Виолончель Страдивари Мстислава Ростроповича, или об ещё одной байке. Одна из афиш фонда «Ниппон»

Кто жужжит как будто шмель?
Так поет……………виолончель!

Продолжаем наше путешествие по .

Сегодня мы познакомимся со следующей представительницей струнных смычковых инструментов, «старшей сестрой» и альта, благородной виолончелью.

В конце по традиции вас ждет сказочная история виолончели .

Внешне виолончель и вправду напоминает скрипку и альт, но размер ее значительно больше.

Звук у нее густой, сочный, напоминает низкий человеческий голос. Лучше всего звучат на виолончели широкие напевные мелодии, но и виртуозные произведения можно сыграть на виолончели.

Предлагаю вам послушать «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Такие виртуозные пассажи исполняются именно на виолончели. Слушая эту музыку, действительно представляется назойливый жужжащий шмель, который так и норовит укусить.

Свои произведения для виолончели писали многие композиторы: Чайковский, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают лирические эпизоды.

Одним из лучших исполнителей на виолончели является известный музыкант Мстислав Ростропович. Для него специально писали такие композиторы XX века, как Прокофьев, Бриттек, Шостакович и др.

В народном творчестве мы не нашли сказки об этом удивительном музыкальном инструменте и решили исправить это упущение. Выручил мой сын-второклассник. Не судите строго, вот какая сказочная история виолончели у него получилась.

Жила в оркестровой яме оперного театра большая музыкальных инструментов. Были тут и большие контрабасы- «дедушки», и озорные флейты, и шумные барабаны, и еще очень-очень много других инструментов.

И вот однажды поспорили они, кто из них главнее.

— Я самая главная, — сказала скрипка, — меня называют «царицей музыки»!

— Ну и что, — говорят барабаны, — зато мы самые громкие!

— Ну уж нет, громче нас никого нет! – вступили трубы.

И каждый инструмент начал говорить, что он самый главный и приводить свои доводы.

И только скромная виолончель тихо стояла в сторонке и молчала. Она понимала, что нечем ей похвалиться.

И тут пришел человек. Взял он скрипку, начал играть на ней, но от гордости у скрипки порвались струны и красивая мелодия прервалась.

Шумные барабаны и трубы не привлекали человека. И подошел он к скромной виолончели, взял смычок и полился бархатный умиротворяющий звук, который успокоил всех хвастунишек.

И поняли тогда музыкальные инструменты, что нет среди них лучших и худших, каждый хорош по-своему и только в согласии друг с другом они могут создать красивую музыку.

По традиции слушаем звуки виолончели. В исполнении Лыкова Алеши звучит Танец композитора Дженкинсона.

Как все странно взаимосвязано иногда в памяти.
В ленте одна девушка повесила мп3 виолончелистов. В связи с чем моментально вспомнился Ростропович, который лежал на 4-м этаже РОНЦ, когда туда на 16-й (вначале) попали мы. Викины подружки пытались бегать смотреть. Я пару раз видела машины ТВ у входа, не знаю, с ним ли связано было.

А в связи с Ростроповичем читала интересную историю (вернее одну из), не знаю правда ли)
"мне всегда представлялась интересной история с виолончелью и Наполеоном.
перед императором на одном вечере выступал виолончелист, игравший на Страде. Наполеон так был поражён красивым звучанием, что решил попробовать сам: обхватил инструмент ногами и безуспешно попытался извлечь пару звуков. Интерес у него увы быстро угас, но следы его шпор так и сохранились до наших дней.
Кстати на этом инструменте долгое время играл Ростропович."
(с)
_________
Мстислав Ростропович меня всегда интересовал больше как личность, чем как гениальный виолончелист. Но я знал, что с 1974 года по 2007 год Ростропович играл на виолончели работы Антонио Страдивари «Дюпор», и мне стало интересно, что с ней стало после смерти великого музыканта.
«Виолончель Страдивари Мстислава Ростроповича, или об ещё одной байке»

________
________
А это это 2Cellos (дуэт виолончелистов, основанный хорватами Luka Šulić и Stjepan Hauser.)

(Stjepan Hauser является одним из самых последних виолончелистов, которого великий
Ростропович слышал в своей жизни. Как один из последних учеников Маэстро Ростроповича, Степан играл в четырех концертах, посвященных ему.) косой перевод из Вики!)

2Cellos (2CELLOS) - это дуэт виолончелистов, основанный хорватами Luka Šulić и Stjepan Hauser.
Лука Сулик и Стефан Хойзер нашли свой путь к успеху: два хорватских музыканта организовали группу 2Cellos и представили себя всему миру на Youtube, где выложили свою версию песни Майкла Джексона Smooth Criminal.
Лука Сулик до сих пор потрясен результатом: «Это невероятно, что наше видео получило такой широкий позитивный резонанс в разных музыкальных кругах, в том числе и в классических. Конечно, всегда будут консервативные люди, которые будут судить тебя, но кого они заботят?»
Спустя несколько дней после релиза ребятам позвонил сэр Элтон Джон. «Он был впечатлен колличеством просмотров и откликов, посмотрел другие наши композиции, в тот же день перезвонил снова и предложил присоединиться к его турне», - делится новостями Лука Сулик. Два 24-х летних музыканта, которые были конкурентами, объединили свои таланты, чтобы сделать революцию в игре на виолончели. «Виолончель может звучать как многие инструменты, как гитара, перкуссия» - продолжает музыкант, - «она может петь как скрипка или как голос - ее звук наиболее близок к человеческому тембру. Ее возможности бесконечны. В наших аранжировках мы просто уходим от ограничений и открываем новые техники игры на виолончели».


ХЕККИНГ (Hekking ) - семья голландских и французских музыкантов. Андре X . (30 VII 1866, Бордо - 14 XII 1925, Париж) - французский виолончелист. Сын голл. виолончелиста Робера Жерара Х. (1820-1875), поселившегося в 1860 в Бордо и работавшего в театр. оркестре. Игре на виолончели Андре X . учился у своего дяди Шарля Жерара X . В 15 лет успешно дебютировал в Испании, после чего концертировал во многих странах. С 1909 обосновался в Париже, продолжая гастролировать. В 1912 сыграл в России концерт для виолончели с оркестром Э. Лало (в Москве дирижировал С. В. Рахманинов, в Петербурге - А. И. Зилоти). Выступал и как ансамблист (участник квартета М. П. Ж. Марсика). С 1919 профессор Парижской консерватории, к концу жизни - также Амер. консерватории в Фонтенбло. Игра его отличалась виртуозностью, яркой эмоциональностью и изяществом. Опубликовал «Ежедневные упражнения для виолончели» («Violoncelle exercices quotidiens », P ., 1927) и виолончельные транскрипции пьес М. Дельмаса и А. Н. Черепнина. Антон X . (7 IX 1856, Гаага - 18 XI 1935, Берлин) - голл. виолончелист. Брат Андре X . В 1878 окончил Парижскую консерваторию. Ученик Ж. Гизе, Ф. Шевиллара и Л. Ж. Жаккара. Много концертировал в странах Европы и Америки, в частности с А. Н. Есиповой, позднее с Э. Изаи. С 1880 играл в оркестре Б. Бильзе в Берлине. Был одним из создателей Берлинского филармонич. оркестра (1882; в 1884-88 и 1898-1902 солист этого оркестра). Одноврем. преподавал в консерватории Штерна в Берлине. В 1889-1891 концертмейстер группы виолончелей Бостонского, в 1895-98 - Нью-Йоркского симф. оркестров. Выступал и как ансамблист: в Нью-Йорке играл в квартете с А. Д. Бродским, в 1902 организовал в Берлине трио (А. Шнабель, А. Витенберг и X .). Жерар X . (X . - Денанси, по месту рождения) (22 VIII 1879, Нанси - 6 VI 1942, Париж) - франц. виолончелист. Двоюродный брат Андре и Антона X ., сын Шарля Жерара X . В 1899 окончил Парижскую консерваторию. Проработав год в оркестре театра «Гранд-Опера», начал конц. деятельность. Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России, где выступал в концертах под упр. Э. Купера (1911), А. К. Глазунова (1912), исполнил с В. И. Сафоновым сонаты для виолончели и фп. Л. Бетховена (1912). В 1903-14 солист-виолончелист оркестра «Консертгебау», одноврем. преподавал в Амстердамской консерватории. В годы 1-й мировой войны 1914-18 находился в рядах франц. армии (удостоен военной награды). В 1921-27 жил в Голландии, все последующие годы - в Париже. Профессор Парижской консерватории, среди его учеников - П. Тортелье, М. Жандрон, Р. Левенгут, чешский виолончелист Б. Геран. Славился не только как солист, но и как камерный музыкант. Выступал в ансамблях с Р. Штраусом, Глазуновым, Дж. Энеску, Ф. Крейслером, А. Корто и др. Исполнение его отличалось романтич. окраской, тонко развитым чувством стиля. Он во многом способствовал популяризации музыки молодых французский композиторов. Написал ряд пьес для виолончели с фп., составил «Школу для виолончели» («Principes de la technique du violoncelle », P ., 1930). Л. С. Гинзбург.

Мстислав Ростропович меня всегда интересовал больше как личность, чем как гениальный виолончелист. Но я знал, что с 1974 года по 2007 год Ростропович играл на виолончели работы Антонио Страдивари «Дюпор», и мне стало интересно, что с ней стало после смерти великого музыканта.
Многочисленные СМИ и разноязычные Википедии мне тут же сообщили , что после смерти Мстислава Ростроповича, его «Дюпор» был продан Галиной Вишневской за 20 млн. долларов Nippon Music Foundation (переведенному, почему-то, как «Японская музыкальная ассоциация»). Так вот, это неправда.

.
Я начал искать первоисточник этой информации, и нашел его - первой сообщение об этой сенсационной продаже сделала газета «The New York Sun» 11 августа 2008 года. А поскольку американская «The New York Sun» считалась солидным, консервативным изданием, публикующим только проверенную информацию (не путать с британским бульварным таблоидом «Sun»), то это сообщение было с чистой совестью растиражированно сначала американскими СМИ, а потом и расползлось по всему миру.
И никто не обратил внимания, что уже буквально через месяц, 10 сентября 2008 года, «The New York Sun» опубликовала опровержение о том, что размещенная ею информация об продаже «Дюпор» не соответствует действительности, а собственниками этой виолончели Страдивари остаются наследники Мстислава Ростроповича.

«Портрет Мстислава Ростроповича», художник Нельсон Шэнкс

С тех пор из источника в источник копируются сведения о том, что принадлежавшая Ростроповичу виолончель «Дюпор» работы Антонио Страдивари (1711 год), проданная за 20 миллионов долларов, является «самым дорогим музыкальным инструментом в мире».
При этом мало кого смутила новость , что практически полностью аналогичная «Дюпору» виолончель Амариллисы Флеминг работы того же Антонио Страдивари (1717 год), выставленная на аукционе «Tarisio» буквально через три месяца, в ноябре 2008 года, осталась непроданной. Потому что максимальное предложение за эту виолончель Страдивари достигло всего лишь 1,35 миллиона долларов, что не устроило продавца.

Одна из афиш фонда «Ниппон»

А японский музыкальный фонд «Ниппон» (Nippon Music Foundation), является просто хранителем струнных инструментов работ великих итальянских мастеров Страдивари и Гварнери, которые предоставляет музыкантам в долгосрочное (один год) или краткосрочное (для концертов) бесплатное пользование.
Причем в перечне инструментов , которыми владеет фонд, есть три виолончели работы Страдивари, но «Дюпор» 1711 года среди них отсутствует.

Жан-Луи Дюпор, играющий на виолончели Страдивари, позже названной его именем

.
И поскольку иной информации о продаже после смерти Ростроповича виолончели Страдивари нигде нет, то она, скорее всего, хранится сейчас в каком-нибудь банковском хранилище Швейцарии. Пока наследники Ростроповича и умершей в 2012 году Вишневской, их дочери Ольга и Елена, не распорядятся, что с «Дюпором» делать дальше.

.
И после написанного. Чтобы вы не подумали, что мне делать нечего - тратить кучу времени на поиск подобных сведений, сообщаю, что я всё это раскопал во время просмотра всего лишь одного фильма. И мне иногда стыдно за наших ленивых писателей и журналистов, переписывающих друг у друга байки и неверные факты, которые так легко перепроверить.

Жили-были братик-Смычок и сестричка-Скрипка. И были они не разлей-вода. Братик с сестричкой вместе играли дома, на улице и в школе. У них была мечта исполнять красивую музыку в оркестре, вместе с другими инструментами. Но один раз неосторожный скрипач во время представления порвал струну. Скрипка подумала, что ее Смычок сделал это специально и поссорилась со своим братиком. Смычку было очень жалко, он попросил прощения, но сестричка-Скрипка очень сильно обиделась, не понимая, что виноват во всем скрипач. С тех пор Скрипка долго не разговаривала со Смычком.

Однажды Скрипке повстречалась тетя Виолончель. Виолончель со своим младшим братом-смычком шикарно играли музыку, радуя всех людей вокруг. После выступления Скрипка подошла к тете и спросила ее:
- Тетушка Виолончель, вы так хорошо играете! Расскажите как вы так научились?
- Мы с моим братом-Смычком очень долго репетировали и поэтому у нас так хорошо получается. А совсем скоро мы попадем в оркестровую яму и будем играть там.
Маленькая Скрипка восхищенно посмотрела на большую Виолончель:
- Мы с моим братиком тоже хотим попасть в оркестр,- затем погрустнела.- Но мы поругались, из-за того что на мне порвалась струна.
Тетушка Виолончель улыбнулась и сказала:
- В этом нет ничего страшного, маленькая Скрипка. Тебе поставили новую струну?
- Да.- Скрипка довольно показала новую упругую квинту.
- Запомни, если рвется тетива, то это значит, что либо струна старая, либо скрипач неумелый. А может быть и то и другое вместе. Смычок любит тебя, и он не может без тебя играть, точно так же как ты без него. У меня тоже очень много раз рвались нити. Как-то у дяди-Контрабаса за выступление осталась всего одна тетива. А из кузины-Гитары пол-года нельзя было и ноты выжать, потому что Медиатор взял в руки маленький мальчик.
Так что было бы очень хорошо, если бы ты помирилась со своим братом.
Скрипка кивнула и поблагодарила Виолончель за мудрые слова. Маленькая сестричка побежала домой и нашла Смычок, который сидел грустный в футляре. Скрипка извинилась перед братиком за свои грубые слова, которые она сказала в гневе и Смычок добродушно обнял сестричку. С тех пор они стали играть так хорошо, как никогда до этого и в один прекрасный день их пригласили в оркестровую яму.

Братик и сестра очень обрадовались и стали играть вместе с другими скрипками и смычками вместе. Моцарт, Паганини, Вивальди, Бетховен - вот такую музыку дарили людям Скрипка и Смычок. Вместе они стали настоящими виртуозами и в один прекрасный день Дирижерская Палочка решила сделать брата с сестрой первыми в оркестре.