Александр александрович алябьев. Мемория

Александр Александрович Алябьев

Алябьев Александр Александрович (1787-1851) - российский композитор, автор опер, балетов, романсов ("Соловей" на слова Дельвига ). Участвовал в войне 1812 года. До 1823 служил в армии. В 1825 году был арестован по ложному обвинению в убийстве и сослан в Сибирь, затем переведен на Кавказ, позднее на Южный Урал.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787 - 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева - сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией - дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета.

Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-1814 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева. Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.

Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как “Соловей” (на слова А. А. Дельвига), “Зимняя дорога” (на слова А. С. Пушкина), “Нищая” (на слова П. Беранже) и “Вечерний звон” (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: “Виндзорские кумушки” (В. Шекспира), “Русалка” (А. С. Пушкина), “Безумная” (И. И. Козлова). Им была написана опера “Аммалат-бек” (1842 - 1847) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений.

В. А. Федоров

Алябьев - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по природному влечению к искусству. В двадцатых годах А. познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость или театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене, А. сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. А. сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ". Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил А. написать большую четырехтактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил, оперу "Аммалат-Бек", на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие А. был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Наибольшею известностью А. обязан двум - трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии А. имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения, вся композиторская деятельность А. немногим поднимается выше уровня дилетантизма. Для своей эпохи романсы А. были довольно значительны, при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов А. всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в оп. "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве, в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы А., доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, также как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Далее читайте:

Алябьевы - старинный дворянский род.

(1787-08-15 )

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа , Тобольск - 6 марта , Москва) - русский композитор, пианист, дирижёр.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге , затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым . При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра . Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк».

Алябьев - автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова , «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева .

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон » (на текст Козлова)и другие...

Сочинения:

  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
    • Аммалат-Бек (1842-47)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822, Большой театр, Петербург)
    • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским , 1824, Малый театр , Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским , Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824, театр на Моховой, Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр , Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем , 1825, там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • кантаты
  • для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
  • для дух. орк., в том числе увертюры
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен , в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833-35?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Примечания

См. также

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. - М., 1912.
  • Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. - М., 1956.
  • Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. - М., 1959.
  • Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. - М., 1966.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 августа
  • Родившиеся в 1787 году
  • Умершие 6 марта
  • Умершие в 1851 году
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в Тобольске
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. «Лунная ночь, или Домовые», постановка 1823).… … Большая советская энциклопедия

- (1787 1851) российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в. Романсы (Соловей и др.), в т. ч. на тексты социального звучания (Нищая). Одним из первых воплотил в музыке лирику А. С. Пушкина. Среди … Большой Энциклопедический словарь

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг Коллегии и главноуправляющий… … Биографический словарь

Род. в Москве, 30 го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре. После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу. Какие то неприятности… … Большая биографическая энциклопедия

- (1787 1851), российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала XIX в. Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику… … Энциклопедический словарь

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович - Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность… … Православная энциклопедия

- (1787, Тобольск — 1851, Москва), композитор. Один из виднейших русских музыкантов первой половины XIX в., автор сценических, инструментальных, вокальных произведений. Родился в семье тобольского губернатора, в 1804 переведённого по службе в… … Москва (энциклопедия)

- (15 VIII 1787, Тобольск 6 III 1851, Москва) Все родное к сердцу ближе. Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!.. В. Домонтович Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества… … Музыкальный словарь


Родился в семье тобольского вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева. Получил хорошее домашнее образование.

В 1796 году семья переехала в Санкт-Петербург.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии в Санкт-Петербурге.

В 1804 году семья Алябьевых переехала в Москву, где в Московском пансионе Александр завершил образование.

В 1803 году он был зачислен шихтмейстером 14 класса в Москве.

В 1812 году поступил добровольцем на военную службу и во время Отечественной войны 1812 года служил в 3-м Украинском казачьем полке.

В 1813 – 1814 годах воевал под Лейпцигом и в боях на Рейне, участвовал во взятии Дрездена под командованием Дениса Давыдова, где был ранен, взятии русской армией Парижа. Александр Алябьев был награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г. После Отечественной войны 1812 года продолжил службу в Санкт-Петербурге в чине ротмистра.

В 1815 году он сочинил гусарскую песню «Один еще денек».

В 1822 году Александр Алябьев совместно с композитором А.Н.Верстовским написал музыку к опере-водевилю «Новая шалость, или Театральное сражение», оперу «Лунная ночь, или Домовые», поставленные в Большом театре в Санкт-Петербурге.

В 1823 году Александр Алябьев вышел в отставку в чине подполковника с полным пансионом и проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время он написал оперу-водевиль «Деревенский философ», поставленную в Театре на Моховой в Москве.

В 1824 году им были написаны оперы-водевили «Хлопотун, или Дело мастера боится» и «Проситель» совместно с А.Н. Верстовским, поставленные в театрах Москвы.

В 1825 году написал хоры к прологу «Торжество муз» и оперы-водевили «Встреча дилижансов», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» совместно с А.Н. Верстовским, которые были поставлены в Большом театре в Москве.

В этот год разразилась катастрофа: Алябьев был обвинен в убийстве, которого не совершал. Во время азартной партии в карты в своем доме Алябьев обнаружил, что помещик Времев шулерствует. За что тот был жестоко избит и через три дня умер. Хозяин дома был арестован и помещен в крепость в одиночную камеру на три года, где от безделья стал писать музыку.

Композитор А.Н.Верстовский сказал о нем: «Русскому таланту и тюрьма – на пользу! Алябьев отозвался с усмешкой: Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер».

В 1826 году в заключении Александр Алябьев написал самый известный свой романс «Соловей» на слова поэта А.А. Дельвига.

В 1827 году он написал балет «Волшебный барабан, или следствие Волшебной флейты»

1 декабря 1827 года Александр Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и сослан в Тобольск по Высочайшему повелению.

Что вас изволило так развеселить, сударь? - с недоумением поинтересовался чиновник. - В Сибири-то вас научат серьезности!

Это вряд ли, - отозвался Александр Алябьев. - В Тобольске я провел лучшие годы моей жизни - детство и юность. Ведь мой батюшка был губернатором Тобольска».

В Тобольске Александр Алябьев организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. Во время этой ссылки он написал самые известные свои романсы «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона».

В 1832 -1833 годах Александр Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения, где записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни и составил совместно с украинским историком-фольклористом М.А. Максимовичем сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.

В 1835 году Александру Алябьеву дозволяется жить в Московской губернии у родных с запрещением въезда в обе столицы.

В этот период он написал музыку к драмам «Отступник, или Осада Коринфа» (1837), «Русалка» А.С. Пушкина, Винзорские проказницы» У. Шекспира (1838).

В 1840 году Александр Алябьев женился на Е.А. Римской-Корсаковой.

В 1843 году он получил императорское разрешение проживать под надзором полиции в Москве «с тем, чтобы не показываться в публике».

Александр Алябьев скончался 22 февраля 1851 года и был похоронен в Симоновом монастыре в родовой усыпальнице Алябьевых.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая работа посвящена биографии замечательного русского композитора Александра Александровича Алябьева. Основные главы книги охватывают сорок лет его жизни — от рождения до ссылки. В них описываются ранние годы жизни композитора, созревание его художественной индивидуальности, участие в Отечественной войне и заграничном походе, последующая офицерская служба и возобновление занятий композицией, интенсивная творческая деятельность для театра и начало расцвета вокальной лирики — наиболее важной области его творчества. В эти годы появились многие его музыкально-сценические произведения, в том числе комическая опера «Лунная ночь, или Домовые» и балет «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты», три струнных квартета, серия фортепианных пьес, ряд популярнейших романсов и песен, и среди них — знаменитый «Соловей ». В личной жизни композитора этот период -завершился длительным тюремным заключением, вызванным тяжким и несправедливым обвинением. Выяснение обстоятельств, связанных с судебным процессом, разоблачение легенд, созданных вокруг пресловутой ссоры за карточным столом, реабилитация композитора на основе точных и объективных данных—одна из задач настоящей работы.
Дополнением к главной части работы служит публикация писем А. А. Алябьева, относящихся к периоду ссылки и к последним годам его жизни в Москве.

«Страницы из жизни А. А. Алябьева»—это не только жизнеописание, но и творческая биография произведений композитора, главным образом театральных (история создания и постановок оперы, балета, водевилей) и вокальных (данные о сочинении и публикации романсов и песен). Таковы главы и разделы:: «Сочинения 1810-х годов», «Творческая работа Алябьева для театра в Петербурге и Москве в первой половине 20-х годов», «Ранние пушкинские произведения Алябьева», «Творческая работа Алябьева в годы тюремного заключения» (музыка для театра, вокально-симфонические и инструментальные произведения, вокальная лирика и особо — русская песня «Соловей»), а также заключительная глава приложений — «Творческие памятки поздних лет». Истории произведений уделяется много места и в разделах о творческой связи Алябьева с писателями-декабристами, о встречах с Майковыми и др.
Выяснение времени создания, исполнения и публикации произведений является одной из необходимых предпосылок для точной периодизации и верной характеристики творчества композитора. Обычно в работах об Алябьеве даются слишком суммарные обзоры его художественного наследия без учета творческой эволюции и без установления различий между произведениями разных периодов. Отсутствие твердой хронологической опоры мешает правильно определить место композитора в общем развитии музыкального искусства.

Новые исследования показывают, что ряд сочинений Алябьева появился значительно раньше, чем это считалось до сих пор. Вообще начало его творческой деятельности -надо отнести к гораздо более раннему периоду. Алябьев стал заниматься композицией и публиковать свои произведения еще до Отечественной войны 1812 года. Он был не только современником М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Н. Верстовского, но и предшественником их.

Алябьев известен прежде всего как автор романсов и песен. Но он является также симфонистом, театральным композитором, мастером камерной, хоровой и военно-оркестровой музыки. Эти области его творчества оставались -в тени на протяжении многих десятилетий и едва упоминались в общих трудах по истории музыки. Лишь с конца 30-х годов нынешнего столетия они начали привлекать внимание музыковедов. После Великой Отечественной войны 1941—1945 годов инструментальная музыка Алябьева стала исполняться в концертах и радиопередачах; впервые напечатан ряд его симфонических, камерных и хоровых партитур, инструментальных дуэтов, переизданы фортепианные пьесы. Усилился интерес и к его вокальным сочинениям (издание сборников избранных романсов, популяризация в концертах и т. п.). Однако богатство романсово-песенного творчества Алябьева далеко еще не освоено ни исполнителями ни исследователями; многие ценные страницы его лирики находятся пока в забвении. Выпущенное фирмой П. И. Юргенсона в 1898 году «Полное собрание романсов и песен для пения с фортепиано» А. Алябьева в четырех частях (томах), содержащих 112 (фактически 113) номеров, не охватывает всего камерного вокального наследия композитора; сюда не вошло около пятидесяти произведений, опубликованных в старинных изданиях, а также большого количества романсов и песен, сохранившихся в рукописях.
Первая -— и единственная до сих пор — монография об Алябьеве принадлежит перу Г. Н. Тимофеева. Его книга вышла в свет в 1912 году и отмечена почетным отзывом Академии наук. Этот труд явился важным вкладом в изучение жизни и творчества Алябьева. Однако многие материалы (архив композитора, фонды судебных органов и т. п.) были недоступны биографу; недостаточно были использованы им литературные источники, в частности, периодика. В изложении биографии осталось много «белых пятен», допущены неточности и ошибки.
Для возрождения интереса к творчеству Алябьева большее значение имели высказывания Б. В. Асафьева, назвавшего Алябьева «первым выдающимся русским лириком» (статья в сборнике «Русский романс», 1930). Пренебрежительное отношение предшествующих поколений музыкантов к Алябьеву как к «дилетанту» начало уступать место признанию его роли как крупнейшего из мастеров русского романса доглинкинского периода.

За последние два десятилетия опубликован ряд статей, восполняющих некоторые пробелы в биографии композитора. Алябьеву посвящены отдельные очерки в учебниках по истории русской музыки, написанные М.С. Пекелисом (1940) и Ю. В, Келдышем (1948), а также в диссертации, В. А. Васиной-Гроссман. Большую работу проделали Б. В. Доброхотов и Г. В. Киркор по редактированию и публикации сочинений, оставшихся в рукописях.
Однако изучение жизненного пути и художественного наследия Алябьева далеко еще не закончено. Многие периоды жизни и многие стороны деятельности выдающегося русского музыканта—композитора,. пианиста, дирижера, певца, педагога, собирателя народных песен, организатора музыкальной жизни — должны быть заново освещены. При этом крайне необходимо очистить его биографию от массы измышлений, анекдотов, мифов и фактических ошибок, накопившихся за десятилетия, упорно держащихся и множащихся по сию пору.

Пожалуй, ни одна из композиторских биографий не подвергалась таким невероятным искажениям, как биография Алябьева. Неверные сведения о композиторе, неправильные даты (начиная от года рождения — с разницей на пятнадцать лет!—и кончая годом смерти) попадаются даже в новейших трудах, например, в работах об А. С. Грибоедове, Л. Н. Толстом, А. Н. Радищеве писателях-декабристах. Для иллюстрации приведем следующий пример: в комментариях к одной из публикаций в таком солидном и тщательно подготовленном научном издании, как «Литературное наследство» (вып. 59, изд. 1954), на странице 212 сообщается, что полковник А. Н. Алябьев (композитор) был осужден Государственным Советом в 1825 году — три ошибки в одной фразе (неверно указаны год, чин, инициалы)! Грубые ошибки, касающиеся фактов творческой биографии композитора, содержатся сплошь и рядом в специальной музыковедческой литературе. Все это заставляет больше, чем хотелось бы, останавливаться на разборе и опровержении ложных сообщений, бездоказательных утверждений и неточностей, вносить разъяснения и поправка Выполнение данной задачи особенно важно в тех случаях, когда та или иная унаследованная по традиции и с трудом изживаемая легенда, либо родившаяся в недавнее время и выданная за правду фантазия, создает превратное представление об общественном и моральном облике композитора или вносит путаницу в историю его творческого развития.

Нередко для выяснения факта, обнаружения новых моментов в биографии приходится привлекать материал, имеющий косвенное отношение к теме исследования. Иногда, например, оказывается необходимым определить срок пребывания "в полку сослуживца композитора, точное местопребывание родственника или приятеля, годы жизни лица, которому посвящено произведение, чтобы найти отправной пункт для прослеживания личных связей композитора, уточнения хронологии его сочинений, установления его местонахождения в данный период и т. д. Опыт показывает, что без учета так называемых деталей, к которым столь пренебрежительно относятся иные музыкальные критики, подчас терпят провал самые глубокомысленные, но беспочвенные «обобщения» и «творческие концепции».
Широкому освещению музыкально-исторической темы могут помочь материалы, заимствованные из общеисторических, литературоведческих, театроведческих и т. п. источников. Автор настоящей работы стремился использовать подобные материалы при изучении эпохи, в которую жил Алябьев, и для характеристики лиц, с которыми композитор встречался. Значительную ценность для историка музыки имеют такие труды, как книга М. В. Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» (хотя нельзя не отметить в данной книге некоторых неточностей, касающихся именно А. А. Алябьева). Вместе с тем, изучение связей композитора с литераторами, актерами и другими мастерами искусства
дает новый материал и для биографий этих деятелей культуры.

В книге «Страницы из жизни А. А. Алябьева» большое внимание уделено ближайшему окружению музыканта, его общению, с представителями, декабристского движения, масонства, гусарской и литературных содружеств, любительских музыкально-театральных кружков, артистического мира, с товарищами г по композиторской профессии, с сотрудниками по творческой работе, с друзьями и приятелями. Излагаемые в этом плане факты должны помочь воссоздать обстановку жизни и. деятельности Алябьева, определить взаимоотношения его с различными общественными и художественными кругами, оттенить некоторые стороны его натуры. В главах, специально посвященных связям Алябьева с отдельными лицами, изложение не замыкается в хронологические рамки основной части книги (до ссылки композитора), но распространяется и на последующие годы его жизни.

В личной жизни Александра Александровича большую роль играли семейные связи. Композитор провел детство и юность в семье. Позднее, по выходе в отставку, он жил в Москве в одной квартире с сестрой Екатериной, которая приехала к нему и в ссылку — Сибирь, а затем на Кавказ. Получив частичную амнистию, он поселился, в имении сестры Натальи; все сестры, брат Василий и их семьи принимали близкое участие в его судьбе. На литературные тексты брата Александр Александрович написал ряд музыкальных сочинений. Для представления об обстановке, в которой с детства развивался Алябьев, важны сведения о его родителях—о принадлежности матери к роду Новиковых, просветительской деятельности отца в Сибири, его интересе к музыке и театру, его отношении к А. Н. Радищеву и тобольским ссыльным. Обрисовать достаточно полно и правдиво облик А. В. Алябьева необходимо в особенности потому, что и в прежней и в современной литературе встречаются отзывы, резко расходящиеся в оценке его личности.

Юные годы композитора прошли в Москве. Они приходятся на период, непосредственно предшествовавший Отечественной войне 1812 года. Как раз этот период менее всего освещен в музыкально-исторической литературе. Труды по истории русской музыкальной культуры XVIII века не доходят до него. Труды же по истории русской музыки XIX века начинаются обычно с послевоенного времени или даже с 1825 года и во всяком случае не выделяют «и этого периода, ни музыкальной культуры Москвы. Отсюда возникла задача — собрать сведения о различных сторонах музыкальной жизни Москвы в первый период пребывания Алябьева в древней русской столице. Аналогичная задача была выдвинута и в отношении сведений, характеризующих впечатления русских воинов за границей во время похода 1813—1814 годов. Следующий далее раздел дает общее представление о национальном подъеме, вызванном Отечественной войной. Он непосредственно предваряет описание творческой деятельности композитора и характеристику его окружения. Дальнейшая задача—анализ творчества—должна быть решена в последующих -музыковедческих трудах.
*
Все документы, впервые публикуемые в книге, даются по новой орфографии, но с сохранением характерных особенностей написания и пунктуации. В цитатах из печатных и архивных материалов все пропуски текста обозначаются точками, заключенными в прямые скобки.
Источники выделены в особое приложение; в книге нет прямых ссылок на них. Авторы цитируемых или упоминаемых материалов, а по мере надобности также названия и даты приводятся по ходу изложения в основном тексте работы. Более же подробные библиографические указания, с обозначением выходных данных издания, страниц и т. п., помещены в «Источниках», где все материалы сгруппированы по тематическому признаку в пределах каждой главы и каждого раздела. В необходимых случаях названия печатных и архивных источников сопровождаются примечаниями, определяющими их принадлежность к тому или иному факту или цитате. В разделах, относящихся к музыкально-театральным работам Алябьева, название учреждения обозначает место хранения партитуры или либретто. В начале каждого раздела источников указаны соответствующие ему страницы основного текста.
В целях экономии места источники, многократно упоминаемые, а также слова, часто повторяющиеся в библиографии, обозначены сокращенно (см. перечень условных сокращений). Кроме того, в оглавлении при названии каждого раздела книги указаны также страницы соответствующего раздела «Источников». Основная литература об Алябьеве дана отдельно, в хронологическом порядке. Письма и документы Алябьева, приводимые в книге, а также музыкальные произведения композитора, упоминаемые в ней, перечислены в специальных указателях.
В качестве нотного приложения к книге помещены некоторые неизвестные или забытые романсы Алябьева, относящиеся к раннему периоду его творчества (четыре романса на слова В. А. Жуковского), либо связанные с именами поэтов-декабристов (Н. Н. Оржицкого, Ф. Н. Глинки), либо, наконец, служащие творческой памяткой отношений Алябьева с современными ему композиторами (элегия для сборника М. И. Глинки).

Глава I. Семья.
Глава II. Первые двадцать пять лет жизни в гражданском
Сведения о раннем детстве, о службе ведомстве и о юношеских развлечениях
Общее и музыкальное образование. Начало творческого пути
Музыкальные впечатления раннего московского периода.

Глава III
Алябьев в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813—1814 годов

Глава IV
Возвращение к музыкальной деятельности
Музыкальные впечатления военных лет В обстановке национального подъема. Возобновление занятий музыкой Сочинения 1810-х годов. Завершение военной карьеры

Глава V
Дружеские связи офицера и музыканта Алябьева
Постановка вопроса. Факты и домыслы
Творческие связи Алябьева с писателями-декабристами. Однополчанин Н. Н. Оржицкий. Сотрудничество с П. А. Мухановым и Ф. Н. Глинкой. Встречи с А. А. Бестужевым. Возможное знакомство с В. К. Кюхельбекером. Вопрос о масонах. Генерал И. М. Бороздин и другие Гусарская вольница. Денис Давыдов. «Рыцари лики с любви, свободы и вина» (Пушкин)
Общение с участниками «Зеленой лампы». Н. В. Всеволожский, П. Б. Мансуров, Ш. Ф. Юрьев. Вопрос о знакомстве с А. С. Пушкиным
А. А. Алябьев и А. С. Грибоедов. Братья Д. Н. и С. Н. Бегичевы. Н. А. Шатилов
Алябьев и грибоедовекая Москва. А. А. Тучков, Г. А. Римский-Корсаков, Н. И. Толстой, А. М. Исленьев.

Глава VI
Творческая работа Алябьева для театра в Петербурге и Москве в первой половине 20-х годов
Театральный дебют Алябьева. Опера-водевиль «Новая шалость, или Театральное сражение» (текст Ы. И, Хмельницкого, музыка А. А, Алябьева, Л. В, Маурера и А. Н.
Верстовокого).
«Лунная ночь, или Домовые», комическая опера в двух действиях с хорами (либретто П. А. Муханова и П. Арапова)
Музыка к комедиям-водевилям М. Н. Загоскина и П. И. Арапова.
Музыка к операм-водевилям А. И. Писарева «Торжество муз»

Глава VII
Театрально-музыкальное окружению Алябьева первой половины 20-х годов
Театральные деятели — драматурги А. А. Шаховской, А, А. Майков, Ф. Ф. Кокошжин, М. Н. Загоскин, композитор А, Н. Верстовский. Художник Н. А. Майков Певцы П. А. Булахов, Н. В. Репина, Н. В. Лавров, Д. М. Лаврова, А. О. Бантышев
Дирижеры-композиторы Л. В. Маурер, К, А. Капое, Ф, Е, Шольц, Н. Е. Кубишта
Актеры М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, В. И. Рязанцев, А. М. и А, Т. Сабуровы
Любительские спектакли. Семья Всеволожских, И. И. Хмельницкий, П, Н, Арапоп, А. И. Писарев, А. А, Вашилов и другие
Благотворительные концерты. Музыкальные салоны. Зинаида Волконская, братья Михаил и Матвей Висльгорские, Владимир Одоевский

Глава VIII . Ранние пушкинские произведения Алябьева
«Кавказский пленник». «Черкесская песня». «Слеза»

Глава IX. Судебный процесс
Февральское происшествие 1825 года в представлении современников и в памяти потомков
Обстоятельства дела, его реальные и мнимые участники и жертвы, свидетели обвинения и организаторы следствия
Три года преследований

Глава X. Творческая работа Алябьева в годы тюремного заключения
Театральная музыка. Балет «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты». Вокально-симфонические произведения
(Русская песня «Соловей»
а) Предыстория
б) Хронологическая загадка.
в) Дельвиг и его «Русская мелодия»
г) 1825 или 1826 год?.
д) Популярность
е) Дополнение. Произведения Алябьева на тексты Дельвига
Начало расцвета вокальной лирики Алябьева Некоторые сведения об инструментальных сочинениях
Алябьева тюремных лет
«Прощание с соловьем».

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Годы ссылки в письмах композитора
Тобольск
Пятигорск.
Оренбург.
Богородский уезд.
Полулегальная командировка в Москву.
Коломна
2. Творческие памятки поздних лет
Романс Грибоедова — Верстовокого и Грибоедова —Алябьева.
Элегия Алябьева для сборника М. И. Глинки
Романс Алябьева для сборника А. С. Даргомыжского и запись в нотном альбоме.

ИСТОЧНИКИ
Перечень условных сокращений
Источники к главам 1-Х
Источники к приложениям.
Литература об А. А. Алябьеве

УКАЗАТЕЛИ
Письма и документы А. А. Алябьева. Произведения А. А. Алябьева, упоминаемые в книге
Список иллюстраций
Указатель гимен.

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. А. АЛЯБЬЕВ. РОМАНСЫ.
Четыре романса на слова В. А. Жуковского
Юлия. Голос с того света
Воспоминание
Путешественник
Верность до гроба
Прощание гусара. Слова Н. Н. Оржицкого.
Тоска больной Нины. Слова Ф. Н. Глинки.
«Где ты, прелестный край». Элегия

Скачать книгу

ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ

«Уносит вечность всех под мрачный свод гробов,
Но непорочных душ и мысли и стремленья
Выбрасывает вал сурового забвенья
На берег бытия, как зерна жемчугов».

К.М. Фофанов


Широкому кругу любителей музыки имя А.А. Алябьева знакомо в основном благодаря романсу «Соловей». К сожалению, обширное и многогранное творческое наследие композитора, как и его биография, долгое время оставались в забвении. В течение 50 лет после его смерти не было ни одной попытки серьезно разобраться в творчестве и сложной биографии композитора. Если до 1825 г. имя Алябьева упоминается сравнительно часто, то после, кроме рецензий на романсы, оно совершенно исчезло из печати, а неполные либо ошибочные сведения о его жизни приводили лишь к искажению облика композитора и как человека, и как музыкального деятеля.

Сочинения Алябьева, кроме романсов, песен, нескольких фортепианных пьес и клавира «Кавказского пленника» не были опубликованы. После смерти композитора часть его архива, в которую входило свыше 500 музыкальных рукописей, была передана кем-то из близких в Московскую консерваторию и там без всякого учета и

обработки свалена в подвалах. Музыкальные и литературные рукописи, находившиеся у частных лиц, зачастую варварски уничтожались.

Только спустя 60 лет после смерти Алябьева появился первый биографический очерк и лишь после Великой Отечественной войны, когда архивы стали доступны для
изучения, рукописи композитора извлекли из подвалов консерватории и передали в Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, где они хранятся и поныне. Таким образом, музей, сосредоточивший основную часть архива, начал изучение музыкального наследия Алябьева. Сотрудники музея, Б.В. Доброхотов, И.Н. Иордан и Т.В. Киркор, подготовили к исполнению партитуры многих оркестровых, хоровых и камерно-инструментальных произведений.

Начало исполнению этих ранее неизвестных произведений было положено весной 1947 г. концертом, организованным музеем совместно с Московской государственной филармонией. В этом концерте, после более чем столетнего забвения, Государственным оркестром Союза ССР и солистами филармонии под управлением дирижера Н.П. Аносова впервые были исполнены вариации для скрипки с оркестром, четыре произведения для голоса с оркестром, две оркестровые увертюры и Третий струнный квартет. В пропаганде камерного творчества Алябьева видную роль сыграл Государственный квартет им. Бетховена, в своих концертах, кроме Третьего, впервые исполнивший Первый струнный квартет, а совместно с Э.Г. Гилельсом – фортепианный квинтет, сонату для фортепиано и скрипки, и завоевавшее большую популярность фортепианное трио. Хоровые произведения композитора прозвучали в концертах Государственного академического хора им. А.В. Свешникова.

С 1949 г. начинают появляться публикации ранее никогда не издававшихся крупных произведений Алябьева и многие «белые пятна» биографии выдающегося русского музыканта были раскрыты. Творческое наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Оказалось, что им написано более 450 произведений, среди которых шесть опер, балет, свыше 20 опер-водевилей, множество сочинений для симфонического и духового оркестров, для голоса с оркестром, хоры, музыка к драматическим представлениям, пьесы для различных инструментов с фортепиано, камерные ансамбли, обработки песен многих народов России и свыше 160 романсов.

Понимание роли Алябьева в истории русского музыкального искусства продолжает углубляться по мере того, как в архивах обнаруживаются его неизвестные или забытые произведения, а т.к. география его странствий обширна, можно надеяться и на дальнейшие открытия.


* * *

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса "Соловей" на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо "Соловья" Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое - романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама "Кавказский пленник" по А. Пушкину.Вокальное творчество Алябьева тесно связано с традициями русского городского фольклора начала 19 в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др. Опираясь на достижения русской литературы, он расширил содержание романса и в своём вокальном творчестве вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.
Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина музыкального выражения. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 30-х гг. («Песни Баяна» на сл. Языкова и др.). В произведениях 40-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произведения А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»). Обогащая тематику русского романса, Алябьев стремился к обновлению средств музыкальной выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии. Характерные особенности музыкального языка Алябьева - частое применение органных пунктов и остинатных фигураций, обострение ладовых тяготений путём альтерации, красочное сопоставление одноименных тональностей (мажора и минора). Эти приёмы свидетельствуют о творческом освоении композитором новых тенденций музыкального романтизма. Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга. В 1822 году в Петербурге в Большом театре шла в первый раз комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" П. Н. Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард) с увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем. В 1826-27 г.г. исполнялась опера-водевиль "Утро и вечер, или Ветер переменился" Р. М. Зотова с музыкой Алябьева.

В 1825 вместе с А.Н. Верстовским Алябьев написал музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева, исполненном на открытии Большого театра в Москве.

В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818, балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).

В 1832 году Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения. Около двух лет он провел в Пятигорске и его окрестностях. Природа Кавказа произвела неизгладимое впечатление на его восприимчивую натуру. Алябьев знакомится с песнями и танцами горских народов, записывает черкесские, кабардинские, грузинские и азербайджанские мелодии. Итогом поездки явился большой сборник романсов, изданный под общим заглавием «Кавказский певец». Кавказские впечатления отразились также и в опере «Аммалат-Бек» по повести писателя-декабриста Бестужева-Марлинского, над которой Алябьев работал в 1840-е годы. На Кавказе Алябьев познакомился с украинским историком и фольклористом М. А. Максимовичем и вместе с ним подготовил сборник «Голоса украинских песен», в котором опубликовал свои обработки украинских народных мелодий. Этот сборник, изданный в 1834 году, был отмечен высокой похвалой Гоголя. Работу по записи народных песен Алябьев продолжил в Оренбурге, куда он был переведен после кавказской поездки. Первым среди русских композиторов он записывает башкирские, киргизские и туркменские песни, пишет увертюру на башкирские темы.
Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям, работает над операми «Рыбак и русалка» и «Аммалат-Бек». Алябьев продолжает пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор. Для концерта в пользу нищих Алябьев написал, например, гимн благотворительности на патриотические стихи Ф.Н. Глинки для оркестра, хора и для голоса соло; в том же концерте была исполнена написанная Алябьевым "Песнь на смерть Лаврова" (артиста московского театра). В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы. К числу его последних произведений относятся песни на слова поэта-демократа Н. П. Огарёва с сюжетами из народной жизни («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») .Значителен вклад Алябьева в отечественную камерно-инструментальную музыку. Среди многочисленных камерных ансамблей Алябьева выделяются 2 струнных квартета (№ l и № 3), фортепианное трио a-moll, соната для скрипки и фортепиано. В этих произведениях принципы классического сонатного цикла органически сочетаются с элементами русской песенности. Таковы медленная часть 3-го квартета (на тему песни «Соловей»), 1-я часть и финал фортепианного трио, пронизанные интонациями русской народной песни и бытового романса. По своему художественному облику эти произвдения близки камерным ансамблям М. И. Глинки, созданным также в 20-30-е гг. К лучшим образцам раннего русского симфонизма принадлежат одночастная симфония e-moll, увертюра f-moll, оперные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял Алябьев и духовой музыке (марши, увертюры для духового оркестра). Мало изучено театральное наследие Алябьева. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, большей частью незавершённые, остались в рукописях (исполнялись только сочинения начала 20-х гг. - водевили, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем в театральной музыке конца 20 - начала 40-х гг. композитор разрабатывал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральным инсценировке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» - по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А. А. Бестужева-Марлинского) Алябьев использовал записанные им на Кавказе народные напевы.

Однако важнейшую часть наследия Алябьева всё-таки составляют его романсы и песни. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера. Декламация естественна и довольно выразительна. Фортепианное сопровождение, простое по гармонии, написано звучно, но не разнообразно, хотя в нем зачастую сказываются намерения иллюстрировать текст. Всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Полиной Виардо, Аделиной Патти и Марчеллой Зембрих (в сцене вокального урока в опере "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьесы Фр. Листом. Мелодия "Соловья", поддерживаемая незамысловатым аккомпанементом, нетороплива и свободна, мягка и нежна. Это сочинение в куплетной форме с характерным для русской народной песни сопоставлением запева и припева может служить классическим образцом городского песенного стиля первой половины XIX века. Популярность романсов Алябьева была очень велика. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Песнь бедняка", "Луч надежды" и "Вечерком румяну зорю".

Первое издание романсов Алябьева (с портретом автора) было выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 - 99, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М.А. Максимович, "Голоса украинских песен", в аранжировке Алябьева, Москва) и сборник романсов и песен "Кавказский певец" (М., 1834).

Творчество Алябьева - одно из ярких явлений русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.

Известные сочинения

Оперы

Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург)),
Буря (1830-е гг.),

Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена),
Волшебная ночь (1838-39, не окончена),
Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43),
Аммалат-Бек (1842-47).

Оперы-водевили

Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург),
Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва),
Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва),
Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва),
Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва),
Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же),
Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же),
Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.

Балет

Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827).

Музыка к драматическим спектаклям

Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827),

Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837),
Русалка (Пушкина, 1838),
Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838),
Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Другие сочинения

пролог Торжество муз на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825);
мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828);
кантаты;
для оркестра, в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы;
для духового оркестра, в том числе увертюры;

инструментальные ансамбли - 3 струн. квартета (No 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825), 2 фп. трио (Es-dur, 1815; a-moll, 1834), фп. квинтет (1815), соната для скр. и фп. (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.;
пьесы и циклы вариаций для разных инструментов, фп. пьесы, в том числе соната, танцы;
хоры и хоровые обработки собствственных сочинений;
романсы для голоса с фп. (св. 150);
вок. ансамбли;
обработка народных песен, в том числе Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем, аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961); Азиатские песни (1833-35) и др.