Представителем русского экзистенциализма является. Основные идеи и представители экзистенциализма

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

В процессе социализации человек формируется как …

Личность

Индивидуальность гражданин

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Центральной проблемой в философии Нового времени является …

Разработка научного метода

Вопрос о соотношении веры и разума

Доказательство отсутствия центра во Вселенной диалектика абсолютной и относительной истины

ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке

К представителям философского неореализма относится …

Б. Рассел

А. Шопенгауэр

Э. Гуссерль К. Юнг

ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке

Тема: Античная философия

В центре внимания древнегреческой натурфилософии стоит вопрос о(об) …

Первоначале

Отношении Бога и мира сущности человека

отношении природы и общества

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Религиозное учение об истории как исполнении Божественного предначертания называется …

Провиденциализмом

Теоцентризмом

Мистицизмом сотериологизмом

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Тема: Немецкая классическая философия

Характерной чертой немецкой классической философии является …

Антропосоциоцентризм

Иррационализм

Материализм теоцентризм

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Отечественная философия

Виднейшим представителем русского религиозного экзистенциализма является философ …

Н.А. Бердяев

А.С. Хомяков

В.С. Соловьёв Н.Ф. Фёдоров

ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке

Тема: Картины мира

Картина мира обусловливает …

Способ восприятия мира

23.10.12 index14.php.htm

Отсутствие причинной связи

Выход за переделы сознания интуитивное представление

ЗАДАНИЕ N 24 сообщить об ошибке

Тема: Предмет философии

Предметом философии является …

Всеобщее

Единичное карма

ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке

Тема: Структура философии

Учением, признающим разум источником всеобщих и необходимых истин, является …

Рационализм

Эмпиризм

Интуитивизм иррационализм

ЗАДАНИЕ N 26 сообщить об ошибке

Тема: Функции философии

К методологическим функциям философии относится _______ функция.

Эвристическая

Гуманистическая

Социальная культурно-воспитательная

ЗАДАНИЕ N 27 сообщить об ошибке

Тема: Концепции бытия

Древнегреческие философы досократики отождествляли бытие с …

Космосом

Идеальным миром

Объективной реальностью человеком

ЗАДАНИЕ N 28 сообщить об ошибке

Одномерность, асимметричность и необратимость характеризуют такой атрибут материи, как …

Пространство

Системность движение

ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Диалектикой

Метафизикой

Телеологией онтологией

ЗАДАНИЕ N 30 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Сущностью

Явлением

Материей атомом

Образовательное учреждение: Сибирская государственная геодезическая академия Специальность: 080502.65 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Группа: ЭМ-31 Дисциплина: Философия

Логин: 03fs8743

Начало тестирования: 2012-10-10 13:01:22 Завершение тестирования: 2012-10-10 13:47:37 Продолжительность тестирования: 46 мин. Заданий в тесте: 30 Кол-во правильно выполненных заданий: 22

Процент правильно выполненных заданий: 73 %

ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке

Тема: Научное и ненаучное познание

Основными критериями научного знания являются …

Объективность

Системность

Субъективность обыденность

Основным критерием научности являются объективность и системность. Характерная черта научного познания – объективность, которая фиксирует совпадение знания с его объектом. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе.

Существенным признаком научного познания является его системность, то есть совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке

Тема: Методы и формы научного познания

Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …

Экспериментом идеализацией

Наблюдением аналогией

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Периодом зарождения технических наук является …

Вторая половина XV века – 70-х гг. XIX века

XI – XII вв.

Середина XVIII века вторая половина ХХ века

Период со второй половины XV века до 70-х гг. XIX века характеризуется тем, что для решения практических задач начинает привлекаться научное знание. На стыке производства и естествознания возникает научное техническое знание, призванное непосредственно обслуживать производство. Формируются принципы и методы получения и построения научного технического знания. Это период возникновения машинной техники, связанный со становлением капиталистического способа производства.

ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке

Тема: Развитие науки

Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внешних по отношению к науке факторах (исторический контекст, социально-экономические условия и т.д.), называется …

Экстернализмом

Махизмом

Интернализмом позитивизмом

Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внешних по отношению к науке факторах (исторический контекст, социально-экономические условия и т.д.), называется экстернализмом.

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Представление о всеобщей связи и причинной обусловленности явлений называется …

Детерминизмом

Материализмом

Телеологизмом реализмом

Представление о взаимной связи обусловленности явлений – детерминизм (лат. determinatio – определяю). Детерминизм как учение об объективной закономерной взаимосвязи исходит из существования причинности, то есть такой связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другие (следствие).

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Тема: Концепции бытия

Раздел философии, рассматривающий бытие, существование, называется …

Онтологией

Гносеологией

Антропологией аксиологией

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия называется …

Диалектикой

Метафизикой

Телеологией онтологией

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Движение, пространство, время

Способность сложной системы видоизменять свою структуру называется …

Самоорганизацией

Самодвижением

Причинностью энергией

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Человек, индивид, личность

Процесс превращения результатов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним, называется …

Отчуждением

Производством

Социализацией гуманизацией

ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке

Тема: Человек и культура

Человек как творец культуры находится в центре внимания философии …

Возрождения

Античности

Средневековья Просвещения

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Ценности и смысл человеческой жизни

Нравственный центр личности есть …

Воля патриотизм

Специфика философского подхода состоит в том, что человек рассматривается как существо, стремящееся к совершенствованию. Особенностью человека является расхождение между его биологической и духовной природой, вследствие чего его сущность находится в постоянном становлении. Будучи «незавершенным» существом, он действует в соответствии с идеалом, с представлением о том, каким он должен быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Тема: Отечественная философия

Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие …

Соборности

Коммунизма «третьего Рима»

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Тема: Современная философия Запада

К основным особенностям иррационалистического направления в современной западной философии относится …

Скептическое отношение к научным достижениям

Признание ценности научного знания

Критическое обсуждение любого вопроса проверка истинности знания апостериорными данными

Положительное содержание метафизических идей (сверхприродных сущностей) И. Кант усматривает в том, что они являются предметами не теоретического разума (научного познания), а практического разума. Метафизические идеи души , мира и Бога внутренне противоречивы, их нельзя ни доказать, ни опровергнуть, так как разум, пытаясь их постичь, впадает в противоречия (антиномии). Понятия абсолютного и бесконечного приложимы только к миру ноуменов, а не феноменов, где есть лишь преходящее и конечное. Таким образом, метафизические идеи имеют не конститутивное, а регулятивное применение (в сфере практических действий, поведения людей), побуждая разум к бесконечному совершенствованию. Эти идеи, являясь объектами веры и выражая безусловные цели, несут ценностный смысл и необходимы для утверждения безусловного достоинства и свободы личности.

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

В качестве подлинно научного метода познания Ф. Бэкон утверждает …

Индукцию

Дедукцию

Перечисление аксиоматический метод

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

Философское учение, отождествляющее Бога и мир, называется …

Пантеизмом креационизмом

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Голышева Ксения Викторовна

Габидуллина Регина Рамилевна

студент 2 курса, 221 группа, лечебный факультет, ОрГМУ, РФ, г. Оренбург

Е -mail:

Воробьёв Дмитрий Олегович

научный руководитель, ассистент кафедры философии ОрГМУ, РФ, г. Оренбург

Е- mail : dratsolonchack @ mail . ru

Экзистенциализм, или «философия существования» - направление в философии, сформировавшееся в XIX веке . Данное направление стало наиболее выраженным в Европе во время Первой мировой войны. Тогда человеческое существование, подверглось трагедии и катастрофе, которое и отразилось на идеях о дальнейшем существовании общества и человека в целом. Экзистенциализм концентрирует свое внимание на уникальности бытия человека, и делает акцент на преодоление человеком собственной сущности. В начале Первой мировой войны экзистенциализм появился и в России. Далее, это направление находило себя в странах Европы.

Данная статья написана с целью рассмотреть историю развития экзистенциализма в России, и проанализировать для этого произведения Ф.М. Достоевского. Актуальность данной темы состоит в том, что такое направлении в философии прослеживается до сих пор, и, особенно, остро чувствуется в условиях кризисной и неустойчивой политической ситуации в стране на сегодняшний день. Отмечаются и следующие задачи, которые будут освещены в нашей статье:

· Существует ли в России такое направление, как экзистенциализм

· Какие проблемы поднимает данное философское направление?

· Связь творчества Ф.М. Достоевского с Западным экзистенциализмом

Экзистенциализм - философское течение, которое имело место и в русской философии. Его виднейшими представителями были Н. Бердяев и Л. Шестов. Русский экзистенциализм формировался в условиях нарастания в стране общественного и духовного кризиса. Общие черты характерные для экзистенциализма в России - его религиозная окрашенность, персонализм, антирационализм, борьба за свободу выбора и существования и т. д.

Поэтому, необходимо сказать, что экзистенциализм возник в России, как само разумеющееся явление. Кризисы, которые переросли в Первую мировую войну, породили философскую мысль дальнейшего человеческого существования.

Бердяев Николай Александрович один из первых представителей русского экзистенциализма, свои взгляды он изложил в своих работах: «Философия свободы», «Смысл истории», «Философия неравенства» и др. Он считал, что существование, наполненное смыслом - это существование в истине, которая достижима нами на путях спасения или творчества. Творчество, а именно присущая человеку способность к нему, божественна и в этом состоит ее богоподобие.

Субъектом бытия выступает личность как качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность - центр творческой энергии. Личность, как считал Н.А. Бердяев, - это единство двух природ - Божественной и Человеческой. Общество, по Н.А. Бердяеву, является господство коллектива, где положение человека опосредовано безличными нормами и законами, отношение человека к человеку определяется через отношение человека к коллективу.

Еще один представитель экзистенциально-персоналистического направления - Л.И. Шестов. Экзистенциальная философия, по Л.И. Шестову, это философия жизни в сочетании с философией веры или философией абсурда. В центре экзистенциальной философии Л.И. Шестова находится человек и его жизнь. В связи с этим главной целью философии он считал выявление основ этой жизни. Основную роль играет идея упорядоченности мира, действия в нем каких-то «объективных» закономерностей, выступающих «непреодолимыми», сковывая этим человека. В центре внимания философии Л.И. Шестова находится индивидуальное человеческое существование. Путь к личному спасению для человека Л.И. Шестов рассматривает в творчестве, а позднее и в религии. Именно Откровение ведет к настоящей истине и свободе.

Получается, что экзистенциализм в своей ранней форме возникает накануне 1-й мировой войны в России, после войны - в Германии и в период 2-й мировой войны во Франции. Можно сделать вывод, что Россия раньше вступила на путь осознания уникальности существования человеческого бытия.

Главное место в философии экзистенциализма занимает одинокий человек с его раздвоенным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает мнение определенных кругов «элиты», которая озаботилась проблемами культуры, ее развитием в тяжелый век, увидела желание объяснить причины, неустойчивого положения «простого человека» в социуме, выявила протест против невнимательного отношения к страданиям человека

Основные характеристика бытия являются замкнутость, открытость. Задача философии - заниматься вопросами только человеческого бытия. Жизнь глубоко иррациональна по своей сущности, в ней всегда преобладают страдания. Страх - очень важное и необходимое понятие философии экзистенциализма. Человека всегда ожидают неприятности. Под мнемым лозунгом «друг для друга» люди вредят друг другу.

Экзистенциализм говорит нам, что человек живет эмоциями: на все, что его окружает, он реагирует не логически, но сначала эмоционально. Проблема свободы имеет большое место в данном направлении философии, определяется как выбор человеком своего пути: человек такой, какой путь он выбирает для своей жизни. Свобода имеет значение в экзистенциализме (например, у Ж.П. Сартра) в духе полного индетерминизма, т.е. без какой-либо причинной зависимости. Из-за этого под термином свобода имеется в виду: независимость настоящего времени от прошлого, а будущего от настоящего.

Современный экзистенциализм немыслим без ощущения кризиса, потери, безысходности. Выход из кризиса экзистенциалисты находят в индивидуальном пути чеовека, в ограничении общения небольшим крутом духовной элиты. Религиозная часть экзистенциалистов ищет преодоления проблемы бессмысленности своего существования в общении с богом.

Экзистенциализм все существующее вокруг приводит к осмыслению бытия личности человека, а жизнь - к процессу жизненного пути. «Экзистенция» (существование) определяется неповторимостью человеческой жизни: индивидуальную судьбу, непостигаемые «я». Перед каждым человеком встает вопрос: «Быть или не быть каким есть?», это говорит нам о высоком уровне саморазвития.

Ж.П. Сартр в одной из публичных лекций перед студентами назвал Достоевского основоположником экзистенциализма. По мнению французского философа, русский писатель в своем творчестве сформулировал многие основополагающие пункты этого философского направления. Действительно, Ф.М. Достоевский оказал значительное влияние на многих представителей, как атеистического, так и религиозного экзистенциализма. К примеру, в философских работах А. Камю довольно часто проскальзывают цитаты из произведений Ф.М. Достоевского, более того, Ж.П. Сартр вел своеобразный диалог с Ф.М. Достоевским всю жизнь. А. Камю утверждал, что, впервые прочитав произведение Ф.М. Достоевского в двадцать лет, испытал огромное потрясение, влияние Ф.М. Достоевского на этого философа имело огромное значение.

После констатации такого мощного влияния Ф.М. Достоевского на представителей экзистенциальной философии, хочется назвать его предшественником всего этого философского направления, но это было бы не совсем правильно. На наш взгляд, Ф.М. Достоевский считается, экзистенциален лишь постановкой своих вопросов, а не в их развитии . Необходимо обозначить значительные расхождения во взглядах Ф.М. Достоевского и других представителей атеистического экзистенциализма. С другой стороны, многие философы религиозного экзистенциализма интерпретируют творчество писателя, подтверждая свои концепции, а, не объективно реконструируя идеи Ф.М. Достоевского.

Во-первых, надо сказать о цивилизационных отличиях творчества Достоевского от произведений большинства представителей экзистенциальной философии. Европейскими мыслителями была сконструирована специфическая «модель» человека, если средневековое общество было традиционным, социальные связи были крепкими, то буржуазное общество считало необходимым, чтобы эти межличностные связи распались. Многие нюансы творчества Ф.М. Достоевского содержат эту проблематику, но, в отличие от экзистенциалистов, для русского писателя подобное одиночество человека - это социальная «патология», нечто аномальное.

Во-вторых, если в экзистенциализме атеистического западного направления социальное отчуждение невозможно устранить, так как «другие» - это всегда нечто тайное и отчужденное от нас, то в религиозном экзистенциализме имеется надежда на Бога. Но главное отличие взглядов Достоевского от экзистенциалистов как религиозного и атеистического направления, заключается в том, что русский писатель понимал, что без изменения межличностных отношений господствующих в обществе, невозможно преодолеть отчуждение одного человека от другого.

В-третьих, еще одной главной проблемой экзистенциальной философии является вопрос утраты человеком смысла собственного существования . Человек нашей эпохи испытывает влияние «экзистенциального вакуума», он не в силах понять, для чего необходимо существовать. Имеет место подобная проблематика и в творчестве Ф.М. Достоевского, практически во всех произведениях писателя есть люди, которые задумываются над смыслом жизни. Но Ф.М. Достоевский настаивал, что русский мыслитель верил в неустранимости Бога, напротив, Ж.П. Сартр и А. Камю считали только в диалоге с Богом можно обрести истинный смысл собственного существования.

Достоевский писатель, рассматривающий больные аспекты современного для него общества. Его взгляды ярко показываются в романе «Преступление и наказание» , который был задуман Ф.М. Достоевским на каторге. Тогда он называл его «Пьяненькие», но постепенно смысл романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Ф.М. Достоевский в письме издателю М.Н. Каткову описывает сюжет будущего произведения так: «Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…, решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…» В этом письме Ф.М. Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: «студент, живущий в крайней бедности» и «поддавшись некоторым странным неоконченным идеям» .

Именно эти два высказывания являются основополагающими для понимания причинно-следственной связи романа. Ф.М. Достоевский не описывает нравственного воскрешения героя, потому что этот роман не о том. Задача была в тот, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея даже если она преступная. Идея главного героя о праве сильного человека на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

За многолетнюю историю исследования Ф.М. Достоевского многие называли его творчество «прелюдией» к экзистенциализму. Кто-то считал его работы экзистенциальными, но самого Ф.М. Достоевского не экзистенциалистом. Мы согласимся в том, что ни одну идею, имеющуюся у Ф.М. Достоевского, нельзя рассматривать как окончательную. Ф.М. Достоевский - диалектик, он показывает взаимодействие различных идей. Каждому высказыванию у писателя имеется свой антитезис.

В ходе нашего исследования мы постарались раскрыть историю развития экзистенциализма в России и рассмотреть это развитие с помощью произведений Ф.М. Достоевского и пришли к выводу, что полное отождествление писателя с экзистенциалистами неправильно.

Можно сказать, что Ф.М. Достоевский много дал экзистенциализму и его становлению, ставя перед собой и своими читателями «проклятые вопросы» и не всегда давая на них свой ответ.

Список литературы:

  1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
  2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Вступ. ст. Г. Фридлендера; Прим. Г. Коган. М.: Художественная литература, 1978. - 463 с.
  3. Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч.: В 30ти т. Т. 20. Л., 1984.
  4. Кашина Н.В. человек в творчестве Достоевского. М.: Худож. лит., 1986. - 318 с.
  5. Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский- художник и мыслитель: сб. статей. М.: Изд. «Художественная литература», 1972. - 688 с.
  6. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. - 639 с.

(1821 - 1881) - писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религиозные, психологические идеи разрабатывал главным образом в своих художественных произведениях. Оказал значительное влияние на развитие русской религиозной философии конца XIX - начала XX века, а в более позднее время и на западную философ-скую мысль — особенно экзистенциализм.

Как мыслителя экзистенциального склада его волновала тема взаимоотношений Бога и человека, Бога и мира. По Достоевскому человек не может быть нравственным вне идеи Бога, вне религиозного сознания. Человек, согласно ему, есть великая тайна: нет ничего значительнее человека, но нет и ничего страшнее. Ибо: человек есть существо иррациональное, стремящееся к самоутверждению, то есть к свободе.

Но что есть свобода для человека? Это - свобода выбора между добром (жизнью «по Богу») и злом (жизнью «по дьяволу»). Вопрос в том, может ли человек сам, руководствуясь чисто человеческими устоями, определить, что есть добро и что есть зло. По Достоевскому, вступив на путь отрицания Бога, человек лишает себя нравственного ориентира, и совесть его «может заблудиться до самого безнравственного»: нет Бога, нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Кто теряет веру в Бога, неизбежно становится на путь саморазрушения личности, как герои его романов — Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов, Кириллов, Ставрогин.

Но в рассуждениях Великого Инквизитора («Братья Карамазовы») проводится мысль: свобода, проповедуемая Христом и счастье человеческое несовместимы, ибо свободу выбора могут вынести только немногие сильные духом личности. Все остальные свободе предпочтут хлеб, материальные блага. Оказавшись свободными, люди тут же будут искать, перед кем прекло-ниться, кому предоставить право выбора и на кого возложить ответственность за него, поскольку «спокойствие... человеку дороже свободы выбора в познании добра и зла». Поэтому свобода возможна только для избранных, которые, взяв на себя ответственность, будут управлять огромной массой слабых духом людей.

Да, реальная история действительно не совпадает с высоким христианским идеалом, но взгляд на человечество, предлагаемый Великим Инквизитором, является по сути, антихристианским, содержащим «замаскированное презрение к нему». На самом деле, выбирая зло, каждый человек поступает вполне свободно и сознательно, он знает, кому он служит - Богу или сатане. Это часто приводит героев Достоевского на грань психических расстройств, к появлению «двойников», олицетворяющих их больную совесть.


По существу, образ Великого Инквизитора олицетворяет у Достоевского замысел безбожного социалистического устройства общества («дьяволова идея»), для которого главный ориентир - насильственное единение человечества на основе и во имя всеобщего материального благополучия, не принимая во внимание духовное происхождение человека. Атеистическому западному социализму Достоевский противопоставляет идею все объединяющего русского социализма, в основе которого лежит жажда русского народа всеобщего, всенародного, всебратского объединения.

Одну из первых версий экзистенциальной философии разработал в России Н.А. Бердяев (1871-1948), которого называют "философом свободы"; Экзистенциализм - философское учение, которое анализирует переживание человеком своего существования (экзистенции) в мире.

Развивая свое учение, Бердяев воспринял философию немецкой классики, а также религиозно-нравственные искания В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Федорова. Его основные работы: "Философия свободы", "Смысл творчества", "Философия неравенства", "Смысл истории", "Философия свободного духа", «Русская идея», "Судьба России", " Истоки и смысл русского коммунизма", "Самопознание" и др.

Основная особенность философского учения Бердяева - его дуализм , т.е. мысль о внутренней раздвоенности, расколотости мира и человека. В основе всего лежат, согласно ему, два начала: дух, находящий выражение в свободе, субъекте, творчестве, и природа, находящая выражение в необходимости, вещественности, объекте.

Изначально существует только одно нераздельное бытие, в котором сливается субъект и объект - иррациональная, безосновная свобода, которая постигается как факт мистического опыта и в которой совершается Богорождение (Бердяев: "Свобода первичнее бытия").

Человек, получив творческую свободу от Бога, "отпал" от него через грехопадение, через стремление утвердить свой мир, как единственный. В результате он (человек), идя по пути "злого" творчества, погрузился в царство несвободы - социальное царство механических коллективов (государство, нация, класс и т.д.), где он теряет свою индивидуальность, способность к свободному творческому самоутверждению. Вследствие этого сознание человека объективируется, т.е. детерминируется и подавляется массивностью, тяжестью мира, подчиняется обстоятельствам.

Поэтому, говорит Бердяев, наша жизнь несет на себе печать несвободы, которая открывается человеку его страданиями ("Я страдаю, следовательно, существую"). Человек оказывается внутренне раздвоен в своем существовании: в нем есть «Я» подлинное (духовное, божественное - порыв к свободе; определяемой «изнутри») и «Я» неподлинное (социальное, безличное, объективное).

Однако у человека есть надежда - на Бога, который «нисходит» в социальную историю Христом. Явление Христа, говорит Бердяев, преобразовы-вает отрицательную (творчество против Бога) свободу в положительную (творчество во имя Бога и вместе с Богом) свободу. Но исход борьбы этих двух устремлений (свобод) зависит от человека.

Утверждение "положительной свободы" будет означать, по Бердяеву, наступление экзистенционального (творческого) времени, когда в истории утверждается диалектическое единство божественного и человеческого, а человек в своем свободном творчестве уподобится Богу. В результате социальный мир преобразуется на началах "соборности" или "коммюнитарности". Под этим Бердяев понимал религиозную разновидность коллективизма, выработанную русской передовой жизнью и философской культурой России, идущей от славянофилов. Именно здесь человек перестанет быть только средством ("навозом") для будущего прогресса (будущих поколений) и превратится в нечто самоценное (перед Богом все равны), в свободную творческую индивидуальность.

Такое идеальное общество философ противопоставлял как русскому социализму, так и западной бездушной индивидуалистической цивилизации ("Социализм и капитализм есть две формы рабства человеческого духа у экономики").

"Русская идея" в творчестве Бердяева также несет печать дуализма.Согласно ему, через русскую историю, проходит раскол, дуализм. Русская история прерывна и катастрофична. Через социальные катастрофы (бунты, войны, революции - "судьбу и крест России"), каждый раз рождается как бы новая Россия (Русь Киевская. Русь времен татаро-монгольского ига, Русь Московская, Русь Петровская, Советская Россия, которая уйдет в прошлое, когда русский парод осознает религиозную сущность своего характера). Здесь каждый период противостоит другому.

Этому соответствует и раскол внутри России: между обществом (народом) и государством, внутри церкви, между интеллигенцией и народом, внутри интеллигенции ("славянофилы - западники"). Двойственна также русская культура и природа русского народа, в котором женское (смирение, отречение, сострадание, жалость, склонность к рабству) и мужское (буйство, бунтарство, жестокость, любовь к вольнодумству) начала составляют основу русской души, ни в чем не знающей меры: природная, языческая стихия и православное смирение.

Эти противоречия, согласно Н. Бердяеву , связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории: Восток и Запад. Но в целом русский народ не был народом той культуры, которая основана на рациональных, упорядоченных, усредненных западноевропейских началах. Он - народ крайностей, вдохновений и откровений. И, тем не менее, считает Бердяев, Россия преодолеет свойдуализм, влившись в Космическое время, царство Божие, которое утверждается на Земле в виде "соборности" ("коммюнитарности ").

Близкий к Бердяеву по экзистенциально-персоналистическому умонастроению Л. И. Шестов (1866 - 1938) в своих работах «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим» и др. обосновывает мысль о трагической абсурдности человеческого существования; выдвигает образ обреченного человека - субъекта, погруженного в мир хаоса, господства стихии, случайности.

Философствование, по его мнению, должно идти от субъекта, ориентируясь не на мышление, разум (рацио), а на переживание существования с его миром глубоко личностных истин.

Философскому умозрению, т.е. рационалистическому «духу Афин» он противопоставляет откровение, доверие к основам жизни, имеющим Божественный источник («дух Иерусалима»). В целом Шестов делает главный для своей системы вывод - истинная философия вытекает из того, что есть Бог.

Творчество другого философа-идеалиста В. В. Розанова (1856 - 1919), условно сопоставимое с экзистенциализмом, отличается большой оригинальностью и литературным блеском (работы: «Люди лунного света», «Опавшие листья», «Уединенное» и др.). Критикуя ортодоксальное христианство за его аскетизм и «бесполость», но веря в Бога на уровне интуиции, он утверждал религию пола, любви, семьи как перводвижущих стихий жизни, источника творческой энергии человека и духовного здоровья нации.

Поднимая тему России, Розанов выступал против темных, саморазрушительных начал в русской натуре, в том числе против нигилизма, создающего почву для революционных потрясений. В революции он видел лишь разрушение национальной жизни. Глубоко любя Россию, он, вместе с тем, не принял не только революцию 1917 г., но и идею социалистического государства российского общества.

Экзистенциализм. Философской реакцией на позитивизм явилась философия существования – экзистенциализм. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире.

Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»

Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос, для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира.

Многие исследователи экзистенциализма считают началом возникновения этого течения «философию жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер). Сегодня мы имеем возможность читать интереснейшие произведения Ф. Ницше, которые свидетельствуют о нем, как о философе и поэте, исследовавшем человека и его бытие посредством мифов и философских афоризмов, метафор, художественных образов и философских обобщений. Жизнь как поток интуитивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни были восприняты в 20-е годы из философии Ницше немецким экзистенциализмом.

Экзистенциализм привлекает своей озабоченностью, глубокой искренностью чувств и выстраданных оценок того мира, в котором оказывается индивид, а также анализом самочувствия человека, помещенного в различные социальные ситуации, в том числе в «пограничные» между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, обретением близких и их потерей, свободой и несвободой и т. п.

Среди экзистенциалистов имеются не только философы-профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежиссеры, представители творческой интеллигенции; увлекается экзистенциализмом и гуманитарная студенческая молодежь.

В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую, положившую начало данному течению в 20-е гг. и представленную Карлом Ясперсом (1883-1969) и Мартином Хайдеггером (1889-1976), и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны и связанную прежде всего с именами Жана Поля Сартра (1905-1980), Альбера Камю (1913-1960), Габриеля Оноре Марселя (1889-1973).

Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий – в Первую мировую войну, французский – во Вторую мировую войну) не случайно: это философское отражение драматизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его проблема – отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т. п.

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку и т. п. Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, забота и т. д. составляют субъективное бытие человека или «бытие-в-мире», которое он считает «первичным». Эта первичность «бытия-в-мире» обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим «настроением» индивида, его сознанием.

Таким образом. Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. Творит внешнее бытие, по Хайдеггеру, время. В работе «Бытие и время» Хайдеггер вводит термин «экзистенциал», обозначающий различные выражения состояний бытия. Он выстраивает целую систему экзистенциалов: «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-здесь» и др. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться ото всех практических целевых установок, осознать свою смертность, «бренность». Обретение смысла личностного бытия возможно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я.

У Ясперса это личностное бытие связывается с обостренными поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. К человеку, по Ясперсу, надо относиться как к экзистенции, под которой понимается самый глубокий уровень личности человека, то, что не может стать объектом не только изучения, но и философского созерцания.

По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией, т. е. такой сферой, которая находится за границами сознания и познания человека и где поведение человека диктуется Богом, бессмертной душой и свободой воли. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т. е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в «пограничной ситуации», человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, «очищение Я дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает человеку понять иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.

Экзистенциализм оправданно исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

Проблемы личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Среди французских экзистенциалистов оказались писатели, драматурги, деятели искусства, которые в художественной форме рассмотрели экзистенциальные проблемы. Например, Ж. П. Сартр написал не только собственно философские произведения, такие как «Воображение», «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм», «Ситуации» – в 6 томах, но и литературные сочинения – «Мухи», «Слова», «Тошнота», «Мертвые без погребения» и другие.

А. Камю в своих художественных произведениях: «Чума», «Праведные», «Осадное положение», «Миф о Сизифе», «Изгнание и царство», «Падение» – ставит вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни – это непокорство. Так, Сизиф, хорошо осознавая всю абсурдность своего труда, превращает свой тяжкий труд в обвинение богам: в бессмыслицу внес смысл своим вызовом.

Позже Камю придет к выводу, что из абсурда есть и другой выход – самоубийство. В годы Второй мировой войны, когда Камю принимал участие во французском Сопротивлении, он считал, что в мире «кое в чем» все же смысл есть. Например, в спасении человека. Однако обстановка удушья в обществе не перестает его волновать все другие годы. Это он и выразил в произведении «Чума». В нем Камю предостерегает против грозящих человеку опасностей: ведь чума-беда до поры до времени дремлет, но никогда не исчезает совсем. «И возможно, придет день, когда на горе и в поучение людям чума опять разбудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города». Камю постоянно проводит мысль: жизнь – тюрьма, а смерть – надзиратель при ней: «Зачем искать заменитель утраченного смысла жизни, единственно способный осветить все другие ценности – семейные, религиозные, гражданские?» – недоумевает Камю в «Постороннем». «Зачем тешить себя сказками о победах Разума, в то время как, находясь рядом с вулканом Истории, он готов ввергнуть Землю в трагедию» – бьет он тревогу в «Чуме». «Зачем добиваться добра, люди идут по пути обмана, убийств». «Зачем, барахтаясь в грязи и лжи, они выдают это за пребывание в истине?» – укоряет писатель в «Падении». Мы видим, что Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Камю, Сартр, Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: все человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, в том числе и свое мышление (о чем писали Рассел и Эйнштейн в своем «Манифесте»), человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.

Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия принимают переживания человека, его противоречивое отношение к объективному бытию. Смысл жизни они видят или в бунтарском противостоянии действительности, или в уходе от нее (самоубийство, пассивность). Экзистенциализм находит себе почву среди молодежи, студенчества, художественной интеллигенции.

Основоположником этого философского течения является СёренКьеркегор (1811-1855). Он родился в Копенгагене, в семье состоятельных родителей; его воспитание осуществлялось в духе суровых христианских канонов протестантского толка. Хилый и болезненный мальчик, Сёрен в школьные годы подвергался многочисленным насмешкам со стороны обидчиков. По окончании школы семнадцатилетний Кьеркегор был зачислен студентом теологического факультета Копенгагенского университета, однако теология не увлекала его. Он больше интересовался эстетикой, и в конечном итоге учеба его затянулась на целых десять лет.

В этом возрасте Кьеркегор был склонен вести неупорядоченный, богемный образ жизни. Серьезным эпизодом в его биографии стала неожиданно расстроившаяся помолвка с юной девушкой, к которой он питал нежные чувства. Вскоре последовали смерть отца, матери, всех сестер и двух братьев. В результате этих жизненных невзгод он замкнулся в себе, вел сугубо одинокий образ жизни, хотя и был обеспечен, получив наследство. Все это говорит за то, что Серен Кьеркегор имел личный опыт душевного дискомфорта, глубоких переживаний, что возможно и предопределило его обостренное чувство одиночества и неуверенности, выразившееся в философии экзистенциализма.

С. Кьеркегор обращает внимание на духовную сторону нашего существования.

Работы Кьеркегора: “Страх и трепет”, “Понятие страха”, “Болезнь к смерти”, “Или- или” и др. основаны на идеях протестантской догматики и имеют антигегелевскую направленность, хотя в них многое заимствовано у Гегеля, например диалектическое видение духовного мира.

Отправным пунктом в рассуждениях Кьеркегора является Библейская история первородного греха. Адам и Ева, как известно, нарушили запрет Бога и вкусили плод от древа познания. Кьеркегор видит в этом некий качественный скачок, переход от незнания к знанию.

Адам и Ева, как наши далекие прародители, обрели свободу и независимость от Бога.

Этот скачек должен рассматриваться как поворотный пункт в судьбе человечества (и человека), как начало всемирной истории.

В основе перехода от незнания к знанию лежит эротическое начало: первородный грех есть нарушение этического запрета и добровольное подчинение гносеологическому запрету. Теперь, после изгнания Адама и Евы из Рая, все, что не поддается разуму, считается неистинным и должно быть отброшено как таковое. Вместо “старого” Бога появился “новый” Бог - рациональная истина.

Итак, первородный грех ознаменовал собой переход от древа жизни (его символом считается Иерусалим) к древу познания (его символ- столица Древней Греции Афины, родина рациональной философии).

Но Адам и Ева обманулись. Избегнув одних рамок необходимости- подчинения воле Бога, они попали “в капкан” других рамок еще более жесткой необходимости, ибо разум все сводит к поискам законов и конечных причин. Человек оказывается игрушкой в рукахприроды и общества, где над ним господствуют эти законы и причины. Иначе говоря, обретенная свобода оборачивается несвободой нового толка.

В этом заложен трагизм человеческого бытия. Началом философии (экзистенциализма) Кьеркегор полагает не удивление, как это было у Сократа , а отчаяние. Оно возникает тогда, когда человек осознает отсутствие возможностей. Первородный грех, порожденный желанием свободы, оборачивается страхом перед “Ничто”, т. к. Бог уже не с человеком, а далеко от него. Вот почему страх Кьеркегор называет “обмороком свободы”. Именно в этой точке духовного одиночества и незащищенности человека возникает отчаяние как осознание своей обреченности. Поиски спасения и рождают философию.

Отчаяние может отступить только в том случае, если блеснет вдалеке луч надежды. Но это произойдет только тогда, когда через бесконечное самоотречение и осознание своей вины человек возвращается к Вере. Безверие обрекает человека на гибель. Таким образом, чтобы преодолеть отчаяние, мы должны отвергнуть Разум и принять Веру, от древа познания вернуться к древу жизни.

Мыслить в рамках экзистенции, по Кьеркегору, означает столкнуться с ситуацией личного выбора . В реальной жизни каждый из нас находится в этой ситуации. Выбор осуществляется при наличии альтернативных возможностей. Кьеркегор призывал отличать в человеке “зрителя” (согласно Гегелю человек есть лишь игрушка в руках мировой необходимости) от “актера”, который, играя свою роль, тем самым творит спектакль (реальную жизнь).Только “актер” вовлечен в экзистенцию.

Выбор всегда связан с принятием решения. Эта процедура может опираться на научные, математические знания, на этические и эстетические представления. Но всегда за ней стоит конкретная человеческая жизнь, и поэтому отвлеченные рассуждения при выборе мало помогают.

Причиной экзистенциальной ситуации в конечном итоге Кьеркегору видится отчуждение человека от Бога. Чем дальше это происходит, тем больше в человеке растет чувство отчаяния.

Каждый человек, считает Кьеркегор, наделен сущностью, которую он должен в себе привести в действие. И это может быть сделано им только через приход к Богу.

С. Кьеркегор первый привлек внимание к сложному духовному миру человека. Идеи С. Кьеркегора получили развитие в философии экзистенциализма 20 века.

Представители экзистенциализма 20 века: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю. Общие идеи: различается подлинное и неподлинное бытие человека. Подлинное бытие – это состоявшаяся жизнь человека, в которой была развита и проявлена его индивидуальность. Неподлинное бытие – жизнь, прожитая по стандартам в соответствии с общепринятыми нормами. Подлинное бытие не дано изначально. Человек должен найти к нему путь. Состояние, которое выводит человека к поиску подлинного бытия – пограничная ситуация, страх утраты своего Я. Больше всего мешает достичь подлинного бытия неприятие всего необычного, отрицательная реакция на любые нетипичные оценки поступки.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) утверждал, что мир, в котором живет человек, заново возникает в его человеческой деятельности. Жизнь и деятельность человека предполагает выход из себя, что может обернуться трагедией, изменой самому себе. М. Хайдеггер предлагает осуществить «поворот» - обращение человека к самому себе, создающее новую духовную атмосферу для всего мира. Он полагает, что такой поворот предотвратит человечество от катастрофы, освободит его от власти техники и тем самым приблизит человека к состоянию естественного поведения.

Экзистенциалисты утверждают, что, делая выбор, человек обретает себя и одновременно обретает свободу. Его свобода состоит в том, что он не выступает как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирает» самого себя своими действиями. Свободный человек несет ответственность за свои поступки, за свою жизнь, а не оправдывает их внешними обстоятельствами.

Жан Поль Сартр (1905 – 1980) француз утверждал, что фактическое бытие человека случайно. Человек может свободно выбирать себя в любой эпохе. Свобода является основанием истории. Сознание – это синоним свободы.

Альбер Камю (1913 – 1960), француз, Лауреат Нобелевской премии. Он утверждал, что в этом мире человек всегда посторонний, земное бытие абсурдно и удел каждого человека бесконечно печален. Этот мир не имеет высшего смысла. Призывом к бытию является бунт. Это форма осознания себя человеком. Есть несколько видов бунта: исторический (или метафизический) и художественный. Восстание человека против всего мироздания – это исторический бунт. Исторический бунтарь отвергает Бога, изменяет историю, восстает против властей. Художественный бунт вносит поправки в реальный мир. Камю считал, что нужно помочь человеку стать сознательным, свободным от идеологических и прочих доктрин. Мир спасет красота. Красота и общение выведут людей из изоляции и приведут к социальной справедливости.

Проблема человеческого существования

в экзистенциализме

Экзистенциализм

  • (от лат. existentia – существование)
  • философия существования;
  • философское течение, утверждающее
  • уникальность человеческого бытия,
  • и его невыразимость на языке понятий

экзистенциализм

  • «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр)
  • интерес к антропологической проблематики
  • попытка философствовать не с позиции наблюдателя, а с позиции деятеля
  • попытка философствовать в состоянии отчуждения
  • «что такое человек и что такое подлинная экзистенция?»

Направления:

  • Религиозный, теистический, христианский
  • Атеистический, светский

Религиозный экзистенциализм

Представители религиозного экзистенциализма

  • Серен Кьеркегор (1813-1855)
  • Карл Ясперс (1883-1969)
  • Николай Бердяев (1874-1948)
  • Габриэль Марсель (1889-1973)

Кьеркегор (Kierkegaard) Серен (1813-1855)

  • датский теолог, философ
  • взгляды развивались в полемики с философией Гегеля и романтической теологией
  • работы:
  • «Или-или»,
  • «Страх и трепет»,
  • «Болезнь к смерти»,
  • «Философские крохи»,
  • «Стадии жизненного пути» и др.

Суть позиции

  • предмет философии – человеческая индивидуальность («Единичный»)
  • существование «Единичного» - реализация индивидуального бытия через свободный выбор

экзистенция

  • нечто внутреннее, постоянно переходящее во внешнее предметное бытие, которое есть неподлинное выражение внутреннего
  • Обретение подлинного существование предполагает путь «экзистенциальной диалектики»

стадии восхождения к подлинному существованию - «экзистенциальная диалектика»:

  • эстетическая
  • этическая («рыцарь разума»)
  • религиозная («рыцарь веры»)
  • условием перехода является отчаяние

проблемы

  • грехопадения
  • «что такое страх?»
  • «что такое подлинное христианство и, что значит, быть христианином?»

Ясперс (Jaspers) Карл(1883-1969)

  • немецкий философ
  • работы:
  • «Всеобщая психопатология»
  • «Психология мировоззрения»
  • «Истоки истории и ее цель»,
  • «Духовная ситуация времени»,
  • «Современная техника» и др.

Основные темы, проблемы и понятия

  • философия - искусство мышления
  • цель философии – осветить экзистенцию и приблизить человека к трансценденции (указать этапы трасцендирования)
  • человек и его история
  • проблема «коммуникации»
  • понятия
  • «философская вера»
  • «осевое время»
  • критика пантрагизма

В истории выделяет четыре «среза»:

  • возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;
  • возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3-5 тыс. до н.э.
  • «духовное основоположение» человечества, произошедшее в 7-2 вв. до н.э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Палестине, Персии, Греции – «ось мирового времени»
  • рождение научно-технической эры, подготовленное в Европе с конца средневековья, … получает быстрое развитие в 20в.

«ось мировой истории»

  • становление истории человечества как мировой истории (до «осевого времени» существовали локальные истории)
  • возникновение современного человека со своими представлениями об ответственности, возможностях и границах
  • идея возможности движения к новому «осевому времени», условие которого – правовое государство и отказ от любых форм тоталитаризма

«тоталитаризма»

  • впервые введен в политический лексикон в 20-е гг. идеологами итальянского фашизма (Б. Муссолини)
  • стремление в централизации власти и этатизме
  • к причинам относят опережающий процесс формирования массового общества по сравнению со становлением гражданского общества
  • классическими аналитическими работами являются:
  • Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951)
  • Friedrich C., Brzezinski Z.K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy.

Николай Бердяев (1874-1948)

  • русский философ, публицист
  • в 1922г. за антиреволюционную деятельность выслан за границу
  • в 1947 присуждено звание доктора теологии Кембриджского ун-та
  • работы:
  • «Философия свободы»,
  • «Смысл творчества»,
  • «Философия неравенства»,
  • «Философия свободного духа»,
  • «О назначении человека» и др.

Суть позиции

  • философия не сводится к системе понятий («знание-дискурс»), а представляет собой «знание-созерцание», т.е. предполагает язык символов и мифов
  • основные символы философии – свобода и творчество

Н. Бердяев:

«Нужно выбирать между двумя философиями – философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности»

Марсель (Marcel)Габриэль (1889-1973)

  • франц. философ, драматург, критик, основоположник католического экзистенциализма
  • работы:
  • «К трагической мудрости и за ее пределы»

Суть позиции:

  • противопоставлял два радикально отличных способа существования:
  • «обладание» - форма деградации личности, погоня за мирскими благами
  • «бытие» - озарение «божественной истиной»
  • человеческое бытие немыслимо вне общения
  • «неподлинность» межличностных отношений не продукт социальных обстоятельств, а результат забвения религиозно-нравственного измерения существования личности

Светский экзистенциализм

позиция человека, для которого по словам Ницше «Бог умер»

попытка показать последствия атеизма

Представители светского экзистенциализма

  • Мартин Хайдеггер (1889-1976)
  • Жан Поль Сартр (1905-1980)
  • Альберт Камю (1913-1960)

Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889-1976)

  • немецкий философ
  • Профессор ун-та в Марбурге и ректор ун-та во Фрайбурге
  • работы:
  • «Бытие и время»
  • «Что такое метафизика»,
  • «Вопрос о техники»,
  • «Учение Платона об истине»,
  • «Техника и поворот» и др.

М. Хайдеггер:

«Человек не философствующий – это человек спящий»

Периоды творчества: основные темы и проблемы

  • Ранний (до 1930г.)
  • феноменология Э. Гуссерля
  • задача - построения «фундаментальной онтологии»
  • Поздний (1930-1960гг.), проблемы:
  • истина
  • события бытие
  • техника

Суть позиции

  • цель – стать «Аристотелем наших дней», т.к. рассматривает проблему бытия
  • первый шаг к поиску значения бытия – вопрос о бытие вопрошающего, т.к. проблема бытия есть модус бытия человека
  • человек есть экзистенция
  • человеческая экзистенция не может быть определенна, т.к. есть потенциальное сущее
  • модусы экзистенции:
  • человек есть бытие-в-мире
  • человек есть бытие занятое и заинтересованное «другим»
  • человек есть бытие-в-мире, заинтересованное вещами как подручными средствами для реализации его собственных возможностей

Анализ человека как сущего, которое открыто бытию (экзистенциальная аналитика)

  • «неподлинная» экзистенция
  • - покорно соглашаться со своим членством в «другом» до степени растворения в сознании толпы
  • «подлинная» экзистенция
  • приходить к открытию самого себя как индивидуального субъекта