Автопортрет план конспект по изо. План конспект по изо на тему "картина-портрет"

Урок 2 9. Картина-портрет

Цели: рассказать об особенностях жанра «портрет»; дать пред« ставление о жанре портрета и автопортрета; познакомить с ра¬ботами известных русских художников-портретистов; научить выбору выразительных средств для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания лица; познакомить с терми¬ном «маринист».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания

о жанре «портрета»; научатся использовать новую лексику в рас-| сказах; попробуют рисовать портреты.

Оборудование: образцы портретов разных видов и историче¬ских эпох, бумага, карандаши, краски, фломастеры.

Ключевые слова и понятия: маринист, группой портрет, инди-видуальный портрет.

Примечание. Для пояснения темы «Портрет» можно подгото- М*и> компьютерную презентацию. Для поисков нужного компо- ■Ииионного решения желательно приготовить образцы детских шиПит с правильным и неправильным решением.

Ход урока

I Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II Вводное слово

С каким жанром изобразительного искусства вы познако-

I мились на прошлом уроке?

Что изображается на картине в жанре пейзажа?

Что такое «стиль» художника? (Манера его работы, приемы изображения, личный почерк, по которому картины этого автора можно узнать.)

Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Еще одним знаменитым во всем мире русским художником- нпйзажистом был Иван Константинович Айвазовский.

- Посмотрите на его картины, что их все объединяет? (Изо¬

бражение моря.)

Художника, который рисует на своих пейзажах море, назы- ; ипют «маринист». Повторите это слово и запомните его. Айва- № не кий - один из самых выдающихся художников-маринистов [ и мире, он создал около 1000 полотен с изображением морской г I ихии. Ведь это очень сложно - рисовать море. Если, к примеру, им рисуете с натуры дерево или пейзаж, то можете над ним рабо- Iпть сколько вам угодно, ведь они не двинутся с места. Но море - предмет постоянно изменчивый, меняющийся на глазах каждое мгновенье. Чтобы рисовать его, надо иметь необыкновенную па-мять. Вот такая память была у художника И. Айвазовского, по- тгому его картины поражают своей подлинностью, а еще - уди- иительным мастерством. Талант Айвазовского можно сравнить с одаренностью композитора Моцарта, с такой легкостью создавал художник свои полотна. Большую картину он мог написать всего ш несколько дней, и при этом она восхищает техникой ее созда¬ния и выразительностью.

Запомните название самой известной картины И. Айвазов-ского - «Девятый вал».

(Демонстрация репродукции картины.)

На картине нарисованы моряки, которые спасаются после кораблекрушения. На них идет громадная волна - тот самый

девятый вал, но художник вселяет в нас уверенность, что л ищи победят разгневанную СТИХИЮ И спасутся. Потому что наверх в небе, солнце раздвигает своими лучами тучи, предвосхищая ки нец шторма и спасение людей.

- Как называют художника, который рисует море?

- Назовите фамилию самого знаменитого художника-мари

ниста. Ш

- Какая картина Айвазовского является самой известно!!"1

- По каким признакам можно догадаться, что перед нами картина Айвазовского?

- Что утверждает эта картина?

У поэта С. Михалкова есть стихотворение «Рисунок». Послу шайте его начало и определите жанр картины, которую рисошш юный художник.

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним - корову.

Налево - дом, направо - сад,

В саду - двенадцать точек,

Как будто яблоки висят,

А дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой - дорогу,

Потом над ними облака Дорисовал немного.

И эти тучи я потом Проткнул стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром И молния над садом.

- Какой жанр изобразительного искусства получился на ри-сунке у художника? (Пейзаж.)

На прошлом уроке вы получили задание - найти картину- пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода. Есть ли ребята,! которые выполнили это домашнее задание и готовы выступить в ролях экскурсоводов? (Ответы школьников.)

Эти ребята добросовестно отнеслись к выполнению домаш¬него задания, так интересно нам рассказали о понравившихся им картинах. Конечно, все они получают за свой труд высокие оценки.

III. Беседа по теме урока

- Посмотрите на репродукции новых картин и расскажите, что в них общего. (Все они являются изображениями людей.)

Такой жанр изобразительного искусства называется «порт- I» I Повторите все вместе это слово и запомните его.

Откройте учебники на с. 120-121, рассмотрите портреты, рас-

I кажите, что вы видите на них.

Кто изображен на портрете?

I - Как одет этот человек?

В каком он настроении и как это передано художником?

Жанр портрета появился в глубокой древности, люди пере¬кипали облик человека, рисуя на скале, вырезая его в дереве, вы¬пиливая из глины.

Из каких материалов можно делать объемные скульптурные портреты? {Из гипса, мрамора, бронзы.)

Различают портрет парадный, когда человек изображен в тор- | сственной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окру- /кение подчеркивает уют и комфорт.

- Сравните два портрета и скажите, какой из них является парадным, а какой - домашним.

(Демонстрация репродукций картин «Всадница» К. Брюллова и любого портрета кисти В. Тропинина.)

Когда изображен один человек, такие портреты называют «ин- /шнидуальные». Повторите это слово и запомните его. Индивиду-альные портреты делались и делаются чаше, чем все остальные.

- Сколько человек может быть изображено на портретах, ко¬торые называются «парные»? {Два человека - пара.)

Самые крупные портреты - групповые, когда перед нами - несколько портретов, целая группа. В этом случае над большим многопортретным полотном работает не один художник, а вместе с помощниками, учениками.

Рассмотрите репродукции и скажите, какие портреты вы ви¬дите перед собой.

(Демонстрация репродукций картин с групповыми портрета¬ми «Заседание Государственного Совета» И. Репина и «Ночной дозор» Рембрандта.)

Ноя еще раз подчеркну, что такие портреты - с большим ко-личеством людей - редкость, чаще всего на картине присутствует один человек.

Иногда портреты создают для украшения парадных залов, для восхваления определенных персон и для увековечивания памя¬ти тех, чей портрет создается. Например, в санкт-петербургском музее Эрмитаж есть целая галерея портретов военных - героев Отечественной войны 1812 года. Там есть портреты полководца Кутузова, офицеров Раевского, Багратиона, Барклая де Толли,

Ермолова, Давыдова. Каждый из них, защищая Родину, сопор шил военные подвиги, поэтому их портреты навечно высташк ми в картинной галерее Эрмитажа.

- Итак, портретом называется картина, на которой изобраЖш кто? (Человек.)

- Какие портреты создаются художниками чаще всего им дивидуальные, парные или групповые? (Индивидуальные|

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Кар тина-портрет». Запишите также определение этого жанра изобрн зительного искусства.

Портрет- это жанр изобразительного искусства, посвящен ный изображению человека.

Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать картину в этом жанре.

V. Пояснение темы урока

Особенности жанра под названием «портрет» заключаете»! в том, что портрет - отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Это художник показывает, прорисовы¬вая детали, присущие только этому человеку. Кроме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил. Это также происходит за счет отдельных деталей, кото¬рые имеются на портретах, - одежды, обстановки, декоративных частей оформления.

- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет во-енного? (Военная форма, ордена, особая выпрямленная осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд.)

- А чем будет отличаться портрет ребенка? (Детским обликом.)

А еще, наверно, особой теплотой изображения, с которой

обычно художники рисуют детей, непосредственностью, добро¬той, нежностью.

Представьте, что каждый из вас художник, который рисует иллюстрации к известным книгам.

Что вам захочется нарисовать в первую очередь? (Портреты

героев книги.)

Нарисовать портрет, конечно, нелегко. Надо запомнить внеш¬ние особенности человека, которого художник стремится изо¬бразить. В первую очередь - его лицо, а также позу, в которой он будет находиться, предметы, которые его окружают. При этом каждый человек получится непохожим на других, даже если вы рисуете близнецов.

Для примера посмотрите портреты разных эпох, которые со¬четали мастера прошлого и настоящего. Это специально сде- /Iпиная подборка женских портретов XIX-XX вв. Рассматривая портреты, обратите внимание на то, как менялось изображение руюкой женщины.

(Демонстрация женских портретов кисти художников В. Тро- иинина, Ф. Рокотова, В. Серова, 3. Серебряковой, А. Шилова,

II Глазунова.)

Вглядываясь в лицо на портрете, мы не только узнаем, как человек выглядел внешне. Еще мы можем узнать о характере, на-

I роении человека, и художник передает - нахмурился человек Или улыбается, сердитый он или, напротив, смотрит открыто.

I ще можно рассмотреть внимательно все предметы, которые его окружают, полюбоваться его прической, одеждой, украшениями.

Эти важные детали вы также можете использовать при выпол-нении самостоятельной работы над портретом.

Что менялось в женском облике на протяжении XIX-XX вв.?

Какой из портретов вам понравился больше остальных, можете ли вы рассказать о стиле художника, который его нарисовал?

VI. Самостоятельная работа

Для начала подумайте о том, кого вы хотите нарисовать, а по¬том о размере портрета. Ведь вовсе необязательно крупно рисовать одну только голову. Портрет может быть погрудным - когда изо-бражаются также плечи, поясным - когда художник также рисует и руки, или поколенным. Как вы хотите запечатлеть героя порт¬рета - одного или в соседстве с другими людьми? Что еще будет изображено на портрете? Какие-то вещи, домашняя обстановка или уголок природы?

От ваших ответов на эти вопросы будет зависеть расположение вашего листка для рисования. Давайте договоримся, чтобы все расположили листок одинаково - вертикально.

Теперь следует продумать композицию рисунка.

Что такое композиция? (Расположение предметов в про-странстве картины.)

Разместите изображение человека, которого вы будете рисо¬вать, в центре. Определите, где будет низ и верх рисунка. А еще - какого размера будет изображение, которое вы нарисуете.

Посмотрите, у меня есть несколько детских работ с правиль¬ными и неправильными композиционными решениями. Найдите работы, в которых есть ошибки.

(Педагог демонстрирует работы учащихся с разными комки зиционными решениями, школьники анализируют работы.)

Наметьте на листе, где будет располагаться основная фигу ра; каким будет ваш портрет - плечевым, поясным, поколенным или полным. Герой вашего портрета будет просто смотреть на мне с картины или вы хотите его изобразить в какой-то другой по ю в повороте, в движении?

Начните рисовать портрет с головы. Голова человека имеет овальную форму, но этот овал - не совсем точный. Чаще вест вверху голова бывает шире, книзу сужается. Черты лица вы буде і е рисовать после раскрашивания лица, поэтому прорисуйте покп детали прически, плеч, рук.

(Школьники приступают к самостоятельной работе.)

VII. Физкультминутка

Проведем физкультминутку, которая называется «Знаком ство».

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро-ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.) Давай с тобой попрыгаем,

Раз, два, три!

(Выполняют легкие прыжки на месте двумя ногами.) И ножками подрыгаем,

Раз, два, три!

(Выполняются прыжки поочередно на правой и левой ноге.)

И ручками похлопаем,

Раз, два, три!

(Одновременно с прыжками, хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Раз, два, три!

(Выполняют притопы ногами, руки держат на поясе.) Давай с тобой покружимся,

Раз, два, три!

(Медленно кружатся на месте, руки на поясе.)

И мы с тобой подружимся,

Раз, два, три!

(Протягиваютруки вперед.)

VIII. Поиски колорита для раскрашивания

После того как вы нарисовали портрет, его необходимо рас-красить. А самым сложным здесь является поиск оттенка для лица. Лицо необходимо раскрасить краской специального оттенка - те-лесного. В чистом виде такой краски не существует. Для получе- кия I юдходящего теплого телесного цвета надо смешать несколько пипов - желтый, белый, красный. Попробуйте поискать нужный мГгенок для раскрашивания частей тела. После того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.

- Какие детали надо нарисовать на лице? (Глаза, брови, нос, губы.)

- Какие детали будут парными? (Глаза и брови.)

При рисовании парных деталей помните, что они должны по- лучиться как можно больше похожими друг на друга. То есть левая чисть лица должна иметь сходство с правой и наоборот.

- Какая кисточка понадобится для рисования эти деталей? (Тонкая.)

Ваши рисунки-портреты вы завершите на следующем уроке.

IX. Актуализация понятия

Откройте учебник на с. 122-123. Какой из этих портретов можно назвать парадным, а какой - домашним? Найдите сре- ди репродукций, представленных в учебнике, потрет погрудный, поясной, полный. На прошлом уроке вы составляли рассказ о по-нравившейся картине.

- Как называется профессия человека, который в музеях рас-сказывает посетителям о картинах и других произведениях искусства? (Экскурсовод.)

Выберите понравившийся вам портрет, вообразите себя экс-курсоводом и сделайте сообщение об этой картине.

Все портреты, представленные в учебнике, являются зна-менитыми. Но, пожалуй, особенным среди них можно назвать «Портрет А.П. Струйской», который принадлежит кисти худож¬ника Ф. Рокотова. Это был совершенно удивительный мастер портретных изображений, и для каждого знатного его современ¬ника было честью заказать портрет у Ф. Рокотова. Причем сам художник удивлял своих знакомых тем, что он мог одновременно работать сразу над несколькими портретами. Один из его друзей вспоминал, что видел, как в мастерской художника находилось около 50 портретов, которые он доводил до совершенства.

- Чем вам нравится портрет Александры Петровны Струй¬ской? (В этом портрете художник уделил много внимания глазам красавицы. Она смотрит вперед, и ее глаза расположе¬ны так, что мы можем переходить на разные места, но будет казаться, что она наблюдает за нами, переводя свой взгляд.)

В XX в. поэт Н. Заболоцкий даже посвятил картине известное стихотворение «Портрет».

(Педагог читает отрывок из стихотворения.)

Я помню, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас.

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Обратите внимание на то, что поэт подчеркнул важную вещь; в тяжелую минуту жизни человек, чтобы не терять присутствии духа, может обратиться к выдающемуся произведению искуссти,!. и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. Таково свои ство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Не зри стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» заканчивается такими словами:

Когда потемки настигают Иль надвигается гроза,

Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Когда надвигается трудный час, жизненная усталость, бес« силие, надо непременно вспоминать прекрасные произведения искусства, и любая беда не покажется уже такой страшной, а че-ловек найдет в себе силы, чтобы переломить ее.

- К какому жанру относится эта картина?

- Чей портрет изобразил художник?

- Какой художник нарисовал эту картину?

Картина «Портрет А.П. Струйской» находится в Третьяков¬ской галерее. Поэтому, если вы попадете в этот выставочный зал,; то сможете им там полюбоваться.

- Каким важным свойством обладают все произведения ис-кусства, которые называются шедеврами?

X. Рефлексия

- Что такое портрет?

- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?

- Каких людей изображают художники?

- Какими видами работы вы занимались на уроке?

- С чего вы начинали рисовать портрет?

- Какие краски вы смешивали для прорисовки цвета кожи?

- Какому портрету посвящены стихи, в которых есть слова «ее глаза - как два тумана»?

- В чем заключается сила художественных шедевров?

Вам понравилось быть экскурсоводом, рассказывая про портреты?

Какова роль братьев-Мастеров при создании картины в жанре портрета?

А теперь сочиним синквейн на тему «Портрет».

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу-

11 иций урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Л также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудиться.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину- портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
  • Развивающие :
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
  • Воспитательные : содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Материал и оборудование для учителя: компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета»; музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: л исты бумаги 20х30, карандаш, набор пастели (на каждого учащегося); проверочный лист рабочей тетради (Приложение )

Оформление доски:

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Вводная часть (притча).
2. Повторение:
– Определение жанра портрет.
– Закрепление знаний о разновидностях портрета.
3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация )
4. Практическая работа:
– Средства художественной выразительности.
– Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
– Техника пастели. Мастер класс.
5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Притча о художнике

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

– Ребята, скажите пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
– Что означает слово «портрет»? (Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям)
– Определить по демонстрации видеоряда разновидности портрета.
– Определите, какая репродукция здесь является лишней

Разновидности портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейныйпортрет

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо?льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

  • Коронационный (реже встречается тронный)
  • Конный
  • В образе полководца (военный)

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

  • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
  • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Из истории портрета

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души».

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

Возрождение

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».
Что же такое «сфумато»?
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!
Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
– А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

Русский портрет

Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ».
НУ а расцвет портретного искусства начался в XVIII веке.
Портрет неизвестной крестьянки кисти Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.
Её мягкие черты лица, приветливая улыбка, спокойная поза = всё подчёркивает её скромность, чистоту, благородство Русской женщины.
Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский прославили 18 век в России, создавали в основном великолепные портреты аристократов.
Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. В это время появляются парадные и камерные портреты.

И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий.

Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
19 век – это сложнейшие характеры, образы – запечатлённые на века»
Крамской « Христос в пустыне»
М.Врубель «Царевна – Лебедь»

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души».

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур )

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Техника исполнения:

– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!

Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

Техника пастели. Мастер класс

Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

Практическая работа учащихся

Заключительная часть урока

– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

1. Знать записи в тетради.
2. Индивидуальные задания: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.
В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

Предлагаю вам конспект урока по изобразительному искусству для детей 5 класса по теме «Четыре разных портрета». Данный конспект представлен по сингапурской системе, в которой ученики должны работать в командах. Данная работа будет полезной учителям изобразительного искусства. Вашему вниманию предлагается , который научит детей показывать на листе бумаги портреты людей с разными эмоциональными состояниями.

Конспект урока по изобразительному искусству

На уроках по сингапурской системе работают в командах. Одна команда - 4 человека, но может быть и 5, все зависит от количества учеников в классе. Одна команда сидит на двух соединенных между собой партах. У каждой команды свой номер стола - 1, 2, 3, 4, 5. Эти номера должны стоять на столах. У каждой команды есть Менедж мет. Он лежит на середине стола каждой команды. При этом он должен правильно лежать на столе. У каждого ученика свой номер, смотря где он сидит (1, 2, 3, 4). В команде может быть 4-5 партнеров - партнеры по лицу, партнеры по плечу. Ученик под номером 1 - отличник, 2 - троечник, 3 - двоечник, 4 - ударник. В одной команде должны сидеть дети, которые хорошо общаются друг с другом, которые как одна команда.

Цели и задачи урока:

  • изучение пропорций и мимики лица;
  • развитие графических навыков и умений;
  • развитие умения найти координатные точки лица;
  • развитие творческого склада ума; фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления.

Оборудование для учащихся:

  • рисунки лица,
  • альбомы,
  • простой карандаш

Для учителя:

  • доска,
  • мел,
  • интерактивная доска,
  • бумага,
  • графические материалы,
  • презентация.

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы с вами будем работать в командах. Для начала мы должны поприветствовать друг друга. Тема сегодняшнего урока «Четыре разных портрета» является продолжением прошлого урока «Портрет». И прежде чем перейти к новой теме, я проверю как вы освоили материал прошлого урока. Для этого мы воспользуемся Моделью Фрейер. Для изготовления модели Фрейер необходимо взять лист А4, согнуть его пополам, потом еще раз пополам, затем угол где листочки не расходятся загнуть в треугольник и лист развернуть. У нас посередине получится ромб и около него 4 столбца. В ромбе мы должны записать тему, которую мы должны разобрать.

В левом верхнем столбце - обязательные характеристики, в правом верхнем -необязательные характеристики, в левом нижнем - примеры, в правом нижнем - противоположные примеры. Модель Фрейер мы изготовим заранее. Партнер под номером 1 берет и раздает всем партнерам по одному листочку, которые заранее подготовлены на каждом столе. Тема, которую мы с вами разберем: «Рисование портрета». Мы с вами должны разобрать обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры для рисования портрета. Модель Фрейер переплетается с такой структурой как Континиус Раунд Робин.

Рассказываю об этой структуре. Сначала все пишем обязательные характеристики, т.е. то, что нужно обязательно для рисования портрета . Пишем кратко. В сингапурской системе все идет по времени. На каждое задание отводится определенное количество времени, в независимости от того успел ученик или нет. Ученики должны приучаться работать быстро, не отвлекаясь ни на что. Дается 30 сек. Далее отвечает ученик 1 - 10сек, уч. 2 - 10сек, 3 - 10 сек, 4 - 10сек по очереди в своей команде.

Далее необязательные характеристики. Дается 30 сек. Затем отвечает ученик под номером 1 - 10сек, 2 - 10сек, 3 - 10сек, 4 - 10сек. Таким же образом примеры и противоположные примеры. Далее я спрашиваю любого ученика, что он написал. При этом не надо называть фамилию и имя ученика, а нужно говорить так, например: «Отвечать будет ученик стола №1, партнер под номером 2. Остальные дополняют. Если что-то не дописали, дописываем. Затем все хлопаем друг другу.

Слово портрет произошло от латинского «извлечение сущности», т.е выявление внутреннего содержания. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже. Давайте все посмотрим друг на друга. Похожи ли мы друг на друга? Ответ учеников: конечно, нет. Как удивительно не похожи люди друг на друга. Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности. Портрет - образ определенного человека.

Смысл в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. И вот, когда мы рисуем портрет определенного человека, к какому результату мы должны прийти? Ответы учеников: чтобы был похож. Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит похож или не похож?

Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица - достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведения, манеру держать себя, темперамент. Еще глубже лежит внутреннее сходство, т.е. характер человека-властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит. То есть еще существует мир чувств этого человека. Сейчас мы с вами будем работать в структуре Микс Пэа Шэа.

Вспомним ее. Ученики отвечают, используя Релли Робин или Таймд Пэа Шэа. В данном случае мы будем использовать Таймд Пэа Шэа, объясняю эту структуру. Все тихонько встают, задвигают стулья. Я включаю музыку. Музыку необходимо включать подвижную, веселую. Все смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Танцуем. Далее музыка останавливается. Образуем пары, которые дают пять друг другу. У кого нет пары, поднимите руку вверх, чтобы найти друг друга.

Поприветствуем друг друга (здравствуй тот-то). Я показываю картины художников. Вы должны ответить. Картина какого художника здесь представлена, как она называется и что можно сказать о характере персонажей? Сразу сначала отвечает 1 минуту один ученик, затем 1 минуту другой ученик. Начинает тот, у кого темнее волосы. Затем я кого-то из них спрашиваю. Остальные дополняют. И так 2 вопроса. Но прежде чем танцевать дальше, необходимо поблагодарить друг друга за ответы и попрощаться со своим партнером. , которые мы разберем: А.Венецианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками».

А.Венецианов «Захарка»

В.Серов «Девочка с персиками»

Садимся на свои места. По картинам художников мы увидели, что у людей бывает разное эмоциональное состояние. То или иное эмоциональное состояние нам помогают показывать мимические мышцы лица. Мышцы лица расположены главным образом в области лица.

Их можно разделить на 2 группы:

  • мимические мышцы - изменяют выражение лица
  • жевательные мышцы-передвигают нижнюю челюсть.

Мимические мышцы находятся вокруг глаз, рта, ноздрей. Чем эластичнее кожа, тем скорее складки кожи, возникающие при движении этих мышц, сглаживаются. К старости потеря эластичности кожи приводит к тому, что складки приобретают привычный характер и остаются на коже даже тогда, когда действие мышц прекращается. Так возникают морщины.

Сдвиг кожных покровов и изменения очертания рта, носа, глаз производят на лице мимические изменения, придают различные выражения, соответствующие различным эмоциям: боли, печали, веселья, гневу. Мимические мышцы подчиняются волевым импульсам, поэтому они могут и не выражать внутреннее состояние человека. Таким образом, мимические мышцы лица являются выразителями внутренней жизни человека. По необходимости они могут скрыть внутреннее состояние (шпион), и даже создавать видимость другого (актер, клоун). На доске представлена схема изменения, производимых действием отдельных мимических мышц. Разберем их.

Урок изобразительного искусства, УМК «Гармония», 2 класс

Тема: «Портрет»

Цель: формировать знания о портретном изображении, научить выполнять портрет графическими материалами.

Задачи:

    совершенствовать умения рисовать графическими материалами, продолжить знакомство с жанрами изобразительного искусства;

    развивать графические навыки в рисовании портретов;

    способствовать воспитанию у учащихся доброго отношения к сказочному герою, маме, другу.

Оборудование: учебник, презентация.

Технологическая карта урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

    Организационный момент.

Приветствует учеников, представляется им, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствуют учителя, садятся.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

    Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку, найдите в ней ошибку. Когда исправите ошибку, узнаете тему нашего урока сегодня:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется буфет .

Какую ошибку вы заметили?

Конечно же! Так какова тема сегодняшнего урока?

Верно, сегодня мы поговорим о таком жанре изобразительного искусства как портрет и будем учиться рисовать портрет.

Слушают учителя.

Картина называется не буфет , а портрет .

Тема урока «Портрет».

Регулятивные: понимание поставленной учебной задачи; самостоятельное формулирование темы урока.

    Изучение нового материала.

Как вы понимаете, что такое портрет?

Слово «портрет» пришло к нам из французского языка и переводится как «изображение», «описание».

Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография?

Портрет – это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. Задача художника – передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности.

С особой тщательностью художник обычно изображает глаза.

Рассмотрим репродукции картин в учебнике на с. 96-97.

Вспомните, что глаза называют зеркалом души. Как вы считаете, почему?

Всё верно, ведь взгляд человека отражает его внутреннее состояние.

Иногда художники специально увеличивают размер глаз, чтобы показать их выразительность. Выразить – значит воплотить какую-нибудь мысль, идею или чувство.

Как вы понимаете выражение «пустые глаза»?

Когда мы говорим «пустые глаза», то имеем в виду глаза, которые ничего не выражают.

Знаете ли вы, что такое автопортрет?

Автопортрет – это изображение человеком самого себя. Многие известные художники рисовали автопортреты.

Посмотрим, как же правильно нарисовать лицо человека.

Сначала рисуется овал лица. Затем определяются пропорции лица, то есть места изображений основных частей – глаз, носа, губ, ушей. Для этого овал делят тонкой линией пополам вдоль, а затем ещё пополам поперёк. Затем рисуются глаза, причём расстояние между глаз должно быть равно длине самого глаза. Потом рисуется нос, причём крылья носа не должны превышать расстояния между глаз. Затем рисуется рот, линии рта совпадают с серединами глаз. Потом можно нарисовать уши, а можно закрыть их волосами при желании.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Открывают учебники.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Рассматривают автопортреты художников на слайде.

Смотрят показ последовательности рисования портрета на слайде и показ учителя на доске.

Коммуникативные: умение совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Личностные: эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мира, произведений искусства.

Регулятивные: определение последовательности действий; умение работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

    Творческая практическая деятельность учащихся.

Ваша задача сегодня – изобразить портрет. Это может быть ваш автопортрет или портрет любого человека: мамы, своего друга, любимого сказочного героя. Подумайте, кого вы хотите нарисовать, затем приступайте. Рисунок выполняйте графическими материалами.

Контролирует ход работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь при необходимости.

Выполняют творческое задание самостоятельно.

Познавательные: овладение приемами рисования портретного изображения.

    Демонстрация готовых работ.

Кто уже справился с работой, покажите всему классу ваши рисунки. Не забудьте подписать их, придумать название.

Демонстрируют получившиеся рисунки.

Коммуникативные: расширение навыкав общения; обсуждение индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности.

    Подведение итогов, рефлексия.

С каким новым жанром изобразительного искусства мы сегодня познакомились?

Поднимите руки, кому понравилось рисовать портрет; кому было трудно; кому было интересно.

Урок окончен, убираем свои рабочие места.

Ответы детей.

Личностные: анализ результатов своей деятельности на уроке.

Занятие по рисованию (красками) в подготовительной к школе группе ЗПР на тему: «Портрет мамы»

Цель :

Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Словарная работа:

Портрет, автопортрет, погрудный, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д.

Методическое обеспечение:

У воспитателя плакат с женским погрудным портретом, мел для рисования, схемы лица. У детей лист бумаги (формат А-4), карандаши, акварельные краски, гуашь, среди которых светло – розовая или светло – оранжевая для рисования лица, палитра. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание портретов художников и поэтов.

Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». Рисование простым карандашом портретов.

Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.

Ход занятия:

«Простое слово»

На свете добрых слов

Живёт не мало,

Но всех добрее и важней – одно:

Из двух слогов

Простое слово «мама»,

И нету слов роднее, чем оно!

Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет)

Портреты бывают:

  1. В полный рост
  2. Погрудный
  3. Портрет головы
  4. По пояс

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.

Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя.

(см. Приложение)

Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

Какой они формы? (овальные с острыми уголками).

Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

Какие глаза у твоей мамы Юля?

Коричневые глаза.

Твоя мама кареглазая! А твоя Саша?

Мама голубоглазая, сероглазая и т.д.

Что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы.

А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Положите руку на подбородок.

А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).

Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).

Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Глаза – глазки Брови – бровки

Нос – носик Губа – губка

Щека – щёчка Губы – губочки, губки

Лоб – лобик Уши - ушки

Волосы – волосики и т.д.

Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).

Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

Дидактическая игра «Какая?».

Слова – определения :

добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.

- Словообразование:

Воспитатель: Дети:

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Если мама занята хозяйством? Домохозяйка

Дидактическая игра «Что делает?»

Глаголы (слова – действия):

Ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.

Дидактическая игра «Мамочка, какая?»

Мама улыбается – улыбчивая

Мама грустит – грустная

Мама смеётся – веселая

Мама плачет – плаксивая

Мама злится – злая

Мама задумалась – задумчивая и т.д.