Преподобный антоний дымский. Житие преподобного антония дымского чудотворца Кондак преподобному Антонию Дымскому

В старину, когда паломники шли в Тихвинский монастырь по Вологодскому тракту, они обязательно заходили в древнюю Антониево-Дымскую обитель, находящуюся неподалеку. Умывались здесь, переоблачались в чистые одежды, кланялись честным мощам преподобного Антония Дымского, и только тогда шли к чудотворной Тихвинской иконе. И было у них такое присловье: кто у Антония не бывал - того Тихвинская не принимает. Тем более что и память святого Антония - всего за два дня до праздника Тихвинской иконы Божией Матери: 7 июля по новому стилю.

Пять лет тому назад, в те дни, когда в Россию возвращалась из Америки чудотворная Тихвинская икона, мне довелось побывать в Антониево-Дымском монастыре в день памяти преподобного. В автобус, рано утром отходивший из Тихвина, прихожане Успенского монастыря внесли хоругви, крест и фонарь; одну хоругвь держал молодой человек в тельняшке, по имени Андрей. Он приехал из Вологды по благословению настоятеля Прилуцкого монастыря, несколько дней провел в Петербурге и уже дважды приложился к Тихвинской иконе.

В Петербурге, когда ехал к Казанскому собору, видел в небе две такие радуги! - рассказывал Андрей, пока остальные паломники пели "Радуйся, Радосте миру...". - Все смотрели - и верующие, и неверующие. Я купил в соборе маленькую иконку Богородицы, у чудотворного образа освятил, она мне так помогает!..

А как вы воспринимаете возвращение Тихвинской иконы: как историческое событие или как что-то личное?

Конечно, историческое! Для России это какое значение-то имеет огромное! Но и личное, конечно, тоже. А вы потом приезжайте к нам, в Вологодчину. У нас в монастыре в июне престольный праздник, в этот день из музея в храм переносят икону Димитрия Прилуцкого, древнюю, чудотворную. А я здесь побуду - и в Дивеево...

Литургия в Антониево-Дымском монастыре совершалась прямо на скошенной траве перед Троицким храмом. Перед входом в храм был устроен алтарь - тент на длинных жердях, хор расположился под большой березой, возле стога сена началась исповедь. Я решила пройтись по монастырю, который только-только начинал восстанавливаться, миновала коричневый домик, из тонкой трубы которого шел дым. В домике жил странный человек невыского роста, в широкополой шляпе, а у двери лежала лохматая собака, веселость которой странным образом соединялась с бдительностью и решительностью.

Железные монастырские ворота были открыты, но видно, что на ночь они запирались: на них висела цепь и замок. Стояли они, правда, прямо среди травы, никаких стен не было, хочешь - заходи. Несколько лет назад возле этих ворот мы встретили настоящего странника, длинноволосого, с котомкой за спиной и голыми пятками, который представился как "странник Михаил, раб Божий, никуда негожий". Сейчас в эти ворота заходят редкие богомольцы: девушка с толстой белой косой, в светлой юбке до колен и высоких резиновых сапогах; осаживает велосипед женщина с рюкзаком за спиной...

Во время Литургии мимо меня прошёл и встал под плакучей березой маленький согнутый старичок в рясе, с наперсным крестом и палочкой в руке. Словно бы и не замеченный никем - а ведь это прежний настоятель Тихвинского монастыря, игумен Александр (Гордеев). Он появился на свет в 1928 году, в роддоме, располагавшемся на территории Тихвинского монастыря. Остановившись у берёзы, отец Александр тихонько сказал сопровождавшему ему мужчине: "Епитриахиль и поручи", - и стал в одиночестве молиться. Но, как только закончились песнопения и началось чтение жития преподобного Антония Дымского, отца Александра окружило множество богомольцев. Он благословил всех, а потом отошел и встал неподалеку от алтаря, отказавшись присесть на стул, попросил только принести палочку.

После Литургии мы крестным ходом пошли к Дымскому озеру. Читали Акафист преподобному Антонию возле маленькой деревянной часовни, а озеро, неподвижное, спокойное, ожидало, когда освятят его воду. Дымское! Однажды оно само рассказало мне, почему его назвали именно так. Мы купались в нем рано утром, часов в шесть, и все оно было словно окутано клубами дыма - туманом, в котором мы плыли-брели, руками раздвигая облака. Все тот же крест возвышается над водой - его установили на большом камне, почти полностью скрытом под водой. На этом камне на рубеже XII-XIII веков и молился преподобный Антоний Дымский.

После Акафиста один из батюшек прямо в облачении вошел в воду и трижды погрузил в неё крест. А потом отец Димитрий Пономарев, священник из Казани, обратился к паломникам:

Всечестные отцы, братья и сестры! Господь явил сегодня по молитвам преподобного Антония чудо. То, что вы видите здесь - это и есть жизнь Церкви. Не только в книжках мы читаем об истории Церкви, но и ныне стоящие здесь священники, монахи и мирские люди творят церковную историю. А десять лет тому назад на это святое место пришли всего пять человек! Эти люди молились преподобному Антонию и установили на сем святом месте, у камня, где преподобный молился и зимой и летом, стоя на коленях в воде, памятный крест. И кто мог подумать, что на следующий год на это святое место придёт уже восемь человек? А ещё через год - двадцать! А ещё через год - пятьдесят! И вот сейчас здесь столько людей, что мне даже не сосчитать: что-то около трехсот или четырехсот человек. Сегодня ко мне подошёл монах Тихвинского монастыря и сказал: "Какая радость, Боже! Ну и хор у нас сегодня пел! Кого только в этом хоре не было! Регент из Архангельска, регент из Казани, регент из Ростова. И служило у нас сегодня восемь священнослужителей". А тогда, десять лет назад, среди нас был всего лишь один священник.

И я вас уверяю, что вы, единожды приехав сюда, уже никогда 7 июля не будете находиться в иной точке земного шара. Потому что благодать Божия, которая даруется нам по молитвам преподобного Антония Дымского, велика есть. Сегодня в этом монастыре мы не можем поклониться мощам святого Антония, потому что он не может ныне покинуть Тихвинский Успенский монастырь. Потому что, совершая паломничество, он, по преданию, первым увидел Тихвинскую икону Божией Матери и приложился к ней - тогда она ещё находилась в Константинополе. Получается, он стал предтечею появления Тихвинской иконы Божией Матери в наших землях. Ныне почитание преподобного Антония Дымского становится всё больше. Это чудный святой! Практически все, кто десять лет тому назад нёс сюда памятный крест, стали либо священниками, либо монахами. Преподобный благословляет очень сильно. Пусть же по молитвам преподобного Антония Дымского, чудотворца, Господь наш Иисус Христос благословит вас обильно своей благодатью и человеколюбием!

Пока паломники купались в освящённой воде, я попросила отца Димитрия поподробнее рассказать о том, как устанавливали на озере поклонный крест.

Я не знаю, есть ли еще в России такой необычный крест - на водах! - сказал батюшка. - Ну, это воля Божия, это Господь так на сердце положил - и всё. Когда мы 7 июля 1994 года сюда на грузовой машине приехали, выгрузили из нее крест - прогремел в первый раз гром. Отец Геннадий Беловолов, такой скептический человек, говорит: "Это самолёт, самолёт". Но никаких самолётов в небе не было - мы посмотрели. А когда понесли крест - громыхнуло второй раз!

Когда мы крест везли, по пути нашли металлическую воронку, в которую потом крест поставили. Взяли с собой мешок цемента, но нужен был какой-то тяжёлый груз, чтобы крест поставить. Смотрим: свалка старых вентиляционных вещей, и среди них - эта воронка. Потом разводили цемент, потом жгли костёр, чтобы цемент застыл. Погрузили всё это на водный велосипед - тут база отдыха была - и уже очень поздно, ровно в 23 часа 53 минуты, крест сам соскользнул в озеро. И тут в третий раз гром прогремел! И крест встал очень чётко, как и положено православному кресту. Если бы он встал неровно, его невозможно было бы поправить, потому что основание у него очень тяжёлое. Это действительно было чудо Божие.

А вообще почитание Антония Дымского в наше время началось с фильма "Созижди церковь", посвящённого монастырям России, Северной Фиваиды. В девяносто третьем году, в ноябре, мы с отцом Геннадием приехали сюда вместе со съёмочной группой. И когда мы оказались здесь - услышали колокольный звон. Спустились к озеру - никаких колоколов, никакого монастыря не было, ни одной церкви в округе.

Надо бы благодетелей сюда, людей состоятельных! И преподобный Антоний отмолит все их грехи. Все, кто нёс тогда крест, стали священниками либо монахами, все пятеро. А до этого - никто не собирался! Удивительное дело.

Тут к нам с отцом Дмиитрием две бабушки подошли, белый и голубой платочек:

Мы идём с Новгорода, с Новгорода пешком...

С Новгорода пешком! - повторил отец Димитрий, благословляя бабушек. - Вот видите, что делается. Знаете, я немного слукавил: в первый год мирян было не пятеро, а на одного больше. Потому что, когда мы пришли на это место, вдруг видим: дяденька стоит, с бородой, седовласый, молится, иконочка висит перед ним на дереве. Он так обрадовался, увидев нас, удивился! Побыл-побыл - и исчез, как ангел Господень. Этого человека я несколько раз потом видел, он тихвинец. Так что подспудное почитание преподобного было всегда, никогда не прекращалось.

Приезжайте к нам в Казань, в храм Рождества Христова! У нас там минареты на каждом перекрёстке, а мы мусульман крестим пачками. Я, кстати, рукоположился последним из тех пяти мирян, что пришли сюда десять лет назад. Это было осенью прошлого года.

Простившись с отцом Димитрием, снова встречаю Андрея из Череповца.

Ну как, искупались?

Я же совсем плавать не умею, - расширив глаза, говорит он. - Но искупался! Меня один человек, по имени Антоний, за руки держал. Два раза я окунулся, а потом кричу: "Ой, не могу! Я же утону!" Но и в третий раз он меня окунул. Вот ведь чудо какое!

Иду вверх по тропинке к автобусу, нагоняю незнакомых монахиню и мирянку.

Взяли сухарик с собой, водички, больше не надо ничего. А какой день! Как прожит! - говорит одна.

Да, а сколько мы всего делаем лишнего, ненужного, дурного...

Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце.

Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня.

«Всего себя Богу посвятив»

Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

В этой внутренней юношеской сосредоточенности на молитве, в этой самодостаточности, не испытывающей неловкости от своей уединенности, предугадывается та легкость, с которой Антоний позднее решался оставить теплое место в стенах обители пострига, если того требовали от него обстоятельства. Здесь же, пожалуй, и ключ к объяснению природы конфликта, возникшего позднее между Антонием и братией родного монастыря: внутренняя свобода и эмоциональная обособленность инока вызывали неприязненные чувства и настраивали меньшую братию против него.

Однажды, услышав во время богослужения слова Евангелия о необходимости взять крест и следовать за Христом, Антоний покидает мир и становится монахом в Хутынском монастыре, принимая постриг от рук прославленного игумена и основателя этой обители Варлаама. Житие не называет возраст Антония в тот момент, однако, поскольку агиограф не указывает на какие-то препятствия, которые могли бы отсрочить расставание с миром, и одновременно не заостряет внимание на молодости подвижника, можно предположить, что Антонию было около 20 лет, то есть это произошло приблизительно в 1226 году .

Под бдительным покровительством преподобного Варлаама прошло около десяти лет монашеской жизни Антония. В эти годы рос, мужал и креп духовный разум молодого монаха: «Оттоле Антоний всего себе предаде Богови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мний творяшеся паче всех в обители той». Все это время, говорит Житие, преподобный «со тщанием и смирением в простоте сердца» проходил монастырские службы, не оставляя келейного и соборного молитвенного правила.

Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились… делегацией преподобного в Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились делегацией преподобного в 1238 году в Царьград «вин ради церковных». Эта почетная командировка инока была, с одной стороны, знаком высокой оценки священноначалием (в первую очередь Варлаамом) его монашеской добродетели, ума, дипломатических способностей, с другой – тяжелым испытанием, сопряженным с множеством опасностей и лишений. Провожая любимого ученика в дорогу, Варлаам укрепляет его дух, обещая молитвенно поддерживать того во все продолжение его пути. Игумен не скрывает, что путешествие будет долгим и изнурительным: «Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в Царствие Божие входити». Сам Антоний укрепляет себя упованием на , который силен защитить его от «мужей кровей», обыкновенно нападающих на купеческие и паломнические караваны, шествующие по пути «из варяг в греки»: «Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачество противу всякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: “Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущших лише что сотворити”».

Вдали от родной обители Антоний проводит около пяти лет, возвращаясь обратно лишь в 1243 году. В Константинополе Антоний сподобляется аудиенции патриарха и получает наставления о том, как «во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития» и во всех злоключениях «с кротостью и смирением благодушествовать». Преподобный, пожалуй, и представить себе не мог, сколь скоро станут актуальны для него духовные заветы патриарха.

«Предал в руки его монастырь»

6 ноября, в тот час, когда умирающий игумен Варлаам собрал вокруг себя учеников, чтобы объявить им свою волю о преемнике, которому надлежит взять в руки игуменский жезл после его кончины, Антоний проходил последние версты своего многодневного пути. Град, снег, голоть и дух бурен встречали возмужавшего в путных шествиях инока в предместьях родного Новгорода. Как это было не похоже на то, что он видел последние пять лет под жарким небом Византии! Не один седой волос серебрился лунным блистанием в его волосах и окладистой бороде. С тех пор как он, благословленный рукой Хутынского старца, отправился в полуденную сторону, не раз доводилось глядеть ему в глаза смерти, в глаза не знающих угрызений совести и мук раскаяния душегубцев…

Воля Варлаама была высказана ясно: игуменом должен быть Антоний, и он вот-вот постучит в ворота монастыря

Воля Варлаама была высказана в предельно ясной, даже ультимативной форме: игуменом должен быть Антоний, который в эти секунды, как открыл Варлаам изумленным слушателям, уже, возможно, и не чаявшим встречи с оставившим обитель много лет назад монахом, входит в Святые врата Преображенской обители. По тому, что продолжение этой истории было отнюдь не благодушным и решение Варлаама на деле посеяло раздор среди братии, можно судить, сколь неприятным сюрпризом стало для некоторых из них известие игумена о скорой встрече со сброшенным было со счетов в борьбе за власть над домом Всемилостивого Спаса Антонием. Гробовая тишина повисла в келье умирающего старца, однако она отозвалась в сердцах присутствующих еще более оглушительным звоном, когда за дверью раздался едва ли не забытый голос Антония: «Молитвами святых отец наших…» «Аминь», – ответствовал Варлаам, и порог переступил, отряхивая с мантии морозную пыль, 37-летний священноинок. Варлаам в присутствии Антония повторил свою последнюю волю, аргументируя свой выбор тем, что Антоний является его «сверстником», и это несмотря на то, что, по самым скромным расчетам, тот был лет на сорок моложе своего духовного отца и наставника!

Даже если Варлаам употребляет слово «сверстник» в значении «единонравный», «близкий по духу», явное несоответствие контекста прямому значению слова делает высказывание игумена парадоксальным: Антоний, утверждает Варлаам, будучи моложе меня несколькими десятилетиями, достиг равной со мной духовной рассудительности.

В основании конфликта между Антонием и насельниками Хутынской обители, который разовьется в полной мере чуть позднее, лежит, по всей видимости, обыкновенная человеческая неприязнь к обласканному настоятелем любимцу: монах, пять лет находившийся, пускай и подчиняясь воле настоятеля, вдали от обители, не знающий ее текущих невзгод и недостатков, не должен занять место игумена…

По всей вероятности, многим это решение Варлаама показалось несправедливым, однако спорить с настоятелем напрямую при жизни не решился никто. Более того, Варлаам предугадывает и сомнения, которые должны были возникнуть у самого Антония, и к нему обращается в присутствии собора монастырских старцев со следующей загадочной фразой: «Преда в руце его монастырь, рек так: “Ваш преже был помысл о сем святем месте ”».

Луч света на загадочные слова Варлаама проливает надпись на раке одного из ближайших его учеников и спостников – преподобного Ксенофонта Робейского, согласно которой сам Ксенофонт и его друг Антоний Дымский, подвизаясь в Лисицком монастыре, однажды увидели на месте, прозванном Хутынь, столбы света и «дым мрачный». Иноки, говорит надпись, вместе со своим духовным отцом Варлаамом отправились в сторону дремучего бора, где свет столь явно боролся со тьмой, словно желая принять непосредственное участие в этом метафизическом противостоянии добра злу, и там Ксенофонт с Варлаамом стали полагать труды на основание нового монастыря. То, что Антоний по хронологии его Жития не мог участвовать в основании Хутынского монастыря (преподобный родился 15 лет спустя), ясно, однако вопрос в том, каким образом могла возникнуть эта легенда, отразившаяся сразу в двух житиях. Был ли Ксенофонт другом Антония и делился ли с ним своими воспоминаниями о тех знамениях, которые предварили основание Хутынского монастыря? Так или иначе, но Варлаам был убежден в том, что Антоний соединен с Хутынской обителью какой-то промыслительной связью и более других достоин принять заботы о ее благополучии.

Дымский аскет

Игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне, поскольку дело, начатое Варлаамом, было оборвано его смертью посредине пути: собор был построен «до вышняго прага», то есть лишь до верха дверного проема. Достроив каменный собор до конца, Антоний счел за благо удалиться. И тут как нельзя лучше пригодились ему наставления патриарха о сохранении судна, колеблемого бесовскими кознями, на плаву, да и аксиома преподобнической святости – отнюдь не каждый игумен изведал тяготы дальнего пути, однако каждый проходил на собственном опыте пустынные искушения одинокой молитвы – подсказала траекторию дальнейшего. Душа преподобного жаждала подвига.

Оставив в обители всё – книги, казну, утварь, ризы, которые могли бы пригодиться впоследствии, когда будет построен новый монастырь (подумаешь – наживное!), – Антоний в одиночестве, без спутников и духовных друзей (принцип «пройди по неизведанной дороге сам, и тогда по ней пройдут другие» стал центральным в его биографии) пошел на северо-восток, обогнул древний Тихвин, прошел еще 15 верст и наконец остановился в районе местечка, названного позднее Дыми, у берега Дымского озера, недалеко от устья впадающего в него ручья Черная Дымка. Тогда, в середине XIII века, эта местность была безлюдна, однако на протяжении многих последующих веков Антоньевский погост и его приходская церковь святителя Николая соседствовали с монастырем и его церквями Антония Великого и Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, после одного из разорений обители обе церкви были объединены: Антоньевский престол разместился на первом этаже, Никольский поместился выше – на втором. В одном из чудес Жития Антония описывается явление во сне тихвинскому купцу иконы Богородицы с предстоящими ей преподобным Антонием и святителем Николаем. Молитвами святых покровителей Дымской обители страждущий исцелился от своего недуга.

На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих

Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей.

Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью.

Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

Сквозь лет завесу

Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша».

Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник.

Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч…

Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден.

Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте.

30 января в храме св. прпм. Андрея Критского состоялось праздничное ночное богослужение, посвященное памяти св.прп.Антония Дымского, мощи которого хранятся в Никольском храме Константино-Еленинского монастыря, а большая икона святого с житием и мощевиком постоянно находится в храме св. прпмч. Андрея Критского. 30 января Православная Церковь отмечает день Тезоименитства св. Антония Дымского, этот день — день почитания св. Антония Великого, одного из основателей монашества.

Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде, по одним сведениям — около 1157 года, по другим — в 1206 году. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама Хутынского (по первой версии — в 1192 году), стал игуменом по благословению самого св. Варлаама. Однако некоторые современные исследователи жизни святого и историки считают, что прп. Антоний Дымский не был игуменом Хутынского монастыря, не отправлялся в Царьград с посольством, а из-за сходства имен исторических персонажей, ему ошибочно приписывают события, связанные с другим Антонием, архиепископом Новгородским, бывшим его современником и скончавшимся в 1232 году. Об этом можно узнать в монографии священника Дмитрия Пономарева, которую он издал в 2014 году на основе своей диссертации, где приводятся многочисленные рассуждения и даются исторические справки, говорящие в пользу пересмотра некоторых дат и фактов из жизни св. прп.Антония Дымского. Однако уже сейчас на официальном сайте Антониево-Дымского монастыря (dymskij.ru/zhitie) приводятся даты жизни святого 1206—1273 год, дата его прихода в Хутынский монастырь — 1225 год. Такие же сведения о датах жизни святого и некоторых фактах его жизни приводятся в Wikipedia.

Общепринятая версия монашеского пути св. Антония Дымского и основания им монастыря гласит, что когда Хутынская обитель стала слишком многолюдной, подвижник пустынножительства св. Антоний Дымский удалился в леса, долго искал место уединения и, наконец, поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина. Основание монастыря относят к 1243 году, игуменом этого монастыря был св. Антоний Дымский вплоть до своей кончины в 1273 году. Также есть версия о том, что монастырь был «Онтониевым на Дымях» и носил это имя в честь святого Антония Великого. В пользу этого говорит и название одного из приделов Троицкого храма монастыря, а святой Антоний Великий являлся небесным покровителем св. прп. Антония Дымского (17 января по старому стилю и 30 января по новому стилю).

По преданию св. прп.Антоний Дымский преставился 24 июня (7 июля по новому стилю). Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. Святые мощи преподобного Антония обретались нетленными несколько раз — в 14 веке, в 17 веке и уже в новые времена — в 20 веке. Перенесение мощей святого в Антониево-Дымский монастырь состоялось в 2008 году. Здесь они и остаются в настоящее время.

Почитание Св. прп. Антония Дымского

После присоединения Новгородского княжества к Московскому в 15 веке начали записывать чудотворения от мощей св. прп.Антония Дымского. Наиболее достоверными из древних свидетельств чудотворений святого считаются записи монахов Валаамского монастыря, которые дважды ненадолго поселялись в обители. «Более грамотные монахи Валаамского монастыря, волею судеб оказавшиеся в Антониево-Дымском монастыре, вероятно, заметили, что в его библиотеке не было в то время жития основателя. Об этом свидетельствуют и монастырские прологи, о которых мы писали выше. Они и посоветовали написать житие Антония. Возможно, они же и явились создателями краткой редакции жития, которую мы находим в списке 1671 г. Результатом влияния валаамцев стало распространение по всему Русскому Северу почитания преподобного, о чем свидетельствует появление в округе икон Антония Дымского, где он изображался «в позе предстоящего, в рост, на фоне архитектурных построек монастыря, сначала деревянных, а потом каменных» (цитируется по монографии священника Дмитрия Пономарева, 2014 г. стр. 61).

По общепринятому мнению, для причисления монашествующих к лику святых необходимым условием признавалось и признается прославление от Бога даром чудотворений. Есть издание жития святого Антония и Дымской обители, относящихся к концу 17 — началу 18 века, где уже присутствует и прославление святого, и молитва святому, и описание его чудотворений. В частности, упоминаются эти документы в Новгородских епархиальных ведомостях 18-го века, и на них ссылается исследователь Дымской обители и жития св. Антония Дымского Исаак Петрович Мордвинов (1871-1925). Также Мордвинов объясняет пробел в истории Антониево-Дымского монастыря тем, что с конца 17 века монастырь потерял свое значение и был сначала приписан к Тихвинскому Успенскому монастырю, а затем к Новгородскому Софийскому Дому.

Память преподобному Антонию праздновалась в обители дважды: 17 января (30 января по новому стилю) — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня (07 июля по новому стилю) — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс.54:8).

Каким образом святой прп. Антоний Дымский связан с нашим подворьем — храмом прпмч. Андрея Критского?

Именно 30 января 2007 года храм Андрея Критского был открыт для посещений. Этот храм уже был приведен в порядок — интерьеры были отреставрированы, все выглядело прекрасным, но пустым, предстояло наполнить храм богослужебной жизнью. Начало регулярного богослужения пришлось на 12 апреля, четверг Светлой седмицы. На момент открытия в храме были всего две иконы, одна из которых — Б.М. Отрада и Утешение, а вторая — св. прп. Антония Дымского. А вскоре в храм прибыли и святые мощи прп Антония Дымского. Поэтому сестры монастыря считают святого Антония Дымского своим покровителем.

Ежегодно в храме прпм. Андрея Критского в ночь с 29 го на 30 января совершаются Всенощное бдение и Литургия. В этом году отмечался 10-летний юбилей со дня открытия храма для посещений верующих. В этот раз за ночным богослужением пели три хора: профессиональный Хор подворья, любительский Хор Училища благочестия и Хор монастыря (сестры и певчие). Некоторые песнопения пели священнослужители в алтаре.

Тропарь преподобного Антония Дымского
глас 4

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Александр Трофимов.
ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ И ЕГО ОБИТЕЛЬ.

В заселении Тихвинского края большое значение имели монастыри. Какой-нибудь старец поселялся в пустынной, но удобной для уединенной молитвенной жизни местности. Слухи о его святой жизни привлекали к нему желающих жить под его духовным руководством. Вокруг кельи вырастал монастырь. Вслед за тем на освоенные уже земли приходили жители, основывали поселки, деревни, слободы и посады.

Во второй половине XIII века, по преданию, пришел сюда хутынский игумен Антоний и поселился при озере на Дымях. Родился он в Великом Новгороде в начале XII столетия от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде.

Преподобный Варлаам, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, принял его в обитель, и вскоре постриг его с именем Антоний в честь великого основателя и учителя православного монашества преподобного Антония Великого (356 г., память 17/30 января). Так Антоний стал одним из преемников и сподвижников преподобного Варлаама, названного в нашей духовной истории вертоградарем и насадителем монашества на севере Русской земли.

У ног преподобного Варлаама инок Антоний восходил «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. Однажды по благословению Новгородского архиепископа преп. Варлаам направил Антония в Константинополь с важным церковным поручением. В Царьграде его принял Вселенский Патриарх. Пять лет пробыл здесь преподобный Антоний, совершил паломничество в Святую Землю, поклонился Гробу Господню в Иерусалиме, познакомился с жизнью палестинских монастырей. – Антоний возвратился в родную обитель с дарами от Патриарха.

В то время, когда Антоний приближался к стенам Хутынской обители, игумен Варлаам находился в предсмертной болезни, давая последние наставления братии. Прозревая смущение иноков, кто же будет игуменом после его смерти, преподобный Варлаам сказал: «Се уже, братие, конец жития моего приблизился, и отхожу от мира сего. Вас же предаю в руки Божии. Наставник же ваш в мое место будет Антоний…». Как раз перед уходом в вечность своего учителя Антоний успел увидеть его и получить последнее послушание: «С Богом оставляю тебя, Антоний, строителем и правителем святому сему монастырю. И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит тебя в любви Его. Я же, хотя и отхожу телом от вас, но духом с вами пребуду. Да будет вам известно о том, что, если я обрел благодать пред Богом, а вы любовь будете иметь между собою, то монастырь и после моей смерти, как и при жизни моей, ни в чем не оскудеет».

Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Множество паломников и знатных гостей посещали Хутынский монастырь; настоятеля почитали и прославляли по всей Новгродской земле. Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения в старости.

Получив откровение о пути своего спасения, преподобный тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля братия избрала игуменом другого ученика Варлаама – преподобного Ксенофонта Робейского.

Преподобный Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Житие преподобного сообщает, что он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келью со словами псалмопевца: «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14). На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился.

Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку преподобный носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник на много лет предварил подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского, а затем близкого нам по времени подвижника – преподобного Серафима Вырицкого. Кроме того он – единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода согревалась от молитвы старца: так он в течение всего года совершал этот подвиг, превосходящий человеческие силы.

Своими молитвами и многолетним стоянием преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам святого, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

Постепенно люди узнали о повигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые кельи желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь преподобного Антония Beликого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца. Николая. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной.

Знаменательно, что престольный праздник этого храма (24 июня / 7 июля) – соединился с памятью самого преподобного Антония, скончавшегося в этот день.

Почитателем преподобного Антония был святой благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что благоверный князь Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преподобными Антонием Великим, Антонием Дымским и святым Иоанном Предтечей обязательно изображался и святой благоверный князь Александр Невский.

Существует глубочайшая духовная связь преподобного Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приуготовил место сие, призвал на этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери.

Русские паломники с самых давних времен видели духовную связь между молитвенным подвигом преподобного Антония и явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». При мощах преподобного постоянно находилась Тихвинская икона Божией Матери. Празднование дня памяти преподобного Антония (24 июня / 7 июля) за день до праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июля) также является подтверждением, что эти духовные события связаны нераздельно.

Более тридцати лет провел преподобный Антоний на берегах Дымского озера и скончался 24 июня / 7 июля 1273 года. Погребено было тело святого в приделе преподобного Антония Великого у клироса созданного им храма. Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей, которые были обретены в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Димитрия Донского.

alexandrtrofimov.ru

Чудеса по молитвам у мощей преподобного Антония и в результате купания в Дымском озере

Примерно с 1670 года составители жития преподобного Антония начали записывать чудеса, которые происходили от его мощей и раньше. Рукописи жития дымского подвижника сохранили для нас описания этих многочисленных чудес.

Например, мы узнаем, как житель тихвинского посада Симеон через два года после начала болезни, от которой глаза его сильно гноились и из них постоянно сочилась кровь, услышав о чудесах от мощей Дымского Чудотворца, пришел в Антониево-Дымский монастырь. Около церкви над гробом преподобного он зачерпнул утренней росы с листьев растущей там травы и промыл ею глаза. Получив от этого исцеление, Симеон пошел вполне здоровый в дом свой, хвалу воздавая Антонию за эту его чудесную милость.

Чудо 1671 года

В 1671 году случилось Симеону, жителю тихвинского посада, который ранее получил исцеление от глазной болезни, опять впасть в искушение. Он тяжко заболел и семь недель, горя огнем, не знал себе покоя ни днем ни ночью. На восьмой седмице, ожидая смертного часа, сподобился он благоговейно приготовиться и со страхом причаститься от священноиерея Иоанна Пречистых и Животворящих Таин, Тела и Крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Когда же священник, причастив страдальца, ушел, тот начал усердно молиться. Из самой глубины его сердца потекли слова: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Царю Небесный, яко сподобил меня, грешного, и недостойного, желанно причаститься Пречистого Твоего Тела и Крови! Ради Твоих Бессмертных и Животворящих Таин, молитвами Пречистой Твоей Матери и преподобного угодника Твоего Антония, Дымской обители начальника, помилуй меня и восстави от смертной сей болезни, так как и прежде его молитвами получил я глазам своим исцеление и обрел полное здравие. Также и ныне верю, Господи, что будет явлена на мне Твоя милость».

И так помолившись, больной склонился в изнеможении и лег на свою постель. И тогда, в тонком сне, как наяву, видит дом свой, где он лежит, с как бы разобранными до нижней части окон стенами, видит обитель Царицы Небесной, а между его домом и Тихвинским монастырем других домов как бы и нет.

Видит Симеон, как ангелы не по земле, а по воздуху из этой пречестной обители несут чудотворную икону Тихвинской Божией Матери и икону преподобного Антония, Дымской пустыни начальника. А вместе с иконами ангелы несут великую чашу, наполненную до краев колеблющейся в ней от края до края святой водой.

Когда же ангелы принесли к нему чашу, то воскликнули: «Восстань, Симеон, и сядь! Чего лежишь распростертым на одре своем?» Он же отвечал им: «Господи! Более всего желаю такового здравия, чтобы встать со одра своего. Грехов же ради своих изнемогаю!» Тогда преподобный Антоний также говорит ему: «Встань и седи!» После чего он, взяв кропило, окропил болящего святой водой, принесенной из обители Царицы Небесной.

От этого окропления Симеон, ощутив на себе, как дождь небесный падает на все его одежды, ужаснувшись и сильно испугавшись такового видения, быстро вскочил со своей постели и почувствовал во всех членах своих полное здравие. И тут же Божьей милостию, заступничеством Богоматери и ходатайством угодника их преподобного Антония смог ходить.

Получив благодатное исцеление, не оставившее никаких последствий болезни, в радости и веселии Симеон стал благодарить Господа Бога и Пречистую Богородицу, также хвалу вознося начальнику Дымской обители преподобному Антонию.

Чудо 1680 года

В 1680 году, при державе благочестивого государя Федора Алексеевича, в монастырь преподобного Антония пришел клирик Белозерского уезда Петр. Он умолил строителя обители монаха Симона и прочию братию оставить его в монастыре. Затем он некоторое время жил в нем, выполняя церковное послушание, но когда захотел уйти, то заболел трясовицею. Долгое время недуг не оставлял его. Он сильно страдал, не имея покоя ни днем ни ночью.

Однажды в тонком сне ему явился преподобный Антоний и повелел: «Восстани, человече, и искупайся в здешнем озере!» - обещая, что больной получит исцеление. Проснувшись от такого радостного известия, во время утреннего молитвенного пения Петр поспешил к озеру, искупался в нем и Благодатию света Христа и милостивым призрением о нем угодника Его Чудотворца Антония тут же полностью выздоровел.

Чудо 1687 года

В 1687 году некий отрок именем Никифор от веси Никифоровой, которая находилась недалеко от Устюга Железопольского, пришел в обитель преподобного Антония и умолил игумена и братию разрешить ему читать в церкви псалмы. С тех пор прошло три месяца, и замыслил он уйти из монастыря. Но внезапно заболел трясовицею, да так сильно, что был близок к тому, чтобы умереть.

Ожидая своего смертного часа, он сильно восскорбел, но преподобный явил ему свою милость, подняв со одра болезни. Пришла страждущему на ум мысль благочестно поклониться Чудотворцу. Встав с постели, он пошел в церковь. Прилежно помолившись, взял персти у святого гроба Антония, бросил ее в плошку с водой и умыл лицо. И от того часа Христовой Благодатию и молитвами преподобного Антония Дымского тут же ощутил всем своим телом, что совершенно выздоровел.

Чудо о келейном пожаре 1687 года

2 октября 1687 года в монастыре случился пожар, который был связан с чудесным заступничеством преподобного Антония за свою обитель. В вечернее время угодник Божий явился в тонком сне строителю обители монаху Симеону Клеопину. Ему приснилось, что преподобный пришел к нему в келью и громогласно возгласил: «Восстань, нерадивый! Сгоришь бездельно!». Сильно испугавшись такого видения, игумен тотчас проснулся и увидел, что из-за неисправной печи в его келии уже бушевало пламя. Он успел выскочить из нее и ударить в било. На этот зов сбежалась братия. Обращаясь с молитвою ко Господу, Божией Матери, призывая на помощь начальника обители, они стали тушить пожар. По молитвам и ходатайству преподобного пожар был вскоре прекращен.

Чудо о трапезном пожаре 1687 года

Месяц спустя, 14 ноября, после вечерней службы, уже загорелись трапезная и хлебопекарня. И опять преподобный Антоний явился избавителем своей обители от несчастья. Пономарь Пахомий, исполнявший послушание, вечером после службы, выйдя в обычное время из церкви, затопил в трапезной печь и закрыл ее. Затем он пошел на кухню приготовить братии к ужину пищу. В это время из-за неисправности в трубе загорелась стена, примыкавшая к ней. Тогда преподобный опять предстал перед игуменом и, видя его спящим, толкнул в ребра со словами: «Проснись! Монастырь горит!» Игумен, испугавшись видения, вскочил с постели и ударил в било, сзывая братию и рабочих на пожар. Те с молитвой, призывая на помощь святого заступника обители Дымской, поспешили разобрать в трапезной крышу и потушили огонь.

Чудо о болезненном ногами 1687 года

А преподобный Антоний не оставлял своим предстательством притекающих к нему с верою. Примерно в сорока пяти километрах от монастыря в Черенском погосте вотчины дворянина Саввы Палицына жил крестьянин Лаврентий Яковлев. В 1687 году он занемог и полгода был болен ногами. Он не мог даже стоять на них. Однажды, задремав, он услышал голос, который сказал ему: «Человече! Что так лежишь беспечно? Обещай идти к Богородице в пещеры и к преподобному Антонию. Помолись у гроба его, отслужи молебен, тогда получишь исцеление!»

Пробудившись ото сна и никого не увидев рядом с собой, Лаврентий понял, что это было не простое видение. В тот же час, со слезами, от самого сердца он пообещал сделать то, что ему повелел Антоний. И с того времени выздоровел и стал ходить.

Чудо 1689 года

23 апреля 1689 года случилось клирику Антониево-Дымского монастыря впасть в тяжкую болезнь. Посетил его своей милостью Господь. Горя весь огнем, Лука помутился разумом и стал в исступлении бегать по обители. Бросался из окон церкви... Совершал нелепые поступки. И так, проведя в болезни две недели, не позволял никому помочь ему. Однако преподобный не оставил страдальца. Заступничеством и молитвами Антония пришло как-то Луке на ум, ради облегчения своих страданий, искупаться в озере. Исполнив задуманное, он едва дошел до кельи и заснул.

В тонком сне он увидел, как некий инок в незнакомом ему древнем монашеском облачении с мечом пришел в его келью и возгласил: «Что ж ты лежишь в таком нечеловеческом состоянии! Совсем обезумел! Не от людей, а от самого себя и своего безумия погибаешь напрасно! В церковь Божию приходишь служить Богу, а мысли имеешь не церковные. Страха Божия нет в тебе. Так ли подобает вести себя клирикам?! Все шепчешься, прекословишь, в сквернословии и мыслях греховных время проводишь!»

Больной, услышав обличающие его слова, хотел сдвинуться с места, но не смог. Он почувствовал, как будто ноги его связаны железными узами. Инок же, держа при себе меч, говорил ему: «Ныне я подам тебе облегчение от болезни, но ты помни, что следует, особенно в церкви, иметь страх Божий. Не соблазнять собравшихся на молитву и пение разговорами, а хранить молчание. Не прекословить, не шептаться и не делать иных неподобных вещей».

Сказав это, он ударил мечом и освободил ноги связанного грешника. От этого сильного удара, рассекшего его железа, Лука получил и в болезни своей облегчение.

Сотворив все это, неизвестный сказал ему: «Это тебе, человече, за твою дерзость малое наказание. Если же и впредь не вразумишься и не уцеломудришься, если в церковь Божию будешь приходить без благоговения и стоять в ней без страха людям на соблазн, то последует более суровое наказание. И не только тебе, но и прочим, всем, кто творит то же самое».

Больной, проснувшись, устрашился и удивился всему увиденному, тем более что во всех своих членах почувствовал облегчение от болезни. А потому, не медля ни минуты, пошел ко гробу преподобного, благодаря Господа Бога, Его Пречистую Матерь и самого Антония Дымского за его ходатайство перед ними, за малое наказание, за страх, который он испытал, и за милость к нему от Господа Бога.

Чудо 1744 года

В 1744 году после купания в Дымском озере получил исцеление от кожной болезни петербургский купец Ермолай Иванович Калитин. Он долгое время страдал кожной болезнью. Тело его было покрыто «жестокими струпы». Услышав о чудесах преподобного Антония, он приехал в монастырь и, отслужив молебен у гроба, стал купаться в озере, после чего совершенно выздоровел. Калитин, в благодарность за свое исцеление, дал деньги «отстраивавшейся в то же лето» церкви. Кроме того, внутри вновь построенной церкви на его пожертвования были сооружены два иконостаса и рака над мощами Чудотворца Антония.

Второе чудо 1744 года

В то же время другой купец из Санкт-Петербурга Иоанн Васильев был болен глазами. Прибыв в монастырь, он отслужил молебен у раки с мощами преподобного и искупался в озере. После купания он получил глазам своим полное исцеление.

Чудо 1796 года

В 1796 году в городе Тихвине у купца Иоанна родился сын, которого нарекли Василий. До пяти лет он не мог ходить. Родители его очень скорбели по этому поводу. После долгого лечения, не давшего никакого результата, они решили везти его в обитель преподобного Антония. Прибыв в монастырь и помолившись у гроба Чудотворца, родители искупали своего сына в Дымском озере, призывая на помощь начальника обители. С этого времени его молитвами отрок стал ходить сам.

Чудо 1800 года

В 1800 году в городе Тихвине очень сильно заболел купец именем Петр. Когда он был уже при смерти, то впал в забытье. Приклонився ко сну, он увидел Пресвятую Богородицу и предстоящих перед ней Чудотворца Николая и преподобного Антония Дымского. И от этой иконы Божией Матери был ему голос: «Покайся, человече, и обещай жить благочестно!»

Больной тут же клятвенно пообещал Божией Матери исполнить то, что она советовала ему сделать. Он также обратился к предстоящим с просьбой поручиться за него. Преподобный же Антоний умолял Божию Матерь помочь страдальцу, обещая быть за него поручителем.

Умолив Божию Матерь, он обратился к Петру со словами: «Обещался и исправься! Иди в обитель мою, искупайся в озере и будешь здрав. И помни свое обещание!»

От этого видения больной проснулся и внезапно ощутил в себе, что полностью выздоровел. Однако, встав с одра болезни, он поспешил в монастырь преподобного Антония, отслужил у гроба его молебен и искупался в озере. Получив здравие, он пошел в свой дом радуяся.

Чудо 1802 года

В декабре 1802 года некий дворянин именем Василий, у которого глаза болели так, что он мог едва видеть, обещал пойти к преподобному Антонию и отслужить у его святых мощей молебен. После того как он помолился у гроба основателя монастыря, получил болящим глазам своим полное исцеление.