Певец русской природы. Левитан: еврейский певец русской природы Последние годы жизни художника

(1860 - 1900 гг.)
Его называли певцом русской природы. Русский пейзаж очень хорош у Левитана. Его дали как-то особенно зовущие. Его тишина – особенно печальна. Его просторы говорят о первозданности природы. В его полотнах много какого-то личностного одиночества наедине с природой и Россией.

Будущий художник родился в деревне Кибарты Ковенской губернии на западной границе Российской империи, в семье бедного станционного смотрителя. Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Он жил в еврейской среде. Его дед был раввином.

Маленький Исаак не любил суеты. Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. Он мечтал о красивом и огромном мире. Он рос лириков вопреки своему окружению. Семья между тем страшно бедствовала. И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. В Москве было холодно и тоскливо. Вспоминались Кибарты с из просторными далями. Исаак пошел в школу. Он постепенно привыкал к большому городу, стал замечать, что Москва красива.

В 13 лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец. В 17 лет он остается абсолютно нищим. Его исключают из училища за неуплату за обучение. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму, и Левитан продолжает образование. Училище освобождает юношу от платы за обучение. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже. Дома или своего угла у него не было. Через некоторое время А.К.Саврасов взял Левитана в сою мастерскую.

Счастью его не было предела. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Начало было блестящим. Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает.

И его усердие было вознаграждено. Третьяков заметил молодого пейзажиста. Приобрел его картину «Осенний день. Сокольники» за 100 рублей. Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Поэтому он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. И снова везение – знакомство с Саввой мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В.Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. Премьера оперы прошла блестяще. За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. Он писал суровый Крым, и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве. Он прославился как пейзажист. Несчастная любовь к молодой художнице Софье Кувшинниковой заставляет Левитана бежать от светской жизни и поселиться на Волге.

1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. Он пишет «Вечер на Волге». Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки. Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес. Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом. Он пишет таинственную мирную старину. Пишет «Березовую рощу», и «После дождя. Плес», «Заросший пруд». Картина «Вечер. Золотой Плес» была изумительна. Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо. По берегу Волги стелется вечерний туман. Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. Эта красота молчалива и чиста.

Он уедет в Москву и вновь вместе с Кувшинниковой возвратится на Волгу. Ему теперь пишется легко и хорошо. Теперь это Юрьевец. Древний город старых легенд. Там он наткнулся на старый монастырь. Родилась картина «Тихая обитель» - многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. И все тут жизнерадостно.

Живописец Поленов рекомендовал его передвижникам – Левитан поехал в Петербург на торжественный обед Товарищества, где и был принят в его ряды. Он теперь постоянно участвует в ежегодных выставках передвижников.
На следующее лето Левитан вместе с Кувшинниковой поселяется на даче в Тверской губернии, в затишье. Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. Все лето художник работает над картиной «У омута». А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. Там рождается картина «Владимирка» - картина о дороге печали, о дороге каторжников.

В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, Париж…Там он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия!» Вернется он домой осенью и будет много писать. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень».

Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». В полой воде, затопившей деревья, избы, тихо покачивается пустая лодка, тянутся вверх, в немыслимую высь, ветки еще голых деревьев.

Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил.
Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось. На похороны из-за границы приехал Серов, а Нестеров в далеком Париже выстоял траурный пост у его работ на Международной выставке в Париже.


План:

I. Певец русской природы

II. Краткие сведения биографии

III. Творчество Левитана

IV. Описание картины «Март»

V. Картины Левитана: «Март», «Владимирка», «Осенний день. Сокольники.»

VI. Заключительная статья

I . У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.

Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского пейзажа. Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов, скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю живописность самых обычных вещей – от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе. Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и передает нам свою любовь к родине. Большинство из нас умеет просто смотреть, тогда как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь Левитан.

При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние – это, конечно, глубочайшая неправда. Как можно назвать печальным художника, раскрывшего все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?! Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до последней нитки на холсте любовью к своей стране?!

Грусти не было и нет. Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту, немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне. Это вовсе не грусть, это совсем иное – действенное, живое, плодотворное, всем знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем его точнее определить.

Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так велика наша благодарность художнику.

II . Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях. В 1873г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа – сначала А.К.Саврвсов, затем В.Д.Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники.», «Мостик. Саввинская слободка.») словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная.

III . Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор – и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А.Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога – путь осужденных на каторгу – рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана – «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.

IV . Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

VI . Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое, сокровенное, родное, чему название – Русь.

Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не любил этого прозвища.

Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905г. Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков – туберкулез – свалил мастера в период наибольшего расцвета его таланта.

Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других современников этих живописцев настает блистательный период русского искусства.

«Владимирка». 1892г., Государственная Третьяковская Галерея

«Март», 1895г., Государственная Третьяковская Галерея

«Осенний день. Сокольники.» 1879г. Государственная Третьяковская Галерея

Список используемой литературы :

1) М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова, энциклопедия «Искусство», изд.: «Просвещение», Москва, 1969г., с.440-442

2) М. Аксенова, «Энциклопедия для детей», том 7,

«Искусство», часть вторая, изд.: «Аванта плюс»,

Москва, 1999г., с. 392-395

3) «Государственная Третьяковская Галерея», изд.:

«Искусство», Москва, 1988г., с.187

4) энциклопедия «Что такое? Кто такой?», том 1, изд.:

«Просвещение», Москва, 1968г., с. 400-401

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по теме:

Исаак Ильич Левитан как певец русской природы

У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.

Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского пейзажа. Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов, скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю живописность самых обычных вещей - от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе. Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и передает нам свою любовь к родине. Большинство из нас умеет просто смотреть, тогда, как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь Левитан.

При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние - это, конечно, глубочайшая неправда. Как можно назвать печальным художника, раскрывшего все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?! Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до последней нитки на холсте любовью к своей стране?!

Грусти не было и нет. Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту, немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне. Это вовсе не грусть, это совсем иное - действенное, живое, плодотворное, всем знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем его точнее определить.

Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так велика наша благодарность художнику.

Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях. В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа - сначала А.К. Саврвсов, затем В.Д. Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», «Мостик. Саввинская слободка») словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная.

Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор - и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут - место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния - здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А. Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога - путь осужденных на каторгу - рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо - символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана - «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894-1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ - «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX - XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана - признавая или отвергая его живописную манеру.

Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней - все предвещает весну: вся природа, все предметы - все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое, сокровенное, родное, чему название - Русь.

Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не любил этого прозвища.

Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905 г. Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков - туберкулез - свалил мастера в период наибольшего расцвета его таланта.

Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других современников этих живописцев настает блистательный период русского искусства.

левитан картина март

Рис. 2 - «Осенний день. Сокольники» 1879 г. Государственная Третьяковская Галерея

Список используемой литературы

1. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев, М.Г. Неклюдова, энциклопедия «Искусство», изд.: «Просвещение», Москва, 1969 г., с. 440-442.

2. М. Аксенова «Энциклопедия для детей», том 7.

3. «Искусство», часть вторая, изд.: «Аванта плюс», Москва, 1999г., с. 392-395.

4. «Государственная Третьяковская Галерея», изд.: «Искусство», Москва, 1988 г., с. 187.

5. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», том 1, изд.: «Просвещение», Москва, 1968г., с. 400-401.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография Левитана Исаака Ильича (1860 - 1900) - художника-живописца, пейзажиста, мастера лирического пейзажа. Импрессионистическая трактовка видимого мира в живописи художника. Колорит и артистическая свобода фактуры. Лирический русский реализм.

    презентация , добавлен 20.03.2014

    Годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Творчество раннего периода Левитана. Знакомство с русским писателем А. Чеховым. Работа над волжскими пейзажами. Посмертная выставка произведений в Петербурге и Москве. Последние годы жизни.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Составление цели и задачи урока по обучению навыкам анализа живописного произведения на примере картин Исаака Левитана "Тихая обитель", "У омута", "После дождя. Плёс", "Вечер. Золотой Плёс", "Золотая осень", "Березовая роща", "Март", "Первая зелень".

    презентация , добавлен 29.11.2010

    Левитан И.И. - русский живописец-передвижник, крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна, создатель "пейзажа настроения". Подобно своему другу Чехову, Левитан вносит в пейзаж мечту о прекрасном.

    реферат , добавлен 04.05.2008

    Творческий поиск пейзажистов-передвижников. Мастер камерного лирического этюда Исаак Левитан. Импрессионистическая трактовка видимого мира в живописи художника. Колорит и артистическая свобода фактуры в картинах К. Коровина. Поэтический реализм В. Серова.

    реферат , добавлен 29.07.2009

    Основные достижения культуры в духовной и общественной жизни, образовании и литературе Тверской губернии. Проведения реформ системы образования, развитие гимназий и ремесленных школ. Деятельность и творчество Исаака Ильича Левитана - мастера пейзажа.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Краткая биографическая справка из жизни А.А. Пластова, начало творческого пути. Жанровые картины художника. Крестьянская тема в работах. Картина "Жатва": сюжет, значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет. Работа над этюдами.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анализ картин: "Масленичное гуляние (Масленица)", "Праздник в деревне", "Троицын день", "Гуляние на Волге".

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Склонность Левитана к пейзажной живописи. Трепет и игра солнечных лучей на белых стволах и ярко-зеленых листьях берез и сочной траве. Переливы и модуляции зеленого цвета покрова земли и листвы деревьев на картине И.И. Левитана "Березовая роща".

    эссе , добавлен 30.01.2016

    Дружба и общие темы для творчества И.И. Левитана с А.П. Чеховым: восторг перед красотой природы и чувство любви к Родине. Олицетворение человека в рассказах Чехова и картинах Левитана, импрессионизм в их творчестве как отказ от фабулы и повествования.

Исаак Ильич Левитан - русский художник. Родился 18 августа 1860года в местечке Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Отец Левитана - учитель иностранных языков, переводчик. Семья художника жила очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако, когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.

Начало карьеры предвещало быть светлым и удачным, но вскоре умирает его мать, а потом и отец от тифа. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. За неуплату его исключают из училища. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Вскоре, за преуспевание в искусстве, совет учителей решает освободить Левитана от уплаты и даже назначить ему небольшую стипендию, так как состояние живописца было поистине бедственным. Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Он не опустил руки, а продолжал писать прекрасные картины, которые теперь висят во всех самых знаменитых музеях мира.

В семнадцать лет Левитан стал учеником Василия Григорьевича Перова. Иногда к занятиям подключался друг Перова Саврасов. Оба учителя были художниками-передвижниками. Они сразу заприметили талантливого парня и взяли Левитана в свою мастерскую.

Несмотря на то, что Исаак долго бедствовал, скитался, голодал, порой ночевал где придётся - на чердаках и на улице, его картины оценивали многие ведущие художники того времени. Они восхищались его талантом, глубиной передаваемого образа, серьёзностью преподнесения живописи. Его картины начинают появляться на выставках.

Вырваться из нищеты ему помог театр. Он пишет декорации к операм и постановкам. Небольшие заработки помогли ему поехать в Крым. После того, как он привёз картины из Крыма то обрёл настоящую известность. Все картины раскупились за короткое время. Исаак Левитан за свою жизнь написал около тысячи картин. Был дружен с великими людьми его эпохи, но в 1896 году от болезни сердца Исаак Ильич Левитан - великий русский художник покинул этот мир, оставив после себя великое наследия русской культуры.

Берёзовая роща

Близ Бордигеры

Бурный день

Избушка на лугу

Лесные фиалки и незабудки

Лес зимой

Летний вечер. Река

Мостик. Славинская слобода

Над вечным покоем

На севере

Ненюфары

Осенний день. Сокольники

Осень. Охотник

Пчельник

После дождя. Плес

Тихая обитель

Тростник и кувшинки

К 155-летию великого русского пейзажиста

И.И. Левитана

Художник-искусствовед Александр Бенуа вспоминал, что «лишь с появлением картин Левитана» поверил в красоту русской природы. Именно Левитан – первый из лучших пейзажистов XIX века, открыл для современников родную землю. О чем осталось немало признаний: да, среднерусская природа полна поэзии, которую люди хоть и чувствовали всегда, видели, «но как-то не замечали». «Оказалось, что прекрасен холодный свод её неба, прекрасны её сумерки… алое зарево закатного солнца, и бурные весенние реки… прекрасны все отношения её особенных красок… Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые». Левитан никогда не выбирал эффектные уголки природы. Шёл по России странник, перенося на холсты печальные поля под бледными высокими небесами, поэтичные заросшие пруды, серые деревенские сумерки, прощальное золото деревьев перед наступлением зимы. И наполнялся бедный пейзаж чувствами, обретал высший «небесный» смысл. Благодаря великим полотнам Левитана, Россия открыла свой неброский, поэтический лик.

Исаак Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты, близ железнодорожной станции, на западной окраине России. Дед будущего художника был раввином, но отец предпочел преподавательскую стезю духовной. Жизнь, однако, делает неожиданные повороты, и на момент рождения сына Исаака, отец его был железнодорожным служащим. Семья жила бедно, зато в доме в доме царила атмосфера душевного тепла, благоприятная для учебы и развития детских талантов. Отец сам обучал двух сыновей и двух дочерей, мать всё свободное время посвящая чтению, знакомила их с лучшими произведениями писателей. Когда подросли старшие брат и сестры, родители решили перебраться в Москву, чтобы дети получили образование, но столкнулись с суровыми жизненными невзгодами. Отец зарабатывал уроками иностранных языков, но средств едва хватало и не всегда удавалось свести концы с концами. В 1875 году умерла мать, отец скончался через два года, и дети остались в глубокой нищете. В это время братья уже учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и юный Исаак поражал всех – преподавателей и студентов – упорным трудом, безграничной любовью к живописи и родной природе. Только эта великая страсть помогла ему преодолеть тяжелую долю, пройти путём художника, отнюдь не обласканного милостями судьбы. Вечно голодный, оборванный, под угрозой отчисления за неуплату, без крыши над головой, ночующий из милости в учебных классах, юноша Левитан – истинный пример беззаветной преданности искусству. Но ему и везло. С первых лет учебы он попал в живую и интересную среду прогрессивных педагогов и талантливых товарищей. Исаак Левитан учился у А.К. Саврасова и Д.В. Поленова – больших мастеров, близких ему по духу. Годы учебы у них имели огромное значение в становлении Левитана – художника. По своей же натуре Исаак был отзывчив, чуток, раним и поэтичен. Новые веяния, которые принёс с собой Поленов, а именно, писать на свежем воздухе, стремясь к новому колористическому решению, способствовали быстрому расцвету дарования Левитана. В училище Исаак близко сошёлся с однокашниками – будущим русским импрессионистом Константином Коровиным, Николаем Чеховым и затем его братом-писателем, Валентином Серовым, близким Левитану по целям, которые они ставили перед собой, хотя и разным. Серова интересовал, прежде всего, внутренний мир человека, его состояние, а Левитана привлекала природа, её настроение. С молодых лет Левитан был новатором в области художественных исканий. Это новаторство не родилось сразу. Оно было подготовлено предшествующим ходом развития пейзажной живописи, вершиной которого можно считать картину учителя Левитана Саврасова «Грачи прилетели». Какую огромную силу несёт в себе простой мотив русской природы! Левитан же был одарен свыше - музыкальным восприятием природы, «тончайшим слухом живописи», умением передать её душу, увидеть пейзаж в общем тоне, показать всё сложнейшее переплетение цветов, создать гармоническое целое общего колористического решения. Не зря Левитан изучал творчество французских пленэристов, оставаясь в душе глубоко русским художником. Левитан – певец русской природы, бесконечно влюбленный в родную землю, прошёл по нелёгкому, но радостному пути. Природа была источником, питающим его творчество.

Известность девятнадцатилетнему Левитану принесла небольшая картина «Осенний день. Сокольники». Увидев её на выставке, Павел Михайлович Третьяков купил её для своей галереи, чтобы поддержать начинающего художника, чей талант не ускользнул от его глаза.

Только что прошёл мелкий осенний дождь, надвигаются сумерки, в неизяснимой тревоге замерла увядающая природа. Холодно, неуютно, опавшие листья торчат из густой, желтеющей, мокрой травы, плотным слоем лежат по бокам песчаной дорожки. Скоро снова зарядит дождь, и будет лить до утра. На это указывает серая влажная пелена у горизонта, и синяя дымка, дрожащая меж стволов тёмных сосен. Окружающий мир почти лишился свежих красок, и только молодые тоненькие клёны освещают его золотистым свечением листьев, чудом держащихся на ветвях, трепещущих, будто маленькие призрачные светильники. И над всем этим грустным миром висят белые, пухлые, налившиеся водой, готовой низвергнуться с неба, облака. Растрёпанные верхушки сосен будто купаются в их плотной и мутной влаге. В этой ранней работе проявились особенности таланта Левитана – редкая эмоциональность, поэтичность, умение наполнить картину элегически-печальным чувством осеннего увядания и человеческого одиночества. Одинокая фигурка стройной женщины в черном пальто, торопливо проходит по бесконечной, сырой аллее. И зритель ещё острее ощущает холод и бесприютность парка. В то же время, длинная, плавно изгибающаяся аллея, тонкие клёны и высокие сосны, нависающая дождевая влага, создает целостный музыкальный образ. Левитан очень любил осеннюю лирику русских поэтов, ему близка та «кроткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья». (Ф. Тютчев)

Левитан не удавались человеческие фигуры, и поэтому женщину для картины писал его товарищ по Училищу Николай Чехов.

После дождя. Плёс

1889 г . ГТГ

Городок Плёс на Волге стал знаменит благодаря Левитану. Выбирая живописные места на великой русской реке, художник задержался здесь и написал несколько замечательных картин, солнечных, радостных. Здесь он открыл для себя волшебство солнечного света, дарящего людям радость. Яркий пример левитановского открытия – картина «После дождя. Плёс».

Только что прошумел серый летний дождик, и уже солнце проглянуло из-за туч. Небо над городком напоминает мутную пелену, но уже робко, как-то нерешительно золотой свет возвращается в мир из сумеречного плена. Деревья, кусты, трава – мокрые, темные от воды и потому выглядят блёклыми. Лес, за домами и рекой вдали напоминает тёмную гряду облаков, настолько мутным и расплывчатым увидел его художник. На воде – лёгкая рябь, но каждая крохотная волна колеблется, неся на себе отблеск солнца. Река вдали отливает серебром. Становится жарко, и солнечные лучи как жидким золотом, наполняют лужи на берегу своим ярким светом. Лужи написаны так, что их можно принять за гирлянды огней, кем-то зажженные у кромки берега. Свет отражается в крышах домов, крытых листами рифленого железа, бортах лодок. Кажется, ещё миг, и солнце засияет в полную силу.



Вечер. Золотой Плёс

1889 г . ГТГ

Левитан запечатлел вид на окраину Плёса с Петропавловской горы, где находилась церковь-часовня. Перед ним открывался вид с высоты птичьего полёта на Волгу на исходе тёплого летнего дня. С необычной чуткостью художник передает ощущение умиротворенности, тишины. Мягкий, предзакатный розовый свет сияет над широкой Волгой. Стелется нежное марево тумана. Вечерняя прохлада, сочность росистой зелени, травы и кустов, покрывающих пологий склон холма, почти ощущаются. Кажется, вся эта живая красота притихла в ожидании колокола, призывающего к вечерней службе. Интересно, что в белом доме под красной крышей, который отчетливо прописан на берегу Волги, Левитан снимал комнаты, и ныне здесь размещается один из отделов Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Тихая обитель

1890 г . ГТГ

Замысел этой картины возник в 1887 году, года Левитан побывал в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Художника поразил летний закат, осветивший главы и кресты монастыря алым светом. Однако натуру Левитан отыскал позже и в ином месте, близ города Юрьевца на Волге. Запечатлев монастырь, окруженный рощей, куда призывает старенький мостик через спокойную реку и тропинка, теряющаяся в луговине, художник насытил изображение ощущением благостного покоя. Стройная белая колокольня и маковки церквей возносятся к голубому небу и розовым облакам. Можно бесконечно любоваться красотой предзакатного солнца, мягко золотящего белые стены, золотые кресты и купола, верхушки деревьев и воду, в которой отражаются силуэты церквей и зелень рощи. Трогательные ивы с узенькими листочками на берегу смотрятся в голубую воду с её лёгкой рябью. Синие отсветы дрожат на влажных досках мостика. Несмотря на «сочиненный» в некотором роде, пейзаж, полотно отличается непосредственностью чувства и глубоким знанием русской природы. Александр Бенуа находил в этой картине столько живой жизни, что первым зрителям её «казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало». Представленная на передвижной выставке 1891 года «Тихая обитель» принесла автору широкую популярность у зрителей. Сохранились свидетельства о том, что имя Левитана теперь было «на устах всей интеллигентной Москвы». Зрители благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие», которое вызывал в сердцах этот тихий уголок России.


Владимирка

1892 г . ГТГ

Как-то, возвращаясь с охоты, Левитан вышел на Владимирский тракт. Хотя в его времена железных дорог, знаменитая «Володимирка», по которой, звеня кандалами, брели в Сибирь каторжане, уже утратила своё назначение, память о «звоне кандальном» сохранилась. Недаром, создав эскиз, Левитан подарил его своему знакомому студенту, будущему прокурору, с назиданием смотреть и помнить, на что обрекали несчастных людей его предшественники.

Работу над картиной Исаак Ильич начал летом. Стояли солнечные дни. Несмотря на это, пейзаж получился сумрачный, почти лишенный ярких красок. Меж унылых полей в даль за горизонт тянется широкая лента дороги. Над землёй тяжело нависли облака. Невесёлые думы навевает пасмурное небо и тусклые тени облаков. Высокий горизонт усиливает впечатление бесконечности тракта, по которому прошагали навстречу тяжкой судьбе тысячи осужденных. Не все преодолевали этот путь, падали и умирали по дороге. Это о них, о тех, кто упал на обочине, и не смог подняться, чтобы ползти опять, напоминает придорожный крест, возле которого замерла одинокая фигурка странницы, с молитвой обратившейся к иконе. Сколько таких вот безымянных могил под черными от дождей крестами, отмечавшими тяжкий путь каторжников, было разбросано вдоль Владимирского тракта. Мотив уходящего в даль пути, использованный Левитаном, выражает чувство скорби и грусти. Чувство тоски и одиночества господствует в образном строе картины. И всё же, это чувство тоски не единственное, вызываемое картиной. Чувство родины, любовь к неяркой нашей природе, её широте и величию, вызывают дорога, поля и леса, раскинувшиеся под высоким небом.



У омута

1892 г . ГТГ

Эта картина вызывает мрачные ощущения. Неширокая река, через которую перекинуты брёвна. Увы, перебежать на другой берег не просто. Страшно. Берега низкие, сырые, неуютные. Желтовато-серое свечение неба, черная вода, усиливают тревогу. Чувство опасности растёт, чем дольше находишься возле картины. Один неверный шаг по скользким зеленоватым брёвнам и… поминай, как звали! И становится понятным известное выражение «у бездны на краю». Заглядывая в бездну, человек испытывает тёмное, сладкое желание броситься в грозящий гибелью омут. Эффект опасности достигается Левитаном в построении ритмического рисунка разрушенной мельничной плотины и перекинутых через реку бревен. Рисунок умело строится на сочетании нестыкующихся прямых линий, которые отвлекают взгляд зрителя от спасительно центрального бревна лавы и тропинки, затягивая прямиком в омут.

Левитан работал над картиной в Тверской губернии под впечатлением от места, по преданию, вдохновившего Пушкина на создание «Русалки». Однако картина Левитана лишена сказочности. Изображая гиблое место, омут, Левитан думал о личном, пережитом.



Над вечным покоем

1894 г . ГТГ

Эту эпическую картину Левитан писал в Тверской губернии, на озере Удомля, но часовню писал с той, что так полюбилась ему на горе в Плёсе. Работая, Исаак Ильич слушал музыку – траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. Именно такая торжественная и печальная музыка помогала создавать картину, которую один из друзей Левитана назвал «реквиемом самому себе». В ней отразились размышления живописца о своей судьбе и бесконечном мире, началах света и тьмы, вечности и бренности, человеке и природе.

Прекрасно написано грозовое небо, рваные облака с тусклыми желтыми просветами. Свинцовые облака тяжело нависают над землей. Ощущение тяжести таково, что, кажется, они не позволят взлететь птицам, сомнут крылья, и потому ни одна птица не летает над бесконечным водным простором. Озеро выглядит мрачным и враждебным. Только вой ветра нарушает тишину. Стоит взглянуть на ломаемые ветви кладбищенских деревьев – и ощущение ветра становится почти физическое. На крутом берегу, художник изобразил маленькую деревянную церковь, рядом с которой – заброшенные могилы с покосившимися крестами. Должно быть, давно нет на свете не только детей, но и внуков тех, кто нашёл здесь последний приют и упокоение. Это место вечного покоя. Хотя, в церковном оконце теплится огонёк. Да на островке среди озера можно различить стога сена. Люди живут и трудятся, как много веков назад, однако ни лампадка в церковном оконце, ни следы человеческой деятельности, не могут противостоять величию природы. Левитан – реалист. Живая жизнь природы и человека для него остаётся высшей реальностью.



Золотая осень

1895 г . ГТГ

Классика Левитана. Ученики начальной школы уже знакомы по учебникам с этой золотой рощей и синей рекой. Картина отличается яркостью и повышенной декоративностью. «Очей очарованье!» - воскликнул однажды Пушкин. Есть в нашей российской осени несколько таких сказочных деньков, когда деревья кажутся покрыты драгоценными каменьями вместо листьев, и золото лежит, горит, переливается под ногами. Стоят нарядные деревца и не шелохнутся, даже непоседливый ветер в эти дни складывает крылышки и не играет в золотых кронах. Как прощальное цветение в преддверии суровой зимы воспринимается это золотое убранство природы. И так из года в год, из века в век. Берёзки на полотне Левитана до боли напоминают старинные фрески ярославских и ростовских церквей XVII века.

В то же время – это и пора начала увядания природы. Вода в прозрачно-синей реке холодна. Трава пожухла. Воздух кажется студёным. Но эту картину Левитана никак не назовёшь грустной. Это одно из светлых и радостных произведений великого пейзажиста. Оно не наводит на зрителя тоскливые мысли о надвигающейся унылой поре.



Озеро. (Русь)

1899 - 1900 г. ГРМ

Лебединая песнь Левитана. Над этой большой картиной смертельно больной художник работал много и вдохновенно. Она была задумана под впечатлением от стихотворения Пушкина «Последняя тучка рассеянной бури». Левитан не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, где писалась картина «Над вечным покоем». Хотя в левитановском «Озере» звучит скорее мажорная музыка природы. Она производит впечатление светлым, праздничным звучанием. Можно так сказать, перезвоном неба с белоснежными облаками и чудным привольем воды. У берега озера зеленеет тростник. Вдали виднеются деревни с белыми колоколенками храмов. Жаль, что эта картина через десять лет после смерти художника потемнела, утратила первоначальную яркость. Но и в этом состоянии она производит сильное впечатление. Сохранились два её варианта. Первый находится в Третьяковской галерее, второй в Русском музее.

Многие современники свидетельствуют о необыкновенном трудолюбии Левитана. Примерно за 24 года им создано около тысячи картин и этюдом, и это при том, что художник подолгу трудился над своими полотнами, что-то изменяя и дополняя, а то и полностью переписывая. Его картины выставлялись не только в России, но и за рубежом, в том числе на выставках Мюнхенского художественного общества и Всемирной выставке в Париже в 1898 году. Сейчас картины Левитана можно увидеть в разных музеях нашей страны.


Жизнь Левитана преждевременно и трагически оборвалась в июле 1900 года, от коварного сердечного недуга. Не дожив месяц до своего сорокалетия, он остался художником эпохи классического русского реализма. Ему не повезло стать участником бурных и трагических событий начала XX века. Однако же, судьба Исаака Ильича неразрывно связана с судьбой родных полей и лесов, реки Волги и будущее нашей земли и культуры тесно связано с духом великого пейзажиста.