Трудности в обучение детей страдающих инфантилизмом. Понятия «психический инфантилизм», «гармонический инфантилизм», «моторный инфантилизм», «соматогенный инфантилизм», «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм».

Нестандартное поведение некоторых детей многим взрослым кажется забавным и соответствующим текущему периоду развития ребенка. Психический инфантилизм долгое время во многих семьях может восприниматься как норма либо креативное инакомыслие растущего ребенка. Родители, постоянно балующие свое чадо, пытающиеся ему во всем угождать, сами того не замечают, как вводят в поведенческие нормы ребенка бесконечное ублажение даже самых незначительных потребностей, удерживая мягкие тональности и чересчур миндальничая по любому поводу. Существует и иная картина детской инфантильности, вызванная задержкой умственного развития детей. И виной тому различные причины и факторы.

Синдром психического инфантилизма — обширное понятие, включающее в себя ряд разнообразных психических расстройств, относящихся к личностной незрелости, с ярко выраженным отставанием эмоционально-волевой сферы. Таких детей легко вычислить в коллективах. И не только по манере поведения, но и по уровню восприятия и анализа текущих событий, усвоения школьной программы, контактирования с ровесниками, идентификации себя в социуме, позиционирования себя как отдельной личности.

Варианты психического инфантилизма:

  • истинный (основан на задержке развития лобных долей головного мозга);
  • общий (ребенок слабо развит, выглядит младше своих лет как социально, так и физически);
  • неправильное воспитание (ребенка, нормального от рождения, родители превращают своим эгоцентризмом в психически незрелого индивида).

Некоторым детям родители умышленно позволяют не выходить из состояния, которое можно охарактеризовать, как детскость. Есть семьи, где приняты манеры общения с детьми, достигшими достаточно зрелого возраста, на уровне младенцев; и уже довольно пожилые родители говорят и ведут себя со своими великовозрастными детьми забавными детскими присказками. Таким большим детям позволительно вести разговоры «елейным» голоском, приветствуются речевые дефекты, допустимые в раннем возрасте. Подросшие дети категорически отказываются правильно выговаривать простые словоформы, непрестанно «сюсюкаясь», стараясь казаться все еще маленькими и очень ранимыми. Такое поведение должно настораживать родителей и ближайшее окружение. Если, конечно, сами родители не пытаются задержать ребенка в подобном состоянии, тешась его детской непосредственностью.

Пожалуй, именно этот вариант психического инфантилизма приносит наибольший вред здоровому от рождения человеку, формируя из него асоциальный элемент иногда на всю жизнь.Такие дети тяжелее переносят уход из жизни своих близких, им кажется, что они остаются одинокими и брошенными. Они редко создают семьи, заводят настоящую дружбу, часто являют собой большую проблему для трудового коллектива. И это кажется совершенной нелепостью — нормальное физическое развитие и ничем не прикрытая детскость. Уже после 5 лет ребенок, которому искусственно задерживают развитие, производит впечатление человека с нарушениями работы центров головного мозга.

Симптомы и признаки инфантилизма

Характерные симптомы детского инфантилизма, которые сигнализируют о задержке развития ребенка, надо знать и уметь отследить каждому:

  • излишняя робость при обычных бытовых ситуациях;
  • слабое развитие мышечного аппарата;
  • не характерная для определенного возраста тонкокостность;
  • запоздалое появление полового созревания у подростков;
  • уменьшенные размеры половых органов;
  • слабое либидо или вообще его отсутствие у взрослых;
  • у женщин редкие и болезненные менструации;
  • отсутствие сексуальных влечений;
  • скудное оволосение тела;
  • склонность к ожирению;
  • импотенция у мужчин;
  • отставание костного возраста, особенно костей грудного и тазового отделов;
  • неспособность к выполнению допустимых физических нагрузок;
  • незрелость голоса у мальчиков-подростков;
  • повышенная тревожность;
  • излишнее кокетство, порой очень неумелое.

Инфантилизм у взрослых, если, конечно, он не вызван патологиями головного мозга, можно характеризовать как защитные реакции на субъективные раздражители внешнего объективного мира.

Взрослый, устраняясь от высокой степени ответственности, конфликтов, делая выбор в неоднозначных ситуациях, часто предпочитает самоустраниться и переложить решение дилеммы или сложного вопроса на кого-то другого, прикинувшись недееспособным, порой даже слабоумным. Часто в нашем обществе на самом деле таким людям дают фору или попросту снимают с них ответственность. Прикидываясь таким, человек невольно остается в маске дурачка на длительный период времени. Вживается в роль, оставаясь в ней надолго, а потом уже и сам не знает, где он сам, и что он из себя представляет. Наиболее характерно такое поведение для мужчин.

Факторами, вызывающими психический инфантилизм, могут стать:

  • врожденные аномалии внутриутробного развития;
  • гормональные нарушения раннего возраста;
  • опухолевые процессы мозговых оболочек;
  • тяжелые заболевания у родителей (алкоголизм, сифилис, длительные интоксикации, почечная недостаточность);
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
  • сильное психологическое давление на детей (например, в религиозных сектах и даже учебных заведениях);
  • социальное воздействие (подмена понятий и общепринятых норм поведения в семье, компьютерная зависимость).

Лечение инфантилизма

Лечение такого непростого заболевания, как психический инфантилизм, являющегося комплексным, необходимо начинать с определения основной причины, его вызвавшей. Возможно, при устранении этой причины появятся шансы на успешное преодоление инфантилизма как такового.

В тех случаях, когда болезнь сильно запущена, и имеют место врожденные причины, для пациента можно попытаться создать новые условия проживания, качественно изменить его жизнь, чтобы у него произошла переоценка ценностей, переосмысление своего существования, началось самостоятельное выявление интересных способностей, которые помогут саморазвитию.

Основными препаратами, назначаемыми эндокринологами при половом инфантилизме, являются соответствующие половые гормоны, которые пациент принимает довольно длительный период под наблюдением врача.

Немаловажную роль играют общеукрепляющие мероприятия, ЛФК, активное занятие спортом, ежедневные физические нагрузки.

Многим детям часто не подходит климат места их проживания. Эту проблему родителям решить бывает крайне сложно, порой невозможно. Такому ребенку следует как можно чаще оздоровляться на море, дышать горным воздухом, есть натуральную пищу, богатую клетчаткой, витаминами, микроэлементами. Помимо полноценного рациона питания родителям стоит побольше времени проводить с таким ребенком, постоянно пытаясь развивать его, приучая к чтению, красивому изложению своих мыслей, наблюдению за живой природой. Часто собака или кошка в доме способны сотворить чудо, помогая одним лишь своим присутствием укрепить память, органы чувств, улучшить концентрацию внимания, тонус организма, став для такого члена семьи настоящим другом и примером.

Возможные опасные последствия

Наблюдение за детьми и взрослыми, страдающими психическим инфантилизмом, следует перевести на серьезную продолжительную основу, поскольку иногда такие люди могут нести угрозу обществу. Некоторые из них способны на различные девиации, вплоть до собственного членовредительства и нанесения физических увечий окружающим. Не исключены случаи суицидов у таких людей. Врач и близкие должны внимательно присматриваться к их поведенческим реакциям.

Особенно опасны те, кто в детские годы часто испытывал на себе насмешки ровесников, физически превосходящих слабого, отстающего в развитии ребенка.

К сожалению, вырастая, такие дети пытаются «наверстать» упущенное, порой устраивая акты возмездия с ближайшим окружением и случайными людьми, попадающими под их горячую руку. Множество серийных маньяков являли собой психическую незрелость.

Иногда слабые физически инфантильные люди ставят себе целью догнать и превзойти довольно значимую в обществе личность. Хорошо, если этой личностью будет кто-то из сферы кинематографа или шоу-бизнеса, а не из жестокого криминального мира.

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутробной интоксикацией, токсико-инфекционными воздействиями в первые годы жизни ребенка).

Наиболее изучена клинико-психопатологическая характеристика простого (неосложненного) психического инфантилизма, к которому относится также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мотива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. В интеллектуальной деятельности также "преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают-преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это создает феномен "школьной незрелости", выявляющейся при начале школьного обучения.

Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в созревании компонентов формирующейся личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К числу таких особенностей относятся преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Вместе с тем структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличается от таковых при ядерной умственной отсталости.

Детям с психическим инфантилизмом свойственны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов. Их игровая деятельность характеризуется самостоятельностью, активностью. Она содержит элементы творчества, фантазии, воображения. Эмоциональная жизнь детей с простым психическим инфантилизмом более богата, привязанности более дифференцированы. Экспериментально-психологическое позволяет выявить у детей этой группы более широкую "зону ближайшего развития". Их потенциальные интеллектуальные возможности, уровень их абстрактно-логического мышления превышают таковой у умственно отсталых детей. Им доступна способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал. Продуктивность в самостоятельных видах деятельности у них более высокая. В отличие от олигофренов детям с проявлениями простого инфантилизма требуется значительно меньшая конкретизация задания для абстрагирования того или иного признака. В соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции. В то же время у них отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь характерные для детей-олигофренов.

Динамика описываемых состояний также иная. С возрастом проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность может быть компенсирована. Собственно интеллектуальная недостаточность при простом психическом инфантилизме неглубока и в значительной мере имеет вторичный характер, определяясь главным образом отставанием развития компонентов формирующейся личности. Она обычно является преходящей и обратимой. В связи с этим в таких случаях правильнее говорить не об умственной отсталости, а о "задержке темпа психического развития". При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине наряду с чертами детскости, незрелости психики отмечается и ряд других патологических проявлений. В этой группе можно выделить несколько вариантов. Наиболее труден для дифференцировки первый вариант - "органический инфантилизм.

Органический инфантилизм чаще всего возникает на основе рано перенесенных органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций и травм. В связи с этим он представляет промежуточную форму патологии между ди-зонтогенетическими и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. В клинической картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы - непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, неспособность к занятиям, требующим волевого усилия и внимания, повышенная внушаемость. Однако качество инфантилизма в этих случаях иное, "органически окрашенное". У детей отсутствуют живость, веселость. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможенны, их игра более бедна, однообразна, лишена воображения и фантазии. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированны. В отличие от детей с неосложненным инфантилизмом у них чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.

При психологическом исследовании у таких детей обнаруживается конкретность мышления и менее выраженная способность к использованию помощи. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью. В выраженных случаях дифференциальный диагноз с олигофренией бывает затруднен. Решающее значение при этом имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности), в то время как собственно интеллектуальная слабость, недостаточность функции обобщения у них, хотя и имеется, но не является ведущей в клинической картине. Динамика этого варианта инфантилизма менее благоприятна. По данным катамнестических исследований, значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу, другие нуждаются в обучении в специальных условиях. Некоторые авторы относят органический инфантилизм к вариантам.

К вариантам осложненного инфантилизма относится весьма распространенный церебрастенический вариант. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом инфантилизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой обстановке.

Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма. В структуре личности при этом также выражены астенические радикалы психического инфантилизма: повышенная тормозимость, робость, пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений. Изучение катамнеза таких детей показывает, что при неблагоприятных условиях воспитания и обучения при невропатическом инфантилизме обнаруживается выраженная тенденция к закреплению астенических черт личности либо в рамках тормозимого варианта патохарактерологического формирования личности, либо в плане становления астенической психопатии.

Психический инфантилизм (при ЗПР) – такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики. Черты незрелости или недоразвития психики, прежде всего, эмоционально-волевой сферы, когда, по определению Л.С.Выготского, существенные стороны психики ребенка сохраняют более раннюю детскую организацию, приводят к более позднему становлению навыков учебной деятельнос­ти, к более непосредственному поведению, чем принято в школьных условиях.

Гармонический инфантилизм (при ЗПР конституционального происхождения) - п ропорциональ­ное сочетание физической и психической незрелости при достаточно благополучном психическом состоянии в целом (проявления инфантилизма не ослож­нены дополнительными неблагоприятными факторами и выражаются только в эмоционально-волевой незрелости, детям свойственны относительная живость психики, любоз­нательность, интерес к окружающему, они активны в игре, привносят в нее творческий элемент, фантазию). Эта форма инфантилизма встречается обычно при наследственной предрасположенности к более позднему развитию психичес­ких функций, у ближайших родственников также можно вы­явить наличие инфантильных черт в детстве, иногда инфан­тильность встречается также у близнецов и у недоношенных детей.

Развитие детей с гармоническим инфантилизмом имеет благоприятный прогноз: при правильной организа­ции воспитания и обучения эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их лично­стного развития сглаживаются.

Моторный инфантилизм (при ЗПР конституционального происхождения) - особенности моторики соответствуют особенностям нормально развиваю­щихся детей более младшего возраста (движения часто порывисты, недоста­точно четки, моторная незрелость проявляется в трудностях координации тонких движений пальцев и кистей рук, выра­ботки двигательных стереотипов, необходимых для овладе­ния навыками письма и ручной умелости). Особенно отчетливо задержка в развитии моторики проявляется при целенаправленных ви­дах деятельности (рисование, письмо, ручной труд).

Соматогенный инфантилизм (при ЗПР соматогенного происхождения) - задержка созревания эмоционально-личностной сферы. Обусловлен он, с одной стороны, не грубыми нарушениями обменных процессов и питания клеток головного мозга из-за частых и/или тяжелых заболеваний, приводящих к замедлению его созревания, с другой стороны, особенностями воспитания соматически ослабленного ребенка (повышенная опека, ограниченное общение со сверстниками).

Дисгармонический инфантилизм - сочетание инфантильных особен­ностей и искажения мотивационной сферы ребенка (при ЗПР психогенного происхождения). При неблагоприятном влиянии окружения на инфантиль­ного ребенка (воспитание в условиях повышенной опеки, безнадзорности и педагогической запущенности, неадекват­но высоких требований со стороны взрослых, недостаточно­сти эмоционального контакта с близкими) и при сочетании инфантильности с отдельными патологическими чертами характера (возбудимость, конфликтность, демонстратив­ность, эгоцентризм, выраженная капризность, слабость во­левой регуляции и др.) возникает почва для искаженного формирования личности.

При этом виде инфантилизма на первый план выступают неспособность к волевому усилию, слабость нравственных установок, ориен­тация в поступках на получение удовольствия; или, напро­тив, повышенная заторможенность, болезненная неуверен­ность в себе, неспособность добиться успеха из-за отказа от попыток что-либо сделать (такой ребенок настолько неуве­рен в своих возможностях, что говорит «не могу» до того, как сделает попытку выполнить задание, не проявляет активно­сти в деятельности и играх).

Органический инфантилизм - эмоционально-волевые особенности ребенка с ЗПР цере­брально-органического происхождения.

При этом варианте инфантилизма отсутствуют яркость и живость эмоций, они мало дифференцированны; дети слабо заинтересованы в оценке своей деятельности, отличаются низким уровнем притязаний. Внушаемость носит более грубый оттенок и приближается к некритичности. Игра отличается монотон­ностью и однообразием, содержание ее примитивно, стрем­ление к игре возникает чаще в ситуациях, требующих умственной нагрузки, и выглядит скорее как уход от труднос­тей, чем потребность в игровой деятельности. Такие дети ча­сто расторможены, в их поведении встречаются элементы психопатоподобного свойства.

Инфантилизм психический (лат. infantilis младенческий; детский; синоним )

психопатологическое состояние, характеризующееся детскостью, незрелостью психики. В основе И. п. лежит задержка темпа психического развития.

Различают И. п. врожденный (конституциональный) и приобретенный (); общий (тотальный) и частичный (парциальный, или дисгармонический); органический И. п., соматогенно обусловленный И. п., психогенно обусловленный И. п.

В клинической картине И. п. условно можно выделить симптомы, связанные с нозологической принадлежностью, и общие симптомы. При общем инфантилизме черты детскости проявляются в физическом и психическом складе субъекта (психофизический ), т.е. психические и физические признаки незрелости гармонически сочетаются. У таких детей отмечается отставание в росте и весе (при этом сохраняются пропорции тела), а также особенности мимики и жестикуляции, свойственные более раннему возрасту. В психическом складе личности на первый план выступает незрелость эмоционально-волевой деятельности; при относительно сохранном интеллекте отличается конкретностью, незрелостью суждений, преобладанием поверхностных ассоциаций логикой. Слабо выражена способность к интеллектуальному напряжению и концентрации внимания. Возникает быстрая от деятельности, требующей волевого усилия, в то же время отмечается неутомимость в играх. Наблюдаются нестойкость интересов, постоянное стремление к переменам впечатлений, особый интерес к новым острым ощущениям («сенсорная »). Характерны непосредственность и непоследовательность в высказываниях и поступках, недостаточная самостоятельность и повышенная . Настроение отличается неустойчивостью, легко возникают аффективные вспышки, которые также быстро проходят.

Дисгармонический И. п. можно определить как психопатический, т.к. инфантильные черты органически входят в структуру психопатической личности (см. Психопатии), чаще истерической и неустойчивой. При этом наряду с выраженной (заостренной) инфантильностью отчетливо выступают дисгармоничность психических свойств, раздраженность и неуравновешенность, нарушение поведения, которое подчиняется прежде всего желаниям настоящего момента. Признаки незрелости психики нередко сочетаются с нормальным или даже опережающим физическим развитием.

Органический И. п. возникает вследствие органического поражения ц.н.с. (черепно-мозговой , инфекционных болезней, интоксикаций и др.), при этом психическая незрелость отмечается на фоне легко протекающего психоорганического синдрома (Психоорганический синдром).

Соматогенно обусловленный И. п. возможен при эндокринных нарушениях, хронических истощающих заболеваниях, а также при поражениях некоторых внутренних органов (печени, почек, сердца и др.). При этом наряду с проявлениями основного заболевания, например врожденным Гипогонадизм ом, гипофизарным субнанизмом (см. Нанизм), легкими формами Гипотиреоз а при эндокринных нарушениях, наблюдается психическая незрелость, которая отмечается на фоне постоянной астении с преобладанием психической истощаемости.

Психогенно обусловленный И. п. чаще возникает вследствие изнеживающего воспитания и гиперопеки. таких детей характеризуется эгоцентризмом, капризностью, постоянным стремлением к признанию и сочувствию, вытекающее из самовлюбленности. Направленные притязания сочетаются с беспомощностью, что приводит подчас к социальной несостоятельности, несмотря на сохранный, а иногда и высокий .

Психический инфантилизм может развиться при шизофрении (Шизофрения) особенно если она началась в раннем детском возрасте, когда под влиянием заболевания наступила вторичная задержка психического развития. В этих случаях признаки инфантилизма сочетаются с такими характерными для шизофрении изменениями личности, как , манерность, эмоциональное оскудение и др.

На современном этапе развития психиатрических знаний проявления психического инфантилизма должным образом не анализировались, ограничиваясь традиционным постулированием недозрелости или несформированности неких психических функций, например чувства долга, самостоятельности. Неудовлетворенность его прежним пониманием связана, во-первых, с тем, что, имея дело с психической патологией, психиатры неизбежно включали в психический инфантилизм и наиболее распространенные ее проявления. К инфантилизму, в частности, относили такие проявления некритичности как поверхностность суждений или такой вариант эмоциональной дефицитарности как отсутствие заинтересованности в установлении семейно-брачных отношений, тогда как эти признаки вполне могут объясняться психопатологическим диатезом, распространенность которого в популяции чрезвычайно велика. Во-вторых, для определения инфантилизма использовались сводные описательные понятия, которые отражают совокупность психологических (да и микросоциальных) характеристик, такие как «безответственность» и «несамостоятельность». Соответственно, они могут иметь различное объяснение. Использование подобных понятий, если и оправданно для оценки статистического материала, мало пригодно для анализа сущности инфантилизма. В применении клиницистов весьма неопределенны заимствованные у психологов понятия идентификации, самосознания и самооценки, мотивации, в которых желаемое для индивидуума или ожидаемое им по-разному соотносятся с его критической оценкой реального. Аморфные понятия оставляют малообоснованными заключения об инфантилизме как варианте «недоразвитости».

Специфика детско-подростковой психики заключается, во-первых, в отсутствии опыта и, во-вторых, в таком своеобразии процессов психического функционирования, которое обеспечивает его приобретение в минимальные сроки, с максимальной прочностью и в оптимальной последовательности.

От темпов и качества усвоения разнообразных навыков и опыта в процессе созревания как человека, так и многих животных напрямую зависит возможность последующего самостоятельного адаптированного существования. Эмоциональной предпосылкой активного обучения является прежде всего привлекательность процессов познания, благодаря которой дети отличаются большей любознательностью, чем взрослые, и все новое находит у них более живой отклик.

Стремление к познанию реализуется и в игровой деятельности, а несколько позднее включает также влечение к фантазированию. И тут и там в условной (например, сказочной) форме обыгрываются варианты будущего ситуативного поведения, т.е. происходит подготовка к последующей адаптации. Разумеется, степень привлекательности игр и фантазий существенно разнится, еще заметнее межиндивидуальные различия в способностях к воображению, которое служит предпосылкой для реализации этих двух видов влечения, но возрастная тенденция к их ослаблению несомненна.

Усиливает эффективность обучения особая интенсивность эмоций. Она объясняет повышенную впечатлительность детей и выражается в горячности, неспособности сдерживаться. Эмоциональная яркость переживаний лежит в основе псевдологии детей, при которой, начиная выдумывать, они увлекаются своим рассказом настолько, что уже и сами верят в него. Чувственная оживленность у детей проявляется и в их эмоциональной сопричастности к окружающим. Они легко заражаются общим настроением, быстро готовы включиться в атмосферу театральной постановки или кинофильма, хотя и не всегда в состоянии адекватно различать чувства взрослых и понимать смысл драматургического произведения. Благодаря силе сопереживания обращаться из зала к киногероям могут даже те дети, которые уже знают сюжет и понимают его неизменность. Эмоциональная сопричастность к окружающим стимулирует подражательное поведение детей, которое служит целям обучения.

На взрослых детские эмоции даже при пустяковом поводе нередко производят впечатление несоразмерно бурных, но это свидетельствует не только об их интенсивности. При оценке «пустяков» необходимо помнить, что дети живут настоящим, в защищенных условиях родительской опеки, когда более важные для взрослых стратегические соображения малоактуальны, поскольку не детям надлежит помнить о перспективах, а старшим, имеющим для этого больше опыта и аналитических навыков. Тем не менее, уже в подростковом возрасте, когда смысл ситуации понимается, нередко сохраняется склонность к безрассудной запальчивости, к риску ради чувства азарта, предвкушения удачи, а вера в свой шанс основывается на его страстном желании, тогда как особые расчеты – редкость.

Игнорирование перспективных задач в сочетании с непродолжительностью эмоциональных реакций дает основание многим психиатрам говорить о свойственной детям «поверхностности». Понятно, что этот описательный термин не вполне корректен, поскольку на самом деле эмоциональные реакции у детей глубокие, хотя и короткие. Л.Н. Толстой, описывая неприязнь Николеньки к учителю, когда тот его будит, отмечает, что она включает даже отвращение к его одежде. Уже через несколько минут он меняет отношение на противоположное, кисточка на колпаке учителя из противной превращается в милую, причем раскаивается ребенок до слез. Не случайно, что яркие эмоции в народных поговорках соотносятся с чувствами именно детенышей животных: «телячьи нежности», «щенячий восторг», «поросячий визг» (для сравнения: «собачья жизнь», «свинское поведение», «бычья сила»).

Опыт приобретается на протяжении всей жизни, но вначале (в детском возрасте) необходима самая общая ориентировка, когда познание направлено именно «вширь», экстенсивно. Успешности такого обучения способствует многовекторность интересов. Если в раннем возрасте дети могут задавать вопросы буквально обо всем, то у подростков интересы направляются и «вглубь», т.е. все больше переключаются на детализацию вопросов, круг которых в зрелом возрасте суживается. Важна и пластичность эмоций, т.е. легкость возникновения, непродолжительность, быстрая сменяемость. Это проявляется и нетерпеливостью, неспособностью длительно заниматься монотонной деятельностью, не приводящей к быстрому успеху. Если бы дети подолгу эмоционально фиксировались на чем-то одном, то это мешало бы их обучению в других областях. Учитывая относительную непродолжительность эмоциональных реакций у детей, психиатры устанавливают их патологичность при более коротких сроках, чем у взрослых.

Детская эмоциональность предпочтительно откликается на настроение в группах (сверстников и близких), а не на индивидуальные переживания окружающих. Н.Г. Помяловский описывает как, встречая новичка в бурсе, ученики по очереди для забавы издеваются над ним, хотя полностью понимают его мучение и даже притворно сочувствуют ему, чтобы снова под общий хохот обидно подшутить. Действительно, при индивидуальных беседах с школьниками можно убедиться, что они часто беззлобно настроены к жертвам коллективных издевательств, по существу ничего против них не имеют и даже понимают неприятные последствия своего поведения, но сдержаться не могут. Предпочтительность групповой, а не индивидуальной эмпатии, видимо, также имеет биологическую основу, поскольку дети не подготовлены к достаточной самостоятельности и им почти всегда безопаснее держаться коллектива, чему и способствует эмоциональная сопричастность к нему. Этим объясняется и тот факт, что наиболее широкие и прочные дружеские привязанности формируются смолоду.

Психиатр может обратить внимание и на не столько психическую, сколько физиологическую особенность выражения эмоций в детско-подростковом возрасте, которая заключается в их сопряженности с двигательными и голосовыми актами. Это вокализационно-моторное подкрепление эмоций прослеживается с младенческого комплекса оживления, о входящей в состав которого первой в шестинедельном возрасте улыбке писал еще Ф.М. Достоевский, и вплоть до подростковых «восторженных прыжков и восклицаний», автобиографически отмеченных И.С. Тургеневым.

В когнитивной сфере у детей доминирует наглядно-образное мышление, которое эмоционально насыщеннее, чем логическое, но, главное, не нуждаясь в тщательности сопоставлений и последовательности анализа, требует меньше времени для умозаключений. Особенно активно оно используется при детском фантазировании.

В подростково-юношеском возрасте сохраняются основные особенности детской психики, а непринципиальные отличия лишь отражают эмоциональную яркость и пластичность в изменившихся условиях. Меняется сам индивидуум, поскольку он приобрел уже определенные навыки и опыт, и меняются стоящие перед ним задачи, поскольку подготовка к выполнению новой роли в микросоциуме завершается. Отличия подростково-юношеского периода по сравнению с детским возрастом сводятся к следующим.

Во-первых, процесс познания охватывает новые области. Развитие навыков абстрактно-логического мышления служит предпосылкой для заинтересованности (по-детски горячей) отвлеченными вопросами, которые не имеют непосредственного отношения к индивидууму (включая интерес к искусству). Подросток Достоевского с жаром спорил по социально-нравственным вопросам даже с дураками, понимая, что это непростительно, но не в силах сдержаться (из-за этого его считали шестнадцатилетним, хотя на самом деле ему уже было за двадцать). В связи с половым созреванием появляется (а чаще усиливается) интерес к взаимоотношению полов и сексуальному поведению.

Во-вторых, опираясь на развивающиеся навыки аналитического мышления, подростки и юноши хотят все глубже разбираться в предметах своего интереса, хотя для настоящего успеха большинству не хватает одаренности и (или) усердия.

В-третьих, познание себя и мира переходит на новую ступень, все более принимая характер активного эксперимента, испытания с самой полной нагрузкой, в том числе в условиях экстрима, столкновения. Перед началом самостоятельной жизни индивидууму нужно испробовать реальные пределы своих возможностей, моделируя свое поведение в ситуациях, которые требуют полной мобилизации. Обыгрывание своих возможностей лишь в воображении уже недостаточно. Отсюда стремление к категоричности, максимализму, полярности категорий, драматичности чувств и отношений. Полутона и переходные варианты признаются как существующие, но презираются как недостаточно удовлетворяющие эмоциональным потребностям. По-детски откликаясь на новизну, подростки нередко стремятся быть не просто модными, а ультрамодными, экстравагантными. Если популярен романтизм, то среди них можно найти самых безрассудных романтиков, а если меркантильность – то самых циничных корыстолюбцев. Сохранение детской эмоциональной пластичности способствует легкости перехода обожания в ненависть, когда преданные друзья в одночасье превращаются в непримиримых врагов, и наоборот.

В-четвертых, межиндивидуальные различия в темпе и результатах физического и психического созревания служат условием активизации иерархической борьбы. В ней используются преимущества как конституциональных данных, так и приобретенных навыков, поэтому последние получают стимул к наиболее полному развитию. Одни подростки стремятся к развитию разнообразных навыков, другие – к предпочтительному оттачиванию некоторых из них, например, речевых. Самоутверждение физического превосходства может выражаться в спортивных состязаниях и банальных драках. Эмоциональная основа этого поведения – агрессивность – наблюдается и среди высших животных, когда, например, котики-подростки нападают на самок и режут их детенышей. Для девушек характернее самоутверждение за счет подчеркивания внешней привлекательности с помощью яркой косметики, броских нарядов и манер (демонстративности). Самоутверждаясь в психологическом превосходстве, подростки и юноши бросают вызов в лучшем случае на диспутах и викторинах, а в худшем – в спорах с близкими, учителями, попытках ниспровергнуть авторитеты. Вызывающая надменность в своем столкновении с социальным окружением чревата уязвлением чувства гордости. Поэтому претензии на превосходство создают почву для учащения конфликтов и протестных реакций, которые при вышеотмеченной склонности к категоричности и драматичности могут приобретать весьма резкие и даже опасные формы выражения. Эмоциональная насыщенность иерархических претензий обуславливает особенную чувствительность подростков как к похвале, так и порицанию.

В-пятых, при усложнении когнитивного содержания психики, когда наряду с упрощенными понятиями (приятно - неприятно, хорошо - плохо) все большее место занимают неоднозначные категории, приобретаются и навыки более сложного эмоционального реагирования, например, иронии, презрения, сарказма и разочарования, которые дополняют более характерные для детского возраста простые эмоциональные реакции (нравится - не нравится, плач – смех, ликование – негодование, благодарность – обида).

После приобретения навыков самостоятельности биологически обусловленные особенности детско-подростковой психики, преимущественно стимулирующие процессы экстенсивного познания, обычно утрачивают свое значение. Более того, они могут даже мешать, отвлекая от необходимой для жизнеобеспечения размеренной деятельности, которая чаще ограничивается относительно узким кругом потребностей. Для более полного удовлетворения этих потребностей требуется детальная проработка сложившихся относительно стабильных условий своей жизни. В этой ситуации повышается значение логического мышления. Собственно, доминирование наглядно-образного мышления стирается еще до подросткового возраста, если ребенок растет в культурально развитой, а не примитивной среде (т.е. навык логического мышления прививается относительно быстро, если в нем имеется потребность). По мере созревания и приобретения самостоятельности утрачивается необходимость в слепой привязанности к коллективу, к тому же после создания собственной семьи она занимает приоритетное место. Продолжение в зрелом возрасте жесткой иерархической борьбы иногда приносит индивидууму успех, но чаще и для него и для общества благоприятнее партнерство или хотя бы занятие нейтральной позиции.

Тем не менее, в случаях быстрого и резкого изменения средовых условий актуальность приобретения новых навыков и опыта сохраняется или даже возрастает. В зависимости от конкретных обстоятельств связь с коллективом может оказываться как благотворной, так и пагубной. В экстремальных ситуациях логическое обдумывание ситуации замедляет необходимые действия. Из всего этого понятно, что для благополучного существования популяция должна включать оба варианта эмоционального и когнитивного функционирования: как с утратой, так и сохранением детских особенностей. Поэтому и тот, и другой следует рассматривать как норму.

Если указанные особенности эмоциональных и когнитивных процессов периода созревания сохраняются в зрелом возрасте, то и составляют сущность психического инфантилизма или ювенилизма. В их основе – эмоциональная живость, поэтому механизмом их преодоления в зрелом возрасте является ее уменьшение. Психическое созревание следует рассматривать как частный случай динамики эмоциональности, поскольку выявление тенденции к угасанию эмоций, увлечений и интересов к чему бы то ни было зависит от длительности периода наблюдения. Разумеется, уменьшение эмоциональной живости у взрослых не очень значительно и субъективно замечается не сразу, а при сопоставлении протяженных этапов жизни, но, по выражению одного из чеховских героев, у них уже «нет того огня». Биологически закрепленное снижение интенсивности и пластичности эмоций нивелирует большинство специфичных для подростково-юношеского периода особенностей, но мало влияет на те из них, которые зависят от когнитивного развития. В частности, сохраняется и даже развивается эмоциональная дифференцированность, не происходит существенной переориентации интересов в пользу примитивных потребностей, хотя в целом мотивация к реализации своих устремлений (в силу стирания эмоциональности) уже не столь высока.

Принципиально важно отдельно от биологически обусловленных особенностей детско-подростковой психики рассматривать ее содержательную характеристику – неопытность, к которой следует отнести как недостаточную информированность, так и несформированность навыков. Из-за неискушенности дети бывают наивны и простодушны, мало расчетливы. Они чаще, чем взрослые, ведут себя естественно не только потому, что не видят смысла скрывать свои чувства, но и из-за неотработанности навыков лицемерия (впрочем, и по этой части талант может обнаружиться рано). В разных средовых условиях и в соответствии с индивидуальными предпочтениями опыт может усваиваться неравномерно: в одних информационных областях – опережающий, в других – отстающий. В зависимости от условий формируются и навыки логического анализа, целеустремленности в поведении, сдержанности в своих поступках. Впрочем, реально сказываются на полноте необходимого для жизни опыта очень существенные различия в средовых условиях, поскольку источники информации обычно множественны и взаимозаменяемы: если о чем-то не сказали родители, то об этом можно узнать от друзей или из книг и кинофильмов и пр.

Неинформированность и несостоятельность в повседневных делах у взрослых свидетельствуют или об особых условиях дефицита информации и невозможности вследствие этого развития навыков, или (что бывает гораздо чаще) о психическом расстройстве, которое препятствует усвоению опыта. В обоих случаях целесообразно говорить в лучшем случае о псевдоинфантилизме (средовом и болезненном), чтобы не объединять разнородные понятия. При средовой обусловленности псевдоинфантилизма более корректны не медицинские, а психолого-социальные термины, которые, собственно, и употребляются психиатрами, например, «педагогическая запущенность» или «примитивность». В случае психического расстройства псевдоинфантилизм должен быть охарактеризован по существу этого расстройства. Речь может идти об умственной отсталости (олигофрении) или о личностных (нажитых или врожденных) аномалиях при психопатологическом диатезе и шизофрении. Конституциональные и приобретенные личностные аномалии включают некритичность в суждениях и эмоциональную дефицитарность. Понятно, что психологическая сущность эмоциональной обедненности и инфантилизма противоположны. Но это не значит, что они не наблюдаются у одних и тех же больных, поскольку эмоциональная дефицитарность может проявляться весьма избирательно, например, затрагивая лишь некоторые сферы жизни, тогда как в остальном сохраняется эмоциональная яркость, в частности с присущими подростковому возрасту особенностями установления межперсональных отношений, утверждения своего превосходства и пр. Проявления истинного инфантилизма тем более могут сосуществовать как с общей, так и избирательной недостаточностью в когнитивной сфере.

Дифференциация патологического псевдоинфантилизма и истинного (непатологического), т.е. дефицитарной симптоматики и, условно говоря, положительных свойств личности, не может опираться на традиционно упоминаемые сводные категории двоякого происхождения. Например, проявлением истинного инфантилизма следует считать такую безответственность или беспечность, которые вытекают из увлеченности столь интенсивной, что она конкурирует с выполнением долга. Так, молодой человек ради любимой компании манкирует учебой или работой, но, понимая в полной мере последствия, игнорирует их. В результате эмоциональной горячности могут совершаться крайне безответственные поступки, но они единичны и самими индивидуумами оцениваются как «срывы» в результате особых обстоятельств. Например, 21-летний студент замахивается тростью на экзаменатора за его явно несправедливую оценку. В эти мгновения он успел подумать не только о перспективах исключения из института, но и о последствиях для семьи. Этот поступок остался из ряда вон выходящим для всей его последующей жизни. Когда же легкомысленность вытекает из неспособности до конца осмыслить последствия своего поведения, речь идет о болезненной некритичности в суждениях.

При анализе безответственности следует иметь в виду и не зависимые от повышенной эмоциональности различия в микросоциальной ориентации, т.е. в сознательном выборе основных жизненных ценностей. Каждый по-своему решает вопрос о том, какое место в его жизни должны занимать удовольствия и выполнение долга. Даже дети одного возраста существенно различаются по степени ответственности, хотя наставления старших направляют их по одному общему руслу. Подростки же нередко начинают относиться к учебе и домашним обязанностям менее ответственно, чем в более раннем возрасте, причем связать это с оживлением эмоций или психическим расстройством (например, аффективными нарушениями) возможно далеко не всегда. Скорее в таких случаях следует учитывать вероятность бескомпромиссного использования подростками своего права на самостоятельный выбор социальной позиции. У взрослых микросоциальная ориентация также может существенно различаться. Благодаря этому могут, например, меняться господствующие в обществе взгляды на значение создания или сохранения семьи, что не свидетельствует о росте психической заболеваемости или инфантилизации населения. Для Тараса Бульбы выше всего были «узы товарищества», чего нельзя сказать о его младшем сыне, но неправомерно на этом основании судить, кто из них инфантильнее.

Неоднозначно может пониматься внушаемость. Если она подразумевает доверчивость, то как у детей, так и у взрослых свидетельствует прежде всего об отсутствии у себя или у близких тяжелого негативного опыта, связанного с ее последствиями. Когда такой опыт приобретается, она быстро сменяется недоверчивостью даже у детей. Если под внушаемостью иметь в виду несамостоятельность в оценках и трактовках, то такая особенность когнитивной сферы настолько широко представлена в популяции, что считать ее специфическим проявлением инфантилизма сложно. Речь может идти как о сниженных умственных способностях, так и об отсутствии мотивации к формированию собственных понятий, о предпочтении штампов и заимствований в когнитивной сфере. Иногда понятие внушаемости включает богатое воображение. Такая одаренность константна, а к истинному инфантилизму следует относить лишь те случаи, когда она продолжает активно стимулироваться эмоциональной живостью, сохраняющейся в зрелом возрасте.

Понятно, что альтернативное происхождение могут иметь и такие характеристики как «неуместная откровенность» и «неосторожность», поскольку они зависимы как от эмоционального состояния, так и от адекватности понимания ситуации. Не всегда возможно объяснить истинным инфантилизмом и несамостоятельность, если только речь не идет о разбросанности интересов и недостаточно упорядоченном образе жизни вследствие сохранения подростковой эмоциональной живости. Дополнительная трудность заключается в значительной зависимости понимания этого термина от субъективных взглядов; некоторые склонны считать проявлением несамостоятельности всякое поведение, которое не направлено на достижение социально значимых целей.

Очень сложно оценивать «плохое контролирование» своего поведения. Прежде всего, следует различать контролирование влечений и предпочтений с одной стороны и эмоциональных реакций при психологических нагрузках с другой. В первом случае всегда трудно соотнести силу влечения или эмоциональную привлекательность того или иного предпочтения с глубиной чувства долга, которое частично зависит от полноты и адекватности его осознания. Понятно, что результирующее поведение требует тщательного анализа, показывающего является оно выражением истинного или псевдоинфантилизма. Во втором случае возможны поступки, последствия которых сразу не осознаются, поскольку сильные эмоции замедляют когнитивные оценки. При отсутствии личностной дефицитарности инфантильное поведение корригируется вслед за критическим осмыслением ситуации. Так, тургеневский Владимир застывает, любуясь незнакомкой и не отдавая себе отчета в том, как это выглядит со стороны. Как только он осознает свое поведение, ему становится стыдно и он уходит. Интенсивные психологические нагрузки и склонность к эмоциональной пылкости могут препятствовать и тонкости когнитивных оценок, способствуя, тем самым, развитию упрощенных эмоциональных реакций. Однако при инфантилизме у психически здоровых лиц тенденция к недифференцированному эмоциональному реагированию характеризует лишь начальные его этапы и простые реакции трансформируются в сложные: негодование переходит в иронию, к радости примешивается сожаление о ее недолговечности. При псевдоинфантилизме в результате личностной дефицитарности эмоциональное содержание реакций не подвергается существенной динамике. В дифференциальном аспекте следует иметь в виду и эмоциональную несдержанность при органических повреждениях мозга, когда вопреки осознанию неправомерности своего поведения слишком слабы (во всяком случае, сразу после психологической нагрузки) сдерживающие эмоции (смущения, раскаяния и т.д.).

Некоторые другие из традиционно причисляемых к инфантилизму признаков однозначно следует считать проявлениями личностной дефицитарности. К ним относится несформированность адекватных представлений о себе (расстройство самокритики), использование упрощенных понятий и слабая дифференцированность эмоциональных реакций, которые могут отражать как когнитивный, так и эмоциональный дефицит. В качестве личностной дефицитарности следует рассматривать и те случаи, когда упускаются соображения деликатности и возможность скрытых взаимоотношений между окружающими, что приводит к бестактности, или когда вежливое к себе отношение принимается за особое расположение.

Представленная концепция истинного психического инфантилизма основывается не столько на выделении специфических качественных особенностей, сколько на установлении сравнительно большей выраженности и пластичности эмоций и производных от них поведенческих характеристик, которые, таким образом, заметнее, чем в иных случаях. Эта концепция вопреки традиционным взглядам не относит истинный инфантилизм к дефектности или недоразвитию и заставляет считать такие типы личности как истерический и пограничный не патологическими, а психологическими, поскольку их основные признаки ограничиваются его характеристиками. Это отнюдь не означает, что всех пациентов с истерическим или пограничным расстройством личности можно автоматически причислить к психически здоровым. Клинический анализ показывает, что у них часто помимо собственно инфантильных особенностей имеют место признаки диссоциативно-дефицитарных личностных аномалий, а также стертых расстройств настроения. Среди этих признаков некритичность в суждениях и смешанная или гипоманиакальная симптоматика приводят к особенной яркости и социальной неприемлемости характерологических черт, свойственных истинному инфантилизму. Эти случаи полностью отвечают критериям широко распространенного в популяции психопатологического диатеза, поэтому не случайно, что в них нередко наблюдаются и эпизоды расстройств невротического уровня (деперсонализация, сенестопатии и пр.), а порой и психотического. Понятно, что сочетание истинного инфантилизма и псевдоинфантилизма наблюдается и при шизофрении. Чем тяжелее шизофренический дефект, тем вероятнее преобладание псевдоинфантилизма над истинным.