Памятник минину и пожарскому на красной. Памятник минину и пожарскому на красной площади

Петропавловская крепость . Барокко

Собор св. апостолов Петра и Павла - Петропавловский собор

Пам. арх. (федеральн.)

1712-1733 - арх. Трезини Доменико

см. Петропавловская крепость ( продолжение )

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м. Собор освящен, службы совершаются по особому расписанию, в остальное время функционирует как музей.

Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была заложена 29 июня (12 июля) 1703 г. в Петров день в центре Заячьего острова. Храм с колокольней в виде остроконечной башни в «голландском стиле» был освящен 1 апреля 1704 г. В 1709-1710 гг. церковь стала крестообразной в плане «о трех шпицах», была расширена.

Возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 г. по проекту Д. Трезини. В 1719 г. под руководством голландца Х. ван Болеоса была закончена сборка деревянных конструкций шпиля колокольни. В 1724 г. шпиль и малый купол колокольни были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами рижского мастера Ф Циферса. По рисунку Трезини выполнен и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела. Высота колокольни стала 106 м.

Это трехнефный храм. Над западным пролетом среднего нефа возведена колокольня, над восточным - восьмигранный барабан. В оформлении фасадов использована идея плавного перехода от первого яруса ко второму посредством введения боковых волют. В аттике была помещена медная доска художников А. Матвеева и А. Захарова с изображением апостолов Петра и Павла. Над аттиком, завершенным лучковым фронтоном, были установлены деревянные скульптуры. Овальное окно в нижней части восточного фасада оформлено лепным изображением херувимов в облаках. Фасады собора в 1730- е гг. были окрашены в розовый цвет.

    Деревянная церковь св. апп.
    Петра и Павла.
    Рис. Н. Челнакова, 1770-е гг.

    Собор св. апп. Петра
    и Павла. 1841 г.
    Литогр. А.Дюрана.

    Подъем П. Телушкина
    на шпиль колокольни.
    С гравюры нач. 1830-х гг.

    Фото -
    С. М. Прокудин-Горский,
    нач. XX в.

    Вид Петропавловского
    собора до перестройки 1858 г.
    Добавил - .

    План собора.

    Новый колокол для собора
    св.апостолов Петра и Павла.
    1905г.

    Поднятие колокола
    на колокольню
    Петропавловского
    собора,1905.

    Снятие
    маскировочного
    чехла с купола.
    1944 г.
    Добавил - .

В 1756 г. пожар разрушил деревянные шпиль и крышу, погибли часы и колокола, разрушен западный портик. В 1757 г. над алтарем по рисунку В. В. Фермара мастер-строитель А. Антониетти возвел кирпичный купол, увенчанный луковой главкой. Фасады покрасили в серовато-зеленый цвет. Колокольню с 1762 г. восстанавливала Контора о строении Александро-Невского монастыря. По приказу Екатерины II - в прежних формах. Кладка каменных ярусов завершена в 1770 г. По проекту датского мастера Б. П. Бауэра в 1773 г. возвели новый деревянный шпиль, облицованный медными золочеными листами. Куранты, изготовленные часовым мастером Б. Ф. Оорт Крассом в Голландии в 1757-1760 гг., в 1776 г. установил часовой мастер И. Э. Редигер.

В 1777 г. бурей был поврежден шпиль. Исправление проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

В 1778 г. под руководством академика Леонарда Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом.

В 1779 г. в западной части собора освящен придел св. Екатерины. Плафон придела в 1830 г. расписали И. Е. и Ф. А. Павловы.

В начале XIX в. века в соборе проводились ремонтные работы при участии арх. Л. Руска, Д. Висконти, А. И. Мельникова, И. И. Шарлеманя, художников В. К. Шебуева и Д. И. Антонелли.

В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела на шпиле. Кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман?) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3, 2 м, размах крыльев - 3,8 м

Одновременно были капитально отремонтированы куранты. Работу выполнили братья Бутенопы. С 1859 г. куранты каждые пятнадцать минут исполняли музыку композитора Д. Бортнянского, а в полдень и в полночь - гимн «Боже, царя храни», написанный А. Ф. Львовым.

В 1911 г. фасады перекрасили в песчаный цвет.

Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.

После революции богослужения были прекращены, а в 1919 г. в собор запретили доступ публики. В 1927 г. здание собора было передано Музею Революции. С 1954 г. принадлежит Музею истории Ленинграда. В 1955-1957 гг. по проекту И. Н. Бенуа проведена научная реставрация. В 1987-1995 гг. художники Л. Н. Соколов и Ю. И. Трушин выполнили реставрацию картин и икон. В 1991-1995 г. проведена реставрация ангела и креста. В 1996-1998 гг. отреставрирован Екатерининский придел по проекту арх. А. Е. Гунича и С. С. Наливкиной. Там захоронена семья последнего российского императора Николая II .

В 1999-2001 г. фигура ангела вновь реставрировалась.

(по материалам , , )

Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об учреждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения: Историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость - государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства РФ от 10.07. 2001 №527: Петропавловская крепость: о. Заячий, Петропавловская крепость

Адрес: Заячий остров

Режим работы: с 10.00 до 18.00

Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно на ней. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год , когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини , создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко» , основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической эпохи Петра Первого , но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер , держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном , привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г) . Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году , при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского ). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров , став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.


Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом , или ангела с крестом - как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх . Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота - 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон . Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Часы-куранты

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований , которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым.

А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты , которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн .

Часы-куранты

Часовой механизм Петропавловского собора за историю своего существования с конца 18 века и до наших дней останавливался всего два раза, и оба раза это происходило не по причине неисправности. Часы останавливали в годы революции-Гражданской войны и в период Великой Отечественной войны. Причем в период революционного поворота общества к светлому будущему, часы подверглись расстрелу за исполнение ненавистного большевиками гимна – на часах сохранились пулевые отметины.


Тем не менее, этот гимн (Боже, царя храни …) можно услышать и сегодня, он исполняется в 12.00 и в 18.00 . А каждые 15 минут слышен перезвон из четырех музыкальных фраз.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре).


Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем - снаружи выделено куполом , установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором , яшмой и родонитом . Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас , который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Иконостас собора

Царские врата , расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур .

Скульптурная группа - фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского , и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира , Ольгу и Бориса с Глебом . В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Кафедра проповедника

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы , хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых .

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах . До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Императорская усыпальница

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года , когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого

В течение 1865 года разностильные надгробья некрополя были заменены на стандартные беломраморные, верх поверхности которых был оформлен бронзовыми позолоченными крестами. Но к концу 19 века универсальность захоронений была нарушена - Александр Третий заказал специальные саркофаги своим родителям (Александру Второму с Марией Александровной) – зеленая яшма для плиты отца, а розовый орлец для плиты матери.

Саркофаги родителей Александра Третьего

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора проводится захоронение останков семьи Николая Второго , найденных под Свердловском (Екатеринбургом). А в сентябре 2006 года в храме совершается перезахоронение матери Николая Второго - Марии Федоровны , прах которой перевезли сюда из Дании, где она умерла в 1928 году, пережив сына на 10 лет. Здесь, в Петропавловском соборном некрополе Мария Федоровна обрела вечный покой по соседству с мужем Александром Третьим.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы , соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь - в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского .


Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато . Здесь можно видеть и сердобольский гранит , и белый итальянский мрамор , темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой , рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.


Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер . Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых . Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции . Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею , и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович - правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный , а по средам - выходной . В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00 .

Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.

В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.

Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.

Установлен в 1828 в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, барельефы созданы по эскизам И. П. Мартоса.

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Ивана Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств

Отливка памятника была поручена Василию Екимову - литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).

Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.

Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного. Поэт Д Алтаузен требовал снести памятник и установить на его месте памятник Н.Некрасову.

Памятники Минину и Пожарскому в других городах

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Установлен в июне 1989 года (скульптор О. К. Комов).

Памятник Козьме Минину в Балахне,Нижегородская область.

Памятник был создан для поднятия патриотического духа и торжественно открыт 7 ноября 1943 года в г.Горьком (Нижнем Новгороде) (скульптор Александр Колобов).

Фигура Минина была выполнена из недолговечного материала (бетона) и покрашена под бронзу. Летом 1985 года памятник, требующий ремонта либо замены, демонтировали и отправили в Балахну, на предполагаемую родину героя.

Памятник Дмитрию Пожарскому в сквере у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске, Московская область

В 1610—1611 годах Дмитрий Пожарский был воеводой Зарайска.

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский, Ярославская область

Памятник Дмитрию Пожарскому в селе Пурех, Нижегородская область

До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Охотный ряд

Сдан: 1818 г.

Скульптор: Иван Мартос

Описание

В бронзе увековечены два героя поднявших Русский народ против Польских захватчиков, захвативших Москву. Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому, и призывает поднять народное ополчение для освобождения Руси от Польских интервентов. Князь Дмитрий Пожарский, сидя, правой рукой принимает меч, а левой опирается на круглый щит.

Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент. На постаменте изображены рельефные сцены начала семнадцатого века. Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.

История создания

Идея создания памятника возникла в самом начале 19-го века. Первоначально его планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. В результате конкурса, проект скульптора Ивана Мартоса был признан лучшим.

Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади. И в 1818 году памятник был торжественно открыт. На открытии присутствовал Император Александр. Еще в 1812 году после победы над Наполеоном памятник стал еще более популярен, хотя была только создана его малая модель. Памятник стал символом свободы и независимости.

В 1931 году памятник был перемещен к Храму Василия Блаженного. А в 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена точная, но немного уменьшенная копия памятника , созданная скульптором Зурабом Церетели.

Как добраться

От станции метро Охотный ряд идете через Манежную площадь на Красную площадь. Любуясь Красной площадью, проходите ее насквозь к Храму Василия Блаженного. Здесь у входа в Храм и увидите этот символ освобождения.