Художник Фёдор Решетников. История создания картины «Опять двойка! Сочинение по картине "Опять двойка" (Решетников Ф.П.) 2 русский художник автор картины опять двойка

Большинство как советских, так и современных школьников получали задание по литературе - написать сочинение по картине «Опять двойка». Решетников Федор Павлович, создавший это полотно, был довольно известным художником. Его картины известны многим со школьной скамьи.

Как создавалась картина

История картины «Опять двойка» очень интересна. Изначально художник имел совсем другой замысел. Его желанием было описать советского ученика, то отнюдь не двоечника, а, наоборот, отличника. Решетников даже посещал школы, наблюдая за поведением детей. Но однажды выбранный для описания отличник получил неудовлетворительную оценку. Мастеру понравилась необычная реакция ребенка. Таким образом родился замысел известной нам картины.

В середине прошлого века, в 1952 году, рождается всем нам известное полотно «Опять двойка». Изображенный на ней школьник являлся типичным лоботрясом того времени. Советские ученики знали, что на него равняться нельзя. Вообще, это было смелым по тем временам решение - изобразить на полотне двоечника, а не отличника.

По мотивам этой картины создана серия в известном детском киножурнале, который смотрели все советские ребята, - «Ералаш».

Непритворная печаль

Начать сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П) стоит с описания главного героя. Мальчишка пришел домой после школы очень грустным. По его лицу вся семья прочитала, что он снова сегодня провинился. Ребенок с печальным лицом отворачивается от родных, кажется, что ему очень стыдно. Но что мы увидим, приглядевшись к нему? Мальчик держит в руке портфель, в котором лежат коньки. Вероятно, он после школы совсем не грустил, а весело проводил время с друзьями. Розовые щеки ребенка пылают совсем не от стыда, а от подвижных игр на улице в зимнее время. На это указывает и перевязанный веревкой портфель. Вероятно, он служил мальчишке санками на горке. Но раскаявшееся лицо мальчика говорит об обратном - ему очень стыдно, и это непревзойденно изобразил Ф. Решетников. «Опять двойка» - картина, заставляющая школьников задуматься над своим поведением.

Сестра-пионерка

Вся семья собралась возле парнишки. Каждый из них по-своему оценивает поведение. Самой строгой оказалась старшая сестра. На ней а значит, с учебой у девочки все в порядке. В отличие от брата, школьница уже давно пришла домой и успела выполнить домашнее задание. Описание этого момента должно содержать в себе сочинение по картине «Опять двойка». Решетников бесподобно изобразил эмоции на лице старшей сестры. Девочка не просто злая, она возмущена поступком брата. Ей, пионерке, стыдно за него. При этом она понимает, что парнишка, получив двойку, не пошел тут же домой, а отправился развлекаться. Возможно, именно ее мальчик боится больше собственной матери.

Руки опускаются…

Мама до прихода сына занималась домашними делами. Об этом говорит надетый на ней фартук и косынка. Она с сожалением смотрит на сына. Наверное, ей бы так хотелось, чтобы он наконец принес отличную оценку, а вовсе не двойку. Ее усталый взгляд превосходно изобразил художник Решетников.

Картина «Опять двойка», сочинение по которой нам приходится писать, будет содержать портретную характеристику матери. Ее руки уже опускаются, она не знает, как повлиять на своего ребенка. Но в тоже время в ее взгляде совсем нет злобы. Она очень любит сына и, наверное, надеется, что он повзрослеет и возьмется за учебу.

Искренне любит и радуется приходу мальчишки лишь домашний питомец - собака. Он не понимает, за что злятся на него домочадцы. Псу не важны условности школьных отметок, он любит своего маленького хозяина за другие поступки. Нежно положив на него лапы, он как бы поддерживает мальчишку в столь тяжелый для него момент.

А вот маленький брат подтрунивает над старшим! Он понимает, что тому сейчас попадет за его проделки, поэтому встал на велосипеде рядом с мамой и ехидно улыбается.

Все члены семьи понимают, что двойка, полученная мальчиком, не последняя.

Интерьер

Как мы видим, на картине изображена типичная советская квартира. Угол изображения - треугольник, что довольно распространено в живописи. Обстановка в квартире скромная, но уютная. Стол застелен чистой скатертью, на стене висят часы с маятником, на подоконнике растут домашние цветы. Самое примечательное, что есть в интерьере комнаты, это календарь с картиной того же самого художника. Она называется «Прибыл на каникулы».

Смысл этого полотна в том, что на нем изображен бравый суворовец, отличник, приехавший домой отдохнуть. У него никогда не будет такого печального лица, как у нашего двоечника, ведь он отличник и целиком положительный герой! Художник изобразил на стене картину «Прибыл на каникулы», чтобы создать контраст. Мальчишка-двоечник с коньками в портфеле противопоставлен отличнику-суворовцу. Но какой живой облик у нашего провинившегося персонажа! Его эмоции трудно передать словами. Таким образом, описать картину «Опять двойка» поможет сравнение этих двух героев.

Стоит отметить и еще одну деталь, касающуюся интерьера. Художник мастерски использует игру цветов. Комната, в которой находится провинившийся, выполнена в темных тонах. Сестра-пионерка изображена на олицетворяя собой прекрасное будущее всей молодежи. Такой контраст позволяет понять, что мальчишка идет неправильной дорогой и должен быть направлен на путь исправления, когда не будет получена опять двойка.

Основная мысль картины

Этот художественный шедевр известен школьникам с советских времен. Картина стала очень популярной в нашей стране. Ее включили в программу изучения не только на уроке изобразительного искусства, но и на русском языке. Практический каждый ученик имел возможность описать эту картину. К примеру, в разделе «Развитие речи» она как нельзя лучше подойдет для изучения описания состояния. «Говорящие» эмоции на лицах домочадцев помогут школьнику передать, что чувствовал каждый из героев.

Основной мыслью картины является изображение персонажа, который не хочет учиться, и теперь ему приходится отвечать за это перед всеми членами семьи. Так поступать стыдно, это должен запомнить каждый ребенок. Нельзя лениться и развлекаться, если не выполнены уроки.

Заключение

Сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П.) обязательно должно включить в себя то, какую роль это полотно сыграло в советской живописи. Трудно переоценить, насколько важной она считалась в середине прошлого века. В 1957 году знаменитый художественный музей «Третьяковская галерея» выкупил у Федора Павловича эту картину. Популярность ее достигла такого пика, что какое-то время она явилась обложкой для учебника начальных классов «Родная речь». Глядя на нее, каждый школьник мог на месте главного героя и задуматься о своих успехах в учебе.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

Решетников на картине «Опять двойка» изобразил обеспеченную семью

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.


«Прибыл на каникулы», 1948

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.


«Переэкзаменовка», 1954

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.


Крюково. Лесная поляна. 1946

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

Первые уроки в рисовании Фёдор Павлович получил ещё в свои детские годы. Молодым юношей ему выпала удача поучаствовать в походе в Арктику на судне «Челюскин». Художник сделал множество великолепных рисунков заснеженных красот, находясь в той самой экспедиции.

Ф.П. Решетников участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе в защите Севастополя и освобождении Крыма. После окончания войны Фёдор Павлович рисовал детей, чаще подростков. Такими работали являются: «Прибыл на каникулы», «За мир» и «Опять двойка!». Эти картины были отмечены бронзовой на международной арт- , которая проходила в Брюсселе.

О картине "Опять двойка"

В 1952 г. художник Решетников на своём полотне изобразил целую семью: мать и троих её детей, один из них – это школьник, который только что пришёл домой. На одной стене виден отрывной календарь, а возле дверей – часы-ходики. Картина повествует о семейной бытовой обстановке, характерной для большинства семей 1950-х.

Герой картины – десятилетний подросток. По внешнему виду заметно, что он вовсе не спешил после своих школьных занятий домой, а довольно долго ещё гулял на улице и катался на коньках со сверстниками. На мальчике зимнее пальто, оно распахнуто, потому как на нём нет нескольких пуговиц. Вероятно, они оторвались. В своей руке он держит портфель изрядно потрёпанный и перевязанный, не исключено, что школьник использовал его в качестве мяча либо санок и не один раз. Коньки выглядывают из-под его портфеля. Свидетельство продолжительной прогулки на улице мальчика – его растрепавшиеся волосы, красные уши, румянец на щеках, что бывает от крепкого .

Он огорчён, его голова опушена, взгляд устремлён в пол. Мальчик всем своим видом показывает, как он переживает из-за двойки, полученной уже в который раз. Для него эта ситуация не нова, он знает, что нужно делать. Ученик уже много раз давал обещание своей матери, что будет делать все домашние задания, что задают в школе. Подросток так заигрался, что совсем забыл про уроки. Дни зимой намного короче, он долго играл в снежки с дворовыми ребятами, стало темнеть, и он пришёл домой. Ученику не охота было идти домой, т.к. он знал, что мать снова будет его ругать за двойку.

Единственный, кто рад видеть мальчика – это его белый пёс с рыжими пятнами. Он прыгнул на молодого хозяина и упёрся своими передними лапами в его грудь, попытался лизнуть. Собака радостно виляет хвостом, желая поиграть с мальчиком.

В комнате тихо. Слышны редкие тяжёлые вздохи матери. Она сидит за обеденным столом, её руки лежат на коленях. Кажется, что она только-только отвлеклась от своих домашних дел, коих у неё много. Увидев своего сына- с неопрятной внешностью, она понимает, что сынок пришёл с улицы, где долго играл с ребятами, забыв про уроки. Мать не видит, что её сын раскаивается о плохой отметки, полученной совсем недавно. Из-за того, что в комнате находятся мать и старшая сестра, он делает грустный вид. Женщина очень устала, у неё, кажется, нет сил, чтобы оказать влияние на своё чадо и заставить его учиться более прилежно в школе. Во взгляде женщины читается тоска и грусть.

Возле женщины находится младший брат школьника-двоечника, который сидит на детском велосипеде. Дошколёнок ехидно и злорадно улыбается. Он доволен, что в этот раз не его за проказы, а кого-то другого.

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.
Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка, находится в Третьяковской галерее в Москве.

«Мне хотелось сказать, какое это серьезное дело - отметка», - объяснял идею картины «Опять двойка» художник Федор Решетников. Хотя отметка, по замыслу автора, должна была быть отличной

Картина «Опять двойка»
Холст, масло. 101 х 93 см
Год создания: 1952
Ныне находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Решетников задумал картину об успешной сдаче школьных экзаменов: ходил на уроки и садился с блокнотом на задней парте. Один из учителей, желая продемонстрировать гостю знания школьников, вызвал к доске лучшего ученика в классе. Но тот растерялся в присутствии постороннего, которого дети считали проверяющим из министерства, и не смог решить задачу. Решетников отметил, что гамма чувств на лице расстроенного школьника гораздо выразительнее, чем радость отличника, получившего заслуженную пятерку.

А когда с плохой отметкой пришла домой дочь художника Люба, Решетников, отчитав готовую разрыдаться девочку, подумал, что действие картины нужно перенести из школы в семью. Реакцию родных ребенок принимает ближе к сердцу, чем осуждение учителем и одноклассниками, а значит, воздействие на зрителя будет сильнее.

1 Двоечник . Сначала художник писал школьника «лет десяти» с того самого отличника Сережи, который смутился у доски. Но когда мальчик догадался, что его собираются изобразить в роли двоечника, он наотрез отказался позировать, и Решетникову пришлось искать других натурщиков.

2 Румянец . Решетников просил позировавших ему мальчиков растирать щеки и уши снегом, ведь у героя картины должен быть такой цвет лица, как будто он только что вошел в дом с морозной улицы.

3 Портфель . Этот потертый «артефакт», написанный, как выразился художник, «с портретным сходством», принадлежал одному из мальчишек-натурщиков. Владелец был вратарем дворовой футбольной команды, и портфель часто служил штангой ворот.

4 Коньки . Вещественная улика указывает на причину двойки. Нерадивый ученик, по словам Решетникова, «снова после школы играет в футбол или бегает на коньках, не замечает, как быстро пробежало время, а уроки опять не сделаны - авось завтра не спросят».

5 Мать . «Этот образ очень сложный, - писал художник, - в нем должны быть выражены и укор, и огорчение, и строгость, и теплота, и материнская любовь». Подходящее выражение лица у натурщицы художнику удалось поймать, когда женщина пришла всерьез расстроенная из-за каких-то личных проблем. Он намеренно не выказал сочувствия, желая, чтобы модель подольше оставалась искренне огорченной.

6 Старшая сестра . Художник придал пионерке-отличнице осуждающее выражение лица вместо сочувственного в последний момент, когда картину уже повесили в выставочном зале.

7 Младший брат . Подходящего по типажу мальчика шести-семи лет вместе с его старшим братом художник случайно встретил на улице и уговорил позировать. Решетников намеренно провоцировал детей рассказывать друг о друге, кто чем провинился, чтобы написать ехидную улыбку младшего брата.

8 Собака . Художник «разбавил» назидательный пафос картины, изобразив пса, который рад приходу хозяина с любыми отметками. Чтобы надолго удержать «собаку-модель» в нужном Решетникову положении, ее владелец стоял с обещанным псу куском ветчины в зубах, руками прижимая лапы животного к своей груди.

9 Велосипед «Ветерок» . Этот детский велосипед легко переделывался из двухколесного в трехколесный и обратно. Мальчик на картине предпочел менее устойчивый вариант - более взрослый и похожий на культовый подростковый «Орленок», для которого дошкольник еще мал.

10 Репродукция . В основе композиции картины - треугольник, и вершина его упирается в висящую на стене репродукцию другого полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы» . Подразумевается, что бравый мальчик-курсант с той картины должен служить примером нерадивому ученику. А репродукцию картины «Опять двойка» художник позже изобразил на полотне «Переэкзаменовка», намекая на причину, по которой герою приходится проводить за учебниками летние каникулы.

Художник
Федор Решетников

1906 - родился на Украине, в селе Сурско-Литовском, в семье иконописца.
1929 - был студентом столичного Высшего художественно-технического института.
1929–1934 - учился в Московском полиграфическом институте.
1932 - был штатным художником полярной экспедиции на ледоколе «Сибиряков».
1933–1934 - отправился в Арктику на ледоколе «Челюскин», был спасен с дрейфующей льдины.
1943 - у Решетникова и его жены, пейзажистки Лидии Бродской, родилась дочь Любовь.
1948 - написал картину «Прибыл на каникулы»: открытки с ее репродукцией выпущены в рекордном для СССР количестве - свыше 13 миллионов экземпляров.
1954 - написал «Переэкзаменовку».
1960 - высмеял «буржуазное» искусство в триптихе «Тайны абстракционизма».
1974 - был избран вице-президентом Академии художеств СССР.
1988 - умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фото: РИА Новости, Валентин Черединцев / Фотохроника ТАСС