В мрачной электростанции Бэнксайда, искусно превращённой в картинную галерею Тейт-Модерн (Tate Modern) (ежедневно 10.00-18.00, пятница и суббота до 22.00; вход свободный), во многом сохранился первоначальный индустриальный дух, и в то же время были созданы великолепные светлые и просторные галереи для размещения громадной коллекции искусства XX века, принадлежавшей Генри Тейту.
Лучше всего войти с запада, вниз по пандусу – вы попадаете в огромный турбинный зал, который представляет собой потрясающее зрелище. Довольно легко ориентироваться среди галерей, где на 3-м и 5-м уровнях находится постоянная экспозиция, уровень 4 используется для временных платных выставок, а на 7-м уровне размещается кафе с прекрасным видом на Темзу.
Учитывая, что Тейт-Модерн – самая большая в мире галерея современного искусства, вам придётся провести здесь большую часть дня или осматривать экспонаты выборочно. Создайте свой личный план посещения (возьмите аудиогида за дополнительную плату в 2 £) и поднимитесь на эскалаторе на уровень 3.
Сотрудники галереи не стали применять обычный хронологический подход, предпочитая группировать работы по тематическому принципу: Пейзаж/Материя/Окружающая среда, Натюрморт/Объект/Реальность, История/Память/Общество и Обнажённая натура/Движение/Тело. В целом такой подход оказался удобен, хотя полотна начала XX века в позолоченных рамах с трудом выдерживают конкуренцию с современными инсталляциями.
Несмотря на то, что экспозиция обновляется раз в полгода, вы наверняка увидите произведения Моне и Боннара, первых кубистов Пикассо и Брака, сюрреалистов, например Дали, абстракционистов: Мондриана, Бриджера Рейли и Поллока, а также мастеров поп-арта Уорхола и Лихтенштейна. Здесь представлены такие работы, как точная копия настенного писсуара Дюшампа под названием «Фонтан» и с подписью «Р. Матт», целиком голубые картины Ива Клейна и знаменитые горы кирпичей Карла Андре.
Галерея Тейн-Модерн в устроена так, что некоторым художникам отводятся целые залы; среди них – Фрэнсис Бейкон, Джозеф Бейс с его восковыми фигурами и мехами, а также Марк Ротко, чьи абстрактные фрески, первоначально предназначенные для фешенебельного ресторана в Нью-Йорке, занимают центральное место в экспозиции.
История и экспозиция галереи Тейн-Модерн
Галерея Тейт-Модерн открыта в 2000 году в помещении бывшей электростанции Bankside Power Station на южном берегу Темзы. В декабре 2012 года было объявлено о том, что галерея запускает молодёжную арт-программу стоимостью 5 миллионов фунтов.
Программа «Национальная молодёжная сеть визуальных искусств» работает с апреля 2013 года, рассчитанная на четыре года и должна вовлечь в мир современного искусства до 80 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. Спонсор проекта – фонд Пола Хэмлина, который за 25 лет своего существования выделил в качестве грантов до 200 миллионов фунтов.
- Турбинный зал (The Turbine Hall – Уровень 1)
В Турбинном зале до реконструкции размещались электрические генераторы старой электростанции. Это пространство площадью 3 400 квадратных метров и высотой в пять ярусов здания. Турбинный зал используется для демонстрации масштабных эксклюзивных проектов современных художников. Спонсором этих экспозиций с самого начала выступает британо-нидерландская компания «Unilever».
Первоначально эта серия выставок в Турбинном зале планировалась на пять лет. Спонсорское соглашение с Тейт-Модерн продлевали трижды. Очередной контракт, сроком на пять лет, был заключён в 2010 году и обошёлся Unilever в более чем 2 миллиона фунтов. Однако, огромный успех выставок послужил причиной продления проекта, на пока не установленный период.
Галерея Тейт в Лондоне - крупнейший комплекс художественных музеев . В их стенах хранятся шедевры британского искусства с 1500 года по настоящее время.
К концу прошлого века коллекция музея стала настолько огромной, что места для ее хранения (не говоря уже о показе) перестало хватать. В результате коллекция была разделены на две части: на современную живопись (в понимании кураторов это XX век), она стала отдельной галереей «Тейт Модерн» и британскую «Тейт Британия».
Галерея «Тейт Британия» - это английский аналог нашей .
Галерея основана в 1897 году на средства сэра Генри Тейта (он изобретатель рафинада и сахарной ваты). Коллекция музея сформировалась благодаря музею Южного Кенсингтона, и частным собраниям картин. Их владельцы решили отдать в дар коллекции картин государству.
Особенности
Коллекция картин в галерее «Тейт Британия» строго упорядочены. Каждый отрезок времени имеет свои тематические разделы. Раз в год набор тем меняется, это создает интерес и интригу. Главные экспонаты музея - это картины прерафаэлитов (направление в английской живописи во второй половине XIX века) и воздушные полотна Тернера, которые у нас в , к сожалению, не представлены.
«Тейт Модерн» занимает помещение бывшей электростанции, ее здание - полноценный арт объект. В ее стенах вы можете взглянуть на картины Дали, Матисса, Кандинского и Пикассо. Здесь тоже экспонаты развешаны по темам, только не по историческим, а более абстрактным: «Вещи в движении», «Поэзия и сновидения», «Существенные изменения».
Картины Галереи Тейт
John Constable, Flatford Mill (Scene on a Navigable River)
William Blake, Satan Smiting Job with Sore Boils
J. M. W. Turner, Snow Storm, Steam – Boat off a Harbour"s Mouth
Sir John Everett Millais, Ophelia
Anna Lea Merritt, Love Locked Out
James Abbott McNeill Whistler, Nocturne: Blue and Gold – Old Battersea Bridge
David Bomberg, The Mud Bath
Oberon, Titania and Puck with Fairies Dancing, William Blake
Ecce Ancilla Domini, Dante Gabriel Rossetti
The Fairy Feller"s Master-Stroke, Richard Dadd
Strayed Sheep (Our English Coasts), William Holman Hunt
The Little Country Maid, Camille Pissarro
The Death of Major Peirson, John Singleton Copley
Pylades and Orestes Brought as Victims before Iphigenia, Benjamin West
Тейт Модерн открылась в мае 2000 года. Там выставлены произведения искусства из собрания Галереи Тейт, созданные начиная с 1900 года.
В 1990 году необходимость отделить коллекцию искусства 20 века, как британского, так и зарубежного, хранившегося в Галерее Тейт вместе с произведениями британских художников 1500 - 1900 годов, стала очевидной. Решено было создать первый в истории Лондона музей современного искусства, переоборудовав под новый институт существующее здание.
Руководство Тейт Модерн выбрало бывшую электростанцию на берегу Темзы, закрытую с 1982 года. Она была сама по себе ярким произведением архитектуры, созданным в 1947-1960 Джайлсом Гилбертом Скоттом. В помещениях электростанции было достаточно места для временных выставок и постоянной экспозиции, а положение напротив собора Св. Павла и Сити было дополнительным преимуществом.
Был объявлен архитектурный конкурс, в котором победил проект тогда сравнительно неизвестной швейцарской мастерской "Херцог & де Мерон". Одним из главных достоинств их проекта было сохранение первоначального облика здания.
Основными элементами электростанции являются труба высотой 99 м, турбинный зал высотой 35 м и длиной 152 м и параллельное ему помещение котельной. Турбинный зал выполняет сейчас роль вестибюля и главного выставочного зала. Вместо котельной устроены меньшие галереи.
На крыше электростанции устроен двухэтажный застекленный пентхаус, известный как «луч света». Там расположены ресторан и VIP-зал. На вершине трубы помещен цветной светильник по проекту художника Майкла Крейг-Мартина, названный «Швейцарский фонарь».
Галерея Тейт (Tate Gallery) – Государственный Национальный музей в Лондоне, хранящий свыше шестидесяти тысяч произведений искусства: живопись, скульптура, рисунки, гравюры. Делится на две части: Британская галерея Тейт (Tate Britain) или старая галерея Тейт, представляющая собой собрание английской живописи 16–19 вв. и зарубежного искусства 19 в., и Современная галерея Тейт (Tate Modern) – европейское и американское искусство с 1900 по настоящее время.
Основа коллекции галереи Тейт – частное собрание сэра Генри Тейта (1819–1899) картин английских художников. Галерея открыта 21 июля 1897.
Albert Moore - A Garden
Albert Moore - A Sleeping Girl
Albert Moore - Blossoms
Галерея неоднократно достраивалась. В 1926 в новом здании разместилось собрание иностранной живописи. В 1979 – открытие залов для коллекции современного искусства. В 1987 – открытие галереи Клор (Clore Gallery), специально построенной для произведений Тернера (1775–1851), который завещал свои полотна Англии при условии, что все они будут сохранены как единая экспозиция. Сэр Чарлз Клор (1904–1979) предоставил средства для строительства галереи.
Alphonse Legros - Cupid and Psyche
Arthur Hughes - April Love
Arthur Hughes - The Eve of St Agnes
Во время второй мировой войны здание галереи сильно пострадало в результате налетов авиации. Коллекция была заранее эвакуирована. Музей полностью открыт для посетителей в 1949.
assistants and George Frederic Watts - Chaos
assistants and George Frederic Watts - Hope
attributed to Marcus Gheeraerts II - Portrait of an Unknown Lady
Современная галерея Тейт была открыта в мае 2000. Здание было переоборудовано из электростанции, возведенной в 1930-е в центре города, напротив Собора св. Павла. Сохранив внешний облик электростанции, архитекторы полностью изменили постройку внутри и добавили крышу из стекла и стали.
Augustus Wall Callcott - Sheerness and the Isle of Sheppey (after J.M.W. Turner)
Benjamin West - Cleombrotus Ordered into Banishment by Leonidas II, King of Sparta
Benjamin West - Pylades and Orestes Brought as Victims before Iphigenia
Benjamin West - The Bard
Современная галерея Тейт отошла от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. Коллекция состоит из четырех больших разделов: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело». Авторы экспозиции соединяют различные направления: работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видеофильмами. В галерее проводится много временных выставок современных художников.
Benjamin West - The Golden Age
British School 16th century - A Young Lady Aged 21, Possibly Helena Snakenborg, Later Marchioness of Northampton
British School 16th century - Sir Henry Unton
British School 17th century - Portrait of Anne Wortley, Later Lady Morton
British School 17th century - Portrait of a Lady, Called Elizabeth, Lady Tanfield
British School 17th century - The Cholmondeley Ladies
Chris Ofili - No Woman, No Cry
Cornelius Johnson - Portrait of Susanna Temple, Later Lady Lister
Daniel Mytens the Elder - Portrait of James Hamilton, Earl of Arran, Later 3rd Marquis and 1st Duke of Hamilton, Aged 17
Dante Gabriel Rossetti - Beata Beatrix
Dante Gabriel Rossetti - Proserpine
Dante Gabriel Rossetti - The Annunciation
David Des Granges - The Saltonstall Family
Edward Coley Sir, Burne-Jones - King Cophetua and the Beggar Maid
Ford Madox Brown - Take your Son, Sir
Francis Danby - The Deluge
Frank Cadogan Cowper - Lucretia Borgia Reigns in the Vatican in the Absence of Pope Alexander VI
Frederic George Stephens - Mother and Child
Frederic Lord, Leighton - Lieder ohne Worte
Frederic Lord, Leighton - The Bath of Psyche
Frederick Walker - The Vagrants
George Frederic Watts - Eve Repentant
George Frederic Watts - Eve Tempted
George Frederic Watts - Jonah
George Frederic Watts - She Shall be Called Woman
George Frederic Watts - The All-Pervading
George Frederic Watts - The Minotaur
George Gower - Lady Kytson
George Gower - Sir Thomas Kyston
George Mason - The Harvest Moon
George Romney - Mr and Mrs William Lindow
George Stubbs - Horse Devoured by a Lion
Hans Eworth - Portrait of Elizabeth Roydon, Lady Golding
Henry Fuseli - Percival Delivering Belisane from the Enchantment of Urma
Henry Fuseli - Titania and Bottom
Henry Herbert La Thangue - The Return of the Reapers
Henry Moore - Catspaws off the Land
Henry Scott Tuke - All Hands to the Pumps
Henry Singleton - Ariel on a Bat’s Back
Henry Wallis - Chatterton
Herbert Draper - The Lament for Icarus
Jacob More - The Deluge
James Barry - King Lear Weeping over the Dead Body of Cordelia
James Ward - Gordale Scar (A View of Gordale, in the Manor of East Malham in Craven, Yorkshire, the Property of Lord Ribblesdale)
Joesph Mallord William Turner - Fishermen at Sea
Johan Zoffany - Mrs Woodhull
John Bettes - A Man in a Black Cap
John Brett - Glacier of Rosenlaui
John Hamilton Mortimer - Sir Arthegal, the Knight of Justice, with Talus, the Iron Man (from Spenser’s «Faerie Queene»)
John Martin - The Great Day of His Wrath
John Martin - The Last Judgement
John Martin - The Plains of Heaven
John Roddam Spencer Stanhope - The Wine Press
John Roddam Spencer Stanhope - Thoughts of the Past
John Singer Sargent - Carnation, Lily, Lily, Rose
John Singer Sargent - Mrs Carl Meyer and her Children
John Singer Sargent - Portrait of Mrs Robert Harrison
John William Waterhouse - The Lady of Shalott
Joseph Mallord William Turner - Ancient Rome; Agrippina Landing with the Ashes of Germanicus
Joseph Mallord William Turner - Caligula’s Palace and Bridge
Joseph Mallord William Turner - Cliveden on Thames
Joseph Mallord William Turner - England: Richmond Hill, on the Prince Regent’s Birthday
Joseph Mallord William Turner - Fishing upon the Blythe-Sand, Tide Setting In
Joseph Mallord William Turner - Forum Romanum, for Mr Soane’s Museum
Joseph Mallord William Turner - Italian Landscape with Bridge and Tower
Joseph Mallord William Turner - London from Greenwich Park exhibited
Joseph Mallord William Turner - Morning amongst the Coniston Fells, Cumberland
Joseph Mallord William Turner - Shipping at the Mouth of the Thames
Joseph Mallord William Turner - The Bay of Baiae, with Apollo and the Sibyl
Joseph Mallord William Turner - The Dogano, San Giorgio, Citella, from the Steps of the Europa
Joseph Mallord William Turner - The Ponte Delle Torri, Spoleto
Joseph Mallord William Turner - The Shipwreck
Joseph Mallord William Turner - The Sun of Venice Going to Sea
Joseph Mallord William Turner - The Thames above Waterloo Bridge
Joseph Mallord William Turner - The Thames near Walton Bridges
Joseph Mallord William Turner - Tivoli, the Cascatelle
Joseph Mallord William Turner - Trees beside the River, with Bridge in the Middle Distance
Joseph Mallord William Turner - Union of the Thames and Isis (Dorchester Mead, Oxfordshire)
Joseph Mallord William Turner - Venice, the Bridge of Sighs
Joseph Mallord William Turner - View of Richmond Hill and Bridge
Joseph Mallord William Turner - Walton Reach
Joseph Wright of Derby - Vesuvius in Eruption, with a View over the Islands in the Bay of Naples
Lord Leighton Frederic - And the Sea Gave Up the Dead Which Were in It
Marcus Gheeraerts II - Portrait of Captain Thomas Lee
Marcus Gheeraerts II - Portrait of Mary Rogers, Lady Harington
Marcus Gheeraerts II - Portrait of a Man in Classical Dress, possibly Philip Herbert, 4th Earl of Pembroke
Phillip James De Loutherbourg - An Avalanche in the Alps
Phillip James De Loutherbourg - The Battle of Camperdown
Phillip James De Loutherbourg - The Battle of the Nile
Richard Dadd - The Fairy Feller’s Master-Stroke
Richard Dadd - The Flight out of Egypt
Richard Dadd - Wandering Musicians
Richard Wilson - Distant View of Maecenas Villa, Tivoli
Richard Wilson - Llyn-y-Cau, Cader Idris
Richard Wilson - Meleager and Atalanta
Robert Peake - Lady Elizabeth Pope
School 17th century - Portrait of William Style of Langley
Simeon Solomon - A Youth Relating Tales to Ladies
Sir Anthony Van Dyck - Portrait of Mary Hill, Lady Killigrew
Sir Anthony Van Dyck - Portrait of Sir William Killigrew
Sir Edward Coley Burne-Jones - The Golden Stairs
Sir Edward Coley Burne-Jones - Vespertina Quies
Sir Edwin Henry Landseer - Deer and Deer Hounds in a Mountain Torrent
Sir Frank Dicksee - The Two Crowns
Alquiler de Coches / flickr.com Jim Bowen / flickr.com Simone Graziano Panetto / flickr.com Вид на Тейт с Собора Святого Павла (Elias Gayles / flickr.com) Shengming Lee / flickr.com Выставка современного искусства в Тейт Модерн (Bit Boy / flickr.com) m.a.r.c. / flickr.com Aurelien Guichard / flickr.com Michiel Jelijs / flickr.com Zyllan Fotografia / flickr.com Лондон из окна галереи Тейт (simonsimages / flickr.com) Вид на Тейт Модерн с Собора Святого Павла (Chris Perriman / flickr.com) Мост Милениум и Тейт Модерн (Dimitry B. / flickr.com) Davide D’Amico / flickr.com Benedetta Anghileri / flickr.com Alexandre Dulaunoy / flickr.com
Туристическая поездка в один из крупнейших центров мировой культуры и искусства город, где среди, отяжелевших от вековой истории ветвей сверкают блеском нити современной истории, культуры и искусства не что иное, как путешествие в мир прекрасного.
Туристическая поездка в Лондон это вереница достопримечательностей, среди которых Букингемский дворец, Вестминстерский мост, Трафальгарская площадь и ряд других интересных и известных памятников истории. Однако, заключительным аккордом в путешествиях подобного рода, который еще больше приблизит странствующего к миру добра и благоденствия является посещение галереи Тейт Модерн.
Преклонившись перед величием Собора Святого Павла и спустившись по узким улочкам Лондона к левому берегу Темзы можно заприметить на правом берегу сразу за мостом Миллениум, тянущийся ввысь кирпичный дымовой канал — это здание и есть знаменитая галерея Тейт. Этот канал давно не выполняет своих функций и является памятным знаком каждый раз напоминающим о былом предназначении стоящего рядом здания.
Оказавшись внутри, у каждого туриста возникает возможность с головой окунуться в обворожительную атмосферу мира искусства, которая оставит после себя незабываемый след в памяти.
Краткий экскурс в историю
Первая галерея Тейт, известная сегодня как Тейт Британия открыла двери перед жителями и гостями Лондона 21 июня 1897 года. Ее основателем считается известный в то время меценат Генри Тейт, который не только подарил городу коллекцию своих картин, но и пожертвовал большую сумму на строительство галереи.
Спустя 100 лет галерея Тейт, оставаясь все такой же известной и привлекательной для любителей изобразительного искусства, не смогла уделить достаточно внимания и места для молодых талантов, да и для многих известных экспонатов былых времен. Поэтому, на рубеже XX и XXI столетий, в 2000-ых, перед мировым сообществом художников, искусствоведов и критиков открыла дверь одна из самых знаменитых на сегодняшний день галерей – Тейт Модерн.
Она разместилась в отнюдь не новом, а хорошо отреставрированном здании давно потерявшей свою актуальность электростанции Бэнксайд. И сейчас здание, которое в свое время освещало жилые и административные дома и улицы старинного Лондона, озаряет светом давно прославившихся мировых, а также малоизвестных современных шедевров искусства.
В первый год своего существования Тейт Модерн принял более 5 млн. посетителей. Сегодня эта цифра значительно больше и такая популярность в очередной раз поставила перед администрацией музея задачу о необходимости увеличения площадей.
Поэтому в скором будущем (планируется в 2016 году) жители и гости Лондона смогут увидеть расширенный комплекс зданий музея Тейт Модерн. Где, кстати будут функционировать не только надземные сооружения в виде одно- и многоэтажных пристроек к основному зданию, но и 11 этажная 65 метровая башня, накрывающая сверху отреставрированные нефтяные подземные резервуары.
И тогда галерея Тейт заиграет новыми красками, как извне, так и внутри, а количество экспонатов и количество посетителей побьют рекорды всех известных музеев в мире. И только существующий старый кирпичный дымоход высотой 325 метров останется таким же самым узнаваемым памятным знаком Лондона и музея Тейт Модерн в том числе.
Небольшая прогулка по выставочным залам Тейт Модерн
При создании Тейт Модерн в Лондоне первоначальной мыслью организаторов было не повториться и не скопировать стиль не менее популярной и значимой в мировом сообществе картинной галереи современного искусства в Нью-Йорке.
Поэтому, полотна как современных, так и давно прославившихся корифеев мирового искусства (Пабло Пикассо, Клод Моне, Казимир Малевич и др.) расположены не в хронологическом порядке, а соответственно тематике, выражающей их смысл.
Посетитель Тейт Модерн (Alexandre Dulaunoy / flickr.com)
Со времени существования музея она слегка изменилась, тем не менее, тема «Материал жестов» включающая абстракцию, экспрессионизм и абстрактный экспрессионизм представлена работами Клода Моне, Аниш Капур, Барнетт Ньюман, Марка Котко. А тему «Энергия и процесс» представляют работы Алигьеро Боэтти, Казимир Малевича, Аны Мендьета и других метров искусства.
Тейт Модерн экспонирует полотна, написанные с 1900 года известными и малоизвестными художниками. Для современных авторов и молодых талантов здесь периодически функционируют кратковременные платные выставки или же с октября по март в большом турбинном зале площадью 3400 м2 предоставляется место для масштабных композиций. К примеру, в 2012 году свое «нематериальное искусство» демонстрировал известный британский художник Тино Сигал.
Кроме выставочных залов в здании музея функционирует конференц-зал, кинозал, образовательный центр для молодых талантов, несколько книжных магазинов, кафе, бар и ресторан.
Выставочные залы Тейт принимают гостей ежедневно с 10-00 до 18-00 часов и только в пятницу и субботу время приема продлено до 22-00 часов.