Население, язык, религия

12 Ноябрь 2009

Босния и Герцеговина (БиГ) - государство на Балканском полуострове в Европе. На севере и западе граничит с Хорватией, на востоке и юго-востоке – с Сербией и Черногорией. С 1878 входила в состав Австро-Венгрии, с 1918 – Королевства сербов, хорватов и словенцев, с 1929 – Королевства Югославия, с 1945 до апреля 1992 – Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Столица – Сараево.

Официальные языки: боснийский, сербский, хорватский.

Основные религии: Ислам, православие, католицизм. Административно-территориальное деление: 10 округов Федерации Боснии и Герцеговины (неофициальное название – Мусульманско-хорватская федерация) со столицей Сараево и Республика Сербская со столицей Баня-Лука. Денежная единица – боснийская марка.

По состоянию на 1991 в стране проживало 44% боснийцев-мусульман, 31% сербов, 17% хорватов, 5,5% югославов и 2,5% других национальностей.

В стране представлены три основные национально-религиозные общины: мусульмане-боснийцы, в основном сунниты; преимущественно православные сербы и католики-хорваты. Среди малочисленных групп выделяются протестанты.

В нынешней независимой Боснии-Герцеговине мусульмане составляют по разным оценкам от 58% (данные UNDP за 2002 год) до 40% (данные ЦРУ) всего населения страны, насчитывающего 4,5 млн. человек.

Необычная и малознакомая миру Босния-Герцеговина, соединяет начала тюркские и славянские, исламские и христианские.

Бывшая республика коммунистической Югославии, а ныне самостоятельное государство, Федерация Боснии и Герцеговины является вторым европейским государством после Албании, где значительная часть местного населения (половина и более) традиционно исповедует Ислам, и единственным в мире государством, одной из «титульных» национальных групп которого являются славяне-мусульмане.

Ислам проник на землю современной Боснии вместе с турецким завоеванием в XV веке. Оттоманская Порта установила контроль над этими землями в 1463–1480 , и такое положение сохранялось вплоть до 1878 , когда по решению Берлинского конгресса, Босния и Герцеговина были переданы под управление Австрии.

Долгие годы османского правления наложили отпечаток на культуру Боснии и Герцеговины. Исламские мотивы ярко выражены в архитектуре постоялых дворов, мостов и других сооружений. Сохранились исламские рукописи, украшенные цветными рисунками. Исламские мелодии прослеживаются в боснийской народной музыке, в первую очередь в лирических песнях.

Существует расхожее утверждение, что будто бы балканские народы принимали Ислам исключительно под давлением турецких властей с целью освободиться, например, от уплаты налога-джизьи, взимавшегося со всех немусульманских народов Блистательной Порты. Однако, такой подход до конца не объясняет того, почему всё-таки в большинстве своём эти народы сохранили свою религию и культуру, а там, где был принят Ислам, он был сохранён даже после падения последнего мусульманского халифата. Очевидно, что адаптации к Исламу способствовали и некоторые местные особенности народной духовной культуры.

В годы Османского халифата сюда переселялись из других провинций империи турки, арабы, курды, представители народов Кавказа. Все они участвовали в формировании этнического типа нынешних боснийцев и их культуры.

Так получилось, что боснийские славяне-мусульмане вплоть до начала 1990-х годов не имели собственной полноценной государственности. Сразу после Первой мировой войны и крушения Австрийской империи, мусульмане-босняки оказались в составе Королевства Сербов, хорватов и словенцев под жёстким прессингом великосербского национализма.

Большинство мусульман-боснийцев - сунниты. Исторически в стране играли большую роль суфийские тарикаты.

В стране семь местных муфтиятов.

Почти полвека коммунистического господства привели к значительной секуляризации мусульманского населения Боснии и Герцеговины. Хотя большинство мусульман не ограничивают религиозную практику хождением в мечеть по большим праздникам, а также исполнением таких обрядов, как обрезание и имянаречение новорожденных, бракосочетание и похороны. В этом смысле Ислам в регионе развивается. Открываются новые мечети и медресе, с каждым годом увеличивается число паломников отправляющихся для совершения Хаджа.

Мусульмане здесь, как и принято, в Исламе, отличаются веротерпимостью по отношению к представителям других вероисповеданий.

Ислам для боснийцев - это также критерий их национальной идентичности. Ведь по сути дела сербы, хорваты и боснийцы различаются между собой только вероисповеданием: соответственно православным, католическим и мусульманским. Так драматически сложилось, что в основе войны 1993–1995 оказался именно религиозный фактор, религиозная принадлежность, как символ принадлежности национальной.

История

Османское правление

В 1463 большая часть раздробленной Боснии попала под власть турок; Герцеговина сопротивлялась дольше, но в 1482 обе провинции были объединены турками под властью единой администрации. Последние боснийские территории (район Яйце) перешли к туркам в 1528. Вся Босния и Герцеговина оставалась под властью османов вплоть до 1718, когда её часть на два десятилетия отошла к Габсбургам.

После завоевания турками, боснийские богомилы в массовом порядке принимали Ислам. Массовое, уникальное по масштабам обращение в другую веру наделило Боснию особым статусом в рамках Османской империи. Территория Боснии была сохранена и расширена за счёт ряда хорватских территорий. Мусульманская элита Боснии получила статус наследуемого дворянства.

В 1839, после нескольких столетий борьбы с землевладельцами-феодалами, правительство объявило равенство всех подданных Османской империи перед законом и отменило феодальную военную систему.

В 1848 губернатор Боснии отменил так называемый корве – бесплатный труд крепостных на своего помещика.

Гражданская война

18 ноября 1990, после проведения в БиГ первых за послевоенный период выборов на многопартийной основе (в составе СФРЮ), коммунисты передали власть коалиционному правительству, состоявшему из представителей трёх партий.

После выборов было сформировано коалиционное правительство из представителей партий всех трёх боснийских национальных общин. В выборах в Президиум БиГ по мусульманской квоте победили Ф.Абдич и А.Изетбегович, по сербской квоте – Н.Колевич и Б.Плавшич, по хорватской – С.Клюич и Ф.Борас. Председателем Президиума стал лидер боснийских мусульман А.Изетбегович (род. 1925), ещё до начала 1990-х годов выступавший за создание исламского государства в Боснии.

В начале 1991 мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить в парламенте Декларацию о суверенитете БиГ, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение её в составе Югославии. Так, общегосударственная Сербская демократическая партия под руководством Радована Караджича, ещё до формального объявления независимости республик, провозгласила целью объединение всех сербов в одном государстве. Уже к осени 1991 под впечатлением военных действий в Хорватии мусульманские депутаты призвали провозгласить независимость БиГ, а хорваты и сербы в меморандуме парламенту именовались «национальными меньшинствами». Сербские депутаты в знак протеста 25 октября покинули парламент и создали его аналог – «Скупщину сербского народа». 9 января 1992 они провозгласили образование Сербской Республики БиГ (позднее переименованной в Республику Сербскую) и избрали её президентом Радована Караджича (род. 1945). Эти решения были приняты с учётом результатов плебисцита в сербской части БиГ.

В ответ на такие действия хорватские и мусульманские депутаты призвали к проведению общегосударственного референдума, который состоялся 29 февраля – 1 марта 1992. Несмотря на бойкот со стороны сербов, в референдуме приняли участие 63,4% избирателей, причём 62,68% из них проголосовали за независимость и суверенитет Боснии и Герцеговины (40% граждан, наделённых правом голоса). 6 апреля 1992 независимость Боснии и Герцеговины была признана странами ЕС, хотя не все вопросы о соотношении трёх конституционных составляющих частей (по национальному признаку) единого государства были решены.

С марта 1992 в БиГ начались военные столкновения, а уже в апреле эти события спровоцировали гражданскую войну.

Тогда же хорватское население Боснии провозгласило создание Хорватского содружества Герцег-Босна (с 1993 – Хорватская республика Герцег-Босна) во главе с президентом Крешимиром Зубаком. Обострившаяся внутренняя ситуация в Боснии и Герцеговине потребовала вмешательства международных сил – ООН и ОБСЕ.

12 мая 1992 Скупщина боснийских сербов приняла решение о создании армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича (р. 1943). К этому времени части ЮНА покинули Боснию, хотя многие её военнослужащие в составе новой армии принимали участие в боевых действиях. В 1992–1993 они контролировали около 70% территории страны, в то время как мусульманские вооруженные формирования – около 20%, а остальную часть – хорватские отряды.

Караджич, Радован - бывший президент Республики Сербской (1992-1996), лидер боснийских сербов во время войны в Боснии (1992-1995), председатель Сербской демократической партии (1990-1996).

После первых столкновений на этнической почве, Радован Караджич отдал распоряжение о формировании местных сербских вооружённых сил, основу которых составили военные бывшей Югославской Народной армии (1992).

В 1992–1993 правительство Боснии и Герцеговины искало поддержку у Европейского союза, США и ООН. В стране были размещены небольшие по численности силы безопасности ООН, ей была оказана экономическая помощь. В конце 1992 в Женеве начались мирные переговоры, которыми руководили лорд Д.Оуэн (Великобритания) и С.Вэнс (США), представлявшие соответственно ЕС и ООН. План, сформулированный посредниками ЕС и ООН, первоначально предполагал разделение страны на 10 этнически однородных областей в составе свободной федерации со слабой центральной исполнительной и экономической властью. Боснийские сербы под руководством Радована Караджича, захватившие значительную часть территории, должны были вернуть её боснийцам-мусульманам. С этим планом были согласны только боснийцы и хорваты, а сербы его категорически отклонили. Хорватские войска начали войну с боснийцами, чтобы присоединить к Хорватии районы, которые ещё не контролировали сербы. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против сербских агрессоров.

К осени 1993 Оуэн вместе со сменившим Вэнса норвежским дипломатом Т.Столтенбергом предложили новый план, в соответствии с которым единая БиГ строилась на конфедеративных началах и включала три национальные территории. В соответствии с подписанными 18 марта 1994 Вашингтонскими соглашениями, Герцог-Босна была преобразована в Федерацию Боснии и Герцеговины, включающую территории, на которых проживали мусульмане-боснийцы и хорваты. Поскольку некоторые районы контролировались сербскими вооружёнными формированиями, их следовало сначала освободить, и с этой целью состав миротворческих сил был увеличен до 35 тысяч военнослужащих при ведущем участии стран НАТО. 27 февраля 1994 ВВС НАТО сбили 4 сербских самолёта, а 10 и 11 апреля нанесли бомбовые удары по позициям сербов.

Первоначально столкновения носили позиционный характер, но в июле войска боснийских сербов захватили анклавы мусульман Сребреницу и Жепу, угрожая Горажде.

В июле 1995 года были убиты почти 8 тысяч мусульман, проживающих в боснийском городе Сребреница. Осада этого города войсками сербских сил во главе с генералом Ратко Младичем считается одним из самых кровавых эпизодов войны в Боснии и Герцеговине.

Около 30 тысяч женщин и детей были депортированы из Сребреницы.

Ещё один страшный эпизод - трёхлетняя блокада Сараево, в результате которой погибли около 12 тысяч человек.

Следы этой трагедии – геноцид 8 000 мусульман в Сребренице, разрушение мечетей Фархадие и Арнаудие в Баня-Луке, внесённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – ещё долго будут незаживающей раной в памяти мусульман Боснии и всего мира. Но именно эта война одновременно и подстегнула значительный всплеск интереса к Исламу в стране, в первую очередь, среди молодёжи. И сегодня заметна тенденция к углублению этого интереса.

В августе – сентябре 1995 авиация НАТО приступила к бомбардировке позиций боснийских сербов. Это привело к форсированию переговоров, которые проводились при посредничестве США. Правительство Боснии и Герцеговины впервые за время войны согласилось признать автономию сербской общины (на 49% территории БиГ). В свою очередь, Сербия и Хорватия признали Боснию и Герцеговину. Переговоры заложили базу для соглашения между этими тремя политическими силами по вопросу об окончательных границах спорных территорий. После гибели 37 человек 20 августа 1995 в результате взрыва на рынке в Сараево, ответственность за который была возложена на сербов, самолеты НАТО начали наносить массированные удары по их боевым позициям, а объединённые хорватско-мусульманские силы перешли в наступление. Контролируемые ими территории в итоге превысили 51% всей территории БиГ.

Для разрешения создавшегося положения 1 ноября 1995 на авиабазе близ Дейтона (штат Огайо, США) начались переговоры по урегулированию боснийского конфликта. Они закончились 21 ноября 1995 после парафирования в Дейтоне президентом Сербии С.Милошевичем (возглавлявшим объединённую делегацию СРЮ и боснийских сербов), президентом Хорватии Ф.Туджманом и председателем Президиума Боснии и Герцеговины А.Изетбеговичем «Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине».

В целом война в БиГ унесла более 200 тысяч человеческих жизней, погибли и более 200 миротворцев. Из восточной части Боснии было изгнано ок. 800 тыс. мусульман, из западной и центральной частей – ок. 600 тыс. сербов, а из центральной – ок. 300 тыс. хорватов.

Современная Босния и Герцеговина

Дейтонские соглашения вступили в силу после их подписания 14 декабря 1995 в Париже. Босния и Герцеговина сохраняла целостность, но разделялась на два образования: Федерацию Боснии и Герцеговины (ФБиГ) (боснийцы и хорваты) и Республику Сербскую (РС) (сербы). К ФБиГ отошли 51% территории, а к РС – 49%. Каждое образование имело свои законодательные органы, правительство, полицию, аппарат управления, вооружённые силы.

После Дейтона целостность страны обеспечивалась выполнением соглашения под контролем НАТО. Парламентские выборы в БиГ, а также выборы президента Республики Сербской проходили 12–13 сентября 1998 под патронажем ОБСЕ и в присутствии 3000 наблюдателей.

22 марта 2001 СБ ООН признал ситуацию в БиГ удовлетворительной, хотя и осудил некоторые проявления национализма. В то же время перспектива возвращения большинства из 400 тыс. беженцев к середине 2001 оставалась неопределенной. К началу 2002 миротворческий контингент в БиГ составлял 17,5 тыс. человек.

Литература

Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

Газета «Медина аль-Ислам», № 53, 2008

Информационный канал «Вести»


Основная религия в Хорватии - римский католицизм. Согласно данным последней переписи населения, - 3 897 332 человек исповедуют эту веру. Католики составляют, по одним данным, 77%, а по другим - 88% жителей страны. Католическая религия в Хорватии отличается от православия тем, что запрещает священникам жениться, почитает Римского папу и равнодушно относится к иконам и другим изображениям святых. Православная религия в Хорватии представлена всего 5% (по некоторым данным 12%) жителей. А к мусульманам относят себя менее 1% хорватов. Также в Хорватии есть протестанты (адвентисты, баптисты, кальвинисты, лютеране), свидетели Иеговы и иудеи. Чуть более 5% жителей Хорватии считают себя атеистами. Поскольку католицизм - это основная религия в Хорватии, в этой стране преобладают католические церкви, а в национальном календаре отмечены католические праздники.

Вера в Хорватии и повседневная жизнь

Как вера в Хорватии влияет на повседневную жизнь ее граждан и приезжих туристов? Конституция страны гарантирует свободу веры, а католическая церковь официально не имеет никаких преимуществ перед церквями других конфессий. На деле оказывается, что католические храмы пользуются довольно существенными привилегиями и получает финансирование от государства или общественных организаций, а в школах есть необязательные уроки католицизма. Это означает, что, хоть официально Хорватия и является многоконфессиональной страной, любая другая вера в Хорватии будет в заведомо проигрышном положении. И все же вера в Хорватии имеет большое значение для ее жителей. Хорваты ходят в церковь по воскресеньям, соблюдают обряды и придерживаются правил поведения, предписываемых их религией.

Вероисповедание в Хорватии - отношение к иноверцам

Поскольку вероисповедание в Хорватии имеет существенное влияние на повседневный уклад жизни, человек, исповедующий религию, отличную от католической, может столкнуться с некоторыми трудностями в этой стране. Это не касается туристических поездок, так как людям, приехавшим на отдых, как правило, не предъявляется особых требований. И все же неплохо было бы познакомиться с основными правилами, которые диктует вероисповедание в Хорватии, прежде чем ехать в эту страну. Напомним, что основная религия в Хорватии - это католицизм. Главное, что важно знать отдыхающему - это правила поведения в храмах, которые являются не только частью культурной программы, но и местом поклонения для верующих. Мужчинам при входе в храм положено снимать головные уборы. Женщинам голову покрывать не обязательно. Также не желательно появляться в храме в нескромной или неопрятной одежде. Во всем остальном вероисповедание в Хорватии - личное дело каждого, а католическая религия, как и христианская, предписывает уважительное отношение к иноверцам.

За всю свою историю Хорватия неоднократно находилась под властью других государств. В числе её завоевателей и правителей были православные, католики и мусульмане, поэтому не каждый сможет ответить, какая религия в Хорватии считается главной. Попробуем разобраться с этим далее в статье.

Состав населения и религия Хорватии

Хорватия - это совсем небольшая страна, в которой проживает около 4,8 миллионов человек, 51 % из них составляет женское население. Более 90 % жителей являются хорватами. Хотя в последнее время отмечается высокий наплыв иммигрантов, в основном итальянского происхождения. Такая тенденция связана с популяризацией Хорватии в мире. Сербы являются самым крупным В стране также проживают албанцы, боснийцы, цыгане, итальянцы, венгры, чехи, словенцы и другие.

Основная религия в Хорватии - католицизм. Эту веру поддерживает более 85 % населения. Следующей по распространенности религией является православие - 4-5 %, что связано с большим количеством сербов. Агностики и атеисты вместе составляют примерно такое же количество, что и православные верующие. Относительно небольшой процент составляют мусульмане и протестанты.

История

В VII веке хорваты появляются на территории современного государства (Республики Хорватии). Скорее всего, тогда они были язычниками, как и многие славяне. Влияние бенедиктинцев и византийских миссионеров сыграло в пользу христианской веры. В период с VII по IX век мирно и безболезненно происходит крещение хорватского населения. Уже в X веке были построены православные храмы, в которых богослужения проводились на хорватском и старославянском языках.

В XI веке во время Великого хорватское население испытывает сильный натиск со стороны папы римского. Многие переходят в католичество. Богослужения на хорватском были запрещены, службу отправляли на латинском. На дальнейшее развитие и укрепление католичества влияют францисканцы, доминиканцы, а затем и иезуиты. В Средневековье католицизм прочно устанавливается как основная религия Хорватии.


Власть в государстве часто переходила в разные руки. Долгое время Хорватия была под контролем Австро-Венгерской империи, которая также поддерживала католическую церковь. Во время существования Югославии вопрос веры несколько обострился - попытка объединить в одно государство православных сербов, хорватов-католиков и боснийцев-мусульман привела к религиозным, да и политическим конфликтам. В связи с этим многие православные сербы покинули страну.

Хорватия: религия в современном государстве

После обретения страной независимости при помощи Конституции была установлена свобода вероисповедания и равенство всех религий перед законом. Католицизм как главная религия Хорватии воспринимается таковой лишь по количественному критерию.

В местных школах разрешается проводить лекции, связанные с религией, но присутствие на занятиях не является обязательным. Уроки по религии координируются в основном католической церковью. Религиозные объединения имеют полномочия. Брак, скрепленный церковью (любого вероисповедания), считается официальным и на государственном уровне.


Несмотря на то что перед законом католическая церковь не отличается от других конфессий, она все же имеет определенные преимущества. Так, например, она ежегодно получает денежную помощь от государства, что закреплено в договоре между Ватиканом и Республикой Хорватией. Остальные религиозные объединения тоже получают финансирование, правда, оно осуществляется за счет пенсионного и здравоохранительного фондов. Кроме католической, в стране действует Сербская православная церковь, Мусульманская, Болгарская, Хорватская старокатолическая, Македонская православная, Адвентистская и другие церкви.

Ислам в Хорватии

Мусульманская вера пришла в это балканское государство вместе с захватчиками - турками-османами. В XV веке Османская империя установила контроль над частью современной Хорватии. Избавиться от турецкого правления территориям удалось только в XIX веке, и за это время многие хорваты приняли ислам. Многие средневековые историки и путешественники, например Марко Пигаффет, замечали, что влияние не было односторонним. В старинных записях можно прочесть о наблюдении, что в Стамбуле в те времена очень большое количество турок знало хорватский язык. Даже в зале суда чиновники иногда разговаривали на нем.


В настоящее время мусульман в стране примерно 1,5 % от всей численности населения. Эту религию исповедуют в основном турки, албанцы, боснийцы и цыгане. Интересно, что, когда существовала Османская империя, в Хорватии не было построено ни одной мечети. Теперь одна из самых больших мечетей в стране построена в столице государства - Загребе.

Религиозные праздники

На время некоторых страны установлены официальные выходные. Так как самая распространенная религия Хорватии - католицизм, то общие для христиан праздники проводятся согласно католическому церковному календарю. Это касается Пасхи и Рождества (последнее отмечается 25-26 декабря). Выходными на государственном уровне являются также: День трех волхвов, Праздник Тела Христова, Успение Богородицы и Гражданам, которые исповедуют ислам, разрешается не работать во время Рамазан-Байрама и Курбан-Байрама, православным - во время православного Рождества, а иудеям - на праздник Йом-Кипур.

Основная религия в Хорватии - римский католицизм. Согласно данным последней переписи населения, - 3 897 332 человек исповедуют эту веру. Католики составляют, по одним данным, 77%, а по другим - 88% жителей страны. Католическая религия в Хорватии отличается от православия тем, что запрещает священникам жениться, почитает Римского папу и равнодушно относится к иконам и другим изображениям святых. Православная религия в Хорватии представлена всего 5% (по некоторым данным 12%) жителей. А к мусульманам относят себя менее 1% хорватов. Также в Хорватии есть протестанты (адвентисты, баптисты, кальвинисты, лютеране), свидетели Иеговы и иудеи. Чуть более 5% жителей Хорватии считают себя атеистами. Поскольку католицизм – это основная религия в Хорватии, в этой стране преобладают католические церкви, а в национальном календаре отмечены католические праздники.

Вера в Хорватии и повседневная жизнь

Как вера в Хорватии влияет на повседневную жизнь ее граждан и приезжих туристов? Конституция страны гарантирует свободу веры, а католическая церковь официально не имеет никаких преимуществ перед церквями других конфессий. На деле оказывается, что католические храмы пользуются довольно существенными привилегиями и получает финансирование от государства или общественных организаций, а в школах есть необязательные уроки католицизма. Это означает, что, хоть официально Хорватия и является многоконфессиональной страной, любая другая вера в Хорватии будет в заведомо проигрышном положении. И все же вера в Хорватии имеет большое значение для ее жителей. Хорваты ходят в церковь по воскресеньям, соблюдают обряды и придерживаются правил поведения, предписываемых их религией.

Вероисповедание в Хорватии – отношение к иноверцам

Поскольку вероисповедание в Хорватии имеет существенное влияние на повседневный уклад жизни, человек, исповедующий религию, отличную от католической, может столкнуться с некоторыми трудностями в этой стране. Это не касается туристических поездок, так как людям, приехавшим на отдых, как правило, не предъявляется особых требований. И все же неплохо было бы познакомиться с основными правилами, которые диктует вероисповедание в Хорватии, прежде чем ехать в эту страну. Напомним, что основная религия в Хорватии – это католицизм. Главное, что важно знать отдыхающему – это правила поведения в храмах, которые являются не только частью культурной программы, но и местом поклонения для верующих. Мужчинам при входе в храм положено снимать головные уборы. Женщинам голову покрывать не обязательно. Также не желательно появляться в храме в нескромной или неопрятной одежде. Во всем остальном вероисповедание в Хорватии – личное дело каждого, а католическая религия, как и христианская, предписывает уважительное отношение к иноверцам.