День образования кндр. Кндр отмечает день образования республики

9 сентября в КНДР отпраздновали 69-ю годовщину образования республики. Утром граждане начали возлагать цветы к памятнику Ким Ир Сена, стоящему на холме Мансудэ в Пхеньяне. Очевидно, что странное государство, где властвует три поколения диктаторов — Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и Ким Чен Ын, — идет к своему краху.

Необходимо дать понять КНДР, что до тех пор, пока она не перестанет угрожать международному сообществу своими ракетами и ядерным оружием, у нее нет будущего.

9 сентября центральный печатный орган Трудовой партии Кореи «Рабочая газета» сообщила: «Наша страна достигла уровня мировой военной державы». Она подчеркнула: «Сколько бы США и их пособники не строили нам козни, у нас есть самое мощное оружие, и мы неуязвимы».

Это — неправда. Президент Трамп, не исключающий возможности применения военной силы, заявил: «Желательно не применять оружие, однако если мы пойдем на это, для КНДР это обернется трагедией». США обладают подавляющим превосходством с точки зрения военной мощи. Если дойдет до военного столкновения, КНДР будет нанесен сокрушительный удар.

Администрация Ким Чен Ына, продолжающая настаивать, что КНДР является ядерной державой, ведет себя как баловень. Тем не менее это — дьявольский баловень.

Лидер КНДР казнил своего дядю Чан Сон Тхэка и ликвидировал брата Ким Чон Нама. Ким Чен Ын также в одностороннем порядке нарушил договоренность по поводу расследования ситуации вокруг похищения японских граждан. Он полностью игнорирует просьбы отправить всех японцев домой.

Контекст

Какой может быть война с КНДР?

The New Yorker 08.09.2017

Цель - надавить на Путина

Sankei Shimbun 07.09.2017

На нефть - запрет, и нет в КНДР ракет

Nihon Keizai 01.09.2017 Большинство северокорейцев прозябают в нищете и страдают от политики запугивания. Скорее всего, радость горожан от празднования дня основания республики — это не более, чем шоу. Если дойдет до войны между США и КНДР, больше всего пострадают простые граждане Северной Кореи.

На данный момент лучший способ заставить КНДР свернуть ядерную и ракетную программы заключается в том, чтобы загнать ее в угол за счет усиления санкций. США требуют от Совета Безопасности ООН, чтобы 11 сентября он принял санкционную резолюцию, которая будет включать эмбарго на экспорт нефти в КНДР.

Тем не менее президент Путин направил поздравительную телеграмму Ким Чен Ыну в связи с празднованием дня основания республики, в которой он выразил следующую мысль: «Развитие отношений между нашими странами будет способствовать стабильности и безопасности Корейского полуострова и Северо-Восточной Азии».

Подобная брешь в международной коалиции дает зеленый свет агрессивным провокациям КНДР. Без России и Китая, обладающими громадным влиянием на КНДР, санкции не будут достаточно эффективными. Сейчас настало время для того, чтобы международное сообщество объединилось и подавило КНДР.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Северная часть полуострова находилась под советским контролем.

В связи с тем, что разгром Японии произошёл быстрее, чем ожидали участники войны, страны-победительницы оказались не готовыми к решению вопроса о будущем Кореи. Тем временем корейцы желали независимости, и стихийно создавали свои органы власти. В северной части полуострова в феврале 1946 года образовался Временный Народный Комитет Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном . В ответ на провозглашение 15 августа 1948 года корейского государства в американской зоне оккупации , 9 сентября 1948 года в советской зоне была провозглашена КНДР.

Первые годы

Политическая власть была монополизирована трудовой партией Кореи начиная с самых первых лет существования нового государства. В хозяйстве была установлена плановая экономика и в 1946 году объявлена национализация , в результате которой 70 % производства попало под контроль государства. К 1949 году этот процент вырос до 90 %. С тех пор практически вся промышленность , внутренняя и внешняя торговля находится под контролем государства.

Как и во всех послевоенных коммунистических государствах, в КНДР правительство начало активно вкладывать средства в тяжёлую промышленность , государственную инфраструктуру и ВПК . В период с 1946 по 1959 год доля промышленности в экономике страны выросла с 47 % до 70 % несмотря на разрушительные последствия войны с Южной Кореей. Значительно выросла выработка электричества , производство стали и машиностроение . Были введены трёхлетние планы, наподобие советских пятилеток .

Послевоенные годы

В политическом смысле положение КНДР ухудшилось из-за разрыва между Китаем и СССР , который начался в 1960 году . Отношения между Северной Кореей и СССР ухудшились, а Ким Ир Сен был обвинён в поддержке Китая. Результатом стало резкое сокращение военной и финансовой поддержки со стороны Советского Союза. Однако на деле Ким Ир Сен поддерживал далеко не все инициативы Мао Цзэдуна , в частности Культурная революция была объявлена им опасной и дестабилизирующей обстановку в регионе.

В качестве альтернативы Ким Ир Сен разработал идею чучхе («опора на собственные силы»). Лозунг, который применялся с конца 50-х годов, стал государственной идеологией, заменив марксизм-ленинизм . Чучхе - политика, предполагающая решение всех внутренних проблем исключительно собственными силами.

На послевоенные годы приходится расцвет культа личности Ким Ир Сена.

Надвигающийся экономический кризис

В 70-х годах рост экономики государства приостановился, и даже наметился регресс. Этому было несколько причин: во-первых высокие цены на нефть после нефтяного кризиса 1974 года . КНДР не имела своих запасов нефти , а политика чучхе не давала вести активную внешнюю торговлю, во-вторых, перекос экономики в сторону тяжёлой промышленности и финансирования армии также давал свои плоды. Уменьшить военные расходы КНДР не могла, кроме того, после слов Ким Ир Сена о том, что обе Кореи воссоединятся ещё при его жизни, расходы на армию только увеличились.

Стареющий Ким Ир Сен продолжал свою линию в экономике, что привело к дефолту КНДР в 1980 году , и до конца 80-х годов объём промышленного производства снижался.

Правление Ким Чен Ира

Ким Ир Сен умер в 1994 году, и его преемником стал сын , Ким Чен Ир . Его назначение было предопределено ещё в начале 80-х годов при активном содействии министра обороны О Чин Ву. Ким Чен Ир занял пост генерального секретаря Трудовой партии Кореи и председателя национального оборонного комитета. Пост президента страны остался вакантным.

Во время правления Ким Чен Ира экономика страны продолжала стагнировать. В период с по 1999 год в КНДР был сильный голод , от которого по разным оценкам погибло от 10 тысяч до 3 миллионов человек. Экономика страны продолжает оставаться изолированной, а на военные нужды тратятся суммы, равные четверти ВВП . Практически всё трудоспособное мужское население в возрасте 18-30 лет служит в армии, тогда как промышленность находится в упадке.

В результате, согласно отчёту Международной Амнистии , в КНДР в 2003 году около 13 миллионов человек (60 % населения страны) страдало от недоедания. В КНДР от США, Южной Кореи, Японии и ЕС получила продовольствия на сумму более 300 миллионов долларов . Кроме того, поставки идут со стороны ООН и неправительственных организаций.

Вынужденная либерализация в экономике и политике

В годы правления Ким Ир Сена, а также в первые годы правления Ким Чен Ира Северная Корея представляла собой тоталитарно -сталинистское государство с практически полным отсутствием каких-либо гражданских свобод, с жёсткой цензурой и разорванными международными связями. При этом, в связи с конфуцианскими ценностями, царившими в корейском обществе, тоталитарный контроль над общественной жизнью был намного более жёстким, чем в СССР.

В настоящее время, по крайней мере формально, основные принципы режима остаются прежними. Однако в последние годы в КНДР, по мнению известного корееведа А. Ланькова, произошла «тихая смерть северокорейского сталинизма» . Прекращение помощи со стороны СССР привело к крупномасштабному экономическому кризису, прежде всего к постоянной нехватке питания , в связи с чем произошла вынужденная легализация мелкого частного предпринимательства и челночной торговли с Китаем, фактически отменены и многие другие ограничения. Смертная казнь применяется лишь за особо тяжкие преступления, включая «политические»; хотя сохраняется атмосфера массовой слежки и доносительства, однако от большинства ограничений можно откупиться взяткой (в 1990-е гг. и ранее это было практически невозможно).

Следует учитывать, что экономическая и политическая либерализация происходят вопреки воле руководства КНДР. Однако несмотря на то, что государство периодически пытается свернуть частную экономическую активность, такие попытки раз за разом оборачиваются неудачей.

В 2007 г., после визита президента Южной Кореи в КНДР, Северная и Южная Корея совместно обратились в ООН с просьбой содействовать объединению Кореи. Однако официальное отношение к Южной Корее стало меняться ещё раньше. В КНДР полулегально проникают южнокорейская музыка и фильмы (ранее их прослушивание и просмотр карались смертной казнью, как «государственная измена»). В связи с этим серьёзные изменения произошли в общественных настроениях северных корейцев - экономическое превосходство Южной Кореи уже мало кем оспаривается (ещё в середине 1990-х полагалось верить во всеобщую и беспросветную нищету Юга), однако всё ещё распространено убеждение о безусловном «духовном» и военном превосходстве Севера.

В экономической сфере в начале XXI века наблюдаются попытки перейти к рыночной экономике , что привело к увеличению зарубежных инвестиций. В частности, только Китай инвестировал 200 миллионов долларов в экономику страны в 2004 году . Интересно отметить, что северные районы КНДР, наиболее близкие к Китаю, в настоящее время являются экономически наиболее обеспеченными (если не считать нескольких крупных городов на юге КНДР, включая Пхеньян) - исторически же север Кореи всегда был самым бедным по сравнению с другими регионами страны.

Правление Ким Чен Ына

28 июня 2012 года было принято решение о том, что в сельхозкооперативах могут быть звенья численностью 5-7 человек, которые могут брать себе 30% собранного урожая. Благодаря этому в 2013 году впервые был урожай, которого почти хватает чтобы прокормить население (больше 5 миллионов тонн зерновых). В 2014 г. доля оставляемого звеньям урожая была доведена до 60%, были разрешены приусадебные участки площадью до 0,3 гектара (ранее они составляли 0,01 гектара).

Постановлением от 30 мая 2014 года руководителям госпредприятий было разрешено покупать комплектующее и оборудование на свободном рынке по рыночным ценам, нанимать персонал, увольнять персонал и платить ему ту зарплату, которую они считают нужной. В 2012 году было объявлено о создании более 20 специальных экономических зон для привлечения иностранных инвесторов. Был разрешён легальный выезд граждан в Китай на заработки .

Первая попытка стать космической державой, с выводом на орбиту ракеты-носителя «Ынха-3 » (в переводе Млечный Путь-3), намеченная на апрель 2012, в рамках грандиозных празднований в честь 100-летия рождения основателя государства Ким Ир Сена, окончилась неудачей, это удалось только 12 декабря, когда КНДР вывела на орбиту искусственный спутник Земли «Кванмёнсон-3 », опередив таким образом Южную Корею на несколько месяцев.

В начале 2014 года были приобретёны для показа телевидением Северной Кореи британские «Телепузики » и телесериал "Доктор Кто " .

Кризис 2013 г.

На 10 апреля назначен запуск северокорейской баллистической ракеты , хотя пока невозможно сказать, ведет ли Пхеньян реальную подготовку к пуску ракеты или просто демонстрирует силу.

До начала XX века Корея была монархическим государством — вассалом Циньского Китая. После Русско-японской войны Япония навязала Корее свой протекторат, а в 1910 году аннексировала её.

В 1943 году на конференции в Каире Рузвельт, Черчилль и китайский лидер Чан Кайши договорились о создании единого и независимого корейского государства. СССР, США и Великобритания согласовали этот вопрос также на Тегеранской конференции в 1943-м и Ялтинской конференции союзников в 1945-м. 8 августа 1945 года СССР вступил в войну против Японии. Корея, граничившая с СССР, попала в зону действий советских войск.

«Советские войска вошли на территорию Кореи, потому что она тогда была частью Японской империи, — объяснил старший научный сотрудник Института дальнего Востока РАН Евгений Ким. — В Корее тогда был так называемый 17-й фронт японской армии, переданный в оперативное подчинение Квантунской армии. Там было около 600 японских самолётов, около 100 тыс. военнослужащих, и через Корею шло снабжение Квантунской армии. Чтобы обеспечить разгром маньчжурской группировки, нам нужно было перерезать пути снабжения японских войск через Корею».

Обеспокоенные тем, что вся Корея может оказаться под контролем Советов, американцы разработали план раздела полуострова на советскую и американскую оккупационные зоны по 38-й параллели, делящей полуостров почти пополам.

«38-я параллель была выбрана как линия, разделявшая зоны ответственности советских и американских войск. Это была временная линия, чисто военная», — отметил в беседе с RT заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов.

Столица страны Сеул оказывалась в пределах американской зоны оккупации. Советский Союз принял предложения американцев.

«Сталин мог бы не согласиться, поскольку американцев и близко не было в Корее, — утверждает Ким. — Но мы были союзниками, и он не хотел с ними ссориться».

В результате в 1945 году Корейский полуостров заняли СССР и США. 14 августа 1945 года Красная армия вошла на территорию Кореи с севера. 8 сентября 1945 года в Инчхоне на юге полуострова высадились американцы.

«Советские войска реально воевали в Корее, там были скоротечные, но кровопролитные бои, американцы же высадились в Корее после капитуляции Японии», — отмечает Воронцов.

Всего при освобождении Кореи погибли 4,5 тыс. солдат и офицеров Красной армии.

Разная политика

12 сентября 1945 года в Сеуле сторонниками независимости Кореи была провозглашена Корейская народная республика. Возглавил её левый националист Ё Унхён. Правительство под его руководством опиралось на сеть народных комитетов, созданных на севере и на юге Кореи. Однако американские оккупационные войска отказались признавать правительство Корейской народной республики и народные комитеты и объявили их вне закона в декабре 1945 года.

Причина — в политике народной республики: активное участие в работе народных комитетов приняли левые активисты, а среди целей, которые они перед собой ставили, были национализация железных дорог, связи, банков и шахт, а также 8-часовой рабочий день и свободное распределение земель крестьянам. Правые же предпочитали ориентироваться на находившееся в Шанхае «правительство», созданное мигрантами из Кореи. Впрочем, США не признали и его. Очень скоро американцы запретили и деятельность Коммунистической партии Кореи на юге страны.

Они сделали ставку на бывшего председателя временного правительства Республики Корея в изгнании Ли Сын Мана, с 1925 года проживавшего в США. В октябре 1945 года он на личном самолёте главнокомандующего союзными войсками в Японии генерала Макартура прибыл в Сеул. Ли Сын Ман развернул активную деятельность в Корее, претендуя на роль главного политика юга.

  • Ли Сын Ман
  • Keystone Pictures USA

«Часть южнокорейцев из числа буржуазии и феодально-помещичьего класса приветствовали американцев, — отмечает Ким. — Но к тому времени там уже действовал народный комитет, компартия, и общее настроение населения было в пользу социализма».

СССР проводил иную политику, пытаясь опираться на народные комитеты. Они были признаны советским руководством легитимными. США с самого начала объявили, что властью на юге Кореи обладает только их военная администрация.

Важной просоветской силой были корейские коммунисты. Однако коммунистические силы в Корее тогда были раздробленны, и требовалось их объединить: на юге о воссоздании Корейской коммунистической партии заявила так называемая внутренняя группа коммунистических подпольщиков, не покинувших страну в годы оккупации и войны. В Китае действовала «яньаньская» группа, но наиболее близкой советскому военному командованию была «маньчжурская» (или «партизанская») группа — коммунисты, участвовавшие в партизанской войне на севере Кореи и в Манчжурии.

Значительная их часть в ходе боестолкновений с японцами была оттеснена на территорию СССР. Из корейских и китайских партизан была создана 88-я отдельная стрелковая бригада Красной армии, которая приняла участие в освобождении Кореи. Капитан Красной армии, бывший партизанский командир Ким Ир Сен, оказался самым высокопоставленным корейцем в составе этой бригады на территории Северной Кореи.

  • Ким Ир Сен в Сеуле, июнь 1950 года

Уже в декабре 1945 года Ким Ир Сен сменил на посту главы Северокорейского бюро Компартии Кореи ветерана Коминтерна Ким Ён Бома.

Несостоявшееся временное правительство

В декабре 1945 года прошла Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на которой было решено ввести режим опеки над Кореей с перспективой создания единого независимого государства и единого корейского правительства через пять лет. США добивались, чтобы вся власть на время действия режима опеки сосредоточилась в руках объединённой комиссии союзников под руководством главнокомандующих СССР и США в Корее. Однако Москва настояла на том, чтобы власть перешла к временному демократическому правительству Кореи. 29 декабря 1945 года это решение, одобренное США, было предано огласке.

Хотя идея опеки была впервые озвучена именно представителями США, американцы провели своеобразную информационную операцию, представив ситуацию в глазах корейцев так, чтобы возложить всю вину за откладывание независимости Кореи на СССР.

За два дня до начала конференции в сеульской «Восточно-азиатской газете» появилась информация, что именно СССР настаивал на введении режима опеки над Кореей, тогда как Соединённые Штаты якобы требовали немедленной независимости. Не стоял в стороне и Ли Сын Ман.

«19 декабря по радио Сеула выступил Ли Сын Ман и обвинил Советский Союз в том, что тот подал идею опеки над Кореей, а это — лишение Кореи независимости. И начал всячески агитировать корейцев против Советского Союза. И это ещё до того как был дан наш ответ на предложение США от 17 декабря», — пояснил Ким.

В результате в стране прошли массовые протесты против режима опеки. Выход на перспективу создания хотя бы временного, но общего корейского правительства был заблокирован из-за несовместимых требований СССР и США к составу этого правительства.

«Американцы понимали, что если дать народным массам самим избирать тех, кого они хотят, то в Корее возникнет народно-демократический режим», — утверждает Ким.

Переговоры о создании временного органа власти не увенчались успехом, и обе стороны взяли курс на создание собственных администраций в своих оккупационных зонах.

Самоуправление Севера

В 1946 году была основана Трудовая партия Кореи, поглотившая созданную бывшими корейскими эмигрантами из Китая Новую народную партию и Коммунистическую партию Кореи. Лидером нового объединения стал Ким Ду Бон — глава Новой народной партии. Все действовавшие в Северной Корее политические партии — Демократическая, Трудовая и религиозная Партия молодых друзей небесного пути — вошли в состав Единого демократического отечественного фронта, зонтичной организации под руководством коммунистов.

Вместо Административного бюро пяти провинций — временного корейского правительства, действовавшего вместе с Советскими оккупационными властями в Северной Корее, был создан Временный народный комитет по Северной Корее. Новое правительство возглавил Ким Ир Сен.

Северокорейское руководство взяло курс на социалистические реформы: национализацию предприятий, распределение земли между крестьянами, принадлежавшей крупным собственникам и прояпонским коллаборационистам. Значительная часть тех, кто сотрудничал с японцами или был затронут реформами на севере, бежала в американскую зону оккупации.

17 февраля 1947 года в Северной Корее прошёл первый съезд представителей народных комитетов городов, провинций и уездов, избравших высший орган госвласти — Народное собрание Северной Кореи, которое должно было управлять территорией советской оккупационной зоны до создания единого правительства Кореи.

Юг идёт на раскол

В Южной Корее нарастало недовольство американской администрацией. Осенью 1946 года в крупнейших городах юга прошли массовые протесты и столкновения с полицией. С американскими оккупантами сотрудничали местные «консультативные органы»: законодательное собрание и правительство. Последнее возглавил Ли Сын Ман. Однако вся полнота власти на юге принадлежала американской военной администрации.

Чтобы выяснить настроения населения, американцы в июле 1946 года провели опрос общественного мнения, и он показал, что 70% опрошенных выступают за социализм. Поэтому был взят курс на установление правоавторитарного марионеточного режима за ширмой демократии.

«Они начали целенаправленно готовить создание сепаратного правительства на юге Кореи и, соответственно, раскол страны. А чтобы им не мешали, они приступили к физической ликвидации политических деятелей, которые могли этому препятствовать. 1946, 1947 и 1948 годы стали временем масштабных убийств политических деятелей Южной Кореи», — отмечает эксперт.

В 1948 году Соединённые Штаты инициировали выборы в Конституционное собрание на юге Корейского полуострова. Противники выборов организовали массовые протесты, так как опасались, что в условиях их бойкота с севера они закрепят раздел страны. В апреле 1948 года на острове Чехуджо в Южной Корее началось восстание под коммунистическими лозунгами, продлившееся почти год. В ходе его подавления правительственные войска убили, по разным данным, от 14 тыс. до 60 тыс. жителей острова. Несмотря на протесты и бойкот левых партий, в мае 1948 года в Южной Корее прошли выборы в Конституционное собрание, на которых одержали победу лидеры проамериканских буржуазных партий.

17 июля 1948 года была одобрена Конституция Республики Корея. 20 июля Конституционная ассамблея избрала Ли Сын Мана первым президентом нового государства — Республики Корея.

«Инициатива раскола была на юге, у американцев, потому что именно они первыми провозгласили сепаратное правительство Южной Кореи», — утверждает Воронцов.

Окончательное разделение

Север не признал ни выборов в Конституционное собрание, ни Ли Сын Мана в качестве главы Кореи. Очень быстро новый режим обозначил все признаки авторитарной правой диктатуры. Противников президента преследовали или убивали по приказу Ли Сын Мана. Среди убитых политических противников — Ё Унхён (глава Корейской народной республики), Ким Гу — соперник Ли Сын Мана на выборах президента Республики Корея, а также ряд других северокорейских политиков.

В Северной Корее в ответ на выборы на юге было принято решение 25 августа 1948 года провести выборы в Верховное народное собрание. На севере выборы прошли официально, на юге — тайно. 8 сентября 1948 года Верховное народное собрание одобрило конституцию, а 9 сентября провозгласило создание Корейской народной демократической республики. Формальным руководителем государства стал председатель ЦК Трудовой партии Кореи Ким Ду Бон, возглавивший президиум Верховного народного собрания. Во главе правительства страны встал Ким Ир Сен.

«В состав Верховного народного собрания вошли 316 депутатов из Южной Кореи и 260 депутатов, избранных на севере, — это дало им основание заявить, что они создали республику, которая представляет всех корейцев», — отмечает Ким.

В результате в освобождённой Корее сформировалось два правительства — социалистическое на севере и капиталистическое на юге. Каждое из них претендовало на то, что должно управлять всей страной.

  • Высадка войск США, Корея, 1950 год

В Южной Корее действовала конституция, которая при всей корейской специфике была скопирована с западных образцов — в первую очередь, с американской. В то же время в Северной Корее копировали Конституцию СССР 1936 года. Два правительства — на севере и юге Корейского полуострова — не только не признавали друг друга и ориентировались на разные политико-экономические модели, но и не скрывали, что собираются решить проблему военным путём.

«Раскол стал фактом. Возникли два государства, и 38-я параллель превратилась в границу», — отметил Воронцов.

Неоконченная война

В 1948—1949 годах из Кореи были выведены советские и американские войска. Как отмечает Ким, это способствовало разжиганию войны между двумя Кореями — исчез фактор сдерживания агрессии. И хотя Корейскую войну 25 июня 1950 года формально начали войска КНДР, этому предшествовал почти год интенсивных боестолкновений на границе двух государственных образований и заявления со стороны южнокорейцев о намерении подавить север силой оружия.

«С апреля 1949-го по 4 июля 1950 года на границе между Северной и Южной Кореей произошло 1400 военных столкновений с участием до двух батальонов с каждой стороны ежедневно. Фактически военный конфликт шёл постоянно с 1949 года», — подчеркнул Ким.

Ли Сын Ман и южнокорейский генералитет не скрывали, что собираются решить вопрос объединения Кореи военным путём, готовя бросок на север.

  • Корейская война, 1951 год

В результате Корейской войны 1950—1953 годов, в которую оказались вовлечены США, Китай, СССР, Великобритания, ни одна сторона, несмотря на серьёзные потери, не смогла добиться окончательного преимущества. В итоге военная демаркационная линия была установлена вдоль 38-й параллели, где к июлю 1953 года стабилизировался фронт.

27 июля 1953 года представители вооружённых сил США, КНДР и «китайских добровольцев» (последними на самом деле были части Народно-освободительной армии Китая) подписали перемирие, действующее до сих пор. Представители Южной Кореи отказались к нему присоединиться. Мирный договор, несмотря на ряд попыток КНДР, так и не был подписан.

«США не собираются его подписывать, потому что если будет подписан мирный договор, то зачем американцы там нужны... А им уходить не хочется, потому что Южная Корея — это удобный плацдарм против Китая и России, Южная Корея не подписывает мирный договор, потому что тогда им придётся признать Северную Корею», — резюмировал Ким.

Сейчас именно Южная Корея, по мнению экспертов, наиболее сильно педалирует идеи объединения полуострова. КНДР там до сих пор считается «экстремистской организацией», выражение симпатий к которой запрещено законом. Правительство Южной Кореи по сей день назначает и содержит губернаторов пяти провинций, входящих де-факто в состав КНДР вместе со всем необходимым аппаратом, чтобы в случае захвата севера они сразу могли приступить к управлению этими территориями.

«Юг исходит и исходил из позиции «Мы сильнее, время на нашей стороне», — отмечает Воронцов. — Сеул — из того, что объединение Кореи будет проходить по германскому сценарию, когда Республика Корея просто поглотит КНДР. Но Северная Корея, несмотря на все трудности, выживает. Более того, они вышли на тенденцию позитивного экономического роста. И плюс ещё успехи в ракетно-ядерном секторе».

Север, в свою очередь, предлагает идею Конфедерации Корё — создания наднационального образования, которое охватило бы оба корейских государства без изменения специфики каждого из режимов, сформировавшихся почти за 60 лет, по модели, схожей с китайским принципом «одна страна — две системы», применявшимся при интеграции Гонконга в Китай.

«Что касается объединения, то я считаю, что они прошли точку невозврата, — считает Ким. — Уже надо успокоиться и признать, что они живут в разных странах, в каждой из которых сформировался свой особый стиль и даже разговорный язык разный. Надо отбросить все идеи об объединении. Это дальняя перспектива».

9 сентября 1948 года вспыхнула яркая звезда в Северо-Восточной Азии, возвестившая о создании нового, социалистического государства, указавшая странам третьего мира практический путь борьбы за свою независимость, за законное право каждого народа на самостоятельный выбор своего исторического пути развития.

Создание КНДР стало знаменательной вехой в истории корейской нации, началом осуществления самостоятельности и независимости корейского государства, созданного во благо человека труда, во благо его интересов и действительного улучшения жизни простого человека. После освобождения Кореи от японского колониального ига в 1945 году под руководством Великого Полководца Товарища Ким Ир Сена Великим Вождём была проделана огромная работа в направлении объединения корейской нации, разделённой территориально на две части американцами, оккупировавшими юг Кореи в завершающем периоде Второй мировой войны и отказавшимися покинуть территорию Корейского полуострова после её окончания. К сожалению, вопрос объединения так и остаётся на повестке дня из-за преступной, враждебной, человеконенавистнической политики США, всячески противодействующих этому объединению, вопреки желаниям и чаяниям всего корейского народа.

В родившейся молодой Социалистической Республике началось создание самостоятельной и самодостаточной экономической базы. Страна взяла курс на подготовку своей интеллигенции и научно-технических кадров. Принимавшиеся планы развития страны ставили задачи, которые всегда успешно претворялись в жизнь героическим народом КНДР. За 63 года КНДР превратилась в страну всеобщей грамотности населения, где каждый 4-й имеет высшее образование, где создан высокий потенциал науки и культуры. А ведь кадры, как известно, решают всё. Поэтому не удивительно, что в ответ на постоянные угрозы, прямой шантаж и разноплановые провокации со стороны США отечественными учёными и научно-техническими кадрами КНДР была создана надёжная защита мирного труда граждан, в виде ядерного оружия, от угрозы превентивного нападения на страну со стороны обезумевших от вседозволенности США. И кто бы что ни говорил, именно наличие ядерного щита является на сегодня единственной гарантией сохранения мира в Северо-Восточной Азии и на Корейском полуострове, в частности.

Достижения в области развития экономики, науки, роста благосостояния народа, постоянно улучшающегося медицинского обслуживания в самых отдалённых от столицы районах, широкомасштабное жилое строительство, как в городах, так и на селе, говорят о многом. На сегодня КНДР имеет высокоразвитую промышленность и передовое сельское хозяйство. Социализм в КНДР строить очень сложно в силу постоянного вмешательства США во все дела на Корейском полуострове и продажности сменяющихся южно-корейских марионеточных правительств, их подчинённости и раболепию перед Америкой. Но, несмотря на эти огромные сложности, постоянную удушающую экономическую блокаду КНДР, страна не только не ослабела, а выросла, возмужала и продолжает уверенно идти вперёд, получила признание со стороны практически всех государств планеты (установлены дипломатические отношения). Основой всех достижений является героический труд народа КНДР, монолитная сплочённость его вокруг Вождя и Партии. Вооружённые Силы КНДР – плоть от плоти народные, не только зорко стоят на страже завоеваний социализма, но и принимают в его дальнейшем строительстве самое активное участие. Именно сплочённость народа вокруг Вождя и Партии создала тот монолит, который никому не дано разрушить, не под силу.

Сегодня, вот уже 17 лет после кончины Великого Вождя, у штурвала страны стоит достойный продолжатель его дела Товарищ Ким Чен Ир. Он пользуется огромной любовью и доверием со стороны народа.

Его повторное переизбрание на пост Председателя Государственного Комитета Обороны КНДР 3 сентября 2003 года свидетельствует о его заслугах перед страной и народом и его неординарных способностях как политика, идеолога, мудрого государственного деятеля, талантливого полководца. Не случайно народ КНДР называет его Великим КИМ ЧЕН ИРом.

Ныне народ готовится новыми трудовыми успехами отметить в наступающем 2012 году столетие со дня рождения Великого Вождя.

Мы сердечно поздравляем мужественный и трудолюбивый народ КНДР с 63-й годовщиной образования его Социалистического государства, желаем и дальше также твердо и уверенно продолжать свой путь к вершине высокоразвитого зажиточного социалистического государства.

В день 63-годовщины образования КНДР, поздравляя корейцев с этим праздником, мы искренне желаем счастья каждой семье и новых успехов в укреплении могущества своего Социалистического государства.

fix

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С КНДР

12 октября 1948 г. СССР первым установил с КНДР дипломатические отношения. Северная Корея официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника бывшего СССР. 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне заключен новый межгосударственн ый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Правовую основу российско-северо корейских отношений составляют также Пхеньянская (2000 г.) и Московская декларации (2001 г.), подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНДР и Председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира в Россию.

Россия и КНДР поддерживают политический диалог на высшем и высоком уровне, развиваются контакты и обмены между различными ведомствами двух стран, межпарламентские связи.

24 августа 2011 г. в Улан-Удэ состоялись переговоры Д.А.Медведева с Ким Чен Иром, в ходе которых обсуждался широкий круг вопросов двусторонних отношений, а также региональная проблематика, включая ситуацию вокруг урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. В повестку дня были также включены вопросы реализации трехсторонних (Российская Федерация – Республика Корея – КНДР) проектов экономического сотрудничества – соединения корейских железных дорог с Транссибом, строительства линии электропередач и прокладки газопровода из Российской Федерации в Республику Корея по территории КНДР.

Кончина Ким Чен Ира (19 декабря 2011 г.) и ускоренная передача властных полномочий Ким Чен Ыну изначально не оказывали существенного влияния на общий вектор развития двусторонних отношений. В ходе состоявшегося обмена телеграммами Ким Чен Ын заверил российское руководство в том, что преемственность политики КНДР на российском направлении будет сохранена.

Однако северокорейские ракетно-ядерные эксперименты, осуществленные вопреки требованиям мирового сообщества в конце 2012 - начале 2013 гг., не могли не оказать негативного влияния на динамику развития наших отношений. Россия поддержала соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 года, которая еще более ужесточила санкции, нацеленные на прекращение реализуемых Пхеньяном программ в этой области. Многие намечавшиеся двусторонние мероприятия и контакты были отменены. В частности, на более поздние сроки было перенесено проведение заседания Межправкомиссии.

Вместе с тем были продолжены усилия по поиску путей снижения напряженности на полуострове, скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ЯПКП. В 2013 г. состоялся обмен поздравительными телеграммами на высшем уровне по случаю дня Освобождения Кореи (15 августа), В.В.Путин направил Ким Чен Ыну телеграмму по случаю 65-летия образования КНДР (9 сентября), наши министры поздравили друг друга с 65-летием установления дипотношений (12 октября). 4 июля 2013 г. в Москве состоялись консультации Первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова и заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова с Первым заместителем Министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гваном.

5-10 февраля с.г. в Российской Федерации побывал Председатель Президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ён Нам, принявший участие в церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр. 7 февраля в Сочи у него состоялся краткий протокольный контакт с В.В.Путиным. Были также проведены переговоры с В.И.Матвиенко.

В ходе визита в Пхеньян Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова 21-22 марта с.г. были предметно обсуждены вопросы двустороннего торгово-экономич еского сотрудничества.

25-27 марта состоялась поездка в Пхеньян Министра по развитию Дальнего Востока А.С.Галушки в качестве сопредседателя российско-северо корейской Межправительстве нной комиссии по торгово-экономич ескому и научно-техническ ому сотрудничеству, в ходе которой в конструктивном ключе прошел обмен мнениями о дальнейшем совершенствовани и механизмов межгосударственн ого взаимодействия в торгово-экономич еской и научной отраслях.

28-30 апреля состоялся визит в КНДР Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнева. Глава российской делегации имел встречи с Председателем Президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ён Намом, Председателем Кабинета министров КНДР Пак Пон Дю, заместителем Председателя Кабинета министров, Председателем Госплана КНДР Ро Ду Чером.

Продолжается совершенствовани е договорно-правов ой базы двусторонних отношений – подписаны Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов, Договор о режиме государственной границы, Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР, План обменов между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел КНДР на 2013-2014 гг. и ряд других протоколов и договоров. Готовятся к подписанию Соглашение о приеме и передаче лиц, нарушивших законодательство сторон о въезде, выезде и пребывании иностранных граждан, Соглашение о правовой помощи по уголовным делам.

Россия является одним из традиционных торгово-экономич еских партнеров КНДР. Международные санкции, а также введенные некоторыми странами односторонние ограничения серьезно осложняют развитие наших экономических связей. Тем не менее, объем российско-северо корейского товарооборота в 2013 году увеличился на 64,2% по сравнению с 2012 годом и составил 112,7 млн. долларов США, в т.ч. российский экспорт в КНДР - 103,4 млн. долл. (увеличение на 77,0%), импорт из КНДР - 9,3 млн. долл. (сокращение на 9,1%).

Единственным реализуемым на практике двусторонним инвестиционным проектом на данном этапе является реконструкция железнодорожного участка Хасан-Раджин (практически завершена) и третьего причала порта Раджин (планируется завершить к середине 2014 г.), осуществляемые ОАО «РЖД» в интересах создания крупного перегрузочного терминала.

Россия продолжает оказывать КНДР гуманитарное содействие – в 2013-2014 году по линии международных организаций в КНДР поставлены витаминизированн ая пшеничная мука, 50 пожарных машин, и, а также комплекты медицинского оборудования и лекарства. Кроме того, существенная помощь идет и по двусторонней линии.

Несколько активизировались контакты по линии общественных организаций, обществ дружбы, высших учебных заведений. Возобновились гастроли российских творческих коллективов в КНДР – по случаю 65-летия установления дипломатических отношений между двумя странами в октябре 2013 года в Пхеньяне выступал «Оркестр 21 века» под руководством народного артиста России П.Б.Овсянникова. В апреле с.г. в КНДР в фестивале «Апрельская весна» принял участие Ансамбль внутренних войск МВД России под руководством народного артиста России В.П.Елисеева.

fix

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Площадь - 122,8 тыс. кв. км, или 55% территории всей Кореи. На севере граничит с КНР (1360 км) и Российской Федерацией (39,1 км, в т.ч. по реке Туманган – 16,9 км, по морю - 22,2 км). Население – около 24,5 млн. человек. Столица - Пхеньян (с пригородами – 2,6 млн. жителей).

Административно КНДР состоит из девяти провинций, двух городов с особым статусом – Нампхо и Расона, уездов и деревень. Особым административным статусом обладают Расонская торгово-экономическая, Кэсонская промышленная и Кымганская туристическая зоны.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

КНДР - социалистическое государство.

Высшим руководящим органом страны объявлен Государственный комитет обороны КНДР. Его Первый председатель - Ким Чен Ын - является «высшим должностным лицом», верховным главнокомандующим Корейской народной армии (КНА).

Согласно Конституции, высший законодательный орган - однопалатное Верховное народное собрание (ВНС) КНДР, избираемое на пять лет. В период между сессиями его работой руководит Президиум ВНС. Последние выборы в ВНС проведены в марте 2014 года. Председатель Президиума ВНС - Ким Ён Нам (представляет КНДР во внешних связях), Председатель ВНС - Цой Тхэ Бок.

Высшим административно-исполнительным органом власти является Кабинет министров. Председатель Кабинета министров – Пак Пон Дю.

Местные органы власти - провинциальные, городские, уездные народные собрания избираются сроком на четыре года. В период между сессиями власть на местах осуществляют народные комитеты.

Особую роль в северокорейском обществе играет Трудовая партия Кореи (Первый секретарь ТПК - Ким Чен Ын), которая насчитывает около 4 млн. членов и кандидатов в члены.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

КНДР проводит курс «опоры на собственные силы» в экономике, ориентируясь на жесткую административно-командную систему. Положение в народном хозяйстве страны, переживающей глубокий системный социально-экономический кризис, остается сложным.

В 2013 году на мартовском пленуме ЦК ТПК было принято решение о проведении нового стратегического курса "пенчжин", суть которого сводится к параллельному экономическому строительству и наращиванию "сил ядерного сдерживания".

КНДР крайне милитаризирована. Численность КНА составляет около 850 тыс. человек. Около 15% бюджета тратится на оборону.

4. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КНДР поддерживает дипломатические отношения со 166 странами, а также с Евросоюзом и АСЕАН, является членом более 250 международных организаций.

КНДР вступила в ООН одновременно с Республикой Корея в 1991 году.

В основе внешнеполитической доктрины Пхеньяна лежат идеи «самостоятельности» и «самобытности», противопоставляемые глобализации и открытости в мировой политике и экономике. В международных отношениях КНДР отстаивает принцип государственного суверенитета, выступает против любых действий, направленных на оказание силового давления и вмешательство во внутренние дела независимых государств.

КНДР осуществляет свою внешнеполитическую деятельность в условиях санкций, введенных в соответствии с резолюциями СБ ООН (№№1718, 1874, 2087, 2094, 2270), осуждающими северокорейскую ракетно-ядерную программу.

5. МЕЖКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КНДР и Республика Корея провозглашены соответственно 9 сентября и 15 августа 1948 года после провала попыток воссоздать единое корейское государство. По Соглашению о перемирии, подписанному 27 июля 1953 года по итогам войны 1950-1953 годов, Северную и Южную Корею разделяет военно-демаркационная линия, по обе стороны которой проходит демилитаризированная зона общей шириной 4 километра.

В июле 1972 года подписано Совместное заявление Севера и Юга, в котором зафиксированы основные принципы объединения - самостоятельно, без опоры на внешние силы; мирным путем; на основе «великой национальной консолидации».

В 1991 году КНДР и РК заключили Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах, в 1992 году приняли Совместную декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова.

За всю историю отношений состоялись два межкорейских саммита. Оба прошли в Пхеньяне: 13-15 июня 2000 года между бывшим руководителем КНДР Ким Чен Иром и тогдашним президентом РК Ким Дэ Джуном и 2-4 октября 2007 года между Ким Чен Иром и бывшим в то время президентом РК Но Му Хёном.

Проведенные в 2016 году в КНДР ядерное испытание и пуск ракеты-носителя осложнили перспективы нормализации межкорейских отношений и стали поводом для наращивания военной активности США и РК в Северо-Восточной Азии.

6. РОССИЙСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Северная Корея официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника бывшего СССР. 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне был заключен новый межгосударственный Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Правовую основу российско-северокорейских отношений составляют также Пхеньянская (2000 г.) и Московская (2011 г.) декларации, подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНДР и Председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира в Россию.

Россия и КНДР поддерживают политический диалог на высшем и высоком уровнях; развивают контакты и обмены между различными ведомствами двух стран, межпарламентские связи.

Северокорейские ракетно-ядерные эксперименты, осуществленные вопреки требованиям мирового сообщества, оказали негативное влияние на динамику развития двусторонних отношений. Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН №2270 от 2 марта 2016 г., которая еще более ужесточила санкции, нацеленные на прекращение реализуемых Пхеньяном ракетно-ядерных программ.

Вместе с тем были продолжены усилия по поиску путей снижения напряженности на полуострове, скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ЯПКП.

Продолжается совершенствование договорно-правовой базы двусторонних отношений: подписаны Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулированного промысла морских ресурсов, Договор о режиме государственной границы, Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР, Соглашение о приеме и передаче лиц, нарушивших законодательство о въезде, выезде и пребывании иностранных граждан, Соглашение о правовой помощи по уголовным делам и ряд других документов.

Объем российско-северокорейского товарооборота остается невысоким и в 2014 году составил 92,3 млн. долларов США.

Единственным получившим практическое воплощение двусторонним инвестиционным проектом является реконструкция железнодорожного участка Хасан-Раджин и пирса в порту Раджин.

Россия продолжает оказывать КНДР гуманитарное содействие по линии международных организаций, а также по двусторонним каналам.

Развиваются контакты по линии общественных организаций, обществ дружбы, высших учебных заведений.