Выставка деревянного зодчества. Выставка «Русское деревянное зодчество в миниатюре

В рамках проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Музей архитектуры им. А.В. Щусева развернул выставку «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Экспозиция, посвященная северному деревянному зодчеству, организована в музейном флигеле «Руина».

Выставка расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников - жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели.

Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Посетителям будут представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии, еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX - начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.

Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более 100 консервационных работ, 3 храма и 3 часовни были полностью отреставрированы.

Организаторы и участники выставки надеются, что экспозиция привлечет внимание широкой общественности к катастрофическому состоянию памятников деревянного зодчества, и поможет найти ресурсы - финансовые, инициативные, административные - для спасения и реставрации деревянных храмов Русского Севера.

Организаторами выставки выступили Музей архитектуры, Министерство культуры РФ и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Русский Север давно является предметом исследований историков, этнографов, искусствоведов и архитекторов. Так, например, в июле этого года состоялась премьера полнометражного документального фильма , посвященного жизни российских северных деревень и рассказывающего об исчезающих деревянных церквях и обычаях местных жителей.

О степени изученности архитектурного наследия северных регионов России говорит, среди прочих, тот факт, что здесь до сих пор находят бесхозные, заброшенные храмы. Последний подобный случай произошел в августе 2015 года, когда в результате прокурорской проверки в Архангельской области были обнаружены сразу .

Существенную сложность в деле сохранения и реставрации памятников деревянной архитектуры Русского Севера представляет отсутствие достаточного финансирования в местных бюджетах. Иногда ради спасения уникальных памятников энтузиасты предлагают даже перевозить их на новое место. Такой вариант решения проблемы обсуждается, в частности, в отношении а погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области (XVIII в.). Вполне возможно, для сохранения храма его перевезут в Татарстан.

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

В прошлую пятницу случилась у нас очередная выставка народного творчества в музее деревянного зодчества под Иркутском.Съехались мастера со всей Иркутской области,привезли музыкальные коллективы,мастеров и их произведения.Очень люблю такие мероприятия,стараюсь не пропускать. Открытие,праздничное шествие

Песни,пляски,было весело несмотря на дождик

скульптуры из кедра вырезает мастер из деревни Мышелёвка(красивое название,правда?).Приезжала на выставку делегация во главе с министром транспорта Китая и нашим российским министром транспорта(что-то они заключали,какие-то договоры подписывали по нашему аэропорту,ну а устав от работы вечерком в музей поехали на весёлый сибирскои народ посмотреть.)Увидели чудесные скульптуры,и купили у мастера сразу две,поторговавшись при этом.Мастер продавал по 3тыс,а наш министр посчитал видимо,что дорого ему,попросил две за 5,и когда получил согласие,купил и одну тут же подарил своему китайскому коллеге. Вы бы видели лицо китайского министра! Он так удивился и по-детски обрадовался,чуть не захлопав в ладоши! Видимо,ему никто никогда не дарил таких чудесных подарков ручной работы..Вообще дядька забавный,ходил всем улыбался и делал ручкой приветствие.Мы все в ответ как истинно доброжелательные сибиряки так же ему делали ручкой,а я вообще обнаглела и даже ему подмигнула,ну уж очень он мне понравился своей искренностью и детской улыбкой на лице.А потом дома мне муж сказал,что все они сначала улыбаются,потому что китайцы просто так улыбаться не будут,то им лес подавай,то воду байкальскую почти даром давай,и вообще все они шпионы и нечего их пускать без разбору(он у меня человек военный и часто в иностранцах ему шпионы мерещутся). С министрами приезжала целая свита из нескольких автобусов,я столько китайцев давно не видела.Фотографировались со всеми нашими коллективами в народных костюмах.
ну и самое моё любимое-изделия мастеров

МК по ткачеству.Все коврики тканые,и те с маками,и с подсолнухами,и бабушкины половички

пальто и куртки тоже тканые.
полотенца вышитые.Обожаю филейную кайму,такая красота! Сама когда-то такую вязала.
а это коврик с вплетёными душистыми травами


ну и ещё немного.что я успела заснять в перерыве между дождичками







больше всего люблю на таких праздниках атмосферу радости.несмотря на погоду,взаимного интереса и отношения мастеров друг к другу.и ВАМ ЖЕЛАЮ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ и спасибо всем за внимание.

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

О ВЫСТАВКЕ

"Русское зодчество XVII-XXI вв." масштабный проект, демонстрирующий развитие русской архитектуры с XVII века до современности, эволюцию на протяжении веков.

Экспозиция выставки охватывает видоизменения от изучения деревянного зодчества до осознания необходимости сохранения и реставрации объектов культурного и исторического наследия.

"Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Основная цель выставки - демонстрация образцов и элементов традиционного русского зодчества XVII – XXI вв., привлечение внимания к проблемам сохранения исторического наследия, формирование некой преемственности в архитектурном и градостроительном развитии Москвы", - отмечает директор ГБУ "Мосстройинформ" Фарит Фазылзянов. - Объемы реставрации памятников в столице в последние годы значительно выросли. Так, с 2011 года Стройкомплексом Москвы были проведены работы более чем на 700 объектах".

Участие в выставке принимают Департамент культурного наследия города Москвы, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское", ГУП "Моспроект-2" им. М.В. Посохина, Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", ГБУК г. Москвы "Музей "Садовое кольцо".

Выставка "Русское зодчество XVII-XXI вв"» будет представлена в нескольких тематических направлениях: "усадьбы через призму времен", "архитектура храмов и монастырей Москвы XVII века", "реставрация архитектурных объектов", "русское зодчество в миниатюре" (архитектурные макеты наиболее интересных объектов). Кроме того в рамках проекта пройдет выставка работ конкурса "Мы-Русичи", Фонда поддержки молодых дизайнеров и архитекторов "ТВОРИ!".

"Одним из критериев русского зодчества является "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Этот признак смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству, - говорит начальник Управления градостроительных выставок ГБУ "Мосстройинформ" Ильмира Галиаскар. – Например, к выдающимся произведениям деревянного зодчества относится дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Это целый город с башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света". Подобные, яркие проекты мы и стараемся собрать в экспозиции нашей выставки".