Александрийская школа. С

1. Александрийская школа неоплатоников была центром исследований в области специальных наук и составления комментариев к трудам Платона и Аристотеля. Так, Ипатия (больше известная тем, что в 415 году н. э. была убита толпой фанатиков-христиан) писала трактаты по математике и астрономии и, как утверждают, читала лекции о философии Платона и Аристотеля. Асклепиодот Александрийский (вторая половина V века н. э.), позже живший в Афродизии в Карии, изучал науки, медицину, математику и музыку. Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор и другие составляли комментарии к трудам Платона и Аристотеля. В их комментариях особое внимание уделялось логическим работам Аристотеля, и в целом можно сказать, что труды александрийских неоплатоников отличаются умеренностью и стремлением дать натуралистическое толкование комментируемых работ. Метафизические и религиозные интересы комментаторов отошли на второй план, кроме того, они отказались от умножения числа промежуточных существ, столь характерного для Ямблиха и Прокла, и почти не уделяли внимания доктрине экстаза. Даже набожный и склонный к мистицизму Асклепиодот, ученик Прокла, отказался от слишком сложной и чисто спекулятивной метафизики своего учителя.

2. Характерной чертой александрийского неоплатонизма была его тесная связь с христианством и мыслителями прославленной Катехизической школы. Отказавшись от слишком вычурных идей Ямблиха и Прокла, неоплатоническая Александрийская школа постепенно утратила свой языческий характер и превратилась скорее в «нейтральный» философский институт, ибо логика и наука представляли собой те области, где христиане и язычники могли найти общий язык. Именно благодаря растущей связи Александрийской школы с христианством стало возможным продолжение традиции эллинистической философии в Константинополе. (В Константинополь переехал жить Стефан Александрийский, который стал преподавать учение Платона и Аристотеля студентам тамошнего университета. Это было в первой половине VII века н. э. во времена правления императора Гераклия, то есть сто лет спустя закрытия Юстинианом школы неоплатоников в Афинах.) Примером тесной связи между неоплатониками и христианами Александрии может служить жизнь ученика Ипатии Синесия Киренского, который стал епископом Птолемея в 411 году н. э. Другим ярким событием является обращение Иоанна Филопона в христианство. В качестве новообращенного он написал книгу с критикой Прокловой концепции о вечности мира, обращаясь за доводами в поддержку своей идеи к «Тимею» Платона, который он трактовал как описание сотворения мира во времени. Филопон к тому же придерживался мнения, что Платон черпал мудрость из Пятикнижия. Следует также отметить Немесия, епископа Эмесы в Финикии, на которого повлияло учение Александрийской школы.

Но на христианских мыслителей Александрии оказали большое влияние не только неоплатоники, но и другие нехристианские философы. Мы видим это на примере Гиерокла Александрийского, преподававшего в Александрии примерно с 420 года н. э. Гиерокл был ближе к среднему платонизму, чем к своим предшественникам– неоплатоникам, поскольку, отвергая Плотинову иерархию Бытия, столь сильно расширенную Ямблихом и Проклом, он признавал только одно сверхчувственное существо – Демиурга. Но вот что особенно интересно – Гиерокл утверждал, что Демиург «преднамеренно сотворил мир из ничего»3. Вместе с тем он отрицал творение во времени, что не говорит против влияния христианства, особенно потому, что Судьба означала для Гиерокла не механическую предопределенность событий, но допускала, в определенной мере, свободу человеческой воли. Поэтому молитвы о милости и подчинение судьбе не исключают друг друга, а доктрина необходимости или судьбы согласна с христианской идеей о свободе человека, с одной стороны, и Божественном провидении – с другой.

Исследователь жизни Оригена, Даниэлу, говоря об александрийской школе, считает, что надо различать три понятия, которые часто смешиваются при произнесении этого имени. Во-первых, по примеру частных школ языческих философов, христиане также открывали свои частные школы, в которых они объединяли жаждущих духовного просвещения; во-вторых, известная группа мыслителей, независимо от систематического преподавания, распространяла в Александрии свои учения, что и могло бы быть названо «александрийской школой», в настоящем смысле этого слова; наконец,

в-третьих, надо указать на то специальное духовно-просветительное учреждение, в котором христианская доктрина препо­давалась лицам, желающим присоединиться к христиан­ству и в нем проходившим подготовительное изучение христианства перед принятием крещения.

Архим. Киприан (Керн). Курс по патрологии, читанный в Парижском Богословском Институте. Глава XVII

Александрийское огласительное училище II-III вв.

Руководители:

Коптские источники сообщают, что сам апостол Марк назначил первого ректора - Иуста, которого на этом посту сменили Евмений и Маркианий.

Затем (достоверно):

После смерти Дидима (313 - 398 гг.), школа перестает существовать.

Родон (еще недолго)

История школы

До Пантена (180-191 гг.), Христианское училище в Александрии ничем не отличалось от других подобных шклол, существовавших при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращавшихся в христианство и подготовки будущих пастырей Церкви.

Из огласительного училища в философско-христианскую школу это заведение преобразовалось позднее половины II-го века.

Тогда же произошло разделение школы на два направления:

  1. экзотерическое
    было доступно всем
  2. эзотерическое
    было доступно только философски образованным христианам.
    Главным предметом обучения являлось, конечно, Священное Писание, но само его изучение, соединялосьс предметами языческими (философия и пр.).

Школа развивалась при Клименте, Оригене, Иракле, Дионисии...

Затем был ложный период арианских споров

После смерти Дидима (395 г.) школа пребывала в состоянии упадка, причиной которого отчасти явилось невнимание к изменению богословских авторитетов.

Наследовавший Дидиму катехет Родон оставил эту школу в 405 г. и удалился в Сиду, отчасти из-за того, что понимал ее бесплодность и упадок, отчасти потому, что епископскую кафедру в Александрии занимал в это время св. Феофил (385-412), явный противник Оригена, язычества и греческой культуры, кот. не мог терпеть занятия теологией.

Школа пала сама собою, незаметно для всех.

Возможно, в виде начальной ступени (тривиума) еще существовала во времена св. Кирилла, но окончила свое бытие во времена арабского нашествия.

Отличительная черта богословия александрийцев

Основное место в Александрийской школе занимало аллегорическое толкование Священного Писания.

Причина тому - развитие исповедания александрийцами принципа усвоения христианством элементов античной культуры, в частности, философии.

Вообще иносказательный способ имеет след. историю:

  1. Аристобул (II в. до н.э.) вместе со своими последователями усвоил аллегорический метод толкования древних текстов, впервые разработанный греческими философами.
    (Платоники и стоики различали «слово внутреннее» и «cлово произнесенное»)
  2. Впервые этот способ иносказательного истолкования в отношении к книгам Священного Писания был применен знаменитым Филоном Александрийским (20-е гг. до н. э. - 50-е гг. н. э.).
  3. «Послание св. ап. Варнавы » (ок. 70 г.). - первый памятник христианской письменности, в котором используется этот метод истолкования,
    VII-XVI главы представляют собою применение этого способа к истолкованию евангельских событий, иносказания к которым автор находит в Пятикнижии Моисея.
  4. Пантен, Климент, Ориген развивают традицию аллег. толкования.
  5. После Оригена в своем чистом и полном виде оно развивалось не очень долго и в довольно узком кругу непосредственных учеников Оригена и преемников его в звании катехета - Дионисия Великого, Пиерия и Феогноста.
  6. В конце III - начале IV вв. школа переживала постепенное освобождение от оригеновского наследия и избирая для себя то направление, которое несколько позже привело к появлению никейского богословия.
  7. В 295 г. Александрийскую школу возглавил Петр и с этого времени в богословии александрийской школы и обозначилось стремление очиститься от языческих философий и иносказаний, что своей деятельностью укрепил Ахилла, ставший катехетом в 312.
См. также:

Святоотеческое учение о человеке (доникейская антропология): александрийское богословие // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА 1) платонизма и 2) неоплатонизма.

Александрийская школа платонизма, название, условно объединяющее ряд философов-платоников 1 в. до н. э. - нач. 5 в. н. э., не связанных единообразно с определенным институтом, но учивших в Александрии. Платоновские тексты попадают в Александрию, вероятно, уже в период основания Музея; предметом специального рассмотрения и комментирования они становятся у Стефана Александрийского (ум. 180 до н. э.), сгруппировавшего их по трилогиям, выделившего неподлинные диалоги и, вероятно, осуществившего издание корпуса (см. D. L. III 61-66). Рефлексом того, что Платон среди александрийских филологов сначала был оценен за литературные достоинства, являются известные слова Панетия, назвавшего Платона «Гомером философов». В 87 до н. э. в Александрии находился Антиох Аскалонский, провозгласивший отказ от академического скепсиса и возвращение к догматизму Древней Академии. Возможно, с кругом его учеников так или иначе был связан Евдор Александрийский, который, отказавшись от свойственного Антиоху стоического материализма в толковании сверхчувственного мира и от безусловного приятия аристотелевской логики, развил пифагорейские моменты в платонизме, обратился к непосредственному толкованию текстов Платона (в частности, «Тимея») и тем самым открыл т. н. Средний платонизм. О том, что платонизм в Александрии продолжал развиваться на рубеже старой и новой эры, можно судить по соч. Филона Александрийского. В духе александрийского платонизма философствовал Аммоний, учитель Плутарха (ум. ок. 80 н. э.), от которого у Плутарха интерес к пифагорейской числовой символике и восточным вероучениям. Вероятно, сходный комплекс идей - но при гораздо более развитом мистическом начале - развивался в кружке Аммония, учителя Плотина, и ряда других платоников (Оригена, которого не следует смешивать с учителем Церкви; Геренния; колдуна Олимпия; и др.); однако ок. 242, вероятно после смерти Аммония, кружок его учеников распался. В кон. 4 - нач. 5 в. в Александрии преподавала Гипатия (ум. 415); хотя «Суда» сообщает, что Гипатия читала публичные лекции о Платоне, Аристотеле и др. философах, тем не менее сведений о философских соч. Гипатии у нас нет, и по тому же «Суде» вероятнее всего заключить, что прямой специальностью Гипатии, дочери и ученицы математика Теона, была геометрия и астрономия. Учеником Гипатии был Синесий Киренский, с 411 епископ Птолемаиды, сочинения которого представляют собой смешение христианства и платонизма, затронутого влиянием Плотина.

Александрийская школа неоплатонизма в плане догматики представляла собой ответвление Афинской школы неоплатонизма. Первым неоплатоником Александрийской школы был ученик Плутарха Афинского (ум. 432) Гиерокл Александрийский, который ок. 420 начал в родном городе преподавание платоновской философии в ямвлиховском духе. Как язычник Гиерокл был отправлен в изгнание, но затем вернулся в Александрию и продолжал учить по-прежнему. В Афинах у Сириана учился Гермий, от которого дошла запись лекций Сириана о «Федре». Сын Гермия Аммоний, ученик Прокла, открывает «неоплатоническую эру» комментирования Аристотеля. Преподавание платоновской философии в Александрии при этом не прерывается: между 475 и 485 курс платоновской философии у Аммония слушал Дамаский, сорока годами позже лекции Аммония о «Горгии» - Олимпиодор; на лекции по платоновской философии, в частности на комментарий к «Теэтету», ссылается Асклепий. Иоанн Филопон, также ученик Аммония, приняв христианство, полемизирует с ортодоксальным неоплатонизмом Афинской школы, но прежде всего (в сочинении «О вечности мира против толкования Прокла») он обрушился на традицию неоплатонического толкования «Тимея». Вероятно, непосредственным преемником Аммония был Евтокий, читавший курс по «Органону» Аристотеля. Ряд комментариев к Платону принадлежит Олимпиодору Младшему, последнему неоплатонику-язычнику Александрийской школы. Ученики Олимпиодора Элий и Давид - христиане; в это время (2-я пол. 6 - нач. 7 в.) изучение философии в Александрийской школе ограничивается началами логики.

Программа обучения в Александрийской школе - как и в Афинской -включала в себя толкование сочинений как «дивного» Аристотеля, так и «божественного» Платона, причем соч. первого рассматривались как введение и необходимое дополнение к сочинениям второго. Знакомство с полным корпусом сочинений Аристотеля, по мнению Александрийской школы, необходимо приводит к пониманию их принципиального согласия с философией Платона - точка зрения, восходящая к Антиоху Аскалонскому, но отвергнутая уже Евдором, первым представителем антиаристотелевской традиции в платонизме (из позднейших ср. Аттика, Плотина, Сириана). Однако до чтения полных корпусов Аристотеля и Платона дело в Александрийской школе доходило, вероятно, крайне редко (у Аммония?). При этом сочинения Платона читались в меньшей степени, чем в школе Афинской. От Олимпиодора, например, дошли три комментария к диалогам Платона («Алкивиад I», «Горгий», «Федон»), читавшимся первыми по порядку из 12 входивших в полный курс платоновской философии (см. Афинская школа). Элементарный характер обучения провоцировал иной раз в качестве пропедевтики толкование других (помимо сочинений Платона и Аристотеля) сочинений по практической этике: отсюда - комментарии к «Золотым стихам» Гиерокла и к «Руководству» Эпиктета Симпликия. Основной курс начинался с общего введения в философию, построенного по плану Arist. An. Post. II1 ; в качестве примера такого рода введения в философию см. русский перевод древнеармянской версии «Введения» Давида (Фессалоникийского?) в кн.: Давид Анахт. Сочинения. М, 1975; за ним следовало введение ко «Введению» Порфирия, чтение самого «Введения», затем - введение к Аристотелю, включавшее классификацию его сочинений (см. Аристотеля комментаторы), затем толкование «Органона», начинавшееся с «Категорий». К концу 6 в. в Александрийской школе обучение принимало все более элементарный характер и последний представитель Александрийской школы Стефан Александрийский, перебравшись из Александрии в Константинополь и сделавшись (после 610) «вселенским наставником» (οἰκουμενικὸς διδάσκαλος), т. е. преподавателем императорской академии, среди прочего преподавал квадривий. По характеру комментариев к Александрийской школе примыкает Симпликий, стремившийся, как и александрийцы, объединить учения Платона и Аристотеля.

Александрийская школа неоплатонизма в целом повлияла на формирование византийского богословия (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл и др.); с Иоанном Филопоном связан сирийский аристотелизм (в частности, сирийские монофизиты), через него традицию толкования Аристотеля перенимают арабы, оказавшие затем значительное влияние на западноевропейскую средневековую философию.

Лит. : Tannery P. Sur la période finale de la philosophie grecque, - RPh XLII, 1896, p. 266-287; VancourtR. Les derniers commentateurs alexandrins d"Aristote. Lille, 1941; Richard M. Ἀπὸ φωνῆς, - Byzantion 20, 1950; Saffrey H. D. Le Chrétien Jean Philopon et la survivance de l"école d"Alexandrie au VIe siècle, -Ä£GLXVII, 1954, p. 396^10; Marrou #.-/. Synesios of Cyrene and Alexandrian Neoplatonism, - Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Ed. A. Momigliano. Oxf., 1960; Westerink L. G. The Alexandrian School since Hermias, - Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Introd., text, transi, and indices by L. G. Westerink. Amst., 1962, p. x-xiii; HadotL Le problème du néoplatonisme alexandrin. Hiéroclès et Simplicius. P., 1978; Westerink L. G. Texts and studies in neoplatonism and Byzantine literature. Amst., 1980. См. также лит. к отд. философам и к ст. Средний платонизм, Неоплатонизм, Афинская школа, Аристотеля комментаторы, Платона комментаторы.

  • - - война рим. легионов Юлия Цезаря с егип. госуд. Гл. театр воен. действий - г. Александрия и ее окрестности. Прибыв в Египет вслед за Помпеем, Цезарь вмешался в династич...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Создание Александрийской библиотеки привело к развитию целого направления в классич. филологии...

    Словарь античности

  • - - самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия во время правления греко-македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных...

    Педагогический терминологический словарь

  • - древнейшая богосл. школа, находившаяся в Александрии; в более широком смысле - направление в богословии ранней Церкви, возникшее в рамках этой школы...

    Католическая энциклопедия

  • - 1) платонизма и 2) неоплатонизма...

    Античная философия

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - крупнейшее в древности собрание рукописных книг при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки - в 7 - 8 вв. ...

    Современная энциклопедия

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - станица Терской обл., Пятигорского отд., в 88 вер. от Пятигорска и в 17 вер. от жел. дор. Жит. 4744, русск., правосл. 2 церкви, 3 школы земская почтовая станция; 16 торгово-промышленных заведений...
  • - Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Черчение...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался под покровительством и при содействии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии при Александрийском мусейоне в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях...
  • - война Юлия Цезаря против Египта. Происходила в основном на территории Александрии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - крупнейшее в древности собрание рукописных книг. Основана в нач. 3 в. до н. э. при Александрийском мусейоне...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Бумага большого формата и лучшего качества, для рисования...

    Словарь иностранных слов русского языка

"АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА" в книгах

Александрийская дева

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Александрийская дева Издревле прерогативой женщины считаются чувства. Ну а в чувствах одно из главных мест занимает, естественно, страсть. Но кто бы мог подумать, что страсть женщины может вызвать такая сложная отрасль, как наука?А между тем история знает примеры, когда

Александрийская ловушка

Из книги Цезарь автора Геворкян Эдуард

Александрийская ловушка Предательское убийство Помпея не остановило гражданскую войну.После разгрома при Фарсале уцелевшие соратники Помпея собрались на острове Керкира у Катона, в распоряжении которого была армия и около трехсот кораблей. Военачальник разделили

Александрийская библиотека

Из книги 100 знаменитых чудес света автора Ермановская Анна Эдуардовна

Александрийская библиотека В 332 году до н. э. Александр Македонский занял Египет, бывший до этого персидской сатрапией. По приказу полководца в дельте Нила основали город, названный в его честь Александрией. Это была одна из одиннадцати Александрий, разбросанных на

Александрийская

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Александрийская Традиция, основанная Алексом Сандерсом. Сандерс утверждал, что у него есть собственная ветвь ведовства, переданная ему бабушкой, но на самом деле она очень похожа на подход Гарднера. Его прежний опыт церемониальной магии сочетался с развитием ремесла, и,

12. Александрийская школа врачей

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

12. Александрийская школа врачей Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрат. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не было

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ Тенденции сближения христианства с эллинистической философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала

С. Александрийская философия

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

С. Александрийская философия В более философской форме и лучше постигнутой выступает единство самосознания и бытия в александрийской школе, представляющей {32}собою в этом круге идей основной образ и, значит, философию в собственном смысле этого слова. Александрия

Александрийская библиотека

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Александрийская библиотека Пусть сопутствует счастье переписавшему эту книгу, взявшему ее в руки и читающему ее. (Надпись на рукописи речей Демосфена) Рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ.

§185. Александрийская школа богословия

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Александрийская школа

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II автора Коплстон Фредерик

Александрийская школа 1. Александрийская школа неоплатоников была центром исследований в области специальных наук и составления комментариев к трудам Платона и Аристотеля. Так, Ипатия (больше известная тем, что в 415 году н. э. была убита толпой фанатиков-христиан) писала

Александрийская математическая школа

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

11. Александрийская школа врачей

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

11. Александрийская школа врачей Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрата. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не

Глава вторая. Александрийская школа

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

Глава вторая. Александрийская школа Стремительное распространение христианства и углубление его культуры через контакты с греко–римской цивилизацией II в. имперской эпохи с тревогой наблюдалось, среди прочих, и таким языческим литератором и философом, как Цельс, о

Александрийская школа

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ.

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ. Предшественниками А.ш. экзегезы были эллинизированные иудейские богословы, философы и писатели Александрии. Одним из первых представителей этого направления был Аристобул (2 в. до н.э.). Он и его последователи усвоили *аллегорический метод

Александрию основал Александр Македонский в дельте Нила, на месте рыбацкого поселка. Александрия стала впоследствии не только крупнейшим торговым, ремесленным, политическим, но и культурным и научным центром Востока. Гордостью Алексан-дрии была знаменитая библиотека, основанная в середине III в. до н.э.; она насчитывала более 700 тыс. папирусных свитков, которые помещали все известные произведения античной эпохи. Александрийская библиотека была частью Музея (храма муз), в котором розмишувалися астрономическая обсерватория, зоологический и ботанический сады, помещения для пребывания и работы ученых, приезжавших сюда из разных стран.

У истоков Александрийской математической школы стоял великий математик древности, педагог и систематизация математических наук Евклид. О личности Евкли-да нам известно очень мало. Жил он в последней четверти IV - первой четверти III в. до н.э.

Учился в Афинах, затем переехал в Александрию. В своем основном труде "Начала", состоящая из 13 книг, Евклид изложил все достижения древнегреческой математики в систематизированной аксиоматической форме. Сюда входили геометрия на плоскости, теория отношений Евдокса, теория целых и рациональных чисел, свойства квадратичных иррациональностей, основы стереометрии, метод исключений Евдокса. Евклид доказал теоремы, касающиеся площади круга и объема шара и др. Рассмотрел свойства пяти правильных многогранников, в которых Платон видел идеальные геометрические образы, выражающие основные структурные взаимосвязи Космоса. Изложение математических знаний имел дедуктивный характер, теории выводились из невелико! количества аксиом.

Универсальной ученостью выделялся Эратосфен, работы которого были посвящены не только математике, но и астрономии, географии, истории, философии и филологии. Особенно известны его работы по определению размеров земного шара, по географии. В математике Эратосфен известный своими исследованиями целочисленных пропорций, открытием "решетки Эратосфен а" (способов выделения простых чисел из любого конечного числа нечетных чисел, начиная с трех).

В Александрийской школе работал Никомед, известный открытием алгебраической кривой конхоиды (в полярных координатах эта кривая имеет вид р = А + В cosa), которую он применял для решения задач удвоения куба и трисекции угла.

Выдающимся математиком древности был Аполлоний Пергский. В своем главном произведении "Конические сечения" он обосновал теорию конических сечений в такой исчерпывающей форме, никто из следующих математиков (вплоть до Нового времени) к ней так и не смог ничего добавить. Аполлоний Пергский непосредственно подошел к основам аналитической и даже проективной геометрии. Он разработал завершенную теорию кривых второго порядка, в том числе эллипса. Ученый предложил метод описания неравномерных периодических движений как результат сложения более простых равномерных круговых движений. Это стало важнейшей предпосылкой для создания геоцентрической системы К. Птолемея.

В Александрийской школе начинал свой творческий путь и Архимед (6л. 287-212 pp. До н.э.). Именно здесь он сформировался как математик. Вернувшись в Сиракузы, Архимед продолжал поддерживать тесные связи с александрийскими математиками. Архимеду принадлежит важный вклад в математику, механику и практическую механику, а также физику и астрономию. В математике он создал методы вычисления площадей и объемов тел, был близок к открытию интегрального исчисления. Обосновал геометрическое решение кубического уравнения, открыл кривую, которая получила название "спирали Архимеда".

Доказал, что значение числа я находится между, а также установил, что объем сферы, полусферы и цилиндра одного диаметра с высотой, равной диаметру, относятся как 1: 2: 3. Определил квадратуру параболы и эллипса. При измерениях длины окружности впервые вычислил погрешности.

В своих исследованиях в области механики Архимед развивал теорию простых машин. Он ввел понятие центра тяжести, теоретически доказал закон простого рычага, создал основы статики и гидростатики. В гидростатике открыл закон, носящий его имя, и теоретически доказал его. В астрономии определил величину верхней границы видимого диаметра Солнца 33 ", что близка к истинному значению (31"59 ").

В области практической механики изобрел Архимедов винт для подачи воды, сферу - прибор для воспроизведения небесных явлений, много разных вантажопиднимальних и боевых машин. Архимед - основатель теоретической статики и гидростатики.

Развитие механики в эпоху эллинизма связан прежде всего с именем Герона Александрийского, известного также как Герон-механик. О периоде жизни и деятельности этого ученого точных сведений не сохранилось (ок. I-II ст. До н.э.).

Главное произведение Герона "Механика" сохранился только в арабском переводе сирийца Кости Ибн Луки, который жил в конце IX - начале X в. В "механике" исследуется передачи движения с помощью сцепленных кругов, добавление движений по правилу параллелограмма, распределение нагрузки между опорами, определяется центр тяжести. Как указывает Герон, он изложил содержание "Книги опор" Архимеда, которая, к сожалению, не дошла до нас. Приводится описание простых машин: рычага, коловорота, клина, винта и блока; соединение рычага, блока, коловорота и винта. В этой книге даются ответы на 17 вопросов относительно практического применения простых машин, а также определяются центры тяжести различных фигур. Описаны также различные конструкции устройств для подъема грузов и прессов, основанных на комбинациях простых машин.

Герону принадлежат также три трактата по прикладной механике: "Пневматика" - о механизмах, приводимых в действие сжатым воздухом или паром, "О автоматы" - о конструкции самрдиючих приборов и "Билопоика" - о конструкции луков, катапульт и других видов оружия.

Герон написал несколько работ по математике, в частности, предложил выражение для определения площади треугольника через его стороны a, b и с:

где. Это соотношение носит название формулы Герона.

Представителем Александрийской школы был и римский архитектор, механик, ученый-энциклопедист Марк Поллион Витрувий. Время жизни Витрувия относят ко второй половине I в. до н.э. Получил домашнее образование. Витрувий был строителем-практиком. Его трактат "Об архитектуре" состоит из 10 книг. Основное содержание 9 книг касается архитектуры. Десятая книга трактата полностью посвящена механике и содержит, главным образом, описание различных механизмов для поднятия грузов, а также практические правила и строительные рецепты. Общий дух системы Витрувия энциклопедический. Витрувий ничего не создал нового, и по своему основному замыслу вряд ли он хотел это сделать. Он собрал и в легкой, доступной форме изложил сумму архитектурно-технических знаний, которые создали греки и римляне на протяжении веков. Это очень наблюдательный и внимательный обозреватель. Вероятно, он изучил все, что было в то время в области архитектуры, - по крайней мере, он ссылается на большое количество авторов и произведений, о которых мы ничего не знаем. В свою очередь, Витрувий требует от архитектора-специалиста полного энциклопедизма. Это знание письма, рисования, математики, оптики, геометрии, истории, философии (физики и этики), музыки, медицины, юриспруденции, астрономии. Витрувий цамагався доказать необходимость этих знаний. Все эти знания, конечно, нельзя получить сразу, поэтому и архитектором нельзя стать сразу. Однако настойчивое обучение с молодых лет вполне может обеспечить энциклопедические знания. Архитектор не должен быть столь же компетентным во всех этих областях, как соответствующий специалист, но он не может быть невеждой в этих науках и искусствах. Следует отметить, что от эпохи Возрождения и вплоть до конца XVIII в. влияние Витрувия на европейскую архитектуру был огромным.

Еврейская философия в ее современном, классическом виде зародилась в Александрии приблизительно в II веке н.э. в результате тесных связей с соседями - греками.

Первое важное свидетельство ее - "Книга премудрости", посвященная разоблачению языческих культов и нравов и восхвалению мудрости. Эта книга проникнута возвышенным монотеизмом - единобожием в высшем смысле слова! - и неколебимой верой в "личностного" Бога, что соответствует духу иудаизма. Однако воздействие греческой философии на автора не вызывает сомнений. "Премудрость" этой книги - совсем не то, что "мудрость" Книги притч; здесь мудрость становится началом объективным и играет роль посредника между Богом и миром, "проникая во все и пронизывая все" . Мудрость как бы отделяется от Бога и от человека, начинает как бы "гулять сама по себе", что уже явно выходит за рамки еврейских представлений в их чистом, изначальном виде: понимается в духе стоической философии как мировой дух или всеобъемлющий разум (Логос).

Еще более ощутимо греческое влияние в утверждении, что мир был создан не ex nihilo (из ничего), а из некой бесформенной материи. Прямо противоположна учению Талмуда, но зато родственна платоновской философии идея о том, что душа попадает в тело, уже пройдя через предшествующее существование, и поэтому томится в теле, как узник в неволе.

Вообще надо отметить и то, что во времена Платона и его учеников (пятое столетие до новой эры) наука о происхождении мира и его основах превратилась из области, которой занимаются ради чистого и бескорыстного любопытства в коммерческую науку - греческие философы начали как раз тогда зарабатывать деньги своим умением рассуждать и решать мировые вопросы. Поэтому у того же Платона много разных идей об одних и тех же вещах, каждая из которых теперь считается классикой, но между собой они не очень срастаются, откровенно говоря: они подходили к разным объяснениям, как съемные, взаимозаменяемые детали. Потом, когда за дело взялись схоласты - чисто коммерческие философы, способные вывести любую мысль из любой посылки и предпосылки - это направление приняло совсем забавный характер, но с еврейской философией во мнениях несколько разошлось, поскольку беспринципность плохо уживалась с той строгой системой понятий и рамок, которую дает уму Тора. Но здесь мы немного забежали вперед - будемте придерживаться линии событий, которые и составили историю еврейской философской мысли в ее соударениях и пересечениях с так называемой "главной линией идеалистической философии в античные времена", которую и представляет Платон в полный рост.

Крупнейшим и самым известным представителем александрийской школы еврейской философии был Филон (ок. 25 г. до н.э. - 40 г. н.э.). Он первым поставил задачу примирить воззрения Торы с греческой философией. Большую часть обширных сочинений Филона составляют комментарии, нечто вроде самодельного мидраша к Священному Писанию. Он наивно пытается обнаружить в Торе все те представления, которые он заимствовал у греков, в частности, у того же самого старика Платона. Для этой цели Филон прибегает к методу аллегорического, иносказательного толкования. Для Филона все в Торе, начиная от имен и дат и кончая историческим повествованием и религиозно-нравственными предписаниями, - иносказание. Это не значит, что Филон отрицает исторический характер событий, описанных в Торе, или обязательность ее заповедей. Он лишь утверждает, что все содержание Торы призвано не столько руководить каждодневным поведением человека, сколько внушать ему возвышенные философские идеалы, что для Филона означает те представления, которые привлекли его к современной греческой философии.

Например, Исход, по его мнению, описан в Торе не для того, чтобы Израиль помнил в каждом поколении как произошедшие лично с каждым евреем беспримерные в мировой истории акты чудесного спасения, которые совершил ради него Превечный, а как проповедь о спасении от душевных волнений. И так далее - то есть Филон советовал свободно размышлять над Торой, чтобы она - и в этом ее высший, по его мнению, смысл - навевала высокие думы и красивые ассоциации. Заповедь о Шаббате должна напоминать человеку не о Творении и Исходе, а о важности почитания мистического числа "семь". Ясно, что кто так думает, субботу соблюдать едва ли будет на самом деле, зато сможет сказать о ее космической важности массу интересного и завлекательного: только кому он все это будет говорить, если субботу забудут и не будут соблюдать? То есть - слово отделяется от дела и от того, что оно вообще называет - и превращается в некую "самоходную" единицу. Это важное - но столь же вредное для еврейского образа жизни нововведение Филона Александрийского. Однако не единственное - что интересно:

Важнейший вклад Филона в историю философско-религиозной мысли (ничего общего не имеющей с иудаизмом) - его концепция логоса (того самого отдельно взятого, "самого по себе разгуливающего по миру" слова. Развивая идею "Книги премудрости", Филон пришел к новому пониманию греческого логоса. Он трактовал логос как особую личность, "второго бога" или "сына бога", которая является инструментом божественного творения и откровения и орудием имманентной деятельности Бога в универсуме. Логос, в понимании Филона, стоит несомненно ниже самого Бога. Он отнюдь не тот Логос-Слово, который, согласно христианской теологической догме, "сотворил плоть. Скорее Филон просто перепутал одно из имен-обозначений Вс-вышнего в арамейском переводе Торы ("Слово") и его суть - перепутал и "раздвоил" имя и понятие, для евреев совершенно единые. Перепутал - и путаницу эту зафиксировал, из-за чего потом в философии всех эпох было столько недоразумений: Сам Бог в системе Филона не только бесплотен, но и лишен любых атрибутов и свойств. Это чистое бытие, относительно которого ничего нельзя утверждать. Бог - абстрактное, статичное, вечно неизменное и равное себе духовное начало. Таким путем Филон пытался примирить платоновскую тенденцию, удаляющую Бога как можно дальше от зримого мира, с воззрением Торы, утверждающей личную связь Бога с миром.

Концепция логоса, развитая Филоном, как указано выше, глубоко чужда иудаизму. Еще бы! Библейский Бог - это живой Бог, а не безличное начало греческой метафизики. Для исполнения Своей воли Он пользуется посредником, но, конечно. Сам отнюдь не бездействует. Представление о логосе как о "втором боге" нарушает абсолютный монотеизм еврейской традиции. Неприемлем для иудаизма и аллегорический метод Филона, сводящий Тору до положения хрестоматии по греческой метафизике. Если учителя Талмуда иногда и прибегали к аллегории в интерпретации Торы, они никогда не упускали из вида, что, в первую очередь. Тора является откровением Воли Творца, в не руководством к экзальтированному созерцанию Божества. Кроме того, при таком аллегорическом толковании Тора в своей повествовательной части лишается той национально-исторической значимости, которую она имеет для еврейского народа и его судьбы. Все это объясняет, почему Филон не оказал значительного влияния на развитие еврейской мысли. Его сочинения, однако, тщательно штудировали отцы церкви, которые нашли в них подходящий материал для того синтеза иудаизма с греческим мировоззрением, который стал называться христианской теологией.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.