Кто купил картину спаситель. Почти детективная история: Как была найдена картина Леонардо да Винчи

Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Любительница абсента» хранится в в Санкт-Петербурге. Она хорошо известна по всему миру. Это признанный шедевр молодого Пикассо.

Но назвать сюжет картины оригинальным сложно. И до Пикассо многие художники любили тему одиночества и опустошения. Изображая людей со взглядом в никуда за столиком в кафе.

Таких героев мы встречаем и у , и у .


Слева: Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Орсе, Париж. Справа: Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г. Национальная галерея Вашингтона

Да и для самого Пикассо эрмитажная «Любительница абсента» вовсе не оригинальна. Он не раз изображал одиноких женщин за рюмкой. Вот лишь две из них.

Слева: Любительница абсента. 1901 г. Художественный музей в Базеле. Справа: Пьяная уставшая женщина. 1902 г. Художественный музей в Берне

Так в чем же выражается шедевральность именно этой картины?

Стоит посмотреть на неё пристальнее.

Детали «Любительницы абсента»

Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.

Пикассо охотно деформировал фигуры героев. Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки.

Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.


Пабло Пикассо. Любительница абсента (фрагмент). 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.

Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.

Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.

Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?

Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.

Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».

Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.

Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.

Сюжет вне времени

И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей.

Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.

А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.

Цветовое решение тоже говорящее. Синий спокойный цвет и неприятный красный оттенок. Женщина балансирует между здравым смыслом и галлюцинаторным миром абсента. Победит, конечно, второе. Позже.

Вообще все детали картины подчеркивают душевное состояние героини. Кратковременное удовольствие от напитка на фоне жизни, которая трещит по швам.

Мы сразу понимаем, что в этой жизни нет любимых, по-настоящему родных. Нет работы, приносящей радость.

Есть только уныние и одиночество. Поэтому алкоголь все больше затягивает. Помогает жизнь разрушить.

В этом и гениальность этой картины. Пикассо удалось очень пронзительно показать человека в процессе разрушения его жизни.

И не важно, в какой век это происходит. Это сюжет вне времени. Это картина не о конкретной женщине. А обо всех людях с подобной судьбой.

О другом шедевре мастера читайте в статье

Сюжет

В темном зале ресторана средь веселья и обмана показывает Пикассо любительницу абсента. Погруженная в себя, она совершенно безразлична к происходящему. Тело ее, словно, стало монолитом, который мерно покачивается в такт приходящим и уходящим мыслям и образам.

«Любительница абсента», 1901. (wikipedia.org)

Абсент, стоящий на столе, — своего рода портал в мир забвения, где отступают тревоги дня, болезни и страх. Алкоголь не решает сложностей — утром на похмельную голову вновь обрушатся все те же передряги, — но он отключает героиню от реальности.

«Любительница абсента», 1901. (picassolive.ru)

Тот мир, который мы видим на полотне, — это одновременно и интерьер одного из многочисленных дешевых кафе на , и пространство фантазии. Зритель теряет связь с реальностью, как и любительница абсента. Используя клуазонизм — уплощающую манеру живописи, — Пикассо переключает наше внимание на нематериальный мир.

Контекст

Полотно создано под влиянием Поля Гогена, Анри Тулуз-Лотрека, Эдуарда Мане, Эдгара Дега. По сути, все современники, к началу XX века успевшие заявить о себе, так или иначе, процитированы. Это касается и стилистики, и сюжета: тема одинокого человека, оказавшегося за бортом и ищущего забытья, облегчения душевной боли в рюмке, была очень популярна в конце XIX века. У самого Пикассо существует несколько интерпретаций сюжета, почти копирующего «Любительницу абсента».

Эдуард Мане «Любитель абсента», 1859. (wikipedia.org)

Эдгар Дега «Абсент», 1876. (wikipedia.org)


Поль Гоген «Кафе в Арле», 1888. (wikipedia.org)

«Абсент», 1901. (wikipedia.org)

В какой-то мере эта картина — портрет души Пикассо. Нищета, отсутствие заказов, смерть близкого друга Касагемаса, общая неустроенность стали испытанием, преодолевая которое живописец, конечно, мог точно так же искать забвения в рюмке. Тема одиночества и опустошенности вскоре зазвучит в голубом периоде, для ее раскрытия Пикассо будет писать равных ему по статусу представителей низов — нищих, бродячих артистов, проституток, бездомных.

Пабло Пикассо «Арлекин и его подружка. Странствующие гимнасты», 1901. (wikipedia.org)

Пабло Пикассо «Женщина с шиньоном», 1901. (wikipedia.org)

В это время художник был настолько беден, что у него даже не было холста. Для «Любительницы абсента» он взял прежнюю работу, замазал ее и воспользовался обратной стороной. В результате цвета звучат матово, приглушенно — как усмиренная на время тоска героини. Загнанная, зажатая, она стискивает себя руками, так неестественно сплетенными.

Судьба художника

Пабло Пикассо родился в 1881 года в Малаге. По легенде, младенец был так слаб, что акушерка уже было подумала, что он мертв. Но дым от сигары дяди, стоявшего рядом, пробудил ребенка.

Отец Пикассо был художником и решил пристрастить к тому же занятию и сына. Наверняка вскоре он пожалел о своей затее — ребенок проявил столь впечатляющие способности, что с годами отец и вовсе отказался от живописи — не выдержал конкуренции.

Обладая классической испанской вспыльчивостью, Пикассо не тратил времени на обуздание нрава. Любое слово критики в его адрес вызывало гнев. Это было основной причиной незаконченного образования и частых конфликтов Пикассо с людьми.

Из Малаги он переехал в Барселону, где ему было все же тесно, а затем — в Париж. Здесь же в 1901 году состоялась первая выставка Пикассо. Конечно, провальная — провинциал-испанец не воспринимался серьезно взыскательными парижанами. Для самовлюбленного и амбициозного юноши это фиаско было испытанием потруднее нищеты. Но и его он преодолел.

Автопортрет, 1901−1902. (wikipedia.org)

В Париже художник жил в районе, где было опасно появляться на улицах одному и без оружия. Но такие мелочи только накаляли атмосферу и заряжали Пикассо жаждой жизни. В те годы он позволял себе все: любовницы сменялись одна за другой, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. С наркотиками было покончено только после самоубийства художника, повесившегося от нищеты. Пикассо испугался, что, будучи в наркотическом опьянении, он рискует перейти черту и поддаться отчаянию.

Для Пикассо не было жанровых рамок. Он работал с любым материалом, который мог помочь выразить идею. Тот же абсент и его любителей художник не только писал, но и лепил. Также Пикассо известен как график, дизайнер, специалист по керамике, костюмер и декоратор, поэт и драматург. Как человек, чье становление пришлось на смену веков, он был универсальным артистом, который, с одной стороны, намеревался затмить предшественников, с другой, — был погружен в поиски нового визуального языка. Это объясняет и частоту, с которой он менял стили. Традиционно принято выделять 11 периодов творчества Пикассо: ранний, голубой, африканский, аналитический кубизм, синтетический кубизм, классицизм, сюрреализм, предвоенный, послевоенный, поздний. Как-то художника спросили, какой из периодов ему ближе. На это Пикассо растопырил пятерню и ответил: «Как вы думаете, какой из пальцев мне наиболее дорог? Они нужны мне все!»

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Живописец говорил: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». С возрастом он выбирал дам все моложе, повторяя: «Если я живу с юной, это помогает и мне оставаться юным».

Пикассо приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

Источники

  1. Hermitage.ru
  2. Newestmuseum.ru
  3. Artchive.ru
  4. Picassolive.ru
  5. Александр Таиров - о художниках // youtube.com

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Какие же еще тайны зашифровал в своих работах легендарный мастер?

сайт предлагает открыть для себя удивительный мир великого художника.

1. Ошибка в картине Salvator Mundi («Спаситель мира»)

Если присмотреться к картине, то можно заметить, что сфера в руках у Иисуса прозрачна . А ведь кто, как не Леонардо, изучивший оптику вдоль и поперек, должен был знать, что фон за хрустальной сферой не может быть такой. Он должен увеличиться и стать нечетким. Зачем великий художник допустил такую ошибку, доподлинно не известно.

2. Удивительный факт о «Тайной вечере»

Что может объединять Иуду и Иисуса в данном полотне? Есть притча, согласно которой натурщиком для обоих был один и тот же человек. К сожалению, кто это был точно, до наших дней сведений не дошло.

Однако согласно легенде, да Винчи нашел своего Иисуса в церковном хоре, где тот служил певчим. Позже, когда фреска была почти завершена и для образа Иуды мастер не мог найти никого, Леонардо заметил в канаве очень пьяного мужчину со следами разгульной жизни на лице. Когда да Винчи завершил образ Иуды, натурщик признался, что ему знакомо это изображение и он 3 года назад позировал художнику в качестве Иисуса.

3. Еще один удивительный факт о «Тайной вечере»

Еще один интересный нюанс данной фрески . Рядом с Иудой лежит опрокинутая солонка . Интересно, что данный факт может быть наглядным примером поверья, что рассыпанная соль к беде. Ведь на полотне изображен момент, когда Иисус говорит о том, что один из собравшихся предаст его.

Масло/Доска (1499)

Описание

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу...

«Спаситель мира» - картина Леонардо да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет. Не исключено, что одна из них и есть сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный кем-то из его мастерской.

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.
В 1982 г. картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписываетсяФранческо Мельци или Марко д’Оджоно. В 1999 г. картина была продана на аукционе «Сотбис» за $332 000.

Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевыГенриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 г. в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 г. его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 г. Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке. В 1900 г. его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монферрат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.
«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 г. наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Детали реставрации не раскрываются. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США, причём только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами согласился признать авторство Леонардо. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах».
Хотя Карло Перетти и оспаривает атрибуцию этой картины Леонардо, по предварительным оценкам, рыночная стоимость нью-йоркского «Спасителя» уже может достигать $200 млн.

«Спаситель мира» (Salvator Mundi) датируют 1500-м годом: считается, что эта последняя работа художника — портретное изображение Спасителя, левой рукой держащего хрустальный шар, а правой сложившего пальцы в благословении, — долгое время была утеряна.

«На протяжении многих лет, вплоть до 2005 года картина считалась утраченной, — говорится в пресс-релизе Christie"s. — Первое документальное упоминание о ней встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II». В следующий раз, согласно описанию аукционного дома, картина упоминается в 1763 году — тогда она была выставлена на торги Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского.

Очередь к картине Леонардо да Винчи «Спаситель мира» перед аукционом в Нью-Йорке, ноябрь 2017 года

Julie Jacobson/AP

Затем «Спаситель мира» всплывает в 1900-м, когда ее приобрел Чарльз Робинсон, но в качестве произведения Бернардино Луини, одного из последователей Леонардо да Винчи. «В результате этого «Спаситель мира» пополняет собой собрание семьи Куков, расположенное в ричмондском Доути-хаусе, — продолжает Christie"s. — В 1958 году, когда информация о королевском провенансе и авторстве Леонардо была утеряна, картина ушла с молотка в ходе торгов Sotheby"s всего за £45, после чего о ней снова забывают почти на полвека».

В 2013 году картину приобрел за $127,5 млн российский миллиардер Дмитрий при помощи швейцарского дилера Ива Бювье.

Тот, свою очередь, купил ее за $80 млн на частных торгах аукционного дома Sotheby"s у троих арт-дилеров. Один из них, как утверждает , восемью годами раньше обнаружил картину на аукционе недвижимости и купил за $10 млн (тогда эксперты по-прежнему предполагали, что это работа художника школы Леонардо).

Теперь «Спаситель мира» продан неизвестному покупателю за сумму, в 45 раз превышающую ту, что заплатил неназванный арт-дилер в начале 2000-х, при этом первоначальная цена картины, которую заявил дом Christie"s уже составила $100 млн.

Телефонные торги с шестью неизвестными покупателями длились 20 минут. По окончании аудитория взорвалась аплодисментами. Ведущий аукциона Юси Пайлкканен заявил: «Это зенит моей карьеры аукциониста. Никогда больше не будет картины, которую я продам дороже, чем эту сегодняшним вечером».

«Спаситель мира» действительно побил предыдущий рекорд, который когда-либо ставила картина старого мастера. Раньше самой дорогой работой в этой категории считалось «Избиение невинных» Рубенса, ушедшее с молотка в 2002 году за $76,7 млн на аукционе Sotheby"s.

Преступление и наказание

На цену не повлияли даже сомнительные обстоятельства, связанные с этой картиной и ее предыдущим владельцем Дмитрием Рыболовлевым и арт-дилером Ивом Бювье. В 2013 году, когда три дилера продали через Sotheby"s картину за $80 млн, швейцарец продал ее российскому бизнесмену за сумму на $47,5 млн больше буквально через несколько дней. Продавцы картины письменно обратились к Sotheby"s с вопросом, знали ли они, что у картины уже был другой покупатель? Возможно, представители аукциона даже предварительно показали Рыболовлеву работу?

Арт-дилеры грозили судом, если окажется, что они стали жертвами мошенничества, и за картину им заплатили меньше, чем она стоит на самом деле.

Представители аукционного дома приняли меры, первыми отправив это обращение в окружной суд Манхэттена, чтобы заблокировать иск: они заявили, что не знали о том, что Бювье уже договорился с миллиардером, и тот уже ждал «Спасителя мира».


Князь Монако Альбер II и владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев после матча в Монако, 2014 год

Алексей Даничев/РИА «Новости»

В 2015 году российский владелец футбольного клуба «Монако» подал в суд на арт-дилера Ива Бювье, обвинив его в том, что он многократно завышал цены на продаваемые им работы, в том числе, и на картину Леонардо да Винчи: за 37 картин известных мастеров миллиардер заплатил, в общей сложности, $2 млрд. Бювье все отрицал, а Рыболовлев стал избавляться от работ. В марте он продал произведения Магритта, Родена, Гогена и Пикассо, которые приобрел у Бювье за $174 млн. Выручил он за них — $43,7 млн.

После того, как Рыболовлев подал в суд на Бювье, тот был задержан в Монако, после чего отпущен под залог в €10 млн. После этого арт-дилер заявил, что юридическая система Монако действовала в интересах Рыболовлева. И действительно, в сентябре 2017 года министр юстиции Монако Филипп Нармино подал в отставку после того, как французская опубликовала статью, в которой доказывалось, что российский миллиардер оказывал давление на страны. Самому же Бювье, чтобы покрыть судебные издержки, пришлось продать часть бизнеса, связанную с хранилищами для предметов искусства.

Автора, автора!

Денежные вопросы - не единственное, что смущает в связи со «Спасителем мира». Многие в индустрии вообще сомневаются в том, что картина принадлежит кисти Леонардо. Нью-йоркский критик Джерри Сальц опубликовал в преддверии торгов, 14 ноября, в издании Vulture колонку, в которой подверг сомнению подлинность «Спасителя мира».

Сходу задавшись вопросом, что делает картина Леонардо на аукционе «Послевоенное и современное искусство», он цитирует одного из посетителей: ««Все дело в том, что 90% этой картины создано в последние 50 лет».

«Картина напоминает выдуманную кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стертая борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более похожей на оригинал», — цитирует Джерри Сальца портал «Артгид».

Критика смущает и качество самой работы.

Он утверждает, что великий художник никогда не писал портретов людей в таких простых статичных позах, да еще и фронтально; что картин Леонардо да Винчи в мире насчитывается 15-20, и ни одна из них не представляет собой «портрет» Спасителя; что использованное в картине правило «золотого сечения», на которое ссылается маркетинговый отдел Christie"s, слишком очевидно для художника, находившегося в 1500 году на пике славы.

Кроме того, Сальца смутила масштабная маркетинговая кампания, запущенная аукционным домом перед торгами —

роскошный 162-страничный буклет с цитатами из Достоевского, Фрейда и самого Леонардо, рекламные ролики, на которых запечатлены восторженные зрители на предаукционном показе (среди зрителей были и знаменитости, в частности, и ).

«Обязательно посмотрите расширенный клип, где три сотрудника компании рекламируют картину гонконгским клиентам, описывая ее как «святой грааль нашего дела, мужской образ Моны Лизы последнего да Винчи, наше детище, настоящий блокбастер, сопоставимый с открытием новой планеты, более ценный, чем нефтеперерабатывающий завод», — пишет Джерри Сальц (цитируем по порталу «Артгид»).

Помимо картины Леонардо да Винчи, на аукционе была продана работа «Тайная вечеря» — она ушла с молотка за $60 млн. Появление работ вместе должно было обосновать тот факт, что картина старого мастера продается на аукционе «Послевоенное и современное искусство», который традиционно приносит дому самую большую выручку. В этот раз она составила $785 млн.