Онегин в деревне. Жизнь Онегина в деревне

Вторая глава романа Пушкина «Евгений Онегин», написанного в жанре романа в стихах, начинается описанием . Деревенская с трогательной любовью к ней. Далее Пушкин описывает хозяйский дом, названный Пушкиным на европейский манер, замком. В произведениях великого русского поэта нет ничего лишнего и случайного, в каждой строчке заложен глубокий смысл. Это можно заметить, анализируя вторую главу романа. (Кстати, прочесть ее краткое содержание можно ).

К примеру, называя замком господское имение, автор хотел подчеркнуть основательность и прочность дома, в котором поселился Евгений. Описание дома характеризует его бывшего владельца. Выстроив имение однажды, дядя на протяжении сорока лет в нем ничего не менял. Вел без особых нововведений свое помещичье хозяйство и «лет сорок с ключницей бранился».

Далее Пушкин показывает, как живет Онегин в дядином имении, его взаимоотношения с соседями. Это еще одна черточка к . Соседи поначалу стремились подружиться с молодым помещиком из Петербурга. Кто-то лелеял мечту сделать его своим зятем, кто-то искал общения с новым человеком, хотел узнать петербургские новости и сплетни. Но «сначала все к нему езжали». Только сам Онегин не искал ни с кем дружбы и как только видел на дороге кибитку с очередным гостем, буквально удирал на жеребце через задний двор.

Правда, здесь следует сказать о том, что приняв наследство, он заменил крестьянам барщину легким оброком. Чем еще больше оттолкнул от себя соседей. В этом его поступке отразилось настроение дворянской молодежи того времени, стремление самого Онегина к прогрессу.

Во второй главе Пушкин вводит еще одного героя – , тоже приехавшего в свою деревню почти в одно время с Онегиным. Ленский во всем противопоставляется Онегину. Если Евгений – мастер лицемерия, то Ленский честен с людьми и искренен. Того же он ждет от окружающих, а потому наивен и доверчив, как ребенок. Онегин остыл и все ему скучно, Ленский смотрит на мир широко распахнутыми глазами, влюблен в жизнь, в природу, окружающую его. Его душа не успела развратиться, как душа Онегина, он лишен скепсиса, любит людей и саму жизнь.

Образование Онегина домашнее, знания разрозненные, не имеющие логической системы. Ленский – выпускник Германского университета, имеет стройные знания, которые он готов применить на деле. По своему характеру, складу ума и пылкости души образ Ленского похож на самого Пушкина. К тому же он, как и , пишет стихи. Но Ленского Пушкин тоже писал не с себя.

Посещение могил Дмитрия Ларина и родителей – это еще один штрих к портрету Ленского. Этот эпизод свидетельствует о тонкости и душевной чуткости юного поэта.

Ленский, как и Онегин, был завидным женихом в российской глубинке, и хотя разговоры соседей о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне не вызывали в Ленском интереса, он не избегал общения с ними. От соседей Ленский узнал об Онегине, и захотел познакомиться с ним.

Молодые помещики стали часто встречались. притягивала их друг к другу, им вместе было интересно. Катаясь на лошадях, Онегин и Ленский спорили на экономические и политические темы, обсуждали вопросы науки, религии, говорили о поэзии.

Анализ 2 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» показывает, что она построена на противоположностях. Онегину противопоставляется Ленский. В этой же главе Пушкин знакомит читателя с , которую любит Ленский. Простодушной и общительной Ольге противопоставляется ее старшая сестра – диковатая, молчаливая . Грустная и задумчивая девушка является антиподом своей младшей сестры – живой и энергичной.

Любовь Ленского и Ольги в значительной степени была им внушена родителями и общественным мнением. Ольга и Владимир росли вместе. Вероятно, родители между собою были дружны, и часто наезжали друг к другу вместе с детьми. Родители мечтали поженить своих детей. Эти разговоры и внушили послушным детям чувство привязанности, принимаемое ими за любовь. У Ольги не было других объектов обожания. Но она была способна легко увлечься другим, появись на ее небосклоне новое привлекательное лицо. А Ленский, выросший, как и Татьяна, на романах, был мечтательной натурой, и за любовь принимал желание любить и быть любимым.

Татьяна любила читать романы, была мечтательной, склонной к мистике, натурой. Даже Онегин после знакомства с сестрами, заметил Ленскому, что поэтической душе юного друга больше подходит мечтательная и задумчивая Татьяна. А Ольга мила, очаровательна, и похожа на куклу. Красота ее способна быстро надоесть, как надоела автору.

Так почему не Татьяна, а Ольга стала любовью Владимира Ленского? Ответ кроется в этих строках: «и были детские проказы ей чужды». Когда приезжали гости с детьми, она предпочитала уединяться в комнате, или где-нибудь в саду. И зная склонность Татьяны к одиночеству, добрые родители ей не докучали, предоставив ее самой себе.

Разумеется, художественное пространство в «Евгении Онегине» не исчерпывается только изображением городов. Одно из значительных мест в романе занимают образы, навеянные русской деревней. Причем это понятие с самого первого появления в романе становится в определенном смысле символичным. Об этом говорят эпиграфы, предпосланные Пушкиным второй главе: «O rus!.. (Hor.) – О Русь!» К этому знаменитому эпиграфу обращались не единожды Ю.М. Лотман, Н.Н. Скатов, В.А. Кошелев, говоря об игре слов: латинского «rus» («деревня») и русского «Русь». Пушкин дает каламбурный перевод, воспользовавшись совпадением звучания этих слов. В.А. Кошелев справедливо полагает, что «под пером русского писателя этот мнимо-шутливый каламбур неминуемо получал «расширительное» значение»131. Не менее правомерно замечание литературоведа Г.П. Макогоненко, который писал: «Петербургу с его омутом света и оторванной от национальной почвы культурой столичного дворянства противостояла Русь – хранительница национальных традиций, обрядов и нравов, высокой поэтической культуры народа, …мир русской деревни»132.
Без сомнения, в нашем восприятии пушкинское пространственное сопоставление «Русь – деревня» имеет ряд дополнительных смысловых оттенков. Известно, например, что на русскую культуру исключительно сильное воздействие оказало Просвещение, особенно та сторона этого явления, которая связана с концепцией «природного человека» Ж.-Ж. Руссо, нашедшей свое отражение в русском сентиментализме и в дальнейшем получившей свое развитие в русской литературе и философии. Возможно, не зря любимая героиня Пушкина Татьяна так увлечена европейскими сентиментальными романами: руссоистское восприятие мира и человека прочно укоренилось на русской почве. Основная оппозиция Просвещения – «Природа – предрассудок», «естественное – извращенное» получила особую интерпретацию в творчестве Пушкина. Очень верно отметил Ю.М. Лотман: «Гибельной цивилизации… противостоит естественная жизнь русского крестьянина, носителя здоровой морали и природных добродетелей… Естественное стало отождествляться с национальным. В русском человеке увидели «человека Природы», в русском языке – естественный язык, созданный самой Натурой»133.
Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах,
а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья: «…и в деревне скука та же…» (V, 32), «В глуши, в деревне все вам скучно…» (V, 70), «Деревня той порой//Невольно докучает взору//Однообразной наготой…» (V, 94) и т. д. После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве: «Онегин шкафы отворил;//В одном нашел тет­радь расхода,//В другом наливок целый строй,//Кувшины с яб­лочной водой//И календарь осьмого года» (V, 37). «Время как будто с раз­бегу остановилось, обозначив пропасть, которая разделяет Россию петербургскую и деревенскую Русь»134, - таково тонкое наблюдение В.С. Непомнящего. Как считает В.А. Кошелев, глава, посвященная деревне, относительно других глав – «самая «неинформационная» и самая описательная; единственное сюжетно значимое событие в ней – «отповедь» Онегина, которая как бы обрывает завязавшийся любовный сюжет»135. Далее описывается повседневная деревенская жизнь героев, рисуется картина наступающей осени и зимы, и все заканчивается диалогом Онегина и Ленского: приглашением на будущие именины Татьяны. И, тем не менее, эта самая бессобытийная глава оказывается и наиболее сюжетно направленной, ведь «отповедь» Онегина получает продолжение, а приглашение в «свою семью» станет роковым: именно с него начинает разворачиваться будущая трагедия героев романа.
По точному высказыванию В.А. Кошелева, «деревня, сопоставимая с Русью, неожиданно поворачивается необычной стороной и, соединяя «скуку» и «блаженство», «обыденность» и «особенную физиономию», изменяет устоявшиеся представления и деяния»136.
Пожалуй, основным в образе деревни нужно считать то, что она прежде всего - символ «природности»:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…
(V, 33)

…Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
(V, 163)

Описаниям природы принадлежит в романе важное место. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных кар­тин, внешне выполняя роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряя новые сюжетные эпизоды внутри глав. В целом пейзаж, как и быт, служит для создания в романе той реальной обстановки, в которой протекают развивающиеся в нем события. Сюжетное содержание большей части рома­на связано с деревенской тематикой, поэтому естественно, что автор уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам. После приезда Онегина в деревню дяди следует описание природы:
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
(V, 36)

«Приют спокойствия», «прелестный уголок» - вот основной лейтмотив изображения деревенского пейзажа данной строфы романа. И соответственно общая стилистическая тональность картины не лишена элемента идилличности. Как верно отмечал исследователь Ю. Стенник, «тональность изображения природы близка к номенклатурному трафарету традиционного сентиментального пейзажа, своеобразного «приюта» изгнанника света: «уединенные поля», «сумрачная дуброва», «журчанье тихого ручья» - это все классические признаки обобщенного элегического пейзажа, восходящего в русской поэзии к сентиментализму»137. А если учесть, что частично эта номенклатурность служит раскрытию облика скучающего Онегина, то перед нами – один из приемов пушкинской характерологии. Совсем иное мы видим, когда изображение природы соотносится с образом Татьяны: ро­мантическая окрашенность пейзажа объясняется роман­тическим мировосприятием самой героини. Ее внутренняя близость к миру природы – это несомненное указание на ее органичность, нравственное здоровье. Пейзаж затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям героев, понимание чувств автора. В VII главе романа, перед отъездом в Москву, Татьяна с грустью прощается с родными местами:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…»
(V, 152)

Д.С. Лихачев писал, что «в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие… Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем… Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека»138. Опираясь на это высказывание, можно говорить о том, что «русская душою» пушкинская героиня прощается с природой как живым свидетелем ее прежней свободной, тихой жизни.
Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека»139. В узком смысле этот образ является «средой», формирующей личность, и уже неоднократно отмечалось, что Онегин и Татьяна оказались в различных условиях, что сказалось на формировании их характеров и взглядов на мир.
Мы можем сделать вывод, что через связи, которые существуют (или, напротив, не существуют) между героями и природой, автор может внутренне характеризовать их, определять их нравственную и духовную ценность. Как верно отмечал Г.Д. Гачев, «первое, очевидное, что определяет лицо народа, - это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. <…> Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), …все весьма стабильные. Нельзя ее [природу] сменить без потери своей национальной сути». Исследователь прибегает к широкому обобщению, и его высказывание подтверждает нашу мысль о том, что природа для Пушкина – одно из самых эффективных средств воссоздания картины русского мира, жизни народа, страны, движения истории.
Русская природа в романе «Евгений Онегин» - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как бесчеловечная и абстрактная, ничего не говорящая уму и сердцу читателя. В.Г. Белинский утверждал, что невозможно «быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным», и называл Пушкина подлинным художником русской литературы. Действительно, народность Пушкина состоит в органической связи с русской природой, жизнью и мировоззрением народа.

Евгений Онегин - герой романа Пушкина - представитель высшего общества. Однажды ему надоедает светский уклад жизни. Он покидает северную столицу, отправляясь в деревню. В глубинке и происходит событие, которое служит кульминацией произведения. Жизнь Онегина в деревне - тема статьи.

Главный герой

Прежде чем описать жизнь Онегина в деревне, следует сказать несколько слов о том, каким было его существование в Петербурге. Ведь именно в Северной столице он родился и провел юные годы.

В первой главе автор повествует вкратце о детстве героя. Читатель узнает о том, что отец Евгения был человеком расточительным, «давал три бала ежегодно» и в конце концов промотался. Однако судьба Онегина хранила: он был единственным наследником всех своих родных. А потому, получив стандартное для светского человека образование, начал вести образ жизни, привычный для человека его круга. А именно - посещать балы, а в перерывах между утонченными танцами вести непринужденные беседы с дамами. Этот образ жизни вскоре опостылел герою произведения Пушкина. Им овладел английский сплин, другими словами - русская хандра.

Наследство дяди

В то время, когда Евгений понял, что светские развлечения ему окончательно наскучили, узнал он о тяжелом недуге близкого родственника, того самого, о котором идет речь в первых строках романа. Приготовившись подавать лекарства, поправлять подушки и печально вздыхать (дабы получить заветное наследство) Онегин отправляется в вотчину своего дядюшки. Когда же прибывает на место, узнает о кончине родственника. С этого печального события и начинается жизнь Онегина в деревне. Евгений вступает в наследство. Герой великого романа в стихах становится

Сельское уединение

Как складывается жизнь Евгения Онегина в деревне? Сперва уединение благотворно влияет на его душевное состояние. В первую очередь Евгений учреждает новый порядок: заменяет барщину легким оброком. Жизнь Онегина в деревне протекает однообразно, чему в первые дни он, уставший от городской суеты, несказанно рад. Крестьяне к нему проникаются любовью и уважением. Но слишком уж нелюдимым кажется Евгений соседям - прочим сельским жителям.

Владимир Ленский

Образ жизни Онегина в деревне кажется местным помещикам довольно странным. Он сторонится соседей, немедленно покидает свой дом, лишь услышав о скором прибытии гостей. Немудрено, что в скором времени о Евгении распространяется дурная слава - как об «опасном чудаке». Совершенно другую репутацию приобретает Ленский.

Этот молодой дворянин получил образование за границей. Светский образ жизни пока еще не утомил его. Владимир представляет собой романтическую натуру, которую едва ли могут заинтересовать разговоры местных жителей о вине, сенокосе, псарне. Все же, в отличие от Онегина, Ленский не выражает откровенного пренебрежения к сельским помещикам. А потому становится, хотя и против своей воли, завсегдатаем деревенских званых вечеров.

Татьяна

Жизнь Евгения Онегина в деревне была скучна и монотонна. И даже новый приятель - Ленский - не смог спасти его от хандры. Впрочем, к Владимиру главный герой поэмы испытывает некоторую симпатию, относясь снисходительно к его наивным мечтам.

Ленский без ума от Ольги - девушки, чей образ некогда любил автор романа. Но описывая жизнь Евгения Онегина в деревне, невозможно не упомянуть о старшей сестре этого юного создания - Татьяне. Героиня романа имеет кроткий нрав, нелюдима, любит мечтать и много читает. В ней нет ни капли кокетства, она простодушна и бесхитростна. Полюбив Онегина, Татьяна пишет ему письмо, в котором признается в своих чувствах. Но Евгений остается холоден к ее посланию. А позже совершает роковую ошибку, вызывая ревность Ленского и принимая вызов на дуэль.

Изменения в мировоззрении мыслящего человека показаны в романе Пушкина. В начале произведения герой представляет собой человека, пресыщенного светскими радостями. В последней главе это уже далеко не скучающий бездельник. Евгений стал мыслящим и глубоко начитанным человеком. Кроме того, он иными глазами смотрит на Татьяну, чью любовь некогда отверг.

Как сделать анализ основной части, в которой изображена жизнь Онегина в деревне? Сочинение на эту тему подразумевает сравнительную характеристику героя до и после пребывания в глубинке. Но стоит сказать, что, несмотря на перемены в душе Онегина, он так и остался человеком, зависимым от Ведь не случайно он воспылал чувствами к Татьяне лишь тогда, когда она стала княгиней.

Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя.

После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично. Именно таким, он приезжает в деревню. Приехав в деревню, Евгений Онегин, нелегко принимает сущность жизни деревенских жителей. Ему тяжело принять жизненный уклад и суету деревни. Он не стремиться найти общий язык с соседями, что в итоге влечёт за его спиной, большие сплетни. Для окружающих, Онегин становиться интересным источником для обсуждения. Со своими высокими интересами, и взглядами на жизнь, он пытается внести радикальные изменения, в жизни деревенских жителей. Изначально, его реформа жизненного уклада, пришла сельчанам по душе, но вскоре, этот интерес проходит, и они осознают, что хорошего с этого ни чего не выйдет. Онегин, становится «белой вороной» в обществе, но находит себе собеседника, а вскоре друга Ленского.

Довольный жизнью, с заграничным образованием, помещик Ленский, был одним из сельских жителей. В отличие от Евгения, он не был травмирован жизнью, и наслаждался каждой минутой своего бытия, и такие слова как любовь и верность, для него имеют святое значение. Два приятеля, находят себя в интересах и противоречию к светской жизни. Онегин и Ленский, прекрасно понимают, что обсуждения духовности, сильно их отличает от сельчан, у которых кроме вина, сенокоса, нет ни чего в голове. Благодаря своему стойкому нраву, Ленский, в отличие от Онегина, стал другом для односельчан, не смотря на свои высокие моральные ценности. С появлением Ольги, жизнь двух друзей значительно меняться. Автор с недоумением выражает образ Ольги, как цветущий ландыш. И за этим цветком, всячески ухаживает Владимир Ленский. Она скромная и доверчивая натура, с голубыми глазами и открытой душой. Всё эти черты, отличали её от своей сестры Татьяны.

Татьяна, была тихой и грустной натурой, не похожа на своих сверстников, она не играла, в семье она была чужой. Татьяна, была упрямой натурой, и её не послушания к родительскому воспитанию, матери и отцу не давали покоя. Ни что её не привлекало к работе, ни вязания, ни помощь по дому. Их родители, были абсолютно разной духовной культуры. Отец не понимал интереса к книгам, мать же, всегда почитала литературу на высшем уровне духовности. Мать всегда подражала своим героям книг, даже пыталась одеваться как они. Мать, вела все домашние дела, работала и искала возможность заработать деньги для семьи. Муж, уважал труд жены, всячески пытался ей упростить работу, даже обедал в халате. К великому семейному сожалению, погибает отец. Его уважали односельчане, на надгробном камне, почётно писали о Дмитрии Ларине, как о простом и добродушном барине.

Именно такой, встретил эту семью Евгений Онегин. Не смотря на это, его пыл, остался таким же не зависимым и недоступным.

Несколько интересных сочинений

    Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

  • Сочинение по произведению Царевна-лягушка 5 класс

    В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты

1. Размеренный быт деревни и бурная городская жизнь.

2. Фигура княжны Алины.

3. «Природность» деревни и столицы.

В первых двух главах стихотворного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает деревенская, спокойная, размеренная жизнь и столичное бурное движение. Первая глава в основном посвящена столичному образу жизни Онегина. Во второй же главе содержится описание и сельской жизни. «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок... / Господский дом уединенный, / Горой от ветров огражденный, / Стоял над речкой. Вдали / Пред ним пестрели и цвели / Луга и нивы золотые...» А. С. Пушкин не идеализирует деревню. Поэт показывает нам свойственное ей размеренное течение жизни. «Стада бродили по лугам, / И сени расширял пустые / Огромный запущенный сад, / Приют задумчивых дриад». Совершенно другие краски использует поэт при описании «бешеной» жизни столицы. Там нет естественных и спокойных красок. «...Я балы б до сих пор любил. / Люблю я бешеную младость, / И тесноту, и блеск, и радость, / И дам обдуманный наряд...» Автор восхищается и столичной жизнью. «Во дни веселий и желаний / Я был от балов без ума: / Верней нет места для признаний / И для вручения письма».

По-разному представлен в произведении и досуг жителей таких различных мест. Во второй главе поэт показывает нам пример влияния условий жизни на судьбу и характер человека. Здесь главной фигурой является княжна Алина, московская кузина Татьяны. Находясь в свете, она читала Ричардсона, всегда была одета по моде и к лицу. Была увлечена «славным франтом», игроком и гвардии сержантом. Но судьба и родители ее распорядились иначе. Муж увез ее в свою деревню. Немного поплакав, она стала привыкать к новому образу жизни. Новым заботам, появившимся у нее теперь, она отдалась целиком. И муж не вмешивался в ее дела. Алина стала настоящей деревенской жительницей. «Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Ходила в баню по субботам, / Служанок била осердясь...» Можно сказать, что новая обстановка совершенно изменила эту женщину. Мир деревни стал ее вторым домом, почти второй родиной.

Онегина вначале тоже увлекает деревенская жизнь. Каждая вещь, найденная им случайно, многое рассказывает о ее владельце. Например, найденная им в одном из шкафов тетрадь расхода «календарь осьмого года». «Старик, имея много дел, / В иные книги не смотрел». Жизнь Онегина в столице была наполнена иными делами. «Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут. / Что? Приглашенья? В самом деле, / Три дома на вечер зовут».

Поэтому бездействовать и в деревенской жизни Евгений Онегин тоже не стал. «Сперва задумал наш Евгений / Порядок новый утвердить... / Ярем от барщины стариной / Оброком легким заменил...» Но все его деревенские нововведения вызывают у местных жителей недоумение. Они про себя решают, что он «опаснейший чудак». В этом видно еще одно противопоставление столицы и деревни. Какова бы ни была праздна столичная жизнь, именно она первой воспринимает новые веяния времени. Ведь деревенские жители не только не последовали новшеству, введенному Онегиным, но и посчитали его чудачеством. Деревня живет в своем, замкнутом мире, по своим вековым обычаям. Деревенская жизнь - просто кладезь для хранения и передачи из поколения в поколение традиций, примет. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». А как может быть иначе, если вся их жизнь проходила по народному календарю. На масленицу - блины, два раза в год - пост, в Троицын день - молебен. Однако кроме религиозной рутины, жизнь деревни наполнена русскими народными песнями, обрядами, а в них, как и в преданиях, передается история многих поколений.

Все это не существует для столичной жизни - там другие интересы, стремления, воспоминания. Жизнь такая наполнена не столько практическими делами и хлопотами, сколько развлечениями: «...потом на сцену / В большом рассеянье взглянул / Отворотился и зевнул...» Скука - непременная спутница Евгения Онегина и в столице, и деревне. Когда соседи прекратили с ним дружбу, он от скуки стал другом Ленского.

Наиболее ярким представителем деревенской жизни можно назвать Татьяну, которая появляется во второй главе романа. С детства она воспитывалась в этом окружении.

Недаром Пушкин называет ее дикой. «Дика, печальна, молчалива / Как лань лесная боязлива...» В этих двух строчках открывается еще одно качество деревенского жителя - природность. Мир деревни наиболее близок природе. Иногда кажется, что деревня - отдельное сообщество, гармонично вписывающееся в жизнь природы. И живущий по ее законам человек чист душой, более развит духовно. Возможно, поэтому в описании Татьяны не проскальзывают нотки скуки, наполняющей жизнь Онегина. С образом Татьяны в повествовании связана красота русской природы: «Она любила на балконе / Предупреждать зари восход, / Когда на бледном небосклоне / Звезд исчезает хоровод...» При таком описании в нашем воображении возникает волшебная, магическая картина. Мы словно становимся, подобно Татьяне, свидетелями рождения нового дня. «И тихо край земли светлеет / И вестник утра, ветер веет, / И всходит постепенно день». Только спокойная, деревенская жизнь позволяет соприкоснуться с подобным чудом. Столичная жизнь слишком быстра, чтобы увидеть это великолепие. Там блеск утреннего солнца затмевают фонари. Горизонт теряется среди силуэтов зданий. Жизнь столицы, описанная в романе, в основном ночная. И поэтому восход солнца жители ее встречают, как правило, еще в постели. Поэтому им недоступна прелесть и поэзия возрождающегося солнца, с которой начинается каждый новый день сельских жителей.

В романе Пушкин довольно в яркой форме показывает два разных, иногда кажется, противоположных, но очень родных мира - столицы и деревни. В каждом из них есть свои достоинства и недостатки. Они проявляются, в основном, через образы главных героев и описания их жизни. Деревенский быт, основанный на преданиях и традициях, находится ближе к родной матушке-природе. Он размерен, нетороплив, тих. Зато столичная жизнь полна новыми веяниями времени. Не обремененная традициями старины, она легче воспринимает все новое. Здесь не природа, а люди являются хозяевами жизни, диктуют свои законы.

Так что нельзя однозначно ответить, какой из двух миров лучше, - столичный или деревенский. Вернее будет сказать, что оба мира ярко, наглядно и самобытно представлены А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин».