Пароход спартак. Словно по сердцу идет пароход

23.11.2016 21:30

33 года назад, 23 ноября 1983 года, в СССР состоялась премьера художественного фильма «Жестокий романс». Картина, снятая режиссёром Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», на широкий экран вышла в 1984 году и получила зрительское признание: журнал «Советский экран», на основе ежегодного опроса читателей, признал его «лучшим фильмом года». А Никиту Михалкова, исполнившего в фильме роль Сергея Паратова, потомственного дворянина и владельца судоходной компании, зрители выбрали актером года.

Компанию Михалкову на съемочной площадке составил не менее звездный состав советского экрана - Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Борислав Брондуков, Сергей Арцибашев и многие другие. Отдельно стоит сказать, что в одном из эпизодов, в роли матроса, бьющего рынду в , был снят Селезнев Сергей Арсентьевич - нынешний капитан . А во время съемок фильма он работал вторым штурманом на пароходе «Спартак», который в фильме снят как «Ласточка».

Не меньше великолепной игры актеров доставляет и саундтрек к фильму: «Мохнатый шмель, на душистый хмель», «А напоследок я скажу», «Под лаской плюшевого пледа» - композиции стали такой же классикой, как и сам фильм.

Действие картины разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городе Бряхимове в 1877-1878 годах. В начальных титрах картины показана Волжская набережная в Ярославле, а натурные съёмки проходили в основном на Волге в Костроме.

Художник Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. А одну из главных ролей сыграли два настоящих парохода: «Спартак», исполнивший роль «Ласточки», и «Достоевский» в роли «Святой Ольги».

Пароход «Спартак» был построен в 1914 году в Нижнем Новгороде (сейчас ) по заказу общества «Самолёт» и начал работу под названием «Великая Княжна Татьяна Николаевна», а позже стал «Добрыней Никитичем». Он проработал в Волжском пароходстве до июля 1991 года, после чего, вместе с однотипным пароходом «Володарский», судно было отправлено на модернизацию, которая закончилась тем, что оба парохода разграбили и сожгли в конце 90-х, бросив останки под Ростовом-на-Дону.


Пароход "Спартак" на Волге в 1987 году. Фото: Илья Рабин


Пароход "Достоевский" на Волге в 1983 году в роли "Святой Ольги". Фото: Владимир Розовский

Что же до парохода «Достоевский», который был построен в 1956 году в Венгрии по , то и он больше на экраны не попадал. После списания в начале 90-х годов судно использовалось в качестве базы отдыха на реке Медведице в Кимрском районе Тверской области. В 2014 году пароход, заброшенный с начала 2000-х годов после пожара, был утилизирован.

Говоря о судоходной тематике в кинематографе и особенно - в отечественном, нельзя пройти мимо киноленты Эльдара Рязанова "Жестокий Романс", вышедшей на экраны в 1984 году. Фильм снят по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница". Съемки ленты проходили в Костроме и на костромском плесе.




пароход "Спартак" Волжского объединенного речного пароходства на фоне костромской набережной


"Ласточка" (в роди этого парохода снимался "Спартак") причаливает к костромскому дебаркадеру


на заднем плане у дебаркадера - задекорированный пароход "Достоевский" - в фильме он "Святая Ольга". Весь декор сведен к установке высокой дымовой трубы, характерной для пароходов конца XIX - начала ХХ века


подача сигнала


вот один ляп, весьма крупный - проводы только вышедшей замуж за грузинского князя Ольги Дмитриевны, старшей сестры Ларисы - от дебаркадера отваливает "Ласточка" (Спартак)


а когда пароход с молодоженами удалился от пристани - в кадре уже "Достоевский"


нос "Спартака" - "Ласточки"


"Спартак" на ходу


крыло мостика "Спартака"


паровой штурвал


начинается гонка между Ласточкой и Святой Ольгой

это уже из серии вынужденных ляпов - пароход "Спартак" работал на пассажирской линии Ярославль - Астрахань


латунный и надраенный машинный телеграф соответствует эпохе и переведен в положение "Полный вред", а современный, используемый для управления - стоит в положении "Стоп"


пароходные гонки


"Святая Ольга" (Достоевский, проект 737)


Лариса (актриса Лариса Гузеева, этот к/ф стал ее дебютом на главной роли - до этого она снималась в одном из эпизодов т/ф "Место встречи изменить нельзя") говорит с Кузьмичем (механиком парохода) по переговорной трубе. Но на переднем плане "влез" витой шнур современного переговорного устройства


на переднем плане "Ласточка", за ней - "Святая Ольга"


Обогнали. В принципе ничего удивительного - у "Спартака" машина мощностью в 1250 л.с., а у "Достоевского" - всего 450. Кстати с этим связан еще один "ляп" - Паратов (Н. Михалков) когда показывал Ларисе машину "Ласточки", говорит что она 500 лошадей заменяет. Тоесть мощность машины 500 л.с. - но на самом деле мощность машины "Спартака" в 2,5 раза выше. Опять же - "ляп" вынужденный - в начале 80-х на Волге пароходов уже было крайне мало.


разбираемый плот на фоне Ипатьевского монастыря


"Ласточка" уходит в рейс с купцами и Ларисой на бдорту (финальная часть картины)


носовой салон


Карандышев пытается догнать "Ласточку" на лодке. в кадре появляется буксир "Самара" - это паровой колесный буксир послевоенной уже постройки - проект 732/733


по одной из версий - это буксир "Быстрый". Если так - судно живо, сохранена паросиловая установка. В последние годы судно было переделанно в двухпалубный прогулочный пароход. Вот кадр с участием "Быстрого" из фильма "Китайский Сервиз" (1999 год)




"Ласточка" в утреннем тумане


под обносом главной палубы


Карандышев (Андрей Мягков) бегает по палубам разыскивая Ларису


на палубе (обнос носовой части средней палубы)


вестибюль парохода


места т.н. четвертого класса


"огород" (крыша части надстройки, находящейся перед рубкой)

и теперь о пароходах:
пароход "Спартак", фото датировано 1986 годом - исполнитель роли "Ласточки"


построен на Сормовском заводе в 1914 году. Работал до 1990 года. В последствии был приобретен частной фирмой и перегнан вместе с однотипным "Володарским" под Ростов-на-Дону. В последствии оба судна были сожжены, а останки разобраны на металл (2000-е годы).

пароход проекта 737 "Достоевский" - он снимался в роли парохода "Святая Ольга"


построен в 1956 году, после списания использовался в качестве плавучей турбазы у Белого Городка. В 2000-х годах пожар уничтожил среднюю палубу.
UP: В 2014 году пароход был разобран на металл на месте своей последней стоянке - на реке Малая Пудица. Состояние судна в августе 2014 года (

В 1914 году вышел в первый рейс по Волге пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна", построенный по заказу пароходного общества "Самолет" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. В советское время пароход получил название "Спартак". Он работал на Волге много десятилетий, участвовал в двух войнах. В 1980-е годы "Спартак" работал на линии Горький - Астрахань вместе с трехпалубными теплоходами, по одному с ними расписанию. Последний рейс пароход выполнил в 1991 году, и после долгих лет отстоя и разграбления сгорел в затоне под Аксаем.

Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.

Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".

Давайте сегодня заглянем на пароход "Спартак", а в другой раз побываем на "Усиевиче".


В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.

Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.

Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.

Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":

В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":

Выйдем на прогулочные палубы...

А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.

Свистки "Спартака":

"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.

Может быть, когда-нибудь будут построены похожие суда, но с современной "начинкой".