Презентация на тему виктор васнецов. Васнецов виктор михайлович

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Васнецов родился в семье сельского священника, детские годы его прошли в небольшом селе Рябово Вятской губернии. Художественное образование получил в лучшем учебном заведении России -Петербургской Академии художеств. В.М. Васнецов обладал разносторонними дарованиями. Он писал сказочные картины и был блестящим мастером монументального искусства.

«Богатыри» (1898, Государственная Третьяковская галерея) Центральным произведением стал большой холст «Богатыри», изображающий трех былинных героев- величественного Илью Муромца, порывистого, гневного Добрыню Никитича и простоватого Алёшу Поповича- на заставе, высматривающих врага.

«Витязь на распутье»

«Спящая царевна» (фрагмент)

«Ковёр-самолёт» (1830, Нижегородский художественный музей)

«Баба-Яга»

Одно из самых привлекательных произведений Васнецова – «Алёнушка» (1881) на мотив народной сказки. Этой картине мастер положил начало лирическо-сказочным мотивам.

«Иван-царевич на Сером Волке»

«Три царевны подземного царства» (1879 ГТГ, 1884 Киевский музей русского искусства)

Картины В.М. Васнецова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

В презентации предложен материал по творчеству В.М. Васнецова, подробно рассмотрены женские образы, созданные художником: Богоматерь, сказочные царевны, Алёнушка, Снегурочка и портреты жены, дочери, племянницы, близких Васнецову «по духу» женщин, которые показывают нам многогранность того, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Женские образы в творчестве В. М. Васнецова Коренева Ольга Валерьевна МОУ «СОШ № 72» Г. Саратов

Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию. Он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

« Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», -писал Васнецов. Многие портреты художника характеризуются поисками типа национальной красоты. Кстати сказать, он никогда не писал их на заказ – изображал только тех, кто был ему интересен и по – настоящему дорог. Автопортрет. 1873.

В одной из первых своих живописных работ "Жница" (1867, Тверь) художник выразил поэтичность и внутреннюю силу своей героини, те черты, которые станут неотъемлемыми качествами его женских образов. Васнецов почувствовал особую стать русской женщины и передал ее в форме, близкой к эпической.

Одним из первых произведений в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы, стала картина «Алёнушка». Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начинает писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, - босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной ее - темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Эскиз будущей картины "Алёнушка" (1880, ГГТ) «Пруд в Ахтырке»(Аленушкин пруд) (1880, музей Абрамцево).

«Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип - для этого нужен талант художника», - писала критика о картине. « Алёнушка » как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее…» Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд -- все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

Картина "Три царевны подземного царства" должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в сказке, в картине - каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Поражает искусная проработка их одежды, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно. Совершенно очевидно, что художник искал идеал женской красоты.

Васнецов дважды писал картину "Три царевны подземного царства". На фрагменте второй картины царевна каменного угля изображена с руками, лежащими вдоль тела, что придает фигуре спокойствие и величавость. Она очень хороша в своем иссиня-черном платье с драгоценными украшениями Художник изобразил царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Можно долго любоваться блеском парчи, жемчужными кокошниками, россыпью драгоценных камней, величавостью поз. Художник как будто искал образ вечной женственности, крепости земли, отсюда и некоторая статичность, монументальность композиции. Один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.

Царевна - лягушка. Бодрыми, чистыми звуками и красками проникнуто полотно, славящее русскую красавицу, премудрую Царевну-лягушку. Ее древнерусский наряд изумрудного цвета здесь торжествен и царственно прекрасен, как и сама царевна.

Спящая красавица. Самый символический смысл имеют, пожалуй, картины « Несмеяна-царевна » и «Спящая царевна», - в каждой из них читается мысль об истории Руси, на одной - замученной завоевателями, на другой - спящей, забытой потомками. Но и здесь художник сохраняет особую трепетность в написании женских образов. Несмеяна-царевна ", 1916-26

Новым словом художника стали и его декорации и костюмы к весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка", вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Впервые на русской сцене появились декорации, неотделимые от общего замысла спектакля и оказавшие влияние на его сценографию в целом. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея. Снегурочка выделяется задумчивым, печальным настроением, загадочностью. Ее облик родился из мягкого сочетания цветов - голубого и охристого. Фигурка чуть тронута белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка - это мечта о прекрасном, женственность родной природы (1885, ПТ) Купава

Спустя годы Васнецов вновь возвращается к образу Снегурочки. На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Вот что по этому поводу пишет исследователь творчества Васнецова Н.А. Ярославцева: "В светлом лице Снегурочки затаилась тревога... Страх девочки глубинного характера, это скорее предчувствие скорой гибели от любви - любви к людям... Женский образ возвышается у Васнецова до божественного звучания, в нем переплетаются небесное и земное..." Исследователь видит в лице Снегурочки сходство с Верой Мамонто-вой, олицетворяющей для Васнецова образ "чистой заснеженной России". Снегурочка в интерпретации Васнецова - это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной. «Снегурочка». 1899 год ГТГ

К этому образу хочется присоединить и Елену Прекрасную С робко опущенным взором, кроткая и пленительная, склонила царевна голову на грудь своего суженого. Метод работы Васнецова над образами был прежним. Прототип он искал в реальной действительности. Писал для Елены Прекрасной этюд с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Для Васнецова было важно не внешнее сходство, а настроение, внутреннее душевное состояние модели. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве. Васнецов выступает как блестящий колорист и тонкий психолог. Изящество, благородство, некая душевная сосредоточенность, очарование сквозит в этом чудесном образе Иван Царевич на сером волке. 1889 год.

«Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой», единственной дочери Виктора Михайловича, сделан в 1897 году, когда ей исполнилось 18 лет. Она была художницей, свою жизнь посвятила отцу, хранению его наследия. При ней Дом стал музеем, благодаря Татьяне Викторовне удалось сберечь в целости и сохранности все рисунки и картины Васнецова, мастерскую, весь дом. В портрете выражена глубина личности этой незаурядной девушки Васнецов искал в модели такое чувство, которое можно выразить через позу и общее настроение.

Всегда художник будет искать обобщенные черты сказочной красавицы, русской "лебедушки", той, которой посвящено в народе столько песен и сказок и черты которой так ему близки. У Васнецова женские образы вообще пленительны. Он писал только близких "по духу", как он сам говорил. Это и Елизавета Ивановна Мамонтова, и ее дочь Веруша, и киевлянка Елена, Леля Прахова. Не было для Васнецова более близкого ему по духу человека, чем Елизавета Григорьевна Мамонтова. Именно она сказала, что работа во Владимирском соборе - это «путь к свету», и он с ней согласился. Портрет 1885 года приоткрывает тайники ее души (Музей "Абрамцево "). Деталь портрета большого друга Васнецова - обаятельной Верушки Мамонтовой (1896, Музей "Абрамцево").

Елена Прахова (1871-1948) была дочерью Адриана Викторовича Прахова, историка искусств, председателя комиссии по постройке Владимирского собора, того самого, что заказал его росписи Виктору Михайловичу. Семья Праховых стала на долгие годы духовным прибежищем Васнецова в Киеве. В их доме он находил отдых, признание и поклонение. Особое понимание было между ним и юной Лелей Праховой, которая разучивала для него любимого им Баха - Леля, как и ее мать, была прекрасной пианисткой, изумительно вышивала шелком по рисункам Васнецова на религиозные сюжеты. Несмотря на разницу в возрасте, Васнецова связывала с Еленой Праховой большая дружба. Ее портрет (1894, ГТТ) говорит об изысканности вкуса и духовной красоте этой девушки. Ее пальцы нежно прикасаются к клавишам, как бы извлекая "серебристый звук", то было характерно для исполнения Праховой Баха и Бетховена.

Вера Саввишна Мамонтова неоднократно позировала В.М. Васнецову. И в каждом образе чистота, свет и поэзия, строгость и сдержанность. Художник любуется своей моделью Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884г, холст, масло,

Какая плавность, текучесть линий светлых рук, шеи, темной головки с вдетой в прическу ромашкой. И белое платье со скромным рисунком, и виноградная ветка –райский символ - в почти детских руках, и полуоткрытый рот, и чудесный глубокий взгляд карих глаз - все содержательно, полно поэзии, понимания всей глубины этой чарующей натуры. Вера в полном расцвете молодости и красоты, ей двадцать один год. Но, вероятно, для Васнецова она была выражением чего-то более высшего, может быть, своей России, столь глубоко им любимой. Во всяком случае через какое-то время он посылает ей в Италию, где она путешествует, стихи как «дополнение к портрету посвященные родине: «Только одна мне родная... Руси я только одной... сердце любовью сгорая, Руси отдам я святой». В самой Вере выражен тот тип женской красоты, в котором для Васнецова заключен духовный идеал. "Портрет Веры Мамонтовой" - это гармония небесного и земного, что было окончательно завершено в образе Богоматери во Владимирском соборе. Портрет В.С. Мамонтовой", холст, масло, 146х87, 1896, Музей "Абрамцево"

Как родился в художнике образ Богоматери? Детские ли впечатления тому способствовали, рафаэлевская ли Сикстинская мадонна, широко воспроизводимая в иллюстрированных журналах, собственная ли юношеская тяга к выражению идеального («Красота для нас не была сама по себе, а служила отражением и выражением высшей духовной красоты, то есть внутренней, а не внешней только», - объяснял Васнецов В.В. Стасову), но еще в 1871 году, двадцатитрехлетним студентом Академии художеств, он делает эскиз, в котором уже найден в общих чертах будущий образ Богоматери. А через десять лет напишет для иконостаса чудесной абрамцевской церковки Богоматерь в фиолетово-пурпурном мафории, держащую на руках сына со вскинутыми ручками. Но пока это лишь образ прекрасной молодой женщины, воплотившей в себе идеал святого материнства. Фрагмент Богоматери во Владимирском соборе

Поднявшись по высоким ступеням Владимирского собора, уже с паперти видишь Ее в открытые двери. Она идет из небесной глубины навстречу, чуть задержав шаг. В густом золотом сиянии Ее темная фигура величественна, строга. Большие глаза, иконописное лицо полны неземного скорбного чувства. Сильным и нежным движением прижимает Она к груди Сына. Глубокий синий цвет рукава Ее платья будто согревает ребенка, защищает. Она над тобой и с тобой. В ее душе покой и прощение. Фрагмент Владимирского собора с иконостасом, алтарем и заалтарной апсидой (1885 - 96)

Богородица Васнецова встала в один ряд с мадоннами лучших живописцев мира Образ Богоматери писали русские иконописцы, прославляли в картинах великие и безымянные живописцы Италии, Франции, Германии, всех христианских стран. Виктор Михайлович Васнецов не повторил никого. Мозаика - Богоматерь на престоле с Сыном на коленях (1899 - 1901, ГРМ) Богоматерь с младенцем Владимирского собора. Эскиз. 1893-1895

Сказочные царевны, Алёнушка, Снегурочка - вымышленные образы и портреты жены, дочери, племянницы, близких Васнецову «по духу» женщин показывают нам многогранность того, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение.


Виктор

Михайлович

Васнецов

(1848 – 1926)

Выполнила

Сюзева Наталья

Федоровна


Русская история,

фольклор,

в конце XIX века

привлекали

особенное внимание

и интерес.

Исследователи начали всерьез изучать язык своего народа, его быт, собирать песни и сказания.

Баян


Родился В.М.Васнецов в уральской деревушке, затерявшихся среди непроходимых сказочных лесов. Здесь, наблюдая жизнь простых крестьян, он воспламенился любовью к народному искусству.

За водой


«Я жил в селе, среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался на посиделках при свете и треске лучины…». – писал В.М.Васнецов.

Аленушка


«Спящая царевна»

Спящая царевна

Своим творчеством Виктор Михайлович открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».



В образах этих витязей словно весь русский народ встал на защиту Отечества, заслонив собой родную землю. Художник сумел замечательно передать

характеры своих героев.

Благороден и храбр Добрыня Никитич,

Хитер и увертлив Алеша Попович.

Могуч и добр Илья Муромец,


«Сирин и Алконост. «Песнь

радости и печали»

На гладях бесконечных вод,

Вещает иго злых татар,

Закатом в пурпур облеченных,

Вещает казней ряд кровавых,

Она вещает и поет,

И трус, и голод, и пожар,

Не в силах крыл поднять смятенных …

Злодеев силу, гибель правых .


Теме вечной борьбы

добра со злом посвящено полотно «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горыновичем».

Змей черной тучей навис над витязем, и, кажется вот – вот поглотит его.

Но смел и мужествен Добрыня. Во всей его осанке ощущается уверенность в победе .


«Витязь на распутье»

Каждому человеку приходится стоять на распутье. Сомнения одолевают, будущее страшит.

Перед таким же выбором стояла Россия в те годы. Царская власть или революция? По какому пути пойти?


Былина соединяет в себе исторические факты и поэтическую фантазию. Васнецову было близко и то и другое. Недаром он написал не только картины из русской истории, но и множество чисто сказочных героев.

«Иван царевич на сером волке»


«Снегурочка»

«Баба - яга»

Его сказочные образы написаны так подробно и реалистично, что кажется, будто художник увидел их в действительности.


В задорном танце Царевны-лягушки мы узнаем размах русской души.

«Царевна-

лягушка »


«Кощей Бессмертный»

Мрачное царство Кощея Бессмертного и сегодня еще пытается

прельщать юные души.


Царевна-Несмеяна с пренебрежением отворачивается от кривляний заморских поклонников.

«Несмеяна-царевна»

Слайд 2

  • Васнецов родился в семье сельскогосвященника в 1848 году. Детские годы его прошли в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область),которая издавна славилась величественной красотой природы, искусством народных умельцев -плотников, резчиков, игрушечников.Здесь впервые юный Васнецовуслышал и на всю жизнь полюбилрусские народные сказки, былины,песни.
  • В.М.Васнецов «Автопортрет»
  • Слайд 3

    Художественное образование он получил в лучшем учебном заведении России - Петербургской Академии художеств, где подружился с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий.

    Слайд 4

    • В 1878 г. он переезжает в Москву, ныне жизнь и творчество его будут тесно связаны с древней столицей России.В Москве Виктор Михайлович сближается со многими замечательными художниками, с основателем знаменитой галереи П. М. Третьяковым.По эскизу Виктора Михайловича сделан фасад здания всеми любимойТретьяковской галереи - Третьяковки.
    • Портрет П.М.Третьякова
    • Художник И.Е.Репин
  • Слайд 5

    • Васнецов становится активным членом мамонтовского кружка художников, музыкантов, часто гостит в загородной усадьбе С.И.Мамонтова (богатого купца и покровителя художников) в селе Абрамцево.
    • В.М.Васнецов «Дубовая роща в Абрамцеве» И.Е.Репин
    • «Портрет С.И.Мамонтова»
  • Слайд 6

    В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества.

    Слайд 7

    В.М.Васнецов «Книжная лавочка»

  • Слайд 8

    В.М.Васнецов «С квартиры на квартиру»

  • Слайд 9

    В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

    Слайд 10

    В.М.Васнецов «Богатыри»

  • Слайд 11

    В.М.Васнецов «Витязь на распутье»

  • Слайд 12

    В.М.Васнецов «Иван царевич на сером волке»

    Слайд 13

    В.М.Васнецов «Алёнушка»

  • Слайд 14

    В.М.Васнецов «Ковёр-самолёт»

  • Слайд 15

    В.М.Васнецов «Снегурочка»

  • Слайд 16

    В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства»

  • Слайд 17

    В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»

  • Слайд 18

    В.М.Васнецов«Царь Иван Васильевич Грозный»

    «Княгиня Ольга»

    Слайд 19

    1880- 1890-х гг. В.М.Васнецов работает для театра. Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова,- пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала,- оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 - начале 20 вв.

    Слайд 20

    В.М.Васнецов «Эскиз декорации к опере «Снегурочка»

  • Слайд 21

    В.М.Васнецов «Снегурочка» (Эскиз костюма к опере «Снегурочка»)

  • Слайд 22

    В своём творчестве Виктор Михайлович обращался к религиозным темам. В 1885-96 годах Васнецов выполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

    Виктор Михайлович Васнецов -

    иллюстратор детских сказок

    Подготовила ученица 3 класса Б

    Тимакова Елизавета

    Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в родился в 19 веке в русском селе Кировской области в семье православного священника, происходившего из древней фамилии Васнецовых.

    Учился в духовном училище, затем в семинарии. Собирался стать священником.Брал уроки рисования у гимназического учителя.

    С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.

    Виктор Васнецов создал много полотен на тему сказок. О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

    В.М. Васнецов Баба - Яга 1917г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова

    В последние годы жизни художник

    ушел целиком

    в сказочную тему.

    В это время

    он создал

    цикл картин

    под названием «Поэма семи сказок»:

    «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», и другие

    «Царевна лягушка»

    Картина «Спящая красавица»

    Васнецов В. М. Сивка – Бурка.

    Дом – музей Васнецова (Москва)

    «Иван-царевич и лебедь»

    Я рассмотрела много картин. Но мне больше всех понравилась картина «Иван -царевич и серый волк»

    Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев- великанов на фоне утренней зари. Серый волк (художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую) большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу. Наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема.

    Царевич тревож

    Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о их взаимной симпатии.

    В их сердцах зародилась любовь- намекает молоденькая яблонька, которая чудесным образом расцвела в самой чаще мрачного колдовского леса.

    Виктор Михайлович Васнецов скончался на 79-м году жизни. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, обретшая покой на небесах. Похоронен в. М. Васнецов в Москве. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины художника «Витязь на распутье»: склониший голову и копьё всадник застыл в немой позе скорби.

    Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество.