Откуда взялось выражение наставить рога. Откуда пришло выражение «наставить рога» и др

кому . НАСТАВИТЬ РОГА кому . Ирон. 1. Сожительствуя с другим мужчиной, изменять мужу. [Иван: ] Сазан какой-то, а не мужчина. Скажи, у тебя нет маленького желания наставить ему рога, э? [Надежда: ] Разве можно говорить с дочерью о таких грешных вещах? (М. Горький. Последние). 2. Оскорблять честь, достоинство мужчины, сожительствуя с его женой. Фрау Яничкову провожали к выходной двери всей компанией, и уж при открытых дверях шумный блондин закричал: - Скажите мужу, что в следующий приезд мы обязательно наставим ему рога! (В. Тартаковский. Смерть и жизнь рядом). кому . НАСТАВИТЬ РОГА кому . Разг. Экспрес. Нарушать супружескую верность, изменять супругу (супруге). Но стоило ли напрягать себя, чтобы, только взглянув, сразу понять эту пару и всю их нехитрую историю? О, этот юный ангелочек на многое способен! По крайней мере, рога своему бородатому муженьку ставит наверняка. Ишь как невинно хлопает ресницами (Л. Скорик. Фикус).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Наставить рога" в других словарях:

    Наставить рога - НАСТАВИТЬ 1, влю, вишь; вленный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    наставить рога - изменить, оброгатить Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    наставить рога - (насадить, настроить, нарисовать рога) кому изменить мужу (жене) или совратить чужого мужа (жену) … Словарь русского арго

    наставить рога - Наста/вить рога (мужу) Изменить мужу … Словарь многих выражений

    наставить - Наставить рога кому употребляется как символическое обозначение измены мужу (разг.). Рад, что ты ему рога наставишь. Чехов. Он давно носит рога (обманут женой). И богатство ей пристало, и рога тебе к лицу. А. Пушкин. Наставить нос … Фразеологический словарь русского языка

    НАСТАВИТЬ Толковый словарь Ушакова

    НАСТАВИТЬ - 1. НАСТАВИТЬ1, наставлю, наставишь, совер. (к наставлять1). 1. что и кого чего. Поставить в каком нибудь количестве (разг.). Наставить сторожей. Наставить много мебели. 2. что. Прибавив, приставив, удлинить на сколько нибудь. Наставить лестницу.… … Толковый словарь Ушакова

    наставить - НАСТАВИТЬ, влю, вишь; вленный; совер. 1. кого (чего). Поставить в каком н. количестве (разг.). Н. стульев. Н. пятёрок в дневнике. Н. синяков, шишек. 2. что. Удлинить, приставив что н. к чему н. Н. рукава. 3. что. Приблизив, нацелить (разг.). Н.… … Толковый словарь Ожегова

    наставить - I влю/, ви/шь; св. см. тж. наставлять, наставляться, наставка 1) что и кого чего Поставить, расположить, разместить где л. в каком л. (обычно большом) количестве. Наста/вить десяток сторожей у каждой двери … Словарь многих выражений

    Рога наставить - РОГ 1, а, мн. рога, рогов, м. вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у нек рых животных, а также вырост на голове у нек рых насекомых, моллюсков. Рога быка, козла. Р. носорога. Оленьи рога. Рога жука, улитки. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Почему мы так говорим? Малая энциклопедия крылатых и образных выражений , . Мы часто употребляем крылатые слова, насыщая свою речь оттенками иронии, укора, шутки, или используем афоризмы как меткую характеристику явлений нашей жизни. Зачастую мы не задумываемся,… Купить за 326 руб
  • Почему мы так говорим Малая энциклопедия крылатых и образных выражений , Харченко А. (сост.). Мы часто употребляем крылатые слова, насыщая свою речь оттенками иронии, укора, шутки, или используем афоризмы как меткую характеристику явлений нашей жизни. Зачастую мы не задумываемся,…

Мы все прекрасно знаем, что выражение "наставить рога" означает измену супруги. Обманутый муж при этом выступает в роли "рогоносца". Существует несколько объяснений появлению этого фразеологизма.

Первая версия связана с обычаем в древней Германии, по которому жена одевала на голову мужа, собравшегося в поход, шлем с рогами (обязательное снаряжение для воина того времени). Это означало для женщины, что она "снарядила мужа и осталась свободной". Нередко, вернувшись домой, мужья обнаруживали в своих семьях детей, рожденных женой от другого мужчины.

Основанием для второй версии послужил миф Древней Греции об Актионе.

Однажды охотившийся Актион случайно увидел, купающеюся вместе со своими нимфами, богиню охоты Артемиду и вместо того, чтобы уйти, он стал наблюдать за ними. В конце концов, Артемида заметила подглядывающего Актиона и разгневавшись превратила незадачливого охотника в оленя. Пытаясь убежать, Актион был растерзан собственными собаками, не признавшими своего собственного хозяина.

Третья версия появилась благодаря указу немецкого императора в 1427 году, в котором категорически запрещалось нахождение в армии с женой. Считалось, что воинский дух, после ночи с женой, слабеет. Нарушивший указ должен был везде носить, надетые на голову, рога.

Также к появлению этого фразеологизма приложил руку (хотя все-таки не совсем "руку") император Андроник Комнин, правящий Византией в 1183-1185 годах. Надо отметить, что Андроник был прекрасно сложен, имел привлекательную внешность, обладал ловкостью, силой, красноречием, владел разными видами оружия. Но главной отличительной чертой императора была страсть к женщинам и любвеобильность. Любовницами Андроника были женщины разных сословий: от куртизанок до жен аристократов. Его любовные похождения вызывали у граждан только ненависть, ведь в постели могла оказаться любая понравившаяся ему женщина. Характер Андроника был склонен к язвительности, и он считал забавным вешать оленья рога над воротами домов страдающих мужей, не смевших возражать, намекая на распутство их жен. В знак своей милости император иногда позволял обманутым мужьям поохотиться в собственных владениях.

А вот в русский язык выражение "наставить рога" попало, скорее всего, из Франции, монархи которой стали применять практику предоставления права охоты в заповедных угодьях мужьям французских красавиц. К воротам их поместий также прикреплялись оленьи рога. Во Франции "мужа любовницы короля" временной или постоянной называли "рогоносцами". В дальнейшем так стали называть всех мужей, чьи жены изменяли с другими. Именно под таким контекстом значение сова "рогоносец" и закрепилось в нашем языке.

Всем известное ироничное выражение, означающее физиологическую измену. То бишь ежели жена пошла налево, то мужу наставили рога. Причем, в случае обратном, если муж активно исполняет супружеский долг, но, понятно, не с супругой, то так обычно не говорят.

Версий появления этого интересного выражения — много. Тут тебе и император византийский, трахающий жён своих вельмож и, как извинение предоставляющий им право охотиться в императорских угодьях, а в качестве «удостоверения» на охоту обязывающий прибивать на ворота поместья оленьи рога; и запрет германского императора на пребывание жён в армии, а в наказание за нарушение запрета — одевание на голову рогов (хотя при чём здесь измена — чёрт его знает, но легенда есть легенда); и опять же германский обычай средних веков — одевание рогатого шлема женой мужу при проводах на войну, подразумевающий — выпроводила постылого, а сама — свобооодна!; даже античная версия затесалась — превращение некоей богиней подсматривающего за её купанием юношу в оленя. Хотя и в этой версии само понятие измены как-то не прослеживается. Ну, подумаешь, подглядел. Руками же не трогал… В общем, и т.д. и т.п.

В принципе, все они, эти версии, имеют место быть и вы можете взять себе на заметку любую из них. Но! Вопрос в том, что выражение-то это гораздо старше, чем датируют его представленные версии. Выражения «рогоносец», «наставить рога» встречаются уже в античной литературе, что полностью исключает версии о средневековье и даже византийском императоре.

Одна из более правдоподобных версий, встреченных мной — это отождествление древними греками рога и полового члена. Вообще, достаточно часто именно этот эвфемизм — рог=член использовался в различных, дошедших до нас, письменных источниках. Хотя здесь тоже трудно провести аналогии: где же здесь измена, и почему рог (или член) должен вырасти у мужа? Да ещё на лбу?

Таким образом, по моему мнению, самая правдоподобная версия — банальное сравнивание обманутого мужа с рогатым животным, типа оленя. Именно с помощью рогов такие животные борются за самку, и аналогия тут прямая — «у тебя рога выросли!» — то есть «идиот, пора тебе или побороться за свою самку, или уж просто проучить соперника!» Так что, как ни прибивай на ворота рога, а олень — он и есть олень.

«Наставить рога» значит – изменить мужу (жене), нарушить супружескую верность. Рогоносец – муж, которому изменила жена, или делает это систематически. В Толковом словаре Д. Н. Ушакова одним из значений слова «рог» является «символическое обозначение измены мужу».

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля в пояснении к слову «рог» указывается, что рога, в значении неверности, измены жены, «взяты с запада, а у нас рога всегда означали (как и в церк. языке) моготу или гордыню, киченье, упорство».

Достоверно происхождение выражения и слова не известно. Существует несколько версий происхождения данного фразеологизма. При этом в источниках указываются одни и те же версии происхождения фразы «наставить рога» и слова «рогоносец». Это означает, что значение фразы «наставить рога» и слова «рогоносец» совпадают и имеют один источник происхождения.

Исходным считается выражение «наставить рога», а слово «рогоносец» – вторично. При этом всегда подразумеваются именно оленьи рога.

По одной из версий, приведённой в книге «Фразеологизмы в русской речи» (Мелерович А. М., Мокиенко В. М.), фраза заимствована из немецкого языка и связана с военным снаряжением древних германцев. Обязательным атрибутом снаряжения воинов древней Германии был шлем с характерными рогами.

Согласно обычаю, жена, провожая мужа на войну, надевала на его голову шлем. В данном случае на языке женщин это означало «снарядить мужа в поход и остаться свободной».
Зачастую, вернувшись из похода, мужья получали прибавление в семействе – детей, прижитых женой от других мужчин.

По другой версии выражение стало известным из мифа об Актеоне – персонаже древнегреческой мифологии.

Согласно мифу, охотник Актеон, приблизившись к месту, где привык отдыхать, услышал задорный женский смех. Подкравшись к озеру и выглянув из-за густых ветвей кустов, увидел купающуюся богиню Диану в сопровождении нимф.
Прекрасная сестра бога Аполлона, дочь громовержца Зевса – Артемида по-древнегречески или Диана по-латыни – богиня охоты. Отличительные признаки богини охоты – колчан, золотой лук и факел.

Рассерчав, что простой смертный посмел бросить взор на её обнажённое тело, Диана плеснула ему в лицо водой. Юноша превратился в оленя с огромными разветвляющимися рогами. Стремительно бросился в лес, спасаясь от собственных гончих. Но было поздно: свора собак не признала хозяина в олене со стройными ногами и разорвала Актеона на куски.

Актеон употребляется в значении «рогоносец, обманутый муж». В то же время, исходя из сюжета мифа, Актеон не был мужем, и тем более, обманутым.

По третьей версии выражение происходит из немецкого императорского указа, изданного в 1427 году. Указом запрещалось пребывание в армии с женой. Как аргумент приводился тот факт, что воинский дух слабеет после ночи, проведённой в постели с женой. Воин, нарушивший запрет, обязан был носить рога.

По четвёртой версии выражение «наставить рога» произошло благодаря византийскому императору Андронику Комнину (1183-1185).
Андроник был образован, обладал силой, храбростью, ловкостью, красотой и умом. Любовные похождения императора, который порой поддерживал связь с несколькими женщинами одновременно, были источником сплетен жителей столицы.

Амурные забавы Андроника вызывали ненависть добропорядочных граждан. Император выбирал возлюбленных из числа жён своих вельмож.Высокопоставленные мужья не смели возражать.

В знак высочайшей милости любвеобильный император разрешал мужьям тех женщин, с которыми имел любовную связь, охотиться на зверей в собственных владениях. Над воротами их жилищ подвешивали оленьи рога, что указывало на распутство жён. В шутку о таком муже говорили, что у него на лбу рога.

Источники, описывающие личную жизнь императора, свидетельствуют также о факте дарения земли обманутым мужьям.
В качестве компенсации мужья любовниц императора получали огромные охотничьи угодья, где паслись огромные стада оленей.
Знаком права на имение служили оленьи рога, которые торжественно прибивали к воротам усадьбы.

Предположительно выражение «наставить рога» попало в русский язык из греческого или французского языка. Французские монархи переняли опыт византийского императора. Мужьям красавиц предоставлялось право охоты в заповедных лесах и угодьях Франции.
В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога.

Во Франции слово «рогоносец» означало «муж постоянной или временной любовницы короля». Впоследствии рогоносцами стали называть всех супругов, жёны которых грешили с другими мужчинами. Именно эта версия закрепилась в русском языке.

Постыдное положение французского рогоносца усугублялось существовавшим почти до восемнадцатого века правом первой ночи. Сеньор мог осчастливить невесту любого своего подданного тем, что проведёт с ней первую брачную ночь. Этот древний феодальный обычай отражён в пьесе французского писателя П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1779 год).

Рецензии

Я и не задумывалась, сколько же версий происхождения этой идиомы! Но, конечно, последняя, скорее всего, верная:"В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога". Милость монарха...- нда-а-а. С улыбкой,

Спасибо, Элла Евгеньевна!
В прежние времена измена мужу была обыденным явлением. Мужья-рогоносцы были в почете – их щедро одаривали подарками! Не было понятия: «но я другому отдана, и буду век ему верна» (с).
Всего Вам самого доброго!
С уважением

В вопросе о происхождении этого выражения царит невероятная путаница.

Кадр из фильма «Рога», режиссёр Александр Ажа, 2013 год.

Большинство популярных этимологических справочников выдает следующие варианты:

1. Выражение связывают с византийским императором Андроником Комнином (1180 - 1185 гг.), который выбирал себе возлюбленных из числа жен своих вельмож. Мужья в порядке возмещения получали огромные охотничьи угодья и в знак своего права на имение прибивали к воротам усадьбы оленьи рога.

2. В древней Германии был обычай: жена, провожая мужа на войну, надевала им на голову шлем с рогами. Среди женщин, выражение «надеть мужу рога» означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.

3. Выражение от мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя.

4. В немецком императорском указе 1427 года запрещается пребывание в армии с женой. Нарушивший запрет должен был носить рога.

5. В английском языке, для обозначение мужа, которому изменила жена используется слово „Cuckold“, которое образовалось от cuckoo - кукушка и связано с тем, что кукушка подкладывает свои яйца в чужое гнездо. В таком же значении используется выражение „wearing the horns of a cuckold“ (носить рога обманутого мужа), а также более короткое „wearing the horns“ (носить рога). Вероятно «носить рога» в английском языке появилось от того, что часто обманутый муж последним узнает об измене своей жены и, в этом смысле, он похож на человека, который носит рога - все замечают измену его жены.

Ну, и т. д.

Всё это очень наивно и недостоверно хотя бы по той причине, что выражения «рогоносец», «носить (наставить) рога» встречаются уже в античной литературе.

Гораздо более аргументированная гипотеза выдвинута в книге Онианса Р. «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе». Пер. Л. Б. Сумм. М., 1999. с. 235 - 240.

Исследователь выводит интересующее нас выражение из древней символики рога и связанных с ней представлений.
В гомеровские времена рога пользовались особым почетом, их золотили перед принесением животного в жертву. В Крито-микенскую эпоху рога считались священными и потому именовались «рогами посвящения» - это были сами рога или их изображения. Обычно их размещали над алтарем или над святилищем, в «священных местах». Жертва отождествлялась с божеством (вкушающие жертву причащались к богу)… С минойскими верованиями мы можем сопоставить не только гомеровские обычаи, но и сохранившийся на Делосе роговой алтарь.

Почему рога наделялись такой святостью? Потому, что они и были концентрацией жизненной силы, находившейся в голове (греч. псюхе). То, что растет из головы, естественно, воспринимается как продолжение того, что находится в самой голове. Демокрит объяснял рост рогов у оленя следующим образом: «Кость, прикрывающая мозг, очень тонка, мембранообразна, и от нее к вершине головы поднимаются толстые трубочки. Питание и его наиболее порождающая часть быстро поднимается вверх по голове, и жир распределяется вокруг всего животного снаружи, в то время как сила питания выходит в голову по трубочкам, и из нее растут рога, смачиваемые обильной влагой. Эта влага, постоянно вливаясь, выталкивает вперед отростки, и жидкость, выходя за пределы тела, затвердевает, поскольку воздух охлаждает ее и превращает в рог». Вероятно, на эту мысль философа навел процесс затвердевании вытекающего сока и смолы.

Рога есть проявление порождающей мощи и используются они преимущественно в половой жизни. Приводя множество примеров, Дарвин приходит к выводу, что «рога и клыки во всех случаях развиваются преимущественно как половое оружие», т.е. они используются самцами в поединках за самку.

Греки, в частности Архилох, мужской член именовали «рогом» - κέρας. Связью рога с плодовитостью объясняется насмешка Диомеда над Парисом: «лучник, хвастун, гордый рогом, преследующий девиц». Позднее, в некоторых графствах Англии «быть рогатым» означало «быть похотливым», а эпитет „horny“ (рогатый) означает «любвеобильный».

Если «рог» в древности имел подобное сексуальное значение, становится понятным, почему неверная жена «наставляет мужу рога». Вероятно, шутка подразумевала, что жена старается в пользу мужа. Человек, «имевший в доме много парисов своей Елены» (Anthologia Palatina, XI 278), оказывался рогатым. Примечание к данной эпиграмме называет супруга рогоносцем. Это наиболее раннее упоминание данного выражения.

В средневековой поэзии, особенно XIII в., рог вырастает на лбу обманутого супруга. Вскоре в Европе появился обычай украшать голову мужа рогами, демонстрируя, чем наделила его жена. Вероятно, здесь играла роль и связь рогов с бойцовским задором, вызванным половым чувством. Олень каждый год теряет рога после спаривания и вновь отращивает их на следующий год. Лишившись рогов, он утрачивает и храбрость, и стремление к самкам. Сострадательные соседи могли украшать рогами голову терпеливого мужа, чтобы вернуть ему недостающую сексуальную мощь и задор, порождаемые находящимся в голове веществом.

Обманутый муж - разгневанный муж. Дополнительные значения cerebrum, cerebrosus подтверждают, что, с точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: «поздние рога появились на моей голове». То же у Петрония: «гневливые, у которых за их грехи растут рога»; у Вергилия: irasci in cornua - о быке, чей гнев переходит в рога.