Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы, организация наблюдений в экологической комнате - наблюдение. Наблюдение за неживой природой

Наш гость пушистый зверёк. ХОМЯК
(Наблюдение за хомяком с элементами труда)
З а д а ч а: 1. Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; 2.Способствовать освоению детьми представлений о способах ухода за хомяком: сколько корма давать хомяку, нужно ли убирать остатки корма из «кладовки», как мыть кормушку, поилку, как менять подстилку, не пугая хомячка, аккуратно беря его в руки, делая «лодочку»;3.Способствовать расширению представлений о повадках хомячка (прячет за щеки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку), его потребностях (чтоб хомяк не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей); 4.Способствовать установлению детьми связей между внешним строением и особенностями поведения хомячка, между повадками и способами ухода за ним.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за хомячком в экологической комнате или в группе.
– Чтение художественной и популярной литературы о хомяках.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Воспитатель в группу приносит хомячка, предлагает понаблюдать за ним и узнать, что ему нужно для хорошего самочувствия. Дети наблюдают за хомячком и обсуждают, как он себя ведет, что делает.
– Как вы думаете, что ему нужно, чтобы он чувствовал себя хорошо?
– Зачем нужно ухаживать за хомячком?


2. П о и с к о в а я д е я т е л ь н о с т ь «Что любит хомячок?».
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть различную пищу. В процессе беседы и наблюдения за хомячком выясняют, что любит есть хомячок, сколько корма ему нужно, как часто его следует кормить.
– Обратите внимание, как он ест, куда спрятал часть пищи.
– Хомячок – запасливый зверек, он прячет пищу в защечные мешочки, а затем относит в «кладовочку». Не нужно разорять запасы хомячка.
3. Т р у д о в а я д е я т е л ь н о с т ь д е т е й.
Дети определяют путем обследования места обитания хомячка, нужно ли убирать клетку, как правильно выполнять уборку, чистку клетки. Дети помогают воспитателю убрать клетку.
4. И г р а «Что любит хомячок?».
Дети сидят по кругу и передают друг другу мяч. Получивший мяч, должен назвать любимое лакомство или повадку хомячка
5.Творческая деятельность.(И.З.О.)А, теперь давайте нарисуем хомяка, чтобы у нашего питомца появились друзья!
Дети садятся рисовать за столом красками, на листе бумаги готовые шаблоны рисунка. Необходимо дорисовать ушки, лапки и раскрасить рисунок.
РЕЗУЛЬТАТ: Способствовали расширению знаний детей о живой природе.Обратили особое внимание детей на способы ухода за животными и бережного отношения к ним.

Знакомя с разнообразными явлениями неживой природы необходимо воспитывать у детей эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.

Сезонные и погодные явления. В теплое время осени наблюдения проходят при активном участии самих детей.

Слушая рассказ о золотой осени, дети отмечают и тепло ласкового солнца, и синее небо, и медленно плывущие белые облачка.

В ненастный дождливый день не стоит устраивать наблюдение, не подготовив ребенка к восприятию этой унылой картины. Детям будут не совсем понятны высказывания взрослого о тучах, о ненастной погоде. Целесообразно начать работу с подготовительной беседы во время сборов на прогулку. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, спрашивает, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонты. Закрепляя детские знания о предназначении этой одежды, воспитатель связывает их с погодными условиями конкретной прогулки: Холодно, идет дождь, вот поэтому у всех плащи и сапоги. Выйдя на прогулку, воспитатель закрепляет сказанное: Посмотрите, как одета бабушка, какой у нее красивый зонт, похож на цветок. А где птички? Они спрятались, не хотят, чтобы перышки их стали мокрыми! А нам дождь не страшен: у нас и сапоги, и плащи, и гуляем мы на веранде.

Таким образом, характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают формирование соответствующих связей и представлений детей.

Неожиданно пошел густой мохнатый снег. Сквозь его пелену детям интересно смотреть на мир. Снегопад! - говорит взрослый, и Дети начинают понимать, о чем идет речь.

Взрослый обращает внимание детей на то, какое солнышко во время прогулки. Весной оно ласково светит, пригревает. Дети могут убедиться в этом сами: бегают по участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде. Летом солнце бывает жарким. Тогда приятнее играть в тени под деревьями.

Взрослый обращает внимание детей и на цвет неба. Оно бывает разного цвета: синее, голубое и даже серое. По нему плывут то легкие белые облачка, то огромные серые тучи.

Чувственный опыт ребенка обогащается, когда взрослый образно рассказывает о ветре: В осеннюю пору он зло завывает, срывает листья, гонит тучи. Летом ветер-ветерок ласково веет, несет прохладу.

Дождь тоже разный. В непогоду мелкий, затяжной. Сразу все вокруг становится серым, унылым. Летом весело скачет, радостно и звонко стучит по крышам, пузырится в лужах и быстро убегает.

На прогулке застал детей град. Белые горошины скачут, катятся во все стороны, быстро тают. Дети могут взять их в руку, ощутить холод, заскочившие на веранду горошины сравнить по величине.

Интересное красочное явление - радуга. Она разноцветной дугой раскинулась на небе. Показывая ее детям, прочитать потешку Радуга-дуга.

Сезонные явления пока еще не до конца понятны младшим дошкольникам, но яркие впечатления от них остаются в душе каждого ребенка. Погодные явления в такой же мере доступны пониманию ребенка.

В холодный морозный день, когда не видно солнца, дети чувствуют себя неуютно. Взрослый должен поднять их настроение: Слышите, как снег хрустит, поскрипывает под ногами? Прислушались дети, а взрослый предлагает: Посмотрите, какие-то следы на снегу. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости? Пусть дети сами рассказывают, фантазируют, проявляют активность, интерес к окружающему. Цель достигнута. Вот уже и оживились все ребятишки.

Следует учитывать, что настроение детей может резко понизиться уже при выходе на прогулку, едва малыши увидят серое небо, мокрые кусты, поникшие цветы. Взрослому нельзя оставлять детей в таком настроении. Надо что-то экстренно предпринять. Изменить настроение могут, например, две лягушки, которые проскакали по дорожке и скрылись в траве. Где они? Почему не видно? И вскоре после рассказа воспитателя дети весело скачут, распевают песенку Музыкальных ребят (см. летние конспекты прогулок).

Наблюдения за сезонными и погодными явлениями тесно связаны с наблюдениями за растительным и животным миром, помогают сформировать первые представления о временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша.

Все залито солнечным светом. На фоне синего неба еще ярче выделяется желтый цвет растений. Какого цвета деревья и кусты? Какого цвета ковер из листьев под ногами? Все это - золотая осень. Осень желтого цвета.

Все вокруг, куда ни глянь, утопает в снегу, покрыто снегом, укутано им. Все вокруг белым-бело. Какого цвета зима? Дети отвечают сами.

Что значит солнышко пригревает? Пусть дети убедятся в этом сами. Бегая по участку, пусть прикладывают ладошку к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая разницу температур. Всем становится понятно: солнышко спешит все согреть, весну встречать пора. Теперь уже стремительно изменяется все вокруг: люди сменили шубы на куртки, валенки - на резиновые сапоги. Почему? А где снег? Откуда столько луж, ручьев? Кругом журчит, поет вода. Почему? Чему радуются птицы? Оказывается, все это потому, что весна на дворе. Пришла красавица-весна, и вдруг все вокруг зазеленело. Трава какого цвета? Листья какого цвета? Так какого цвета весна?

А летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной поляне. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они - как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах - как цветы. Все нарядное, красивое. Лето красного цвета.

А что значит солнце припекает? Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое, летнее постаралось.

Природный материал.

Вода. Ознакомление с водой и ее свойствами осуществляется в теплое время года в конце прогулки, когда есть возможность сразу же завести всех в помещение и переодеть при необходимости. Проводится такое ознакомление в виде игр-занятий под строгим контролем взрослого (см. раздел Самостоятельная деятельность детей).

Лужи. Детям интересно рассматривать лужу. В ней отражаются предметы ближнего окружения, которые могут исчезнуть, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают большие и маленькие. Одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Лужи также бывают глубокие и мелкие. Для этого их измеряют лопаткой, палочкой (но не сапогом). Измерив, вместе со взрослым дети решают, можно по ней провести машину или она утонет.

Детям нравится по луже пускать разные предметы, которые есть под рукой: ветки, щепки, пластмассовые и бумажные кораблики, мячи и др. Интересно, что тонет, что плавает. Увлекаясь, дети бросают в лужи лопатки, разнообразные игрушки, поэтому взрослому приходится их останавливать.

Ручьи. Дети сами находят себе занятия: соединяют ручьи, прокапывая канавки, поворачивают их русла. Веселое журчание ручьев, солнечные блики, тепло - все радует детей.

Снег. Знакомство со свойствами снега и льда происходит во время выполнения трудовых действий зимой. Ошибкой практики следует считать то, что взрослый, стараясь придать красочность постройкам, иногда окрашивает снег в яркие цвета. Ребенок с помощью взрослого должен понять и принять красоту и великолепие природного материала (читается отрывок из стихотворения Н. Никитина На дворах и домах). Чуть оживить снег могут мелкие цветные льдинки, выложенные узорами самими детьми. Помимо построек, дети выполняют разнообразные дидактические упражнения, игры, задания типа Какое ведро тяжелее (с пушистым или мокрым снегом)?.

Песок. Предлагается детям в свободное пользование в теплое время года и широко применяется ими. Игры с песком более содержательны, когда взрослый предлагает специально подобранный набор мелких игрушек или когда дети по собственной инициативе начинают использовать разнообразный природный материал в качестве заместителя.

Глина, тесто. Дети используют ее, когда по предложению взрослого и с его помощью начинают лепить недостающий игровой материал: чашки, блюдца, угощенья, украшения и т. д.

Часто вместо глины применяется и цветное тесто. Оно удобно тем, что его можно заготовить впрок довольно много. К тому же в зависимости от желания малыша этому подсобному материалу придают тут же соответствующую окраску. Оторвал малыш себе кусок теста, сам покрасил в розовый цвет и слепил ежа. Берет другой кусок, красит - вылепил медведя. Увлеченно действует малыш, соединяя цветные куски между собой, меняя по ходу свои замыслы, в конце такой творческой работы он точно знает, что получилось. Вылепленные персонажи появляются на лужайке, под кустами. В следующий раз их угощают сделанными ягодами, морковками, яблоками. Бывает, разноцветных ежей собирается целая семейка - и всем хватает и места под кустом и угощений.

Сооружения из снега, вылепленные из глины и теста зверушки используются в наблюдениях, целью которых является развитие пространственных ориентировок. Уточнить место расположения многочисленных построек из снега зимой, конкретизировать знания детей об их назначении помогает прием - показ этих построек любимым игрушкам (вынести на участок большую куклу Машу) или гостям (после новогоднего праздника приходит Снегурочка). Дети наперебой показывают, как можно играть со слоненком, с жирафом и т. д.

Камешки, ракушки. Во время целевых прогулок на опушку леса, к водоему дети собирают камешки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры-задания, учатся первоначальному счету. Хранится этот материал в специальных небольших легких ящичках, удобных для переноса, или в маленьких корзиночках. Чтобы детям было интереснее играть, камешки можно покрасить масляной краской, тем самым усилив естественный цвет: голубовато-серый, зеленовато-желтый. Ошибка, когда воспитатели красят камешки в яркие цвета (дети могут принять их за конфеты, взять в рот). Ребенок должен научиться ценить естественную красоту природы. Дети подолгу и разнообразно используют природный материал в самостоятельной деятельности (см. гл. Самостоятельная деятельность детей).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение моря, волны, на нем кораблик с раздутыми парусами, и читает стихотворение.

Конспект занятия по экологическому воспитанию

Тема: «Наблюдение за ветром»

Закрепить знания о тихой погоде, ветреной, силе ветра .

Определить направление ветра по окружающим предметам, флюгеру .

Холодный ветер – северный, теплый – южный.

Познакомить с флюгером .

Отмечать ветреную погоду в календаре природы .

Методические приемы: Чувственное восприятие, наблюдение, сравнение. Есть ли сегодня ветер … Как узнать? С какой стороны он дует? Сильный или нет, теплый или холодный? Определить по флюгеру направление ветра , по сторонам света. Холоднее ли ветер, чем вчера. Надо ли отмечать в календаре природы .

Оборудование: флюгер , календарь погоды, окружающие предметы.

Ход наблюдения

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение моря, волны, на нем кораблик с раздутыми парусами, и читает стихотворение:

«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На разбитых парусах»

Затем задает детям вопрос:

Ребята, почему на кораблике изображены такие раздутые паруса? Отчего это происходит? Что помогает кораблику?

Д. Их раздувает ветер.

В. Правильно, ветер здесь какой?

Д. Сильный.

В. Дети, а давайте все вместе оденемся и выйдем на улицу и определим, какой ветер сегодня на улице (выходят на улицу).

В. Ребята знаете ли вы как определить какая погода (ветреная или нет) и с какой стороны дует ветер.

Д. незнаем.

В. Так вот, можно определить по флюгеру.

Что такое флюгер ?

Воспитатель показывает детям флюгер (палочка на ней вертушек с буквами «С.Ю.». Воспитатель демонстрирует руками, как он крутится).

В. Ребята вот эта штучка называется флюгер. По ним определяют направление ветра. Давайте все вместе скажем это слово и запомним (дети повторяют за воспитателем. Устанавливают флюгер вместе с воспитателем, определяют что ветер северный).

В. Ребята посмотрите вертушёк крутится. И по букве мы видим, что ветер северный.

В. Оля, как мы определили какой ветер?

О. По флюгеру.

В. Правильно! А кто мне скажет, какой ветер, сильный или нет.

Д. Сильный.

В. Ребята я думаю, что к этому ветру подходят слова:

«Ветер, ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи туч».

Правда! Сильный же ветер гоняет по небу тучи?

В. Дети, вспомните. Когда вы вчера утром шли в сад, какой был ветер. Холоднее чем сегодня?

В. Дети, посмотрите как качаются деревья от ветра. Как они качаются?

Д. Сильно. Из стороны в сторону.

В. Правильно. А можно глядя в окно определить есть ли на улице ветер или нет?

В. А может кто-нибудь из вас знает стихотворение или загадку о ветре? (дети предлагают свои варианты).

В. А давайте сейчас пойдем в сад и вы мне покажите в рисунках, какой сильный на улице ветер. И заодно мы с вами отметем в календаре природы ветер (приходят в группу, отмечают в календаре; затем садятся рисовать).