ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА _______________УЧ. ГОД
Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________________
Дата рождения ___________________ Группа_____________________________
Логопедическое заключение ________________________________________________
Сентябрь
(1-2 недели – логопедическое обследование состояния речи и психических функций.)
1. Развитие понимания речи в условиях наглядной ситуации с использованием режимных
и игровых моментов. Обучение пониманию обиходных обращений в повелительной
форме: покажи, положи, дай, возьми, принеси и т. д.
2. Уточнение понимания названий окружающих предметов, игрушек по планируемым
лексическим темам.
3. Развитие слухового внимания на неречевых звуках: постукивание, похлопывание, звуки
бубна, дудки, колокольчика, гармошки и т.п.
4. Уточнение произношения гласных звуков типа а, о, и, у.
5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальчиков, пассивные упражнения на сгибание
и разгибание пальчиков (3 мин), складывание пирамидок.
Октябрь
1. Развитие понимания обращённой речи с использованием приёма комментирования действий
с предметами и игрушками (Напр.: Кукла, спи! – Кукла спит. Мишка, ходи! – Мишка ходит.)
2. Уточнение значения слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (шар – шарик,
дом – домик и т. д.)
3. Уточнение произношения гласных звуков: а, о, и, у и доступных в произношении согласных
звуков: ль, в, вь, п, пь.
4. Развитие слухового внимания на звуковых комплексах: «а-а-а» (укачивание куклы),
«о-о-о» (больное ушко), «и-и-и» (песенка лошадки), «у-у-у» (игра на дудочке).
5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальцев, показывание каждого пальчика,
сгибание и разгибание пальцев в кулачок, разучивание простых упражнений пальчиковой
гимнастики («Моя семья»).
Ноябрь
1. Расширение объёма понимания чужой речи. Выполнение простых и сложных инструкций.
2. Вызывание потребности подражать слову взрослого: на, дай, вот, да, нет, ух ты! ай-ай-ай!
ой-ой-ой! всё, идём и т. п.
3. Воспитание слухового внимания, выдержки в играх: «Покажи картинку», «Да или нет?»,
«Хлопни, когда услышишь слово…» и т. п.
б, бь, т, ть, д, дь.
5. Развитие общей и мелкой моторики. Группирование мозаики по цвету, показ предметов
указательным пальцем.
Декабрь
1. Обучение умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением
(Покажи, кто спит, сидит, летит, идёт и т. д.)
2. Формирование умения называть имена детей, членов семьи, картинки по пройденным
лексическим темам.
3. Формирование длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных звуков и их
сочетаний: ау, уа, иа.
4. Уточнение произношения согласных звуков: н, нь, к, кь, г, гь, х.
5. Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх («Зайка», «Коза»,
«Дерево», «Кольцо», «Цветок» и т. п.)
Январь
(1-2 недели – каникулы)
1. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти в играх «Угадай, кто
сказал», «Повтори, как я» и т. п.
2. Активное усвоение глагольного словаря в игре «Магазин», в играх с куклой.
3. Развитие понимания грамматических форм речи. Обучение пониманию вопросов: где? куда?
кому? у кого?
4. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков. Разучивание
упражнений артикуляционной гимнастики.
5. Развитие различных звукоподражаний в играх (му-му, ам-ам, тик-так и т. п.)
Февраль
1. Развитие понимания грамматических форм речи: ед. и мн. ч. существительных (птица –
птицы ) и глаголов наст. врем. (иди – идите, сядь – сядьте и т. д.)
2. Закрепление понимания обобщающих понятий по пройденным лексическим темам.
3. Восприятие содержания маленьких рассказов, стихов с опорой на картинки.
4. Договаривание слов в разучиваемых потешках, упражнениях пальчиковой гимнастики.
5. Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря с опорой на картинки.
Март
1. Развитие понимания предложных конструкций с простыми предлогами: на, в, под, за, у, с.
2. Развитие понимания вопросов, задаваемых по содержанию сюжетной картинки.
3. Развитие длительного речевого выдоха до 3-4 сек. Пение сочетаний гласных звуков,
слогов с согласными звуками м, н, п, т, д, б.
4. Узнавание и воспроизведение гласных звуков по их беззвучной артикуляции.
5. Развитие фонематического восприятия в игре «Хлопни, когда услышишь песенку комара,
6. Формирование слоговой структуры слов:
СГ+СГ (Таня, Дима)
ГСГ (иди, усы)
СГС (мак, дом)
7. Дальнейшее развитие словаря по лексическим темам.
8. Работа с разрезными картинками (2-3 части).
Апрель
1. Закрепление дифференциации ед. и мн. ч. существительных и глаголов.
2. Уточнение и обогащение активного словаря. Введение в речь наречий (тут, там, здесь,
хорошо, плохо, тепло, холодно, тихо, громко ) и местоимений (я, ты, он, она, мы, вы ).
3. Формирование слоговой структуры слова:
СГ+СГС (лимон, веник )
СГС+СГ (туфли, ветка )
СГ+СГ+СГ (малина, собака )
Подлежащее+сказуемое (Кукла спит. Дети поют .)
Подлежащее+сказуемое+дополнение (Папа читает газету.)
5. Восприятие содержания небольших рассказов, сказок, стихов с опорой на картинки.
Развитие умения понимать простые вопросы по их содержанию и отвечать на них.
6. Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх.
1. Развитие произносительных навыков. Постановка и автоматизация звуков сь, зь.
2. Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных
с местоимениями (Мой мяч. Мяч красный, большой ).
3. Обучение употреблению возвратной формы глагола (по картинкам: умывается,
одевается и т. д.)
4. Формирование фразовой речи с опорой на модели:
Обращение+глагол+инфинитив (Мама, хочу спать )
Местоимение+глагол+ инфинитив (Я хочу гулять )
Сочетаний типа: Можно хлеба? Не надо молока.
5. Заучивание наизусть небольших стихов из 2-4 строк с опорой на картинки.
6. Работа с разрезными картинками (3-4 части).
План индивидуальной работы логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.
Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:
1. Развитие артикуляционного аппарата:
Общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;
Логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
2. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений.
3. Развитие общей, тонкой моторики.
4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация).
6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.
Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.
Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрослыми.
Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведения, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо заниматься только индивидуально.
Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.
Например: По результатам первичной диагностики скомплектованы 2 группы:
I подгруппа - дети 2-го года обучения;
II подгруппа - дети 1-го года обучения.
Возраст всех детей от 6 до 7 лет.
Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).
Напомним, что логопед в неделю проводит два тематических занятия:
Ознакомление с новой лексической темой;
Знакомство с новым звуком и буквой.
86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1
Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.
Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятельности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, проводит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруппы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в другой форме, создавая другие ситуации, используя другие игровые приемы.
Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.
Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая травка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев воробьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».
Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.
Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квартал. План обсуждается и утверждается на медико-педагогическом совещании:
сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.
Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.
Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.
Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической направленности. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажиста и, конечно же, родителей.
Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом реализуемых программ (комплексной и коррекционной), результатов первичной диагностики детей, логопедического заключения, возраста и периода обучения.
Например: один из разделов перспективного планирования.
Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического слогового анализа предложения).
Возраст: 6-7 лет.
Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ
Обследование фонематического восприятия (повтори, покажи).
Регевой материал:
па-ба ба-па том - дом
та-да да-то богка - погка
ка-га га-ка мишка - мышка
та-да-та да-та-да миска - мишка
ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки
Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:
Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция:
Хлопни, если в слове услышишь звук [М].
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?
Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.
Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].
Начальные навыки чтения и письма.
ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.)
2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции):
90_______________ _______________ I
3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков:
АУ. УА, АУА, АИУ.
Игры: «Путешествие в лес».
С помощью символов гласных звуков составь свою песенку:
л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У.
«Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно.
Символ: - А.
Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У.
Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д.
«Прочитай». Символы:- ребенок назы- \
вает звуки: А У И.
Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки.
4. Выделение гласного в нахале слова
(Аня), в конце слова
(вода, игра, пила), в середине односложных слов
(мак, дом, !
лук, кит).
Игры: «Разберем картинки» (звук А).
«Найди ошибки у Незнайки».
Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук.
Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему.
5. Подбор слов на гласные звуки.
Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).
6. Знакомство с понятием «согласные звуки».
Учить разли
чать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Гласные
звуки можно петь, они произносятся голосом, согласные про
износятся отрывисто ([М], [П], [К]), иногда с участием голоса
([Б], [Д]...) а иногда тихо почти шепотом ([Ш], [П]...)
Согласные звуки: [М]-[М"] ; [Б]-[Б"], [Д]-[Д"]> [Н]-[Н"], [В]-[В"], [Г]-[Г], [П]-. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф"], [К]-[К-]. [Х]-[Х"].
7. Выделение изугенных согласных звуков из слова
(начало,
конец, середина). (Перечень см. п. 4.)
____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92
8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила добрая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)
9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО).
10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с
изугенными звуками
(дом, кот, мак). Работа со схемой:
Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отбирать картинки, рисовать предметы, названия которых соответствуют схеме.
11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.
12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, мозаики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК).
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)
Раздел:
Материал подбирается на основе промежуточной диагностики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения.
1. Знакомство со звуками [С]-[С], -, [Ц], [Ш], [Ж],
[Щ], [Ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.
Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искажения, произношения звука.
2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама,
мука, коза, кошка (на материале изугенных звуков).
92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________
Методика фонематического анализа:
Выделение звука на фоне слова;
Определение места звука с слове;
Определение положения звука по отношению к другим ] звукам;
Определение последовательности звуков в слове;
Определение количества звуков в слове.
3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и
мягкие согласные {при составлении схемы слова)
обознагатъ твердые со-
гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам.
4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем
замены или добавления звука.
(Игры со словом: ребусы, крос
сворды, шарады).
Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове):
КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА
ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ
Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей каждого ребенка.
5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести
1
понятия «слог», «слог как гасть слова».
Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове:
а) сколько гласных в слове, сколько и слогов.
МАК - один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА - два гласных звука А, два слога МА-МА.
б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот
прием использовать на начальном этапе ознакомления с по
нятием качества слогов.)
6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра-
фигеской схемы предложений без предлогов, а затем с просты
ми предлогами.
Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения:
______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93
7. Знакомство с элементарными правилами правописания:
Раздельное написание слов в предложении;
Точка в конце предложения;
Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
Правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.
8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составлению слова из пройденных букв.
9. Обугение детей послоговому ътению слов.
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)
Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.
1. Знакомство со звуками [Й], [Л"], [Р], [Р"]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.
2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям.
Фоматический синтез:
Звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом последовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] - слово КОТ);
Более сложный вариант произнесения звуков в нарушенной последовательности ([Л], [К], [У] - слово ЛУК).
3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений.
4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов.
5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости согласных на письме:
а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь,
коньки);
б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.
4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Таким образом логопед раскрывает все разделы перспективного планирования.
Данные варианты перспективного планирования не являются обязательными. Логопеды могут использовать эти материалы для написания собственного планирования.
* Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герцена).
В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*.
Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.
Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
- подготовительный этап
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:
а) развитие мотивационной основы для дальнейшей коррекционной работы (установить контакт с ребенком, вызвать интерес к логопедическим занятиям);
б) формирование полноценной психологической базы речи (развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
г) укрепление физического здоровья (консультации узких специалистов, при необходимости – медикаментозное лечение, массаж, и т. д.).
- формирование полноценной звуковой стороны речи
Устранение неправильного произношения, развитие умения и навыков дифференциации сходных по звучанию и артикуляции звуков; привитие навыка самоконтроля за речью.
а) постановка звуков (к,г, д, т - с, с’, з, з’, ц – ш – л, л’ – ж – р, р’ – ч, щ);
б) автоматизация звуков
В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
В словах (с ударением, без ударения, сложных);
В предложениях;
Дифференциация звуков (с-з, с-с’, с-ц, с-ш, с-з-ц
Ж-з, ж-ш,
Ч-с’, ч-т’, ч-щ,
Щ-с, щ-т, щ-ш,
Р-л, р-р’, р’-л’, р’-й, л-л’
в) автоматизация звуков в речи.
- развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа (умение выделять звук из слова, находить его место в слове /в начале, в середине, в конце/, определять твёрдость-мягкость звука, называть первый, второй и т. д. звуки, определять количество слогов в слове);
- расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи (умение изменять слова по родам, числам, падежам, образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, согласовывать слова друг с другом, правильно употреблять местоимения, и т.д.);
- развитие связной, выразительной речи (обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, по серии картинок; пересказу, нормализация просодики);
- Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, логического мышления, ощущения, воображения);
- Развитие сенсомоторики (правильное определение величины, цвета, формы предметов, развитие тактильных ощущений).
Все этапы идут параллельно с коррекцией произношения на базе правильно произносимых звуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при ВПР ЧЛО
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при врожденной полной расщелине губы, твердого и мягкого неба в послеоперационном периоде после хейлопластики, имеющего задержку пс...
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии
Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА РЕБЕНКА С ОВЗ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
I. Устранение дефектовзвукопроизношения. II. Развитие фонематическогослуха.III. Работа по обогащению, уточнению и систематизациисловаря. IV. Совершенствование грамматического строя речи.V. Развитие св...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Индивидуальный план коррекционной работы, сформированный на основе логопедического обследования, выявленных проблем как в речевом,так и общем развитии позволяет более дифференцированно выстроить работ...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год (2-й год обучения. Подг. гр.)
Индивидуальный план коррекционной работы, сформированный на основе логопедического обследования, выявленных проблем как в речевом,так и общем развитии, позволяет более дифференцированно выстроить рабо...
Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.
Цели и задачи
Основные направления коррекционной работы
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.
1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по требность в них.
2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес кого восприятия в играх и специальных упражнениях.
3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
4. В процессе систематических тренировок овладение ком плексом пальчиковой гимнастики.
5. У крепление физического здоровья (консультации вра чей - узких специалистов, при необходимости медика ментозное лечение).
Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .
1. Массаж мышц:
Грудной клетки, шеи и рук;
Лица;
Губ;
Языка.
2.Развитие речевого дыхания.
4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.
5.Артикуляционная гимнастика.
Развитие фонематического слуха.
1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Воспроизведение ритмического рисунка на слух.
2.Развитие фонематического восприятия.
Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.
3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
Составление условно графических схем.
Устранение дефектов звукопроизношения
1. Постановка звуков:
свистящие С, 3, Ц, С", 3";
шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;
Соноры Р, Р", Л, Л ".
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";
для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";
для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:
а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав томатизации в слогах.
По мере овладения произношением каждого слога он не медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан ным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;
Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;
6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.
Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.
Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
Пальчиковая гимнастика;
Упражнения для выработки свободных движений руки
Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;
Работа с конструктором;
Работа с лекалами и трафаретами.
Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
Развитие зрительно-двигательных траекторий:
работа по зрительно- двигательным траекториям;
графические диктанты;
упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
рисование по точкам, пунктиру;
рисование орнаментов.
Развитие слухо – моторных координаций:
слуховые диктанты;
шифрованные диктанты;
работа по словесной инструкции.
Развитие зрительного восприятия.
Формирование целостности зрительного восприятия:
работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;
узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;
конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
Лабиринты.
Рисование орнаментов.
Зрительные и шифрованные диктанты.
Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.
Уточнение значений имеющихся слов.
Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
Расширение глагольного словаря.
Расширение словаря признаков:
Прилагательных;
Антонимов;
Синонимов.
Расширение словаря наречий.
Расширение словаря числительных.
Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.
Уточнение лексического значения различных предлогов.
Обогащение словаря по лексическим темам.
Обучение обобщения и классификации.
Обучение подбору родственных слов.
Развитие грамматического строя речи.
1. Обучение префиксальному способу словообразования.
2. Обучение суффиксальному способу словообразования.
Упражнение в согласовании:
существительного и прилагательного;
существительного и глагола.
Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.
Образование относительных и притяжательных прилагательных.
Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
Развитие связной речи.
Развитие навыков построения связного высказывания.
Програм мирование смысла и смысловой культуры высказывания.
Установление логики (связности, последовательности).
Точ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Отбор языковых средств, адекват ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.
Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
Формировать навык использования различных способов словообразования.
Уточнить лексические значения различных предлогов.
Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)
Работа по предупреждению и преодолению дислексии.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.
Совершенствование грамматического строя речи.
Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.
Работа по преодолению аграмматической дисграфии.
Упражнение в различении оптических сходных букв.
Работа по преодолению оптической дисграфии.
Совершенствование грамматического строя речи.
Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова.
Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации.
Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.
Развитие зрительной дифференциации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциации звуков).
Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
Развитие фонематических дифференцировок в группе:
свистящих - шипящих;
аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Развитие и совершенствование психологических пред посылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе ние путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качествен но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос тавление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готов ности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами об щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адек ватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват ным использованием усвоенной терминологии;
ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развер нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связ ных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использовани ем новой терминологии;
развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
составление устных связных высказываний с элемента ми творчества (фантазии).
Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.
Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака
Индивидуальный план работы (I год обучения)
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;
е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный план работы (II год обучения)
с _____________________________________________на 20___ - 20___ год
1. Развитие неречевых процессов:
а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;
б) развивать общую, мелкую моторику.
в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.
2. Коррекционная работа по звукопроизношению:
а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________
г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.
д) дифференцировать оппозиционные звуки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:
а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
б) учить подбирать картинки на заданный звук;
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;
д) учить находить место звука в слове;
е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;
ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________
5. Расширение и активизация словаря.
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
б) учить подробному пересказу.
в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.
г) обучать рассказыванию с элементами творчества.
Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________