История архитектуры. Храм Эрехтейон в Афинах: история создания

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

Мы поднялись на Акрополь ранним утром в числе первых посетителей. Это было правильно: не представляю, как в августовскую жару можно бродить по скале днем в плотном окружении туристов. Утром было дивно – лишь ты и камни. Где-то вдали горы и огромный город, а здесь тишина и возможность рассмотреть каждый из мраморных квадров Эрехтейона, порыжевших от времени:

Эрехтейон был построен в период Пелопонесской войны (421-406 гг. до н.э.) на месте легендарного спора между Афиной и Посейдоном за господство над Аттикой. Сам спор был наглядно представлен неподалеку, на фронтоне Парфенона. Между этими двумя великими храмами находилась бронзовая статуя Афины-Промахос.

Эрехтейон асимметричен, поскольку его архитектор должен был считаться с несколькими святынями, которые находились на данном месте. Это олива, посаженная Афиной и следы от подарка Посейдона. Вот как пишет о них, правда уже со скептическими замечаниями, Павсаний: «Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийцев из Афродисии; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
http://library-institute.ru/books/pavsaniy-opisanie_ellady.doc
Третья святыня – могила афинского царя Кекропа. Над ней находится портик с кариатидами.

Здание имело два святилища. Их разделяла стена. У каждого был свой вход. Шестиколонный портик вел в святилище Афины Полиады. Здесь находилась древняя деревянная статуя Афины, на которую надевался пеплос, сотканный афинскими девушками. Торжественная процессия, во время которой это одеяние доставлялось на Акрополь, изображено на фризе Парфенона. Кроме того, в святилище находился золотой светильник Каллимаха, который наполнялся маслом раз в году, и горел, по свидетельству Павсания, днем и ночью.

Эрехтейон не только асимметричен. Его помещения находятся в двух уровнях. Портик святилища Афины вознесен на три метра над портиком, ведущим в святилища Посейдона.

Ионические колонны Эрехтейона легко несут тяжесть. Северный портик храма сохранился лучше восточного. Он вел к нескольким помещениям. Опять обратимся к Павсанию: «Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода бутадов».

Дверь северного портика Эрехтейона – единственная хорошо сохранившаяся дверь древнегреческого здания V века до н.э. До на дошли профилировки и изысканные рельефные детали:

За колоннами виден кессонированный потолок:

Западная стена Эрехтейона была сильно переделана в римскую эпоху. Тогда вместо деревянных решеток, располагавшихся между колоннами, появились каменные стены с окнами в верхней части.
Пышная олива, которая сейчас так украшает эту часть храма, посажена на месте легендарного дерева в XIX веке.

Ее нет на акварели Джеймса Стюарта, которая датируется серединой XVIII века.
Эрехтейон перестраивали не только римляне. Его переделывали византийцы и крестоносцы. В турецкое время в нем размещался гарем.


http://www.vam.ac.uk/images/image/51009-popup.html

В начале XIX века Эрехтейон едва не разобрали целиком. Хант, капеллан Элджина предлагал перевезти остатки храма в Англию. Но Элджин и Лузиери ограничились лишь колонной, частью фриза и кариатидой. Эдвард Додуэлл запечатлел знаменитый портик в 1830-м году, когда на месте кариатиды, отправленной в Англию, поставили столб:


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Dodwell1821039.jpg?uselang=uk

Разграбление Акрополя уже в XIX веке осуждалось как варварство. Но в середине XX века стало ясно, что атмосфера современного города страшнее грабителей. Перенесенные в музейные залы детали Эрехтейона сохранились несравненно лучше тех, что остались на Акрополе.

Колонна, которая сейчас стоит в Британском музее, была изъята из восточного портика храма.

Акрополь – один из трех холмов, на которых располагался древний город Афины. На его вершине находится крутая каменная скала, подходящая для строительства укрепления. Здесь и была построена афинянами крепость еще в микенский период.

Внутри мощных стен располагалось жилище первых афинских царей. Тут же, в северной части Акрополя, горожане возвели примыкавший к жилищу правителей храм, посвященный богине Афине – покровительнице города, где хранились священные дары богов: источник Посейдона и оливковое дерево Афины.

Храм Эрехтейон, о котором пойдет речь, находится именно на том самом месте, где стоял первый древний храм богини Афины.

История храма

Во время греко-персидских войн все акропольские храмы был разрушены и сожжены. После изгнания персов из Греции афинский правитель Перикл и его друг, скульптор Фидий, разрабатывают план восстановления древних святынь.

Они решают не воссоздавать старый облик разрушенных храмов, а построить взамен их новые. Главным условием строительства было бережное сохранение всех священных для горожан мест и реликвий.

Строительство комплекса велось поэтапно, так как средства, выделяемые на него из городской казны, были строго ограничены, ведь восстановлению подлежало и множество других разрушенных объектов.

Первым был построен центральный по замыслу всей композиции храм Девы Афины – Парфенон, ставший образцом классической архитектуры.

Затем начались работы по строительству грандиозных и величественных входных ворот – Пропилей.

Строительство второго храма на вершине Акрополя началось уже после смерти Перикла, в 421 году до нашей эры. Продолжалось оно с перерывами до 406 года. Главным архитектором был избран Мнесикл, под руководством которого проходили все работы.

Место для строительства было выбрано неслучайно. Оно издавна считалось жителями города самым священным на Акрополе.

Здесь находилась могила основателя города – царя Кекропа.

Здесь проходил спор Афины и Посейдона за покровительство над городом. Здесь жил легендарный афинский царь Эрехтей, построивший на Акрополе первый храм богини Афины.

Он был сыном бога Гефеста и богини Геи, а историю его рождения описал легендарный Гомер.

Разбитый мрамор — след от удара молнии Зевса

Будучи афинским царем Эрехтей стал любимцем всех жителей Афин. Во время религиозной войны с городом Элевсином, жители которого поклонялись богине Деметре, он убил предводителя элевсинцев Эвмолпа, сына Посейдона. Разгневанный Посейдон уговорил верховного бога Зевса, и тот поразил Эрехтея своей молнией.

На Акрополе есть след от удара этой молнии – она разбила несколько мраморных плит.

Скорбящие жители Афин похоронили царя здесь же и назвали в его честь одно из созвездий – Возничего.

Позже, рядом с могилой Эрехтея, на священном для Афин месте, архитектором Мнесиклом был построен храм и назван его именем – Эрехтейон.

Описание, план храма Эрехтейон

Античный храм Эйрехтенон

Эрехтейон имеет необычную архитектуру, нехарактерную для большинства храмов классической античной эпохи. Основное здание

поделено на две неравные части, находящиеся на разных уровнях. Восточная его часть, имеющая отдельный вход, посвящена покровительнице города богине Афине.

Внутри, в алтаре, стояла священная деревянная статуя богини, по преданию упавшая с неба, которой поклонялись жители города почти с самого его основания. Перед ней горел неугасимый золотой светильник. Некоторые путают ее со статуей Афины Парфенос, стоявшей в совсем другом храме – Парфеноне. Но Афина Парфенос была создана Фидием в 437 году до нашей эры, специально для Парфенона. Естественно, она не могла находиться в храме, посвященном Афине Полиаде и быть такой древней святыней, как священная деревянная статуя, которой к тому времени было уже более тысячи лет.

В западной части храма, имевшей три входа и расположенной на три метра ниже восточной, находились алтари богов Гефеста и Посейдона, а также брата царя Эрехтея – Бута, который был первым жрецом богини Афины. Главный вход в эту часть храма находился с северной стороны и был оформлен в виде портика с шестью колоннами. Внутри него бил священный источник Посейдона с соленой водой.Чуть ниже, во дворике, – алтарь Зевса. Здесь же на скале были видны следы от трезубца бога морей, которым тот создал священный источник. Рядом след от молнии Зевса-громовержца и могила Эрехтея.

С южной стороны из храма можно было выйти на балкон, крышу которого держали скульптуры шести Кариатид. Центральный выход вел в примыкавший к основанию храма дворик, где росло легендарное оливковое дерево, выросшее из копья богини Афины.

Из этого же дворика можно было попасть в усыпальницу царя Кекропа – основателя города. Она находилась под плитами храма с западной стороны.

Кариатиды их история

Самая знаменитая и любимая всеми туристами часть здания – это портик Кариатид. Кариатиды были жрицами богини Артемиды. Во время посвященных ей празднеств они исполняли ритуальные танцы с корзинами на голове, до краев наполненными фруктами.

Храм богини Артемиды Вравронской также находился на Акрополе до его разрушения персами, но поклонение Артемиды не было исторически связано с городом Афины. Оно процветало в районе южных Аттиков, а главный храм был расположен в живописнейшей долине местечка Враврона. В Афинах же культ Артемиды получил распространение во время правления тирана Писистрата, происходившего из тех мест – в городе появилось множество изображений Кариатид, которыми украшались площади, дома, храмы. Использовали их даже в качестве надгробных памятников. При воссоздании разрушенного Акрополя было решено не посвящать Артемиде отдельного храма, но зодчие, создававшие новый акропольский комплекс, не могли не отдать дани почтения богине, которой более двухсот лет поклонялись горожане.

Эрехтейон

(греч. Ἐρέχθειον; англ. Erechtheion)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Самым священным храмом Акрополя в древних Афинах был Эрехтейон – храм, посвящённый Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Эрехтейон – второй, по значению, памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвящённым культу богини Афины. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм для жрецов. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини. Также, храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате, и уничтоженного во время греко-персидских войн.

Эрехтейон был задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины – главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Однако, из-за пелопонесской войны строительство началось лишь в 421 году до нашей эры, после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось лишь в 406 году до нашей эры, архитектором Филоклом.


Первоначально Эрехтейон именовался храмом Афины Полады, или «храмом, хранящим древнюю статую». Лишь в римское время, на здание распространилось другое название – Эрехтейон. В точности неизвестно, откуда оно произошло: предания по-разному объясняют его происхождение, связывая название с именем древнего афинского царя Эрехтея. Об Эрехтее здесь напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарём Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамлённая пышным наличником дверь.


Храм располагается на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале, во время его спора с Афиной, и к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор.


Эрехтейон является уникальным и абсолютно своеобразным памятником древнегреческой архитектуры. В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 м х 11,6 м. Сам храм делится на две части: западную и восточную. Восточная и южная стороны храма на 3,24 метра выше, чем западная и северная.


Восточная часть Эрехтейона была посвящена Афине Поладе. Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к, расположенному ниже, маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма.


Западная половина храма посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттические полуколонны. Перед западным фасадом Эрехтейона, со времён глубокой древности, росла священная олива богини Афины. Из-за этого, западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов – здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда четыре колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырёх метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решёткой. С этой стороны, Эрехтейон больше напоминает жилой дом, усадьбу, и не похож, в своей асимметричности, на монументальное здание.


Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропа – Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трёх горизонтальных полос, подпирали не колонны, а Кариатиды. Каменные Кариатиды Эрехтейона, сегодня, вероятно, наиболее известный символ Афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре. На высоком, 2,6 м цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Их фигуры значительно выше человеческого роста – 2,1 м.


Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры – служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне. Руки статуй не были найдены. Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ. Лица Кариатид обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.


Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей, и длинной, непрерывной лентой венчает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. Сюжетом фриза, вероятно, был миф об Эрехтее и Кекропидах. Сохранились его обломки.


Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в VII веке нашей эры, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Очевидно, что внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части, в мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвящённой Посейдону и Эрехтею.


В западной части храма поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, который вёл к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Подобно другим сооружениям Афинского Акрополя, Эрехтейон неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. В византийское время в нём был устроен христианский храм. После захвата города турками, Эрехтейон был превращён в гарем турецкого правителя Афин.


В 1802 году британский посланник в Константинополе – лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевёз одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боёв греков за независимость. Первая реставрация храма была осуществлена сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837-1847 годах. Повторно храм реставрировался в 1902 - 1909 годах. Были восстановлены портик Кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.


Суть архитектурной композиции Эрехтейона состоит из поразительной, по своему богатству, временной последовательности строго продуманных и сгармонированных впечатлений, которые получают люди, рассматривающие здание. Эрехтейон очень тонко включён в общую композицию Акрополя. После осмотра, с разных ракурсов, Эрехтейона, посетители новыми глазами смотрят и на Парфенон, монументальность которого теперь, особенно контрастирует с интимностью Эрехтейона.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 годах до н.э. и посвящён целой плеяде богов.

По преданию, храм построен на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Эрехтейон заменил более древний храм, который находился на этом месте, но был разрушен во время Греко-персидской войны. Строительство инициировал Перикл, хотя завершено оно было уже после его смерти. Возможно, архитектором являлся зодчий Мнесикл, но достоверно этот факт не подтверждён.

Эрехтейон не имеет аналогов в древнегреческой архитектуре. Выполненный в ионическом стиле, он имеет ассиметричную планировку не только из-за неровностей земли, на которой он построен, но и многообразия святилищ соединенных в нем. Храм имел два главных входа - с севера и востока, они были оформлены ионическими портиками. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине, а западная - Посейдону и царю Эрехтею.

С южной стороны находится знаменитый портик Пандросейон, названый по имени дочери царя Кекропа Пандросы. Архитрав подпирают шесть мраморных статуй девушек (кариатид) – это главная достопримечательность Эрехтейона . Сегодня все они заменены на копии , оригиналы же находятся в музеях. Одна из кариатид хранится в Британском музее, а остальные - в Музее Акрополя.

Всё сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, но он не сохранился до наших дней. Найденные обломки хранятся в Музее Акрополя.

В древности в храме бил солёный источник, который по легенде Посейдон высек из скалы своим трезубцем, а в открытом дворике росла священная олива, подаренная городу Афиной. Когда-то в храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по легенде, упала с неба. Статуя была выполнена из священного оливкового дерева. В Эрехтейоне также хранились золотой светильник работы Каллимаха и статуя Гермеса. Здесь же размещались алтари бога ремесел Гефеста и героя Бута.

Своё название храм получил в честь афинского царя Эрехтея. Его могила находилась под северным портиком. А у западного фасада храма можно и сегодня увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа.

О внутреннем убранстве храма достоверно почти ничего неизвестно, но можно предположить, что оно впечатляло своим величием.

Большие изменения храм претерпел в 7 веке, когда его переделали в христианскую церковь. Во времена Османской империи храм использовался как гарем турецкого султана. Первая серьезная реставрация храма была проведена после получения Грецией независимости. Сегодня Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Афинского Акрополя.