Правда ли, что в день Крещения становится святой любая вода? Вся ли вода становится святой на крещение, как ее использовать и хранить.

Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла

Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

Деяния 38: Первая речь Петра и обращение почти тысяч душ. Все были в Храме или рядом с ним, празднуя Пятидесятницу. Невозможно организовать, отправиться на реку или в один из танков и крестить погружением так много жизней за столь короткое время. Более того, такое движение людей будет считаться бунтом или какой-то угрозой со стороны Римской империи и вскоре будет отвергнуто.

Крещение здесь было путем окропления, поскольку Петр говорил о прощении грехов, а разбрызгивание было формой, которую он знал как ритуал очищения. В дополнение к вышеприведенным текстам, которые являются более чем свидетельством реальности крещения путем окропления, Библия учит нас, что все средства благодати от Бога происходят свыше: манна, хлеб, который упал с небес на людей; Наводнение, очистившее землю, пришло сверху; Иисус сошел с небес на нас; Святой Дух пришел с небес и т.д.

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Подскажите пожалуйста, в который день брать святую воду, 18 или 19 января?

Здравствуйте, Николай!

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду – 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Иоанн Креститель совершал обряд, называемый “крещением”. Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово “крещение”, пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было “крещение”, а не, к примеру, “омовение”? Благодарю. Игорь.

Именно по этим и многим другим причинам Методистская Церковь предпочла креститься, окропив, потому что библейски это форма, которая наилучшим образом выражает проявление Божьей благодати, а также сохраняет библейскую традицию живым. Кроме того, дождевание не позволяет кому-либо участвовать в благодати. Благодаря этому дети, мужчины, женщины, пожилые люди, больные, все, независимо от ситуации, в которой они находятся, могут участвовать и получать знак Царства.

Однако мы не исключаем или недействительны другие формы, поскольку мы признаем, что крещение является символом веры и что существует вера и вода и делается во имя Отца, Сына и Святого Духа и Божьих служителей, каждая форма Крещение является реальным и библейским, и мы уважаем их всех.

Здравствуйте, Игорь! В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» – погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.

Двенадцать праздников византийского литургического календаря. Богословие Господа нашего Иисуса Христа. Верующие константинопольской традиции, как и римская традиция, 6 января, в древнем христианском фестивале, впервые были синтезированы все тайны Господа, когда они проявились в мире. Для латинских католиков 6 января - это день Богоявления, проявление Христа «света наций», рассматриваемого со времени прихода волхвов в Вифлееме. Это событие для византийских христиан включено в глобальное празднование дня 25 декабря.

В то время как 6 января они празднуют «Святое Богоявление» Бога, который стал воплощенным. Это второе проявление Спасителя в начале его общественной жизни в связи с его крещением в реке Иордан, которое происходило в тринитарном контексте, в котором Бог Отец произнес его голос, и Святой Дух появился в форме голубя.

В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик? С уважением Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

Это был день, когда оглашенные торжественно приняли крещение, как на Пасху. Литургические тексты праздника Феофании хорошо отражают фундаментальные тайны христианской веры: воплощение Слова с множеством аллюзий на рождение и единство Бога в Троице. Тексты Я в изобилии, также потому, что предварительное празднование начинается 2 января, а послеродовой период длится до 14 числа того же месяца. Поэтому главный трактат, наиболее повторяющийся, гласит.

При твоем крещении в Иордане Господь проявил поклонение Троице. Ибо голос Отца свидетельствовал тебе, называя тебя возлюбленным Сыном; И Дух, в виде голубя, подтвердил истину этого слова. О ты, который проявил и просветил мир. Кондакион праздника, также очень повторяющийся, - это Романос, Мелод.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Большое спасибо, Елена

Сегодня, Господь, вы проявили себя во вселенной. И свет твой светил на нас; Признавая вас, мы поем вам: вы пришли, вы появились, свет недостижим! Проявление, Богоявление, произошло в водах Иордана в то время, когда Христос был крещен; Это также подтверждает икону праздника, в которой мы видим Христа Иисуса, лишенного обычной одежды, погруженной в воду. Справа от него мы видим Иоанна Крестителя, смиренно поклонившегося, который своим послушанием дает ему крещение. Фоновая сцена показывает стилизованную пустыню с образцом растительности.

На противоположной стороне ангелы, изумленные, рассматривая замечательное событие. Его руки покрыты концами мантий, признаком обычного уважения, в этом случае также признаком готовности служить ему, когда он выходит из воды. В верхней части иконы в дополнение к названию «Богоявление нашего Спасителя Иисуса Христа», написанному сокращенными символами, мы отмечаем полукруг, который указывает на открытое небо и из которого спускается луч, который после фигуры голубя становится тройным, ясным Аллюзия на Троицу.

Здравствуйте, Елена!

Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!

В крестообразном нимбе Христа три греческих буквы означают «Тот, кто есть». Вернемся к литургическим текстам, в которых мы находим объяснение праздника. В одном из текстов вечерни Св. Иоанн Дамаскин говорит. Желая спасти потерянного человека, Господь Бог. Вы не презирали, чтобы принять форму раба. Ибо вам подходит наша природа для нас. На самом деле, пока вы крестились во плоти, О, Избавитель. Вы стали достойны прощения. Тебе мы плачем, говоря: «Благодетель, Христос, наш Бог!».

Святой Космас из Майумы, в утреннем Каноне объясняет. Господь, который убирает нечистоту людей, очищая себя за них в Иордане, сделал себя добровольно, как они, но оставаясь тем, кем был; И просветите их во тьме, потому что он покрыт славой. И это вызывает пророческое учение.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

Здравствуйте, Лена!

При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

Исаия провозглашает: Промойте себя, очиститесь, отбросьте свое нечестие перед Господом; Вы, жаждущие тянуться к живой воде. Христос действительно окропил вас водой, обновляя тех, кто приближается в вере, и крестит в Духе к вечной жизни. Наконец, в «Захватах» так выражается Патриарх Жермен.

Свет света, Христос, наш Бог, светит миру; Бог проявляет себя, люди, давайте обожаем его. Крестившись в Иордане, наш Спаситель. Прислал воды, приняв возложение рук слуги. И исцелил страсти мира. Великая тайна вашей экономики! Господи, друг человеческий, слава тебе!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать? Марина

Здравствуйте, Марина!

В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

Истинный свет появился и освещает все. Христос, превосходящий всю чистоту, крестится с нами. Вливает святость в воду, которая становится очищением для наших душ. Все, что мы видим, земное, все, что мы созерцаем, более возвышенное, чем небеса. Через омовение приходит спасение, через воду приходит Дух, через спуск в воду приходит наше восхождение к Богу. Твои дела замечательны, Господь!

Праздник 6-го января характеризуется очень древней церемонией, благословением воды. После службы вечерни или после Евхаристической литургии святые и верные отправляются на водный путь, фонтан или чашу с водой, расположенную посреди церкви, в то время как хор поет.

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи. Благодарю за ответ. Елена

Здравствуйте, Елена! В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. С уважением, священник Михаил Самохин.

Голос Господа повторяет воды, говоря: Придите, получите весь проявленный Христос. Дух мудрости, Дух понимания. Дух страха перед Богом. И добавляет партийный трофей. Священник добавляет старую и долгую молитву и три раза погружает крест в воду, говоря.

Вы, Господь, теперь освятите эту воду своим Святым Духом. Предоставьте всем тем, кто использует это освящение, благословение, очищение и спасение. Вода частично пьяна людьми, а вместе с ней священник окропит верующих и их дома. Это не благословение воды для крещения, хотя найдены общие библейские ссылки.

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Тема Христа, свет мира, который настойчиво появляется в литургических текстах праздника, объясняет, почему иногда называют это «Праздник огней» этой торжественности. Затем обратитесь к пастору, чтобы узнать подробности. В конце концов, реализация свадеб в лютеранской церкви зависит от реальности каждого места.

Следует ли только крестить в пресной воде или же она может быть в соленой воде? Вопрос о том, что Библия помогает ответить, различен: как может такой общий элемент на земле, воде, принести спасение, сделать учеников Иисуса, может ли он заставить нас родиться в Царстве Божьем, как учил Иисус? Вода встречается по всей земле, как из сладкого источника, так и из источника соли. Наша страна в изобилии в обоих направлениях. Не из-за нехватки воды мы прекратим крещение. Итак, спасительная работа Бога в Иисусе Христе уникальна, только в Нем.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Подобно тому, как Филипп крестил эфиопца в Деяниях 8, когда он нашел источник воды в Палестине, так и христиане также имеют возможность сделать это во имя Бога, который связывает нас, Отца, Сына и Святого Духа, потому что мы знаем Само намерение Бога всем жителям Земли, которое должно спасти их вечно в Иисусе Христе.

Ответ не просто «потому что католическая церковь молится об этом». Лютеранская церковь не является анти-католической. На самом деле, у нас есть несколько практик в нашей литургии, за которыми также следует Римско-католическая церковь. Причиной не молить Мариан третьего является другое: Розарий предполагает достоинство для Марии, которая не имеет библейского основания, например, ходатайствует перед Иисусом. Хотя мы верим, что Мария была заметным слугой Господа, мы не находим в Священной Библии ссылки, которые ставят ее в качестве получателя молитв, сделанных нами.

Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария.

Здравствуйте, Мария!

Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

Просто вспомните, что написано в Матфея 10: «Поклонитесь Господу, Богу вашему, и поклонитесь Ему». Или это могут быть искусственные цветочные композиции? Это важная работа, потому что она заключается в том, чтобы оставить атмосферу поклонения максимально приятной и литургически правильной.

Статья была написана преподобным Грегом Висмаром, в лютеранском свидетеле. Давайте посмотрим на некоторые из результатов Грега. Цветы имеют давнюю связь с домом Бога и Его Словом. В Ветхом Завете есть много ссылок на красоту цветов. Одно из самых красивых выражений в Писании - в Песне Соломона в словах «Жениха», в котором говорится: «Ибо вот, зима прошла, дождь закончился, и он исчез; Цветы появляются на земле, пришло время петь птиц».

Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр.

Здравствуйте, Александр!

Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

Осия, говорящий об Израиле: «Я буду как роса Израилю, он расцветет как лилия и изгонит его корни, как кедр Ливанский». Цветы всегда были очень особенной частью хорошего творчества Бога, приносящего радость его народу. Но пастор Грег все еще помнит что-то о Старой Церкви об использовании цветов. Появление цветов как особая особенность христианских церквей началось в ранние христианские века. В Старой Церкви особое внимание уделялось жертвам их жизней, данным ранним мученикам. Часто эти мученики были погребены рядом или под алтарями первых церквей, и были привезены цветы, чтобы напомнить им и почитать их.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует”; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”.

Как освящают воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”.

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом

Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими. Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли? Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд. И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок. Давайте попробуем разобраться что к чему. За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову.
Богоявленская и Крещенская вода
Люди часто спрашивают: Какая вода крещенская? Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня. Крещение и Богоявление – названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя. Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.
Какая вода сильнее - Крещенская или Богоявленская?
Крещенская и Богоявленская вода - это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление - отсюда два названия воды. Разницы нет. Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды - и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился. Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.
Вода в крещенскую ночь
Что происходит с водой в Крещенскую ночь?
Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем. Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.
Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань – специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния - Исповеди. И делает Он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно. В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Иисус принял Крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и отсюда, именно с этого момента, начался Его Путь, закончившийся Распятием и Воскресением. Лишь желание идти за Христом, быть вместе с Ним не одну ночь в году, а каждый день, стремление жить по-христиански и участие в таинствах Церкви помогают очищению души.
Когда набирать крещенскую воду - 18 или 19 января?
Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать. Раздавать Агиасму верующим начинают после Литургии и Великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января (или ночью с 18ого на 19ое) . Также крещенскую воду раздают после Всенощного бдения 18ого вечером. В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (Литургий и Всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.
Когда вода становится крещенской? Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода. Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия. Есть в этом какой-то символический момент, связанный с тем, что Дух Божий сошёл на воду. Понятно, что Он сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом. Крещенская вода называется Великой Агиасмой , то есть великой святыней, так как это самое главное и окончательное освящение воды.
Молитва на освящение крещенской воды
Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. Это чинопоследование совершается лишь дважды в году – в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином. Великое водосвятие более торжественно, чем обычное (на водосвятном молебне, например). Сперва поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие. Все это напоминает о Евангельском событии, которое празднует Церковь в эти дни, - Крещении Господнем. Затем словами «Миром Господу помолимся…» начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов… Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. Затем священник трижды погружает в воду крест. В это время поется тропарь праздника:
«Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»
Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.
Когда идти за крещенской водой?
Как было сказано выше, воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы. Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так. У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать. Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.
Чем отличается крещенская вода от святой?
Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой. Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия. Это такая же самая святая вода, только она приурочена к конкретному празднику. Так же, как есть просфора Агничная (именно из этой просфоры священник вырезает Агнец – прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым), но она же не является сама по себе Телом Христовым - это тоже такая же просфора, которую мы вкушаем.
Как правильно пить крещенскую воду?
Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.
Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию. В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар. Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».
Молитва на принятие Крещенской воды
Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:
“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.
В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.
Что делают с крещенской водой
Можно ли пить крещенскую воду?
Крещенскую воду пить можно и нужно. Два дня в году – в канун праздника и в Богоявление – крещенскую воду можно пить в течение всего дня без каких-либо ограничений, кроме соблюдения установленного в Крещенский сочельник поста. В остальное время Великую Агиасму как святыню принимают натощак (кроме исключительных случаев). Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.
Можно ли разбавить крещенскую воду?
Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств. Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду. Но это вовсе не значит, что набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения – это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.
Можно ли окропить квартиру крещенской водой? Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом. Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов … и на всяку пользу изрядну (сильную)». То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры – это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.
Что делать с прошлогодней крещенской водой?
Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой – продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить?.. Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено – натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть. Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма – это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.
Когда можно пить крещенскую воду?
По традиции считается, что крещенская вода пьётся натощак, в то время как святую воду можно пить и утром и вечером, и перед едой, и после еды. При этом читается молитва:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.
Как пить крещенскую воду?
Первое правило – это с благоговением и с молитвой. Мы говорим натощак, я думаю, это рекомендация того же рода, почему мы причащаемся натощак. Мы должны понимать, что это не абсолютное правило и на все случаи жизни оно не распространяется. То есть человек больной, к примеру, диабетом он и таблеточки может с утра принять, и чаю выпить, и хлеба скушать, а потом идти ко причастию. Точно также и святую воду, даже Великую Агиасму, человек может принимать и не натощак, если какие-то особые условия сложились. Но, в целом, это дань благочестивой традиции - употреблять её натощак, прежде, чем вкусил что-то иное.
Иногда люди по каким-то своим соображениям не употребляют святую воду или боятся ставить на пол банки с водой, потому что они считают, что могут чем-то осквернить Великую Агиасму. Но ведь мы же освящаем этой водой квартиры, со всем что есть в ней, и нам в голову не придёт, что что-то может в таком случае её осквернить. И поэтому, даже несмотря на то, что благочестивая традиция говорит, что лучше натощак, можно и в какие-то другие дни и в каких-то других ситуациях пить не только утром, но и в течение дня и вечером. Употребление святыни – это не просто механическое действие, оно требует веры и надежды на Бога.