Человеческие зоопарки в европе. Человеческий зоопарк: аборигены в клетках


Бельгия. 1958 год, африканская девочка в человеческом зоопарке. К концу 19 века Конго стало бельгийской колонией, и местные жители стали личной собственностью бельгийского короля Леопольда II. Чтобы удобнее грабить страну, Леопольд наводнил Конго бандами карателей, которые действовали под начальством европейских офицеров и за малейшую провинность уничтожали людей целыми деревнями. Эта частная военная структура называлась "Общественные силы".
Бельгийские власти нашли исключительно эффективный способ повышения производительности труда - благодаря ему производство каучука в Конго за десять лет выросло в 40 раз. Способ был прост - каждому, кто не выполнял норму по сбору каучука, отрубали руку. И детям в том числе. Точнее, за невыполнение норм полагался расстрел. Бельгийское правительство считало каждый патрон, поэтому требовало, чтобы каратели из Force Publique предоставляли отрубленную руку казненного в подтверждение того, что патрон был использован по назначению, а не был продан местным охотникам. Кроме того, каратели получали за каждую экзекуцию вознаграждение.
Головорезы оказались хитрее - они просто начали отрубать людям руки. В конце концов, дело закончилось тем, что отрубленные руки стали использоваться в Конго в качестве валюты. Их собирали каратели из Force Publique, их собирали мирные деревни… Если у одной деревни нормы по сбору каучука оказывались слишком высокими, она нападала на другую деревню, чтобы заплатить бельгийскому королю страшный выкуп. Пик добычи каучука в Конго пришелся на 1901-1903 годы. Именно тогда руки начали измерять корзинами. Не выполнил норму по сбору каучука? С тебя - две корзины рук. В стране упала рождаемость, начали распространяться голод и болезни. За первые 40 лет бельгийского владычества население Конго сократилось на 15% (с 11.5 до 10 миллионов человек).
Леопольд II продал Конго бельгийскому правительству лишь перед своей смертью, в 1908 году. Он не испытывал ни капли сожаления по поводу миллионов покалеченных и убитых людей.
Основная экономическая деятельность была сосредоточена в провинции Катанга. Главной статьей дохода была добыча полезных ископаемых. В годы нацистской оккупации Бельгии, Конго находилось под контролем "Сил Свободной Бельгии". Горнорудная продукция колонии вывозилась в Великобританию и США. В частности, именно в Катанге был получен уран для атомных бомб сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
На Брюссельских конференциях круглого стола в 1960 году по требованию делегаций, представлявших Бельгийское Конго бельгийское правительство было вынуждено заявить о своём согласии предоставить колонии независимость. Напомним что фашизм в Европе был побежден в 1945 году, в Бельгии этот процесс затянулся до 1960 года.
Бельгийский фашизм даже коснулся легендарного боксерского поединка "Pазборка в джунглях" между Мохаммедом Али и Джорджем Форманом цитата:
Несмотря на цвет кожи, именно Джордж Форман был здесь инородным телом, особенно, после того, как по незнанию местных обычаев, вышел с самолета вместе с немецкой овчаркой, чем оскорбил заирцев (Заире сейчас это Демократическая Республика Конго), напомнив им о колониальном прошлом с бельгийскими копами-кинологами.



Наши европейские партнеры.



Кто живет в зверинце? Слоны и жирафы, медведи и тигры, а еще бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит устрашающе, но столетие назад в Европе процветаличеловеческие зоопарки , где можно было увидеть хомо сапиенсов, людей разумных, но живших вдали от "цивилизации". Посмотреть на этнологические экспозиции приходили все - от мала до велика. Выходцы из Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди - переходное звено в теории эволюции Дарвина.






Человеческие зоопарки организовывались в разных городах. Антверпен, Лондон, Барселона, Париж, Милан, Нью-Йорк, Варшава, Гамбург и Санкт-Петербург - где только не проходили выставки людей. Как правило, посмотреть на "диковинных" туземцев приходили сотни тысяч посетителей. А вот "деревню негров" на парижской Всемирной выставке 1889 года и вовсе увидело более 28 миллионов (!) человек.







Как правило, представителей "необычных" (по мнению цивилизованного мира) народностей силой вывозили с их земель, а после - демонстрировали изумленной публике. Часто воссоздавали аутентичные поселения, сооружали хижины, назначали главарей племени или общины. Как правило, руководство зоопарков стремилось самостоятельно распределить роли, однако это получалось не всегда, и порой сами аборигены начинали "режиссировать" свою постановочную жизнь.





Выставки людей пользовались огромной популярностью у немцев. Тут, конечно же, немалую роль сыграла увлеченность идеями социального дарвинизма, охватившая интеллигенцию в 19 веке. Негритянские деревни с интересом посещали Бисмарк и император Вильгельм II.













Как правило, новоприбывших обитателей зоопарков тщательно изучали, пытаясь определить их принадлежность к одному из "природних народов". Для этого производились замеры черепа, фиксировалась форма носа, цвет кожи, изучались особенности языка. В заключение выдавался официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им туземца.




На волне всеобщего интереса к быту и укладу жизни экзотических народностей начали активно развиваться антропологические исследования, однако, факт существования подобных человеческих зоопарков от этого не менее ужасающий. То, что сегодня кажется аморальным, не вызывало ранее никаких тревожных чувств у любителей развлечь себя прогулкой вдоль клеток с людьми. Такие зоопарки исчезли к середине 20 века, хотя даже в послевоенной Европе был зафиксирован случай, когда на всеобщее обозрение была выставлена конголезская деревня.



Поразительно, но посещение человеческих зоопарков - не единственное шокирующее развлечение европейцев. Морг был любимым местом для встреч и прогулок парижан в XIX веке .


Кто живет в зверинце? Слоны и жирафы, медведи и тигры, а еще бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит устрашающе, но столетие назад в Европе процветали человеческие зоопарки , где можно было увидеть хомо сапиенсов, людей разумных, но живших вдали от "цивилизации". Посмотреть на этнологические экспозиции приходили все - от мала до велика. Выходцы из Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди - переходное звено в теории эволюции Дарвина.






Человеческие зоопарки организовывались в разных городах. Антверпен, Лондон, Барселона, Париж, Милан, Нью-Йорк, Варшава, Гамбург и Санкт-Петербург - где только не проходили выставки людей. Как правило, посмотреть на "диковинных" туземцев приходили сотни тысяч посетителей. А вот "деревню негров" на парижской Всемирной выставке 1889 года и вовсе увидело более 28 миллионов (!) человек.







Как правило, представителей "необычных" (по мнению цивилизованного мира) народностей силой вывозили с их земель, а после - демонстрировали изумленной публике. Часто воссоздавали аутентичные поселения, сооружали хижины, назначали главарей племени или общины. Как правило, руководство зоопарков стремилось самостоятельно распределить роли, однако это получалось не всегда, и порой сами аборигены начинали "режиссировать" свою постановочную жизнь.





Выставки людей пользовались огромной популярностью у немцев. Тут, конечно же, немалую роль сыграла увлеченность идеями социального дарвинизма, охватившая интеллигенцию в 19 веке. Негритянские деревни с интересом посещали Бисмарк и император Вильгельм II.













Как правило, новоприбывших обитателей зоопарков тщательно изучали, пытаясь определить их принадлежность к одному из "природних народов". Для этого производились замеры черепа, фиксировалась форма носа, цвет кожи, изучались особенности языка. В заключение выдавался официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им туземца.









На волне всеобщего интереса к быту и укладу жизни экзотических народностей начали активно развиваться антропологические исследования, однако, факт существования подобных человеческих зоопарков от этого не менее ужасающий. То, что сегодня кажется аморальным, не вызывало ранее никаких тревожных чувств у любителей развлечь себя прогулкой вдоль клеток с людьми. Такие зоопарки исчезли к середине 20 века, хотя даже в послевоенной Европе был зафиксирован случай, когда на всеобщее обозрение была выставлена конголезская деревня.



Поразительно, но посещение человеческих зоопарков - не единственное шокирующее развлечение европейцев. .

Зоопарки у многих людей вызывают смешанные чувства. С одной стороны, можно близко увидеть своих любимых животных, а с другой стороны, они живут в неволе, и это плохо. Однако, в целом, зоопарк – это приятное место. Место, где живут животные.

Но разве, зоопарк с животными не единственный вид зоопарков? К сожалению, вплоть до недавнего времени были очень распространены человеческие зоопарки. Люди держались в неволе, их выставляли публике на забаву, а другие люди платили, чтобы их увидеть.

Ниже вы увидите фото доказательства существования этих ужасных мест.

1. Эти аборигены племени Сельк’нам были выставлены в человеческом зоопарке во время "турне" по Европе.

Карлу Хагенбеку (Carl Hagenbeck) часто приписывают создание зоопарков для животных в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. Он создал более естественные, приближённые к собственной среде обитания вольеры для животных.

Однако, менее известный факт о нём говорит о том, что он также был первым человеком, который начал "показывать" себе подобных и создал человеческий зоопарк.

В 1889 году с разрешения правительства Чили он увёз с собой 11 человек племени Сельк’нам, посадил их в клетки и возил показывать по всей Европе. Позднее люди с других, родственных племён, подверглись той же участи.

2. Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году.

Эта фотография стала символом ужасного феномена человеческих зоопарков: маленькая африканская девочка в платье "белых" людей. Её кормит рука женщины из толпы посетителей. Между ними забор.

К счастью, "выставка" просуществовала недолго, потому как вскоре интерес к ней пропал из-за появления кино. Люди теперь могли удовлетворить своё любопытство о чужих странах с помощью фильмов.

Более того, к моменту начала проведения выставки в Брюсселе понятие "человеческий зоопарк" мировым сообществом считалось отвратительным, и в большинстве стран это было запрещено.

Но к сожалению, перемены жителей этого зоопарка коснулись не так быстро. Большинство из 297 людей умерли и были захоронены в массовой, никак не отмеченной могиле.

3. Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время "показов" носить на руках орангутанов и других обезьян.

"Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов, вес 103 фунта. Привезён Сэмюлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь".

Такой была надпись возле "домика" Ота, где он развлекал зрителей стрельбой по мишеням луком и стрелами и корча забавные гримасы. Он был уверен, что едет работать в зоопарк заботиться о слоне.

Он также проделывал различные трюки с орангутангами и другими обезьянами, чтобы развлечь как можно больше людей, которых приходило очень много к этому интересному экземпляру в зоопарке.

Однако, этот случай вызвал критику со стороны нескольких государств, что привело к отзыву "экспоната".

Его зубы были заострены книзу, согласно традиции его племени, а пол его жилища – клетки был усеян костями. Организаторы сделали это для того, чтобы он выглядел устрашающе.

Он играл роль дикаря и некоторое время даже содержался в клетке с обезьянами, это было поддержано антропологом Мэдисоном Грантом (Madison Grant), позднее секретарём нью-йоркского зоологического сообщества и будущим выдающимся евангелистом.

Газета Нью-Йорк Таймс объявила о выставке таким заголовком: "Бушмен делит клетку с обезьянами из Бронкса".

В самой статье Ота называли бушменом (это собирательное название для нескольких коренных африканских народов охотников-собирателей). Учёные в те времена очень низко оценивали бушменов с точки зрения значимости.

Публика повалила толпами. Часто до 500 человек за один раз, а в разгар выставки люди приходили тысячами.

Однако, вопрос вызывал всё большее беспокойство. Ряд видных пасторов откровенно говорили о том, что это чудовищное неуважение. Преподобный Джеймс Гордон (James H. Gordon), директор сиротского приюта в Бруклине, был одним из самых ярых противников выставки.

Бенга в конце концов был отпущен. Выйдя из зоопарка, мужчина вернулся в Африку, но больше не ощущая принадлежность к тому миру, вскоре вернулся в США. Однако, и тут он не смог обрести душевный комфорт, что привело его к самоубийству в 1916 году выстрелом в сердце.

4. Человеческий зоопарк в Париже Jardin d"Agronomie Tropicale

В своём грандиозном, но морально искривлённом стремлении проявить власть, французы, в том числе и с целью показать свою колониальную мощь, соорудили шесть деревень, представлявших французские колонии в то время (Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко). Выставка продолжалась с мая по октябрь 1907 года.

За полгода выставки на колониальную мощь французов собралось посмотреть более одного миллиона человек. Деревни были созданы в соответствии с колониальной жизнью в действительности, от архитектуры до сельскохозяйственных методов.

На изображении выше конголезская "фабрика", построенная в Марселе, чтобы показать колониальную жизнь. В связи с этим из Конго было привезено несколько человек для "работы" на этой фабрике.

Что тогда привлекало несметное количество людей, теперь заброшено и игнорируемо, это историческое пятно, о котором Франция слишком поспешно забыла. С 2006 года, несмотря на то, что территория и павильоны человеческого зоопарка стали доступны широкой общественности, на самом деле мало, кто их посещал.

5. Сара Баартман, девушка, в которой воплотилась вся бесчеловечность такого явления, как человеческие зоопарки.

В 1810 году 20-летняя Сара Баартман была "взята на работу" торговцем экзотическими животными. С обещаниями богатства и славы, Сара вместе с ним отправилась в Лондон. Там началось то, что было очень далеко от обещанного.

У Сары от природы были крупные, выступающие ягодицы и необычная форма половых органов, поэтому она стала предметом многочисленных рассуждений и отличным выставочным экспонатом.

Её одевали в обтягивающую одежду, и выставляли как "новинку", как "нечто экзотическое". Она умерла в нищете, а её скелет, мозг и половые органы выставлялись в Музее Человечества в Париже вплоть до 1974 года. В 2002 году по просьбе президента Нельсона Манделы её останки были репатриированы.

6. "Деревня негров" в Германии. Мать и ребёнок.

На всемирной ярмарке в Париже в 1878 и 1889 годов была представлена "деревня негров". Её посетили около 28 миллионов человек, а во время всемирной выставки в 1889 году главной "достопримечательностью" были представители 400 коренных племён.

Идея подобной деревни лучше всего прижилась в Германии, где теории социального дарвинизма широко распространились и принимались многими людьми. Выставку даже посещал Отто фон Бисмарк.

7. Несколько представителей коренных народов, а также африканских и азиатских рас очень часто держались в клетках и демонстрировались в импровизированной естественной среде обитания.

8. Парижская всемирная ярмарка, 1931 год.

Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за полгода её посетило 34 миллиона человек.

Меньшая по размахам встречная выставка "Правда о колониях", организованная Компартией, привлекла куда меньше народу.

9. Людей, посещающих зоопарки на всемирных выставках, развлекали группы пигмеев, которым было приказано танцевать.

10. В 1881 году пять индейцев племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены и транспортированы в Европу, чтобы стать экспонатами в человеческом зоопарке. Все они умерли год спустя.

11. Здесь люди коренных племён принимают участие в стрельбе из лука на выставке “Savage Olympics”, организованной в 1904 году.

В организованной белыми американцами Олимпиаде Дикарей приняли участие коренные жители различных племён из разных уголков мира, таких как Африка, Южная Америка, Ближний Восток и Япония.

12. Одной из первых выставок человека на всеобщее обозрение была выставка Б.П.Барнума.

Он сделал экспонат из Джойс Хет (Joice Heth) (1756 – 1836). Она была рабыней афроамериканкой. В 1835 году, к концу своей жизни, женщина была слепой и почти полностью парализованной (она могла говорить и двигать правой рукой).

Тогда-то её и купил Барнум. Он начал свою "карьеру" выставив на показ умирающую женщину и заявил, что она 160-летняя медсестра Джорджа Вашингтона. Через год она умерла в возрасте 80 лет.

Даже сегодня существуют отголоски человеческих зоопарков. Племя затворников Харава живёт на Андаманском острове в Индии. Видео, появившееся в 2012 году, показало одну из поездок сафари на этом острове в красивом Бенгальском заливе, который не так давно стал популярным туристическим маршрутом.

Но во время сафари людям показывали не только животных, туристам изначально обещали предоставить возможность понаблюдать за жизнью членов племени Харава в естественной среде обитания.

Однако, на самом деле, судя по всему, всё не так однозначно, потому что на том видео островитяне специально танцевали для туристов.

Эти коренные народы только начали контактировать с материками, и их готовность взаимодействовать с внешним миром очень быстро была подхвачена и привела к тому, что некоторые группы сегодня ничем не лучше, чем человеческие зоопарки в прошлом.

У входа в "заповедник" был знак, запрещающий взаимодействие и подкармливание жителей племён, но туристы, сотнями ежедневно его посещающие, всегда приходили с фруктами и орехами.

В "заповеднике" есть полицейские, которые должны защищать людей племен от контактов, однако, в одном видео было чётко видно, как "защитник" инструктирует голых женщин племени как танцевать, так как им была брошена еда. К сожалению, бросание еды в ожидании контакта, в действительности, рутинное занятие, а не исключение из правил.

Правительство потребовало прекратить всё это действо, и в 2013 году Верховный суд Индии полностью запретил такие сафари. Однако, некоторые группы активистов заявляют, что услугу туристам продолжают тайно оказывать.

В 2014 году в Осло в рамках празднования 200-летия конституции страны, двое художников решили устроить воссоздание Конго-деревни, известной выставки в Норвегии 1914 года, проведённой за столетие до этого.

Тогда, сто лет назад, на выставке 80 сенегальцев были представлены в аутентичной среде.

Сто лет спустя Мохамед Али Фадлаби (Mohamed Ali Fadlabi) и Ларс Кузнер (Lars Cuzner) воссоздали выставку. Они назвали её European Attraction Limited и попытались исследовать то, что они считали колониальной и расовой амнезией Норвегии, а также завязать разговор о наследии колониализма.

Для отдыха в этот постмодернистский зоопарк были приглашены люди всех национальностей со всего мира.

Однако, реакция была не такой, как ожидали художники. Многие критики говорили, что экспозиция просто подтвердила и переписала расистские и колониальные верования в мире. Они отрицали наличие какой-либо художественной ценности в повторении такого дегуманизирующего зрелища, особенно в ещё не полностью излечившимся от расизма мире.

В 1958 году в Брюсселе прошла Expo 58, Всемирная выставка, на которой были представлены самые передовые на тот момент достижения науки и техники.

«Выставка негров» в Брюсселе

Среди макетов космических ракет, атомных электростанций, рядом с новейшими автомобилями располагалось и «чудо» несколько иного рода. Чернокожие африканцы, отделенные от посетителей забором, представляли свой «дикарский быт». Сохранились фотографии: белая дама, перегнувшись через забор, угощает африканскую девочку бананом.

«Конголезская деревня вместе с жителями» стала последним представлением «человеческого зоопарка» в Европе.

Организаторы явно перестарались. Иностранные гости, видя подобное, стыдливо прятали глаза в пол: в других европейских странах от развлечений подобного рода отказались еще за два десятка лет до этого.

Людям, возможно, трудно было перестроиться и начать воспринимать жителей своей колонии как таких же людей, что и они сами.

Король Бельгии Леопольд II, взойдя на престол в 1865 году, стал мечтать о превращении своей страны в колониальную империю. В 1885 году, захватив обширные территории в бассейне реки Конго, король провозгласил себя правителем Свободного государства Конго. В течение 23 лет Бельгийское Конго являлось личным владением Леопольда II, а все его жители стали рабами монарха.

Бельгийские газеты писали, что в Конго проживают жестокие и кровожадные дикари-каннибалы, которых можно ввести в цивилизованные рамки исключительно при помощи жестких мер. Внушить дикарям почтение должны были «Общественные силы»: частная армия короля, сформированная из представителей воинственных африканских племен под руководством бельгийских офицеров.

Commons.wikimedia.org

Геноцид по-королевски

Одни африканцы истязали других африканцев ради бизнеса Леопольда II: экспорта природного каучука и слоновой кости. Жителей Конго сгоняли на работы, где они тысячами гибли от непосильного труда, голода и эпидемий. Для того чтобы заставить мужчин-конголезцев работать усерднее, их семьи брали в заложники. За невыполнение производственных норм отрубали руки или убивали детей.

В 1908 году информация о порядках, творящихся в африканских владениях Леопольда II, стала широко известна в Европе. Король вынужден был передать владения в Конго государству, превратив их в полноценную колонию Бельгии.

Сколько жителей Конго погибли от рук подручных Леопольда II, неизвестно. По данным исследователей, если в 1884 году в Конго проживало около 30 миллионов человек, то к 1920 году население сократилось до 15 миллионов.

В самой Бельгии больше осуждали финансовые злоупотребления короля, который присваивал себе все полученные доходы, нежели геноцид, унесший жизни миллионов человек.

Полвека спустя бельгийцы, конечно, уже не видели в конголезцах людоедов: теперь они воспринимали их как милых животных, занимающих место где-то между уморительными косолапыми мишками и величественными слонами.

Живая «экзотика» для Старого Света

«Они должны быть хорошими и толковыми и сметливыми слугами: я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось. И я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении, чтобы научились они говорить», — так писал испанской королевской чете об индейцах испанский мореплаватель Христофор Колумб . Первые индейцы, доставленные в Европу, воспринимались как экзотический сувенир, достойный внимания, но ни в коем случае не как люди, равные европейцам. Такое отношение обернулось жесточайшим истреблением миллионов коренных жителей Америки. Те же, кто был вывезен в Европу, превращались в рабов, предмет домашнего обихода состоятельных европейцев.

Совершенно иные климатические условия, другой образ жизни и непривычная пища убивали их стремительно. Однако белые господа не видели в том проблемы, ведь из колоний можно было привезти новых «дикарей».

Великая французская революция, изменившая жизнь европейцев, не сказалась на отношении жителей Старого Света к коренным обитателям Африки и Америки.

Больше того, европейские простолюдины, только-только добившись улучшения своего положения в обществе, тоже захотели иметь возможность наблюдать за «дикарями». Этот широкий спрос и породил такое явление, как «человеческие зоопарки», где жители Африки, Океании и других регионов планеты находились на таких же правах, что и обезьяны, медведи и павлины.

Commons.wikimedia.org

Саарти Баартман: судьба «готтентотской Венеры»

К концу XIX века «человечески зоопарки» работали в Нью-Йорке, Антверпене, Лондоне, Барселоне, Петербурге, Варшаве и многих других городах. «Деревня негров», представленная на Всемирной выставке 1889 года в Париже, за время своей работы привлекала внимание 28 миллионов посетителей.

Обитатели «зоопарков», как правило, оказывались в Европе не по своей воле. Их вывозили из родных мест насильно, продавая предприимчивым европейцам.

Классическим примером может служить судьба «готтентотской Венеры» Саарти Баартман. Девушка из африканского народа готтентотов, жившая на территории современной Восточно-Капской провинции ЮАР, после нападения белых «охотников за головами» была обращена в рабство. Какое-то время она была служанкой в доме белых фермеров, а затем ее отправили в Европу для демонстрации публике: европейцев должны были привлечь ее большие выпирающие ягодицы.

На протяжении нескольких лет ее выставляли в Лондоне и Париже, а попытки борцов с рабством освободить девушку не увенчались успехом. Когда пресыщенная публика стала терять к ней интерес, девушку заставили заниматься проституцией. Саарти Баартман умерла в декабре 1815 года, а ее препарированные останки выставлялись в парижском Музее человека вплоть до 1974 года. Лишь в начале XXI века правительство ЮАР смогло добиться погребения Саарти Баартман на родине.

Ота Бенга: в одной клетке с обезьянами

Об условиях жизни обитателей «человеческих зоопарков» заботились куда меньше, чем об экзотических животных. Только в зоопарке Гамбурга, где существовала постоянная «экспозиция негров», в период с 1907 по 1912 годы умерло 27 человек.

В 1904 году во время Всемирной выставке в Сент-Луисе была открыта и антропологическая экспозиция, представлявшая собой все тот же «человеческий зоопарк». Среди его обитателей был Ота Бенга, конголезский пигмей из народа мбути. Из-за роста в 140 сантиметров посетители выставки принимали его за мальчика. На самом деле на тот момент ему было 23 года.

Ота Бенга в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Он был на охоте, когда в деревню ворвались каратели из «Общественных сил» короля Леопольда II. Убили всех, включая его жену и двоих детей. Вскоре схватили и его, отправив на невольничий рынок. Там его выкупил американец Сэмюэль Вернер , собиравший живые экспонаты для Всемирной выставки в Сент-Луисе.

После выставки Вернер вернул Бенга в Африку, однако в 1906 году пигмей снова оказывается в Америке. Сам Вернер утверждал, что Ота изъявил желание снова поехать с ним. Как было на самом деле, сказать трудно, но очень скоро африканец оказался в зоопарке Бронкса. Директор заведения поместил его рядом с обезьянами, чтобы продемонстрировать неполноценность чернокожих в сравнении с белой расой.

Надпись на табличке гласила: «Африканский пигмей, „Ота Бенга“. Возраст — 23 года. Рост — 4 фута 11 дюймов. Вес — 103 фунта. Доставлен доктором Сэмюэлом П. Вернером из района реки Касаи, Свободное государство Конго, Южная Центральная Африка. Ежевечерний показ в течение сентября».

Commons.wikimedia.org

«Смешно стонать над выдуманными унижениями»

Американская публика валом валила на «дикаря». Газета New York Times писала: «Ота Бенга... нормальный представитель своей расы или своего племени, умственно развитый не хуже своих соплеменников. Являются ли они примером задержки в развитии и находятся ли ближе к человекообразным обезьянам, чем к другим африканским дикарям, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров, — в любом случае они представляют интерес для интересующихся этнологией, и их изучение может принести большую пользу...

Что касается самого Бенги, то он, вероятно, чувствует себя не хуже, чем в родной стране, и смешно стонать над выдуманными унижениями, которым он подвергается. Пигмеи превосходно выживают в своих родных лесах, но в человеческой иерархии стоят на очень низкой ступени. Предлагающие отправить Бенгу из клетки в школу не учитывают того факта, что именно школа станет для него настоящим мучением и всё равно не принесет никакой пользы. Та идея, что все люди были бы одинаковы, имей они равную возможность получить образование, давно устарела».

Тем не менее нашлись люди, которые сочли, что происходящее не забавно, а омерзительно. Кампания в защиту пигмея привела к тому, что он был освобожден из зоопарка и взят на попечение Джеймсом М. Гордоном, руководителем сиротского приюта Говарда для цветных в Бруклине.

Ота Бенга выучил английский язык, освоился в обществе, устроился на работу. Самой большой его мечтой было вернуться в Конго. Однако заработать на обратный билет он не мог: из-за недостатка образования Ота мог получить только низкооплачиваемую работу. С началом Первой мировой войны пассажирское трансокеанское сообщение между Америкой и Африкой было прекращено, из-за чего Бенга впал в тяжелую депрессию. Решив, что на родину ему вернуться уже не удастся, 20 марта 1916 года Ота Бенга покончил с собой.

Commons.wikimedia.org

Люди и звери

Сегодня чрезвычайно популярна идея, согласно которой, животные в зоопарках должны содержаться не в тесных клетках, границами которых являются искусственные заборы и заграждения, а в больших вольерах, ограниченных естественными барьерами. Автором такой концепции считается немецкий зоолог и предприниматель Карл Хагенбек . Зоопарк Хагенбека, основанный в 1907 году, считается одним из самых известных в мире.

Куда меньше известно о том, что в 1875 году Карл Хагенбек стал автором еще одной новинки: он стал демонстрировать животных той или иной страны вместе с «дикарями», проживающими там же. Вопросы свободы людей господина Хагенбека занимали куда меньше, нежели удобные условия для животных.

Постепенное исчезновение «человеческих зоопарков» произошло в 1930-х годах. Связано это было не только с распространением антирасистских настроений, но и с Великой Депрессией, которая снизила спрос на подобные развлечения естественным путем.

В 1936 году в итальянском Турине закрылся последний постоянно действующий «человеческий зоопарк». Выставка в Брюсселе в 1958 году лишь напомнила европейцам о прежних временах.

Сегодня туристы с удовольствием посещают так называемые «этнические деревни», но работают они на совершенно других принципах: в роли «аборигенов» выступают наемные артисты. Да и вряд ли кому-то из посетителей придет в голову угощать чернокожего «вождя» бананом: за такое можно вполне заслуженно получить по голове.

А о «человеческих зоопарках» забывать не стоит. Особенно — тем, кто и сегодня любит порассуждать о гуманизме, мудрости и высоком интеллекте представителей любой расы.