Навечерие богоявления.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение

Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Крещения Господня или Крещенский Сочельник .

Крещенский сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется . Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа в реке Иордан.

На следующий день они находят куки, сладости или подарки вместо них. «Три короля» делают запись во многих городах Испании на Богоявленском кануне в сопровождении военных оркестров и барабанщиков в средневековом платье. Крещение является государственным праздником в таких странах, как Австрия, Колумбия, Хорватия, Кипр, Польша, Эфиопия, части Германии, Греции, Италии, Словакии, Испании и Уругвая. Это не официальный праздник в Австралии, Канаде, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах.

Крещение широко известно как День Трех Королей или Праздник Богоявления. Это означает «проявление» или «проявление». Его также называют теофанией, особенно восточными христианами. Крещение относится не только к самому дню, но и к сезону церкви, который следует за ним - сезон, который имеет разную длину, потому что он заканчивается, когда начинается Великий пост, и это зависит от даты Пасхи.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» . Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Он отмечает первые два случая, когда проявилась божественность Иисуса, согласно христианской вере: когда три царя посетили младенца Иисуса в Вифлееме, и когда Иоанн Креститель крестил его на реке Иордан. Римско-католические и протестантские церкви подчеркивают посещение волхвов, когда они празднуют Крещение. Восточные православные церкви сосредоточены на крещении Иисуса.

Крещение - один из старейших христианских праздников. Он отмечался с конца второго века, до того, как был установлен рождественский праздник. Как и в другие христианские времена, церковь присваивала Крещение от старого языческого праздника. Важно отметить, что праздник был установлен до введения григорианского календаря.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво - пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Различные картины, произведения искусства и эскизы показывают трех мудрецов и Иисуса. В некоторых картинах изображены три мудреца по дороге в Вифлеем или поклонение младенцу Иисусу. Короли важны, потому что их посещение иллюстрирует, что Иисус был царем всех царей, которые пришли для евреев и язычников.

Звезда, которая ведет мудрецов ко Христу, также символизирует Крещение, а также три дара, которые они дали Иисусу. Золото. . Многие православные церкви считают крещение Иисуса первым шагом к распятию. Литургический цвет сезона Крещения - белый. Чтобы более полно отмечать этот праздник Проявления, нам нужно больше узнать о богословии и значении этого великого праздника Богоявления. Эльза Чейни объясняет в непростых вопросах об этом празднике.

Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской.

В течение многих лет в англоговорящем мире праздник Богоявления был омрачен Рождеством. Но если мы не осознаем значение этого великого дня, мы видим только одну сторону тайны Воплощения. Теперь, рассмотрев ошеломляющий факт, что Бог стал человеческим ребенком, мы поворачиваемся, чтобы взглянуть на эту тайну с противоположного угла и понять, что этот, казалось бы, беспомощный Ребенок, на самом деле, Всемогущий Бог, Царь и Правитель вселенной. Праздник Божественности Христа завершает праздник Его гуманности, он исполняет все наши пришествия, стремящиеся к королю, «который пришел с великой силой и величием».

Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. - «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.

Мы видим, что, в то время как Рождество - это семейный праздник христианства, Крещение - великое «Всемирный праздник католической церкви». Происходящая в Восточной Церкви и сформированная менталитетом людей, чьи мыслительные процессы резко отличаются от наших, Крещение подобно богатому восточному гобелену, в котором различные темы сотканы и переплетаются - теперь их можно увидеть в их исторической обстановке, снова которые будут рассматриваться с другой точки зрения в их глубоком мистическом значении.

В этом кратком введении будут изложены четыре основные идеи Крещения. Божественное проявление: Богоявление берет свое название от греческой эпифании, что означает посещение бога на земле. Первая идея праздника - это проявление Христа как Сына Божьего. «Начатый до дня и до всех веков, Господь, наш Спаситель, этот день явился миру». Праздник объединяет три события в жизни Христа, когда Его божественность как бы сияет через Его человечность: обожание волхвов; крещение Христа в Иордане; И первое чудо на свадебном празднике Кана.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Более того, в Крещении Церковь смотрит на величественное пришествие Христа в «самый молодой день», когда Его проявление как Бога будет полным. Евангелия крещения и брака в Канах читаются в День Октава и в Воскресное воскресенье после Крещения, а позднее воскресные массы в Крещенский сезон продолжают показывать божественную силу нашего Господа в некоторых Его самых ярких чудесах.

Королевское царство: вторая важная идея в Богоявлении - это расширение христианского царства во всем мире. Откровение Христа перед тремя царями в Вифлееме является символом Его откровения всему языческому миру. Богоявление представляет нам призвание не только избранных, но и всех наций к христианству.

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Также есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Твой свет приходит. Тесная связь с этими темами божественного проявления и мирового царства - это третья идея, проходящая через праздник Крещения: свет. Во время Пришествия мир был во тьме, и мы молились и ждали в духе еврейского народа, который жил в ожидании Приходящего Света в течение тысяч лет. На Рождество свет сиял, но тускло, видя только несколько вокруг кроватки: Мария, Иосиф и пастухи. Но в Крещении свет прорывается во все народы и исполняется пророчество: «язычники будут ходить в свете твоем и царям в сиянии Твоего восстания».

Таинственная звезда Богоявления, «сверкающая, как пламя», по-прежнему является еще одним аспектом светового мотива, символом, способным интерпретироваться по-разному. Сколько пищи для размышлений и размышлений содержится только в этих трех идеях и какое значение они имеют для нашего времени! Крещение снимает наши глаза с семейных торжеств и требует, чтобы мы включили в наше видение «все концы земли». Он требует, чтобы, как и три мудреца, мы должны были проявить храбрость, чтобы следить за светом звезды, которую мы видели, как бы опасно это путешествие; Что свет нашей веры, как и у мудрецов, должен быть настолько сильным, что мы можем видеть и признавать нашего Господа и Правителя каким-то неожиданным образом Он может представить Себя нам; И, узнав Его, мы должны поклоняться Ему и обожать Его, предлагая Ему нашу полную лояльность.

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – «сочельник» связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником. Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать строгий пост, даже рыба не разрешается. В этот день не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром 19 января и первого причащения крещенской воды. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво (коливо) . До окончания Всенощного бдения 18 января в Навечерие Богоявления ничего не естся и не пьется вообще.

Более того, Крещение требует, чтобы, подобно этим царям, мы должны были вернуться в свои страны по-другому, доведя всех тех, кого мы встретим свет Христа. Ибо вот, тьма покроет землю, - говорится в Послании Богоявленской мессы, - и туман народ; но Господь восстанет на Тебя, и слава Его будет видна на Тебе. Ясно, что праздник Богоявления должны означать для всех, кто занимается апостольством, и стремятся распространить Царство Христа.

Королевские браконьеры: помимо важных идей, изложенных выше, есть еще одна великая тема, пронизанная праздником Крещения - тема королевских бракосочетаний, свадьба Христа с человечеством. Крепостный антифон в течение часа Лаудса поражает эту тему божественного брака Христа с человечеством и в то же время показывает глубокое мистическое значение исторических событий, связанных с праздником. Возможно, нигде более ясно, чем в этом антифоне, мы видим, что в Крещении мы не отмечаем множество исторических фактов, так как мы отмечаем великую тайну: В этот день Церковь присоединилась к ее небесному супругу, потому что Христос очистил ее преступления в Иордане.

Только по немощи можно выпить, например, чайку или съесть несколько кусочков хлеба. Пост послабляется лишь для тяжело болящих людей. После окончания вечернего богослужения 18 января можно вкусить растительной пищи с елеем , выпить воды или сока, чтобы восстановить свои силы. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

С подарками волхвы спешат к королевским бракосочетаниям, а гости радуются вину, сделанному из воды. Ответ: Крещение - это древний церковный фестиваль, посвященный визиту Маги к Ребенку Христа. Слово прозрение означает «проявление» или «откровение». Таким образом, праздник празднует проявление Христа язычникам, представленное магами. Для некоторых Богоявление также отмечает крещение Иисуса и его превращение воды в вино - проявления Божественности Христа в мир.

Многие традиции окружают празднования Крещения, которые варьируются от культуры к культуре. Таможня включает Звездных певцов; сбор денег на благотворительность; И «разграбление» и сжигание елок. Во французской католической культуре Крещение празднует начало Марди Гра, так как «торты королей» испечены и подаются.

В храмах в крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого , в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.

Другие традиции включают в себя молитвы; Благословение святой воды; сжигание «благословенных» трав; И приношение золота, ладана и мирры. Должен ли христианин праздновать Крещение? Несомненно, нет ничего плохого в праздновании различных событий жизни Христа, и христианин свободен наблюдать за тем, что хочет, до тех пор, пока он «делает это с Господом».

Сказав это, мы должны быть осторожны, чтобы избежать суеверий и пустых ритуалов, возникших во многих праздниках, включая Крещение. Посыпать «святую» воду, например, и гореть «благословенные» травы - это не что иное, как суеверная практика. И некоторые обычаи непосредственно противоречат Священному Писанию. Например, попросить магов благословить свой дом, противоречит четкому учению Библии о том, что мы молимся только перед самим Богом.

После литургии 18 января в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется великой Агиасмой (т.е. великой святыней) , или просто крещенской водой . Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник (18 января), и непосредственно в праздник Богоявления (19 января). Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Какими бы праздниками мы ни занимались, Господь всегда должен быть прославлен в них; однако наши календари отмечены, Библия должна оставаться нашим единственным правилом для веры и практики. В Латинской Церкви обожание Иисуса волхвами постепенно становилось главной целью праздника Богоявления. С 5-го века Церковь Запада праздновала рождение Иисуса 25 декабря и проявление язычникам в народе волхвов 6 января.

Их было трое: Мельхиор, Гаспар и Бальтазар. Число 3 очень символично, оно символизирует сначала 3 континента: Азию, Африку и Европу. Это также образ трех сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Число 3 также представляет количество подарков, которые согласно Евангелию были 3: золото, ладан и мирра. На рисунке 3 показаны три возраста жизни. Мельхиор представлен длинной бородой и является самым старым из трех. Гаспар - самый молодой из трех, и он дал ладан. Бальтазар безбородый, не будучи старым, и сделал приношение мирры.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

Традиция заключается в том, что в день праздника волхвов общий торт, в котором скрывается фасоль. Есть во Франции два вида торта королей. На севере Франции это торт в виде слоеного теста, очень часто заполненного франгипаном. Круглый, плоский, золотистый торт представляет собой солнце. Галетка королей - типично французская традиция. Откуда взялась эта традиция Крещения? Это были не волшебники, которые приносили торт. Эта традиция восходит к дохристианскому празднику 6 января. Галетта символизирует возвращение света после долгих зимних ночей.

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Как это часто бывает на Руси, в Крещенский Сочельник языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. Бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением. 18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния.

Существует поверье, что в богоявленскую ночь, перед утреней, «небо открывается». Считается, что даже в неосвященной проруби 19 января вода на какое-то время становится лечебной. В праздник Богоявления освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за 2000 лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. Ее частички повсюду.


Обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси. По народным представлениям, такое купание особенно необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок". Правда, к Православию такой обычай не относится.

В праздник Богоявления Господь дарит нам изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот масса людей без раздумий, без благословения, кто-то «за компанию», даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись в ледяной воде, потом целый год рассказывают о своем «подвиге».


Купание в проруби на Крещение не возбраняется, но не надо придавать этому обычаю какой-то магический смысл, думая, что человек не живя по законам Божиим, очищается от всех своих грехов только окунанием в холодной проруби. Православный же человек идет от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится тщательно.

Далеко не все священнослужители Русской православной церкви одобряют обычай окунаться в ледяные купели в открытых водоемах на праздник Крещения, называя эти купания суеверием, развлечением или даже экстримом. Распространено заблуждение, будто купание в проруби на Крещение очищает от грехов. Это не так. Если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. В своих грехах мы каемся на исповеди и, по милости Божией, получаем прощение. А погружение в ледяную воду - всего лишь старинный народный обычай, который, в отличие от исповеди, совершенно не обязателен для православных христиан. Главное в Крещение - посетить праздничную литургию в храме, по возможности причаститься Святых Христовых Таин, подумать о важности этого евангельского события, поблагодарить Бога за Его милость к человеческому роду.

Также время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с морозами, называемыми поэтому "крещенскими ".

По информации городских властей, в 2017 году в Москве будут оборудованы более 60 мест для купания, на каждом из которых днем и ночью будут дежурить медицинские работники, представители МЧС и сотрудники полиции. В центре Москвы для проведения купаний будет организовано одно место - на Площади Революции, где разместят 3 купели: две деревянные и одну изо льда.


Все места будут освещены и оборудованы всем необходимым: раздевалками, наблюдательными пунктами для спасателей, хорошими подъездами для машин МЧС и скорой помощи. Согреться купальщики смогут в специальных палатках.

Предполагается, что первые крещенские купания начнутся после освящения воды 18 января в 19:00 и будут продолжаться до поздней ночи.

Но всё же надо учитывать, что купание в проруби даже на Крещение не всем полезно . Иордань - это не Овчая купель (см . Ин. 5:1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.