Проект про черную курицу или подземные жители. Презентация

МОУ Петровская СОШ

Иллюстрация к сказке А.Погорельского « Черная курица, или Подземные жители»

Работу выполнил

ученик 5 а класса

Жигалов Александр

Учитель: Ильичева Ирина Михайловна



В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.

Худ. А. Рейпольский


Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно; но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество.

Худ. А. Рейпольский


Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алеше никогда не нравилась эта кухарка - сердитая и бранчливая.

Худ. А. Рейпольский


Когда он туда прибыл, курочки начали уже собираться на ночлег и, сонные, не очень обрадовались принесенным крошкам. Одна Чернушка, казалось, не чувствовала охоты ко сну

Худ. А. Рейпольский


Алеша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах, между тем как на другой половине часу до одиннадцатого пробыли гости. Прежде, нежели они разъехались.

Худ. А. Рейпольский

Алеша, Алеша!

Алеша, Алеша!

Худ. А. Рейпольский

Алеша пошел в нижний этаж, в спальню, разделся, лег в постель и потушил огонь. Долго не мог он заснуть. Наконец сон его преодолел, и он только что успел во сне разговориться с Чернушкой, как, к сожалению, пробужден был шумом разъезжающихся гостей.

Немного погодя учитель, провожавший директора со свечою, вошел к нему в комнату, посмотрел, все ли в порядке, и вышел вон, замкнув дверь ключом.

Ночь была месячная, и сквозь ставни, неплотно затворявшиеся, упадал в комнату бледный луч луны. Алеша лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы.

Наконец все утихло… Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться… ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается,- и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его:

Алеша, Алеша!

Алеша испугался… Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не называл бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало.

Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится… еще внятнее услышал, что кто-то говорит:

Алеша, Алеша!

Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!


Худ. А. Рейпольский

Это я, Алеша! Ты не боишься меня, не правда ли?

Зачем я тебя буду бояться? - отвечал он.- Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!

Если ты меня не боишься,- продолжала курица,- так поди за мною. Одевайся скорее!


Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться...

Чернушка шла вперед на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько-тихонько.

Худ. А. Рейпольский


В одно мгновение комната сделалась еще светлее, все маленькие свечки еще ярче загорели, и Алеша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем. Потом в глубоком молчании стали они по обеим сторонам кресел. Немного погодя вошел в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях.

Худ. А. Рейпольский


Алеша взглянул на того, на которого указывал король, и тут только заметил, что между придворными стоял маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым. Он умильно улыбался, глядя на Алешу, которому лицо его показалось знакомым, хотя не мог он вспомнить, где его видел.

Худ. А. Рейпольский


Наконец министр объявил, что сам будет показывать подземные редкости дорогому гостю.

Сначала повел он его в сад. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.

Худ. А. Рейпольский


Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно; но он из учтивости не сказал ни слова.

Худ. А. Рейпольский


Тут он свистнул, и вошли конюхи, ведущие в поводах палочки, у которых набалдашники были резной работы и представляли лошадиные головы. Министр с большою ловкостью вскочил на свою лошадь; Алеше подвели палку гораздо более других.

Берегись,- сказал министр,- чтоб лошадь тебя не сбросила: она не из самых смирных.

Алеша внутренне смеялся этому, но когда он взял палку между ног, то увидел, что совет министра был небесполезен. Палка начала под ним увертываться, как настоящая лошадь, и он насилу мог усидеть.

Между тем затрубили в рога, и охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алеша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешеную палку свою…

Худ. А. Рейпольский


Наконец его вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.

Худ. А. Рейпольский


На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то что вовсе накануне не твердил урока, смело встал со скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность, он раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова!

Что ж вы молчите? - сказал ему учитель.- Говорите урок.

Алеша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои руки, слезы у него от страха навернулись на глазах… все тщетно! Он не мог выговорить ни одного слова, потому что, надеясь на конопляное зерно, он даже и не заглядывал в книгу.

Что это значит, Алеша! - закричал учитель.- Почему вы не хотите говорить?

Худ. А. Рейпольский


Алеша горько заплакал, а Чернушка продолжала давать ему наставления. Долго она с ним разговаривала и со слезами упрашивала его исправиться. Наконец, когда уже начинал показываться дневной свет, курочка ему сказала:

Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя этого дара за твою неосторожность.

Худ. А. Рейпольский


Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух…

Что это такое? - спросил он с изумлением.

Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью… Он ужаснулся!..

Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи,- сказал министр с глубоким вздохом,- но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз!

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать.

Чернушка, Чернушка! - кричал ему вслед Алеша, но Чернушка не отвечала.

Худ. А. Рейпольский


КОНЕЦ

При подготовке презентации использовалась ссылка http://polny-shkaf.livejournal.com/90117.html?nojs=1

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Выполнил Марков В. Ученик 5 класса «А» ГБОУ СОШ № 485

Слайд 2

«Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 3

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Слайд 4

Алёша никак не мог долее оставаться на своём месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло. – Любезная, милая Тринушка! – вскричал он, обливаясь слезами. – Пожалуйста, не тронь мою Чернуху! Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.

Слайд 5

Чернушка захлопала крыльями, взлетела к нему на кровать и сказала человеческим голосом: – Это я, Алёша! Ты не боишься меня, не правда ли? – Зачем я буду тебя бояться? – отвечал он. – Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!

Слайд 6

Они вошли во вторую комнату, и тут-то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом. Алёша тотчас хотел подбежать к нему. Чернушка опять его не допустила. – Не трогай здесь ничего, – сказала она. – Берегись разбудить старушек! Тут только Алёша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами; она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка и умывалась передними лапами.

Слайд 7

Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алёше сделалось страшно, сердце в нём сильно затрепетало, и он упал в обморок.

Слайд 8

В одно мгновение комната сделалась ещё светлее, все маленькие свечки ещё ярче загорели, – и Алёша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем.

Слайд 9

Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алёше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

Слайд 10

Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал; они хотели пробежать мимо; но когда министр приказал их окружить, то они остановились и начали защищаться храбро.

Слайд 11

На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой был задан урок Алёше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алёшу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алёша, несмотря на то, что вовсе накануне не твердил урока, смело встал с скамейки и подошёл к нему. Алёша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность; он раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова!

Слайд 12

Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отворотился не отвечая. Алёша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алёша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей. Обливаясь слезами, лёг он в свою постель, но никак не мог заснуть.

Слайд 13

Всю ночь он не мог сомкнуть глаз ни на минуту. За час перед рассветом послышалось ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил к полу ухо и долго слышал стук маленьких колёс и шум, как будто множество маленьких людей проходило. Между шумом этим слышен был также плач женщин и детей и голос министра Чернушки, который кричал ему: – Прощай, Алёша! Прощай навеки!


Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века. Член Российской академии (1829).



Подведем итог

- Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах? - Как вы понимаете, что такое пансион? - Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы? - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? - Что такое псевдоним? - Какой псевдоним взял себе Перовский? - Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?














Какие животные находились

в королевском зверинце?




Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет


- Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? - Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими? - Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история? - Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи? - Могла ли такая сказка быть народной?



  • Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.
  • - Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

  • Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
  • Чему учит пример превращения Алеши?
  • Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .


«Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146-147) .


«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .



А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» История создания

  • Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.
Сюжет
  • Алеша спасает любимую курицу Чернушку, и та открывает ему тайну: под полом, в подземелье, королевство маленьких человечков, где Чернушка - не курица, а главный министр. Ночью, когда все спят, Чернушка тайно приводит Алешу к королю и тот его награждает. Желание Алеши, высказанное с необдуманной поспешностью, оказывается огорчительно мелким - всегда знать уроки, не уча их. Конопляное семечко, полученное в дар, помогало Алеше, но из-за безделья «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный».
Когда семечко пропало, мальчик потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что Алеше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для него. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алеши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.
  • Когда семечко пропало, мальчик потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что Алеше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для него. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алеши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.
Характер Алеши Чему учит сказка?
  • Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову.
  • Алёша на всю жизнь запомнит мудрую сказку, сочинённую для него А. А. Перовским. Став писателем, Алексей Константинович Толстой напишет много произведений, в которых будет бережно сохранять идеи правды, добра и справедливости.
Спасибо за внимание!

«Погорельский «Чёрная курица»» - Почему стал изменяться характер Алеши. Найдите на карте Васильевский остров. Алеша перед подземным королем. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки. Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти. Площадь Исаакиевская. Алексей Алексеевич Перовский. Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда.

«Валентин Пикуль» - Величественный «Рюрик», о героической судьбе которого рассказывается в романе «Крейсера». С такой же неистовой страстью, как на флот, Валентин Пикуль устремился в литературу. Как жестока была и эпоха, в нем описанная. Возьмут тебя – и навеки ты пропал. Народ – творец истории. Запись твоего имени в прах изведут, даже не узнать – куда сослан.

«Козьма Прутков» - Блестки во тьме. Может, озадачит... Может, не обидит... Ведь кузнечик скачет, А куда - не видит. Вся семья села за стол. Погоди, безумный, снова Зелень оживится! Избранные стихотворения. Биография Козьмы Пруткова. Так, юноша в слезах поспешно ушел. Юнкер Шмидт! честное слово. Создатели биография афоризмы избранные стихотворения названия пьес.

«Перельман» - Библиографические факты. Музей. Учебные программы. Занимательная физика. Основные даты. Дом занимательной науки. Отец. Образование. Буфет Дома занимательной науки. Викторина. Основная профессия. Книга Перельмана. Перельман. Удивительный музей. Биография. Занимательная геометрия. СССР. Послесловие. Яков Исидорович Перельман.

«Перро» - Что было в корзинке у Красной Шапочки? Сколько футляров и приборов из чистого золота заказали для волшебниц? Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? Галеты и бутылка лимонада Пирожок и горшочек масла Пирожок и горшочек сметаны. Книга была небольшая, с простенькими картинками. Вы заставили себя ждать!".

«Шарль Перро сказки» - Кот в сапогах. Коварный. Член Французской академии с 1671г. Характеристика героев. Золушка. Фамилия автора. Грубый. Беспощадный. О Родине. Заголовок. Шарль Перро 12 января 1628г. – 17мая 1703г. Доверчивая. Бежал, что было духу – очень быстро бежать. Интересные слова и выражения. Басня. Произведения Шарля Перро.

Всего в теме 21 презентация