Экскурсия в лес. Что изменилось? (май)

Счёт и развитие математических представлений.

Прямой и обратный счёт до 10.

Соотношение количества предметов и числа.

Увеличение и уменьшение числа на 1.

Предыдущее и последующее число.

Знаки +, -, =. Простейшие задачи.

Измерение длины предметов с помощью условной меры.

Составление из нескольких фигур фигуры большего размера.

Ориентирование на листе клетчатой бумаги.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Составление простых предложений.

Деление предложений на слова, слов – на слоги.

Выделение отдельных звуков в словах.

Рассказ по рисунку. Описание вещи.

Слушание произведений литературы в записи, чтения учителя.

Пересказ услышанного.

Придумывание сказок, загадок.

Разучивание стихотворений.

Знания и умения в художественной деятельности.

Выразительное чтение стихотворений.

Театр. Драматизация небольших произведений.

Рисование по образцу.

Создание собственной композиции.

Аппликация.

Цвета радуги.

Лепка из пластилина.

Прослушивание музыкальных произведений.

Разучивание песен.

Знания о культуре поведения, умения в этой области.

Личная гигиена.

Уход за одеждой, помещением.

Этикет за столом. У нас праздник.

Поведение в общественных местах.

Мои домашние обязанности.

Мой дом. Безопасность в доме.

Правила поведения на уроке, на перемене.

Примерное тематическое планирование занятий по подготовке к обучению в школе детей шестилетнего возраста, не посещающих детский сад.

Раздел

Примерное содержание занятия

Время

Перемена

Знакомство учителя с детьми, детей друг с другом. Я и мои друзья. Экскурсия по школе.

Подвижные игры.

Беседа о школе. Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Сентябрь». Физминутка. Работа над грамотностью и выразительностью речи.

Перемена

Подвижные игры.

Художественное чтение стихотворения – сценки.

Перемена

Беседа о растениях. Деревья, кустарники, травы. Физминутка. Рисование цветка.

Подвижные игры.

Режим дня и правила личной гигиены. Комплекс утренней гимнастики.

Перемена

Составление предложения из двух слов по картине. Ответы на вопросы учителя. Игра на внимание. Физминутка. Работа над дикцией детей, обучение их правильному интонированию.

Подвижные игры.

Рисую мою семью. Физминутка. Беседа о семье.

Перемена

Закрепление счёта до 10. «Сколько?» Знакомство с порядковым счётом. Игра «На каком месте красный кружок?» Счёт различных групп предметов, количественное сравнение групп предметов (в какой группе больше). Физминутка.

Подвижные игры.

Экскурсия в лес. (апрель)

Перемена

Беседа о родном селе, Приморском крае, о растительном и животном мире Приморья. Физминутка.

Подвижные игры.

Описание животного по представлению и по картине. Штриховка фигурок животных (трафарет). Физминутка.

Перемена

Игровые упражнения в счёте предметов до 10 и обратно. Определение положения предмета в пространстве (вверх, вниз, влево, вправо). Знакомство с предметами треугольной формы. Физминутка.

Подвижные игры.

Разучивание песен о животных. Беседа о домашних животных. Наши любимые песни. Физминутка.

Перемена

Смена времён года. Изменения в природе.

Подвижные игры.

Уход за одеждой, помещением. Физминутка.

Перемена

Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Назови второе слово. Выявление в произношении детей трудных звуков, тренировка в их произношении. Скороговорки. Физминутка.

Подвижные игры.

Лепка из пластилина. Фрукты, овощи. Что растёт в огороде? Что растёт в саду? Физминутка.

Перемена

Игры «Считай дальше», считалочки и др. для закрепления умения считать в пределах 10. Игра «Под которой ёлкой стоит грибок?» Количественное сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Сравнение длины предметов (длиннее - короче). Физминутка.

Подвижные игры.

У нас сегодня праздник. Поведение за столом.

Перемена

Моя семья. Ролевая игра «Дочки - матери». Физминутка.

Подвижные игры.

Составление предложений из 3 слов по картине. Придумать предложение с данными учителем словами. Деление предложений на слова, определение последовательности слов. Игра «Закончи предложение». Физминутка.

Перемена

Игры на закрепление навыка прямого и обратного счёта, порядкового счёта, сравнения групп предметов. Знакомство с предметами круглой формы. Практическое упражнение в делении предмета (бумажная полоска, круг на 2 части), сравнение ½ с целым предметом (больше, меньше).

Подвижные игры.

Что такое театр. Инсценирование стихотворения.

Перемена

Животные дикие и домашние. Беседа о животных. Рассказы о животных. Физминутка.

Подвижные игры.

Поведение в общественном месте (библиотеке, театре и др.)

Перемена

Чтение рассказа А. Кононова «Большое дерево». Ответы на вопросы по содержанию (совершенствование ответов детей). Игра на развитие внимания «Угадай, кто ушёл».

Подвижные игры.

Аппликация. Цветы.

Перемена

Прямой и обратный счёт в пределах 10. Упражнения в сравнении целого числа и половины. Игровые упражнения для развития представлений о положении предмета в пространстве (перед, за, после, между). Нахождение в классной комнате предметов четырёхугольной и треугольной формы. Игра «Угадай, что изменилось».

Подвижные игры.

Перелётные птицы. Большое путешествие птиц.

Перемена

Понятие о труде. Профессии. Ролевая игра «Кто ты будешь такой?»

Подвижные игры.

Рассказывание учителем сказки «Заинькина избушка». Драматизация сказки. Совершенствование речи детей.

Перемена

Игры на закрепление счёта в пределах 10 (счёт цепочкой, «Кто знает, тот дальше считает»). Закрепление представления «длиннее - короче» путём сравнения предметов окружающей действительности.

Подвижные игры.

Прослушивание музыкального произведения. Пение.

Перемена

Сутки (время, день, ночь). «Где ночует солнышко?»

Подвижные игры.

Мои домашние обязанности.

Перемена

Загадки о знакомых детям предметах и явлениях. Составление небольших рассказов на темы загадок. Работа по совершенствованию речи детей.

Подвижные игры.

Рисование узора в полосе с чередованием элементов 4 – хугольной, 3 – угольной и круглой формы (по образцу).

Перемена

Упражнения для закрепления представлений о расположении предмета в пространстве (направо, налево, вверх, вниз).

Подвижные игры.

Экскурсия по селу.

Перемена

Транспорт. Правила дорожного движения.

Подвижные игры.

Чтение учителем произведения с описанием природы. Коллективная работа по составлению предложений о природе. Распространение предложений, подбор слов, отвечающих на вопрос какой? как?, замена одних слов другими. Дидактическая игра на развитие памяти и внимания «Посмотри и запомни».

Перемена

Подвижные игры.

Театр. Мы артисты. Постановка сказки или маленькой пьесы.

Перемена

Защита природы. Что мы можем сделать, чтобы сберечь природу?

Подвижные игры.

Мой дом. Безопасность в доме. Ролевые игры.

Перемена

Чтение учащимися сказки «Три медведя». Рассказывание сказки детьми с соблюдением нужной интонации.

Подвижные игры.

Лепка из пластилина. Домашние животные.

Перемена

Закрепление прямого и обратного счёта в пределах 10. Упражнения с дидактическим материалом для закрепления представлений о расположении предметов в пространстве.

Подвижные игры.

Красота природы. Рисование, стихи о природе.

Перемена

Народные праздники. Ролевые игры.

Подвижные игры.

Составление устного рассказа (2-3 предложения) о любимой игре с использованием слов, обозначающих движение, действие.

Перемена

Счёт конкретных предметов (счётные палочки), игра «Назови, который ушёл». Сравнение двух групп предметов. Дидактическая игра для закрепления навыка счёта «Угадай, что изменилось?»

Подвижные игры.

Прослушивание музыкальных произведений. Пение.

Перемена

Экскурсия в лес (май). Что изменилось?

Подвижные игры.

Поведение на уроке, на перемене.

Перемена

Составление устного рассказа о школе. «Мы будем учиться в школе». Работа над правильностью речи детей.

Подвижные игры.

Аппликация.

Перемена

Количественный и порядковый счёт в пределах 10 на конкретных предметах и на карточках. Беседа о расположении предметов в классе, об их величине. Нахождение, распознавание геометрических фигур в окружающих предметах.

Подвижные игры.

Мой маршрут от дома до школы. Правила дорожного движения.

Перемена

Дни недели.

Подвижные игры.

Слушание сказки (запись). Ответы на вопросы к сказке. Составление короткого пересказа.

Перемена

Составление и решение простейших задач.

Подвижные игры.

Рисование красками. Небо и облака.

Перемена

Составление предложения из трёх слов. Выделение слов в предложении. Выделение слогов в слове. Выделение отдельных звуков.

Подвижные игры.

Твои домашние питомцы. Аквариумные рыбки. Хомячки. Птицы. Кошки и собачки.

Перемена

Составление и решение задач на тему «Что у нас в портфеле?»

Подвижные игры.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Литература
Программа «Радуга. На пороге школы». Авторы: Т.Н. Дронова, Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова, Е.В. Соловьёва, Л.Е. Тимощук, С.Г. Якобсон (Составитель Т.Н. Дронова) – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. «100 загадок от а до я» Н. Сотникова, М. – Айрис пресс, 2008 Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
– демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
– полный комплект (на каждого ученика класса);
– комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
– комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся).
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.
Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Антонина Пижамова
Календарно-тематический план кружковой работы по подготовке ребенка к школе «Умные пальчики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара

Календарно – тематический план

кружковой работы

в подготовительной группе №1

по подготовке ребенка к школе

«Умные пальчики »

(Предполагаемые сроки : Сентябрь-Май 2016-2017 уч. год)

Руководитель :

Пижамова Антонина Александровна

г. Самара 2016 г.

Актуальность выбранной темы :

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал : «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев . От пальцев , образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению , поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе . Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

При развитии мелкой моторики и графических навыков у дошкольников необходимо :

1. Формировать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии; мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

2. Развивать общую моторику, графомоторику, двигательные функции рук, зрительно-моторную координацию, внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление, внимание и память, творческие способности.

3. Воспитывать интерес к процессу обучения в целом, усидчивость, аккуратность.

4. Познакомить с тетрадями в крупную клетку и в косую линию, учить правильно работать с ними , контролировать способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Необходимо уделять большое внимание тренировке движений пальцев и кисти рук , что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и , что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Для занятий по подготовке руки ребёнка к письму используются следующие игровые задания и упражнения :

Работа с линиями . Игровые упражнения «Проведи дорожку» , «Обведи» , «Соедини» , создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыком письма.

С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

Раскрашивание. Научить детей правильному раскрашиванию : не выходить за пределы контура, делать закрашивание сплошным, без полос;

Штрихование. Внимание ребёнка обращается на направление штриховки (стрелка, одинаковое расстояние между линиями и их параллельность. Во время работы дети учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений.

Обведение по точкам и по контуру. Это упражнение развивает внимание, формирует тонкие моторные навыки.

Дорисовывание. Развивает воображение, творческое мышление.

Через каждые 5-10 минут работы ребёнку необходим отдых. Для этой цели на занятиях проводятся физкультурные минутки. Пальчиковая гимнастика является важной частью развития мелкой моторики. Она увлекательна, способствует развитию речи, творческой деятельности.

Графический навык предполагает : Умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку, соблюдая необходимый угол наклона, устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка ;

Особенности организации : программа кружка «Умные пальчики » рассчитана на 1учебный год. Обучение детей происходит на специально организованных занятиях по запросам родителей на безвозмездной основе. Занятия проводятся 4 раза в месяц, по четвергам, с сентября по май во вторую половину дня по 30 мин. Содержание занятий педагог может обогащать дополнительным материалом, грамотно варьировать в зависимости от усваиваемости материала воспитанниками.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Тема (содержание) Кол–во

часов Дата

проведения

Знакомство с тетрадью в крупную клетку. Рисуем линии в пределах одной клетки «Заборчик» .

Цель : Учить ребят правильно организовывать свое рабочее пространство за столом, обратить внимание дошкольников на то , как должна лежать тетрадь (под наклоном, правым уголком вверх, ладонь левой руки при этом придерживает тетрадь, за красными полями писать нельзя. Развивать умение правильно держать карандаш в руке. Учить ребят следить за посадкой за столом. (См. прил. 1)

30 мин. 08.09.

2. Выполняем графический узор по образцу педагога. Линии прямые и наклонные правую сторону, в левую) в пределах клетки.

Цель : Учить детей ориентироваться в пределах клетки в тетради, развивать умение видеть клетку, мелкую моторику. (См. прил. 2) 30мин. 15.09.

3. Обводим квадратные клетки, рисуем флажки, квадратный заборчик.

Цель : Продолжаем учиться ориентироваться по клеткам, развиваем у ребят способность продолжать узор по образцу. (См. прил. 3) 30 мин. 22.09.

4. Рисуем круги в клетках большие и маленькие, чередование кругов и квадратов, различных по размеру.

Цель : Учимся чередованию узора через клетку, через 2 клетки, развиваем графические навыки. (См. прил. 4) 30 мин. 29.09.

Учимся рисовать треугольники, треугольные заборчики высокие и низкие, по образцу, предложенному педагогом.

Цель : Воспитывать аккуратность, умение правильно держать карандаш, следовать наглядной инструкции.

(См. прил. 5)

30 мин. 06.10.

2. «Зигзаги и волны» . Усложненный вариант.

Цель : Развивать мышление и мелкую моторику пальцев , учить выполнять графический узор аккуратно. (См. прил. 6) 30 мин. 13.10.

3. «Домики квадратные с треугольной крышей» , ромбики, прямоугольники. Цель : Развивать внимательность, тренировать зрительную память. (См. прил. 7) 30мин. 20.10.

4. Трапеции, многоугольники. Рисуем кораблики с флажками.

Цель : формировать умение обводить изображение по пунктирным линиям, далее выполняя типичные узоры самостоятельно, воспитывать усидчивость. (См. прил. 8) 30 мин. 27.10.

Знакомимся с тетрадью в косую линию. Рисуем наклонные линии и крючки (закругленные вниз)

Цель : Познакомить с правилами правильного обращением с тетрадью в косую линию : обратить внимание на расположение линий в тетради, красную линию, за которой писать нельзя. Развивать внимательность и аккуратность. (См. прил. 9.)

30 мин. 03.11.

2. Чередование наклонных линий коротких и длинных. Крючки (закругленные сверху) .

Цель : Развивать умение правильно ориентироваться в строках, орфографику. (См. прил. 10) 30 мин. 10.11.

3. Крючки большие и маленькие. (Закругленные снизу) . Крючки большие и маленькие чередование (Закругленные сверху) . Цель : Развивать произвольное внимание, умение писать ручкой, координацию движения. (См. прил. 11) 30 мин. 17.11.

4. Петлички снизу и петлички сверху. Учимся писать не сложные прописные буквы : о, а, и, у.

Цель : Вызвать интерес у ребят к написанию букв прописью, воспитывать усердие и усидчивость.

(См. прил. 12) 30мин. 24.11.

Работа в тетради в крупную клетку. Учимся правильно писать цифры : 0, 1, 2. Разучивание пальчиковой игры

«Буратино» . (См. прил. 13)

30 мин. 01.12.

2. Учимся правильно писать цифры : 3, 4, 5.

Цель : обращать внимание воспитанников на осанку при посадке за столом, постановку ног.

30 мин. 08.12.

3. Учимся правильно писать цифры : 6, 7, 8. Познакомить со штриховкой.

Цель : Развивать мелкую моторику у детей, внимательность и аккуратность. 30 мин. 15.12.

4. Учимся правильно писать цифры : 9,10. Разучивание пальчиковой игры «Дождь считает пузыри» (См. прил. 14) 30 мин. 22.12.

Решаем числовые неравенства, используя знаки больше, меньше, равно, элементарные примеры.

Цель : учить детей оформлять примеры графически, по инструкции педагога. (См. прил. 15)

30 мин. 05.01.

2. Штриховка геометрических фигур.

Цель : Расширять знания дошкольников о различных способах штриховки, развивать графическую зоркость. (См. прил. 16) 30 мин. 12.01.

3. Упражнение «Дорисуй вторую часть графического рисунка - Бабочка» . Раскрась рисунок.

4. Пишем буквы в тетради в косую линию : г, д, л.

Цель : Продолжать развивать мелкую моторику пальцев будущих первоклассников. 30 мин. 26.01.

Графический рисунок «Слоненок» . Решаем примеры.

Цель : Умение повторять изображения по образцу, тренировать зрительную память. (См. прил. 18)

30 мин. 02.02.

2. «Палочки чудесные» .

Цель : Формировать умение выкладывать изображение из счетных палочек по образцу и по замыслу. 30 мин. 09.02.

3. «Мой веселый звонкий мяч» .

Цель : Развивать умение дорисовывать вторую половину симметричных предметов, мелкую моторику и аккуратность. (См. прил. 19) 30 мин. 16.02.

4. «Веселые картинки» .

Цель : Умение обводить изображение по пунктирным линиям, воспитывать усидчивость. Выполнять графические движения с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. (См. прил. 20) 30 мин. 23.02.

«Повтори узор - веселенькие бусы» .

Цель : Развивать внимание, умение продолжить ряд из геометрических фигур, развивать логическое мышление.

(См. прил. 21)

30 мин. 02.03.

2. «Послушный карандаш» .

Цель : Умение выполнять штриховку в заданных направлениях, параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево;

Развивать умение правильно держать карандаш. (См. прил. 22) 30 мин. 16.03.

3. «Помоги ежику добраться до грибочка» . Работа с линиями .

Цель : Учить слышать и выполнять словесную инструкцию взрослого, проявлять самостоятельность, познавательную активность. (См. прил. 23) 30мин. 23.03.

4. Графический диктант «Змейка» .

«Узор по цифрам» . Цветок.

Цель : учить ребят соотносить цвет с соответствующей цифрой, развивать умение красиво закрашивать рисунок. (См. прил. 25)

30мин. 06.04.

2. Работа в тетради в косую линию. Пишем буквы : ш, щ, ц.

Цель : развивать орфографику, аккуратность. 30 мин. 13.04.

3. Графический диктант «Человечек»

Цель : Закреплять понятия «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» , повторить порядковый счет. (См. прил. 26) 30 мин. 20.04.

4. Закрашивание рисунка по цифрам. Дельфин.

Цель : учить ребят соотносить цвет с соответствующей цифрой, развивать умение красиво закрашивать рисунок (См. прил. 27) 30 мин. 27.04.

Графический диктант : «Собачка» . (См. прил. 18)

Цель : Продолжать развивать графические умения и навыки.

(См. прил. 28) 30 мин 04.05.

2. Решаем примеры и задачи.

Цель : закреплять полученные умения и навыки. 30 мин 11.05.

3. Рисование по клеточкам «Машина» .

Цель : воспитывать у детей самостоятельность при создании графического рисунка». (См. прил. 29)

30 мин 18.05.

4. Графические диктанты «Рыбка» , «Ключик» . Закрась рисунки.

Цель : Развивать мелкую моторику, вызвать положительные эмоции от проделанной работы . (См. прил. 30) . 30 мин 25.05.

Список литературы

1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры . – СПб.: Издательский дом «Литера» , 2006. – 32 с.: ил. – (Серия «готовимся к школе » ).

2. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил . Е. Нитылкиной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 48с.: ил.

3. Бурдина С. В. Готовим руку к письму 1-2часть

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на всю изученность по –прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, а у детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом всё больше и больше обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья, в нервно-психическом и функциональном развитии. Поэтому дети всё больше нуждаются в профессиональной помощи психолога, в психолого-педагогическом сопровождении в условиях ДОУ.

Эта работа включает в себя:

проведение диагностики готовности к школьному обучению;

прогнозирование на её основе школьных трудностей;

проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе;

Для решения данной проблемы и оказания помощи к успешному поступлению в школу привели к необходимости создания «План-программы по подготовке детей к школе», которая включает цикл специальных коррекционно-развивающих тренингов для детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 7 лет)

Цель: подготовка к школьному обучению, профилактика школьной дезадаптации.

Основные задачи:

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе (организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции).

3. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижения тревожности, повышение уверенности в себе.

4. Профилактика и коррекция нарушений зрения, обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Форма организации занятий

Педагог-психолог по результатам диагностики формирует группу детей из 6 – 7 детей, желательно разнополые. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, беседы и т.д. Занятия длятся 25 минут, постепенно увеличивая к концу учебного года продолжительность занятий до 30 – 35 минут в зависимости от состояния и возможностей детей.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в большую клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура

Каждое занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий.

1. Игры и упражнения на социально-психологическую подготовку к школе. Это игры-приветствия, беседы, увлекательные задания, этюды, проигрывание ситуаций, рисуночная и песочная терапия, которые помогут рассказать о школе, проверить, готов ли ребенок к переменам в своей жизни: знает ли, что такое режим дня, уроки, перемена, правила гигиены, способен ли налаживать хорошие отношения со сверстниками и взрослыми.

2. Интеллектуально–развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия). Они направлены на умственное развитие детей через совершенствование органов чувств.

3. Дыхательно–координационные упражнения. Направленные на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, улучшения ритмирования организма, развитие самоконтроля и произвольности.

4. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

5. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

6. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости рук.

7. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия, что значительно улучшает восприятие, активизирует процесс обучения.

8. Игры и упражнения на снятие психомышечного напряжения. Используется мышечная релаксация, аутотренинг и т.д.


Примерные занятия по социально-психологической подготовки детей к школьному обучению

1 подготовительное занятие

Задачи:

— Создание доверительной обстановки.

— Выяснение целей посещения занятий.

— Развитие зрительной памяти, внимания, мышления и речи у детей.

— Снятие эмоционального напряжения.

1 блок заданий:

Как твоё имя?

Ты хочешь в школу!

Мы рисуем (дошкольник и школьник).

2 блок заданий:

1. Назови слова (буква с)

2. Звери – насекомые – школьные принадлежности – транспорт.

3. Лишнее слово

4. Запомни и нарисуй

3 блок заданий: Упражнение «Певец» (со звуком а – о – у).

4 блок заданий: одновременно обеими руками в тетради нарисовать яблоко.

5 блок заданий: узор под диктовку.

6 блок заданий: «Кулак – ребро — ладонь», «Замок»

7 блок заданий: «Рисуем глазами квадрат» (зафиксировав подбородок руками, рисуем глазами квадрат 3 раза по часовой стрелки, и 3 раза – против).

8 блок заданий: упражнение «Торт», «Куклы» («Петрушка» — «Буратино» — «Петрушка»), аутотренинг.


Примерный план занятия:

Задачи:

— Формирование адекватного представления о школьной жизни.

— Развитие зрительной, смысловой памяти, логического мышления, речи.

— Развитие слухового и зрительных анализаторов, пространственной ориентации, мелких мышц руки, сенсомоторных движений.

— Овладение навыками саморегуляции.

1 блок заданий:

Беседа: Школа и школьные правила

2 блок заданий:

1. Придумай к паре слов третье слово по смыслу.

2. Запомни цветные знаки и назови.

3. Сравни и заполни.

4. Говори наоборот.

3 блок заданий: Упражнение «Ракета».

4 блок заданий: Одновременно нарисовать обеими руками 2 круга и заштриховать их вертикальными линиями.

5 блок заданий: узор под диктовку.

6 блок заданий: «Лягушка», «Лязгинка», «Ухо-нос».

7 блок заданий: «Рисуем глазами треугольник» (зафиксировав подбородок руками, рисуем глазами треугольник 3 раза по часовой стрелки, и 3 раза – против).

8 блок заданий: упражнение «Возьми себя в руки», релаксация «Волшебный сон».

Используемая литература
(упражнения, задания, игры):

С.А Козлова «Социально – психологическая подготовка к школе» — М.; Школьная Пресса, 2004.

С.В. Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 7 лет» — М.: Издательство Гном и Д; 2001

А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — М.:ТЦ Сфера, 2003