Шестая. Методика и методология Вопросы и задания для самопроверки

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология
Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее мето-да. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки - в единственном числе - можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки - не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привно-симые формальные приемы. Служа раскрытию закономерностей, они сами опи-раются на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую - рациональной , харак-теризуя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается; и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, кото-рую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Точно так же то понимание предмета психологии, которое было здесь дано, предопределяет соответствующее ему решение основных вопросов о ее методе.

Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Для последователь-ной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма суще-ственно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в фор-му, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственно-го развития.

Марксистская диалектика как теория познания и научная методология ста-вит перед научным исследованием задачу понять и отобразить объективную действительность - реальный предмет в его собственном реальном развитии и реальных, опосредующих его отношениях: «...сама вещь в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассматриваема», - формулирует В. И. Ленин пер-вое требование диалектики. Детализируя далее «элементы диалектики», сущ-ность которой он определяет как учение о единстве противоположностей, Ле-нин в своем комментарии к «Науке логики» Г. В. Ф. Гегеля в первую очередь выделяет следующее: «объективность рассмотрения (не примеры, не от-ступления, а вещь сама в себе), 2) вся совокупность многоразличных отноше-ний этой вещи к другим, 3) развитие этой вещи (respective явления), ее собственное движение, ее собственная жизнь» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 202).

Методы психологии

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик.

Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент.

Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.

Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением , обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою оче-редь подразделяться на прямое и косвенное.

Точно так же существуют различ-ные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфи-ческое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

Ввиду роли, которую в методике психологического исследования играет гене-тический принцип, можно, далее, говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в психологии , т. е. исполь-зование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психоло-гических закономерностей, — не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою оче-редь основывается на наблюдении или эксперименте.

При использовании различных методов психологического исследования не-обходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффек-тивен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений челове-ческой личности серьезно встает вопрос о возможности «экспериментировать» над человеком.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соот-ветствии с общими принципиальными установками нашей психологии специ-фические черты должна носить и ее методика.

1. Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних про-явлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее кон-кретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

В силу единства сознания и деятельности различие в психологической при-роде акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это отношение не всегда адекватно. Об-щая задача всех методов объективного психологического исследования заклю-чается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом,по внеш-нему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Однако каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обыч-но различное психологическое истолкование. Внутреннее психологическое со-держание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы деятельности. Лишь учитывая деятель-ность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно рас-крыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, кото-рое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях.

Этот принцип объективного психологического исследования реализуется мно-гообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.

2. Поскольку решение психофизической проблемы, из которого исходит наша психология, утверждает единство, но не тожество психического и физическо-го, психологическое исследование, никак не растворяясь в физиологическом и не сводясь к нему, однако необходимо предполагает и часто включает физиоло-гический анализ психологических (психофизических) процессов. Вряд ли, на-пример, возможно научное изучение эмоциональных процессов, не включающее физиологического анализа входящих в их состав физиологических компонен-тов. Психологическое исследование никак не может и в этом отношении зам-кнуться в чисто имманентном - феноменологическом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов.

Неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании. В частности, павловская методика условных рефлексов является мощным средством анализа чувствительности.

Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в пси-хологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в нем поэтому подчиненное место.

Решающим вопросом при этом является, однако, не столько разграничение и подчинение одного из них другому, сколько умение правильно их соотнести, так чтобы в конкретной практике психофизического исследования они образовали подлинное единство. Под этим углом зрения должна быть пересмотрена прони-занная дуализмом постановка исследований в традиционной психофизиологии ощущения и движения и развернута целая система психофизических исследова-ний, конкретно реализующих общий принцип психофизического единства.

3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, поскольку образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознание - общественной практикой, методика психологического исследования , идущего к психологическому познанию человека, отправляясь от его деятельно-сти и ее продуктов, должна опираться на социально-исторический анализ дея-тельности человека. Лишь правильно определив подлинное общественное со-держание и значение тех или иных поступков человека и объективных резуль-татов его деятельности, можно прийти к правильному их психологическому истолкованию. Психическое не должно при этом социологизироваться, т. е. сводиться к социальному; психологическое исследование должно поэтому сохра-нять свою специфичность и самостоятельность, не растворяясь, а лишь - где это требуется - опираясь на предварительный социологический анализ человече-ской деятельности и ее продуктов в общественно-исторических закономерностях их развития.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфи-ческих психологических закономерностей. Для этого необходимо не опериро-вание одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивиду-альных случаев , потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики. Од-нако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единич-ного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к суще-ственному в них. Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является поэтому не особой областью или объектом, но средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариа-тивности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели — к установлению все более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла — в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изу-чение развития психики является не только специальной областью, но и специ-фическим методом психологического исследования. Генетический принцип яв-ляется существенным принципом нашей методики. При этом суть дела заключа-ется не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать именно переход с одного уровня на другой предметом исследования и вскрыть таким образом динамику процессов и их движущие силы. В частности, при изучении психиче-ского развития в онтогенезе задача заключается не в том, чтобы зафиксировать посредством как бы моментальных снимков различные, по существу абстракт-ные, уровни умственного развития и отнести к ним различных детей, как бы раз-неся их по различным этажам и полкам, а в том, чтобы в ходе самого исследова-ния продвинуть детей с одного «уровня» на следующий, высший, и проследить в реальном процессе развития его существенные закономерности.

6. Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психическо-го развития на другой совершается в процессе обучения, генетический принцип в вышераскрытом его понимании требует в качестве существенного своего раз-вития и дополнения применительно к психологии ребенка, помимо индивидуа-лизации, еще «педагогизации» психологического исследования. Надо изучать ребенка, обучая его. Но принцип педагогизации психологического изучения ре-бенка означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагоги-ческой практики, а включение принципов педагогической работы в самый экспе-римент.

То положение, что надо изучать детей, обучая их, является частным случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления действительности, воздействуя на них (в частности, самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки). Это одно из основных положе-ний нашей общей методологии и теории познания. Оно может и должно полу-чить многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так, при изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие дает возможность не только выправить, но и глубже познать их.

Таким образом, в самой методике, в «практике» исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психи-ческих явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках нашей общей концепции новый смысл и характер может приоб-рести использование в методике психологического исследования продуктов де-ятельности , поскольку в них материализуется сознательная деятельность чело-века (изучение продуктов умственной деятельности и творчества в исследова-нии мышления, воображения) . Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать в ней и навсегда фиксировать стандарт-ные показатели психического состояния.

Один и тот же внешний результат может иметь самое различное психологи-ческое содержание в зависимости от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Это положение должно стать одним из основных в методике нашего психологического исследования, особен-но при изучении высших, наиболее сложных проявлений личности, - в проти-воположность обезличению, по большей части господствующему в методике зарубежной психологической науки.

Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности вы-ходят за пределы только психологических явлений, психологическое исследо-вание, не утрачивая своего характера и специфичности своего объекта, требует тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психо-логического.

Методы, то есть пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, применяет систему частных методов или методик.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы, то есть пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, применяет систему частных методов или методик.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в её конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

6. Принцип педагогизации психологического исследования ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип исследования конкретной личности в конкретной ситуации).

Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наибольшее значение имеют сходные с представленными выше принципы˸ детерминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно, требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа.

Принцип развития . В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория - патологическое развитие личности.

Принцип структурности . В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др.
Размещено на реф.рф
Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование её с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода . В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей её сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний - это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств.

Творогова, рассматривая вопросы конкретно-научной методологии в психологии, дополнительно акцентирует внимание на принципах активности (поведение человека в заданной ситуации определяется не только её условиями, но и в значительной мере отношением человека к ситуации) и системности (развитие всего многообразия психических свойств человека не может основываться на одном источнике, например, биологическом или социальном; системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил, как психического развития, так и психических расстройств в их взаимосвязи).

Методы, то есть пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, применяет систему частных методов или методик. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы, то есть пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, применяет систему частных методов или методик." 2015, 2017-2018.

ВВЕДЕНИЕ


Внутренний мир человека - это сложное единство психофизиологических процессов и мировоззрения, жизненного опыта и творческих озарений, психологических проблем и принимаемых решений.

Неудивительно, что к изучению психики учёные приближались с разных сторон.

Одно направление использовало естественные методы изучения психики. Именно в рамках этого направления стали впервые применять лабораторный эксперимент и изучать такие общечеловеческие феномены психики, как восприятие, внимание, память.

Другое важнейшее направление появилось позже и было связано с психиатрией - единственной на тот момент областью знаний, занимающейся психологическими проблемами людей. Стремление помочь пациентам не операциями и лекарствами, а общением, психологическими средствами привело к рождению психотерапии и положило начало изучению личности, неповторимой индивидуальности человека.

На протяжении развития психология использовала богатейшую сокровищницу психологического опыта человечества - культуру: литературу и искусство, религию и мифологию. Наконец, наука о душе тесно связана с философией, и особенно с этикой. Ведь за любой психологической проблемой в конечном счёте стоят вопросы о смысле жизни, о добре и зле.

Как следствие все авторитетные психологические теории содержат в себе элементы не только науки, но и религии, философии, поэзии. У разных областей знания психология заимствовала, порой существенно изменяя их, приёмы и методы познания человека.


1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ


Методологической основой психологии, как и других наук, является философия.

Современная психологическая наука - это широко разветвленная область человеческих знаний о психике, развивающаяся в нашей стране на базе философии диалектического материализма.

Диалектический метод предполагает изучение предмета психологии во всех его связях, закономерностях, в развитии, раскрытии противоречий.

В решении задач по определению сущности, структуры и закономерностей развития психики психология взаимодействует с другими - общественными и естественными - науками.

Единство и целостность различных отраслей психологической науки (общей, возрастной, труда, социальной) обеспечивается единством предмета и методологии.

Выведены основные закономерности в структуре психологии - это понятия: психика, личность, развитие.

Научная психология решает с одной стороны, теоретические вопросы, с другой - практические задачи в области труда, образования, медицины и т.д.

Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности, происходит во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики, во-вторых, это происходило по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.

Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижения всех отраслей.

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

«Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Система методов объединена наличием методологии науки.


В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нём. (Диалектический метод предполагает изучение предмета психологии во всех его связях, отношениях, закономерностях, рассмотрение изучаемого в развитии, раскрытие противоречий)

Специальной методологией психологии выступают её методологические принципы: принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, - в конечном счете, законами общественного развития, законами развития способа производства.

В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований.

Важным этапом в реализации принципа детерминизма было создание Л.С. Выготским культурно-исторической концепции. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.

Одной из линий реализации детерминистического подхода в психологии было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология, особенно под влиянием учения о высшей нервной деятельности, поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоречат друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство.

Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и др.).

Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности.

Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка и результат ее поведения.

По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития.

Идея развития легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии.

«Развитие психики является для нас, - писал С.Л. Рубинштейн, - не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

Принцип личностного подхода принцип психологии, определяющий индивидуальный подход к человеку как к личности с учетом индивидуально- и социально-психологических особенностей..

Частной методологией психологической науки выступают её методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных психологических явлений.


2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода.

Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки.

Методы психологии - основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Каково отличие метода от методики (схемы и таблицы по общей психологии Айсмонтас):

метод определяется общим родством технологических приемов (методы диагностики, методы коррекции).

методика привязана к решению узкого класса практических задач, направлена на диагностику определенных свойств (тест интеллекта, групповой тренинг).

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется не один, а целая система частных методов или методик.

Методы науки служат раскрытию закономерностей, но сами они опираются ни основные закономерности предмета науки. Поэтому методы науки развиваются и видоизменяются вместе с развитием самой науки.

Метод исследования всегда отражает ту и или иную методологию.

В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования:

Общая задача всех методов психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой, (т.е. по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу).

Наша психология утверждает единство, но не тождество психического и физического. Поэтому психологическое исследование никак не может замкнуться на чистом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов.

Изучение психики не сводится только к ее органическим основам (деятельности мозга), образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей - общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться и на социально-исторический анализ деятельности человека.

Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития, перехода от одного уровня на другой, динамики развития - является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования.

Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии существуют различные классификации методов.

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву

Им выделяются следующие четыре группы методов:

Организационные методы включают:

сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);

лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Эмпирические методы, они включают в себя

наблюдение и самонаблюдение;

экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);

психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

анализ продуктов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных, включающие в себя:

количественный (статистический);

качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Интерпретационные методы, включающие:

генетический анализ материала в плане развития (динамики) с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов, переходов от одного уровня развития к другому, т. п.);

структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Классификация методов психологического познания по Слободчикову

1. Методы объяснительной психологии. Объективные:

Наблюдение, эксперимент, тесты, опрос (беседа, анкетирование, интервью), изучение продуктов деятельности.

Методы описательной психологии.

Интроспекция, самоотчет, эмпатическое слушание, идентификация, интуиция, герменевтика.

Методы практической психологии.

Психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, тренинг.

Своеобразие той или иной науке придают не только концептуальная сторона, ее идейный багаж, но также методы исследования. Психология превратилась в самостоятельную науку тогда, когда она обрела точные и надежные методы научного исследования.

Методы научного исследования - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, которая используется для построения научных теорий и проверки их истинности.

Среди ряда важных требований к научным методам в психологии особенно выделяются два: надежность и валидность.

Надежность - качество психологического исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании этого метода.

Валидностъ - качество психологического исследования, выражающее его соответствие предмету исследования. Иначе говоря, валидность метода означает, исследует ли данный метод именно то, что он предназначен исследовать, а также проверяет ли он на истинность и предсказывает ли он именно то, что предназначалось проверить и предсказать.

Можно ли вообще познать человека? И если да, хорошо ли это?

На такие вопросы, фундаментальные для психологии, нельзя ответить, оставаясь в рамках только данной науки.

Но, не учитывая их, психология не сможет развиваться, найти своё место в человеческом познании.

Пока история человечества, в том числе и XX в., не даёт оснований утверждать, что люди готовы к встрече с Самой Главной Тайной. Человек, подобно ребёнку, ломающему куклу, чтобы посмотреть, как она устроена, порой пытается «взломать» собственную душу. К счастью, это не так просто сделать. Видимо, очень мудро и правильно, что знания о самих себе находятся для людей за семью печатями. До открытия Тайны нужно дорасти.

Однако психология не только изучает невероятно сложный феномен - она вынуждена иметь дело с объектом, строго говоря объектом не являющимся. Человек всегда субъект, вещь в себе и потому в сущности своей непознаваем - это показал более 200 лет назад Иммануил Кант.

Физика как наука началась с утверждения Ньютона «Гипотез не измышляю». Это был призыв отказаться от домыслов, верить только природе и логике. Одно из направлений психологии - бихевиоризм тоже вроде бы основан на таком требовании. Его представители критикуют психоанализ, гуманистическую психологию и другие направления за попытки «лезть в душу», рассуждать о вещах, которые не могут быть доподлинно известны. Однако это направление, дав немало интересного, со временем покинуло передний край науки. Оказалось, что решение подойти к человеку как к обычному предмету изучения, не принимая в расчёт его душу и свободу воли, тоже теория, ничуть не менее умозрительная, чем все прочие.

Напротив, именно в душевные глубины старались проникнуть создатели разных теорий личности - Фрейд, Юнг, Хорни, Адлер, Маслоу, Берн. Они высказали немало захватывающих идей (часто противоречащих друг другу). Читая их труды, множество людей испытывали чувство узнавания, волнующего постижения сути. На основе их методов работают, и довольно эффективно, психотерапевтические школы. Но насколько научны данные теории и методы? Как проверить существование Ид и Супер-Эго, комплексов, архетипов, самоактуализации и т. п.?

Вот он, главный парадокс современной психологии: то, что строго научно, по сути, не о человеке; то, что о человеке, - ненаучно.

психология детерминизм опрос сознание

3. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Современная психология включает в себя большой набор методов эмпирического исследования. Рассмотрим подробней, некоторые из этих методов.

Наиболее древний способ изучения человека - наблюдение за ним (в том числе и за самим собой).

Казалось бы, что нового можно при этом узнать, ведь мы и так с утра до вечера видим и слышим людей, не говоря уже о самих себе.

Однако обыденное восприятие и пристальное целенаправленное наблюдение абсолютно разные вещи.

Как известно, в деле познания правильно поставленный вопрос - это уже половина ответа. Поэтому, прежде чем проводить исследование, учёные формулируют гипотезу - некое предположение, которое должно быть подтверждено или опровергнуто полученными данными.

Когда швейцарский психолог Жан Пиаже опубликовал результаты исследований мышления маленьких детей, наблюдений за тем, как они подходят к решению разных задач, это произвело потрясающий эффект. Оказалось, что рядом с нами живут, играют, капризничают не просто маленькие взрослые, а совершенно по-особому мыслящие существа.

Учёные обнаружили массу интересного, наблюдая за жестикуляцией, позами, мимикой людей. Систематизировав данные, психологи определили типичные жесты, позы, выражения лица, которые свидетельствуют о тех или иных скрываемых, а порой и неосознаваемых человеком чувствах.

Подобные сведения очень важны. Семейному психотерапевту, например, то, как рассаживаются в кабинете пришедшие на приём члены семьи, немало расскажет об их взаимоотношениях. Любой из нас интуитивно использует информацию такого рода, распознавая, когда собеседник хитрит, скучает, нервничает или сомневается в наших словах. У некоторых есть просто дар «считывать» её, и мы говорим, что они хорошо разбираются в людях.

Полезно не только смотреть, но и слушать, следить за интонациями, особенностями речи человека. Если политик употребляет местоимения «я», «мой», «меня» чуть ли не в каждой фразе, вряд ли им движет что-либо, кроме тщеславия. Если мама говорит о своём 15-летнем сыне: «У нас неважно идёт математика», то, вполне вероятно, она всё ещё считает его маленьким мальчиком и соответственно ведёт себя с ним.

Метод наблюдения - один из наиболее универсальных, но он имеет свои ограничения. Нельзя, как ни старайся, подсмотреть собственный процесс засыпания. Пытаясь понять суть происходящего, вообще невозможно уснуть. Есть и более важное обстоятельство. Сознание того, что за тобой наблюдают, всегда изменяет поведение. Поэтому психологи изобрели хитроумные способы, как избежать этого.

Например, используют особое зеркало, которое выглядит вполне обычным, но из соседней комнаты через него всё видно. Двустороннее зеркало Гизелла открыло совершенно новые возможности для детской психологии, позволяя наблюдать поведение маленьких детей, не скованных присутствием исследователя. Зеркало оказалось полезно и при обучении начинающих психотерапевтов: молодой специалист может работать с первыми клиентами под контролем мастера, который позже разберёт с ним трудности и ошибки, а в крайнем случае вмешается.

Кроме того, ряд экспериментов предусматривает привлечение подставных участников - один из испытуемых на самом деле является ассистентом психолога и, когда тот намеренно выходит из комнаты, наблюдает за поведением остальных (как они себя будут вести при выполнении заданий, как комментируют эксперимент и т. п.).

Ещё один способ узнать что-либо о человеке - просто спросить у него. Конечно, «просто», когда речь идёт о человеке, лишь иллюзия. За каждым вопросом исследователей должна стоять продуманная гипотеза и тщательно разработанная методика.

Важнейший метод психологии - опрос.

Иногда он строится как интервью. Если психолог задаёт вопросы на собственное усмотрение, интервью называют свободным; если он строго придерживается разработанной последовательности вопросов - стандартизированным.

Личное общение имеет свои плюсы: исследователь не только слышит ответы, но и видит реакцию опрашиваемого, у него есть возможность что-то уточнить, переспросить.

Продолжением достоинств интервью являются его недостатки - оно требует много времени и сил. К тому же на результаты влияет поведение самого психолога, в том числе неосознаваемое: участнику опроса может показаться, что какой-либо его ответ не понравился, что о нём плохо подумают, и он поспешит «исправиться». Кроме того, есть темы, например интимные, на которые большинству людей трудно разговаривать.

Поэтому часто удобнее пользоваться анкетой или опросником - стандартным бланком с вопросами для письменного ответа. Такой метод позволяет охватить одновременно множество людей и задавать в обезличенной форме самые острые вопросы. Анкета более простая по сравнению с опросником методика. С её помощью можно получить лишь подтверждающую информацию, которая принимается «за чистую монету».

Опросник - результат долгого кропотливого труда, в нём учитываются такие факторы, как возможная неискренность отвечающего, принадлежность его к той или иной культурной, возрастной, профессиональной группе и многое другое. Есть очень длинные стандартизированные опросники, в частности методика многофакторного исследования личности Раймонда Кэттелла, включающая 187 вопросов с тремя вариантами ответов на каждый. Обычно подобные опросники обрабатывают на компьютере.

Наиболее широко известная психологическая методика - тест.

Первые тесты предназначались исключительно для определения уровня интеллекта.

Затем были созданы тесты творческих способностей, тесты на внимание, выявление личностных качеств, а также различных душевных состояний.

Тестирование удобно именно стандартностью: оно позволяет выразить полученные результаты в виде чисел и обрабатывать их математически - строить графики, таблицы, анализировать большой массив данных.

Но важно понимать, что каждый тест даёт информацию по какому-то одному, узконаправленному вопросу. Так, тест на интеллект не измеряет «ум» человека, а исследует лишь одну или несколько граней его мышления. Строго говоря, любой тест измеряет только то, что он измеряет.

Неудачно сформулированный вопрос способен существенно исказить результаты исследования или сделать его малоинформативным. Скажем, на вопрос «Любите ли вы своего ребёнка?» почти все родители ответят положительно, но вывод о всеобщем счастливом детстве будет ошибочным. У каждого собственные представления о том, что значит любить детей, и нередко именно в них кроется причина психологических травм детей.

Создать по-настоящему качественный и надёжный тест, проверить его на достаточно большом числе испытуемых - огромная работа. Методик тестирования, вызывающих доверие у большинства специалистов, не так уж много. Публикуемые же в массовых журналах «психологические» тесты, как правило, годятся лишь для развлечения, и их результаты не стоит принимать всерьёз.

Работа осложняется ещё и чисто человеческим фактором: обычно люди хотят выглядеть лучше, даже перед безликим листом бумаги. И на вопросы вроде «Часто ли вы помогаете другим?» или «Злитесь ли вы на своего ребёнка?» отвечают не вполне честно. То же относится к вопросам интимного плана, вызывающим стеснение, неловкость. Поэтому в опросники приходится закладывать «ловушки», выявляющие неискренность или несерьёзное отношение отвечавшего, использовать сложные системы взаимоувязанных вопросов, уменьшающие искажение результатов.

Проективные методики.

Есть и более серьёзное обстоятельство. Самые важные, глубинные свои проблемы люди, как правило, не осознают, скрывают не только от исследователя, но и от себя. Так, мать может искренне не замечать, как негодует на больного сына, из-за которого ей пришлось оставить любимую работу. На уровне разума она понимает, что ребёнок не виноват, а вытесненное в подсознание раздражение проявляется, например, мучительными головными болями. Обычный опрос и даже доверительная беседа в подобном случае вряд ли помогут.

Выяснить, что именно происходит, психолог может, используя проективные методики.

Наше подсознание «говорит» не словами, а образами и символами, следовательно, скрываемое от рассудка способно проявиться в жесте, метафоре, ассоциации, рисунке, игре. Так, изображая символическую скульптуру собственной семьи, человек может вдруг осознать, что занимает в композиции крайне неудобное, стеснённое положение, хотя как будто доволен своей семейной жизнью.

Особенно важны такие методики в работе с маленькими детьми. С ними трудно обсуждать ситуацию в семье и поведение родителей. Но на рисунке малыша видно, что папа очень далеко от него - «в гараже» и протянутая в его сторону рука сына обращена в пустоту, тогда как мама нависает над ним тяжёлой, давящей тёмной массой. И решение проблемы своего страха ребёнок скорее воспримет не в виде прямого совета («Перестань бояться темноты, ведь под кроватью никого нет»), а в виде сказки про мальчика «вроде тебя», который «тоже очень боялся, что под кроватью живёт чудовище, но однажды...».

В ряде случаев, например при работе с детьми, пережившими насилие, информацию о случившемся удаётся получить только таким непрямым способом. Ребёнок не хочет или боится рассказывать о том, что произошло, а порой просто не находит для этого слов. Психолог может предложить ему специальных кукол без лиц, которых легко вообразить кем угодно, и наблюдать за игрой. Перенёсший травму ребёнок обычно воспроизводит ситуацию в игре множество раз, пока его психика не «переварит» тяжёлый опыт.

Проективные методики сочетают изучение человека и помощь ему. Само выполнение задания иногда позволяет людям понять себя. Уже одного этого бывает достаточно для решения личностной проблемы.

Большие возможности для изучения человека и помощи ему даёт также работа с изменёнными состояниями сознания.

В числе этих методов гипноз, трансовые техники, анализ сновидений. Однако чем сильнее, глубже и индивидуальнее методика, тем менее объективны и надёжны интерпретации результатов, тем больше зависит терапевтический процесс от нюансов личной ситуации человека и его взаимоотношений с психологом.

Данные, собранные в ходе исследований, необходимо обработать и обобщить. Одним из значительных этапов в становлении психологии стало использование для обработки данных статистических методов.

Обобщение позволяет снизить влияние на результат привходящих факторов. Например, по ответам пяти человек на вопрос, кто из двух мужчин, изображённых на фотографиях, им кажется симпатичнее, нельзя делать никаких выводов. Один из опрашиваемых может плохо видеть, другой - быть раздражённым в момент ответа, третьему персонаж, представленный на фото, напомнит неприветливого соседа, а четвёртому, напротив, любимого дедушку. Если же опросить несколько сотен человек, правомерно предположить, что разнообразные обстоятельства, влияющие на ответы, взаимно уравновесятся и в целом картина окажется более объективной.

Благодаря статистическому подходу выявляются связи сразу между несколькими параметрами. Так, мы можем не только задаться вопросом, кто из двух людей на фото нравится испытуемым больше, но и проследить, как ответы зависят от пола, возраста, мнений по другим вопросам, от освещения в комнате или времени года в момент проведения эксперимента и т. д.

Статистическая обработка данных позволяет установить корреляцию (от лат. «соотношение») между различными фактами. Важно помнить, что корреляция не причинно-следственная связь. Нередко в прессе сообщается о «сенсационных» открытиях типа: «Установлено, что люди, которые спят в среднем больше восьми часов в сутки, живут меньше. Спите меньше - проживёте дольше!». Однако учёный с такой однозначной интерпретацией зависимости между продолжительностью сна и жизни никогда бы не согласился. Вероятно, дольше спят люди, от природы имеющие более слабую нервную систему, и если бы они не спали достаточно много, то умерли бы ещё раньше. К сожалению, нередко выясняется, что подобные интерпретации напрямую зависят от того, кем были оплачены исследования: производителем будильников или подушек.

Наконец, самый сложный, но и самый богатый возможностями метод, который психология позаимствовала у естественных наук, - эксперимент.

Испытуемого ставят в специально созданную ситуацию, а за его реакциями и поведением наблюдают исследователи. В итоге может, например, выясниться, что люди, долго находящиеся в ярко освещённом помещении с красными стенами и угловатой мебелью, начинают вести себя агрессивно и говорят более громкими и резкими голосами, чем проведшие столько же времени в комнате с зелёными стенами, мягким светом и округлыми предметами интерьера.

Психологи придумывают разные, в том числе весьма хитроумные, эксперименты. Иногда их результаты оказываются неожиданными и не слишком лестными для человеческого рода. Так, эксперименты американца Стэнли Милгрэма, продемонстрировавшие готовность человека причинить боль другому, если он не несёт за это личной ответственности, вызвали бурную полемику, причём не только среди профессионалов (см. дополнительный очерк «Подчинение приказу»).

При проведении экспериментов всегда есть риск не учесть какой-либо важный фактор, способный исказить результаты. Допустим, цель эксперимента - выяснить, снижается ли чувство тревожности при регулярном прослушивании музыки в течение длительного времени. Приглашается группа студентов, начинается исследование. Если при этом окажется упущено из виду, что начало эксперимента совпало с сессией, то достоверными его результаты не будут. За два месяца студенты сдадут все экзамены и зачёты, и ослабление тревожности обязательно зафиксируется учёными, только вот вызвано ли оно музыкой? Подтвердить истинность результата помогает контрольная группа - наблюдаемая параллельно группа испытуемых, в которой исключено воздействие одного из факторов. В данном случае это могли бы быть молодые люди, которые также слушали музыку, но экзаменов в то время не сдавали и не собирались сдавать в ближайшем будущем.

Провести эксперимент - полдела, полученную информацию предстоит ещё интерпретировать. Тогда-то между специалистами и разгораются споры. Допустим, путём опроса установлено: люди с рыжими волосами воспринимаются окружающими как более нахальные. Что даёт нам подобный факт? В чём причина такого мнения? Действительно ли рыжие бесцеремонны и нахальны? Если да, то свойственно ли это им от природы или рыжих дразнят в детстве, и они вынуждены защищаться? А может, рыжих чаще гладят по головке родители, отчего они становятся избалованными? Или уже сама заметность в любой толпе влияет на их характер? Или на самом деле никакого особого нахальства у рыжих нет, а есть миф о нём, который и влияет на восприятие? Что, если они просто ассоциируются у людей с лисой - отрицательным персонажем русских сказок?

Таким образом, результаты исследования вызывают нередко больше вопросов, чем дают ответов. Строго говоря, в психологии невозможен абсолютно объективный эксперимент, ведь изучение людей всегда взаимодействие. И пусть специалист прячется за дверью либо за обезличенным листком с вопросами, ведёт съёмку скрытой камерой, всё равно исследуемый учитывает, что его изучают, и вступает в сложные, не до конца ясные отношения с исследователем. Потому ни один психологический эксперимент нельзя повторить с достаточной точностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В некоторых техниках, стимулирующих интеллектуальный поиск, таких, как мозговой штурм, рекомендуется очень тщательно следить, чтобы этапы не пересекались. Временный запрет на критику способствует свободному рождению идей порой весьма неожиданных, и нередко именно безумные идеи оказываются самыми плодотворными и гипотезы, хватается за все подходы и направления исследований.

Чем более общие явления изучаются (скорость реакции, пороги восприятия, кривая забывания и т. д.), тем проще обойтись традиционными методами, позаимствованными у естественных наук.

Чем более личные, индивидуальные - тем более новаторские, сложные, непроверенные методики приходится создавать учёным.

Чем шире возможности метода, тем более субъективна и неоднозначна интерпретация полученных с его помощью результатов.

На этом этапе самый благодатный источник материала - практика, прежде всего психотерапия. Практика в психологии не вмещается в прокрустово ложе теоретических схем. Её необъятное богатство - залог будущего психологической науки. Минуя молодость, не достигнешь зрелости. И нынешнее непростое положение в психологии тоже необходимый период развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

Загвязинский В.И., Атаханов Р.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.-2001.

История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. - М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

В.В. Краевский. Методология педагогического исследования. - Самара: СамГПИ, 1994.

Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.-2003

Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. - Орел, 2002.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998.

Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособ. М.: ВЛАДОС, 1998. Т. 1-2.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000.


Теги: Методы психологии Реферат Психология

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов и методик.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитии ем личности.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Логитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

1. Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам.

2. Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека.

3. Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключение об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод. Называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними. включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий). психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы). анализ продуктов деятельности. биографический метод.


Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единого внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методой в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные усилия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.

В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) Определение задачи и цели.

б) Выбор объекта, предмета и ситуации.

в) Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.

г) Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи).

д) Обработка и интерпретация полученной информации.

Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объектного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического и соответствующего ему психологического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента . Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психологические процессы.

Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как привило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы . Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактов со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:

3. опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному плану.

4. заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью , наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение человека к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок.

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод . Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и тд.

К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. включают аутотренинг, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

4) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела.

5) использование активной роли представлений, чувственных образов.

6) Регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга , то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

В настоящее время практика группового тренинга представляют собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

Методы обработки данных – это анализ материала. включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Тема 23. Предмет и методы психологии

Вопрос № 1. Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира - это…

    инстинкт

    психика

    активность

Вопрос № 2. К методам получения эмпирических данных в психологии относится…

    метод психологической саморегуляции

  1. метод математико-статистического анализа

    эксперимент

Вопрос № 3. Правдоподобные, полезные в конкретных жизненных ситуациях, практичные психологические знания, достоверность которых проверяется на личном опыте, называются...

    житейские

  1. практические

    рациональные

Вопрос № 4. Изучение психики посредством устного общения называется методом…

    наблюдения

  1. беседы

Вопрос № 5. Лабораторным, естественным, констатирующим, формирующим бывает метод...

    наблюдения

    интервью

    экспериментальный

    самонаблюдения

Вопрос № 6. Познавательные процессы выполняют функцию…

    выработки оценочного отношения к миру

    отражение свойств и качеств предметов, явлений и их взаимосвязей

    регуляции деятельности

    моделирование еще не существующих ситуаций

Вопрос № 7. Основной задачей психологии является…

    изучение законов психической деятельности

    коррекция социальных норм поведения

    совершенствование методов исследования

    разработка проблем истории психологии

Вопрос № 8. К способам обработки полученных фактов относятся…

    графические методы

    контент-анализ

    рисуночные методы

    статистические методы

Вопрос № 9. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются…

    задачами

  1. методами

    процессами

Вопрос № 10. Целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения человека и его суждений называется…

    тестированием

    лабораторным экспериментом

    наблюдением

    естественным экспериментом

ДЕ № 6. Введение в общую психологию

Тема 24. История развития научной психологии

Вопрос № 1. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З. Фрейдом, - это…

    гуманистическая психология

    ассоциативная психология

    глубинная психология (психоанализ)

    когнитивная психология

Вопрос № 2. Созданием первой психологической системы, изложенной в тракте «О душе», является…

  1. Аристотель

Вопрос № 3. Установите последовательность в смене представлений об психике в истории становления психологии:

Вопрос № 4. Ассоциация-это связь между психическими явлениями по признакам…

    признак сходства

    признак контраста

    признак пространственно-временных отношений

    признак причинно-следственных отношений

Вопрос № 5. Установите хронологическую последовательность в возникновении научных психологических школ

    гуманистическая психология (А. Маслоу) - 4

    неофрейдизм (К. Хорни) - 3

    психоанализ (З. Фрейд) - 2

    культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский) - 1

Вопрос № 6. Расставьте в хронологическом порядке российских ученых, внесших свой вклад в развитие отечественной психологии

Вопрос № 7. Крупный вклад в развитие бихевиоризма внесли...

    К. Л. Халл

    А. Х. Маслоу

    Дж. Уотсон

    К. Р. Роджерс

Вопрос № 8. Расставьте в хронологическом порядке с позиции основного предмета психологии этапы развития психологической науки как науки о…

Вопрос № 9. Определите последовательность развития психологического знания

Вопрос № 10. Установите соответствие между основными направлениями в психологии и их основными идеями и постулатами:

человек - совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы); социальными стимулами являются другие люди
1. гештальт-психология
внутренняя системная организация целого какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей
2. бихевиоризм
знания, представления, образы и характер протекания познавательных процессов определяют поведения индивида
3. гуманистическая психология
человек - уникальная, открытая, устремленная в будущее система; он стремится свободно реализовывать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту
4. когнитивизм

ДЕ № 6. Введение в общую психологию

Тема 25. Психика и организм.

Вопрос № 1. Понятие «сила нервной системы» означает свойство нервной системы…

    характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения

    определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость

    характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения

    определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим

Вопрос № 2. Высшие психические функции, по Л.С. Выготскому…

    локальны

    опосредованы

    не имеют морфологической основы

    неопосредованы

Вопрос № 3. Основанием классификации на зрительное и слуховое выступает…

    предмет отражения

    ведущий анализатор

    характер связи с практикой

    форма существования материи

Вопрос № 4. Существующее в различных формам свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность, обозначается как…

    репродуктивность

  1. индивидуальность

    восприятие

Вопрос № 5. Решающую роль в появлении и развитии сознания сыграли…

    филогенез головного мозга

    прямохождение

    появление речи

    естественный отбор

Вопрос № 6. Морфологической и функциональной единицей нервной системы является…

    нейромедиатор

  1. нейрон

Вопрос № 7. Биологически активное химическое вещество, посредством которого осуществляется передача электрического импульса с нервной клетки через синаптическое пространство - это…

  1. нейромедиатор

Вопрос № 8. Нервная система у высокоорганизованных животных и человека по морфологическим признакам подразделяется на:

    головную и спинную

    центральную и периферическую

    симпатическую и парасимпатическую

    висцеральную и гуморальную

Вопрос № 9. Для человека и высших животных характерна___________ нервная система:

    узловая нервная система

    смешанно-узловая

    трубчатая

    смешанная

Вопрос № 10. В стрессовых ситуациях активируется ____________нервная система:

    парасимпатическая

    симпатическая

    вегетативная