Ставка цб рф. Ставки рефинансирования по годам

Каждый руководитель предприятия знает, что в его организации должна вестись бухгалтерская и налоговая отчетность. Разумеется, составлением необходимых документов занимаются специалисты, которые получили соответствующее образование и набрали за годы работы необходимый опыт, но все же хороший руководитель должен разбираться в любом вопросе, который касается его предприятия.

Что такое бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность сведений о финансовом и экономическом состоянии предприятия. Как правило, говоря о бухгалтерской отчетности имеют в виду бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия. Эти два документа могут составляться как ежемесячно (или ежеквартально), так и ежегодно и содержат самую полную и достоверную информацию не только про активы и обязательства предприятия, но и про суммы «чистого» дохода, налогообложения, задолженности кредиторским организациям и акционерам и так далее.

Что такое налоговая отчетность?

Налоговая отчетность также представляет совокупность документов, которые отражают результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. То есть в первую очередь налоговая отчетность отражает сведения об исчислении и уплате налогов.

Налоговая отчетность зависит от размеров предприятия и численности его сотрудников, от деятельности предприятия, а также от формы налогообложения, которая установлена на предприятии – это решающий и главный фактор.

Как правило, под налоговой отчетностью подразумевают налоговую декларацию, которую руководители предприятий и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке раз в год сдают в налоговую службу. К налоговой отчетности относится также расчет авансового платежа, сведения о среднесписочной численности работников, прочие отчеты, обусловленные деятельностью предприятия.

Как заполняется и подается налоговая и бухгалтерская отчетность?

Как уже было указано выше, каждое предприятие в обязательном порядке ведет налоговый и бухгалтерский отчет и в установленном порядке предоставляет необходимые сведения контролирующим органам. Бухгалтерская и часть налоговой отчетности сдаются в налоговую службу, некоторые сведения по налогам – в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования.

Разумеется, вся документация должна быть составлена с учетом установленных и утвержденных государственных требований. Существуют установленные бланки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности

Так, например, приказами Министерства финансов Российской Федерации утверждены формы для следующих бухгалтерских документов:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании полученных средств.

В некоторых случаях используется также утвержденная форма приложения к бухгалтерскому балансу, которая содержит, например, данные об объектах интеллектуальной собственности предприятия, расходы на освоение природных ресурсов, сведения о государственной помощи – все то, что по каким-либо причинам невозможно или затруднительно отразить в бухгалтерском балансе.

Формы налоговой отчетности

Приказами Федеральной налоговой службы утверждены официальные бланки следующих документов, которые использует большинство организаций:

  • Сведения о среднесписочной численности работников за отчетный период;
  • Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;
  • Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;
  • Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;

Поскольку деятельность у различных предприятий самая разнообразная предусмотрены также официальные бланки для, например, декларации по единому сельскохозяйственному налогу, использованию водных ресурсов и лесов, доходам от иностранных организаций и в результате деятельности за рубежом и так далее.

Взаимосвязь бухгалтерской и налоговой отчетности

Несмотря на то, что бухгалтерская и налоговая отчетности в чем-то схожи, данные документов, как правило, друг друга не дублируют, а показатели по вроде бы одинаковым параметрам – например, доход предприятия без учета налогообложения, который учитывается как в бухгалтерском отчете, так и при расчете для единой налоговой декларации – могут не совпадать. Это обусловлено разностью производимых расчетов, а также отчетного периода.

Тем не менее, руководитель предприятия, в случае возникших подозрений, может сравнить показатели бухгалтерского отчета о прибылях и убытках и сведения из декларации по налогу на прибыль по следующим параметрам:

  • строку «Выручка» из бухгалтерского отчета и строку «Доходы от реализации» налогового;
  • сумму показателей строк «Проценты к получению, «Доходы от участия в других организациях» и «Прочие доходы» из бухгалтерского документа и строку «Доходы от реализации» налогового;
  • общую сумму расходов по «Себестоимости продаж», «Коммерческим расходам, «Управленческим расходам» из бухгалтерского отчета и «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» из налогового;
  • общую сумму расходов по «Процентам к уплате» и «Прочим расходам» из бухгалтерского отчета и внереализационные расходы из налогового;
  • строку «Текущий налог на прибыль» из бухгалтерского отчета и сумму исчисленного налога на прибыль из налогового.

Как правило, эти показатели должны быть равны. Впрочем, расхождения еще не свидетельствуют о нарушении, но дают повод задуматься и попросить объяснений у бухгалтера.

Коды налогового периода и бухгалтерской отчетности

При заполнении и бухгалтерских отчетов, и налоговых, необходимо указывать коды деятельности предприятия, а также коды отчетного периоды.Данные коды будут разными не только для налоговой и бухгалтерской отчетности (как правило, отчетные периоды не совпадают), но и, например, для каждой отдельной налоговой декларации.

Посмотреть коды и их значения можно в соответствующих приказах Министерства финансов и Федеральной налоговой службы.

Из этой статьи Вы узнаете:

Что такое налоговая отчетность

Предпринимательская деятельность не может быть бесконтрольной. Контрольную функцию за деятельностью каждой организации и ИП берет на себя государство в лице контролирующих органов.

Законами обязывает организации и индивидуальных предпринимателей сдавать следующие виды отчетности:

    бухгалтерскую;

Не смотря на 2 части Налогового кодекса РФ в нем не нашлось места для одного из ключевых понятий - "налоговая отчетность", поэтому постараюсь сформулировать его сам.

Налоговая отчетность - это совокупность документов (расчеты и ), периодически представляемых налогоплательщиком по установленным формам в налоговые органы в обязательном порядке на основании требований действующего законодательства и содержащих информацию о состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов, взносов и сборов .

Контроль за:

    соблюдением налогоплательщиками и налогового законодательства;

    правильностью исчисления налогов;

    полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ,

возложена на налоговые органы. Поэтому являясь плательщиком каждого налога, и организации и ИП обязаны не только перечислять таковой в бюджет, но и отчитываться по нему перед налоговой инспекцией.

Что относится к налоговой отчетности

Из анализа действующих законов следует, что к налоговой отчетности относятся:

Налоговая декларация

Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление (или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика:

    о полученных доходах и произведенных расходах;

    об источниках доходов;

    об исчисленной сумме налога;

    о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога .

Отсюда следует, что обязанность представлять в налоговую инспекцию декларации обусловлена не наличием суммы налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми организация или ИП отнесены к числу налогоплательщиков. Исходя из этого Президиумом ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17 марта 2003 г. № 71 сделал вывод о том, что отсутствие по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает хозяйствующего субъекта от обязанности отчитаться по таковому перед ИФНС. Т.е., если положениями Налогового кодекса, посвященными конкретному налогу, не предусмотрено, что в отсутствие объекта налогообложения декларация в налоговую инспекцию не представляется , то сдать ее придется, пусть и с нулевыми показателями.

Налоговая декларация подается по определенной ФНС форме, которая для каждого налога своя:

Расчет авансового платежа

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу .

Общие требования к заполнению налоговой декларации

Декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка заполненного текста декларации на принтере.

Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Декларация заполняется налогоплательщиком с учетом нижеследующего:

    не допускается:

    • двусторонняя печать на бумажном носителе не допускается;

      наличие исправлений;

      деформация штрих-кодов при распечатывании декларации и утрата сведений на листах при их скреплении;

    декларация заполняется от руки либо распечатывается на принтере с использованием чернил синего или черного цвета;

    в верхней части каждой заполняемой страницы простав ляется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) , а также его фамилия и инициалы заглавными буквами;

    в нижней части каждой заполняемой страницы, за исклю чением титульного листа, в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» проставляются подпись налогоплательщика или его представителя и дата подписания;

    каждому показателю соответствует одно поле, состоящее из определённого количества ячеек;

    все стоимостные показатели указываются в декларации в рублях и копейках, за исключением сумм доходов от источников за пределами территории Российской Федерации, до их пересчета в российские рубли;

    доходы налогоплательщика, а также расходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществления расходов;

    суммы налога на доходы физических лиц исчисляются и указываются в полных рублях (значения менее 50 копеек отбрасываются, значения 50 копеек и более округляются до полного рубля);

    текстовые и числовые поля формы заполняются слева направо, начиная с крайней левой ячейки, либо с левого края поля, отведённого для записи значения показателя. При подготовке декларации в электронной форме значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знакоместу;

    при заполнении показателя "Код по ОКАТО (ОКТМО)", свободные ячейки справа от значения кода в случае, если код ОКАТО (ОКТМО)», имеет меньше одиннадцати знаков, заполняются нулями.

Порядок представления налоговой отчетности

Любые формы налоговой отчетности составляются минимум в двух экземплярах - один представляется в налоговую испекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.

В НК РФ для каждого налога предусмотрен свой и срок представления налоговых деклараций в налоговые органы. По общему правилу налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за данный налоговый период .

Налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по закону могут представляться в электронном виде и на бумажных носителях. В каком виде должен представлять отчетность конкретный налогоплательщик, зависит от среднесписочной численности его работников. Согласно пункту 3 статьи 80 НК если среднесписочная численность работников налогоплательщика превышает 100 человек представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде. Т.е. субъекты малого предпринимательства - организации и ИП, имеющие среднесписочную численность не более 100 человек, вправе сдавать отчетность в бумажном виде, хотя и имеют право сделать это в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Т.о. всю отчетность в налоговую инспекцию Вы вправе сдавать:

  • через представителя;

    направлять ее по почте или через Интернет (в таком случае сдача бухгалтерской отчетности осуществляется посредством специализированных операторов связи).

Если Вы отправляете декларацию через Интернет, то Вам должны передать квитанцию о ее получении . При отправлении отчетности по почте или сети Интернет, днем ее представления в налоговый орган считается день отправки.

Налоговый орган обязан принять у Вас налоговую декларацию и проставить по Вашей просьбе на копии декларации отметку о ее принятии. Если декларация заполнена правильно, и Вы не обнаружили в ней ошибок, то после принятия ее налоговым органом указанные суммы подлежат списанию с Вашего счета или уплате наличными деньгами.

Отправлять отчетность по почте лучше ценным письмом (оценить отправление можно по минимальной стоимости, например, в 1 рубль) с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае отправки налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления согласно Налоговому кодексу считается дата отправки, поэтому не следует опасаться, что при этом могут быть нарушены установленные законом сроки сдачи той или иной отчетной формы. Доказательством того, что отчетность отправлена Вами вовремя, будет служить оставшийся у Вас экземпляр описи вложения с проставленным на нем почтовым штемпелем, на котором указана дата отправки, и приложенной квитанцией об оплате почтового отправления. Соответственно, опись необходимо составлять в двух экземплярах, подписать и скрепить печатью налогоплательщика (при ее наличии), передать почтовому работнику, принимающему заказную и ценную корреспонденцию, для проставления штемпеля, затем один экземпляр описи следует вложить и запечатать в конверт с декларациями, расчетами и прочей отчетностью, а другой экземпляр сохранить.

Надо иметь в виду, что существует вид налоговой отчетности, которую нельзя выслать по почте, а возможно представить только по ТКС или путем посещения налогового органа лично руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным доверенностью иным лицом - это Сведения о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), представляемая налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц . В случае сдачи указанных сведений непосредственно в налоговый орган, они представляются по месту постановки на учет налогового агентам на магнитных носителях в электронном виде (в виде файлов определенной, установленной структуры) - на дискетах 3", компакт-дисках или флэш-дисках ("флэшках").

Возможна также такая ситуация, когда Вы, будучи зарегистрированным в качестве ИП или участников вновь зарегистрированного юридического лица, не будете еще вести предпринимательской деятельности и соответственно получать доходы от такой деятельности. В таком случае обязанность по ведению и сдаче налоговой отчетности за Вами сохраняется! это так называемая "нулевая" отчетность . Она состоит из тех же документов, что и обычная и различается только в зависимости от выбранного режима налогообложения.

Сроки сдачи налоговой отчетности в 2018 и 2019 году

Сроки сдачи налоговой отчетности по каждому налогу и другим обязательным платежам можно узнать в:

Ответственность за несвоевременно сданную отчетность

За несвоевременное представление: авансовых расчетов, бухгалтерской отчетности или налоговой декларации в налоговый орган может оштрафовать за одно и то же нарушение:

    должностное лицо (руководитель или главный бухгалтер) - по статьям 15.5 КоАП РФ (за несвоевременное представление налоговой декларации) или 15.6. КоАП РФ (за несвоевременное представление авансовых расчетов и

Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня идентична ставке рефинансирования. Эти понятия были объединены Банком России с 2016 года (Указание № 3894-У, датированное 11.12.2015 г.). Предназначение ключевой ставки в том, что она обозначает минимальный уровень процента, устанавливаемого для кредитов, которые Центробанк выдает коммерческим финансово-кредитным учреждениям. Дополнительно этот показатель фиксирует максимальное ограничение по доходности депозитов, которые открываются ЦБ для банковских организаций.

Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня (2018 год): зачем нужна и на что влияет

Для предприятий и ИП размер ключевой ставки важен при определении суммы пени за просрочку платежа по налогам (ст. 75 НК РФ). Налоговым правом пеня за каждый день устанавливается в пропорции к ставке рефинансирования . Правило касается как предприятий всех форм собственности и направлений деятельности, так и физических лиц. Значение пени может быть рассчитано налоговым органом или самим субъектом хозяйствования.

На что влияет размер ключевой ставки:

  • с ее помощью Центробанк может реализовывать регуляторную деятельность на рынке финансовых услуг;
  • она помогает управлять темпами инфляции;
  • этот процент выступает в роли отправной точки в расчетах пеней налоговиками или компенсаций при несвоевременной выплате дохода наемному персоналу;
  • коммерческие кредитные организации устанавливают ставки по кредитным и депозитным программам с учетом действующей ключевой ставки (процент по кредиту в коммерческом банке всегда превышает ставку ЦБ РФ).

Снижение ставки провоцирует увеличение объема денег в обороте. Вслед за корректировкой базисного процента коммерческие банки начинают понижать свои кредитные ставки. Это действие может создать условия для увеличения активности на внутреннем рынке потребления и для активизации промышленного производства. Отрицательная сторона такого шага – рост инфляции.

При повышении ключевой ставки кредитные продукты становятся менее выгодными как для населения, так и для бизнеса. Для периодов с высоким уровнем ключевой ставки характерно замедление темпов экономического роста. Положительная сторона – повышение интереса к депозитам.

Ключевая ставка ЦБ РФ в 2018 году: таблица

Актуальные данные по величине ключевой ставки можно посмотреть на сайте Центробанка России. С 2016 года этот показатель корректировался только в сторону уменьшения – если в сентябре 2016 года он был на уровне 10%, то сейчас действует его значение 7,25%. Изменения уровней ставки относится к сфере влияния Центрального Банка России:

  • предложение по повышению или понижению уровня ключевой ставки выносится на обсуждение Совета директоров ЦБ РФ путем созыва специального заседания;
  • в процессе заседания рассматриваются экономические показатели развития страны и отдельных отраслей, анализируются возможные последствия корректировок и дается прогнозная оценка по финансовым рискам;
  • итогом обсуждения может стать принятие предложенного варианта или решение о сохранении действующего предела.

Периодичность проведения заседаний – 1 раз каждые 6 недель. Ставка ЦБ РФ на сегодня (2018 год) равна 7,25% (годовых), ниже она была зафиксирована только в 2013году – начале 2014 года. Последняя корректировка процентного показателя произошла 26 марта текущего года. В таблице приведены сведения о том, какая действует учетная ставка ЦБ РФ на сегодня (2018 год) и как она менялась в динамике с даты введения.

Таблица:
№ п/п Дата начала действия ставки Величина процента (годового) Дата заседания Совета директоров и публикации документа, в котором фиксируется новая величина ключевой ставки (информация Банка России)
1 2013 год (с 13 сентября) 5,5 13.09.2013
2 2014 год (с 3 марта) 7 03.03.2014
3 2014 год (с 28 апреля) 7,5 25.04.2014
4 2014 год (с 28 июля) 8 25.07.2014
5 2014 год (с 5 ноября) 9,5 31.10.2014
6 2014 год (с 12 декабря) 10,5 11.12.2014
7 2014 год (с 16 декабря) 17 16.12.2014
8 2015 год (с 2 февраля) 15 30.01.2015
9 2015 год (с 16 марта) 14 13.03.2015
10 2015 год (с 5 мая) 12,5 30.04.2015
11 2015 год (с 16 июня) 11,5 15.06.2015
12 2015 год (с 3 августа) 11 31.07.2015
13 2016 год (с 14 июня) 10,5 10.06.2016
14 2016 год (с 19 сентября) 10 16.09.2016
15 2017 год (с 27 марта) 9,75 24.03.2017
16 2017 год (с 2 мая) 9,25 28.04.2017
17 2017 год (с 19 июня) 9 16.06.2017
18 2017 год (с 18 сентября) 8,5 15.09.2017
19 2017 год (с 30 октября) 8,25 27.10.2017
20 2017 год (с 18 декабря) 7,75 15.12.2017
21 2018 год (с 12 февраля) 7,5 09.02.2018
22 2018 год (с 26 марта) 7,25 23.03.2018
23 2018 год (с 17 сентября) 7,5 4.09.2018
24 2018 год (с 17 декабря) 7,75 14.12.2018

15 июня 2018 года Совет директоров рассмотрел текущие показатели инфляции и другие показатели экономического положения в стране, на основании чего ставка (ключевая) ЦБ РФ на сегодня была сохранена в пределах 7,25%.

Приведем пример того, как бухгалтеру могут пригодиться данные о размере ключевой ставки – расчет пени:

  • компания просрочила платеж по налогу на сумму 122 560 руб.;
  • период задержки составил 5 календарных дней.

Процент пени для юрлиц рассчитывается как 1/300 от ключевой ставки на дату правонарушения за первые 30 дней просрочки, с 31 дня применяют 1/150 ставки (п. 4 ст. 75 НК РФ). Итоговый расчет будет иметь вид:

(122 560 х 7,25% / 300) х 5 = 148,09 руб.

С начала 2016 года ставка рефинансирования установлена на уровне 11%. На протяжении предыдущих 12-ти месяцев показатель составлял 8.25%. Значение не изменялось с сентября 2012 вплоть до 31.12.2015 года. Решение об увеличении показателя приняли 11 декабря 2015 года на совете директоров Банка России. Поставленной цели достигли путем приравнивания ставки рефинансирования к показателю ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации.

Расчет пени по ставке рефинансирования 2015 год

В соответствии с нормами закона расчет неустойки проводится при невыполнении финансового обязательства. Делается это при условии, что в договоре отсутствуют формулировки относительно выплаты пеней.

По нормам закона, даже если в договоре не предусмотрены штрафные санкции, они все равно должны быть уплачены в соответствии с установленным алгоритмом.

За каждый просроченный день взымается определенный процент от суммы, который равен небольшой доле ставки рефинансирования. Формула расчета выглядит так: Пеня = Сумма задолженности*ставка рефинансирования*число дней просрочки/360.

Ставка рефинансирования в 2014 году

На протяжении 2014 года ставка рефинансирования держалась на уровне 8.25%, ключевая ставка ЦБ РФ зафиксирована на отметке 17%, а уровень инфляции за этот период составил 11.4%. На протяжении 2014 года постоянно велись дискуссии на тему корректировки ставки рефинансирования в соответствии с уровнем ключевой ставки, но фактически значение показателя не изменялось с января по декабрь. Конец года ознаменовался резким поднятием ключевой ставки, на фоне чего руководство ЦБ РФ приняло решение оставить ставку рефинансирования без изменений.

Ставка рефинансирования 2015 год

На протяжении 2015 года финансовый регулятор несколько раз снижал ставку рефинансирования. Второго февраля показатель изменился с 17% до 15%, 16 марта зафиксировано очередное изменение с 15% до 14%, 5 мая последовало снижение с 14% до 12.5%. Следующее понижение зафиксировано 16 июня 2015 года до уровня 11.5%.

Снижение уровня ставки рефинансирования совет директоров регулятора объяснил заметным спадом темпов развития экономики внутри страны и ослаблением фактора инфляционных рисков. В дальнейшем ЦБ РФ намеревается также придерживаться политики уменьшения ставки рефинансирования при фиксации замедления роста уровня потребительских цен.

Совет от Сравни.ру: Есть мнение, что основная причина снижения ключевой ставки не связана с инфляционными ожиданиями, а продиктована исключительно желанием снизить курс рубля, чтобы компенсировать потери прибыли игрокам нефтегазового рынка. Параллельно, с целью пресечения спекуляций со стороны коммерческих банков и вновь для снижения курса рубля, регулятор повышает валютные ставки РЕПО.
С 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования ЦБ РФ приравнено к значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату. С 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается и на сайте Банка России не показывается.
Ставка рефинансирования /Ключевая ставка/ Банка России на сегодня, т.е. с 17.06.2019 года составляет - 7,50%, а с 29.07.2019 - 7,25%. Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 26 июля 2019 года принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых. Данная ставка (7,25%) будет пока действовать до 6 сентября 2019 года.

А так как после 31.12.2015 года значение ставки рефинансирования соответствует ключевой ставки и отдельно Банком России не устанавливается, то начиная с 29.07.2019 ставки рефинансирования также составляет 7,25%.

Предыдущая ключевая ставка Банка России действовала с 17.06.2019 г. и составляла 7,50%, т.е. срок её действия составлял чуть более одного месяца.
Предыдущая неофициальная ставка рефинансирования также действовала с 17.06.2019 года по 28.07.2019 года и соответствовала ключевой ставке этого периода (7,50% годовых).

Последняя официально установленная Банком России ставка рефинансирования действовала с 14 сентября 2012 г. по 31 декабря 2015 г. и составляла 8,25% годовых.

Переход на ключевую ставку произведён Советом Директоров Банка России, что изложено в Указании Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»).

А с 1 января 2016 года даже справочное озвучивание ставки рефинансирования Банком России - уже не производится .

Ставка рефинансирования ЦБ РФ на конец июля - начало сентября 2019 года

26 июля 2019 года Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых. Ставка рефинансирования (неофициальная) также снижена до уровня 7,25% годовых.

Совет директоров Банка России отметил, что продолжается замедление годовой инфляции. Однако инфляционные ожидания остаются на повышенном уровне. Темпы роста российской экономики складываются ниже ожиданий Банка России. Слабая экономическая активность наряду с временными факторами ограничивает инфляционные риски на краткосрочном горизонте. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% в начале 2020 года.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров и переход к нейтральной денежно-кредитной политике в первой половине 2020 года. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Принимая решение о снижении ключевой ставки/ставки рефинансирования до уровня 7,25%, Совет директоров Банка России исходил из следующего:

Динамика инфляции .Продолжается замедление инфляции. Годовой темп прироста потребительских цен в июне снизился до 4,7% (с 5,1% в мае 2019 года) и, по оценке на 22 июля, составил около 4,6%. Годовая базовая инфляция по итогам июня снизилась впервые с марта 2018 года и составила 4,6%. Месячный темп прироста потребительских цен с исключением сезонности замедлился до 0,1% в июне после 0,3–0,4% в феврале-мае. При этом большинство показателей месячной инфляции, отражающих наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи 4% в годовом выражении.

Сдерживающее влияние на инфляцию оказывает динамика потребительского спроса. Вклад в замедление роста потребительских цен внесли и временные дезинфляционные факторы, включая укрепление рубля с начала текущего года и снижение цен на плодоовощную продукцию на фоне более раннего поступления нового урожая. На динамике годовой инфляции также отразились эффекты базы.

В июне-июле ценовые ожидания предприятий продолжили снижаться. Инфляционные ожидания населения с апреля существенно не изменились, оставаясь на повышенном уровне. Замедление инфляции создает условия для снижения инфляционных ожиданий в будущем.

По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% в начале 2020 года.

Денежно-кредитные условия . С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России денежно-кредитные условия продолжили смягчаться. Этому в том числе способствовало изменение ожиданий участников финансового рынка относительно траектории ключевой ставки Банка России, а также пересмотр вниз ожидаемых траекторий процентных ставок в США и еврозоне. Продолжилось снижение доходностей ОФЗ и депозитных ставок. Принятые Банком России решения о снижении ключевой ставки и произошедшее с начала текущего года снижение доходностей ОФЗ создают условия для снижения депозитно-кредитных ставок в будущем.

В июне продолжился рост кредитования реального сектора на фоне смягчения денежно-кредитных условий. Годовой темп прироста кредитов нефинансовым организациям достиг максимума с 2015 года, а темп прироста кредитов физическим лицам стабилизировался после заметного увеличения в предыдущие месяцы.

Экономическая активность . Темпы роста российской экономики с начала года складываются ниже ожиданий Банка России. Это связано со слабой динамикой инвестиционной активности, а также значительным снижением годовых темпов роста экспорта, в том числе на фоне ослабления внешнего спроса. В II квартале наметилось ускорение годового роста промышленного производства, которое может не иметь устойчивый характер. Продолжилось снижение годового темпа роста оборота розничной торговли в условиях сокращения реальных располагаемых доходов населения. Безработица находится на исторически низком уровне, однако в условиях сокращения числа занятых и рабочей силы это не создает избыточного инфляционного давления.

В первом полугодии бюджетная политика оказала дополнительное сдерживающее влияние на динамику экономической активности, что отчасти связано со смещением сроков реализации ряда запланированных Правительством национальных проектов. Со второй половины 2019 года ожидается увеличение государственных расходов, в том числе инвестиционного характера.

Инфляционные риски . На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. Это прежде всего связано со слабой динамикой внутреннего и внешнего спроса.

При этом значимыми рисками остаются повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания. Сохраняются риски замедления роста мировой экономики, в том числе вследствие дальнейшего ужесточения международных торговых ограничений. Геополитические факторы могут привести к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках и оказать влияние на курсовые и инфляционные ожидания. Факторы со стороны предложения на рынке нефти могут усиливать волатильность мировых цен на нефть. Однако произошедший в июне-июле пересмотр ожидаемых траекторий процентных ставок в США и еврозоне снижает риски значительного оттока капитала из стран с формирующимися рынками.

Бюджетная политика может оказать значимое влияние на динамику инфляции как на краткосрочном, так и на среднесрочном горизонте. Догоняющий рост бюджетных расходов во втором полугодии текущего года может иметь проинфляционный эффект в конце 2019 - начале 2020 года. В дальнейшем повышательное давление на инфляцию могут оказать возможные решения об использовании ликвидной части Фонда национального благосостояния сверх порогового уровня в 7% ВВП.

Оценка Банком России рисков, связанных с динамикой заработных плат, цен на отдельные продовольственные товары, возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров и переход к нейтральной денежно-кредитной политике в первой половине 2020 года. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.


Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 6 сентября 2019 года . Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России - 13:30 по московскому времени .

Динамика ставки рефинансирования Банка России с 1992 по 2015 годы. И далее...

В материале проанализирована динамика ставки рефинансирования за последние 20 лет - начиная с 01 января 1992 года. Наиболее высокая ставка рефинансирования, которая устанавливалась Центробанком РФ в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г и составляла 210 %. В течении 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Центрального Банка замедлялась, то есть ставка рефинансирования становилась более стабильной. В период с 1993 по 2000 год ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.

В течении 2008 года ставка рефинансирования ЦБ РФ постоянно росла, и особенно часто после начала мирового финансового кризиса. В 2008 году ставка рефинансирования менялась 6 раз, и это при том, что почти все центральные банки ведущих стран мира пересматривали ставки в сторону понижения. Но несмотря на сложный финансовый период, 2008 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в размере 13,00 %. (Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России") и уровнем инфляции в 13,3%, т.е. ситуацию ЦБ РФ удержал под контролем.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ в течении 2009 года менялась 10 раз, и все в сторону понижения. 2009 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 8,75% и инфляцией в 8,8% (сведения Росстата), и это были самые низкие показатели с 1991 года, то есть за всю историю постсоветской России. Установленная регулятором столь низкая ставка рефинансирования была направлена на стимулирование кредитной активности банков, а также на сдерживание инфляционных процессов.

В 2010 году ставка рефинансирования Центробанка менялась только 4 раза, и только в сторону понижения. В 2010 году была также зафиксирована самая низкая за все существование Российской Федерации ставка рефинансирования в 7,75%, которая действовала с 01 июня 2010 по 27 февраля 2011 года. 2010 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 7,75% и инфляцией в размере 8,8%.

2011 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в 8,00%. Это было четвертое значение ставки рефинансирования Банка России за год. В течении года ставка пересматривалась трижды. Инфляция в РФ за 2011 год составила 6,1%, что является историческим минимумом для страны.

2012 год завершился со ставкой рефинансирования 8,25 % и инфляцией в 6,6 %. В течении 2012 года изменение ставки рефинансирования производилось Банком России только один раз - с 14 сентября в сторону увеличения на 0,25 пунктов. В течении предыдущих восьми месяцев 2012 года действовала ставка рефинансирования в размере - 8.00 %.

2013 год в России завершился со ставкой рефинансирования - 8,25 %, ключевой ставкой в 5,5%, и инфляцией в 6,5%. В течении всего 2013 года ставка рефинансирования Банка России оставалась неизменной и составляла 8,25 %. А с 13 сентября этого года ставка рефинансирования стала играть второстепенное значение и Банком России приводится справочно. По проекту Банка России к 2016 году ставка рефинансирования должна будет по значению сравняться с ключевой ставкой.

2014 год завершился со ставкой рефинансирования 8,25 %, ключевой ставкой 17% и инфляцией 11,4%. В течении 2014 года должна была продолжиться политика ЦБ РФ по её корректировки до уровня ключевой ставки. Фактически с января по декабрь 2014 года ставка рефинансирования не менялась, а в связи с резким поднятием в конце года ключевой ставки, её изменения пока смотрится нереальным.

В течении всего 2015 года ставка рефинансирования не менялась и год завершился со ставкой рефинансирования - 8,25 % и ключевой ставкой - 11,0%.

На начало 2016 года ставка рефинансирования составляла 11,00 %, как и ключевая ставка, а в дальнейшем изменение ставки рефинансирования происходило одновременно с изменением ключевой ставки Банка России и на ту же величину. С 1 января 2016 года самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается и динамика не фиксируется. Ключевая ставка в течении 2016 года изменялась дважды (до 10,5 % и до 10,0%). На конец 2016 года ключевая ставка сохранена на уровне 10,00%.

Ключевая ставка/Ставка рефинансирования за 2017 год менялась 6 раз и всё в сторону понижения - с 10,11% до 7,75 % (На начало года составляла 10,0%, с 27.03.2017 года снизилась до уровня в 9,75%, с 02.05.2017 года снизилась до уровня 9,25%, с 19.06.2017 года - 9,00%, с 18.09.2017 до 8,50%, с 30.10.2017 года до 8,25%, а с 18.12.2017 до 7,75%).

На начало 2018 года Банком России сохранялась ключевая ставка в 7,75% годовых, с 12.02.2018 она снижена до 7,50%, с 26.03.2018 года снижена до 7,25%, а с 17.09.2018 года повышена до 7,50% в связи с изменением внешних условий. 17.12.2018 года произведено последнее в том году изменение ставки до 7,75%, это 5-я ключевая ставка /ставка рефинансирования/, установленная в течении 2018 года.

В период января - июня 2019 года ключевая ставка Банка России составляла 7,75% годовых, с 17 июня 2019 г. снижена до - 7,50%, а с 29 июля 2019 снижена уже до 7,25%.

Ниже приводятся все ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начиная с 1992 года и по день отмены её самостоятельного официального установления и ключевые ставки за последние три года.

Ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации
Период действия ставки рефинансирования Ставка рефинансирования (%) Нормативный документ
01.01.2016 г.* С этой даты значение ставки рефинансирования соответствует значению ключевой ставки Банка России - на соответствующую дату установки Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»
14 сентября 2012 г - 31 декабря 2015 г. 8,25 Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У
26 декабря 2011 г. - 13 сентября 2012 г. 8,00 Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У
3 мая 2011 г. - 25 декабря 2011 г. 8,25 Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У
28 февраля 2011 г. - 2 мая 2011 г. 8,00 Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У
01 июня 2010 г. - 27 февраля 2011 г. 7,75 Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У
30 апреля 2010 г. - 31 мая 2010 г. 8,00 Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У
29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г. 8,25 Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010г. 8,50 Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75 Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У
25 ноября - 27 декабря 2009 г. 9,0 Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У
30 октября 2009 г. - 24 ноября 2009 г. 9,50 Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У
30 сентября 2009 г. –29 октября 2009 г. 10,00 Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У
15 сентября 2009 г. –29 сентября 2009 г. 10,50 Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У
10 августа 2009 г.– 14 сентября 2009 г. 10,75 Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г. 11,0 Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У
5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. 11,5 Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 № 2247-У
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. 12,0 Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У
24 апреля 2009г - 13 мая 2009 г. 12,5 Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. 13,00 Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. 12,00 Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У
14 июля 2008 г. - 11 ноября 2008 г 11,00 Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75 Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У
29 апреля 2008г. – 9 июня 2008 г. 10,5 Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У
04 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25 Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. 10,0 Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5 Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У
23 октября 2006 г. – 22 января 2007 г. 11 Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5 Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. 12 Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. 13 Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. 14 Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. 16 Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. 18 Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. 21 Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. 23 Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. 25 Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.2000 № 855-У
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. 28 Телеграмма ЦБ РФ от 07.07.2000 № 818-У
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. 33 Телеграмма ЦБ РФ от 20.03.2000 № 757-У
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. 38 Телеграмма ЦБ РФ от 06.03.2000 № 753-У
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. 45 Телеграмма ЦБ РФ от 21.01.2000 № 734-У
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. 55 Телеграмма ЦБ РФ от 09.06.99 № 574-У
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г. 60 Телеграмма ЦБ РФ от 24.07.98 № 298-У
29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г. 80 Телеграмма ЦБ РФ от 26.06.98 № 268-У
5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г. 60 Телеграмма ЦБ РФ от 04.06.98 № 252-У
27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г. 150 Телеграмма ЦБ РФ от 27.05.98 № 241-У
19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г. 50 Телеграмма ЦБ РФ от 18.05.98 № 234-У
16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г. 30 Телеграмма ЦБ РФ от 13.03.98 № 185-У
2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г. 36 Телеграмма ЦБ РФ от 27.02.98 № 181-У
17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г. 39 Телеграмма ЦБ РФ от 16.02.98 № 170-У
2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г. 42 Телеграмма ЦБ РФ от 30.01.98 № 154-У
11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г. 28 Телеграмма ЦБ РФ от 10.11.97 № 13-У
6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г. 21 Телеграмма ЦБ РФ от 01.10.97 № 83-97
16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г. 24 Телеграмма ЦБ РФ от 13.06.97 № 55-97
28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г. 36 Телеграмма ЦБ РФ от 24.04.97 № 38-97
10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г. 42 Телеграмма ЦБ РФ от 07.02.97 № 9-97
2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г. 48 Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.96 № 142-96
21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г. 60 Телеграмма ЦБ РФ от 18.10.96 № 129-96
19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г. 80 Телеграмма ЦБ РФ от 16.08.96 № 109-96
24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г. 110 Телеграмма ЦБ РФ от 23.07.96 № 107-96
10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г. 120 Телеграмма ЦБ РФ от 09.02.96 № 18-96
1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г. 160 Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.95 № 131-95
24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 23.10.95 № 111-95
19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г. 180 Телеграмма ЦБ РФ от 16.06.95 № 75-95
16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г. 195 Телеграмма ЦБ РФ от 15.05.95 № 64-95
6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г. 200 Телеграмма ЦБ РФ от 05.01.95 № 3-95
17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г. 180 Телеграмма ЦБ РФ от 16.11.94 № 199-94
12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 11.10.94 № 192-94
23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г. 130 Телеграмма ЦБ РФ от 22.08.94 № 165-94
1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г. 150 Телеграмма ЦБ РФ от 29.07.94 № 156-94
30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г. 155 Телеграмма ЦБ РФ от 29.06.94 № 144-94
22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.94 № 137-94
2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г. 185 Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.94 № 128-94
17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г. 200 Телеграмма ЦБ РФ от 16.05.94 № 121-94
29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г. 205 Телеграмма ЦБ РФ от 28.04.94 № 115-94
15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г. 210 Телеграмма ЦБ РФ от 14.10.93 № 213-93
23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г. 180 Телеграмма ЦБ РФ от 22.09.93 № 200-93
15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 14.07.93 № 123-93
29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г. 140 Телеграмма ЦБ РФ от 28.06.93 № 111-93
22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г. 120 Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.93 № 106-93
2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г. 110 Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.93 № 91-93
30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г. 100 Телеграмма ЦБ РФ от 29.03.93 № 52-93
23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г. 80 Телеграмма ЦБ РФ от 22.05.92 № 01-156
10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г. 50 Телеграмма ЦБ РФ от 10.04.92 № 84-92
1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г. 20 Телеграмма ЦБ РФ от 29.12.91 № 216-91

*Значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 года приравнено к значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату. С 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.

Динамика Ключевой ставки Банка России за период 2017 - 2019 годы выглядит так:


Период действия ключевой ставки Ключевая ставка (ставка рефинансирования*) -%
с 29 июля 2019 г. - по 6 сентября 2019 года (дата ориентировочная) 7,25
с 17 июня 2019 г. - по 28 июля 2019 года 7,50
с 17 декабря 2018 г. - по 16 июня 2019 года 7,75
с 17 сентября 2018 г. - по 16 декабря 2018 г. 7,50
с 26 марта 2018 г. - по 16 сентября. 7,25
с 12 февраля 2018 г. - по 25 марта 2018 года. 7,50
с 18 декабря 2017 г. - по 11 февраля 2018 года. 7,75
с 30 октября 2017 г. - по 17 декабря 2017 года. 8,25
с 18 сентября 2017 г. - по 29 октября 2017 года. 8,50
с 19 июня 2017 г. - по 17 сентября 2017 года. 9,00
с 02 мая 2017 г. - по 18 июня 2017 года. 9,25
с 27 марта 2016 г. - по 01 мая 2017 года. 9,75

Динамику по ключевой ставке начиная с момента её внедрения (с 13 сентября 2013 года) и историю её введения можно посмотреть

Ключевая ставка/Ставка рефинансирования/ на сегодня (с 17.06.2019 года по 28.07.2019 года.) составляет - 7,50%, а с 29.07.2019 составит - 7,25%.

Решения, которые принимались Банком России о ставке рефинансирования

Решение о совершенствовании системы инструментов денежно-кредитной политики Совет директоров Банка России принял 13 сентября 2013 года. На основании этого решения основную роль в политике банка стала играть ключевая ставка , а ставка рефинансирования - играет второстепенное значение и приводится справочно. Кроме того, Совет Директоров ЦБ постановил, что в период с 13 сентября 2013 года по 1 января 2016 ставка рефинансирования будет скорректирована до уровня ключевой ставки.

С 01.01.2016 года ставка рефинансирования на сайте Центрального России РФ даже справочно уже не приводится, так как она теперь соответствует ключевой ставке.

Решение по корректировке ставки рефинансирования было принято 11.12.2015 года Банком России совместно с Правительством, которое предусматривает следующее:

  • с 1 января 2016 года по решению Совета Директоров Банка России от 11.12.2015 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и далее её самостоятельное значение не устанавливается. В дальнейшем изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.
  • с 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации будет также использовать ключевую ставку Банка России во всех нормативных актах вместо ставки рефинансирования (распоряжение Премьер-министром России Д. Медведевым подписано).