Могила дарьи салтыковой. По следам «душегубицы

История современной церкви зачатия Анны, что в углу, начинается с 1493 года, когда одноименная, скорее всего деревянная церковь была упомянута в летописях при описании московского пожара. Церковь, построенная в Зарядье, в урочище под названием Острый конец, расположена на пересечении Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Топонимика местности и дала обиходные названия церкви Зачатия Анны - на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом. Позже на месте деревянной церкви был построен белокаменный храм на подклети, который тоже пострадал во время пожара 1547 года. Обновленный после пожара храм, в последующие годы неоднократно изменялся и обновлялся.

В 1617 году на средства князя Д. Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов был сооружен южный придел храма в честь великомученика Мины Котуанского. Северный придел храма в честь великомученицы Екатерины возведен в 1658-1668, вероятно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же вокруг церкви была построена галерея-паперть. В XVI-XVII веках при храме была звонница, а в XVIII веке возле храма Зачатия Праведной Анны появляется двухъярусная колокольня. Колокол с нее весом 30 пудов (около 500 кг.) хранится ныне в Покровском соборе (на Рву) на Красной площади. Колокол, отлитый в 1547 г. во Франции, был куплен и пожертвован в храм в 1610 г. московским купцом М.Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви, но позднее выкуплен и возвращён в церковь князем Пожарским. Одна из древнейших церквей Москвы была закрыта в 1920-х годах, но как памятник истории оставался под охраной государства. Позже, когда в ней располагались советские учреждения, оригинальные интерьеры были утрачены. В 1955-1958 гг. проводилась реставрация храма архитектором Давидом Л.А., одновременно была разобрана колокольня XVII века.

Храм возвращен РПЦ в 1994 г., освящен в этом же году. Восстановительные работы в храме ведутся по настоящее время.



За века существования у этого храма было много названий: Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу - одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича она, по всей видимости, была деревянная.

Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата - в ночь на 25 марта 1492 года. В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси».

В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей. Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито». После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название - «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

Архитектора каменной церкви историки точно установить не могут. Принято считать, что пропорции объёмов и характер профилей напоминают некоторые постройки Алевиза Нового. Древнее ядро храма - кубический объём с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглублённом в землю подклете. Бесстолпный четверик перекрыт крестчатым сводом и увенчан стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой. Окна первоначально глухого барабана прорублены позднее. Подклет главного храма и его стены до основания свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены трёхлопастными закомарами. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трёх стен. Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII веке, образуют компактный, пластичный силуэт. Южный придел святого великомученика Мины построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1617 году. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом. В архитектурном наследии Москвы - это один из последних по времени сводов подобного типа. Над четырёхскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Есть версия, что придел существовал ещё в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига - 11 ноября 1480 года, в день святого Мины, монголо-татары снялись и ушли от реки Угры. А Пожарский, по сути, восстановил придел в камне.

С именем князя Пожарского связана история с уникальным колоколом храма. Колокол был отлит в 1547 году во Франции, а в 1610 году был куплен и пожертвован в храм московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. Тогда же на колоколе была выгравирована первая надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…». В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден «русскими ворами». В 1617 году, узнав, что продаётся колокол, похищенный из церкви, Дмитрий Михайлович его выкупил и вернул Зачатьевскому храму. Тогда на колоколе появилась вторая надпись. Опять-таки с просьбой поминать родителей.



Церковь Зачатия святой Анны в Углу с тремя приделами великомученицы Екатерины, мученика Мины и 9 мучеников стенами, иконостасами, иконами, которые ограблены, цела. Над двумя приделами стропила сгорели, церковная утварь, богатейшая, вся похищена, а посредственная и ветхая осталась.

Придел вмц. Екатерины освящен, и продолжается в нем богослужение. Приходских 8 дворов, которые хотя и были все выжжены, но 6 уже поправлены.

Священник Александр Васильев, на дьячковой вакансии диакон Василий Михайлов, пономарь Иван Андреев. Жительство священно-церковно-служители имели в церковном каменном доме, который сгорел.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.



Церковь Анны праведной зачатия находится в Зарядье, в Кривом переулке, в том углу, который образуется соединением восточной и южной частей Китай-городской стены. Называется обыкновенно «Зачатия, что в Углу», упоминается впервые под 1493 г.

Судя по наружным украшениям, нынешняя главная церковь построена после Архангельского собора (1508 г.) и после церкви Иоанна Предтечи на Бору (1509 г.), сложена из белого камня, имеет крещатые своды. В конце XVI ст. с юга пристроена церковь муч. Мины, также с крещатыми сводами, но в несколько упрощенном виде. Около начала XVII ст. пристроен с юго-запада придел Девяти мучеников, ныне упраздненный и служащий для хранения церковных вещей.

Царь Алексей Михайлович по случаю рождения у него в 1658 г. дочери Екатерины пристроил с севера придел вмц. Екатерины. В 1752 г. церковь обновлена, и выстроена нынешняя колокольня.

В прежнее время церковь была очень почитаема жителями Москвы. Известны заботы царей Иоанна Грозного и Михаила Федоровича о благолепии этого храма. Здесь сохранились памятники иконописи и литейного искусства разных веков. На колокольне есть колокол, пожертвованный, согласно преданию, князем Д. М. Пожарским. Кресты на главах приделов древние, той формы, которая выходила из употребления уже с середины XVI ст.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

В «Зарядье» все сразу бегут на парящий мост, под «стеклянную кору» и на аттракцион «Полет над Москвой ». Но есть и другое удивительное Зарядье – с историческими музеями, старинными храмами и чудесами.

После того, как вокруг парка убрали забор, открылся прямой выход на Патриаршее подворье вдоль соседней Варварки и частично Москворецкой набережной. На каждом шагу здесь памятники истории и архитектуры, храмы и музеи парка «Зарядья». Это Старый Английский Двор, пять древних церквей, палаты бояр Романовых , колокольня и Братский корпус Знаменского монастыря. Все они оказались в новом парке. Теперь вместо бесконечных селфи на парящем мосту можно посмотреть музейные редкости и прикоснуться к святыням. К тому же в холодную погоду по дорожкам среди газонов уже особо не погуляешь. Давайте заглянем в прошлое и настоящее Москвы.

ХРАМЫ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": ПЕРВЫЙ ЮРОДИВЫЙ ЖИЛ НА ВАРВАРКЕ

Храм Варвары Великомученицы (ул. Варварка, д. 2) построен в восемнадцатом веке по проекту архитектора Родиона Казакова . Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты разграбили церковь и устроили в ней конюшню. Но само здание уцелело, сохранился иконостас и некоторые иконы. Самая почитаемая среди них – икона святой Варвары с частицей мощей.

Храм преподобного Максима Блаженного на Варварке (ул. Варварка, д. 4) перестраивали несколько раз с семнадцатого века. Его назвали в честь предшественника Василия Блаженного, первого известного московского юродивого Максима. В пятнадцатом веке он жил в этом месте и здесь же был похоронен. На его могиле многие получали исцеление. В 1926 году в храме служил регентом молодой инок Платон - будущий Патриарх Пимен. Внутри на стенах церкви и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII - XIX веков с изображением Александра Невского и две белокаменные закладные доски.

Что еще

Во дворе храма со стороны парка работает сувенирный магазин «Зарядье» с павлопосадскими платками и палантинами (от 940 руб.), иконами (от 100 руб.), разными товарами из монастырских мастерских (от 500 - 1000 руб.). А рядом можно перекусить в церковной палатке едой, приготовленной в трапезной при храме. В меню – горячие пирожки с яблоком, капустой, ветчиной и сыром, ватрушка с творогом (40 – 50 руб.), чай и кофе (20 – 50 руб.), ароматные пряники (150 руб. за 0,5 кг), бутылка воды 0,5 л (50 руб.). Открыто с 11.00 и до самого последнего пирожка.

ИЗ НАГАНА ПАЛИЛИ В ИКОНЫ

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе (ул. Варварка, д. 12) появилась в середине семнадцатого века. В 60-х годах прошлого века в ней работал выставочный зал. Когда здесь вновь стали проводить службы, родственники последнего настоятеля храма вернули сюда спасенную им древнюю храмовую икону святого Георгия. Сейчас здесь можно увидеть не только святыню с частицей мощей Георгия Победоносца, но и еще несколько икон с мощами разных святых. Среди самых известных в храме - стреляная икона Божией Матери «Казанская». Образ пробили 13 пулями из нагана во время революции. Уцелевшую икону показывали на выставках в храме Христа Спасителя, на экспозициях в Вашингтоне и Вене .

Главным храмом Патриаршего подворья в Зарядье стал Знаменский собор (ул. Варварка, д. 8) – пятиглавое здание из красного кирпича. Его возвели в 1679 - 1682 годах зодчие Федор Григорьев и Григорий Анисимов . Церковь дала название Знаменскому монастырю, основанному в Зарядье во владениях бояр Романовых первым русским царем из этой династии Михаилом Федоровичем. Монастырь закрыли в 20-е годы прошлого века. Кроме собора, сейчас можно увидеть колокольню восемнадцатого века и Братский корпус монастыря. Внутри Знаменского собора в стенах за плитами с надписями находятся захоронения церковных служителей и военных. Среди икон - образ святого Николая Чудотворца с частицей мощей.

Ближе к Москворецкой набережной между «стеклянной корой» и парящим мостом стоит храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу. Он был построен в шестнадцатом веке. Иван Грозный подарил церкви чудотворный образ Божьей Матери. Этот храм почитался династией Романовых. Сейчас он закрыт на реконструкцию.

ВНИМАНИЕ!

В Патриаршем подворье все храмы открыты с 8.00 до 19.00. В них проводятся богослужения, обряды, постоянно приходят прихожане с молитвой. Поэтому не стоит нарушать сложившийся в них уклад жизни, шуметь, щелкать фотоаппаратом, что-то жевать. В одежде постарайтесь придерживаться православных канонов. Для женщин – платок и юбка ниже колена, желательно обойтись без яркого макияжа. При необходимости вам могут выдать временно платок и юбку на входе. Или можете здесь же купить новые в среднем за 50 – 100 рублей. Мужчинам нужно снимать головной убор на входе. Если хотите помолиться, поставить свечку, подать записку о здравии или упокоении, то работники храма всегда подскажут, что и как делать. Здесь также принимают записки о молитвах в соборах Кремля.

МУЗЕИ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ!

С обеих сторон Знаменский собор «подпирают» музейные здания. Рядом находится музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Исторического музея (ул. Варварка, д. 10). Сейчас этот пряничный домик, который был родовым гнездом самых первых представителей царской семьи, остается единственным в России музеем с подлинными предметами боярского быта и построек. Попасть сюда можно только с экскурсией в определенные часы. Прогулка длиной в 1,5 часа начинается во дворе древних палат с первого в Москве подземного музея. В него попадаешь через небольшую дверь в уличной стене и по немного тесной закругленной лестнице. Чувствуешь себя при этом, словно в потайной комнате времен Ивана Грозного. Под землей гид покажет воссозданную поварню – древнюю кухню, на которой готовили еду боярам. А в стене спрятан под прозрачным стеклом археологический раскоп с фрагментами старинных построек - сразу ощущаешь, что попал в Москву пятнадцатого века.

    Что в Углу (что на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай городе на берегу, что за Соляным рядом) (Москворецкая набережная, 3). Одноимённая, видимо, деревянная церковь в конце главной Великой улицы древнего посада впервые… … Москва (энциклопедия)

    Православный храм Церковь Антипия на Колымажном дворе … Википедия

    ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (cтавропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2 м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка. Основан, вероятно, в 80 х гг. XVI в. на участке древнейшей жен. обители столицы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон ря. Древнейшая … Православная энциклопедия

    О соимённом московском храме см. церковь Зачатия Анны, что в Углу Церковь Аннозачатиевская церковь … Википедия

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с… … Художественная энциклопедия

    Сигизмундов план Москвы. 1610. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147. В этом году суздальский князь пригласил «в Москов» черниговского князя Святослава Ольговича и 4 апреля устроил в его честь «обед силен». Согласно летописному… … Москва (энциклопедия)

    1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река. Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или … Географическая энциклопедия

    Действующие храмы Москвы. Цифрами на карте обозначены: Кремль 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Церковь Успения 9. Церковь Спаса Преображения в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского 10. Большой собор Донской Богоматери 11. Малый собор… … Москва (энциклопедия)

В 1768 году рядом с Лобным местом у позорного столба стояла помещица Дарья Салтыкова — знаменитая Салтычиха, насмерть замучившая как минимум 138 своих крепостных. Для женщины не являющейся правительницей, это своего рода рекорд, самое большое число жертв в истории…

Пока дьяк зачитывал с листа совершенные ею преступления, Салтычиха стояла с непокрытой головой, а на ее груди висела дощечка с надписью «Мучительница и душегубица». После этого ее отправили на вечное заточение в Ивановский монастырь.

Живописное, тихое, окружённое хвойным лесом поместье Салтыковых в подмосковном Троицком вскоре после скоропостижной кончины хозяина превратилось в какое-то проклятое место. «Как будто чума поселилась в тех краях», – шептались соседи. Но сами жители «заколдованного поместья» опускали глаза и делали вид, что всё как всегда и ничего особенного не происходит.

А между тем число крепостных крестьян неуклонно сокращалось, а на сельском кладбище чуть ли не еженедельно появлялся новый могильный холмик. Причиной необъяснимого мора среди салтыковских крепостных была не массовая эпидемия, а молодая вдова, мать двоих сыновей – Дарья Николаевна Салтыкова.

С жалобой к Екатерине II

Весной 1762 года крепостные Савелий Мартынов и Ермолай Ильин совершили побег, задавшись целью добраться до Петербурга и передать жалобу на свою хозяйку самой императрице. Не страшили мужиков ни полицейские облавы, ни возможный поход по этапу в Сибирь. Савелию так и вовсе терять было нечего. После того, как Салтыкова хладнокровно убила трех его жен подряд, крестьянин потерял надежду на спокойную и счастливую семейную жизнь.

Может, произошло чудо расчудесное или небеса услышали молитву доведенных до крайней степени отчаяния крепостных, но только «письменное рукоприкладство» – так именовалось письмо к Екатерине II – все-таки попало в руки императрицы. Государыню не смутил ни дворянский титул обвиняемой, ни ее многочисленные покровители, и уже через несколько дней после прочтения жалобы было возбуждено уголовное дело против Салтыковой Дарьи Николаевны, которую обвиняли в многочисленных убийствах и жестоком обращении со своими крепостными.

Следствие по делу Салтычихи длилось шесть лет, были исписаны десятки томов и опрошены сотни свидетелей, и все они рассказывали, что после смерти мужа новая хозяйка поместья словно с цепи сорвалась. Никто не мог и подумать, что некогда робкая и набожная 26-летняя женщина станет самым жестоким образом не только издеваться над своими крепостными, но и зверски расправляться с каждым, кто совершит хоть малейшую ошибку в ведении домашнего хозяйства.

За семь лет Салтыкова убила как минимум 138 своих подданных. Поводом для казни могло послужить недовольство барыни качеством стирки или уборки. Как позже рассказывали свидетели, проходившие по делу Салтыковой, помещица приходила в неистовство оттого, что какая-нибудь дворовая девка не справлялась со своими обязанностями по дому. Она хватала что под руку попалось и начинала избивать несчастную крестьянку. Потом могла обварить ее кипятком, выдрать не один клок волос из головы или просто их поджечь.

А если после многочасовых экзекуций помещица уставала, а жертва еще подавала признаки жизни, то ее обычно приковывали на ночь к столбу. Утром изуверская казнь продолжалась, если в приговоренной еще таилась хоть одна капля жизни.

Лишь единицы замученных Дарьей Салтыковой были отпеты в церкви и похоронены на сельском кладбище, как того требуют христианские обычаи.

Тела же остальных пропали бесследно. А в хозяйственных книгах было указано, что «один сбежал, трое отправлены в наши вологодские и костромские поместья, а еще около десятка проданы по 10 рублей за душу». Впрочем, в ходе расследования не удалось отыскать ни одного человека из этого списка.

Месть за нелюбовь

Эта страшная женщина находилась в тесном родстве с Давыдовыми, Мусиными-Пушкиными, Толстыми, Строгановыми, вращалась в высших кругах общества, имела самые влиятельные связи, но при этом была абсолютно безграмотна и не умела даже писать. Доподлинно известно, что троицкая помещица была очень религиозна. Она несколько раз совершала паломничества к христианским святыням и никогда не жалела средств на пожертвования. Но жестокая Салтычиха была полной противоположностью той Дарье Николаевне, которую с почетом и уважением принимали в лучших домах Москвы и Санкт-Петербурга.

Все московские чиновники опасались браться за столь сомнительное дело, в котором крепостные шли против своей барыни, да еще столь влиятельной и титулованной. В конце концов папка оказалась на столе у следователя Степана Волкова. Он, человек безродный и не светский, отличался беспристрастностью и упорством, и с помощью князя Дмитрия Цицианова смог успешно довести дело до конца.

Сколько препятствий ни чинила Салтыкова следствию, но выйти сухой из воды ей так и не удалось. Каждая новая улика влекла за собой целую цепочку преступлений. Выяснилось, что задолго до того, как крепостные передали жалобу Екатерине II, в архивах московских инстанций спокойно себе пылились более 20 таких же жалоб, написанных ранее. Но ни одной из них власти не дали ход. А повальные обыски в имениях Салтыковой и изъятые счетные книги указывали на то, что чиновники этих ведомств получили от Дарьи Николаевны богатые подарки или некую финансовую помощь.

Может, поэтому сама помещица, на протяжении всего следствия, была не только уверена в благополучном освобождении, но и продолжала всяческими способами запугивать своих крепостных. Тем не менее, Екатерина II была крайне оскорблена поведением своей подданной, которая создала некую модель «государства в государстве», учредила свои законы, единолично решала «кого казнить, а кого миловать», и тем самым возвела саму себя в ранг царственной особы.

В процессе расследования выяснился и еще один факт, который вывел следствие на новый уровень.

Оказалось, что помимо расправ в собственных землях, Салтыкова планировала убийство своего соседа-дворянина Николая Тютчева. Дед известного поэта находился в любовных отношениях с молодой вдовой, но жениться решился на другой. Вполне возможно, именно потому, что ему были известны странные наклонности экзальтированной любовницы. Дарья Николаевна сходила с ума от ревности и обиды. Она решила отомстить неверному возлюбленному и его новой пассии.

По ее поручению доверенные слуги, которые не раз помогали ей в домашних экзекуциях, приобрели несколько килограммов пороху. Этого хватило бы, чтобы разнести до последнего кирпичика весь московский особняк Тютчева, в который он тогда переехал со своей невестой. Но Салтыкова вовремя осознала, что убийство дворянина и крепостного – совсем разные вещи, и отказалась от своих кровавых намерений.

На второй год следствия Салтыкову взяли под караул. Только тогда запуганные крестьяне стали неохотно рассказывать обо всех ужасах, свидетелями которых им приходилось некогда быть. Были полностью доказаны 38 случаев смертей от рук помещицы: жертвами стали 36 женщин, девушек и девочек, и лишь двое молодых мужчин.

Были и двойные убийства, когда помещица избивала беременных женщин, пока у тех не случался выкидыш, а позже расправлялась и с самой матерью. 50 человек умерли от всяческих болезней и переломов, ставших результатами побоев. Конечно, оставались еще десятки бесследно исчезнувших крестьян, чьи тела не были найдены, а следы терялись, но имевшихся доказательств хватило для самого жестокого приговора.


Красная пахра — поместье Салтычихи

«Мучительница и душегубица»

В архивах уцелели четыре черновика-наброска по делу Салтыковой, собственноручно написанные императрицей. Регулярно в течение шести лет она получала отчеты с подробным описанием всех злодейств помещицы. В протоколах же допросов самой Салтыковой следователь Степан Волков вынужден был писать одно и то же: «Вины за собой не знает и оговаривать себя не будет».

Императрица поняла, что шансом на раскаянье помещица не воспользовалась, а за свою непоколебимость поблажек не получит. Надо было продемонстрировать, что зло остается злом, кто бы его ни творил, и закон в государстве для всех один.

Приговор, составлением которого Екатерина II занималась лично, заменив при этом фамилию «Салтыкова» на эпитеты «бесчеловечная вдова», «урод рода человеческого», «душа совершенно богоотступная», вступил в силу 2 октября 1768 года.

Дарья Салтыкова лишалась дворянского титула, материнских прав, а также всех земель и имущества. Приговор обжалованию не подлежал.

Вторая часть приговора предусматривала гражданскую казнь. Накануне мероприятия по городу были расклеены афиши, а титулованным особам разосланы билеты на казнь их бывшей приятельницы. 17 ноября 1768 года, в 11 часов утра Салтычиху вывели на Лобное место Красной площади. Там она была привязана к столбу с табличкой «мучительница и душегубица» на глазах у большой толпы москвичей, которые съехались на площадь задолго до того, как туда привезли осужденную. Но даже часовое «поносительное зрелище» не заставило Салтыкову раскаяться.

Затем ее отправили на вечное заключение в тюрьму Донского монастыря. Первые одиннадцать лет она была буквально заживо похоронена в вырытой в земле «яме покаянной» глубиной в два метра и заложенной сверху решеткой. Свет Дарья видела только дважды в день, когда монахиня приносила ей скудную еду и огарок свечи. В 1779 году Салтычиха была переведена в одиночную камеру, которая располагалась в монастырской пристройке.


Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в который заключили Дарью Салтыкову. Фото: Public Domain.

В новых апартаментах было небольшое окно, через которое осужденная могла смотреть на свет. Но чаще приходили смотреть на нее. Говорят, что Салтычиха плевала через решетку на визитеров и пыталась добраться до них палкой.

Посетителям монастыря было дозволено не только смотреть на осужденную, но и разговаривать с ней. Есть слухи, что после 1779 года Салтыкова родила ребенка от солдата-охранника. Бывшая помещица содержалась в каменной пристройке храма до самой своей смерти.

Умерла Салтычиха 27 ноября 1801 года в возрасте 71 года, проведя в заточении 33 года. Там же, в Донском монастыре была похоронена на монастырском кладбище. Могила помещицы-убийцы существует и по сей день, вот только имя злодейки совсем стерлось, а вместо надгробной плиты остался большой каменный кол.

Сегодня нет ни одного свидетельство о том, что Дарья Салтыкова раскаялась в содеянном.

фото: cemetery-ru

Современные криминалисты и историки предполагают, что Салтычиха страдала психическим расстройством - эпилептоидной психопатией. Некоторые и вовсе считают, что она была латентной гомосексуалисткой. Установить сегодня достоверно это не представляется возможным.

Уникальной же история Салтычихи стала потому, что дело о зверствах этой помещицы завершилось наказанием преступницы. Имена некоторых жертв Дарьи Салтыковой нам известны, в отличие от имён миллионов людей, замученных русскими помещиками за время существования крепостного строя в России.

Подмосковное имение Троицкое и деревня Тёплый Стан, в котором совершала злодейства кровожадная помещица, были проданы сначала мужу родной сестры Салтычихи, брянскому дворянину Ивану Никифоровичу Тютчеву, а затем Николаю Тютчеву, который вместе с женой скупал участки земель и крестьян. Спустя несколько лет Тютчевы стали довольно состоятельными людьми, во владении которых числились более двух тысяч крестьянских душ.

Городской дом Салтычихи в Москве находился на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий Мост, то есть на месте, где позже были построены здания, принадлежавшие ныне ФСБ России. Усадьба, где, как правило, она совершала убийства и истязания находилась на территории поселка Мосрентген (Троицкий парк) рядом с МКАД в районе Теплого стана.