Николай кареев. Первый историк русской социологии Н

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Дворянство

Семейное положение

Женат, 1 дочь

Место рождения

Место смерти

Ленинград

Место захоронения

Смоленское православное кладбище

Образование

Историко-филологический факультет Московского университета (1873)

Учителя

  • Буслаев Ф.И.
  • Герье В.И.

Годы научной деятельности

Этапы научной карьеры

18781879Сторонний преподавательМосковский университет18791885ПрофессорВаршавский университет18851886приват-доцентПетербургский университеткафедра всеобщей историиИсторико-филологическийВ 1906 году допущен к чтению лекций в Петербургском университете в качестве приват-доцента, а спустя несколько месяцев был избран ординарным профессором Петербургского университета сверхштата. 18851907ПрофессорИмператорский Александровский Лицей18861899профессорПетербургский университеткафедра всеобщей историиИсторико-филологическийС 1886 года - экстраординарный профессор, с 1890 г. - ординарный профессор. 18991899ПрофессорВысшие Женские Бестужевские курсы19011906Русская высшая школа общественных наук в Париже19021914ПрофессорПолитехнический институт в Санкт-Петербурге19061906Приват-доцентПетербургский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический19061918ПрофессорПетербургский/Петроградский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический19061919ПрофессорВысшие Женские Бестужевские курсы19081914ПрофессорПсихоневрологический институт19191923ПрофессорПетроградский университетОбщественных наук19231929профессорПетербургский университеткафедра этнографииГеографическийСверх штата19291931АкадемикАкадемия наук СССР
Должность Учреждение

Основные вехи жизни

С 1878 по 1879 в качестве стороннего преподавателя читал лекции в Московском университете. С 1879 по 1885 К. - экстраординарный профессор Варшавского университета по кафедре всеобщей истории. С 1885 по 1907 преподавал историю в Императорском Александровском Лицее. В 1899 г. и с 1906 по 1919 г. являлся Высших Женских Бестужевских курсов. С 1899 по 1917 г. являлся сначала вице-президентом, а впоследствии президентом Международного института социологии, созданного в Париже в 1893 г. С 1901 по 1906 читал лекции в «Русской высшей школе общественных наук» в Париже. Профессор Политехнического института в Петербурге с 1902 по 1914 г. В 1903 г. был избран в члены-корреспонденты Краковской Академии наук. С 1908 по 1914 – Профессор частного Психоневрологического института, декан словесно-исторического факультета. С 1923 по 1929 г. – Профессор этнографического отделения первого в РСФСР высшего географического учреждения, Географического института, вошедшего в 1925 г. в состав Ленинградского университета. С 1910 г. член-корреспондент Петербургской АН. 31 января 1929 был избран в почетные члены Академии Наук СССР.

Общественная деятельность

Вел активную общественную деятельность. В юности испытал влияние идей революционных народников Д.И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, а также субъективистов и социологов П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Работал в Комитете общества нуждающимся студентам Петербургского университета, но покинул его после увольнения в 1899 г. Активно участвовал в работе Союза взаимопомощи русских писателей, а также в Союзе деятелей высшей школы. Являлся гласным Петербургской городской думы с 1904 г. 8 января 1905 г. участвовал в депутации из десяти человек, в которую также входили Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский и т.д., явившейся к П. Д. Святополк-Мирскому и С.Ю. Витте, требуя прекращения кровопролития - фронда К. стоила ему 11-дневного заключения в Петропавловской крепости. К. входил в ряды партии кадетов, был председателем ее Петербургского комитета, членом I Государственной думы. Сотрудничество с партией «народной свободы» обернулось для К. новыми репрессиями после октябрьского переворота: в середине сентября 1918 г., находясь в Зайцеве Смоленской губернии был арестован вместе со всей семьей и находился под домашним арестом в течение пяти дней.

Награды

В 1887 г. «За усердную службу» награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. 1891 – награжден орденом Св. Анны 2-й степени. В 1894 награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1899 г. орденом Св. Владимира 3-й степени. В 1913 был награжден с правом ношения на груди светло-бронзовой медалью, утвержденной в честь 300-летия Дома Романовых.

Область научных интересов, значение в науке

Первые работы ученого были посвящены истории французского крестьянства. Впоследствии, особенно после 1917 г. К. возвращается к изучению истории Франции. На огромном источниковом материале К. исследовал историю французского крестьянства, впервые детально исследовал документы Парижской коммуны. Труды К. по французской истории оказали фундаментальное как на российскую и, будучи переведенными на иностранные языки, французскую и мировую историографию. К. – автор фундаментальных синтетических построений, связанных с историей Европы нового и новейшего времени, всеобщей истории в целом. В основе построений К. лежала своеобразная интерпретация позитивистской теории прогресса, с точки зрения которой он рассматривал ход всемирной истории. Теоретическим основанием синтетических построений К. было его понимание задач философии истории, в которой он выделял историологию (теорию исторического процесса – выявление его движущих сил, факторов и т.п.), историософию (искание смысла истории, оценка исторических событий, установление цели истории), историку (теория исторического знания – познание истории). Вместе с методологией истории, которая разрабатывает вопросы исторического построения и критики источников, философия истории вырабатывает научный инструментарий историка. Увлечение теорией исторического процесса – историологией предопределило то прочное место, которое К. занял в ряду первых русских социологов (кстати, К. одним предпринимал попытки осмыслить историю развития социологического знания в России). В то же время теоретический подход К. по отношению к историческому знанию поставил его в обособленное положение по отношению как к господствующему "эмпирическому" направлению петербургской школы (в области всеобщей истории В.Г.Васильевский, Ф.Ф. Соколов и их ученики; русской истории – традиция К.Н.Бестужева-Рюмина, С.Ф.Платонова), так и к теоретическому лагерю петербургской школы, который связан с именем А.С. Лаппо-Данилевского, приверженца неокантианской философии истории.

Диссертации

Основные курсы

18851886Историко-филологическийИстория Западной Европы в XVIII в.1885 188618861921Историко-филологическийНовая Западноевропейская история1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1909 1910 1911 1912 1913 1915 1916 1917 1921 18871921Историко-филологическийСпециальный курс по истории Польши во второй половине XVIII в.1887 1888 1921 18881889Историко-филологическийТеория исторического процесса (роль личности в историческом движении).1888 188918881910Историко-филологическийСеминарий по новой истории1888 1889 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1907 1908 1909 1910 18891897Историко-филологическийИсториография нового времени1889 1896 1897 18901897Историко-филологическийОбзор главнейших явлений средневековой истории.1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 18911900Историко-филологическийИсторическая энциклопедия1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 18991900Историко-филологическийПрактические занятия по истории реформации1899 190019071908Историко-филологическийЭпоха абсолютной монархии на Западе1907 190819091919Историко-филологическийСеминарий: по изучению наказов (cahiers) 1789 г.1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 19141915Историко-филологическийОбщий руководящий курс истории Англии в новое время1914 191519141915Историко-филологическийПросеминарий по истории английского парламента. 1914 191519151917Историко-филологическийОсновные вопросы методики преподавания истории1915 1916 1917 19181919Историко-филологическийГлавные этапы культурного развития Западной Европы в новое время (общий курс).1918 191919181919Историко-филологическийОбщий курс социологии (с точки зрения теории исторического прогресса). 1918 191919251929ГеографическийЭтнография1925 1926 1927 1928 1929
Факультет преподавания Наименование курса

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 232

Основные труды

Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII в., M., 1879. http://gbooks.archeologia.ru/ Основные вопросы философии истории., М., 1883 http://gbooks.archeologia.ru/ Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах), СПб., 1892. http://www.runivers.ru/lib/book3089/9727/ Монархии Древнего Востока и греко-римского мира СПб., 1908. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков, СПб., 1908 http://www.runivers.ru/lib/book3199/10262/ Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1914. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны, М., 1919. http://www.runivers.ru/lib/book3120/9799/ Историки французской революции. Л.:, 1924. Прожитое и пережитое / Подг. текста В.П. Золотарева. Л., 1990.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. Лит.: Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с. Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2). Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988; Мамонова Ю.В. Н.И. Кареев как историк отечественной социологии. Дисс. на соиск учен. степ. канд. соц. наук. Саратов, 2010; Долгова Е., Тихонова А. «Тяжёлое материальное положение должно будет отразиться и на ходе научных работ…». Профессор Н. И. Кареев при советской власти. Родина. 2012. № 7. С. 158-160.Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914-1934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.Л. Сидорчук

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917-1934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.

Николай Иванович Кареев (1850 – 1931) Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов. Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря - по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества. В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции. Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе. Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались. Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания. Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место. Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности. Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения. "Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило". В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух". Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми. Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории. Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке. Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: ""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы". Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций. Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук. В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации. Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов. Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях. Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история». С тех же субъективно- идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии. Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала. Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы. Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез). Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены. Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия. Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов. Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право. В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач. Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов. Список литературы: 1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997. 2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой. М., 1995. 3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.» М., 1995. 4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995. 5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

Кареев

I
(Николай Иванович) — историк, род. в 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3 моск. гимназии. Выдержав в 1876 г. магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации ("Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти XVIII в.", M., 1879), защищенной им в 1879 г. В 1878-79 г. он по приглашению ист.-фил. факультета Моск. унив. читал курс истории XIX в. в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 по конец 1884 г. состоял экстраордин. проф. Варш. унив., откуда также получил заграничную командировку для приготовления доктор. диссертации ("Основные вопросы философии истории", М., 1883; защищена в Московском университете в 1884 г.). Сочинение это вызвало большую полемику, по поводу которой К. издал (Варшава, 1883) книгу "Моим критикам". В начале 1885 г. К. перешел в СПб., где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на Высших женских курсах. В 1889 г. участвовал в основании при СПб. университете Исторического общества, председателем которого состоит и в настоящее время, редактируя издаваемое обществом "Историческое обозрение". Первый печатный труд К. - "Фонетическая и графическая система древнего эллинского языка" - вышел в свет в 1868 г. В бытность свою студентом К. сотрудничал в воронежских "Филолог. записках" и в "Знании", после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои К. посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и "Очерк истории франц. крестьянства", 1881). Во время пребывания в Варшаве он занялся польской историей, результатом чего было появление нескольких книг и статей по этому предмету ("Падение Польши в исторической литературе", 1889; "Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше", 1886; "Исторический очерк польского сейма", 1888; "Польские реформы XVIII в.", 1890; "Causes de la chute de la Pologne", 1893, и др.); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах. Третью категорию работ К. составляют "Основные вопросы философии истории" (2-е изд. 1887), третий том которых вышел под заглавием "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1890), а также целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей (часть их собрана в книге "Историко-философские и социологические этюды", 1895). Наконец, выпустив раньше, отдельными книжками, несколько "введений" в свои курсы по истории Востока, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, К. предпринял в последние годы издание своих университетских курсов по новой истории, которою он преимущественно занимается ("История Зап. Европы в новое время", 1892-1894 г., четыре тома, и "Философия культурной и социальной истории нового времени", 1893). Вышедшие осенью 1894 г. "письма" К. к учащейся молодежи о самообразовании выдержали в короткое время два издания. В настоящем "Энциклопедическом словаре" К. редактирует исторический отдел. Он принимает деятельное участие в управлении делами Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (литер. фонда) и Общества для пособия студентам СПб. унив.

II (дополнение к статье)
В сентябре 1899 г. был уволен без прошения от должности профессора в СПб. университете и на Высших женских курсах, но в Александровском лицее продолжает преподавать и в настоящее время. С 1902 г. читает лекции на экономическом отделении СПб. политехнического института. Вместе с Университетом К. покинул и комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901); в основавшемся в 1905 г. союзе деятелей высшей школы состоит председателем "академической комиссии", разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Продолжает быть председателем исторического общества и работать в комитете литературного фонда, равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоит фактическим председателем. С 1904 г. состоит гласным СПб. городской думы. Главнейшие труды после 1895 г.: пятый том "Истории Западной Европы в новое время"; "Государство - город античного мира"; "Монархии древнего Востока и греко-римского мира"; "Введение в изучение социологии"; "Старые и новые этюды об экономическом материализме"; "Политическая история Франции в XIX в."; "Общий ход всемирной истории"; "Polonica" (сборник статей по польским делам). Продолжением "Писем к учащейся молодежи о самообразовании" служат: "Беседы о выработке миросозерцания", "Мысли об основах нравственности", "Мысли о сущности общественной деятельности", "Идеалы общего образования", "Выбор факультета и прохождение университетского курса". Эти книжки, специально предназначенные для молодежи, требуют постоянно новых изданий. По несколько изданий выдержали и составленные К. после 1899 г. "Учебные книги" древней, средней и новой истории, а также учебное пособие под заглавием: "Главные обобщения всемирной истории".

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния работ основателя позитивизма О. Конта на творчество Н.И. Кареева, как одного из популяризаторов идей позитивизма в России. В статье рассматриваются ключевые идеи позитивистского учения на основе наиболее известных и популярных работ Конта, а также изучено влияние идей позитивизма на воззрения Кареева. В статье также рассмотрена научная деятельность российского ученого как обществоведа.

Социологическая теория Кареева

В 50-60-е годы XIX в. в общественном сознании и мировоззрении прогрессивных российских интеллектуалов оригинальные идеи и творчество О. Конта произвели идеологический и научный переворот. Работы Конта и его последователей повлияли на воззрения многих русских позитивистов - Е. де Роберти, М. Филиппова, Н. Михайловского, Н.И. Кареева и других прогрессивных российских обществоведов.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) преподавал в Варшавском, а затем в Петербургском университете, в 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и в 1929 г., несмотря на негативное отношение к советской власти, был избран почетным академиком Академии наук СССР.

Социологическая теория Кареева сложилась в первой половине 1880-х гг. Основным идейным источником обществоведения в 1880-х и до середины 1890-х гг. российского ученого оставался позитивизм, в том числе французский позитивизм и особенно учение Конта. Н.И. Кареев признавал авторитет французского мыслителя как одного из основателей обществоведения в качестве научной дисциплины.

Однако следует отметить, что Кареев весьма критически относился к наследию великого французского мыслителя и отмечал свое принципиальное несогласие с некоторыми постулатами контовского учения еще в 1876 году. Так, по мнению российского ученого, Конт необоснованно рассматривал биологию и психологию как интегральные составляющие социологии. Кареев был убежден в том, что невозможно объяснить социальные процессы, учитывая только материальные факторы общественной жизни. Таким образом, по мнению русского мыслителя, коллективная психология обладала потенциалом превратиться в подлинную основу обществоведения, так как большинство общественных явлений представляют собой духовное взаимодействие между людьми.

К личности Конта многие из российских социологов, в том числе, и Кареев, относились критически. Н.И. Кареева, как и многих российских обществоведов второй половины XIX в., привлек к позитивистскому учению не личный авторитет французского философа, а типологическая методология позитивизма, представлявшаяся в то время российским интеллектуалам перспективной программой для дальнейших исследований в области социальных наук.

Социолог, по мнению Кареева, руководствуясь идеалами, конструирует формы общественного бытия, что «упрощает слишком сложные реальные отношения и облегчает изучение действительности» . Однако в данном случае абстрактный подход к изучению общественных процессов превращается в отказ от объективного анализа общественных отношений, а социология акцентирует внимание на феноменах и событиях в жизни общества как результатах воли и разума человека. Поэтому Кареев дополнял обществоведение субъективистской теорией исторического прогресса. Он полагал, что идея прогресса имеет и субъективный источник, хотя в своей объективной составляющей прогресс вполне основывается на историческом наблюдении и на позитивном историческом знании (например, перманентном увеличении власти человека над природой). Таким образом, Кареева можно рассматривать как последнего крупного исследователя в истории российского обществоведения, который использовал в своих работах субъективный метод.

Роль Кареева в развитии социологии в России

Изучая роль Н.И. Кареева в процессе институционализации социологии в России, необходимо отметить, что развитие обществоведения как новой области академического и научного знания в университетах сдерживали политические факторы.

Первый курс социологии был прочитан профессором Н.И. Кареевым в Петербурге в конце 90-х годов. Затем Кареев вскоре издал свои лекции по социологии отдельной книгой. В библиографии данной работы русским авторам принадлежало 260 источников из 880, однако указанный список оказался неполным - отечественных социологических исследований на тот период было гораздо больше.

Н.И. Кареев также известен как историограф российской дореволюционной социологии. В своих монографиях «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и статье «Основные направления социологии и ее современное состояние» (1903) он предлагал систематизированные обзоры состояния российского обществоведения, его истории и методологических проблем. Он объяснял важное значение систематических обзоров по социологии необходимостью интеграции в теории и методологии различных школ и подходов для создания общепризнанной теории общества, полагая, что именно таким способом можно обеспечить эффективное международное сотрудничество социологов. В указанных работах он не только систематизировал и периодизировал историю социологии, выявляя различия между социологическими практических задач обществоведения, но и описывал концептуальное многообразие обществоведческих подходов в России, полагая, что причиной тому стали различные интерпретации противоречий социологической теории Конта.

Кареев также ввел типологию российского обществоведения, в которой выделил марксистское и немарксистское направление. Рассматривая проблемы институционализации социологии в России, Кареев придавал значение национальную специфике ее развития. Кареев выделил три основных периода в развитии отечественной дореволюционной социологии: этап до 1890-х гг. он характеризовал борьбой субъективной школы с натуралистическим редукционизмом и появлением марксистской школы; период с середины 90-х гг. до 1917 г. он рассматривал как борьбу марксистского и немарксистского направлений в социологии; и господство марксистской социологии после 1917 г.

В конце XIX в. социологию преподавали как факультативный спецкурс в Санкт-Петербургском университете и в Политехническом институте, в Харькове и Варшаве, а социологические материалы преподавались Н.И. Кареевым и А.Лаппо-Данилевским в рамках курсов по методологии истории, а также М. Ковалевским и В. Хвостовым в программе курсов по истории политико-экономических учений.

Н.И. Кареев полагал, что главная задача социологии состоит в развитии человеческой личности, нравственного и общественного прогресса. Он также предлагал ввести в школьные программы основные элементы социологического знания для воспитания гражданских качеств у юного поколения. С 1895 года он разрабатывал и издавал программы для самообразования по обществознанию. Однако данные инициативы вызвали противодействие как царского, так и советского правительства. В результате чего в начале 1920-х гг. эксперимент преподавания основ обществоведения в школе был свернут. Также в начале 1920-х гг. был расформирован Социологический институт в Петрограде, под эгидой которого Н.И. Кареев, П.А. Сорокин и другие социологи организовывали лекции.

Трагическая судьба Кареева, в последние годы жизни вынужденного, в отличие от многих его коллег, высланных в начале 1920-х за рубеж, уйти во «внутреннюю эмиграцию» , семью которого коснулись репрессии советской власти, символизирует не только трагедию российского обществоведения в эпоху сталинизма, но и служит примером, к каким печальным последствия может привести монополия доктрины в области социальных наук.