Упражнения для занятий с логопедом. Введение в тему. Индивидуальное логопедическое занятие

Логопедические упражнения для детей помогут развить правильную речь, важнейшую форму общения. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых. Артикуляцию обеспечивает сложенная работа мышц языка, глотки, гортани, неба, дыхательной мускулатуры. Отклонения слуха, даже минимальные, могут усложнять этот процесс.

К 4-5 годам у большинства детей формируется достаточно правильное, чистое произношение, все реже наблюдается уменьшение слов. К концу пятого года ребенок чаще всего способен выговаривать все звуки своего языка, хотя иногда возникают сложности с шипящими и «р». Но некоторые малыши испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителей беспокоит, как помочь крохе, и может ли все пройти без вмешательства. К сожалению, обычно этого не происходит, нужны специальные занятия.

Эффективные упражнения для постановки звука «р»

Шрифт, который она разрабатывает, будет доступен не только людям с этой проблемой, но она надеется, что она будет использоваться для печати книг, а также для разработки учебников. Когда следует начинать речевую терапию у детей? Вообще говоря, если родители не уверены, будет ли развитие речи протекать без нарушений. Одноразовый экзамен определяет уровень развития речи и возможные тенденции в дальнейшем образовании, и может быть единственным, если все в порядке.

Инициирование ухода за отдельными расстройствами является индивидуальным - если ребенок не начинает говорить вовремя, рекомендуется проконсультироваться третий год назад. Для заикания в дошкольном возрасте консультация обычно занимает менее месяца, если расстройство не исчезает спонтанно. Если речевые группы более или менее понятны, логопедическая помощь может быть начата гораздо раньше - дисплазия развития также может быть задействована и необходим дифференциальный диагноз. Изначально это всегда касается поддержки и развития основных сенсорных способностей и ловкости, а также поиска причин различий в развитии.

Развитие малыша с младенчества

Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны. Различные положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.

Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом. Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия.

Логопедическая работа с детьми

Если из-за болезни или неисправности подозревается расстройство речи, логопедическая помощь обычно начинается, как только обнаруживается ошибка, параллельно с медицинской помощью. На первых этапах речь идет о мониторинге развития и консультировании родителей, постепенном постепенном увеличении элементов терапии. Другие неудачи работают по мере необходимости, в основном в команде других экспертов.

Как часто вы идете на логопедию?

Интервал между посещениями индивидуален - от ежедневного посещения до комплексного лечения заикания в течение нескольких месяцев в контроле после лечения. Еженедельное интенсивное обучение также распространено, например, для дисфункционального дошкольника. Наиболее частые посещения проводятся раз в 3 недели до месяца, если уход начинается вовремя. Очень немногие дети не являются исключением или более длинными интервалами. Частота посещений полностью входит в компетенцию логопеда, который индивидуально настраивается в соответствии с текущей ситуацией и потребностями.



С чего начинать логопедические упражнения?

Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.

Сыну 3 года и в среднем говорит с врачом

Вам, наверное, ничего не нужно - попробуйте поговорить с ним о книгах и поиграть с ним. Ограничьте просмотр телевизора в течение коротких периодов в пользу активной игры. Развитие речи также важно в этом возрасте для развития ловкости, для пропаганды навыков говорения и качества сенсорного восприятия, особенно для слуха. Следите за тем, постоянно ли меняется словарь, и понимают ли мальчики соответствующий возраст. Если вы не уверены, согласитесь на разовую консультацию по речевой терапии.

Качественная разминка для губ и языка

Замечание со словами без вашего присутствия во время обучения, без объяснения процедур и возможностей детской мотивации, не может считаться логопедической помощью. Повторение слов ничего не решит, если сама природа природы не работает, кто больше не может смотреть на нее. Найдите место на логопедическом рабочем месте, где они проведут всесторонние экзамены и посоветуют вам индивидуально о соответствующих методах обучения, которые вы будете практиковать дома, а также о соответствующей мотивации в зависимости от ситуации и возраста ребенка.

Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов. Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме. После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.

Мы стараемся регулярно тренироваться, но ситуация не меняется

Конечно, вы можете изменить рабочее место, юрисдикция по месту жительства перестает действовать. Долгосрочное механическое повторение бессловесной группы слов не в порядке - но пусть ситуация сначала объяснит и спросит все, о чем вы заботитесь.

Напиши мне несколько шагов, чтобы научить моего сына правильно говорить

Было бы так просто, что процедуры можно было бы обобщить в нескольких строках. Причиной может быть безмолвие, отсутствие координации движения, ослабление имитационного рефлекса, неточное сенсорное восприятие и т.д. мало, но настойчивые упражнения и игры могут его решить.



Занятия необходимо начинать с особой разминки для языка и губ. Делают ее сидя, в таком положении у ребенка спина выпрямлена, а тело расслаблено. Важно, чтобы он видел лицо взрослого и свое лицо. Так он сможет контролировать правильность выполнения. Поэтому проводить зарядку нужно перед зеркалом достаточного размера.

Пятилетний сын начал красться, что мне делать?

Если голос больше, попросите логопедию немедленно, чтобы выяснить причины и перевоспитание, чтобы закончить, перейдя в школу. В ситуации, когда у ребенка возникают проблемы, он помогает с первого раза дать нам шепот, что он хочет сказать. Кроме того, в стихах, песнях и стихах, беглость остается свободной, предлагайте эту деятельность как можно чаще. Попытайтесь сохранить даже самый обычный дневной режим на некоторое время, пропустите все развлечения адреналина и захватывающее чтение, минимизируйте просмотр телевизора на улице.

После того, как выбрано правильное место, взрослый, применяя игровые приемы, рассказывает, какое упражнение сейчас надо будет делать. Затем он показывает его, а малыш повторяет. Взрослый контролирует процесс, если надо, помогает с помощью маленькой ложки, чистого пальца или другого предмета.

Упражнения могут быть такими:

  • растянуть губы в улыбке, зубы при этом спрятаны;
  • губы вытянуть в виде хоботка;
  • при стиснутых челюстях приподнять верхнюю губу;
  • делать вращательные движения вытянутыми в трубочку губами;
  • вытянуть губы, обхватить их пальцами, массируя при этом;
  • надуть сначала две щеки, затем каждую по отдельности, втянуть щеки;
  • открыть рот, круговым движением облизать губы;
  • высунуть язык, тянуться им вверх и вниз, он при этом должен быть напряжен;
  • при открытом рте прижать язык к небу и тянуть вниз нижнюю челюсть.



Попытайтесь также подумать о том, происходит ли что-то в ближайшем окружении ребенка, что будет обременять его / ее. В более молодом возрасте это также очень быстрое, быстрое развитие речи. Если условия риска больше, вероятность беглости возрастает. У некоторых детей врожденное расстройство помимо этого расстройства. Если вы можете устранить вероятную причину, вы можете подождать максимум 3-4 недели, если уровень влажности постепенно улучшится. Если нет, или вы можете думать, что существует несколько возможных причин, более разумно оценивать ситуацию индивидуально для речевой терапии.

После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.

Первые шаги для обработки ситуации просты и напоминают игру, другие классифицируются в зависимости от ситуации. Всегда необходимо хорошее сотрудничество с семьей и терпение. Нам трудно писать в классе 2 в классе - царапины, пропускать метки и диктует не то, что мы можем сделать. Причинами могут быть целый диапазон - от незрелости нервной системы до частичных навыков, которые не находятся на достаточном уровне до расстройства обучения. Во-первых, это консультация с классным учителем, обычно сопровождаемая педагогической психологической консультацией или речевой терапией, где необходимые навыки могут быть разработаны до необходимого уровня с помощью различных игр и учебных программ.

Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.

Каковы возможности речевой терапии для взрослых?

Следует также учитывать тот факт, что не все дети могут иметь одинаковое число. Дефекты речи могут быть изменены в любом возрасте, если они заинтересованы в взрослом и готовы работать в соответствии с инструкциями. Успех зависит от типа расстройства, постоянства клиента и выбранных процедур. Работа несколько отличается от процедур у детей - мотивация, лексика или пособия, но особенно с точки зрения объяснения цели отдельных упражнений. Обычно, по крайней мере, состояние улучшения может быть достигнуто, но только в исключительных случаях ситуация не может быть изменена.

Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем — произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.

Муж перенес инсульт и с трудом разговаривал

Обратитесь к врачу-терапевту, свяжитесь с вашим врачом или на рабочем месте, куда вы направляетесь. Всесторонний речевой экзамен покажет, какие элементы необходимо улучшить и какие методы использовать. Могут быть недостатки в мобильности докладчиков или в координации их движений, в понимании речи, в памяти слов и т.д. это также зависит от локализации болезни и ее степени. Поэтому мы не можем дать вам простой рецепт таким образом. Логопедическая помощь должна быть начата как можно скорее.

Дислалия, или патриотизм, является наиболее распространенным расстройством речи не только у детей, но и у взрослых. Это неправильное формирование голоса. Высказывание одного или нескольких звуков нарушается дисплазией. Очень важно иметь в виду, что каждый период соответствует произношению определенных голосов. Эти звуки искусственно требуются, и поэтому большинство детей в этом возрасте не преуспевают, что абсолютно естественно. Для вашей ориентации мы предлагаем краткий обзор развития произношения отдельных голосов.

Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.

  • Малыш, открыв рот и прижав язычок к месту роста верхних зубов, быстро проговаривает «д» несколько раз подряд. Затем делает то же самое, дуя на кончик языка. Так он сможет запомнить вибрацию, сопровождающую «р».
  • Кроха, широко открыв рот, должен произносить «ж». При этом язык необходимо потихоньку поднимать к верхним зубам. После этого взрослый аккуратно вставляет шпатель под язык и двигает им в одну и другую сторону, создавая вибрацию. Малыш в это время должен подуть.
  • Ребенок проговаривает слог «за», оттягивая язык как можно дальше назад. Если в это время ввести шпатель и совершать им ритмичные движения в стороны, то можно услышать явный звук «р».
  • Для более мягкого «р» повторяют предыдущее упражнение, только малыш при этом приговаривает слог «за».



Специалисты вам помогут

Вы всегда должны помнить, что каждый ребенок уникален и развивается индивидуально. Очень важно уважать естественное развитие артикуляции вашего ребенка и не требовать производительности, для которой она еще недостаточно зрелая. Согласно таблице, вы можете оценить подходящее время для раннего посещения логопедической машины скорой помощи. Вообще говоря, практика правильного произношения может быть начата в течение четвертого года. Подробное описание развития артикуляции в соответствии с возрастом ребенка.

Упражнения для постановки шипящих

Шипящие начинают ставить с «ш», на основе чего в дальнейшем получается «ж». Для этого ребенок произносит слог «са», плавно поднимая язычок к основанию зубов. Когда возникает шипение, взрослый с помощью зеркала помогает запомнить этот момент. Затем малыш дует и добавляет к выдоху «а», так что получается слог «ша».

Может случиться так, что ребенок больше не захочет общаться с вами, ему будет не нравится говорить.

  • Неправильная речевая картина - очень важна среда, в которой растет ваш ребенок.
  • Ребенок может опечатать тот же голос, что и другой член вашей семьи.
  • Также важно, чтобы ваша речь не была слишком «приятной», «лукавой», для ребенка.
  • Отсутствие проявленных эмоций.
Индивидуальный подход логопеда очень важен при диспарной терапии. Всегда следите за спецификой, связанной с данным периодом развития речи, в котором находится ваш ребенок.

Ребенок проговаривает «са», а взрослый шпателем устанавливает язык в желаемое положение. После нескольких проб он проверяет, может ли малыш сам ставить язык правильно. После освоения этого звука можно изучить «ж», включая голос во время произнесения.

Чтобы поставить «щ», обычно используют «с». Ребенок произносит «си», протягивая шипящий компонент, а взрослый шпателем сдвигает язык назад, приподнимая его. Звук «ч» ставят через «т», слог может быть как прямым, так и обратным. Малыш выговаривает его с заметным выдохом на согласной. Взрослый с помощью шпателя отодвигает кончик языка назад.

Терапия должна уважать определенные принципы. Когда вы видите, что ребенок устал, его внимание падает, перестает практиковать и позволяет ему играть, рисовать или делать то, что ему нравится и нравится. Если ваши варианты времени позволяют вам тренироваться с ребенком не реже двух раз в день. Всякий раз, когда ребенок учится произносить голос, во время обучения используется так называемое голосовое оповещение. Таким образом, ребенок всегда изучает новый образец голосовой артикуляции и тем самым лучше отказывается от своего оригинального орфографического перевода. Подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным! Дети часто пытаются произносить новый голос снова и снова. Так что тренируйтесь спокойно, без особых усилий.

  • Практикуйтесь с ребенком несколько раз в день с короткими интервалами.
  • Дети дошкольного возраста будут очень внимательно следить за ними.
  • Поэтому практикуйте с ребенком максимум 5 минут.
Всякий раз, когда вы начинаете выводить звук, важно соблюдать определенные правила.

Дети любят подражать взрослым, поэтому старшие обязательно должны показывать, как правильно выполнять упражнения. Малыш должен видеть лицо взрослого, мимику и движения губ. Для ребенка 4 или 5 лет важно, чтобы заниматься было интересно. Родителям следует разнообразить занятия, дополнить их элементами веселой игры. Для крохи речевые упражнения - большой труд. И если он будет приносить удовольствие и положительные эмоции, то гораздо проще будет достичь успеха.

Ошибочно думать, что если вашему ребенку удастся произнести звук правильно, он начнет использовать его сразу. Вы всегда должны рассчитывать на то, что. Язык и упражнения на губы важны, тогда мы можем начать с звука звука после звука, мы должны исправить его по слогам и словам, если ребенок может правильно произносить слова словами, мы можем переключиться на автоматизацию речи в общей речи. Курс и продолжительность отдельных этапов очень индивидуальны, поэтому вам нужно проявлять терпение и терпение!

Логопедическая терапия может занять несколько месяцев, иногда несколько лет. С тех пор, как она сбросила свой топ, она начала говорить плохо. Поэтому, пожалуйста, извлеките файл или отправьте его по электронной почте. Вы живете за границей и не имеете возможности обратиться к чешскому логопеду? Разве это не ваш совет в онлайн-консультировании? Ты не уверен, что тренируешься дома? Не можете ли вы запустить логин по любой другой причине?

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.



Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.



Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с 3-х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).



Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.



Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;



Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.



«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.



















Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.



Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..



Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.



Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.



Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.



Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.



Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.