Бедность и отчаяние в резервации пайн-ридж.

Вид на Дэдвуд в Южной Дакоте из Энглсайда. Вид домов и торговых зданий в маленьком городке. На заднем плане видны деревья и горы, 1888 год.

Гордость Дэдвуда. Роскошное трехэтажное здание мэрии с башней, 1890 год.

Старая хижина. Пять мужчин сидят в траве возле деревянной хижины. Фото было сделано между 1887 и 1892 годами.

Дилижанс, направляющийся в Хот-Спрингс, Южная Дакота, 1889 год.

Форт-Мид, Дакота. На фото: дома, лужайки и несколько солдат в жилом районе, 1889 год.

Форт-Мид, Дакота. Медвежий холм находится почти в 5 км от Форт-Мида. Вид с воздуха на военный лагерь, постройки и крутой холм на заднем плане, 1888 год.

Сотрудники Wells Fargo Express и охранники, вооруженные винтовками перевозят слитки золота, 1890 год/

Рудники и заводы по заготовке древесины, Южная Дакота, 1888 год.

Санитарный день на лесопилке «Terra Gold Stamp Mill» в Дэдвуде. Интерьер одной из лесопилок «Homestake Mills» в Terraville, Дакота. Мужчины чистят оборудование, 1888 год.

Лесопилка «De Smet Gold Stamp Mill», в Central City, Дакота. 1888 год.

Капитан Тэйлор и 70 индейцев. Солдаты и индейцы Лакота верхом на лошадях. Фото было сделано в резервации Пайн Ридж или её окрестностях, 1891 год.

Индейцы приветствуют гостя, между 1887 и 1892 годами.

Клеймение скота. Шесть ковбоев клеймят скот возле дома, 1891 год.

Бель Фуше в 1887 году. Ковбои и скот на обширном пастбище.

Три ковбоя на лошадях ловят арканом бизона. Фото было сделано между 1887 и 1892 годами.

Ковбои, поймавшие волка, штат Вайоминг, 1887 год.

Башня Дьявола. Вид на Башню Дьявола, которая отражается в ручье на переднем плане, 1890 год.

В окрестностях озера Харни Пикс, Южная Дакота, 1891 год.

Шахта в Монтане. Восемь мужчин с топорами и лопатами стоят у входа в шахту, 1889 год.

Старатели близ лагеря Рокервилль (Rockerville), Южная Дакота, 1889 год.

Шахта Homestake, Южная Дакота, 1888 год.

Отара овец на водопое возле пруда в Дакоте, 1891 год.

Памятник Дикому Биллу (Джеймс Батлер Хикок) - судебному исполнителю, Южная Дакота, 1891 год.

Водопады в каньоне Спирфиш. Мужчина стоит между двумя водопадами, 1889 год.

Почтовая карета в Дэдвуде. Вид сбоку на почтовую карету, в которой едут элегантно одетые мужчины, 1889 год.

На заднем плане: типи (вигвамы) индейцев Лакота недалеко от Пайн Ридж. На переднем плане: лошади пьют воду у ручья, 1891 год.

Упряжки быков в Стерджисе, Территория Дакота.

Упряжка быков направляется в Блэк-Хиллс от железной дороги. Упряжка быков и три телеги в открытом поле, 1890 год.

Телеги между городами Стерджис и Блэк-Хиллс. 1891 год.

Быки везут телеги в Блэк-Хиллс.

Индеец по имени Little, зачинщик индейского восстания в Пайн Ридж Литл, вождь племени Оглала.
1890 год.

Инженеры-железнодорожники из Deadwood Central RR Engineer Corps, 1888 год.

Поезд, следующий по Homestake Road Distant, 1890 год.

Поезд, пересекающий реку Миссури, 1890 год.

Хот-Спрингс, Южная Дакота, 1891 год.

Черные холмы, 1890 год.

Колорадо. Три здания с вывесками: «Grabill’s Mining Exchange», «Фотокарточки» и «Конюшня El Paso». 1888 год.

Галена, Южная Дакота. Вид с воздуха с юго-западной стороны. Небольшой городок, состоящий из главной улицы и домов, окружен холмами, 1890 год.

Город Кастер. Вид на небольшой городок Кастер в Дакоте. На переднем плане простирается поле, а на заднем - холмы, 1890 год.

Хот-Спрингс, Южная Дакота. Самый большой бассейн Соединенных Штатов, вид снаружи. 1891 год.

Хот-Спрингс, Южная Дакота. Самый большой бассейн Соединенных Штатов, вид изнутри. Купальщики и зрители стоят возле бассейна, 1891 год.

Гостиница Minnekahta, Хот-Спрингс, Дакота. Мужчины и женщины позируют фотографу на крыльце и балконах гостиницы, 1889 год.

Части 8-го кавалерийского и 3-го пехотного полка в индейской резервации Грас Дэнс (Grass Dance) на реке Шайенн (Cheyenne River), 1890 год.

Индейские вожди, прибывшие на переговоры с генералом Майлзом для урегулирования вражды. Снимок сделан на территории или вблизи индейской резервации Пайн-Ридж (Pine Ridge), 1891 год.

Школа для индейцев в Пайн Ридж, Южная Дакота. Небольшая стоянка типи(вигвамов) возле зданий государственной школы в открытом поле, 1891 год.

Вид с воздуха на стоянку типи племени Лакота, их лошадей и телеги. Фото было сделано в резервации Пайн Ридж или её окрестностях, 1891 год.

Индейские вожди, прибывшие на переговоры с генералом Майлзом для урегулирования вражды. Снимок сделан на территории или вблизи индейской резервации Пайн-Ридж, 1891 год.

Одни из последних представителей племени Миниконъя на территории или вблизи индейской резервации Пайн-Ридж, 1891 год.

Редкое фото: индейцы сидят полукругом на земле рядом с типи. Фото было сделано в резервации Пайн Ридж или её окрестностях, 1891 год.

Женщины и дети из племени Оглала (Oglala) на территории или вблизи индейской резервации Пайн-Ридж (Pine Ridge), 1891 год

Красное Облако и Американский Конь. Портрет двух самых известных вождей племени Оглала в полный рост: Американский Конь (в одежде на западный манер и с пистолетом в кобуре) и Красное Облако (в индейском головном уборе) пожимают руки возле типи. Фото было сделано в резервации Пайн Ридж или её окрестностях, 1891 год.

Вид с воздуха на стоянку индейцев Лакота. Фото было сделано в резервации Пайн Ридж или её окрестностях, 1891 год.

Лагерь инженеров-железнодорожников, 1889 год.

Генерал Майлз и солдаты. Генерал Майлз и солдаты верхом на лошадях стоят на холме с видом на большую стоянку типи, 1891 год.

Лошадь по кличке Команчи - единственная из выживших в результате «резни Кастера», 1887 год.

Солдаты армии Соединенных Штатов после отступления индейцев в Пайн Ридж, Южная Дакота.

Часть 3-го пехотного полка недалеко от Форта Мид (Fort Meade), 1890 год.

Жители Дэдвуда празднуют завершение строительства железной дороги. Уличный парад. На переднем плане видны цифры «1888».

Поселок Дедвуд, Южная Дакота - после парада, 1890 год.

Парад в округе Колумбия, 1892 год.

Шахты и лесопилки компании «Great Homestake». Вид на шахтерский городок и холмы на заднем плане, 1889 год.

Сам Аарон проживает в Сиэтле. Он первым решился отправиться в резервации и показать общественности настоящую правдивую историю жизни людей. Сначала он отправился в Manderson, но затем решил посетить область, где ситуация находится в еще более плачевном состоянии. "Это было первое место, где люди приняли меня, " - говорит он. Это стало местом для реализации его проекта на долгие годы. Все время возвращаться туда фотографа заставляла та нищета и ужас, в котором живут люди. Любой человек может жить так некоторое время, но для населения это обычные будни, от которых им некуда бежать. Новая книга Хьюи под названием Mitakuye Oyasin является свидетельством этого.

Просто быть там и снимать, не значит стать частью этого мира. Хью говорит, что он никогда не будет принят, так как является белым человеком. Он представляет прошлое страны, в котором белый человек олицетворяет страдания и боль. В результате чего, белый человек в данном регионе подвергается опасности со стороны бандитов. Фотограф бродил по улицам, и стал свидетелем их традиции, начав постепенно фотографировать жизнь людей, они привыкли к его присутствию.

Aaron Huey. Конные скачки и традиционные индийские игры, были организованы в честь годовщины Литтл Биг Хорна и поражения генерала Кастера.

Аарону разрешалось фотографировать подготовку к церемонии и её последствия, но не сам праздник. В последствии фотографии мастера стали единственным правдивым источником информации о культуре и быте современных индейцев. Хьюи призвал американцев уважать коренных жителей страны и обратить внимание на их проблемы. После его выступлений и обращений к общественности, после возвращения в резервацию жители стали доверять ему больше. Они дали ему возможность снимать более интимные моменты своей жизни.

По этой причине Хьюи не считает свою книгу простым примером сухой фотожурналистики. Он стал не просто фотокорреспондентом, в каждой его фотографии течет жизнь. Изображения олицетворяют собой его чувства, переживания и эмоции. "Это не история о том, кто этот человек, или что он делал в тот день, это события его жизни в контексте общей истории ," - говорит он. "То, что я делаю, показывая вам, что я вижу, когда закрываю глаза и думаю об этом месте. "

Хьюи старался как можно меньше комментировать свои снимки, оставляя место для размышлений своим зрителям. Одна и та же фотография может отображать грусть, отчаянье и нищету, и в то же время быть доброй и жизнеутверждающей. Так фотография, на которой трехлетний мальчик купается в раковине, может показаться совершенно омерзительной и жуткой, но на самом деле это в полнее обычное дело "У этих людей только одна ванная в доме, в котором живет 22 человека. Раковина была чище. Это было очень логично покупать трехлетнего малыша в раковине, а не в ванной ", - добавляет он. "Эта семья, в которой все заботятся друг о друге. "

Когда Хью впервые приехал, к нему относились как и ко всем другим журналистам, которые приезжали сюда сделать парочку кадров и вернуться домой в свои чистые квартиры и уют. Сейчас многие называют его своим братом, дядей и другом.

Эти фотографии были сделаны в период между 2006 и 2013.
Мальчик играет с луком в Пайн-Ридж - индейской резервации в Южной Дакоте, где проживает племя лакота (сиу). Это племя известно из резней, состоявшейся в декабре 1890 года, в которой более 100 безоружных женщин и детей были убиты. С того дня Вундед и Пайн-Ридж стали символом обиды, нанесенной коренным американцам потомками европейцев. Пайн-Ридж также является типичным примером нищеты, насилия и бандитизма.

Подростки игнорируют угрозу попасть в летнюю грозу в городе Вундед

Братская могила на месте резни 1890

Стэнли Гуд проводит ритуал очистки оружия. Мужчина является чем-то вроде шамана, который поддерживает связь с миром духов

Голова буйвола сушится на заборе

Мальчик бежит вдоль деревни

Подготовка к Sundance, недалеко от озера Thunder

Дети неподалеку от своего дома

Трехлетний мальчик принимает ванную в раковине, среди посуды. Дом переполнен людьми, и лучшим местом для купания малыша часто оказывается раковина. Индейцы страдают от недостатка жилья. В 2008 году, когда эта фотография была сделана, в доме с тремя спальнями проживало 22 человека

Старая фотография вождя Красное Облако висит в одной рамке с фотографией ребенка

Молодой человек страдает от последствий неврологических заболеваний и алкоголизма. Он спит в гостиной своего дома, в шести милях от ближайшего города

В подвале дома

Мальчик в маске на Хэллоуин

Маленькая девочка играет в подвале расписанном граффити

Рисунки на стенах дома

Член банды Wild Boyz с оружием

Вид на город

Молодая пара целуется через забор в Пайн-Ридж, Южная Дакота

Машина неподалеку от населенного пункта Loneman

Мальчик из селения

Пассажиру едва хватает места в машине. Автомобиль перегружен одежной и прочими вещами. В резервации поступает много вещей в качестве гуманитарной помощи. Вопреки распространенному мифу, коренные американцы не освобождаются от налогов

Шеннон Каунти, штат Южная Дакота, одна из самых бедных индейских резерваций. Пайн-Ридж по прежнему остается неспокойным местом, где промышляют и воюют многочисленные банды

После нескольких коротких дней, проведенных в Пайн-Ридж и после всего увиденного здесь и в соседних резервациях, мне стало очевидно, что племенное правительство абсолютно неэффективно и не в состоянии справляться со своей задачей. Мне поступало бесчисленное количество звонков от матерей, отцов и стариков, которым племенное правительство отказало в помощи. Я говорил с людьми и слушал их истории о растратах и безответственности. Я слушал радио-шоу, где племенные лидеры признавались, что утратили доверие своего народа. Я говорил с Эли Белым Орлом в Уайт-Клей, где он работал в продуктовом магазине. Он рассказал мне, как племенные лидеры разъезжают на модных машинах, запуская лапу в дотации и пожертвования, остальным оставляя крохи. Он боится, что если старики будут оставлены без тепла, то погибнут, а вместе с ними умрёт и культура его народа. Было очень больно слышать это от него и многих других. Я слышал, как рыдает сам дух народа лакота и видел боль в глазах людей. Я с трудом сдерживал слезы, когда видел, как людей бессовестно обманывают и используют те, кто призван служить им и представлять их интересы.

И все же некоторые из них делают все, чтобы помочь своему народу. Мне удалось познакомиться с Осенью Два Быка (Тереза Два Быка - ныне действующий президент племени оглала-лакота - Прим. ред.) Я наблюдал воочию, как она отвечает на бесконечные телефонные звонки, видел, как грузовики развозят пропан по всей резервации – и это вовсе не благодаря племенному правительству. Я узнал, что, наоборот, племенное правительство старается всячески помешать ей помогать людям и что их встречи на собраниях постоянно заканчиваются ссорами. Я слышал, как племенное правительство подбивало пропановые компании не работать с ней и теми, кто ей помогает, хотя сами они ничего не делают. Я видел, в каких условиях живет сама Осень, и знаю, через что ей приходится проходить и какие чувства она испытывает, видя, что кто-то делает все, чтобы помешать ей обеспечить теплом нуждающихся. Я отвечал вместе с ней на звонки и слушал измученных людей, просящих о помощи, и все, что я мог им сказать, – это то, что их внесут в список... Всем жителям резервации приходится с этим бороться. Это не племенное правительство, для которого интересы его народа должны быть превыше всего. Похоже, что они боятся взять на себя ответственность и ищут козла отпущения.

Гордость народа, вынужденного проходить через подобные испытания, пронзительная и потрясающая. Я никогда не чувствовал настолько острой боли и любви к людям, чем тогда. Я видел боль в их глазах, но их сердца – это сердца воинов. Культура, которой Осень Два Быка не дает умереть. Вы даже не можете представить того уровня бедности, в которой живет народ лакота! Если ситуация не изменится к лучшему, я боюсь, что и люди, и их прекрасное культурное наследие будут потеряны. Кинокомпании богатеют за счет этих людей и нас – обычных городских жителей, зазывая нас в театры и кинозалы, якобы для поддержки умирающей культуры. Но где они все сейчас, равно как и правительство, когда пришла настоящая беда? Я хочу поблагодарить Осень и всех замечательных людей, которые показали мне, как обстоят дела на самом деле. Нет никаких экономических вопросов, это – настоящий геноцид, и нам надо срочно что-то делать. Когда совет или правительство отворачивается от своего народа, люди должны объединиться и сообща выступить против бездействия и произвола.

РЭЙ МАРТИН,

Nationwide Native Network

Сотни семей в Южной Дакоте отчаянно нуждаются в помощи. Мы просим вас поговорить с родными, знакомыми и коллегами по работе: загляните на антресоли – наверняка у вас есть ненужные теплые вещи, которые еще могут помочь многим людям.

Многим семьям в резервации Пайн-Ридж не хватает средств, чтобы оплачивать счета за электричество, и у них постоянно срезают счетчики. Они входят в группу беднейшего населения США. Им нужны теплые вещи, чтобы согреться, и средства для погашения задолженности перед энергетической и газовой компаниями. Помогите, пожалуйста!

Вы можете перечислять пожертвования по адресу:

Pine Ridge Emergency Relief C/O Dean Patton PO Box 2070 Pine Ridge, SD 57770

Они предоставят вам списки тех, кто нуждается в помощи в первую очередь. Компании принимают к оплате дебетовые и кредитные карты и чеки и предоставляют номер подтверждения оплаты и получения платежа.

Ниже приведены реквизиты компаний, предоставляющих жителям резервации электричество и пропан:

Lakota Plains Propane Hwy 407 Pine Ridge, SD 57770 605-867-5199

Другие резервации, где также требуется помощь

Резервация Сиу Шайенн-Ривер:

Cheyenne River Sioux/Emergency Relief PO Box 590 Eagle Butte, SD 57625

Резервация Сиу Кроу-Крик:

Crow Creek Relief PO Box 50 Fort Thompson, SD 57339

Резервация Сиу Роузбад:

Rosebud Relief 11 Legion Avenue Rosebud, SD 57570

Вместе сегодня мы можем помочь множеству людей!

Вы думаете, что индейцы воевали с бледнолицыми 200 лет назад? Прочтите исследование талантливого молодого историка Стефановой Елизаветы и убедитесь, что это не так.

/home/kabinet/Рабочий стол/Stoyatshij-Medved.jpg

Научная проблема. Главной характеристикой современного мирового развития являются процессы форсированной глобализации, затронувшие как экономическую, так и национально-политическую сферы. Их негативное влияние проявляется, прежде всего, в нивелировании национального менталитета малых народов и этносов, лишении их политической инициативы, ущемлении в реализации права на самоопределение. Как следствие, на сегодняшний день глобальное мировое пространство страдает от множества конфликтов с национальной окраской, формирования «горячих точек» на политической карте мира, а средства массовой информации пестрят сообщениями об обострении отношений между народами одной страны. Проблема этноцида, таким образом, приобрела глобальный характер.
Ярким примером последствий подобной проблемы служит вооруженный конфликт индейцев сиу с официальными властями США в I пол. 70х гг. XX века, возникший на почве неразрешенных расовых, социально-экономических, политических, культурных противоречий между федеральным правительством и правительством штата с одной стороны и индейцами Соединенных Штатов, и в частности населением резервации Пайн Ридж с другой.
На сегодняшний день обозначенная проблема не получила должного освещения в научной и публицистической литературе. Источниками для объективного анализа конфликта в Южной Дакоте, доступными нам, но к сожалению предвзятыми, служит современная событиям пресса.
Среди источников по данной проблеме можно обозначить воспоминания очевидцев (Лютер Мато Нажин «Мой народ сиу», «Говорит Черный Лось» передано Джоном Г. Нейхардтом), научные монографии и статьи (Ди Браун «Схороните мое сердце в Вундед Ни», Милослав Стингл «Индейцы без томагавков», «Сиу продолжают борьбу» и пр.), современная событиям пресса (американские, советские периодические издания и пр.) .
Научная новизна данной работы обуславливается отсутствием трудов, в полной мере раскрывающих суть, особенности восстания в Вундед Ни 1973 года, а также их причины и последствия. Эта работа может иметь ценность как аналоговая в связи с возможным обострением проблемы противостояний малых этнических групп в Украине, а именно проблемы русинов Закарпатья, венгров Закарпатья и др. многонациональных районов (Гагаузия, Крым, Южная Бессарабия).
Актуальность данной темы заключается в исследовании причин и последствий локального вооружённого конфликта малочисленной национальной (этнической и религиозной) группы против официальных властей государства и реакции на этот конфликт, как государственных институтов, так и общественных организаций и общественности в целом. А также возможности возникновения подобных ситуаций в современных условиях Украины со ссылками на примеры России и Молдавии.
Целью исследования является анализ влияния вооруженного конфликта на формирование этнополитической доктрины США в конце XX века и в отношении коренного населения в частности.
Задачи исследования:
- проанализировать истоки конфликта;
- осветить ход восстания, действия руководителей и участников;
- рассмотреть реакцию общественности и государственных учреждений;
- дать анализ результатам события;
- исследовать ближние и дальние последствия данного инцидента.

Корни противостояния индейцев и поселенцев США тянутся еще с начала заселения американского континента. Множество различных причин послужили основанием для вооруженных конфликтов, но главной причиной оставалась борьба за главное богатство – землю. Противостояние на законодательном уровне началось с подписания в 1868 г. в форте Ларами мирного договора. Индейцы Дакота получили огромную резервацию, на территории которой не должно было быть американских войск, поселений и дорог.
Помимо того, правительство постоянно и в дальнейшем урезало территории резерваций. Так в 1887 году конгресс предпринял существенное изменение в политике резерваций, приняв Акт Дауэса, или Общего Распределения (Разделения). Акт окончил основную политику предоставления земельных пакетов племенам «в целом», на смену этого пришли земельные пакеты для конкретных членов племени. В результате этого резервации потеряли часть своих территорий, выделенный «избыток» земли был отдан белым поселенцам. Индивидуальная политика распределения продолжалась до 1934 года, когда она была прекращена в соответствии с Актом Индейской Реорганизации .
Достойно внимания высказывание вождя Красное Облако по поводу земельной политики правительства в отношении к индейцев: «Белые люди дали нам очень много обещаний, больше, чем я помню. Но они не выполнили ни одного из них, за исключением одного, они обещали забрать нашу землю, и они сделали это» .
Однако понемногу права индейцев расширялись, в 1924 году за ними было признано право на американское гражданство, а в 1934 возвращено право на племенное самоуправление, что, однако, не привело к улучшению материального состояния. По разным причинам индейские районы были прибежищем нищеты и социальной напряжённости. Высокая детская смертность и низкая продолжительность жизни (до 50 лет) в резервациях сиу, как ни странно, но явление сегодняшнего дня.
Вскоре наступили и шестидесятые годы, ставшие для Америки годами ожесточённой борьбы чёрных американцев за равноправие. Успехи чёрных американцев подталкивали и стимулировали подъём индейского движения. Возникшее в 68-м году «Движение Американских Индейцев» (American Indian Movement, AIM) как протест против злоупотреблений и бездеятельности чиновников федеральной службы «Бюро по делам индейцев», вдохновлялось борьбой чёрных американцев, но шло своим путём.
Индейцы не обладали, в отличии от чёрных американцев ни их численностью, ни их сплочённостью. Межплеменные противоречия, что естественно, были всегда непреодолимы. Но на стороне индейцев было два фактора: закон и чувство вины «бледнолицых». И эти два фактора индейцы старались использовать. Они всегда подчёркивали, что их действия опираются на тот или иной договор, тот или иной федеральный или местный закон.
Основным фактором жизни в резервации Пайн Ридж является нищета. Регион постоянно получает оценку Бюро статистики США как беднейший в стране, уровень безработицы в резервации достигает 85% .
Не малую роль сыграла в возбуждении недовольства индейцев и местная, формально избранная из жителей резервации, коррумпированная администрация. Подвергаясь справедливой критике со стороны оппозиции, в том числе и «Движения Американских Индейцев», председатель племенного совета Пайн Ридж Ричард Уилсон сосредоточил всё своё внимание на борьбе с оппозицией и вёл её всеми возможными средствами. В 1972-1973 годах в окружающих резервацию Пайн Ридж городках, куда индейцы выбирались в поисках работы, да и просто за покупками, участились нападения на индейцев. Возмущённые индейцы провели несколько акций протеста, которые впрочем не дали никакого результата.
21 февраля 1973 года в Пайн Ридж собрался совет племени требуя от Ричарда Уилсона объяснений по поводу как внутреннего положения, так и состояния расследования дел о преступлениях против индейцев в окрестностях Пайн Ридж. Вместо ответа по существу, Ричард Уилсон показал старейшинам полуторачасовый фильм "Anarchy - USA", авторства John Birch Society, в котором борьба за гражданские права в США приравнивалась к коммунистическим переворотам в Китае, Алжире, на Кубе . Неудовлетворённые ответами Р. Уилсона, потому как антикоммунистическая пропаганда их мало интересовала, традиционные лидеры племени и руководство «Организации Гражданских Прав Оглала» обратились в находящееся в близлежащем городе Рапид Сити отделение «Движения Американских Индейцев» с просьбой помочь разобраться в состоянии дел в резервации.
27 февраля 1973 года индейцы захватили посёлок Вундед Ни в резервации Пайн Ридж, Южная Дакота.
Эту акцию организовало «Движение Американских Индейцев». Место для выявления индейского протеста было выбрано не случайно. Как место памяти о трагедии 1890 года завершившей покорение Запада, оно служило напоминанием всем индейцам и американцам, и должно было привлечь их внимание к бедственному положению коренного населения. Ко всему этому Пайн Ридж одна из самых неблагополучных резерваций, вместе с тем, это вторая по величине резервация в США.

Один из традиционных духовных (религиозных) лидеров дакотов Пайн Ридж, семидесятивосьмилетний Френк Фулс Кроу говорил представителям «Движения Американских Индейцев»: «Парни, если вы хотите, чтобы из вашей затеи вышло стоящее дело, вы должны обратиться за помощью к духам предков, вы должны возродить нашу религию».
Ф. Фулс Кроу понимал под этим возрождение духовности, преодоление синдрома неполноценности, духовного возвышения, иными словами он подводил идеологическую основу под выступление «молодых парней», он призывал их бороться не просто за повышение материального благосостояния, а за духовное возрождение.
27 февраля 1973 года около 250 членов организации «ДАИ», в больщинстве представители племени оглала под руководством Рассела Минса (Russell Means) и Дэниса Бэнкса (Dennis Banks) захватили посёлок Вундед-Ни на территории индейской резервации Пайн-Ридж в штате Южная Дакота, который несколько дней спустя провозгласили «Независимой нацией оглала» и удерживали 71 день в кольце осады со стороны федеральных сил (ФБР, полиция и армия) - это было самое громкое выступление современных индейцев США за свои права.
Активисты движения захватили несколько домов составлявших этот небольщой посёлок, и вырыли окопы вокруг католической церуви «Святейшего Сердца», стоящей рядом с кладбищем, на котором были захоронены 146 мужчин, женщин и детей во время резни 1890 года.
В занятом посёлке члены «ДАИ» создали свой штаб. Бэнкс формально был наивысшим руководителем «ДАИ», но главным руководителем скорее считался Рассел Минс, поскольку он был индейцем сиу из Пайн Ридж, а Бэнкс происходил из племени Оджибве (чиппева) из штата Миннесота. Теоретически «ДАИ» состоит из автономных подразделений, которые действуют вполне самостоятельно, но могут обращатся, если считают нужным, за помощью к другим отделениям. Помимо Минса в Вундед Ни были и другие известные предводители организации: Клайд Белликурт (племя чиппева), Картер Кэмп (племя понка). Кроме лидеров «ДАИ» был также Педро Биссонет, предводитель местной «Организации Гражданских Прав Оглала), а Леонард Кроу Дог из соседней резервации Роузбад индейцев Брюле – сиу был среди них духовным лидером или шаманом.
Картер Кэмп выступая в качестве пресс-атташе объяснил ситуацию так: руководство «ДАИ» полность отдаёт себе отчёт в том, что федеральное правительство в состоянии их немедленно уничтожить, но в случае необходимости члены «ДАИ» считают нужным и готовы поцти на это. Несколько жителей посёлка были взяты в заложники. Им со стороны «ДАИ» ничего не угрожает, но заложники не будут освобождены до удовлетворения требований «ДАИ». Руководство «ДАИ» вчастности требовало, чтобы сенатор Эдвард Кеннеди провёл расследование по делу взаимоотношений «Бюро по Делам Индейцев» и департамента Внутренних Дел с индейцами и разобрался с проблемой продажи земель индейских резерваций. Согласно этим же требованиям сенатор Уильям Фулбрайт должен был исследовать 371 нарушенный правительством договор заключённый с индейцами, и наконец требование предоставить индейцам сиу возможность выбирать собственное руководство на свободных выборах.
Первы ответом на требования индейцев было оборудование специалистами из ФБР мест защищённых мешками с песком и установка пулемётов на крыше здания «Бюро по Делам Индейцев» («БДИ») в Пайн Ридж. Вскоре правительство оцепило Вундед Ни кольцом из агентов ФБР, шерифов и полицейских «БДИ».
Джозеф Треймбэк (Joseph Trimback), представитель ФБР в Миннеаполисе встретился с представителями «ДАИ», но никакой договоренности не было достигнуто. Вместе с тем правительственные чиновники узнали, что в качестве заложников удержуются Клив Гилдеслив (Clive Gildesleeve) и его жена Агнес, владельцы всеми ненавидимого «Торгового пункта» и Пол (Paul Manhard), иезуитский священник из местной церкви.
Федеральный прокурор Уильям Клейтон объявил, что властями задержано 16 человек, пробовавших покинуть селение в связи с кражами в «Торговом пункте».
Два сенатора демократа из Южной Дакоты – Джеймс Абурезк (James Abourezk) и Джордж Макговерн (George McGovern), прилетели на вертолёте и пробовали договориться об освобождении заложников. Однако Макговерн, к несчастью, столкнулся с Расселом Минсом, который напомнил сенатору о том, как он уже обманул индейцев в Вашингтоне во время акции по оккупации здания «БДИ» и его бездеятельности во время работы в сенатском подкомитете по делам индейцев. Несмотря на это Макговерн остался на всенощьные переговоры, проходившие на нейтральной полосе. На следующий день заложники были освобождены, хотя большинство из них заявило, что предпочло бы остаться в Вунднд Ни .
Потом в Пайн Ридж прибыл Ральф Эриксон, специальный советник генерального прокурора, но 4 марта Минс заявил, что индейцы не будут вести переговоры с молозначащими людьми, которые потом не смогут выполнять взятые на себя обязательства, так как сам Эриксон обосновался в городке Пайн Ридж, а в Вундед Ни присылал государственных прокуроров из обеих Дакот.
Затишье продолжалось до 7-го марта. На рассвете 7-го марта на территории индейцев приземлился лёгкий одномоторный самолёт «Цесна», экипаж которого составляли доктор Кэмингс (Cummings) и пилот Пол Дэвидс (Paul Davids), доставили они 300 фунтов фасоли, муки, сахара, сгущённого молока, растительного масла, фруктовых консервов и туалетную бумагу. Большую часть продовольствия оплатили индейцы из Мичигана, симпатизировавшие защитникм Вундед Ни. Самолёт успел улететь до того как дневной свет позволил бы агентам ФБР, засевшим на соседних холмах, его опознать, однако Кэмингс и Дэвидс на следующий день были таки арестованы по обвинению в противодействии федеральным служащим при исполнении ими своих обязанностей. Их обвиняли в том, что они доставили в Вундед Ни оружие, что впоследствии опровергло ФБР, но правительство предпочло не рисковать .
До этого момента Вундед Ни, окружённое полицейским кордоном, было отрезано от Мира. Было отключено электричество и заблокирована доставка продовольствия. Но после 8 марта в Вундед Ни стали прибывать индейцы-добровольцы желавшие поддержать осаждённых. Прибывали из разных мест США, из резерваций и городов.
Ещё 7 марта федеральное правительство выдвинуло ультиматум к членам «Движения Американских Индейцев» и поддерживающих их жителей резервации Пайн Ридж покинуть Вундед Ни в полночь 8 марта. Власти выставили на позиции вокруг осаждённого селения 6 бронетранспортёров и ещё 12 были в готовности в соседнем городке Мартин (Martin). Все с нетерпением ждали дальнейшего развития событий. Как выяснилось позже, индейцы не собирались отступать и готовились принять бой, хотя, естественно, имели полное представление о возможностях их уничтожения войсками. В свою очередь индейцы приготовили динамит и бутылки с зажигательной смесью «Коктейль Молотова», благо его состав уже давно не секрет. Так что наступавшим тоже могло бы непоздоровиться.
Перед окончанием срока ультиматума федеральные власти штурм отменили. За спиной федеральных сил собралось несколько групп индейцев сочувствовавших осаждённым и ждавших начала штурма, чтобы ударить в тыл федеральным силам. Когда срок ультиматума истёк эти индейцы на автомобилях прорвались через полицейские заслоны в сторону Вундед Ни. Во время этой акции обе стороны открыли огонь. Осаждавшие имели больший запас боеприпасов и они открыли ураганный огонь, кое-кто утверждал, что целью осаждавших был Рассел Минс, как лидер восставших. Деннис Бэнкс заявил тогда, что Минс в недосягаемости, за линией огня, и пытается убедить индейцев прекратить огонь.
Штурм неудался, перестрелка со временем утихла и 10 марта Департамент Юстиции объявил о прекращении осады Вундед Ни, и конфликт якобы удалось урегулировать предоставив гарантии выполнения требований восставших. Однако вечером 11 марта перемирие было сорвано. Федеральные войска вернулись на свои боевые позиции. Поводом к этому послужило ранение агента ФБР Картиса Фитцджеральда (Curtis Fitzgerald). Как сообщали тогда некоторые средства массовой информации Фитцджеральд обнаружил индейский «танк» и пустился за ним в погоню. Танк и агент ФБР объменялись несколькими выстрелами.
Возобновление осады посёлка вызвало приток новых сторонников «ДАИ», желавших помочь осаждённым. Шесть из восьми вождей поддержали осаждённых в противовес политике председателя совета племени оглала Ричарда Уилсона. Трое традиционных лидеров племени – Френк Фулс Кроу (Frank Fools Crow), Мэт Конг (Matt Kong) и Френк Килс Энеми (Frank Kills Enemy) отправились в Нью-Йорк искать поддержки для осаждённых в ООН.
15 марта генеральный прокурор Уильям Клейтон проинформировал, что правительство выдвинуло 13 обвинений против 31 человека участвовавшего в захвате Вундед Ни. Им инкриминировали вторжение, воровство, заговор и нарушение общественного порядка. Хотя во время захвата Вундед Ни были взяты индейцами заложники, которые позже давали показания, обвинений в похищении людей или захвате заложников выдвинуто небыло.
19 марта жители резервации, ободрённые поддержкой «ДАИ» и вдохновляемые защитниками Вундед Ни, вручили суперинтенданту Бюро по Делам Индейцев Стенли Лиману (Stanley Lyman) петицию с требованием провести референдум на котором необходимо решить вопрос о системе управления в Пайн Ридж. Индейцы собрали 1400 подписей жителей резервации под петицией, что соответствовало требованиям закона о референдуме. Во время позднейшего расследования по этому вопросу, которое проводил сенатор Джеймс Обурезк (Abourezk), местные чиновники сфальсифицировали данные касающиеся количества лиц подписавших петицию, чтобы придать законность решению об отказе проведения референдума.
Впрочем американское правительство довольно легко шло на нарушение своих же законов. Нередко действия правительства в это время ушемляли права вообще всех индейцев. Так в апреле 1973 года индейский танцевальный ансамбль должен был ехать на гастроли в Европу, государственный департамент внёс коррективы в планы танцоров, в Европу их не выпустили, хотя они не имели никаках связей с захватившими Вундед Ни, небыли они и членами «ДАИ», они небыли ни жителями Пайн Ридж ни индейцами оглала-сиу. Но их не выпустили. Просто. Как бы чего не случилось. Чтобы не привлекали своим выступлением внимания к проблеме индейцев.
После того как кождый дом (их правда и был-то десяток) в Вунднд Ни был изрешечён как сито, 5 апреля 1973 года был подписан «Мирный договор». Со стороны правительства его подписал Фрицль (Frizzell), со стороны индейцев - Минс (Means), Кемп (Camp), Биссонет (Bissonette), Кроу Дог (Crow Doga) и другие индейцы.
Подписанный «Мирный договор» не удалось воплотить в жизнь. Противостояние продолжалось. 17 апреля в небе над Вундед Ни появилось три лёгких одномоторных самолёта с которых осаждённым сбросили продовольствие. Когда индейцы вышли из укрытий, чтобы подобрать сброшенный груз с правительственных позиций открыли огонь. Поднявшийся в небо с правительственных позиций вертолёт пролетел над Вундед Ни открыв стрельбу из пулемётов по позициям индейцев. Пролетая над церковью вертолётчики изрешетили её крышу. В это время в церкви, как всегда во время осады, было много народа. Многие из них были ранены. Тяжёлое ранение в голову получил Френк Клируоттер. Индейцы обратились с предложением перемирия и раненных отвезли в госпиталь города Рапид Сити. В госпитале Клируоттер скончался. Осаждённые попросили продлить перемирие до 25 апреля, чтобы совершить обряд похорон. Председатель племенного совета резервации Пайн Ридж Ричард Уилсон, наверное наиболее яростный противник осаждённых, добился резолюции племенног совета с запретом хоронить Клируоттера в Пайн Ридж, так как он был из другого племени.
Обе стороны стремились к разрешению конфликта, но каждая из них видела это разрешение по разному, однако 7 мая всёже вооружённый конфликт удалось погасить. Кроу Дог и Картер Кэмп за день до этого встретились с правительственным агентом Вайном Колборном (Wayne Colburn) и под арестом (с их согласия) были доставлены в Рапид Сити. Правительство обещало амнистию участникам выступления, обещало рассмотреть и отреагировать на их требования и в частности о злоупотреблениях в резервации Пайн Ридж. Вожди оглала под руководством Фулс Кроу стали готовится к втрече с представителями президента, запланированной на 17-18 мая.
Вооружённая часть конфликта закончилась.

Дальнейшая хроника развития событий в Южной Дакоте после весеннего выступления сиу в Вундед-Ни такова.
18 октября 1973 года в Пайн-Ридже выстрелом в затылок был убит 29-летний Педро Биссонет. В то же время началась судебная расправа над «зачинщиками». Обвинения в «нарушении порядка» были предъявлены 117 индейцам, в первую очередь руководителям - Расселу Минсу, Вернону Белликурту и Деннису Бэнксу.
Июнь 1974 года: провал процесса против Р. Минса и Д. Бэнкса на суде в Сент-Поле, где вскрылись факты противозаконных махинаций ФБР в Вундед-Ни. Лидеры индейцев оправданы.
Июнь 1975 года: в городе Бисмарке (штат Северная Дакота) тяжело ранен полицейскими Рассел Минc. Через три недели после этого нападения 250 полицейских и агентов ФБР при поддержке вертолетов и бронетранспортеров ворвались в Пайн-Ридж, где жестоко разогнали совещание 30 активистов «Движения американских индейцев».
Май 1976 года: новое покушение на жизнь Рассела Минса в городе Уагнер, Р. Минс ранен.
1 января 1977 года: агенты ФБР открыли огонь по группе индейцев в резервации Пайн-Ридж, двое индейцев ранены. В ответ на протест жителей резервации полиция произвела аресты.
Март 1977 года: арестован один из видных деятелей «Движения американских индейцев» - Леонард Пелтиер, участвовавший в событиях в Вундед-Ни 1973 года. Ему предъявлено обвинение в убийстве двух агентов ФБР летом 1975 года . Дело об обвинении Пелтиера достаточно запутано.
26 июня 1975 года в Пайн Ридж были убиты двое агентов ФБР Джек Коулер и Рональд Уильямс. Двое членов ДАИ, обвинённых в убийстве агентов ФБР (Дино Батлер и Роберт Робидо), были оправданы в июле 1976 года судом в городе Сидар-Рапидс в штате Айова, после чего следствие обвинило в убийстве агентов Леонарда Пелтиера. Судом в городе Фарго (Северная Дакота) Леонард Пелтиер был приговорён в апреле 1977 года к двум пожизненным заключениям. После суда вскрылось, что ФБР утаило от суда результаты балистической экспертизы, говорящие о том, что пули, от которых погибли агенты, были выпущены не из винтовки.
Организация «Международная амнистия» сомневается в справедливости судебного разбирательства, приведшего к его осуждению, и считает, что свою роль в этом сыграли политические факторы, однако не считает его невиновным. Многие другие организации и сторонники Пелтиера уверены в том, что он - политический заключённый. Помимо «Международной амнистии» за его освобождение высказывались Европейский парламент, парламент Бельгии, парламент Италии, парламент Канады, Верховный комиссар ООН по правам человека, президент Нельсон Мандела, епископ Десмонд Туту, Джесси Джексон, мать Тереза, Далай Лама, Ригоберта Менчу Тум, Джорджио Армани, Дастин Хоффман, Мадонна, Стинг, Оззи Осборн, Кевин Спейси, Жан-Мишель Жарр, Кейт Мосс, Наоми Кемпбелл, Памела Андерсон, Ракель Уэлч, Йоко Оно - в общей сложности свыше пятисот общественных деятелей и выдающихся личнойстей из мира науки и искусства.

Американский государственный аппарат достаточно репрессивен в отношении всех, кто выступает против него, не зависимо от того, прав или не прав выступающий. В устранении своих антагонистов государственная система весьма безжалостна и не разборчива в методах и средствах. Это она продемонстрировала и после завершения конфликта в Вундед Ни. Но у системы в Соединённых Штатах есть одно жёсткое (хотя и не всегда действенное) противодействие – общественное мнение. Общественное мнение категория непостоянная. И если в XIX веке в отношении индейцев действовал принцип: «Хороший индеец – мёртвый индеец», то через сто лет так думали не все (хотя справедливости ради необходимо уточнить, что и в XVIII и в XIX веках так думали тоже далеко не все).
Длившаяся до 8 мая конфронтация в Вундед Ни закончилась обещанием правительства рассмотреть и удовлетворить требования протестовавших индейцев касающиеся злоупотреблений в Пайн Ридж и выполнения правительством обязательств взятых на себя в заключённых в XIX веке с индейскими племенами договорах.
Выступление индейцев 27 февраля в Вундед Ни получило известность как «Вундед Ни –2». Первое было в 1890 году и закончилось уничтожением безоружных и не намеревавшихся сопротивляться индейцев. Во втором индейцев не уничтожили, и кто знает не общественному ли мнению благодаря. События в Вундед Ни умели широкий резонанс во всей Америке. Как и следовало ожидать события в Вундед Ни не привели к заметным изменениям ситуации в Пайн Ридж. Однако положение индейцев в целом в США стало изменяться к лучшему. К требованиям представителей «Движения Американских Индейцев» стали относиться с большим вниманием, хотя и подвергали критике за крайний радикализм и обвиняли в левых (прокоммунистических) настроениях. Cразу после того как защитники Вундед Ни сложили оружие, несмотря на амнистию очень многих арестовали. До выяснения…
Среди же самих индейцев очень многие именно Вундед Ни-2 считают переломным моментом в современной истории. Америка изменилась. Индейцев заметили, о них вспомнили. О них вспомнили благодаря Вундед Ни и тем американцам, которые честно сказали: «Так жить нельзя!», всего лишь несколько дней прошло с того момента, как Вундед Ни находился в осаде агентов ФБР. Ещё практически все средства массовой информации комментировали это как сенсационный курьёз, и не где-нибудь, а в Голливуде грянул гром. Марлон Брандо – «крёстный отец», отказался от Оскара за исполнение роли Дона Вито Карлеоне, мотивировав свой поступок протестом против укоренившейся в американском обществе политики дискриминации индейцев.
На современном этапе развития американского общества расово-национальная дискриминация, хотя и заявляют, что практически изжита, довольно часто принимает все более изощренные формы. Ожесточенные битвы с расизмом, за гражданские права, развернувшиеся в 60-х годах, принесли лишь ограниченные результаты. Политика дискриминации, жертвами которой, помимо афро-американцев, всегда были и остаются коренные жители Америки - индейцы, а также мексиканцы, пуэрториканцы, выходцы из Латинской Америки и азиатских стран, по-прежнему распространяется на различные сферы экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Доказательством тому может служить и резервация Пайн Ридж, с событий в которой начались перемены к лучшему в жизни многих американских индейцев. Как ни странно положение в Пайн Ридж и в настоящее время остаётся безрадостным. Сейчас создан новый имидж Соединённых Штатов как государства повального равенства всех и во всём. Пайн Ридж разрушает этот стериотип. Бедность, нищета, безработица, болезни (особенно туберкулёз) и алкоголизм – вот основная характеристика проблем этой второй по величине в США индейской резервации.
Неправдой было бы обвинить во всём только правительство. События в Вундед Ни изменили Америку. Изменили ситуацию для индейцев в лучшую сторону. Многие племена воспользовавшись своими привилегиями и помощью правительства значительно поправили и улучшили своё материальное положение. Кто за счёт туризма, кто за счёт компенсаций за природные ресурсы, кто и за счёт игрального бизнеса (в индейских резервациях действуют казино). Но Пайн Ридж не повезло. Южная Дакота сравнительно бедный штат. Полезных ископаемых на индейских землях там нет, туристов немного… в общем положение критическое и возможно грозит новым взрывом, особенно на фоне приуспевания ряда других индейских племён и пропагандистских мероприятий.
В 1974 г. после событий в Вундед-Ни был создан Межнациональный совет по индейским договорам. Базой Межнационального совета является Движение американских индейцев.
Государство должно обеспечивать стабильность и безопасность, а наличие самостоятельных территорий с населением, хотя бы мысленно претендующим на независимость и полный суверенитет, - это бомба замедленного действия… А потому совершенно логичны действия американских властей, направленные на добровольную ассимиляцию индейцев. Нет, никто об этом не говорит вслух, но все это понимают и все условия - от учебы в школе до возможности получения высшего образования и хорошей работы - все это как бы подталкивает молодых обитателей резерваций к личному решению выучиться и уехать из этих мест.
Исторический опыт борьбы коренных американцев дал свои плоды. Сегодня характерной чертой политического самосознания индейцев США является их выступление на международных форумах, где все большее внимание уделяется правовым вопросам с тем, чтобы добиться признания договоров с индейцами в качестве международно-правовых документов, привлечь правительство США к международному суду по обвинению в геноциде. С этой целью в сентябре 1982 г. в калифорнийском городе Дэвис под эгидой ДАИ был проведен Первый международный индейский трибунал (экономических последствий внутренней и внешней политики США), который собрал 450 индейских делегатов от 150 племен Северной, Центральной, Южной Америки, включая представителей Филиппин, Японии, Франции, Ирана, стран Африки. На этом форуме были обнародованы документы милитаристской внешней политики Америки.

1. Артем Кречетников. Царская охота в прериях Небраски. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia ... 271138.stm.
2. Джордж Хайд. Народ Пятнистого Хвоста: история брюле-сиу http://www.mesoamerica.ru/indians/north ... tail4.html.
3. Орлиное Перо Формирование резерваций Лакота в XIX веке Краткая историческая справка.г. Новосибирск, - 2008.
4. Ди Браун. Схороните моё сердце у Вундед Ни. http://readall.ru/lib_page_readall_99582.html .
5. Карл Виланд Храбрые воины вооруженные словами Журнал «Creation» 23(4):44-46, сентябрь 2001.
6. Кара Бриггс, старший сотрудник организации «American Indian Policy and Media Initiative.
7. Robert Burnette & John Koster: "The Road to Wounded Knee" Co. 1994 by Robert Burnette. http://www.indianie.eco.pl/wounded.htm .
8. «Мой родной дом – не мой…» Григорий Резниченко «Вокруг Света» http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5631/ .
9. Мато Нажин. Мой народ сиу. М. «Молодая Гвардия», 1964.
10. Катц Дж. Б. Дайте мне стать свободным человеком. – М. «Прогресс», 1984.
11. Генрі Лонгфелло. Пісня про Гайавату. – К. «Веселка», 1983.
12. Милослав Стингл. Индейцы без томогавков. – М. «Прогресс», 1978.
13. Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко С. В. Тропою слез и надежд. – М., «Мысль», 1990.
14. Исторические судьбы америсканских индейцев. – М, «Наука», 1985.