Политология как отрасль знаний. Политология как наука

Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и logos – знание.

Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.

Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Как научная дисциплина политология является синонимом политической науки. Понятие «политическая наука» имеет множество определений, она рассматривается как: а) форма духовной и творческой деятельности по получению новых знаний о политической действительности; б) социальный институт по передаче, хранению и производству политических знаний. Целью политической науки является приобретение нового знания о политической реальности.

Политология представляет систему развивающихся знаний, состоящую из общей теории политологии, прикладной политологии и истории политической мысли. Содержание политологии как теории политики составляет ряд блоков: а) система знаний о сущности и основах политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений понятие субъектов политики, движущих силах и мотивах их действий; б) теория политической власти в) учение о политических системах и институтах; г) теория политической культуры; д) комплекс знаний в области международной политики.

Центральным звеном политологии, ее теоретико-содержательной сердцевиной является учение о власти. Она также включает в себя также анализ структур и механизмов функционирования конкретных типов политических систем, взаимодействие их отдельных элементов, в первую очередь государства и политических партий.

Важным аспектом политологии является изучение взаимодействия политических систем с гражданским обществом. Также существенным элементом политической науки выступает теоретический анализ роли человека в политике, т. е. изучение политики в ее человеческом измерении.

Политологическая наука включает в себя и комплекс практических знаний о технологии политической деятельности, приемах и мотивах поведения личности в политике.

Политология способствует тому, чтобы члены социума – руководители и рядовые граждане – осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, понимали перспективные задачи, которые зачастую перекрываются элементарными нуждами.

Одна из основных задач политологии – выявление основных закономерностей функционирования и развития политики и, таким образом, познавание сущности политики. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает принципы и нормы политической деятельности. Изучение политики важно для понимания гражданами своего места и роли в современном обществе, а способность к анализу политических процессов вырабатывает у отдельной личности умение самостоятельно ориентироваться в мире политики.

УДК 32.01(075.8)

ББК 66я75

ISBN 978-985-530-440-2 © УО «Белорусский государственный

технологический университет», 2015

© Козляков В. Е., Крючек П. С., 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профес­сиональных личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональных навыков как интегрированного результата образования в вузе.

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла обязательный модуль «Политология» занимает свое особое место. Модуль включает обязательные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства».

Основные цели изучения обязательного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

Развитие у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

Формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

Создание прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

Формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения интегрированного модуля «Политология» является развитие у студента предметных и операциональных компетенций.

Формирование предметных политологических компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

Основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;



Специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

Сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;

Систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;

Мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;

Роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.

Операциональные политологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

Анализировать политические процессы в современном мире и Республике Беларусь;

Оценивать перспективы развития современных политических процессов;

Участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;

Применять политологические знания к решению социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

Анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;

Обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;

Проявлять качества идеологической толерантности.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям студентов химико-технологических, инженерно-технических и экономических специальностей БГТУ. В связи с этим в пособии отсутствуют методические рекомендации по теме «Государство», так как ее изучение предусмотрено только на лекциях.

В структуру пособия входят следующие разделы: программа курса, методические рекомендации по изучению основных тем курса, краткий словарь-справочник, тесты для самоконтроля знаний, список рекомендуемой литературы.

ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Модуль 1. Введение в интегрированный модуль «Политология». Теория политики, история и методология политической науки

Определения политологии. Актуальность изучения политологии и основ идеологии белорусского государства. Роль политологии и основ идеологии белорусского государства в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза, в жизни человека и общества. Цели изучения интегрированного модуля «Политология».

Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Объект и предмет, основные категории политической науки. История политической мысли и стадии становления политической науки. Развитие политологии в Республике Беларусь. Структура, функции и методы современной политологии.

Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера общественного и государственного управления. Политика как особый вид деятельности. Субъекты политики. Политические отношения и их институционализация.

Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы и механизмы реализации власти. Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Понятие, структура и функции политической системы общества. Классификация политических систем. Политический режим. Сравнительный анализ типов политических режимов. Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь.

Модуль 2. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире

Политические институты. Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Гражданские и правовые основы современного государства.

Институт главы государства: сравнительный анализ.

Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире.

Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Правительство и государственный аппарат. Органы исполнительной власти на местном уровне.

Институты государственной власти в Республике Беларусь.

Модуль 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире

Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политическая деятельность. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь.

Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Избирательная система Республики Беларусь.

Модуль 4. Международные политические отношения и внешняя политика государств

Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление международных политических отношений. Характеристика современного международного политического процесса.

Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Приоритеты, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь.

Модуль 5. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Предмет идеологии белорусского государства и задачи ее изучения. Теория идеологии как методологическое основание анализа феномена государственной идеологии. Источники идеологии белорусского государства.

Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Соотношение понятий «идеология» и «политическая идеология». Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований. Идеология и наука. Идеология и политика. Основные функции идеологии. Идеология и утопия. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Субъекты и процесс формирования идеологии, ее носители, формы проявления и уровни функционирования. Классификации политических идеологий.

Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм. Особенности понимания современных течений либерализма, консерватизма и социализма в контексте идеологии белорусского государства.

Национализм и его основные виды. Фашизм как крайняя форма эскспансионистского национализма. Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Идеология – атрибутивный признак государства. Национальная идея как базовое положение идеологии государства. Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства». Идеологическая работа, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.

Модуль 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства

Концепция государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи. Государственность на белорусских землях. Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа. Государственные герб, флаг и гимн – символы государственного суверенитета Республики Беларусь.

Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия отечественных мыслителей и общественных деятелей различных исторических периодов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие, патриотизм и солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство – фундаментальные ценности белорусского народа. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.

Модуль 7. Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства

Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза. Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства.

Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие – способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Политология как наука и учебная дисциплина. Функции, методы и категории политологии.

2. Политика как общественное явление и объект изучения.

3. Становление политологии как науки. Основные политологические школы.

4. Основные этапы развития политической мысли в мире и Республике Беларусь.

1. Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (государственные, общественные дела), производного от названия древнегреческого города-государства – polis, и logos – учение. Сочетание их означает, что политология – это наука о политике. Автором первого термина является древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.), второго – его соотечественник – философ Гераклит (ок. 544–483 гг. до н. э.).

В самом общем виде политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях становления и развития политических систем, о сущности, формах и методах реализации политической власти.

Политология как наука и учебная дисциплина выполняет следующие функции: познавательную (дает определенную систему знаний о политике); прогностическую (знания о политике позволяют дать более или менее точный прогноз о тенденциях развития политической ситуации); практическую (рекомендации о деятельности в сфере политики); воспитательную (политология способствует формированию политической культуры граждан); идеологическую (политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности).

Принято выделять три группы категорий политологии: общие, частные и специфические.

К первой группе относятся категории, широко используемые и в смежных с политологией дисциплинах: философии, социологии, правоведении, политической экономии, политической истории и других. Это, прежде всего, такие категории, как общество, народ, политика, власть, революция и т. п.

Вторую группу составляют частные категории, являющиеся костяком всех социально-политических теорий и дисциплин. Это демократия, социальная революция, субъекты политики, политическая партия, политическая власть, политическая система общества, политические институты, общественные объединения, общественные движения, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура и др.

Третью группу составляют специфические категории, которыми преимущественно пользуется политология: политический процесс, политическое поведение, политическая деятельность, политическое участие, политическое лидерство, политическая элита, политическая роль, политический конфликт.

При исследовании конкретных политических явлений и процессов политология использует различные методы. Наиболее широко применяются следующие методы: диалектический, эмпирико-социологический, комплексного анализа, системного анализа, сравнительного анализа, ретроспективный и бихевиоральный.

2. Политика является одним из самых сложных и многозначных явлений жизни. Сегодня существует множество толкований политики.

· Политика – это область отношений между большими обществами людей (классами, нациями, социальными группами и т. д.). Возникновение политики здесь связывается с социальной и этнической дифференциацией общества. Особенно ярко этот подход проявился в марксизме, где в качестве главного содержания политики рассматривалась классовая борьба.

· Очень популярным на Западе является властное понимание политики. Здесь в качестве главного ее содержания понимается борьба за завоевание, удержание и использование власти, т. е. политика – это, прежде всего сфера властных отношений. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти. Кто занимается политикой – тот всегда стремится к власти.

· Некоторые исследователи рассматривают политику прежде всего как сферу взаимодействия государства, политических партий и других политических институтов и структур. Именно эти политические институты создают организационную основу политики и позволяют ей выполнять определенные функции в обществе, прежде всего, управлять социальными процессами.

Рассмотрев все эти подходы, можно дать следующее определение: политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными группами людей и ставящая своей целью борьбу за завоевание, удержание и использование государственной власти, управление социальными процессами.

3. Термин «политическая наука» получил признание в конце XIX в., а процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину завершился в начале XX в. Тогда же во многих странах возникли специальные институты политобразования. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политической науки. В 1871 г. во Франции появилась свободная школа политической науки, в которой обучались и одаренные юноши из России. В 1903 г. начала работать Амери­канская ассоциация политических наук. В это же время изучались идеи о власти, государственном управлении, парламентаризме и политических партиях в России.

Политология вобрала в себя многолетний опыт преподавания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси. Наша республика, провозгласившая свой госу­дарственный суверенитет, принявшая свою Конституцию, не может обойтись без науки о политике. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.

4. Первые попытки осмысления политической жизни делались в глубокой древности. Изучением политики занимались такие античные ученые, как Платон и Аристотель. Политика, по определению Платона, царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Лучшими формами государственного устройства философ считал аристократию и монархию, наихудшими же – демократию и тиранию, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии.

Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Следующий период в развитии европейской политической мысли – Средневековье (конец V – середина XVII в.) – характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225–1274). Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи.

В этот период начинают зарождаться политические идеи на территории современной Беларуси. Их зарождение связано с именами Е. Полоцкой и К. Туровского, и направлены они были на укрепление единства восточнославянских земель.

Период Возрождения (XIV–XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие, проявление творческих способностей и т. д.

Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469–1527). В сочинении «Государь» и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства – защита частной собственности.

Проводниками идей Возрождения в Беларуси являлись Ф. Скарина, С. Будный, Л. Сапега и др.

Период Нового времени (XVII–XVIII вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем в политической пауке этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена теория «естественных прав».

Теория «естественных прав» была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т. д.

Теория «естественных прав» человека дополнялась теорией «общественного договора», согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории «естественного права» и «общественного договора» интерпретировали и развивали Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители эпохи.

Большой вклад в развитие политической мысли во второй половине ХХ в. внесли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс, которые дали развернутый анализ современного им капиталистического общества и обосновали неизбежность его перерастания в новое социалистическое общество.

Контрольные вопросы

1. Что такое политология и что она изучает?

2. Дайте определение политики – главного объекта изучения политологии.

3. Назовите методы политологии.

4. Какова структура политологии?

5. Раскройте основные функции политологии.

6. Чем отличаются политические взгляды Платона и Аристотеля?

7. Назовите особенности политических идей Средневековья.

8. Что такое «макиавеллизм»? Приведите примеры его проявления в деятельности известных политических деятелей.

9. Раскройте особенности политических теорий западноевропей­ских мыслителей XIX в.

10. Чем характеризуются политические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса?

11. Раскройте особенности политической мысли России в эпоху феодализма.

12. В чем различия взглядов «западников» и «славянофилов» на политическое и экономическое устройство России?

13. Назовите характерные черты политической мысли в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Как они проявились в трудах Ф. Скорины, С. Будного, А. Волана и других мыслителей?

14. Каковы особенности революционного демократизма в Беларуси?

Острога В. М. 2016

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профес­сиональных личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональных навыков как интегрированного результата образования в вузе.

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла обязательный модуль «Политология» занимает свое особое место. Модуль включает обязательные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства».

Основные цели изучения обязательного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

Развитие у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

Формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

Создание прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

Формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения обязательного модуля «Политология» является развитие у студента предметных и операциональных компетенций.

Формирование предметных политологических компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

Основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;

Специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

Сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;

Систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;

Мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;

Роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.

Операциональные политологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

Анализировать политические процессы в современном мире и Республике Беларусь;

Оценивать перспективы развития современных политических процессов;

Участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;

Применять политологические знания к решению социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

Анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;

Обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;

Проявлять качества идеологической толерантности.

Данный текст лекций предназначен для подготовки к семинарским занятиям и экзамену студентов химико-технологических, инженерно-технических и экономических специальностей БГТУ.


НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Политология как наука и учебная дисциплина. Функции, методы и категории политологии.

2. Политика как общественное явление и объект изучения.

3. Основные этапы развития политической мысли в мире и Республике Беларусь.

1. Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (слово возникает в средине I тыс. до н. э. и означает государственные, общественные дела), производного от названия древнегреческого города-государства – polis, и logos – разум, учение. Автором первого из них является древнегреческий философ Аристотель, второго – Гераклит.

Политологию, как особую сферу социальности, под специфическим углом зрения изучают политическая философия, политическая история, политическая социология, психология, география и др.). Политология – это интегральная система научного знания о политике в отличие от частных политических дисциплин. Она рассматривает политический процесс в целом, во всем его многообразии. Политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях становления и развития политических систем, о сущности, формах и методах реализации политической власти.

Объектом изучения является политическая действительность или политическая сфера общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами, предметом – феномен политической власти, закономерности ее становления, функционирования и изменения.

Политология предстает перед нами в двух качествах: как наука и учебная дисциплина. Как наукаона исследует политические явления, процессы и отношения в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности и представляет собой совокупность теоретических (фундаментальных, академических знаний, т. е. это теория, законы, принципы, методология и методы исследования) и прикладных (технологических, имеющих непосредственно-практическую направленность: рекомендации участникам процесса, советы, прогнозы) знаний. Как учебная дисциплина она базируется на политологии–науке, но решает иные задачи: призвана осуществлять политическое образование и воспитание членов общества, позволяет человеку овладеть систематизированными политическими знаниями, навыками и умениями.

Политология имеет свои закономерности, которые отражают объективно повторяющиеся связи и отношения политической действии–тельности, наиболее существенные и устойчивые тенденции развития: общесоциологические (законы взаимодействия политики и экономики, возрастание роли народных масс в историческом процессе и др.) и специфические (взаимосвязь внутренней и внешней политики, цикличность политических режимов и элит).

Социальная роль политологии определяется теми функциями, которые она выполняет в обществе. Прежде всего, это теоретико-познавательная (суть в наиболее полном и конкретном познании политической реальности); описательная (предполагает накопление, описание и изучение политических фактов, ситуаций), объясни–тельная (помогает понять сущность явлений и тенденций), оценочная (направлена на оценку соответствия деятельности политической системы и ее институтов ожиданиям, интересам и потребностям членов общества), прогностическая (знания о политике позволяют дать более или менее точный прогноз о тенденциях развития политической ситуации); практическая (рекомендации о деятельности в сфере политики); идеологическая (осуществляет выработку, обоснование и защиту определенного политического идеала), воспитательная (политология способствует формированию политической культуры граждан) и др.

Политология, как и всякая наука, имеет свои понятия и категории. Понятия – это слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных свойств, признаков и отношений. Катего–рии – это наиболее общие понятия, посредством которых выражаются законы. Их можно разделить на три группы: общие для всех гуманитарных наук (общество, народ, политика, власть, революция), частные, которые составляют основу социально-политических теорий и дисциплин (власть, демократия, революция, партия) и специфические, которыми пользуется преимущественно политология (политический процесс, политическое участие, политическое лидерство, политическая элита, политический конфликт, популизм и др.).

Каждая наука, кроме содержательной части, имеет свой инструментарий. Он включает в себя совокупность методов, с помощью которых ученые изучают конкретные явления и делают соответствующие выводы и рекомендации. Например, общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), общенаучные (системный и комплексный подход, моделирование), а также методы общей политологии (структурно-функциональный, исторический, нормативно-ценностный) и методы прикладной политологии (политический мониторинг, прогнозирование, контент-анализ, бихевиоризм, метод оценки и упреждения рисков, разработки и принятия решений).

Политология как самостоятельная научная дисциплина сложилась в конце XIX – начале ХХ в. В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра «История и политическая наука», где Фрэнсис Лейбер начал читать курс политической теории. В 1880 г. основана Высшая школа политической науки и введена система подготовки науч–ных кадров с защитой диссертаций, изданием научных трудов. 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, что свидетельствовало о признании данной науки на национальном уровне. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникла и в Западной Европе (политические школы во Франции в 1871 г. – при Парижском и в Англия 1895 г.– при Лондонском университетах). В 1949 г. была создана международная ассоциация политической науки. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран – членов ЮНЕСКО. В настоящее время политология относится к числу престижных и значимых гуманитарных наук.

Политология вобрала в себя многолетний опыт препо­давания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси. Наша республика, провозгласившая свой госу­дарственный суверенитет, принявшая свою Конституцию, не может обойтись без науки о политике. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.

2. В первобытном обществе не было политики, политических учреждение и организаций, т. к. оно было социально однородным. Политика своим происхождением обязана государству, появлению в обществе по мере усложнения его структуры противоречивых интересов, классов, когда возникает объективная потребность в регулировании социальных отношений.

Слово «политика» многозначное. В Античности Аристотель называл политику высшей формой человеческого общения, которое служит достижению общего блага и счастливой жизни. Это деятельность по управлению государственными делами. Демокрит и Платон называли политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных и мудрых людей. На Западе в качестве главного содержания политики понимается борьба за завоевание, удержание и использование власти, прежде всего сфера властных отношений. Некоторые исследователи рассматривают политику прежде всего как сферу взаимодействия государства, политических партий и других политических институтов и структур. В современной политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления: экономические, правовые, этические, антропологическое, конфликтные и др.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными группами людей и ставящее своей целью борьбу за завоевание, удержание и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Ядром политики, ее первоосновой и сутью политических отношений является власть , борьба за ее завоевание, удержание и использование.

В структуру политики входят: субъекты, т. е. носители целенаправленного политического действия, объекты, т. е. основные сферы жизни общества, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие, политический интерес, т. е реальные причины, побудительные мотивы политической деятельности; политическое сознание (совокупность идей, взглядов, мнений, определяющих политическую деятельность); политические институты (госорганы, политические партии, средства массовой информации); политическая деятельность (воплощение активности субъектов политики); политические отношения (характер взаимосвязей между субъектами политики).

Функции политики, т. е. ее социальная роль: обеспечение общественного порядка, определение целей для всего общества, выработка приемлемых решений для всего общества, организация и мобилизация граждан по реализации поставленных задач, распределение материальных благ, предотвращение, регулирование и разрешение конфликтов и др.

Политика – многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований.

1) По направленности различают внутреннюю (деятельность по регулированию жизни общества) и внешнюю (деятельность государства на международной арене).

2) По сферам общественной жизни (экономическая, социальная, правовая, денежная, молодежная и др.).

3) В зависимости от уровней (международная, государственная, региональная, местная).

4) По критерию масштабности: стратегическая (выбор наиболее значимых целей и приоритетов развития) и тактическая (практическая деятельность, намеченная на реализацию поставленных целей).

3 . Политическая мысль зародилась и стала развиваться в период возникновения первых рабовладельческих государств Древнего Востока. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, т. е. господствовали представления о божественном происхождении власти и общественного порядка. Примерно со средины I тыс. усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые концепции, носящие философско-этическую форму (на Востоке это связано с именем Конфуция, на западе – с греческой философией). Изучением политики, поисками моделей идеального государственного устройства занимались такиеантичные ученые, как Платон и Аристотель . Политика, по определению Платона, царское искус­ство, требующее знаний по управлению людьми. Платон предлагал деление общества на сословия: а) мудрецы-философы, которые должны управлять государством; б) воины (стражи), которым надлежит охранять его от внутренних и внешних врагов; в)трудящиеся, работники, которые должны поддерживать государство, создавая материальные блага. Аристотель полагал, что лучшими формами государственного устройства являются полития (правление средних слоев общества), аристократическая республика и монархия, худшими – тирания (держится на вероломстве и насилии), олигархия (правление немногих богатых) и демократия (ведет к своеволию и безначалию). Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппа­рат), а также управление самим государством. Государ­ство он определял как общение подобных друг другу лю­дей ради достижения лучшей жизни. Древнеримский мыслитель Цицерон в государстве видел «дело народное», выражение общего интереса и справедливости. Он стоял у истоков идеи правового государства.

Своеобразие средневековой политической мысли (конец V – XV в.) – заключалось в большом влиянии на духовную жизнь общества религии и церкви. Ее притязания на участие в государственной власти одним из первых пытался обосновать Аврелий Августин Блаженный в своем труде «О граде божьем и о граде земном». Он считал, что для того, чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Виднейшим идеологом католицизма был Фома Аквинский . Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Бо­гом. Божьей воле он приписывал и существование монар­хии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому дол­жны подчиняться все, в том числе и монархи.

В эпоху Средневековья начинают зарождаться политические идеи на территории современной Беларуси. Их появление связано с именами Е. Полоцкой и К. Туровского , взгляды которых были проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и направлены на укрепление единства русских земель под властью князя, осуждение братоубийственных междоусобных войн, которые ослабляли земли перед нашествием иноземных завоевателей.

Период Возрождения(XIV–XVI вв.) характеризовался разложе–нием феодализма и становлением капитализма в Европе. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманисти­ческие (человеческие) ценности: стремление к земному бла­гополучию, право человека на свободное развитие и прояв­ление творческих способностей и т. д. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной поли­тической науки был Н. Макиавелли, который заложил основы рационально-критическому исследованию политики как общественного явления и считал, что только знания о политике, основанные на изучении реальной действительности, полезны человеку, обществу и государству, помогают совершенствовать жизнь и отношения между социальными субъектами. В сочинении «Государь» он противопостав­лял теологической (религиозной) концепции теорию свет­ского (нерелигиозного) государства (также вводит сам термин «государство»). Основной функцией государя он считал создание сильного централизованного государства. Рассматривал вопрос средств и методов властвования, останавливался на личных качествах государя.

Проводниками идей Возрождения в Беларуси являлись Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский, Л. Сапега и другие мыслители. В своих работах Ф. Скорина отстаивал идеи патриотизма, общего блага, соблюдения законности, осуждал деспотизм феодалов, выступал за просвещенное правление. В «Песне о зубре» Н. Гусовского звучат идеи патриотизма, призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, антивоенный пафос. С. Будный в произведении «О светской власти» выступал с критикой существующего строя, требовал равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия. Л. Сапега был одним из авторов-составителей ІІІ Статута ВКЛ. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если не будет опираться на право и жестко ограничивать свою деятельность законами.

Политические учения Нового времени (XVII–ХIХ вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных порядков и учреждений. Трансформируются политические системы западных стран, в массовом сознании укореняются идеалы политической и экономической свободы, социального равенства и справедливости, демократического участия. Возрастает спрос на научные знания о государстве и его институтах, рациональных формах и методах правления, политическом представительстве интересов. Политическая мысль сфокусировалась на естественных правах человека, происхождении государства и взаимодействии его институтов, обеспечении политического равноправия и социальной справедливости, взаимодействии личности и государства, правового регулирования и демократического переустройства общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант, К. Маркс и др.). В этот период разрабатываются теория правового государства и гражданского общества , высказываются идеи деления государственной власти на ветви и др. Теория «естественного права » была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой, выступала за законодательное закрепление свобод, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т. д. Согласно теории «общественного договора », государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных лю­дей, должно было обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В период Нового времени зарождаются идеологии либерализма, консерватизма и социализма. Влияние марксистских идей, идеологии либерализма, крестьянского социализма сказалось на развитии политической мысли в России и Беларуси.

В 20-е гг. ХХ в. начался новейший этап в истории западной политической мысли. Именно с этого времени стали формироваться современные направления в западной политической науке. Под ними следует понимать проблемы, поставленные политологами в разные периоды ХХ в. и являющиеся предметом изучения в настоящее время. Это: механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений; поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной кампании; процесс формирования политических установок и общественного мнения; механизм формирования и функционирования по­литических партий и общественно-политических органи­заций; деятельность государства и проблема бюрократии; сущность, функции и формирование политической культуры и др.

Одно из ведущих мест в современной политологии занимает социологическое направление, представители которого изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов (М. Вебер , М. Дювержье и Э. Дюркгейм) . В рамках социологического направления В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс разработали классические концепции элиты. К этому направлению можно отнести и теорию «заинтересованных групп» или «групп давления», которые осуществляют давление на власть с целью заставить ее подчиниться воле группы (А. Бентли ).

Вторым существенным направлением является институционализм (М. Ориу, М. Острогорский, М. Дюверже, Михельс ), в основе которого лежит анализ политических институтов, партийных и избирательных систем. Основным понятием исследований является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности.

В основе взглядов, составляющих концепцию политического плюрализма, лежат положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезают, а вместо них существуют различные взаимодействующие слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы.

После Второй мировой войны получила широкое развития теория демократии, разработанная французом А. де Токвилем . В рамках этой теории сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. Разработке теории международных отношений большое внимание уделено в работах французского мыслителя Р. Арона . Им сформулирован ряд известных теперь идей относительно сущности международных отношений применительно к социально-политическим и научно-техническим реалиям современной эпохи. Тенденции общественных изменений анализируются в теориях индустриального и постиндустриального общества (У. Ростоу , Д. Белл). Ведущимишколами современной зарубежной политической науки являются англо-американская, итальяно-французская, немецкая и польская.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1. Политическая власть: понятие, структура, функции.

2. Ресурсы, процесс и виды власти. Легитимность и эффективность власти.

3. Политическая система: понятие, структура, функции. Типы политических систем.

4. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь

5. Политический режим: понятие, типы, сравнительный анализ.

1. Власть является ключевой категорией политологии. Она существует везде, где есть устойчивое объединение людей, т. е. в семье, в коллективах, в различных учреждениях. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и самоорганизации. Когда мы говорим о государственной власти, имеем в виду политическую власть. Политическая власть – способность и возможность субъекта диктовать свою волю в политике объекту, используя различные государственно-правовые средства и методы.

Отличительными признаками и чертами власти являются: верховенство , т. е. обязательность решений для всего общества; суверенитет – независимость власти, наличие воли – осознанной политической цели, программы и готовность ее выполнять, авторитет – общепризнанное влияниесубъекта во всех сферах общественной жизни, принуждение (насилие) как средство осуществления власти.

В структуре политической власти выделяют следующие элементы: субъект власти, объект, источники, ресурсы, и функции. Субъект – это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало власти (им может быть правящая элита, лидер, социальная общность, политический институт). Объект власти тот, кто подчиняется, кем руководят субъекты. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит (выборы, харизма, традиция (наследование), деньги, революция, переворот).

Политическая власть выполняет определенные функции: господство – подчинение одних групп, классов другим; руководство – определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества; управление – проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений; контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Мотивация (природа подчинения) достаточно сложна. Готовность к подчинению зависит от множества факторов. Это могут быть и средства воздействия, используемые субъектом власти (т. е. страх, вызываемый угрозой санкций), и заинтересованность в исполнении приказов, авторитет субъекта власти и т. д. Одним из мотивов подчинения может быть привычка, или обычай повиноваться. Наиболее стабильной является власть, основанная на интересе. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному выполнению распоряжений, делают излишним применение негативных санкций.

2. Под ресурсами власти подразумеваются все те средства, которые использует субъект власти для навязывания своей воли объекту. Обычно выделяют четыре вида ресурсов власти: экономиические – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления (материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые); социальные – способность повышения или понижения социального статуса объекта властных отношений; культурно-информационные – знания и информация, а также средства их распространения и получения; силовые (принудительные) – институты физического принуждения (милиция, армия, суд). Власть обычно применяет ресурсы в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью процесс властвования. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами и механизмом властвования. Существует два основных способа властвования: побуждение объекта к действиям, угодным субъекту и обеспечение бездействия объекта, т.е. недопущение нежелательного для руководства поведения объекта

Способы властвования могут быть демократическими (когда объект принимает участие в принятии решения), авторитарными (когда субъект власти принимает решение единолично), деспотиическими (всевластие, произвол и беззаконие) и другие.

Существует множество типологий власти.

1. В зависимости от способа организации власти – монархическая и республиканская.

2. По сферам управления: государственная, партийная, профсоюзная.

3. По функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная власть.

4. По характеру использованных ресурсов выделяют экономическая, политическая, социальная, культурно-информационная и принудительная власть.

5. В зависимости от политического режима: демократическая, авторитарная и тоталитарная власть.

6. По доминирующему субъекту власти: автократическая (самодержавную), олигархическая и самоуправленческая.

7. По правовому признаку: законная (легальная) и незаконная (нелегальная).

8. С точки зрения признания власти обществом: легитимная и нелегитимная.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление, доверие к ней граждан, согласие подчиняться ее требованиям. М. Вебер в зависимости от мотивов подчи–нения, он выделил три главных типа легитимности власти: традиционная легитимность (основана на обычаях и привычке повиноваться власти); харизматическая легитимность (основана на вере в исключительные, экстраординарные, сверхъестественные качества лидера); рационально-правовая легитимность (демократическая) (власть является легитимной, потому что она избрана на основе действующего законодательства). Легитимность власти тесно зависит от ее эффективности. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе в максимально короткие сроки с минимальными затратами. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших условия ее стабильности.

Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего бюрократического аппарата. Бюрократ – чиновник госаппарата. Бюрократизм – стиль управления, связанный с волокитой, бумаготворчеством, коррупцией и т. д. Чтобы избегать негативных явлений, М. Вебер предлагал осуществлять постоянный контроль над деятельностью управленцев и регулярную ротацию – пропорциональную замену через определенный срок неэффективных чиновников.

3. Политическая система определяется как комплекс институтов и организаций, осуществляющих власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе ее осуществления.

Специфика политической системы проявляется: в универсальности, т. к. она охватывает своим воздействием все общество; в своеобразном верховенстве , т. е. все законы, решения, выработанные в ее рамках носят общеобязательный характер; в четкой структуре функционирования политических институтов ; в наличии законного права принуждать и подчинять и др.

Политическая система – это продукт исторического и социального развития общества. На ее становления оказали влияние следующие факторы :культурно-исторические (культурное и духовное наследие, менталитет народа), социально-экономические (формы собственности, степень решения социальных проблем), географические (пространственное расположение страны, наличие природных ресурсов, размер территории, численность населения).

Вструктуреполитической системы выделяются элементы:

– институциональная подсистема (включает государство как основной институт, политические партии, общественные организации, СМИ);

– нормативная подсистема (конституция, законы и другие нормативные акты, а также политические традиции и обычаи, табу, моральные нормы;

– коммуникативная подсистема (разнообразные формы и принципы взаимодействия между подсистемами внутри политической системы и между политическими системами разных стран, а также каналы передачи информации;

– функциональная подсистема (способы и методы взаимодействия власти и общества);

– культурно-идеологическая (система духовных ценностей, убеждений, идей граждан).

Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития. Д. Истон и Г. Алмонд выделили функции «входа» (это требования, которые направляет общество в сторону власти) и «выхода» (выраженные в решениях и действиях институтов власти). К входным относятся: политическая социализация (формирование знаний о политике), политическое рекрутирование ролей (заполнение ролей в политической системе), артикуляция (выражение политических интересов в программах и требованиях), агрегирование (превращение требований в альтернативы государственной политики), коммуникации (развитие связей и отношений между политическими субъектами). Функции «выхода»: нормотворчество (принятие законов, указов, решений, постановлений – законодательная власть: исполнение законов и норм, реализация их в практику – функция исполнительной власти: оценка и контроль за соблюдением норм и претворением в жизнь управленческих решений.

На политической карте в настоящее время насчитывается около 200 стран. Существует множество типологий политических систем по различным критериям.

1. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы.

2. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены – традиционные (консервативные) и модернизированные (трансформирующиеся).

4. В зависимости от социально-экономического фактора – рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистически .

5. По типу политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

6. По доминирующему типу политической культуры – англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и тоталитарная .

7. По цивилизационному принципу: западная, африканская, латиноамериканская и др.;

8. в зависимости от численности партий: беспартийные, однопартийные, двухпартийные, многопартийные .

9. В зависимости от формы правления: монархические и республиканские .

Политическая система по своей природе – явление динамическое и развивающееся. В ней постоянно происходят изменения различной скорости и глубины. К основным путям ее изменений относят реформы (это эволюционный путь, означающий преобразование какой-либо стороны общественной жизни) и революции (скачкообразное, радикальное и качественное преобразование общества, ведущее к утверждению новой системы ценностей, новых политических институтов). Путями изменений могут быть государственные перевороты, военные заговоры и др.

4. В Республике Беларусь происходит процесс существенной трансформации политической системы. Основные контуры политической системы современной Беларуси были заложены в нач. 1990-х гг. Распад СССР положил начало процессу становления независимости Республики Беларусь. Обретение суверенитета означало верховенство и самостоятельность государственной власти в пределах ее территории, возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Принятая 15 марта 1994 г. Конституция объявила Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством, провозгласила широкие права и свободы граждан.

Главный вектор преобразований связан с превращением ее в политическую систему открытого, плюралистического типа. В настоящее время политико-правовые нормы и принципы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. 24 ноября 1996 г. в резуль

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Красноярский филиал

Специальность 021100

«юриспруденция»

Дисциплина: политология.

Контрольная работа.

Тема: Политология как наука

Выполнил: студент 2-ЮСО

Проверил: к.и.н., доцент

Кучеряев В.А.

Красноярск 2005

ПЛАН

Введение

1. Объект и предмет политологии

2. Методы познания политических явлений

3. Функции политологии

4. Роль политологии в формировании политической культуры граждан

5.Возникновение и становление отечественной политологии

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века.

Вначале знание о политике являлось составной частью философии, но уже в древности создавались специальные трактаты, посвященные политической деятельности. Важные достижения в области политологии принадлежат итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли, который рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центре его политического учения была проблема государственной власти, и свои политические исследования он посвящал решению практических задач государственной жизни.

Со второй половины ХХ в. Науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Сейчас политическая наука, или политология, - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение.

Чтобы понять, что же представляет собой политология как наука, необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. Тогда как предмет любой науки является результатом исследовательских действий, в процессе которых ученые выделяют те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта и которые являются специфическими для данной науки.

1. Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политическая сфера жизнедеятельности общества, представляющая собой механизм реализации общей воли, общего интереса, а также функционирования всех составных элементов общественной системы в целом.

Предметом политологии является политика и ее взаимодействие с наукой, идеологией, экономикой, моралью и религией; власть, ее природа основы существования, формы и способы осуществления; политическая деятельность, лидерство и правящая элита; политические системы и механизмы их функционирования; политический мир в целом, включающий в себя политическую жизнь, политические процессы и ситуации.

На основе вышеизложенного можно сделать такое определение политологии:

Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

2. Методы познания политических явлений

Метод – способ исследования явлений, а также проверки и оценки теории. Методология – определенное видение явлений, она предполагает конкретные позиции и угол зрения исследователя. Методы, которые используются политической наукой, можно разделить на три группы:

1. общие методы исследования политических объектов:

a) системный подход, при котором политика изучается как целостный, саморегулирующийся механизм, имеющий «вход» и «выход», связывающий ее с окружающей средой;

b) деятельностный – изучение динамики политики. На его основе создается методологическая база теории политических решений;

c) сравнительный метод – сопоставление однотипных политических явлений;

d) исторический метод – изучение политических явлений в их последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего;

2. методы, относящиеся к организации и процедуре познавательного процесса:

a) анализ и синтез;

b) индукция и дедукция;

c) абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному;

d) сочетание исторического и логического анализа;

e) моделирование;

f) прогнозирование;

3. методы эмпирических исследований:

a) получение первичной информации о политических фактах;

b) анкетные опросы;

c) использование статистических данных и их обобщение.

Рассмотрим некоторые методы более подробно:

Системно-функциональный метод рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в связи друг с другом и внешней средой. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве системы могут быть рассмотрены любые политические институты или организации, государство, партии, профсоюзы, церковь. Системный анализ считается особенно ценным в познавательном отношении и широко применяется как в западной, так и в отечественной политологии.

Исторический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и в связи с прошлым. Этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики, обеспечивает выявление закономерностей становления, развития и смены политических систем.

Сравнительный или компаративный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов, имеющих схожие черты. Он позволяет путем сопоставления выделить общее и особенное в многообразии политических явлений различных политических систем, выявить главные тенденции развития политических процессов. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Бихевиориальный метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Его исходным положением является то, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и составляют основной предмет политологического изучения. Бихевиорализм является одним из ведущих исследовательских направлений американской политологии .

Прогнозирование - разработка прогноза; в узком значении - специальные научные исследования конкретных перспектив развития какого-либо явления. Как одна из форм научного предвидения в политической сфере находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Обычно в общественных науках: краткосрочное прогнозирование на 1-2 года, среднесрочное на 5-10 лет, долгосрочное на 15-20 лет, сверхдолгосрочное на 50-100 лет. Выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов.

Экстраполяция - распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. В статистике - распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период, распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению.

Моделирование - исследование политических явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания. На моделировании по существу основывается любой метод научного исследования - как теоретический, так и экспериментальный.

Опрос - метод сбора первичной информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Основные средства - анкетирование и интервьюирование.

Политология имеет и свой собственный метод – вариативный , для которого характерна плюралистичность суждений. Отсюда политология отличается многообразием теорий и концепций, которые могут и взаимоисключать друг друга по одним и тем же проблемам. В политике на стадии ее разработки не должно быть единого взгляда на происходящие процессы, она всегда предполагает несколько решений, моделирование различных сценариев предстоящих событий. В политике всегда должен быть выбор, а потому и в науке о политике имеют место множественность суждений и альтернативные выводы. Вместе с тем соотношение различных теоретических концепций не затрудняет, а облегчает поиск истины. Начавшийся в наше время процесс глобализации политической науки позволяет учитывать не только отечественный, но и мировой опыт развития политической мысли, а также ускорять ее взаимообогащение .

3. Функции политологии

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.

1. познавательная функция является одной из важнейших функций политологии, она обеспечивает прирост знаний о различных областях политической жизни, раскрывает перспективы и закономерности политических процессов.

Категории политологии

  • · Право
  • · Власть
  • · Свобода
  • · Система
  • · Прогресс
  • · Культура
  • · Общество
  • · Население
  • · Эволюция
  • · Революция
  • · Цивилизация
  • · Образ мышления
  • · Военно- промышленный комплекс
  • · Социальные слои и группы
  • · Правовое государство
  • · Частная собственность
  • · Гражданское общество
  • · Общественное мнение
  • · Конституция
  • · Мотивация
  • · Конфликт
  • · Политическая власть (главная категория политологии)
  • · Политика
  • · Политическая организация
  • · Политическая система
  • · Политический режим
  • · Политический плюрализм
  • · Политические интересы
  • · Политические ценности
  • · Политическая деятельность

Отрасли политологии

Теоретическая политология - изучает научные проблемы, связанные с формированием знании о политической действительности, разрабатывает методологию политического исследования.

Прикладная политология - изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Сравнительная политология (компаративистика) -- одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.