Как сделать черную бумагу для выцарапывания. Граттаж: техника рисования и инструменты

Викторины «В мире животных» для школьников. Викторина о лесных животных, викторина о диких животных. Устраивайте интересные и увлекательные конкурсы с помощью этих вопросов викторины о животных.

Викторина «Все о животных»

■ Что животным страшнее — холод или голод? (Голод).

■ Едят ли животные красивые опавшие листья? (Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).

■ С какими животными на суше следует обращаться осторожно? (На суше особенно осторожно следует обращаться с паукообразными. Многие из них ядовиты).

■ Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе: растительноядные, хищные или всеядные? (Всеядные, так как им легче найти подходящую пищу. Зимой они питаются растительной пищей, а летом становятся насекомоядными).

■ Где раки зимуют? (В норах по берегам рек).

■ Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира).

■ Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка).

■ Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох).

■ Летает ли пингвин? (Нет).

■ Охотится ли белый медведь на пингвинов? (Нет, они живут на разных полюсах).

■ Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).

■ У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов).

■ Почему кролики постоянно что-нибудь жуют? (Чтобы стачивать зубы).

■ Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок).

■ Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой).

■ Кто такой гиппопотам? (Бегемот).

■ Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).

■ Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).

■ Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)

■ Какие звери летают? (Летучие мыши.)

■ Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

■ Умеют ли слоны плавать? (Да. Они хорошо погружаются в воду, выставив хобот над поверхностью.)

■ Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы.)

Блиц «Самые, самые, самые...»

■ Самые крупные ящерицы. (Вараны.)

■ Самые крупные пресмыкающиеся. (Крокодилы.)

■ Самое странное животное. (Австралийский утконос (покрыт шерстью, кормит детенышей молоком, а нос и все четыре лапы у него утиные, маленькие утконосики вылупляются из яиц).)

■ Самая крупная змея. (Удав анаконда.)

■ Самое полезное животное в мире. (Червяк.)

■ Самое древнее домашнее животное. (Гусь.)

■ Самое крупное животное в России. (Лось.)

■ Самый крупный из зайцев в наших лесах. (Русак.)

■ Самый маленький зверек. (Землеройка.)

■ Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)

■ Самое длинноногое животное. (Жираф.)

■ Самый крупных морской рак. (Омар.)

■ Самая крупная морская птица. (Альбатрос.)

■ Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза._

■ Ядовитая жаба. Ага.

Викторина «Лесные звери»

■ Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)

■ Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)

■ С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)

■ Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.)

■ У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)

■ Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

■ Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)

■ Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)

■ Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)

■ Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)

■ Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)

■ Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)

■ Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)

■ Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)

■ Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)

■ Все ли зайцы зимой белые? (Нет. У зайца-русака остается серой верхняя часть спины.)

■ Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы.)

■ Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)

■ Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Блиц викторина «Дикие животные»

■ Дикое, обычно хищное, животное. (Зверь.)

■ Царь зверей. (Лев.)

■ Король пустыни. (Верблюд.)

■ Самое крупное животное в мире. (Синий кит.)

■ Самое крупное животное на суше. (Слон.)

■ Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса.)

■ Гиппопотам по-другому. (Бегемот.)

Главная особенность этого животного — рог на лбу. (Носорог.)

■ Самое высокое животное на Земле. (Жираф.)

■ «Разлинованная» лошадка. (Зебра.)

■ Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)

■ Серый, страшный и злой. (Волк.)

Подземный житель. (Крот.)

■ Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса.)

■ Самое колючее животное. (Еж.)

■ Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)

■ Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)

■ Детеныш белого медведя. (Умка.)

■ Благородный олень, разводят в питомниках. (Марал.)

■ Так еще называют енота. (Полоскун.)

■ Гигантская ящерица, хищник. (Варан.)

■ Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)

■ Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка.)

■ Не любит красной тряпки. (Бык.)

■ Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)

■ Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)

Мастер-класс

«Техника рисования - граттаж»

Задачи:

    Познакомить участников мастер - класса с техникой «граттаж»;

    развивать воображение, фантазию, художественный вкус;

    вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству .

Задание: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заострённым предметом.

Оборудование: белые листы плотной бумаги или белого не глянцевого картона, восковые карандаши, гуашь любого цвета (желательно тёмных тонов), широкая кисть, Детские работы, выполненные в технике «граттаж».

Ход занятия:

Слайд №1

Уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых простых видов графики.

Слайд №2

Мой мастер - класс посвящен этой удивительной технике «граттаж». Эта техника стала одной из моих любимых, я так ей заинтересовалась, что у меня появилось желание увлечь ей и других!

Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапания.

В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.

Слайд №3

Для работы нам потребуются следующие материалы:

    обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;

    восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след);

    гуашь, лучше темных тонов;

    широкая кисть;

    инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или ножницы).

Несмотря на сложное название, эта техника выполняется легко и поддается творческому осмыслению.

Граттаж применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.

Рассмотрите работы учащихся, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике. Это линия, штрих, контраст.


Показ работ, выполненные в технике «граттаж».

И так, приступаем к работе.

Слайд №4

Шаг 1.

Для начала надо закрасить лист тонкого картона восковыми мелками. Закрашивать можно в произвольном порядке – главное чтобы вся поверхность была заштрихована без пробелов.

Можно заменить восковые мелки обычной парафиновой свечкой, и натереть ею лист цветного картона с шероховатой поверхностью.

Слайд №5

Шаг 2.

После того, как поверхность листа полностью закрашена мелками, надо покрыть ее слоем гуаши.

Возьмите большую кисточку и нанесите краску на лист толстым слоем.

Оставьте загрунтовку для картинки в покое до полного высыхания.

Слайд №6

Шаг 3.

После того как гуашь полностью высохнет, можно приступать к рисунку.

Процарапывать его надо заостренным концом деревянной палочки или любым острым предметом.

Осторожно процарапайте все контуры вашего рисунка.

При обучении детей граттажу необходимо помнить о технике безопасности! Младшим детям в качестве инструмента лучше давать не слишком острые предметы, деревянные или пластмассовые.

Слайд №7 - 10

Работы, выполненные в технике «граттаж».

Картины в технике граттаж - это удивительные произведения искусства. Благодаря сочетанию черного фона, белых и разноцветных штрихов, они обладают высокой экспрессивностью и выразительностью.

Мастер-класс по не традиционной технике рисованию. Метод "Граттаж"

Шарыпова Анна Александровна, воспитатель 5 группы МАДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №96 «Умничка»

Мастер - класс предназначен для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»
Задачи:
Учить детей рисовать с помощью трафарета.
Воспитать аккуратность в ходе выполнения работы.
Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник.
Развивать речь и мышление
Цель:
Познакомить воспитанников с одним из видов графики - граттажем

Название работы: "Бабочки"
Зачитываем стих Г. Ряскина

На лесной полянке чудо -
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.

Материал:
Альбомный лист
Восковые цветные карандаши
Черная гуашь
Свеча
Жидкое мыло
Заточенная палочка или стержень пасты
Кисть
Трафарет

Ход работы:

Раскрасить лист бумаги цветными восковыми карандашами. Карандаш должен покрыть лист плотным слоем.


Затем рисунок натираем свечой без пропусков.


Покрываем рисунок черной гуашью. P.S гуашь лучше перемешать с жидким мылом для более равномерного нанесения краски. Полученной смесью покрыть лист при помощи кисти.


Дать краске немного подсохнуть.


Пока рисунок подсыхает делаем с детьми пальчиковую гимнастику. (Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей.")
1."Зайчики"
(Поставить все пальцы одной руки на стол)
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять...
(пересчитать заек)

Будем лапками стучать
(Стучите всеми пальцами по столу вместе или в разнобой)

Постучали, постучали
И стали. Сели отдыхать.
(Согнуть пальцы в кулак)

2."Бабочка"
Сожмите пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний палец, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("бабочка машет крыльями") - сначала одной, затем другой рукой.
Рисунок подсох можно продолжать. Берем заточенную палочку или использованный стержень (в моем случае). Процарапываем рисунок (или обводим по трафарету).



По желанию можно не только обвести контур, но и "раскрасить" стержнем сам рисунок.

Наталия Смирнова

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер - класс по нетрадиционной технике рисования граттаж . Граттаж- рисунок гравюра , изображение выцарапывается на специально подготовленном листе острой деревянной палочкой. Сегодня я расскажу о том, как сделать цветной граттаж . Работы в такой технике мы традиционно делаем ко Дню космонавтики (дети их называют "космические ")

Итак, нам потребуется : восковые мелки, гуашь черного цвета (можно черную тушь, капля жидкого мыла, лист акварельной бумаги, деревянная зубочистка или деревянная шпажка, мягкая кисточка.

Закрашиваем лист акварельной бумаги восковыми мелками. Закрашивать надо плотно, желательно, в несколько слоев, что бы белого листа совсем не было видно.


Цвета можно расположить в произвольном порядке


А можно изобразить "космическую радугу "



Кстати, по окружности воск с мелков ложится ровнее, мелки не так крошатся.

Когда весь лист закрашен восковыми мелками, приступаем к нанесению черного слоя. Для этого в классической версии используют тушь, но подойдет и черная гуашь. В гуашь надо добавить каплю жидкого мыла (что бы краска не стекала с воска) и осторожно перемешать.


Теперь мягкой кисточкой аккуратно наносим черную краску на восковой рисунок.


Кисточку перед работой надо смочить и промокнуть салфеткой (она должна быть влажной, но не мокрой, теперь вода нам понадобится только для того, что бы помыть кисточку в конце работы. О кисточке : я пользуюсь плоскими кисточками из синтетического материала, они более ровно наносят краску, но можно использовать и простые мягкие кисти.


Закрашиваем лист целиком, если понадобится- в несколько слоев. Цветной слой просматриваться не должен.


Лист должен хорошо просохнут и только после этого можно приступить собственно к рисунку.

Берем деревянную зубочистку или шпажку (кому что удобнее) и начинаем наносить рисунок процарапывая черный фон.


Т. к. тема у нас "космическая ", космические объекты и будем рисовать.

Ближе к центу листа нарисуем "звезду по имени Солнце", лучи от него пусть тянутся через весь лист (так будет проще ориентироваться где какой цвет под черной краской ).


Понятное дело, что без Сатурна и Земли нам никуда не деться


"Караваны ракет" можно нарисовать по трафарету, а можно и самим.


Дорисовываем кометы и прочие космические тела (как фантазия подскажет)





Работа готова.

Дети старшей группы уже могут подготовить лист до нанесения черного слоя самостоятельно, но черную краску лучше наносить взрослому.

При процарапываие рисунка черная краска осыпается, поэтому я не рекомендую делать крупные работы на мольберте, но стол надо подстелить клеенку.

Ближе к Дню космонавтике я размещу конспекты занятий для разных возрастных групп по технике граттаж .

Благодарю за внимание.