Описание внешности цыганка в повести горького детство. Цыганок характеристика и образ в повести детство горького сочинение

Иван-Цыганок – один из самых запоминающихся положительных героев в повести М. Горького «Детство», друг Алеши Пешкова . Он был подкидышем, которого воспитала Акулина Ивановна . У Цыганка были «золотые руки». Многие мечтали о таком работнике, а дядья Алеши, Яков и Михайло, даже спорили, кому достанется такой талантливый мастер. Иван был очень добрым по натуре. Когда Алешу впервые порол дед за испорченную скатерть, он не только пытался спасти мальчика от розг, но и лично подставлял руки, чтобы тому было не так больно.

Дед с бабушкой тоже любили Цыганка. Каждый раз, когда его отправляли на рынок за продуктами, он приносил больше ожидаемого. На самом деле он подворовывал, чем радовал скупого деда, но немного огорчал бабушку. Она переживала, что он когда-нибудь попадется полиции. Но судьба Цыганка уготовила ему другой удел. Алеша так и не успел с ним долго подружить, так как Иван вскоре умер по вине жестокого дяди Якова. Тот заставил парня нести тяжелый дубовый крест на могилу жены, которую сам же и убил. Цыганок не выдержал, надорвался и упал. Его накрыло этим крестом и придавило.

Внешне Цыганок был привлекателен: кудрявая голова, шелковая рубаха, озорные глаза, густые брови и белоснежная улыбка. Речь его была живой и лукавой. Он любил шутить и веселил детей. Этот персонаж оказал немалое влияние на развитие характера Алеши. Он был одним из его лучших друзей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Радченко

Конспект урока

на тему «Образ Цыганка в повести А.М. Горького «Детство»».

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ пос. Радченко

Конаковского района Тверской области.

2013 г.

Тема урока : Образ Цыганка в повести А.М. Горького «Детство».

Цели урока:

Формировать у учащихся умение работы с текстом, умение анализировать его, понимать позицию автора;

Формировать умение находить и определять изобразительно-выразительные средства языка, их роль в создании художественных образов;

Развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;

Развивать речь обучающихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;

Развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, пути их решения;

Развивать навыки выразительного чтения;

Развивать эстетические чувства обучающихся, умение сочувствовать, сопереживать

Задача урока:

Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Оборудование урока:

Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией; М., 2010.

Аудиозапись отрывка из повести;

Карточки с заданиями для работы в группах;

Презентация.

Формы и методы, используемые на уроке:

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, метод эвристической беседы, проблемные вопросы;

беседа, чтение текста, пересказ, прослушивание аудиозаписи, составление плана, самостоятельная работа.

План этапов урока.

1.Организационный этап.
2.Этап актуализации знаний обучающихся, подготовки их к активному и сознательному восприятию нового материала .

Беседа с обучающимися.

Продолжаем работу над темой детства в русской литературе. Писатели уделяли этому периоду в жизни человека очень большое внимание: ведь именно в детстве формируется характер человека, его отношение к людям, его мировоззрение. Мы говорили об этом, работая над главами из повести Л.Н. Толстого «Детство», над рассказом И.А. Бунина «Цифры», мы продолжаем этот разговор, работая над повестью А.М. Горького «Детство».

С чего начинается повесть?

Какая атмосфера царила в доме, каковы были отношения между членами семьи и почему?

Итак, в семье царила атмосфера вражды, подозрения, недоверия друг к другу. И неизвестно, как эти «свинцовые мерзости русской жизни» повлияли бы на Алешу, если бы не было рядом с ним других людей, людей добрых, честных, талантливых, бескорыстных, с красивой, светлой душой. Галерею таких людей открывает бабушка Акулина Ивановна. Разговор о бабушке мы уже вели и продолжим позднее. А вот сегодня поговорим о человеке, молодом, ярком, талантливом, которого Алеша по-настоящему узнал и полюбил в дни болезни после жестокого наказания дедушки.

Кому, по-вашему, будет посвящен наш разговор?

Как вы определите тему урока?

Наша задача – понять, какими душевными качествами наделяет А. М. Горький своего героя, какой след оставил он в душе Алеши, с помощью каких средств создает писатель образ Цыганка. В течение урока мы будем составлять план, который поможет при выполнении домашнего задания.

3.Этап изучения новых знаний.

Чтение и анализ эпизода текста. Беседа с обучающимися.

Одним из важнейших средств создания образа литературного героя является портрет. Какую роль он играет в художественном произведении?

Найдите описание портрета Цыганка в повести.

Прочитаем его и подумаем, каким предстает перед нами герой, какое впечатление он производит, какие изобразительно-выразительные средства использует писатель для создания образа своего героя, какие качества характера Цыганка раскрываются в портрете.

А как оказался Цыганок в доме деда?

Проверка индивидуального задания. Рассказ обучающегося.

Беседа с классом.

Чей характер и как раскрывается в этой истории?

Характер человека раскрывается в его дела и поступках, в поведении, в отношении к другим людям. Как вел себя Цыганок во время порки Алеши? Как это его характеризует?

А какое отношение к Цыганку было в доме деда? Почему? Как это его характеризует? Как об этом пишет А.М. Горький?

Чтение и анализ отрывка из повести.

Не только в работе, но и в увлечениях раскрывается характер человека.

Беседа с классом.

Какие увлечения были у Цыганка? О каких душевных качествах они свидетельствуют?

Ярко характер человека, его душа, талант раскрывается в песне, в пляске. Умел это Цыганок?

Прослушаем отрывок из повести А.М. Горького в исполнении актера Кулагина. Ваша задача – слушать, следить, учиться выразительному чтению, наслаждаться русским языком, языком Горького.

Прослушивание аудиозаписи отрывка из повести.

Беседа с обучающимися

Какое впечатление произвёл отрывок?

Из каких частей он состоит?

Остановимся на первом отрывке. Проведем небольшую самостоятельную работу в группах.

Самостоятельная работа в группах.

Задания для групп.

Подготовьте выразительное чтение отрывка.

Проанализируйте отрывок из повести, ответив на вопросы:

Слова каких частей речи использует Горький, с какой целью?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, зачем?

Подготовьте ответ на вопрос: как раскрывается характер Цыганка в данном отрывке?

Выступление спикеров групп. Обсуждение выступлений.

Беседа с обучающимися

А были недостатки у Цыганка. Какие? Почему Цыганок воровал?

Зачем об этом пишет Горький?

Несмотря ни на что, Цыганка очень любили люди, в том числе и Алёша. Но жизнь юноши заканчивается очень трагически.

Пересказ эпизода «Гибель Цыганка».

7.Этап обобщения и систематизации.

Какой след оставил Цыганок в душе Алеши? Почему?

Какие художественные приёмы использует А.М. Горький, создавая образ героя?

8.Этап информации о домашнем задании.

Подготовить рассказ о Цыганке, используя план, составленный на уроке.

Выучить наизусть отрывок «Пляска Цыганка».

9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Что интересное было на уроке?

Что сложное было на уроке?

Литература

    Коровина В.Я.Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., 2010

    Золотарёва И.В., Егорова И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. М., 2013.

    Спиридонова Л.А. Горький: диалог с историей. М., 1994.

    Русская литература 20 в. Справочные материалы/ составитель Смирнова Л.А. М., 1995

Адреса сайтов, использованных при подготовке урока и и презентации

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B&noreask=1&pos=15&lr=213&rpt=simage&uinfo=ww-1349-wh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F2%2F26%2FMaxim_Gorky_authographed_portrait.jpg%2F200px-Maxim_Gorky_

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD.%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4&fp=0&pos=3&uinfo=ww-1349-wh-645-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B

Характеристика героя

Цыганок (Иван) - второстепенный герой повести Максима Горького «Детство».

Иван - подкидыш, «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке». Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др.

Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, чёрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: «Бабушка объяснила мне, что Цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует.

Даст дед ему пятишницу, он на три рубля купит, а на десять украдёт. Любит воровать, баловник! Раз попробовал - ладно вышло, он и взял воровство в обычай».

Внешность у Цыганка была привлекательная: «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».

Речь Цыганка - весёлая, живая, лукавая.

Цыганок оказал большое влияние на развитие характера Алёши Пешкова. Он был одним из его близких друзей. Цыганок учил Алёшу правильно вести себя во время порки, помог ему в случае со скатертью и так далее.

Все жители дома относились к Цыганку особенно" «Дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей… Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не шутили с ним, как с мастером Григорием, которому почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое».

Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганоку помогал дяде Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило крестом. Похоронили его незаметно, непамятно.

История Цыганка

Одним из самых запоминающихся героев повести М. Горького «Детство» является Цыганок. Впервые мы его встречаем в сцене драки двух дядьёв за обедом. Дядя Михаил ударил брата Якова наотмашь по лицу, они покатились по полу. В это время «молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила». Алёша увидел его как человека, который пытался усмирить зачинщика драки. Следующая встреча читателя с Цыганком происходит в мутной сцене порки детей за провинности. Цыганок в начале порки «сердитый, не похожий на себя»: ему приходится привязывать ребёнка к скамье полотенцем. Позже он запечатлелся в памяти мальчика совсем иначе: «Квадратный с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза».

Цыганок старался смягчить наказания для Алёши, он подставлял свои руки под кнут, когда пороли мальчика. Алёша был удивлён такой жертвенности и в то же время благодарен Цыганку за его доброту, за то что он не жалел себя ради других. Цыганок был без роду. без племени. Его взяла к себе бабушка и воспитала. Он был хорошим работником. дядья его ценили.

Цыганок жил, радуясь миру, как ребёнок. Цыганок любил развлекать детей, когда деда не было дома: запрягал в бумажные сани тараканов, показывал мышат, ходивших на задних лапах, делал фокусы с картами, деньгами. Во время забав он «кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них». Заветной мечтой Цыганка была возможность петь.

Желание петь в Цыганке - это желание отдать душу людям, показать через музыку красоту мира. Он делал это в танце, но ему танца казалось мало. Чистая душа этого человека снова и снова заставляла. его подставлять руку под розги, когда пороли Алёшу, и мальчик крепко привязался к нему. Цыганок внутренним чутьём различает, где добро, а где зло, и выражает это в словах: «А я всех Кашириных, кроме бабани, не люблю, пускай их демон любит!» Он мечтает «ожечь народ» песней, но его мечтам не суждено сбыться: «Вскоре он погиб».

Дядя Яков дал обет отнести на своих плечах до кладбища,
где похоронена забитая им жена, огромный дубовый крест. В
день годовщины братья взялись выполнить обещание, и ко-
мель креста положили на плечи Цыганка. Читая описание этой
сцены, мы вспоминаем, как Иисус Христос нёс на Голгофу
крест, на котором его должны распять.

Автор не описывает трагедию, которая случилась по дороге на кладбище, сам. Мы узнаём о происшествии со слов дядьёв:
- Споткнулся он, упал, а его и придавило, - в спину ударило. И нас бы покалечило, да мы вовремя сбросили крест.
- Да вы его и задавили, - глухо сказал Григорий.
Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего
смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком. Христос умер, искупая своею смертью грехи людей. Цыганок был готов пожертвовать собой ради других и умер, словно бы искупая грехи всего семейства Кашириных. Стали ли Каширины от этого лучше?

Мы чувствуем боль, когда читаем описание смерти Цыганка. И единственным утешением служит нам сознание, что та готовность к самопожертвованию, которая была в душе Цыганка, тот огонь, который горел в его сердце и вырывался в пляске, в страстном желании петь, отразились потом в творчестве Максима Горького, в созданных писателем художественных образах, из которых наиболее яркий - образ Данко, отдавшего своё сердце людям.

Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре, тем самым был нечист на руку. Неоднократно он сам признавал то что, воровать не хорошо, но ничего не мог с собой поделать. В большей степени воровал для развлечения. Также за воровство его ругала бабушка, однако он, продолжал воровать.

Цыганок - это подкидыш, воспитанный Акулиной Ивановной, был одним из близких друзей Алеши, любимец деда и братьев Кашириных. Свою бабушку он называл «бабаня». Внешне Иван был весьма привлекательным: широкогрудый, с блестящими кудрявыми волосами, белыми зубами, густыми бровями, сверкающими глазами. Иногда на праздники одевался в шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги. Выполнял фокусы с деньгами, картами, был по своему наивен и ничем не отличался от детей, так же кричал вместе с ними. Дрессировал тараканов и мышей, мышей очень любил, кормил их сахаром и целовал. Красноречив, ловок и смел, работал в красильне дедушки, помогал по хозяйству, имел «золотые руки», чем, безусловно, гордились бабушка с дедушкой. Хотел иметь певучий голос, для того чтобы петь. Очень любил танцевать, выражал свое настроение через танцы, в свой танец вкладывал всю душу.

Иван оказал значимое влияние на развитие личности Алеши Пешкова. Цыганок нередко помогал Алеше, к примеру, в случае со скатертью. Обучал его, как нужно вести себя во время порки.

К сожалению, персонаж погибает. В начале зимы, в субботу неся крест на могилу жены Якова, он поскользнулся, и его придавило крестом. Похороны цыганка были не запоминающими, простыми. Бабушка и дедушка винили в его смерти братьев Кашириных. Его дед очень жалел о том, что потерял такого работника, у которого были «золотые руки».

После его смерти Алеша часто вспоминал своего друга добрыми словами и говори о том, что он оказал большое влияние на формирование его характера. Неоднократно он подставлял свои руки, когда Алешу порол дед, тем самым ему доставалось много меньше ударов. Друзья очень любили друг друга, в чем не раз признавались. Они проводили большое количество времени вместе.

Не смотря на то, что цыганок является второстепенным героем в повести, он очень запоминающийся, оставил яркие впечатление о себе. Был веселым, живым и ярким персонажем.

Вариант 2

Мальчик, по имени Иван девятнадцати лет от роду является главным персонажем рассказа Горького «Детство». Мальчика прозвали Цыганком благодаря своему внешнему виду. У него темный цвет волос и смуглая кожа, мальчик часто ходит на базар и ворует продукты. Хотя Иван и признается, что воровать – это плохой поступок, но ничего с собой поделать не может и продолжает нечистое дело. Воровство для него больше приключение и забава, чем средство для выживания. Несмотря на то, что бабушка неоднократно ругала мальчика, он не бросил это вредное занятие.

Иван Цыганок воспитывался в семье Акулины Ивановны и был подкидышем. У него был любимый и верный друг по имени Алеша. Мальчик ласково бабушку называл бабаня. Внешность Ивана была привлекательной. Курчавая густая шевелюра, белые зубы, искрящийся взгляд и густые темные брови. В праздничные дни Цыганок одевался ярко и по тем временам модно – плисовые широкие штаны, шелковая рубаха и сапоги, которые сильно скрипели. Иван любил показывать разные фокусы, будь это деньги или карты. Но, как и все его ровесники, он кричал и бегал вместе с ними. Больше всего Иван любил мышей. Он постоянно их дрессировал и угощал всякими лакомствами, чаще всего кусочком сахара, даже целовал их.

Цыганок был ловким мальчиком, который всегда и везде все успевал. Он много говорил, помогал своему дедушке на его красильне, бабушке по хозяйству, да и вообще имел «золотые руки». Он был гордостью дедушки и бабушки. Иван очень любил петь и хотел, чтобы у него голос был звонким и певческим. Но больше всего мальчик любил танцевать. Именно через танец он выражал свои эмоции и чувства ко всему, что его окружает. Именно в свои танцы мальчик вкладывал свои чувства и душу.

Цыганок был лучшим товарищем и другом Алеши, во всем его поддерживал и подсказывал даже как нужно правильно себя вести, когда тебе устраивают порку.

Но, к сожалению, жизнь Ивана оказалась слишком короткой. В самом начале зимы, в субботний день Цыганок нес тяжелый крест, который должен был доставить к могиле жены Якова. Неожиданно мальчик поскальзывается и погибает под тяжестью креста. Похороны Ивана проходили не шумно, спокойно. Каждый по-своему горевал по поводу его кончины. Бабушка обвиняла в гибели своего приемного внука Кашириных. Дед переживал, что он потерял такого хорошего помощника с «золотыми руками».

Но тяжелее всего переживал из-за смерти своего лучшего друга Алеша. Он постоянно о нем вспоминал искренне и по-доброму. Ведь Иван, когда дед порол Алешу, часто подставлял свои руки, защищая своего друга от ударов. Это были самые настоящие и искренние отношения двух мальчиков, дружба, которая осталась в памяти одно из них приятными воспоминаниями.

Сочинение про Цыгонка

Главный смысл произведения «Детство» Максима Горького – это смысл существования человека, для чего он живет, какие поступки совершает, как влияет на человека та или иная ситуация. В повести автор описывает детство детей – самое искреннее и основополагающее время, именно в детстве зарождается и происходит становление характера и дальнейшее мировоззрение. Наиболее тонко и глубоко автор описывает детство одного из самых ярких и интересных персонажей повести – Ивана Цыганка.

Иван, несмотря на сложное детство, обладает самыми приятными и открытыми чертами характера: честность, добродушие и любовь к окружающим. Иван, хоть и был подростком, не боялся работы, всегда приходил на помощь к тем, кто в этом нуждался. Так как мальчик был очень добр ко всему, что его окружало, он пытался одарить добротой и других людей. Иван искренне не понимал, почему взрослые люди всегда чем-то недовольны, ходят хмурые и грустят. Он любил свою жизнь, мир, в котором живет и считал, что свою жизнь прекрасной.

Детство Ивана нельзя назвать безоблачным. Сразу же после рождения его бросили в дождь одного на лавочке. Цыганок попал в дом деда и бабки, а повзрослев, стал работать с дедом на красильне. Свое прозвище Цыганок, Иван получил за смуглый цвет кожи и темные волосы. Он часто ходил на рынок и ловко брал что-нибудь бесплатно. Именно за внешность и умение незаметно подворовывать дали ему такое прозвище. Внешне он тоже был привлекательным, с курчавыми волосами и постоянной улыбкой, которая никогда не сходила с его лица. Иван всегда всех смешил, часто дурачился и никогда не унывал.

У Цыганка был близкий друг – Алеша Пешков. Именно Иван открывал для него совершенно другой мир, отношение к окружающим и даже простой порке. Несмотря на то, что Иван не был родным сыном своего деда, старик не обижал его и даже относился немного лучше, чем к родным сыновьям. Все, кто жил в его доме любили и хорошо относились к Цыганку, кроме мастерового Григория, человека злого, любящего оскорблять и выдумывать небылицы про всех домочадцев. Григорий постоянно насмехался и унижал Ивана.

Бабка с дедом очень любили Ивана, хоть он и подворовывал на базаре. Он был ответственным и честным ребенком по отношению к своим родным, поэтому на него можно было положиться в любой ситуации.

Жизнь Ивана, внезапно и нелепо оборвалась. Все произошло в тот момент, когда он нес большой крест во время похорон. Подросток неожиданно поскользнулся и упал и крест его придавил. Похороны его проходили скромно и тихо.

Горький, через характер этого наивного подростка хотел раскрыть чистое и доброе отношение, которое навсегда утратили взрослые, все больше погружаясь в быт и насущные проблемы. Писатель хотел показать, что иногда нужно отстранятся от насущных дел и сложностей, больше улыбаться и дарить радость друг другу.

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Сочинение Школа в моей жизни

    В жизни каждого человека наступает тот момент, когда родители его отводят в школу. Каждый маленький первоклассник идет в неизвестность и слегка побаивается того, что его ждет там впереди

  • Образ Директора в рассказе Уроки французского Распутина сочинение

    Директор – один из персонажей второго плана в данном произведении. Это во многом типичный образ, демонстрирующих представления о носителе этой должности в годы, когда Валентин Распутин написал свой рассказ.

  • В семье Кашириных Ваня Цыганок - подкидыш. Он сразу полюбил Алешу.
    Когда Алёшу пороли, он жалел его, подставляя свою руку под розги. Цыганок развлекал и смешил детей, играя с тараканами и мышами. Показывал фокусы с картами и деньгами, жульничая при этом. Хотя ему было девятнадцать лет, он обижался как ребёнок, если кто-нибудь обыгрывал. Во время веселья празднично одетый Цыганок самозабвенно плясал. Мечтал о хорошем голосе, чтобы попеть лет десять, а потом хоть в монахи.
    Был у Вани один недостаток - любил воровать на базаре провизию. Он знал, что это нехорошо и опасно, но делал это от скуки и азарта, без корысти. Сдача, которая оставалась после покупок, выманивалась Алёшиными дядьками.
    В цеху Цыганок был хорошим работником. Братья: Яков и Михаил специально хаяли его, чтобы потом заполучить к себе помощники. А когда поняли, что не получат его, решили его угробить.
    Могилу жены Якова нужно было отнести крест. Не на телегу, а на плечо Цыганка положили конец креста. Сами стали под крылья. И когда Ваня споткнулся и упал, Яков с Михаилом отскочили в стороны, сбросив крест на Цыганка.Умер он дома, похоронили его незаметно, непамятно. Так семья Кашириных извела ещё одного хорошего и жизнелюбивого человека.

      Повесть “Детство” - это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши....

    1. Новое!

      Повесть М.Горького "Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли ему вырасти, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка- Акулина Ивановна. Она...

    2. Новое!

      В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии...

    Цыганком в доме Кашириных называли приемного сына Ивана. А прозвище свое Иван получил за цыган­скую внешность - смуглый цвет кожи, курчавые, тем­ные волосы и такие же темные глаза. Каширины Ива­на любили, относились к нему, как к родному, если не лучше. А любить было за что - у парня был веселый нрав и золотые, по словам деда Каширина, руки.

    Алеше Цыганок понравился сразу. В доме у деда он радовался ему больше всех, не считая бабушки. Особен­но привязался к нему Алеша после первой дедовой пор­ки, когда юноша подставил под плеть свою руку, чтобы меньше досталось мальчику. Цыганок прошел дедову школу воспитания и на правах бывалого передавал свой опыт Алеше: «Когда тебя вдругорядь сечь будут, ты гляди, не сжимайся, не сжимай тело-то, - чуешь? Вдвойне больней, когда тело сожмешь, а ты распусти его свободно, чтоб оно мягко было, - киселем лежи! И не надувайся, дыши вовсю, кричи благим матом… я в этом деле умнее самого квартального! У меня, брат, из кожи хоть голицы шей!»

    Алеша «любил Ивана и удивлялся ему до немоты». Особенно потешно было смотреть, как Цыганок делал упряжь для тараканов, вставлял их в эту упряжь и на­правлял их бег, при этом громко крича: «За архиереем поехали!».

    А еще Иван был знатным танцором. По празднич­ным вечерам, когда дед с дядей Михаилом уходили в гости, и в доме Кашириных устраивался настоящий праздник, Цыганок был неотразим - плясал так, что у всех остальных ноги под столом ходуном ходили.

    Цыганок мог бы стать Алеше Пешкову другом на всю жизнь, но он вскоре погиб.

    Сочинение на тему: ЦЫГАНОК И АЛЕША (М. Горький. «Детство»)

    5 (99.4%) 100 votes

    На этой странице искали:

    • сочинение на тему алеша и дом кашириных
    • сочинение на тему Цыганок
    • алеша и дом кашириных сочинение
    • сочинение на тему детство горького
    • алёша и дом кашириных

    Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная» , с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить.. . и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему» . Бабушка - добрая и ласковая - всегда поможет и посочувствует. «...Она певуче говорила:

    Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!

    Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни» . Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «...она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой...» . И Алеша был согласен с такой точкой зрения.

    Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь.

    Еще один важный человек в жизни героя - Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок - подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость» , начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый» . В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка» . От бабушки Алеша узнал, что Цыганок - «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке» .

    Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить.

    Цыганок погиб, его задавило крестом.

    Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием.

    И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело. Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело» . В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками.. . плавил свинец, паял какие-то медные штучки...» . Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал.

    Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен "и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: «Настоящая сила - в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней» .

    Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, - лучших людей ее» .

    Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы.

    История Цыганка

    Одним из самых запоминающихся героев повести М. Горького «Детство» является Цыганок. Впервые мы его встречаем в сцене драки двух дядьёв за обедом. Дядя Михаил ударил брата Якова наотмашь по лицу, они покатились по полу. В это время «молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила». Алёша увидел его как человека, который пытался усмирить зачинщика драки. Следующая встреча читателя с Цыганком происходит в мутной сцене порки детей за провинности. Цыганок в начале порки «сердитый, не похожий на себя»: ему приходится привязывать ребёнка к скамье полотенцем. Позже он запечатлелся в памяти мальчика совсем иначе: «Квадратный с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза».

    Цыганок старался смягчить наказания для Алёши, он подставлял свои руки под кнут, когда пороли мальчика. Алёша был удивлён такой жертвенности и в то же время благодарен Цыганку за его доброту, за то что он не жалел себя ради других. Цыганок был без роду. без племени. Его взяла к себе бабушка и воспитала. Он был хорошим работником. дядья его ценили.

    Цыганок жил, радуясь миру, как ребёнок. Цыганок любил развлекать детей, когда деда не было дома: запрягал в бумажные сани тараканов, показывал мышат, ходивших на задних лапах, делал фокусы с картами, деньгами. Во время забав он «кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них». Заветной мечтой Цыганка была возможность петь.

    Желание петь в Цыганке — это желание отдать душу людям, показать через музыку красоту мира. Он делал это в танце, но ему танца казалось мало. Чистая душа этого человека снова и снова заставляла. его подставлять руку под розги, когда пороли Алёшу, и мальчик крепко привязался к нему. Цыганок внутренним чутьём различает, где добро, а где зло, и выражает это в словах: «А я всех Кашириных, кроме бабани, не люблю, пускай их демон любит!» Он мечтает «ожечь народ» песней, но его мечтам не суждено сбыться: «Вскоре он погиб».

    Дядя Яков дал обет отнести на своих плечах до кладбища,
    где похоронена забитая им жена, огромный дубовый крест. В
    день годовщины братья взялись выполнить обещание, и ко-
    мель креста положили на плечи Цыганка. Читая описание этой
    сцены, мы вспоминаем, как Иисус Христос нёс на Голгофу
    крест, на котором его должны распять.

    Автор не описывает трагедию, которая случилась по дороге на кладбище, сам. Мы узнаём о происшествии со слов дядьёв:
    — Споткнулся он, упал, а его и придавило, — в спину ударило. И нас бы покалечило, да мы вовремя сбросили крест.
    — Да вы его и задавили, — глухо сказал Григорий.
    Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего
    смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком. Христос умер, искупая своею смертью грехи людей. Цыганок был готов пожертвовать собой ради других и умер, словно бы искупая грехи всего семейства Кашириных. Стали ли Каширины от этого лучше?

    Мы чувствуем боль, когда читаем описание смерти Цыганка. И единственным утешением служит нам сознание, что та готовность к самопожертвованию, которая была в душе Цыганка, тот огонь, который горел в его сердце и вырывался в пляске, в страстном желании петь, отразились потом в творчестве Максима Горького, в созданных писателем художественных образах, из которых наиболее яркий — образ Данко, отдавшего своё сердце людям.