"черная курица или подземные жители". Погорельский антоний сказка "черная курица, или подземные жители" Основная мысль черной курицы

Погорельский Антоний, сказка "Черная курица или Подземные жители"

Главные герои сказки "Черная курица" и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.
План пересказа сказки "Черная курица"
  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.
Кратчайшее содержание сказки "Черная курица" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.
Главная мысль сказки "Черная курица"
Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человека

Чему учит сказка "Черная курица"
В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.

Отзыв на сказку "Черная курица"
Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.

Пословицы к сказке "Черная курица"
Давши слово держись, а не давши крепись.
От слова спасение, от слова и гибель.
Долг платежом красен.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Черная курица"
Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
Алеша очнулся в своей постели.
После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Черная курица"

Помогите пожалуйста Какая главная мысль сказки (Чёрная курица или Подземные жители)? и получил лучший ответ

Ответ от Елена Гилберт[новичек]
Главная мысль сказки "Черная курица" состоит в том, что все мы изначально чисты и добры, но начинаем "портиться" , получая все даром. Как мальчик Алеша в этой сказке был умным и прилежным, так получив волшебную семечку, он стал шалить. Ведь чтобы его хвалили или поощряли, не надо было трудиться, все стало получаться легко, без усилий-само собой. Он не оценил благодарность Чернушки, которая его так щедро отблагодарила. Это говорит о том что мы должны сами воспитывать в себе добро, честность, ответственность и конечно быть благодарными)
Автор хотел показать нам, что если мы не ценим то, что имеем, то мы лишаемся этого. И задуматься над тем как наши поступки могут повлиять на других.

Ответ от Валера Вадыжев [новичек]
Главная мысль сказки "Черная курица" состоит в том, что все мы изначально чисты и добры, но начинаем "портиться" , получая все даром. Как мальчик Алеша в этой сказке был умным и прилежным, так получив волшебную семечку, он стал шалить. Ведь чтобы его хвалили или поощряли, не надо было трудиться, все стало получаться легко, без усилий-само собой. Он не оценил благодарность Чернушки, которая его так щедро отблагодарила. Это говорит о том что мы должны сами воспитывать в себе добро, честность, ответственность и конечно быть благодарными)Автор хотел показать нам, что если мы не ценим то, что имеем, то мы лишаемся этого. И задуматься над тем как наши поступки могут повлиять на других.


Ответ от Nikita Terekhov [новичек]
Главная мысль сказки "Черная курица" состоит в том, что все мы изначально чисты и добры, но начинаем "портиться" , получая все даром. Как мальчик Алеша в этой сказке был умным и прилежным, так получив волшебную семечку, он стал шалить. Ведь чтобы его хвалили или поощряли, не надо было трудиться, все стало получаться легко, без усилий-само собой. Он не оценил благодарность Чернушки, которая его так щедро отблагодарила. Это говорит о том что мы должны сами воспитывать в себе добро, честность, ответственность и конечно быть благодарными)Автор хотел показать нам, что если мы не ценим то, что имеем, то мы лишаемся этого. И задуматься над тем как наши поступки могут повлиять на других.0/0 1

Название произведения: "Черная курица, или Подземные жители".

Число страниц: 45.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: мальчик Алеша, курочка Чернушка, Подземный король, Учитель.

Характеристика главных героев:

Алеша - мечтательный, одинокий и ветреный мальчик.

Подружился с Чернушкой и стал хорошо знать уроки, но потом все изменилось.

Чернушка - курица, которая умела говорить и была министром.

Добрая и отзывчивая, но строгая.

Король - добрый, мудрый и благодарный.

Наделил Алешу особым даром.

Краткое содержание сказки "Черная курица, или Подземные жители" для читательского дневника

Родители Алеши жили далеко от Петербурга.

Именно сюда они привезли мальчика и оставили на несколько лет в мужском пансионате.

Алеше нравилось учиться среди других мальчишек, но он не любил выходные.

Ведь в такие дни он чувствовал себя одиноко: товарищи уезжали домой, а он оставался один.

Так он подружился с курицами, которые водились на хоздворе. Особенно он любил курочку Чернушку.

Однажды в пансионате намечался праздник и кухарка хотела зарезать Чернушку, но мальчик ее спас, отдав женщине золотую монету.

Ночью к мальчику явилась эта самая курочка и приказала Алеше следовать за ней.

Они шли через огромные и темные покои и палаты, но Алеше нельзя было ничего трогать.

В одной из палат он взял кота за лапку и тут же поднялся шум.

Курица исчезла и Алеша двинулся за ней.

Когда они подошли к высоким дверям, с них спрыгнули два рыцаря и стали сражаться с птицей.

От такой картины мальчик потерял сознание.

На следующую ночь Алеша уже тихо следовал за Чернушкой.

Курица привела его в просторный зал, где стали появляться маленькие люди.

Мальчика поблагодарил сам Подземный король за то, что он спас от гибели его министра.

Он дал Алеше конопляное зерно и попросил никому не рассказывать ничего.

Какое-то время Алеша не видел курочку.

Он начал знать все уроки, которые им задавал учитель, но поведение его стало ужасным.

Когда учитель попросил парня выучить двадцать страниц учебника, Леша потерял зерно и не смог ничего сказать.

Курочка вернула ему зернышко и попросила исправиться.

Учитель решает выпороть мальчишку за то, что он не может сказать, как он выучил урок и Алеша рассказывает ему про курочку и Короля.

В эту ночь к мальчику приходит Чернушка и прощается с ним.

После долгой болезни Алеша начинает хорошо учиться и даже подает пример для других.

План пересказа произведения "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского

1. Родители привозят Алешу в мужской пансион.

2. Выходные в одиночестве.

3. Любимая курочка Чернушка.

4. Алеша спасает курицу от кухарки.

5. Чернушка ведет Алешу через покои.

6. Рыцари с дверей сражаются с курочкой.

7. Алеша падает в обморок.

8. Ночью мальчик опять следует за птицей.

9. Выученный урок и конопляная семечка от короля.

10. Алеша - баловник.

11. Учитель задает урок и Алеша не справляется.

12. Потерянное зерно и появление Чернушки.

13. Алеша выдает тайну Короля, но учитель ему не верит.

14. Курочка приходит попрощаться с мальчишкой.

15. Алеша болеет.

16. Мальчик исправляется и становится прилежным учеником.

Главная мысль сказки "Черная курица, или Подземные жители"

Главная мысль сказки заключается в том, что человек начинает плохо вести себя тогда, когда получает все даром.

Главный герой был послушным мальчиком, но как получил волшебную семечку, то перестал стараться и быть примерным учеником.

Еще одной главной мыслью сказки является то, что нужно уметь сдерживать слово и отвечать за поступки.

Ведь один неверный шаг может испортить все.

Чему учит произведение "Черная курица, или Подземные жители"

Сказка А. Погорельского учит нескольким вещам:

1. Ценить то, что уже имеешь.

2. Учиться сдерживать слово и обещание, нести ответственность за свои поступки.

3. Не зазнаваться и не гордиться, быть скромными и честными.

4. Быть послушным, добрым и умным.

5. Понимать, что хорошо, а что плохо по отношению к другим.

Краткий отзыв о сказке "Черная курица, или Подземные жители" для читательского дневника

Сказка "Черная курица, или Подземные жители" - поучительная и волшебная история про мальчика Алешу, который спас курицу Чернушку.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, которого родители отдали на обучение в пансион.

Однажды он спасает курицу от гибели и животное приводит его к Подземному королю.

Мальчишке дарят волшебную семечку, с которой он будет знать все уроки.

Я считаю, что заполучив семечку, Алеша просто расслабился и перестал стараться.

Да и зачем, ведь итак знаешь все уроки.

Но этот беззаботный период длился недолго для него и секрет выплывает наружу.

Для меня основной смысл сказки состоит в том, что всего нужно добиваться самому и не ждать чудесной пилюли или семечки.

Такие подарки только вредят человеку и портят его: он начинает безобразно вести себя, ведь будет уверен, что ему за это ничего не сделают.

Однако, из сказки я понял и то, что нельзя думать только о себе и выдавать чужие тайны.

Какие пословицы подходят к сказке "Черная курица, или Подземные жители"

"Плохой поступок к хорошему не приведет".

"Один дурной поступок порождает другой".

"Где много слов, там мало дел".

"Слово давать, так слово держать".

"Один нагрешил, а все отвечают".

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал.

Третьего дня я имел счастие избавить от смерти не министра вашего, а черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца...

Что ты говоришь? - прервал его с гневом король.

Мой министр - не курица, а заслуженный чиновник!

Тут подошел министр ближе, и Алеша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.

Он очень обрадовался и попросил у короля извинения, хотя никак не мог понять, что это значит.

Неизвестные слова и их значение:

Пансион - учебное заведение с общежитием.

Аршин - мера длины.

Розги - пучек веток ивы или березы.

Еще читательские дневники по произведениям Антония Погорельского:

"Посетитель магика"

"Монастырка"

Произведение «Черна курица или Подземные жители» было написано Погорельским в 1829 году. Есть факты, которые подтверждают, что сказка была написана для племянника писателя Толстого, будущего виртуоза русской литературы. История сказки началась с того, что маленький Толстой сказал своему дяди, что он когда-то играл во дворе с курицей. Вот эти слова и стали родоначальниками сказки, которая актуальна и сегодня.

Автор присвоил произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». Но, если обратиться к литературоведению, то повесть это произведение среднего объёма, в котором присутствуют несколько линий сюжета. Но, по сути, это не повесть, так как сюжетная линия одна и объем произведения ближе к рассказу. Данное произведение можно отнести к жанру сказка, ведь в ней кроме реальных событий есть и фантастические.

Автор построил сюжет так, что довольно легко можно разглядеть двоемирие, оно всегда характерно для романтизма. Читатель читает о событиях в реальном мире, это пансионат, а также в вымышленном, в произведении это подземное царство. Погорельский склонен к романтизму, возможно это из-за того, что он служил с Гофманом. Основная тема сказки - это приключение Алеши, который ищет приключения то в подземном царстве, то в пансионате. Автор в произведении пытается сказать, что очень важно сдерживать своё слово, а также лучше сделать что-то самому. Кроме этого, в произведении можно увидеть мысль, что нельзя себя ставить выше остальных.

С самого начала произведение, читатель погружается в него, ведь практически с первых строк автор переносит читателя в город Санкт-Петербург. Практически в два абзаца автор описывает город и пансионат, в котором непосредственно и происходят события. Центральным персонажем является Алеша, а также Чернушка, курица. Герои второго плана - это учитель, кухарка и бабушки Голландии. Кроме этих персонажей есть и сборные, такие как ученики пансионата и обитатели подземелья.

Все события происходят по цепочке, все логично. Алеша знакомится с людьми в пансионате, далее с курицей, и вскоре спасает Чернушку. Далее мальчик попадает с министром в подземелье и учеба с зернышком конопли. Потом он теряет это зернышко, но в концовке Алеша все исправил, а все что было теперь похоже на смутный сон.

Благодаря «двоемирию», автор смог показать с помощью произведения много проблем, которые являются вечными, а значит актуальными и сегодня. Эта сказка является неким примером, как необходимо преподносить вечные проблемы читателю. Данное произведение очень полезно читать детям, но не менее важно прочитать произведение и взрослым людям.

Подробный анализ

Сказка Антона Погорельского не случайно изучается в школьной программе. Это замечательное литературное произведение. Узнаваемое, самобытное, русское.

Вроде бы и сказка, но не походит ни на одну из известных нам. В этой сказке больше реальных событии, чем вымысла.

Действие происходит не в три-девятом царстве, а в Петербурге, на Васильевском острове. Мальчика Алёшу родители отдают в пансионат, заплатив за обучение за несколько лет наперёд. По каким-то житейским причинам они совершенно забывают о своём сыне.

Алёша тоскует и скучает по дому, по родителям. Особенно остро своё одиночество и заброшенность он ощущает в праздники и выходные, когда все его товарищи разъезжаются по домам. Учитель разрешает ему пользоваться своей библиотекой. Алёша много читает, особенно романы о благородных рыцарях.

Когда погода хорошая и надоедает читать, Алёша выходит во двор. Пространство двора ограничено забором из барочных досок, за который ему выходить нельзя. Он любит наблюдать за жизнью проулка сквозь отверстия от деревянных гвоздей, которые как будто специально для него в барочных досках просверлила добрая волшебница.

Еще Алёша подружился с курами, особенно с Чернушкой. Он угощал её крошками с обеденного стола и подолгу разговаривал с ней. Ему казалось, что она его понимает и отвечает искренней привязанностью.

Замечательный стиль и язык рассказа: обстоятельный, образный. Чего стоит, например, наблюдение о том, что люди с годами стареют, а города наоборот, молодеют, хорошеют.

Действующие лица сказки изображены несколькими точными штрихами. Но предстают перед читательским воображением объёмно, реалистично, живо. Это не трафаретные герои, это живые люди, персонажи, птицы, звери, животные.

Действие в рассказе развивается логически, последовательно. Все обитатели усадьбы, в которой расположен пансионат, в один из выходных дней ожидают приезда директора училищ. Особенно ждёт его семья учителей. Они с утра затеяли уборку в пансионате. Идут приготовления и на кухне.

Алёшу эти события не радуют. Он замечал, что обычно в такие дни количество курочек, с которыми он привык общаться, уменьшается. Не без оснований он предполагает, что к этому причастна кухарка. Вот и на этот раз она вышла во двор с намерением поймать очередную курочку, чтобы из неё приготовить мясное блюдо к праздничному столу.

«Бранчливая чухонка» внушала мальчику ужас. Она погналась за курицами, и поймала его любимую Чернушку. Алёше показалось, что курочка зовёт его на помощь. Не раздумывая, он бросился на выручку. Кухарка от неожиданности выпустила курицу из рук, и та взлетела на крышу сарая. Разгневанная чухонка кричала: «Зачемь помешаль? Он яишка не делать, он сыплатка не сижить!»

Чтобы успокоить кухарку, Алёша отдаёт ей золотой империал, который был ему очень дорог, потому что монету подарила ему родная бабушка на память.

Потом приехали гости. Директора училищ Алёша представлял рыцарем в доспехах с «пернатым шлемом» на голове. Оказалось, что это маленький, щупленький человечек с лысиной вместо шлема, во фраке вместо лат. Приехал он на извозчике, а не верхом на коне. Совершенно непонятно было, почему все относятся к нему с таким почтением.

Алёшу нарядили и заставили тоже перед гостями изображать способного ученика. Утомлённый событиями дня, он, наконец, отправляется спать.

Вот здесь-то как раз и начинаются сказочные события. Читатель может гадать: на яву они происходят или во сне Алёши.

Чернушка появляется из-под простыни на соседней кровати. Она разговаривает человеческим голосом. В благодарность за спасение, хочет показать Алёше чудесную страну с подземными обитателями. Предупреждает, что пройти в неё предстоит через комнаты столетних старушек-голландок, которые жили здесь же, в пансионате, и про которых Алёша много слышал. Проходя через их комнаты, ничего нельзя трогать и ничего нельзя делать.

Два раза курочкапроводила мальчика в подземное царство, и оба раза он ослушался её. Первый раз поздоровался за лапку с ученым котиком, второй – кивнул куколке. Поэтому рыцари спускались со стен и преграждали путь в подземное царство, Чернушке приходилось биться с рыцарями, чтобы попасть к королю.

В благодарность за спасение своего любимого министра (которым оказалась Чернушка) король подземного царства вручает Алёше чудесное конопляное зёрнышко, которое может выполнять любые желания.

Алёша пожелал всё знать по учёбе, не готовясь к урокам. Первое время он удивлял и учителей, и своих товарищей своими способностями, но потом пришлось признаться, что чудесный дар он получил от короля подземного царства.

Алёша теряет зернышко, а вместе с ним и свои способности. Чернушка и подземные обитатели не обижаются на него, хотя им пришлось покинуть любимые свои места. Алёше дается шанс исправиться.

Сказка учит тому, что уважение окружающих надо постараться заслужить. Незаслуженный успех делает человека гордым, чванливым, заносчивым. Одна ложь тянет за собою другую. От пороков не просто избавиться. Но всегда есть шанс начать новую хорошую жизнь.