Художник пименов юрий иванович картины. Русские художники

Родился в семье юриста. В 1920–1924 учился во ВХУТЕМАСе в Москве у В. А. Фаворского, С. В. Малютина, В. Д. Фалилеева. Еще будучистудентом, работал в области журнальной графики, сотрудничал с изданиями «Советский экран», «Красная нива», «Прожектор».

В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). До 1928 являлся членом правления, входил в выставочное жюри Общества.

В 1927 вместе с А. Д. Гончаровым оформил постановку «Страсть мистера Марапита» К. А. Давидовского в 4-й студии МХАТа, в дальнейшем много занимался театрально-декорационным искусством.

В 1931 вошел в объединение «Изобригада». В 1932–1933 создал иллюстрации к романам Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». Создал костюмы и декорации к спектаклям «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа в Театре им. МОСПС (1935), «Мачеха» О. де Бальзака в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой (1936), «Кола-Брюньон» Д. Б. Кабалевского в Ленинградском малом оперном театре (1938), «Простые сердца» К. Г. Паустовского (1940), «Волки и овцы» А. Н. Островского в Малом театре в Москве (1941) и многим другим.

Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве. В 1943 выполнил оформление постановки «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Театре им. Ленинского комсомола. За декорации к спектаклям «За тех, кто в море» Б. Лавренева в Малом театре (1946) и «Степь широкая» Н. Винникова в театре Советской армии (1949) был удостоен Государственных премий СССР. Сотрудничал также с театром им. Е. Б. Вахтангова («Новогодняя ночь» А. К. Гладкова, 1945), Московским театром им. А. С. Пушкина («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1953), Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина («Годы странствий» А. Н. Арбузова, 1954), Большим театром («Паяцы» Р. Леонкавалло, 1957) и многими другими.

С 1945 преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, с 1947 - профессор ВГИКа. В 1958 совершил поездку в Грецию. В том же году принял участие в XXIX Международной художественной выставке в Венеции.

В 1961 создал эскизы костюмов и декораций к балету «Снегурочка» П. И. Чайковского для Лондонского фестиваля балета. В 1962 прошла персональная выставка Пименова в Индии. В том же году избран действительным членом Академии художеств СССР. К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты «Вещи каждого дня» (1959) и «Новые кварталы» (1963–1967, удостоены Ленинской премии в 1967), проникнутые лирическим настроением и очень точно отразившие эпоху «оттепели». Написал книги очерков «Искусство жизни или “Искусство ничего”» (1960), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Новые кварталы» (1968).

В 2003 в Московском музее современного искусства прошла ретроспективная выставка произведений художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

Юрий Пименов - один из крупнейших мастеров советского искусства. Он имел прекрасную профессиональную школу: поступил во ВХУТЕМАС, когда там преподавали В. Е. Татлин, К. С. Малевич, А. М. Родченко, В. В. Кандинский, П. В. Кузнецов, В. А. Фаворский. В ранний, «ОСТовский» период творчества Пименов в своем стремлении отобразить современность в ее динамике, испытал влияние немецкого экспрессионизма. Для его работ этого времени характерны монументальность композиций, пронизанных бурным движением, резкие ракурсы, аскетизм цветовых решений. С начала 1930-х обратился к жанровой живописи, пейзажу и натюрморту, выработав собственную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей поверхности картин. Главной задачей своего творчества считал утверждение поэтичности советской действительности в ее повседневности.

Произведения Пименова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Пименов Юрий Иванович (1903-1977). часть II - 1930 -е годы.

Оригинал взят у "kykolnik" в Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть II - 1930 -е годы.

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве...»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И. Хвойник, 1927). Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед», а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…», и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы - сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, и он тяжело заболел.

Александр Лабас : «Вся его болезнь началась с укуса бешеной собаки и, как видно, несмотря на то, что была сделана прививка, он не был уверен, что она даст положительный результат. Он тогда говорил мне с малой надеждой: «Если я буду жить, но это мало вероятно». Но природа, молодость взяли свое, и спустя несколько лет, к Юре вернулись силы и воля к жизни, и он с увлечением взялся снова за работу».

Сам же Юрий Иванович писал : «...Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена

Стараясь выйти из своего трудного состояния, слушаясь советов врачей и некоторых новых друзей, которых я приобрел, - а смысл их советов был в том, чтобы быть в жизни и пробовать подходить к работе, я начал бродить, уезжая на пригородных поездах подальше от Москвы. Я уезжал на целый день, очень далеко, ложился в густую траву, полную своих шорохов, своей жизни. В воздухе жужжали пчёлы, высоко в небе стояли белые июльские облака.

Я открывал прекрасные для себя маленькие речки с узкими деревянными мостами, с мостками для стирки белья.... Я жил тогда с острым ощущением счастья, открывающегося мне тёплого, живого мира, который вытеснял постепенно и подавленность состояния и те умозрительные, придуманные схемы, которыми я пользовался раньше как художник. И у меня поднималось желание работать, желание писать и писать прямо с натуры, с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг ».

1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Городской пейзаж»



1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Молочный завод»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Теннис»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Автопортрет»



1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «На московской улице. Девушки-метростроевки»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пивная. На столе появилась новая дюжина пива»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Девушка с книгой»



1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Мы строим социализм»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Порт»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Фабричные работницы»


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) коллаж к годовщине свадьбы


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Золотистая натурщица»


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная натурщица с кувшином»



1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Розовая модель»


1933 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная модель»



1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Солдаты переходят на сторону революции»


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Зинаиды Райх в "Даме с камелиями"»

«В 1934 я совершил поездку в Свердловск на Уралмашзавод, в результате которой написал триптих «Работницы
Уралмаша»...» «Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки»
Сост. П. М. Сысоев и В. А. Шквариков. М., 1951


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша на заводе» центральная часть триптиха


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша в ложе» левая часть триптиха


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша дома, за чаем» правая часть триптиха



1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) триптих «Работницы Уралмаша»



1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Женщина в гамаке»


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Портрет К.И. Логинова»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Вари Шитаковой»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Л. А. Ереминой»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная с гвоздикой»

Юрий Иванович Пименов : «Одно время я много работал в театре художником. Театр я любил всегда, но тогда я его узнал, так сказать, изнутри. Я узнал напряженные часы репетиций и пустую ночную сцену с тусклой дежурной лампой; мастерские, где делают театральные костюмы и нежные балетные пачки; узнал замечательных актеров, которые, преображаясь на глазах, создавали сложные и тонкие образы; увидел, как театральный свет превращает людей, пространство сцены и декорации в особый и необыкновенный мир.
И мне очень захотелось попытаться передать свои впечатления, связанные с работой в театре, с тем, что делал там и что видел.
К этому прибавились впечатления от цирка и кино, и все вместе превратилось для меня в образ зрелищ, в мир очень реальный и вместе с тем всегда с оттенком некоторой таинственности...
»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Новый Гулливер»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пышка» Афиша к фильму


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Искусство интриги» афиша


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Berlin, o mein Berlin»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Актриса»


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Травиата» Эскиз костюма. Флора Бервуа



1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Лежащая обнажённая»

Юрий Иванович любил часами гулять по Москве. Или вдруг мог взять, и уехать в один из подмосковных городков, чтобы изучать местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...
Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...
»

Итогом таких прогулок стало эпохальное полотно «Новая Москва »


1937 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Новая Москва»
Рекомендую почитать обсуждение картины на «Эхе Москвы »


1937 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Портрет Вали Терешкевич»
Костромской художественный музей


1938 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «В магазине»
Луганський обласний художній музей


Название «Новая Москва» получило и монументальное панно (оно же – «Физкультурный парад в Москве) в 1939 году. Панно предназначалось для заключительного зала Советской части на Всемирной выставке в Нью-Йорке, посвященного архитектуре и градостроительству. Панно исполнила бригада художников по общему эскизу Юрия Ивановича. В ходе работы панно осматривали архитекторы Чернышев, Заславский, Зарубин и Иофан, внося свои предложения.

«Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, – она написана красиво, – а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее – на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное – строить архитектуру, которую еще никто не видел. <…>

Правительственная комиссия пришла во второй раз и опять сказала: людей можно принять, но архитектура нуждается в коренной перестройке. После долгих переговоров архитекторов сначала между собой, а потом с Пименовым, договорились, что остаются боковые кулисы, то есть правая и левая части архитектуры, а центрально расположенные здания уйдут очень далеко, погрузятся в воздушную дымку и станут еле различимы. Понадобились еще килограммы белил и неделя напряженного труда. Наконец все было закончено и правительственная комиссия приняла панно. Его навернули на огромную катушку и отправили в Нью-Йорк ».




1939 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Физкультурный парад»


конец 1930-х Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Здесь будет парк»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Женский портрет»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Юная делегатка»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Старт»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пейзаж»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «За чаепитием»


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Натюрморт с соломенной шляпой» ГХМ Латвии, Рига


1938 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Москва»

Оригинал записи и комментарии на

Биография

Выдающийся живописец, график, монументалист, театральный художник и педагог. Член союза художников СССР. Народный художник СССР (1970). Действительный член АХ СССР (1962). Лауреат Ленинской (1967) и двух Сталинских премий (1947, 1950).

Родился, учился и работал в Москве. С 1920 по 1925 учился в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемасе) у Владимира Фоворского, Сергея Малютина, Вадима Фалилеева и Дмитрия Кардовского. С 1923 работал в журналах «Самолет», «Красная нива», «Советский экран» и других. Некоторые рисунки были выполнены совместно с Андреем Гончаровым под псевдонимом «Пиго».

В 1925 году вместе с группой студентов Вхутемаса Пименов организовал и стал учредителем легендарного Общества станковистов (ОСТ), в 1931 – перешел в объединение «Изобригада» . С 1926 – работает как художник-постановщик в нескольких московских театрах. С 1928 по 1931 год был членом объединения работников революционного плаката (ОРРП). В это время он создаёт свои лучшие политические и индустриальные плакаты: «Мы строим социализм» (1927), «Трудящийся Востока. Не забывай о страданиях твоих зарубежных братьев! Вступай в МОПР!» (1927), «Все на смотр» (1929), «За промфинплан. За пятилетку в 4 года. Против религии» (1930). Позже исполняет киноплакаты: «Новый Гулливер» (1935), «Пышка» (1935), «Женитьба» (1936), «Романс о влюбленных» (1974).

Как и многие «остовцы» Георгий Пименов, в 20-х годах испытал сильное влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет драматизм, остроту и некоторую экзальтированность его лучших работ этих лет («Инвалиды войны» 1926, «Футбол» 1926, «Пианист» 1926, «Даешь тяжелую индустрию!» 1927, «Взятие английского блокгауза (Северный фронт)» 1928, «Солдаты переходят на сторону революции» 1932).

В них художник намеренно искажает человеческие фигуры, обостряет характеры и подчеркивает позы, часто эти преувеличения доходят до гримасы. Эти внесённые деформации Пименов умело увязывает со строгими линиями и формами городского или индустриального пейзажа выполненного с безукоризненным соблюдением пропорций и линейной перспективы. Ловко компонует статические и движущиеся фигуры, смело использует сопоставления крупных и дальних планов. Такая антитеза усиливает экспрессивную выразительность его работ.

В «остовский» период Пименов увлечен в первую очередь спортивно-индустриальной темой. В своих графических работах он активно использует прием обобщения в обыденных бытовых сценах, убирает лишние детали и тем самым усиливает монументальность произведения. При этом неизбежно возникает схематичность, которая, придает работам художника некоторою экстравагантную формальность («НЕП. В ресторане» 1927, «Танец Чарльстон» 1928, «Бега» 1928, «Художники в мастерской. Ю. И. Пименов и А. Д. Гончаров» 1928, «Катя» кон. 1920-х, «Скачки» 1929). Эта рациональность придает работам Пименова особую привлекательность, кстати, это качество в той или иной степени присуще многим художникам ОСТа (А. Дейнека , А. Гончаров, Е. Зернова и другие).

С 1930-х годов в творчестве художника наступает лирическая полоса. И художник перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления. («Актриса» 1935, «Новая Москва» 1937, «Новые кварталы» 1963–1967).

Известен Пименов и как театральный художник. Для Ленкома он оформил спектакль «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), для московского Малого театра – «Волки и овцы» А.Н.Островского (1941), «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии – «Степь широкая» Н. Г. Винникова (1949) и других театров. Преподавал во ВГИКе в Москве с 1945 по 1972 годы.

Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке (РГБ), Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) и других музеях Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, Харьковском художественном музее, крупных региональных музеях бывшего Советского Союза.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.