Вера таривердиева сын василий. Микаэл Таривердиев, Вера Таривердиева Я просто живу: автобиография

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне - 18 июня 1464, Брюссель) - нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство - его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Известно, что к 1435 г. художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного Герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции, и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Именно на этот своеобразный в истории нижних земель, ныне политико-территориально разделенных между странами Бенилюкса, период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Перед нами работа ван дер Вейдена 1435-го года. Очень большое полотно. Примерно 7 футов в высоту и 8,5 в ширину. Христа снимают с креста. Картина так и названа… Верно. Христа сняли с креста… … и собираются положить на колени Марии, потерявшей сознание от горя. Это частый живописный сюжет. Да, да, Вы правы. Затем последуют оплакивание, положение во гроб, воскресение… Да, воскресение… Это полотно - типичный образец фламандского искусства 1-ой половины ХV века. Да, очевидный Северный Ренессанс. Тяжёлые, многочисленные, угловатые складки одежд Марии, и других фигур. Похожие на бумажные складки, удлинённые фигуры тесно сгруппированы в малом пространстве. Они выполнены почти в натуральную величину. Золотая вышивка одежд человека справа от Христа; игра света по металлу этой вышивки - всё это Северный Ренессанс. Точно... Передача текстуры, особенно освещённой. Например, его меховой воротник. Да, воротник, лица, волосы, ткани - всё тщательно прорисовано до мельчайших деталей текстуры, это так типично для северного художника. Даже эти растения тщательно выписаны. Бесспорно, и авторство картины - это ван дер Вейден; наряду с типичными характеристиками фламандского искусства того времени, мы видим уникальный почерк ван дер Вейдена. Да. Например, здесь нет глубины пространства Гентского алтаря ван Эйка. Точно. Композиции Вейдена, как правило, неглубокие; и персонажи как бы придвинуты к плоскости изображения. Это повышает драматизм. И накал эмоций. Да, это верно. Тому способствует и эмоциональность его персонажей. Да. На полотнах других фламандских художников эмоции людей редко отображались столь выразительно, как у ван дер Вейдена; Например, посмотрите на плачущую мироносицу: её нос красный, слёзы бегут по щеке. Как настоящие. Точно. Здесь виден интерес художника к световым эффектам; свет отражается от слёз и преломляется в них. Кто-то однажды указал мне на эту слезу в уголке рта. Она как будто сейчас скатится в рот мироносицы; когда смотришь на неё, почти ощущаешь вкус слезы. Хочется её смахнуть. Да, картина вызывает у зрителя сопереживание. Как будто мы стоим рядом с ними. Вы думаете, этого и хотел автор? Да, думаю, да. А я только сейчас заметила эту крошечную булавку. Мы видим даже заглаженные складки. Это такая характерная черта, потрясающе. Да, я согласен. Все эти черты помогают установить авторство. Отмечу несколько интересных аспектов этой картины. Христа снимают с креста. Его сейчас положат на колени Марии. Смотрите, как их позы вторят друг другу. Положение Христа очень похоже на положение Марии. Создаётся нисходящее влево движение композиции, символизирующее положение тела Христа по сюжету. В итоге погребённого. Да, в гробнице. Схожесть их поз устанавливает между… Их руки свисают… Да, между ними устанавливает связь.... Это мать и сын. Между ними отношения, каких нет ни с кем другим из персонажей. Их позы подчёркивают это. И вызывают наше сочувствие к Марии, к её переживаниям в тот момент. Она очень бледна, не только в силу своей чистоты, но и по причине обморока. И в этом тоже выражается их связь: Мария без сознания, но скоро она - как это бывает - придёт в себя. И в этом видится ассоциация с Христом. Сейчас но мёртв после казни, но, согласно Завету, через 3 дня он воскреснет из могилы. Я думаю, художник таким образом намекает на эту связь между её обмороком и его смертью. Нам как будто напоминают о воскресении. Да, это предвестие. А этот череп внизу полотна: с одной стороны, напоминание о смерти, но с другой - элемент христианского вероучения. Да, он служит не только напоминанием о смерти, но и выражением легенды о том, что Христос был распят на могиле Адама. Мы нередко видим череп и кости у подножия креста. Это кости Адама. Адам был человеком Ветхого Завета, Христос - это новый Адам, он символизирует рождение нового человека, Нового Завета. Да. Адам и Ева ввергли человечество во грех, Христос и Мария искупают этот первородный грех. Да. Это поистине великолепная картина. Поговорим немного о композиции ван дер Вейдена. Мы упомянули позы Марии и Христа. А сейчас посмотрите: слева 4 фигуры, а справа - 3. Казалось бы, это должно нарушить баланс композиции; но вот что сделал художник: он тщательнее прорисовал одежды фигур справа: парча, 4 разных цвета одежд Марии Магдалины; а одежды фигур слева однотонные, без орнаментов. Таким образом, это упрощает левую часть, тем самым, компенсируя дополнительные персонажи. Визуально это уравновешивает композицию. И смотрите, все фигуры склоняются в центр, направляя наше внимание на Христа, и создают своего рода обрамление для него. Верно.

Нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден (1400 — 1464)

«Снятие с креста» — одна из вершин Северного Возрождения, между 1435 и 1438, Высота: 220 см. Ширина: 262 см. Музей Прадо

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранней нидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине.

Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. maître-coutelier) по имени Анри. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.


Предполагаемый автопортрет в облике св. Луки, создающего икону. 137x110cm, 1440, Бостон,США

Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. В пользу этой гипотезы говорит и глубокое знакомство художника с богословием, утонченная и искусная трактовка евангельских сюжетов, характерные для его работ. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена, известного, как Флемальский мастер. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне.


Поклонение волхвов. Старая пинакотека, Мюнхен

Выдающийся гуманист, ученый и философ Николай Кузанский отзывался о Рогире как о величайшем художнике своего времени. В последние годы жизни Рогир работал в своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди которых, по-видимому, был и такой значительный представитель следующего за ним поколения, как Ганс Мемлинг. Рогир оказал несомненное влияние на таких признанных мастеров, как Дирк Баутс и Гуго ван дер Гус. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная, отличающаяся интенсивной эмоциональностью манера Рогира преобладала над наследием Кампена и ван Эйка. Благоговение перед мастером питал и Альбрехт Дюрер; с соответствующей характеристикой последний упоминает Рогира наряду с ван дер Гусом в дневнике путешествия в Нидерланды. Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие живописцы, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. Однако, с ходом времени творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение.

Голгофа и распятие (1457-1464), масло на дубовой панели, 323,5 х 192 см, Эскориал, Мадрид

Специальный интерес к ранней нидерландской живописи в Европе пробудился лишь к началу XIX века. К этому времени многие работы мастера приписывались другим художникам, в основном Яну ван Эйку или Дюреру. Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих, изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм, и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. При этом Гете был уверен, что перед ним — работа Яна ван Эйка, которому алтарь приписывался искусствознанием того времени. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка.


Св. Иво (возр. 1450), масло на дубовой панели, 45 x 35 см Национальная Галерея, Лондон

Огромная часть работ Рогира, львиная доля которых — на светские сюжеты, к настоящему времени утеряна. Восстановление его творческого пути, а также атрибуция работ затруднена тем, что мастер не имел обыкновения подписывать свои работы. Так единственной из сохранившихся к настоящему времени работ Рогира, носящей авторскую подпись, является вашингтонский портрет женщины. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Тем не менее, к настоящему времени творчество Рогира ван дер Вейдена по праву занимает одно из самых высоких мест в истории европейской живописи.

Рогир Ван Дер Вейден Автопортрет, 1450

Деталь картины св. Лука, создающего икону.

Портрет Антуана Бургундского, 1460. Королевский музей изящных искусств Бельгии

Портрет молодой женщины. Берлинская картинная галерея

Портрет дамы. Национальная галерея, Лондон.


Портрет мужчины, 1450, Королевский музей изящных искусств Антверпен


Портрет Изабеллы Португалии, Гетти, Лос-Анджелес


Девственница и ребенок, 1454, 31 см х 22,8 см Музей изобразительных искусств, Хьюстон


Магдалина Читает, Национальная Галерея, Лондон


Деталь


Крещение, Миропомазание, Покаяние,. Королевский музей изящных искусств Антверпен

Семь Таинств алтаря; деталь, правое крыло - Рукоположение, брак и Соборование, Королевский музей изящных искусств Антверпен


Алтарь Колумба, левая часть — Благовещение. Старая пинакотека, Мюнхен


Алтарь В Мидделбурге  1450 Берлинская Картинная Галерея, Берлин

Мадонна в Красном, 1438. Музея Прадо, Мадрид



Деталь картины Мадонна в Красном


Пьета, 1464. Национальная Галерея, Лондон


Диптих с Богородицей и Святой Екатерины 1440 Художественно-Исторический Музей Вена


Триптих «Распятие». 1440—1445. Музей истории искусств (Вена)



Деталь картины Триптих «Распятие».

Рогир Ван Дер Вейден | Снятие с креста,1435

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи. Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным портретистом. Сохранив спиритуализм средневекового искусства, наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Портрет дамы, деталь, ок. 1455

Ранние годы

Родился в семье резчика по дереву. Работы художника свидетельствуют о глубоком знакомстве с богословием, и уже в 1426 году его именуют «мастером Роже», что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Начал работать как скульптор, в зрелом возрасте (после 26 лет) стал учиться живописи у Робера Кампена в Турне. В его мастерской он провёл 5 лет.

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года самостоятельного творчества Рогира никак не задокументированы. Возможно, он провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, его известная композиция «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» проникнута очевидным влиянием ван Эйка.

В 1435 г. художник переехал в Брюссель в связи с женитьбой на уроженке этого города и перевёл своё настоящее имя Роже де ла Пастюр (Roger de la Pasture) с французского на нидерландский. Стал членом городской гильдии живописцев, разбогател. Работал как городской живописец по заказам герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, знати, купцов-итальянцев. Расписал городскую ратушу картинами отправления правосудия знаменитыми людьми прошлого (фрески утрачены).

К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональности «Снятие с креста». В этом произведении художник радикально отказался от живописного фона, сосредоточив внимание зрителя на трагических переживаниях многочисленных персонажей, которые заполняют собой всё пространство холста. Некоторые исследователи склонны объяснять разворот в его творчестве увлечением доктриной Фомы Кемпийского.

Возвращение Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости ванэйковского проторенессанса к средневековой традиции наиболее очевидно в полиптихе «Страшный суд». Он был написан в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон. Место сложных пейзажных фонов здесь занимает испытанное поколениями его предшественников золотое свечение, которое не может отвлечь зрителя от благоговения перед святыми образами.

Поездка в Италию

В юбилейный 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию и побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. Он был тепло встречен итальянскими гуманистами (известен похвальный отзыв о нём Николая Кузанского), но сам интересовался преимущественно художниками-консерваторами вроде фра Анжелико и Джентиле да Фабриано.

С этой поездкой в истории искусства принято связывать первое знакомство итальянцев с техникой живописи маслом, которую в совершенстве освоил Рогир. По заказу итальянских династий Медичи и д"Эсте фламандец выполнил «Мадонну» из Уффици и известный портрет Франческо д’Эсте. Итальянские впечатления преломились в алтарных композициях («Алтарь Иоанна Крестителя», триптихи «Семь таинств» и «Поклонение волхвов»), выполненных им по возвращении во Фландрию.
Портрет Антуана Бургундского

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц.

Влияние

В последние годы Рогир работал в своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди которых, по-видимому, были такие крупные представители следующего за ним поколения, как Ганс Мемлинг. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная манера Рогира преобладала над технически более сложными уроками Кампена и ван Эйка. Даже в XVI веке под его влиянием оставались многие живописцы, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. К концу века его имя стало забываться, и уже в XIX веке о художнике вспоминали только в специальных исследованиях по ранней нидерландской живописи. Восстановление его творческого пути осложнено тем, что он не подписал ни одной из своих работ, за исключением вашингтонского портрета женщины.


Предполагаемый автопортрет в облике св. Луки, создающего икону


Святой Георгий и дракон, 1432-1435


Снятие с креста, ок 1435

Мадонна с младенцем Христом, 1435-1438


Осмотр 1435-1440

Эксгумация святого Юбера в Eglise Saint-Pierre в Льеже, 1437

Сон папы Сергия, 1437-1440


Алтарь Девы Марии (Алтарь Мирафлорес) ок. 1440

Деталь


Портрет молодой женщины, около 1440


Портрет женщины в крылатом капоре, ок. 1440

Полиптих о Страшном Суде, деталь, 1445-1450

Деталь

Деталь

Мидделбургский алтарь (триптих), 4 центральная панель, около 1450

Деталь

Деталь

Оплакивание Христа, 1450

Семейный брак (триптих), 5 центральная панель, ок. 1450

Семейный брак (триптих), 2 левая панель, ок. 1450

Портрет Филиппа Доброго (1396-1467), после 1450

Дева Мария с младенцем, после 1454

Алтарь Святого Колумба, центральная панель, 1455

Деталь

Деталь


Портрет Антуана Бургундского, ок. 1460

Распятие (диптих),1, ок. 1460

Деталь

Портрет Карла Смелого, ок. 1460

Женский портрет (мастерская Рогира ван дер Вейдена), ок. 1464

Полностью