Почему возникают людей; что мешает счастливо жить и взаимодействовать, выстраивать нормальные, близкие межличностные взаимоотношения между людьми : в семье, любви, дружбе…
Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психологической помощи , желаю Вам психического здоровья!
Возьмем, к примеру, семью из трех человек: муж, жена и ребенок.
Частые, почти классические взаимоотношения в этой семье также можно рассмотреть с помощью треугольника Карпмана, где, например, муж, чаще, Преследователь, жена — Спаситель, а ребенок — беспомощная Жертва.
Муж, если он добытчик, глава семьи, обычно играет роль Преследователя, как во взаимоотношениях с женой, так и с ребенком. Иногда он становится Спасителем для жены, и реже для ребенка.
Жена, как правило, играет роль Спасителя, как во взаимоотношениях с мужем, так и с детьми. Заботясь о них, проявляя тепло и нежность, правда не всегда искренне.
Ребенок, особенно пока маленький, почти всегда находится в роли Жертвы, его либо ругают (Преследуют), либо жалеют (Спасают). Преследует больше папа, а Спасает мама. Кстати, в это время она может переключиться в Преследователя во взаимоотношениях с мужем, защищая ребенка.
В разных семьях взаимоотношения людей могут складываться по-разному, в зависимости от сценариев родителей.
То, что подобные взаимоотношения в семье были неправильные и даже неестественные, родители смогут увидеть в будущем, скажем, когда ребенок станет подростком, вырастет и начнет Преследовать родителей.
Никто не хочет долго находиться в роли Жертвы, поэтому, рано или поздно, люди переключаются из одной роли в другую, при таких переключениях и появляются проблемы взаимоотношений между людьми, с различными негативными мыслями, чувствами и поведением, что нередко приводит к распадам семей, разводам, нарушениям отношений, и как следствие, к стрессам, депрессиям, неврозам, психофизическим заболеваниям.
Жизнь становиться неудачной и несчастной.
Если Вы хотите выйти из своего неудачного сценария, отказаться от игр, и научиться правильным и удачливым взаимодействиям, взаимоотношениям между людьми, то запишитесь на онлайн прием психолога-психоаналитика
Взаимодействие как элемент поведения
Социальные общности могут существовать в результате того, что между людьми, их образующими, возникает взаимодействие. Общение людей является важной частью их поведения, под которым понимается любая заметная реакция организма животного либо человека на воздействие окружающей среды.
Все поведение людей условно можно разделить на вербальное, то есть осуществляемое с помощью речи, языка, и невербальное – связанное с использованием знаков, не составляющих язык, или с прямым физическим воздействием. Кроме того, поведение может быть внутрисоциальным, то есть направленным на других членов социальной общности (собственно общение ), группы, и внешним, направленным на объекты природы.
Примеры различных форм поведения
Внутри социума Вне социума
Вербальное Разговор, чтение Молитва силам природы
печатного текста (богам) о ниспослании дождя
Невербальное Поцелуй, рукопожатие Охота, собирательство
Чем более развито общество, тем большее значение в его жизни имеет вербальное и внутрисоциальное поведение, тем меньшее – невербальное и внешнее. Даже в обществе примитивных охотников и собирателей все основные процедуры, связанные с добыванием и приготовлением пищи, с защитой организма и воспроизводством рода, всегда «обставлены» ритуалами, мифами, то есть вербальными формами поведения, которые организуются социальными группами и осуществляются внутри групп. Поэтому в дальнейшем, говоря о поведении, мы будем иметь в виду, прежде всего, внутрисоциальное поведение, осуществляемое в той или иной форме посредством языка.
В науке взаимодействие между людьми рассматривается в трех аспектах:
– передача информации с помощью знаков, в том числе языка, ее восприятие и рациональное понимание;
– роль эмоций во взаимодействии;
– отношения между людьми по поводу ресурсов (конкуренция и кооперация).
Очень условно эти три аспекта можно назвать вербальным, эмоциональным и поведенческим .
Необходимо специально подчеркнуть, что речь не идет о трех разных видах взаимодействия. Действительно, эмоции обычно вызываются словами и возникают по поводу раздела того или иного ресурса. В свою очередь, отношения по поводу ресурсов почти никогда не обходятся без слов и эмоций. Речь идет именно о трех различных подходах, практикующихся в разных разделах науки. Поэтому полную и адекватную картину взаимодействия в каждой конкретной ситуации может дать только сочетание разных подходов для анализа каждой конкретной ситуации.
Среди животных, так же как и среди людей, присутствуют все три вида контактов – и знаковый, и эмоциональный, и физический. Отличие взаимодействия в животном мире и в мире людей состоит в том, что в общении между людьми принципиально иную роль играет общение посредством знаков. Точнее, с помощью одной из разновидностей знаков – с помощью системы символов , которую принято называть языком в широком смысле этого слова .
Язык как основа общества
Наличие устной и письменной речи, живых и искусственных языков делает человека человеком. Язык позволял человеческим сообществам на ранних этапах их развития быстро и эффективно приспосабливаться к изменяющейся внешней среде, что создавало преимущества перед животным миром в процессе эволюции.
Важной составляющей взаимодействия является коммуникация, или обмен информативными сообщениями. Взаимодействие, помимо обмена информацией, включает, например, физическое воздействие и его последствия для передающей и принимающей стороны.
Коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие с помощью знаков, передает то или иное сообщение, пользуясь определенным кодом. В ответ на каждое «сообщение», которое может выражаться через разговорный язык или любую другую знаковую систему, используемую в данном обществе, получатель отвечает встречным сообщением. Заметим, что отсутствие какой-либо реакции также является сообщением.
Основу любых коммуникаций, в том числе и в сообществах животных, составляет обмен знаками.
Знак – это материальный предмет (звук, изображение, артефакт), в определенной ситуации выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства, отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений.
Самые простые знаковые системы информируют партнеров по контактам о физиологическом состоянии организма, то есть знаки непосредственно представляют каждого из участников контактов, и только. Когда, например, пёс метит столб, остающийся запах является знаком пса, и в определенных ситуациях информирует других собак о том, кто здесь был, какого он возраста, пола, роста и т.д. К знаковому обмену такого рода способны все виды животных. Очевидно, что сохраняются они и у человека. Так, например, след ботинка является знаком прошедшего по снегу человека.
Сложные знаковые системы, возникающие у более развитых животных, позволяют в процессе контактов не только передавать информацию о собственном физиологическом состоянии, но и о каких-либо «третьих» предметах, существах, которые важны для участников контакта. Например, крик птицы способен стать сигналом опасности или, напротив, сигналом добычи. Это знаки гораздо более высокого уровня, ибо они утрачивают непосредственную связь с тем, что ими обозначается (ведь крик уже совсем не похож ни на врага, ни на добычу). Более того, как показали современные исследования, по крайней мере высшие приматы способны к выработке знаков, обозначающих новые, ранее неизвестные их предшественникам предметы. Создание подобного рода знаковых систем является своеобразным пределом, который, да и то весьма редко, может быть достигнут в животном мире.
В мире животных любой знак может обозначать лишь какой-то материальный предмет или ситуацию, непосредственно связанную с жизненными интересами данных (взаимодействующих) особей. Даже знаки высшего рода, о которых говорилось в предыдущем абзаце, в конечном счете оказываются неразрывно связанными с конкретной, единичной ситуацией. Их восприятие может вызвать какое-то генетически запрограммированное действие, но в животном мире знак никогда не может стать носителем новой схемы поведения – схемы, которая обладала бы самостоятельной ценностью и носила бы некий универсальный характер. На это способны лишь люди, ибо в их коммуникациях знаки впервые освобождаются от какой-либо привязки к конкретной, единичной ситуации. Именно благодаря этой особенности знаковых систем человека с помощью последних оказывается возможным культурное наследование.
Знаки, существующие исключительно в коммуникациях людей и реализующие собой культурное наследование, называются символами .
Символами называются знаки, во-первых, физически не связанные с тем, что они обозначают, во-вторых, изображающие не единичный предмет, а некие всеобщие свойства и отношения, в частности схемы и способы поведения человека.
Таким образом, если способность к знаковому обмену существует уже у животных, то способность к обмену символами появляется лишь у человека. Причем символы, используемые им, в большинстве случаев функционируют не отдельно друг от друга, а образуют собой целостную систему, законы которой задают правила их образования. Такие символические системы называются языковыми.
Сейчас уже экспериментально доказано, что высшие приматы могут изготовлять простейшие орудия труда. Более того, они могут их «запасать» и использовать вторично; могут они и обучить на конкретных примерах других членов своей группы – показать им, как они это делают.
Но приматы, в отличие от людей, не могут двух вещей:
– рассказать своему сородичу, как сделать палку-копалку или каменное рубило, если его собственный «экспериментальный образец» оказался потерян, а ничего подходящего для демонстрации технологических приемов его изготовления под рукой нет;
– объяснить (да и понять), что один и тот же технологический прием, который был использован для добычи банана с дерева (удлинение конечности с помощью палки), может использоваться и при ловле рыбы, и при обороне от врагов. Для этого необходимо, чтобы конкретная палка в межгрупповом общении была заменена абстрактным знаком-символом палки, относительно которой вечером у костра можно обсудить разные способы ее использования, то есть необходим язык.
Человек – существо физически слабое, по сравнению со многими другими животными, и было мало приспособлено к выживанию в агрессивной среде. Поэтому даже на самых ранних этапах развития люди стремились держаться группами, примерно как современные обезьяны-приматы – шимпанзе, орангутанги, гориллы. Таким образом, уже на ранних этапах развития человечества сложилась форма объединения людей, называемая сейчас «социальной группой». Такая группа могла складываться вокруг старшего мужчины или вокруг старшей женщины и включала в себя обычно 5–8 человек.
Язык был нужен человеку для того, чтобы поддерживать существование своей группы:
– во-первых, общаться, передавая важные сообщения;
– во-вторых, отличать членов своей группы;
– в-третьих, различать другие такие же группы, живущие или кочующие по соседству.
Таким образом, изначально язык связан с формированием человеческих групп, поскольку его функции совпадают с тремя фундаментальными свойствами человеческой группы (см. параграф 2.1).
Для последних двух целей использовался не только разговорный язык , но и другие символические системы: татуировки, украшения, формы одежды и так далее. В обыденной жизни язык, как правило, отождествляют с языком словесным, или с речью. На самом деле, словесный язык является важнейшим, но не единственным средством коммуникации, ибо существует множество других языковых систем. Например, хорошо известный каждому язык жестов, без которого принципиально невозможно полноценное человеческое общение. На примере неречевых языков наглядно видно, что граница между символами и другими знаками достаточно тонка. Языки жестов и запахов, используемые людьми, имеют выраженное животное происхождение. Некоторые символы имитируют физические свойства обозначаемых ими предметов (например, слова барабан или щебетание ). Но эти примеры показывают лишь, что первоначально системы символов произошли из более простых знаковых систем, доступных животным, однако в процессе развития отдалились от них.
Наиболее рельефно преимущества языка по сравнению с другими знаковыми системами проявляется при появлении письменности. Ее значение состоит не только в том, что письменность позволяет передавать сообщения, смысл которых может восприниматься однозначно, поскольку за письменным словом гораздо легче закрепляется точное содержание, чем за устным. Самое главное – она позволяет передавать накопленный опыт от поколения к поколению, накапливать его, создавая тем самым основу для формирования культуры (см. главу 11). По мнению многих современных исследователей, устная речь является слишком эфемерным и неустойчивым носителем, чтобы осуществлять жизненно важную связь между поколениями. Поэтому, согласно одной из современных гипотез, именно возникновение письменной речи является той границей, обозначайющей окончательное выделение человека из животного царства. И действительно, если практически все остальные особенности жизнедеятельности человека (изготовление простейших орудий, групповой образ жизни, наличие общения посредством звуков) мы, по крайней мере на зачаточном уровне, наблюдаем уже в мире животных, то никаких даже близких аналогов письменной речи в животных сообществах не обнаружено. Другое дело, что подобная речь, по крайней мере первоначально, могла выступать в весьма непривычном для наших сегодняшних представлений качестве: в виде разрисованного и украшенного перьями идола или даже в виде скола на камне [13 ].
Каким образом она возникла, что позволило нашему далекому предку в камне или куске дерева увидеть не просто материальное тело, интересное лишь своими физическими свойствами, а носителя своей (или чужой) мысли или чувства, позволило увидеть в нем средство обращения одного человека к другому – это и по сей день является одной из наиболее фундаментальных загадок антропогенеза (происхождения человека как вида).
Итак, в отличие от животных, для человека характерен не просто групповой образ жизни и, следовательно, постоянные коммуникации людей друг с другом. Прежде всего, для него характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), причем в этом взаимодействии участвуют как ныне живущие, так и ушедшие поколения. Именно это взаимодействие в конечном счете определяет собой формы и способы жизнедеятельности (то есть социальные, экономические, семейные, политические, религиозные и прочие отношения) человека.
Основное назначение языка – формирование и поддержание связи между людьми. Однако уже давно существует афоризм, что язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли. Наука способна помочь тогда, когда люди стремятся точно понять мысли друг друга, но это им не удается. Эта ситуация как раз является предметом определенных научных исследований. Она может возникать и между представителями одного народа, одной культуры; однако наиболее часто взаимонепонимание возникает тогда, когда общаются люди, говорящие на разных языках. Казалось бы, эту проблему легко решить, если использовать словари и труд переводчиков или самостоятельно изучить другой язык. Оказывается тем не менее, что разные языки по-разному описывают мир. Особенно наглядно это видно на примере обозначения цветовой гаммы. Спектр цветовой последовательности (от красного до фиолетового) – явление объективное, не зависящее от культуры, к которой принадлежит человек, воспринимающий цвета и называющий их. Тем не менее лингвисты давно заметили, что в разных языках для обозначения цветовой гаммы используется разный набор терминов. Самый простой и доступный всем пример – в английском языке, в отличие от русского, нет отдельных слов для различения голубого и синего цветов, хотя оба языка относятся к одной и той же – индоевропейской – семье языков. В языке одного из индейских племен (зуни) отсутствуют отдельные слова для обозначения желтого и оранжевого цветов. Сказанное относится не только к цветам, но и к другим явлениям. Например, в языке другого индейского союза племен (хопи) одним словом называются птицы, а другим словом – все остальные летающие существа и предметы (комары, космонавты, самолеты, бабочки и так далее) [14а , 58–60].
Набор слов, с помощью которого описывается тот или иной круг явлений, в каждом языке зависит от того, как развита данная сфера деятельности среди носителей языка.
Например, в Советском Союзе сфера банковских услуг населению была весьма ограничена. Соответственно, в русском языке не существовало многих терминов, обозначающих банковские операции. Поэтому с развитием банковской сети в России их пришлось заимствовать из английского языка.
Наблюдая подобные различия между языками, американский лингвист Бенджамин Уорф в 20–30-е годы XX века выдвинул так называемую гипотезу лингвистической относительности , названную впоследствии гипотезой Сепира-Уорфа (Э.Сепир – учитель Б.Уорфа). Суть этой гипотезы состоит в том, что язык не отражает процесс мышления, как это принято считать, а формирует его. Из этой гипотезы следует, что люди, говорящие на разных языках, особенно если эти языки сильно различаются, в принципе не могут адекватно понять друг друга, поскольку не только говорят, но и думают по-разному.
Многолетние исследования показали, что такая позиция не совсем верна. Действительно, разные языки по-разному отражают мир. Однако этот мир – общий для всех людей, так же как человеческое сознание принципиально одинаково у людей, независимо от того, на каком языке они говорят.
Различаются языки тем, какие отношения и явления с их помощью легче описать . Например, качество снега для среднего европейца – вещь интересная, но не очень важная. Поэтому и обозначается он одним словом «снег», а если надо отразить состояние конкретного снежного покрова, то используются дополнительные характеристики, например: «снег мягкий, как пух» или «снег жесткий, как крупа». Если же необходимо одновременно характеризовать температуру снега и оттенок его цвета, то описание конкретного состояния снежного покрова превращается в целую поэму. Для европейца такой подход вполне приемлем. Однако для жителя побережья Ледовитого океана, оленевода или охотника, такая «поэтика» может дорого обойтись. Выбирая маршрут кочевья или встретившись в тундре с другой семьей, он должен быстро, а главное точно и однозначно описать собеседнику состояние снега, учитывая его характеристики, важные для жизнедеятельности. Например, если наст слишком жесткий, олени могут не добраться до ягеля. Если снег слишком рыхлый, он не дает возможности перемещаться на нартах. Поэтому каждое состояние снежного покрова, важное для жизни, имеет собственное наименование. Число таких наименований в разных языках может достигать 20–30.
Таким образом, и европеец, и эскимос могут описать на своих языках самые разные состояния снега. Однако эскимос сделает это быстро, точно, и его сообщение другим эскимосом будет воспринято однозначно. Если то же самое попытается сделать европеец, это будет очень длинно и неоднозначно. Такое различие возникает потому, что для эскимоса состояние снега играет более важную роль в жизнеобеспечении и повседневной практике, чем для европейца.
Поэтому взаимопонимание между представителями разных культур возможно, хотя различия в языке и затрудняют его. Это относится не только к представителям разных народов, но нередко к тем, кто говорит на одном языке. Еще К.Маркс отмечал, что в классовых обществах в каждой национальной культуре присутствует фактически две разные культуры – культура высших классов и культура эксплуатируемых классов. Близкую позицию по данному вопросу занимал и М.Вебер.
Для современного общества ситуация еще сложнее. В рамках единой национальной культуры (соответственно, и языка) складывается множество субкультур, каждая из которых пользуется собственным вариантом языка. Многочисленные исследования в области психолингвистики убедительно показывают, что тем не менее картина мира, которую описывают эти сленги, близка, поэтому взаимопонимание в принципе возможно.
Эмоциональные контакты
Вербальными контактами, однако, не ограничиваются взаимоотношения между людьми. Важную роль во взаимодействии людей играют эмоции. Психологами установлено, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) тем сильнее, чем выше потребность человека в достижении результата и чем больше неопределенность ситуации, в которой он действует.
Проявления человеческих чувств весьма многообразны – от мимолетной оценки прохожего в толпе до массовых движений, таких как социальные революции, которые меняют лицо истории. В социологии и социальной психологии рассматриваются далеко не все стороны человеческих чувств. Социальные науки интересует в первую очередь влияние чувств на формирование социальных групп и групповое поведение, то есть наиболее устойчивые и массовые их проявления. Рассмотрим лишь наиболее известные направления изучения влияния эмоций на человеческое поведение.
Еще в самом начале XX века было замечено, что на эффективность работы производственных и творческих коллективов значительное влияние оказывает психологический климат, который в них сложился. В частности, имеет значение, насколько соответствует формальное распределение обязанностей в коллективе эмоциональному отношению его членов друг к другу. Например, пользуется ли начальник уважением и расположением коллектива; есть ли в коллективе «теневой лидер», позиция которого может повлиять на эффективность его деятельности, и так далее (см. 3.2; 3.6.3). Под влиянием исследований в этой области родилось такое научное направление, как социометрия (основатель – Дж.Морено).
Изучение эмоционального взаимодействия людей показало, что эмоции только на первый взгляд представляются сугубо индивидуальным проявлением человеческой психики. На самом деле они такой же продукт групповой, общественной жизни человека, как и язык. Социальные психологи подтвердили истину, которая лежит в основе русской поговорки: «На миру и смерть красна». Многочисленные исследования показали, что принадлежность человека к социальной группе является его неотъемлемой психологической потребностью . Абсолютное большинство как положительных, так и отрицательных эмоций связано с участием человека в социальных группах и других сообществах. Люди легче переносят стресс, если они чувствуют, что входят в социальную группу. И наоборот, они становятся не только психологически, но и физиологически менее устойчивыми, если рвутся привычные социальные связи. Так, в науке хорошо известен так называемый эффект «разбитого сердца». С полной достоверностью установлено, что смертность среди овдовевших людей значительно выше, чем среди тех, чьи супруги живы. Это относится ко всем возрастным и социальный группам, но особенно заметна эта разница в молодом возрасте (25–30 лет).
В штате Калифорния (США) в 70-е гг. XX века было проведено масштабное исследование, посвященное влиянию социальной поддержки на здоровье человека. Под социальной поддержкой понималось не столько материальная помощь, сколько именно психологические аспекты: семейное положение, членство в клубах и церковных общинах, положительные отношения с друзьями и родственниками. В течение 9 лет ученые наблюдали за 4000 человек. Оказалось, что смертность среди мужчин, имевших хороший эмоциональный климат, была в 2,3 раза ниже, чем среди «одиночек». Среди женщин эта разница была еще больше – 2,8 раза.
Одним из проявлений такого влияния является внушение , или, как выражаются социальные психологи, суггестия .
Наша повседневная жизнь полна примеров, когда массовое поведение людей нельзя понять, исходя из логического анализа воспринимаемых ими речевых сообщений. Особенно ярко это проявляется на примере рекламы, как рыночной, так и политической. Напомним только три сюжета, активно используемых в последние годы в рекламе и взятых нами из реальных телевизионных роликов.
Реклама убеждает нас купить моющее средство (мыло, зубную пасту, стиральный порошок), которое «убивает 99,9% всех известных бактерий» . Но из школьного курса биологии нам известно, что 99,5% бактерий , как окружающих человека, так и обитающих внутри организма, жизненно необходимы для его существования. Если верить рекламе, рекламируемое средство – страшный яд, который не то что использовать, но и брать в руки смертельно опасно!
Автомобиль карабкается по невиданным тропическим или арктическим пейзажам или обгоняет самолет. Но ему же придется ездить в городе! Зачем ему скорость 300 км/ч или мотор мощностью 500 л.с.?
Исследования показали, что, воспринимая рекламу, человек подсознательно ориентируется не только на ее рациональное содержание, которое может быть выражено с помощью текста, но и на ее эмоциональный фон, вернее на то, какие эмоции она у него вызывает. Люди склонны доверять рекламе, если в ней действуют персонажи, похожие на самих зрителей, либо на тех, кому они хотели бы подражать, так называемые референтные группы (см. 2.4.5). Доверие это в основном базируется на эмоциях и не имеет прямого отношения к рациональному выбору. Напомним, что эмоции сильны, когда у человека велика потребность (например, защитить своих детей от инфекции) и недостаточно информации для осуществления рационального выбора. В этом случае человек предпочитает ориентироваться на таких же людей, как он сам, или таких, каким он хотел бы подражать. Реклама моющего средства рассчитана на современных домохозяек, которых напугали тем, что «все болезни от микробов», вызывающих смертельные болезни, возникающие «от грязи». Реклама «суперпаркетника» рассчитана на молодых амбициозных мужчин, добившихся некоторого успеха и желающих казаться очень успешными, может быть, даже более успешными, чем на самом деле.
Реклама становится неуспешной, если в качестве действующих лиц в ней выступают персонажи, с которыми зрителям трудно ассоциировать себя или даже они вызывают их неприязнь. Например, если бы в знаменитой рекламе МММ середины 90-х годов вместо Лёни Голубкова появился респектабельный представитель среднего класса или успешный кооператор, отношение к которым в то время было весьма напряженным, вряд ли она пользовалась таким успехом.
Фактор эмоциональной идентификации используется мастерами рекламы и при организации «сетевого маркетинга». Для того чтобы сделать устойчивыми доходы от продажи своей продукции, фирмы с известными брендами формируют круг «своих» покупателей, которые готовы приобретать только товары этой фирмы, независимо от качества и цены товаров конкурирующих фирм. Вот что пишет один из исследователей рекламы по поводу политики знаменитой американской фирмы, производителя мотоциклов Харли-Дэвидсон: «Харли-Дэвидсон помогает сочетать радость от обладания одним из ее тяжелых мотоциклов с чувством товарищества, объединяющим всех владельцев Харли, и это чувство по своей эмоциональной силе не уступает наслаждению прекрасными качествами самого мотоцикла» . Таким образом, эмоции играют важную роль во всех структурах общества, во всех общественных процессах.
Конкуренция и кооперация
Как вербальное, так и эмоциональное взаимодействие между людьми (индивидами) часто (хотя, как мы видели на примере «эффекта разбитого сердца», далеко не всегда!) определяется стремлением обладать тем или иным материальным ресурсом. В родовых обществах это могут быть охотничьи угодья. В аграрных обществах основные ресурсы – это земли и торговые пути; в индустриальных и постиндустриальных обществах – залежи естественных ресурсов (нефть, газ, редкоземельные металлы и так далее). Не всегда, однако, конкуренция ведется из-за природных ресурсов. В современном сложном обществе таким ресурсом могут быть деньги, электорат и так далее. По определению Большого Толкового Социологического словаря издательства «Коллинз»: «Конкуренция – деятельность, в которой человек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) в достижении цели, особенно когда искомые результаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться» [7 , I, 319–320].
В качестве альтернативы конкуренции часто рассматривается кооперация (сотрудничество), которая определяется как «совместная деятельность по достижению желаемой цели» [7 , I, 330]. Крайней формой проявления стремления к кооперации на индивидуальном уровне является альтруизм – «заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном» [7 , I, 24].
Соотношение конкуренции и кооперации всегда волновало людей. Особенно актуальным стало это соотношение в условиях глобального развития рыночных отношений. Конкуренция, как известно, является основой рыночной культуры. В связи с этим некоторые социальные философы стали доказывать, что именно конкурентные отношения являются абсолютным благом и всегда преобладали в общении людей. По их мнению, именно благодаря конкуренции вообще и рыночным отношениям в частности, были созданы все «блага цивилизации».
Столь смелое заявление идеологов рынка вызвало естественное желание ученых проверить, а действительно ли конкуренция всегда преобладала в обществе и все хорошее было создано лишь благодаря ей и вопреки стремлению людей к кооперации? Конечно, лучшую информацию для выявления роли конкуренции и кооперации в жизни общества может дать историческое знание, то есть изучение реальных процессов, происходивших в обществе. Однако такие данные не всегда позволяют делать строгие научно обоснованные выводы. Дело в том, что одни и те же события трактуются разными людьми по-разному, в зависимости от их идеологических установок.
Поэтому исследователи в области социальной психологии прибегают к такому методу, как экспериментальные исследования . В этом случае ученые набирают группы людей, ставят их в различные ситуации, а затем фиксируют результаты с помощью строгих методик (ведение протокола наблюдений, видеосъемка и т.д.). Такой подход также не свободен от недостатков, однако он позволяет повторять эксперимент другим исследователям, и, тем самым, подтверждать или опровергать выводы предшественников.
В нашей книге мы ссылаемся на некоторые из таких экспериментов. Так, английский психолог Г.Таджфел (см. 6.5) проводил исследования на школьниках, отдыхавших в летнем лагере. Изначально школьники не были знакомы друг с другом. В начале смены их разбивали на две команды и проводили военную игру (по типу «Зарницы» советских времен). В ходе игры каждая из команд формировала сама себя как группу, то есть у нее возникали идентификаторы (наименование группы и значки), распределялись социальные роли, формировались нормы и ценности, была групповая цель – победить в игре. Другими словами, каждая группа создавала свою субкультуру.
После завершения игры команды распускались, а из школьников были сформированы новые отряды, никак не пересекавшиеся с прежними группами. Несколько дней спустя после завершения игры проводился индивидуальный конкурс, где победа доставалась уже не группе, а конкретному участнику. Судьями в этом конкурсе были сами школьники. Естественно, судьи не всегда объективны. У большинства из них возникали свои предпочтения, и в спорных (а часто и в бесспорных) случаях они «подсуживали» определенным конкурсантам. Когда исследователи с помощью статистических методов попытались выяснить, по каким же признакам судьи выбирают «фаворитов», то оказалось, что главным из таких признаков является не модный «прикид», привлекательная внешность, лидерские способности, художественные таланты и даже не членство в «новом» отряде. Судьи отдавали предпочтение своим соратникам по военной игре. Важно отметить, что судейство было анонимным, то есть судьи не могли рассчитывать на какое-либо вознаграждение за свою необъективность. Заметив это, психологи решили проверить, как скажется личный интерес на решения судей. Ребят предупредили, что при обнаружении «фаворитизма» они будут наказаны (правда, не очень строго). Однако эта угроза почти не повлияла на поведение судей – они продолжали «подсуживать» своим.
Из этого можно сделать два вывода:
1. Конкуренция и кооперация – это не просто два полюса одной шкалы. Это два необходимых и взаимодействующих процесса. В частности, именно конкуренция способствует кооперации людей для достижения целей;
2. Значительная часть людей готова к кооперации и даже к альтруизму, независимо от получаемой ими материальной выгоды, а иногда даже вопреки ей.
Одной из важных функций конкуренции, по мнению ряда исследователей, является то, что она порождает технические инновации. Действительно, европейская история последних 100–150 лет показывает, что внедрение инноваций и совершенствование уже готовой техники нередко происходит под влиянием конкуренции между фирмами-производителями. Однако далеко не всегда само возникновение инноваций обязано конкуренции. Действительно, автомобиль был создан отнюдь не в результате конкуренции между извозчиками, а электрическое освещение городов не финансировали фирмы, обслуживавшие газовые и масляные фонари. Закономерности возникновения инноваций гораздо сложнее; новые научные и технические (и не только) изобретения возникают, когда накапливается достаточный багаж знаний. Нередко их авторы и не думают о личной выгоде. Более того, история инноваций дает множество примеров того, что конкуренция может не только ускорять, но и тормозить внедрение более прогрессивных технологий. Так, нередки случаи, когда фармацевтические фирмы, в течение десятилетий производящие какое-либо лекарство, пытаются не допустить на рынок более дешевые аналоги – новинки, производимые другими фирмами. Известно, что Т.А.Эдисон, запатентовавший электрические светильники, всеми силами тормозил внедрение во многом более прогрессивных технологий Н.Теслы.
Большое прикладное значение имеет исследование кооперации при принятии решений . Самым наглядным примером, с которого, собственно, и началось исследование принятия решений, является суд присяжных. Немаловажно, какие факторы влияют на решение суда, поскольку от этого нередко зависит человеческая жизнь. Исследования показали, что присяжные (при прочих равных условиях) склонны в большинстве случаев выносить оправдательный приговор, независимо от реальной картины преступления. Этот результат был учтен в судах США; в частности, вопросы присяжным стали задаваться в такой форме, чтобы избежать тенденциозности присяжных.
Одной из важнейших проблем современного бизнеса и политики является вопрос о том, кто принимает лучшие решения: отдельный индивид или группа (модель кооперации). Экспериментально доказано, что в ряде случаев отдельный индивид может решить какую-либо проблему быстрее и лучше, чем группа. Проблема, однако, заключается в том, что заранее неизвестно, кто именно из заинтересованных лиц предложит наилучшее решение и каково это решение.
Индивид имеет преимущество перед группой тогда, когда необходимо принять решение очень быстро и в условиях очень большой неопределенности ситуации (например, в бою или во время аварии). Наоборот, групповое решение обычно оказывается более правильным и дальновидным, если необходимо определить долгосрочную стратегию, учитывающую множество факторов. Очевидно, что если члены группы будут конкурировать друг с другом из-за доступа к каким-либо ценностям, вместо того чтобы работать над выработкой эффективного группового решения, результат их работы окажется, скорее всего, отрицательным. Именно в этом состоит причина неэффективности многих деспотических режимов. Соратников Первого лица (будь то император или фюрер) больше заботит конкуренция из-за внимания шефа, чем правильность принятого им решения. Поэтому они и предлагают скорее решения, которые могут понравиться лидеру, чем те, которые приведут к положительному результату его политики.
Приведенные здесь примеры, как и многие другие, показывают, что не только стремление к кооперации, но и альтруизм столь же свойственны человеку, как и готовность к конкурентным отношениям. Не только в теории и идеологии, но и, самое главное, в практической деятельности, нельзя отдавать абсолютного приоритета ни одному из полюсов ч
Любая встреча в жизни - не случайна. Каждая для чего-то и почему-то дана вам. Каждая откладывает свой отпечаток в вашей судьбе.
По Закону связей, все встречи в жизни условно делятся на девять категорий по степени влияния на судьбу человека и по степени приближения связей:
1. Дети (oни - самые близкие и самые важные люди в жизни);
2. Любимые;
3. Супруги;
4. Родители, братья и сестры;
5. Родственники;
6. Друзья;
7. Сослуживцы;
8. Знакомые;
9. Случайные прохожие.
Начнем с самой дальней категории, воздействующей на нас наиболее слабо, к ней относятся люди, с которыми мы имеем самые минимальные судьбоносные связи.
Законы связей
ПРОХОЖИЕ
Первым встречным мы не отдаем все до копейки и не идем на край света. Cо случайными прохожими иметь только контакты, соответствующие данной категории, - толку будет больше. Основной способ взаимодействия с прохожим - равноценный обмен, что является показателем нашего доброжелательного отношения к миру.
Если вам необходимо принять какое-то решение в отношении человека, которого вы видите впервые, например, оказывать ли помощь, о которой вас просят, покупать ли вещи, которые вам предлагают, - прислушайтесь к своим ощущениям.
Постарайтесь понять, приятный или неприятный энергетический импульс идет от человека и как этот импульс в вас откликается. Например, от тех, кто навязывает свой товар на улице, часто идет неплохой энергетический импульс (они специально этому учатся), но если прислушаться к себе, то возникает смутное неприятное ощущение.
ЗНАКОМЫЕ
Это люди, с которыми мы часто или не очень часто, но встречаемся по жизни. В категорию друзей мы их записать не можем, потому что не чувствуем большой близости с ними. В целом мы не знаем их достаточно хорошо, чтобы понять, кто они для нас, кроме того, что просто знакомые.
Это приятели, соседи, постоянный парикмахер, банщик, школьные учителя наших детей и родители школьных друзей наших детей. Категория эта самая обширная в нашей жизни. И насколько по-разному мы ведем себя в бане и на родительском собрании, настолько по-разному мы строим свои энергетические взаимоотношения с разными знакомыми.
Все мы, жители Земли, едины и похожи, и у нас есть общие задачи. От того, как живет каждый человек, зависит вся жизнь общества в целом, а значит, каждого из нас.
Энергетическое взаимодействие с категорией знакомых самое разнообразное. Знакомых мы можем воспринимать как очень близких и приятных людей, любить их больше, чем родственников, быть с ними духовно едиными, а можем воспринимать кого-то из них даже враждебно. В зависимости от этого мы и строим свои отношения с ними.
СОСЛУЖИВЦЫ
Люди, связанные с нами по делу, ближе, чем просто знакомые. Но их ни в коем случае нельзя путать с друзьями и родственниками. В противном случае могут очень пострадать и деловые отношения, и дружеские, и родственные. Не говоря о том, что само дело может рассыпаться в прах. Взаимодействие с сослуживцами может идти только на равноценном обмене.
Почтенная дама, директор обувного магазина, «по дружбе» берет на работу дочку своей школьной подруги. По странному стечению обстоятельств девочка попадает в ситуацию, когда становится причиной огромных неприятностей. Директор магазина едва не попадает под суд. Все в шоке. Школьная подруга переходит в разряд ненавистных врагов. А между тем виновата лишь сама почтенная дама. Деловые отношения должны строиться только на деловой основе.Но дама до конца не поняла своей ошибки, потому что вывод, который она извлекла из урока, гласил: не делай добра людям.
ДРУЗЬЯ
Судьбоносная категория друзей открывает серию близких и родных людей. А с ними отношения строятся совершенно по-другому. В трех предыдущих категориях отношения строились на основе взаимовыгодных обменов. Взаимоотношения друзей предполагают бескорыстную поддержку, помощь без оглядки на то, что вы получите взамен.
Почему нас сводит судьба? Почему, встречая среди тысяч людей одного человека, вдруг ощущаем родство наших душ? Потому что это родство действительно есть. Мы это не всегда помним и понимаем, но всегда чувствуем, что мы - цыплята из одной корзинки. Мы понимаем друг друга, мы похоже мыслим, у нас одни и те же жизненные ценности. Мы космически из одной корзинки. Как и почему так происходит? Вопрос пока что завтрашнего дня.
Существует древняя истина: лучше быть обманутым друзьями, чем всю жизнь не доверять им. Если друзья вас обманули, что ж, значит, вы ошиблись и не тех людей принимали за своих друзей. Виноваты лишь вы. Учитесь различать категории!
РОДСТВЕННИКИ
Мы пришли в этот Мир не случайно, а по космическим законам, постичь которые до конца нам не дано. Мы - частичка всего общества планеты Земля, поэтому от состояния нашей души зависит состояние всего общества в целом.
Прямо и непосредственно это выражается в том, что мы «очищаем» судьбу своего рода. То естьмы обязаны (по рождению) решать проблемы своей семьи, помогать родственникам, накапливать положительную энергию рода, освобождая последующие поколения от родовых болезней и проблем.
Род, в который мы пришли, взаимодействует с нами по-разному. Одним он дан как охранитель. Род оберегает от напастей, помогает на жизненном пути, направляет и в трудную минуту дает силы. Значит, мы чем-то заслужили такую поддержку! Такие корни необходимо сохранять, передавать по наследству, умножая традиции.
Другим род дан как испытание. В преодолении родовых проблем, а иногда и проклятий, которые на нем лежат, крепнет душа, закаляется, набирает силу и тем самым очищает корни, ведь сам человек - частица рода. Преодолевая негатив в себе, он тем самым очищает род в целом.
Однако есть люди, которые очень мало зависят от судьбы своего рода. Видимо, потому, что у них весьма серьезная личная задача и нелегкое жизненное предназначение по своей собственной судьбе. Такие люди рано покидают родительский кров, уезжают далеко от дома, быстро приобретают самостоятельность и независимость, даже с близкими родственниками поддерживают очень слабую связь. У них часто непростой жизненный путь, и обычно их ждут большие сложные дела.
К сожалению, слишком много людей, играя на родственных чувствах, готовы морально уничтожить своих близких и даже не почувствовать, что сделали нехорошо. Это энергитические «вампиры», от них следует закрываться. И все же, как бы то ни было, если даже самый дальний родственник обращается к вам с просьбой - не откажите, сделайте все, что в ваших силах. Это ваша родовая структура, ее понесут ваши дети и внуки, от вас зависит, насколько чистые, благоприятные и крепкие корни им достанутся.
С родственниками редко возможен равноценный энергообмен. Либо мы пользуемся их энергией, либо даруем им свою. Нередко перерабатываем негативы друг друга. Приходится иногда и закрываться. И все это нормально для данной категории отношений в силу специфичности родовых энергетических процессов.
РОДИТЕЛИ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ
Взаимоотношения, которые складываются у вас с ближайшими родственниками, - самый яркий показатель вашего отношения к родовой судьбе. Если в семье несколько детей, то у каждого из них могут быть свои отношения с семьей и, следовательно, свой показатель связи с родовой судьбой.
Так устроен наш мир, что один из детей может быть полным носителем судьбы отца, другой - матери, а третий остается чистым от этих долгов. Возможны и гораздо более сложные переплетения линий семьи между братьями и сестрами. Две дочери могут нести судьбу матери, а отец передает чистую генетическую линию своему внуку. Брат и сестра наследуют отцовские проблемы, а мать передает внуку свои творческие дарования. Вариантов здесь столько, сколько семей на белом свете.
Благоприятные отношения между братьями и сестрами, бескорыстные и доброжелательные, - большой подарок судьбы и бесценная поддержка, дарованная небом.
Но если отношения складываются плохо и даже очень плохо, не забудем и тогда, что это наши братья и сестры, данные нам свыше. И что бы ни случилось, мы должны смиренно принять то, что нам дано. Будем разумной поддержкой нашим близким - это то, что мы задолжали им где-то и теперь отдаем.
Если алкоголик-брат просит денег, чтобы пропить их, наш долг не отдать ему все, что у нас есть, но сделать все, чтобы спасти его. Однако не против его воли. Все, что делается против воли человека, делается во зло.
Если случилась размолвка между сестрами и братьями, простим обидчиков, мы заслужили эти обиды, может быть, мы виноваты больше в нашем обоюдном непонимании друг друга. Уступим и пойдем на примирение - это отработка судьбы нашего рода. Отрабатывая, расчистим путь нашим детям и внукам.
Как бы ни складывались наши отношения с родителями - простим их и попросим прощения за то, что не понимаем их. Что бы ни было, эти люди даны нам Богом, - стало быть, мы именно этого заслуживали и должны смиренно принять то, что дано.
СУПРУГИ
Браки совершаются на небесах. Супруги - это люди, которым предстоит строить вместе свою судьбу. Зависимость от супруга гораздо больше, чем зависимость от родителей. Неудача в супружестве переживается зачастую гораздо тяжелее, чем «трудное» детство. Она воспринимается как крушение планов и надежд молодости. Не всем удается найти силы, чтобы все начать сначала, подчас уже в не молодом возрасте. Совместные дети продолжают связывать супругов и в разводе.
Вы выбрали человека себе в супруги, а теперь он (или она) вас категорически не устраивает. Но вы сами выбрали - значит, этот человек чему-то соответствовал? Получается, что вы выбрали то, чему соответствовали сами в тот момент! Теперь нужно разобраться, зачем вас свела судьба. Что вы должны дать друг другу, чему научить и научиться через вашу встречу.
Энергетические отношения между супругами не знают границ. От супруга практически невозможно «закрыться». Судьба двоих срастается и становится общей. Энергия гармоничной супружеской пары так велика, что они практически неуязвимы. Чуждые, дисгармоничные влияния могут вторгаться лишь на время, энергия двоих вытесняет все мешающее, разрушает все негативы.
Но если вы на второй день или второй год после свадьбы обнаружили серьезную дисгармонию в отношениях с супругом, значит, ваша задача - сделать все, чтобы они стали как можно более гармоничными. Вы не можете просто взять и уйти. Супруг - не случайный прохожий. Это другой уровень отношений.
Когда вы ответите себе на все вопросы и совершите всю сложную душевную работу, у вас появится ощущение пустоты. Не будет ни раздражения, ни досады, не будет обиды, вы будете знать, что во всем виноваты сами. Тогда вы станете свободными, вы будете вправе сделать выбор, вправе разорвать отношения, которые никому не приносят радости. Но ваша работа должна быть выполнена «на все сто», нельзя обмануть себя. Проблема решена, когда уходят эмоции и остается разумное, светлое отношение ко всему происходящему.
Супружество - это опыт служения другому человеку. Это проверка способности любить и сопереживать, способности принимать чужую точку зрения, прислушиваться к ней, несмотря на любую разницу взглядов.
Как много приобретает ваша душа, если вы служите старательно и бескорыстно, со смирением и любовью к человеку. Как счастливы бывают люди, когда, съев вместе пуд соли, они наконец-то гармонично врастают друг в друга, принимая супруга таким, каков он есть, любя всем сердцем его достоинства и его недостатки. Не нужно думать, что это простое смирение перед жизнью или страх перед ней. Если люди достигают гармонии, это всегда результат огромной внутренней работы обоих.
ЛЮБИМЫЕ
Хорошо, когда любимые и супруги совпадают в одном лице. Сложнее, когда это разные люди. Взаимоотношения с любимыми строятся почти так же, как с супругами. Но если супружество может быть сложной судьбой, любовь - это всегда счастье, и дается она в награду, ее надо беречь как бесценный дар.
Если истинная любовь оказывается не взаимной, она дарит нам еще более высокие состояния души, когда мы в состоянии пожелать любимой счастья с другим, с тем, кого она любит.
Энергетическое взаимодействие между возлюбленными может быть только одно - дар. Дарить весь мир, дарить себя, дарить каждую каплю своей энергии. Чувствовать, как с каждым новым дыханием бесценный дар не исчезает, а лишь множится, нарастает, приобретая новую силу.
ДЕТИ
Главный долг живущего на Земле человека - долг перед ребенком. С родительской подачи обычно усваиваются понятия о Мире, Добре и Зле, они впитываются где-то глубоко, на ощущениях даже тогда, когда об этом не говорится вслух.
Какой способ взаимодействия с ребенком вы выберете - дело вашего вкуса, характера, образования, но главное, спрашивайте себя почаще: «Что я стимулирую в нем данным действием, данным конкретным словом?»
Вы наказали свое дитя - что показали вы ему? Пример жестокости, твердость руки, имеющей власть, или то, как нужно быть свободным и нести ответственность за свои поступки? Сколько чуткости, сколько тонкости требуется родителю, чтобы почувствовать, что именно откликается в маленьком человеке в ответ на поступки и слова взрослых. Только бесконечная энергия любви к ребенку может помочь в этой тяжелой, подчас интуитивной работе души.
В завершение можно сказать, что такое деление на категории очень условно. Один и тот же человек может быть для нас в одном случае сослуживцем, в другом случае - другом, в третьем - любимым человеком, родственником, братом. Дело не в том, чтобы навесить на каждого конкретного человека ярлык «случайный прохожий» или «самый любимый из всех любимых». Задача в том, чтобы в моменты общения всякий раз понимать, что происходит, что допустимо и что недопустимо с данным человеком в данной ситуации. опубликовано
Эль Тат
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Под словом «отношения» большинство людей подразумевает социальные контакты , часто — только романтические, любовные.
Однако значение этого слова гораздо шире. Важно знать, какие бывают отношения, чтобы лучше понимать людей, осознавать собственные приоритеты в определенных социальных ситуациях и эффективнее решать задачи.
Какие бывают взаимоотношения в семье? Узнайте об этом из нашей .
Определение понятий
Отношения — это некая поведенческая программа, определяющая, как человек или другое существо будет взаимодействовать с чем-либо.
Виды отношений:
- Природные. Их определяют законы, существующие в природе: физические (я вешу больше, а он меньше), биологические (кролик для льва и растения для травоядных — пища) и другие.
- Социальные. Взаимодействия между индивидами, проходящие по законам и нормам, которые установлены в этом обществе. Делятся на административные (директор и подчиненные), правовые, национальные, межнациональные, армейские и гражданские.
- Личностные. Каждый человек имеет субъективный опыт, на основе которого выстраивает отношения с другими людьми. Субъективное отношение человека, сформированное под влиянием множества факторов, к кому-то либо чему-то относится к .
Взаимоотношения — взаимная поведенческая программа. То есть, к примеру, отношения между двумя людьми, каждый из которых имеет определенную поведенческую программу насчет другого, являются взаимоотношениями.
Классификация взаимоотношений между людьми
В психологии выделяют три основных типа отношений, в зависимости от:
Также огромное значение имеет степень близости между людьми. Различают следующие уровни:
Особняком стоит : человек не может выбрать, у каких родителей родиться, но между ребенком, матерью и отцом (а в особенности между матерью и ребенком) всегда формируется тесная связь, которая далеко не всегда бывает здоровой.
В первые годы жизни ребенок отчаянно нуждается в родителях, они для него — идеал, и наиболее он привязан к матери. Позднее, по мере взросления, он сепарируется и начинает собственную жизнь, а общение с родителями становится менее тесным .
Виды отношений в коллективах
На протяжении взросления человек сталкивается со множеством коллективов, которые работают по сходным моделям и имеют похожие форматы отношений. Это школьные коллективы (класс), коллективы в средних специальных и высших заведениях (группа), взаимоотношения на работе.
Основные типы отношений в коллективах:
В рабочих коллективах также выделяют отношения:
- между отделами;
- с партнерами организации, компании и с организациями в целом;
- с государством;
- международные.
Также, как уже было упомянуто, отношения, включая те, что существуют в коллективах, делятся на вертикальные и горизонтальные.
Виды деловых связей
Деловые отношения, в зависимости от последствий, подразделяются на:
- Конструктивные. Они помогают деловым взаимодействиям развиваться в благоприятную сторону, положительно влияют на продуктивность.
- Деструктивные. Воздействуют разрушительно на деловые взаимодействия.
Также деловые взаимодействия делятся по содержанию на:
Политических
Основные формы политических отношений наблюдаются между:
От того, насколько совпадают цели и приоритеты этих объединений, зависит, насколько продуктивными они будут и сколько продлятся.
Что такое серьезные отношения? узнайте прямо сейчас.
Между полами
Как и в случае с отношениями в целом, у взаимоотношений между мужчиной и женщиной есть уровни:
- знакомство;
- приятельство;
- товарищество;
- любовь.
Чтобы стать другом , нужно пройти последовательно три первых уровня общения.
Но в случае с любовью все сложнее: нередко, если взаимные чувства возникли внезапно, возлюбленный может автоматически переместиться с первого-второго уровня на пятый и стать едва ли не центром мира.
Вопреки распространенному стереотипу, дружеские отношения между мужчиной и женщиной возможны, но лишь в том случае, если никто из них не испытывает друг к другу романтических чувств , таких как влечение, страсть, влюбленность, любовь.
В отдельных случаях бывает дружба, при которой кто-то из друзей (или сразу оба) скрывают свои истинные чувства. Если никто из них не решится открыться, отношения так и останутся в рамках дружеских .
Также в некоторых дружеских отношениях между мужчиной и женщиной присутствует секс, приятный для них и ни к чему не обязывающий. Такие дружеские отношения называются дружбой с привилегиями .
Романтические отношения между парнем и девушкой можно разделить на следующие типы:
- Взаимное развитие. В основе таких отношений — стремление к совместному развитию. Мужчина и женщина занимаются совместной деятельностью, много общаются, имеют массу общих интересов, могут вести совместные дела, поддерживают друг друга в процессе совершенствования. Такие отношения — частый выбор рационалистов, прагматиков.
- Полное взаимопонимание. Это одухотворенный союз, в котором каждому из партнеров комфортно настолько, что они получают наслаждение лишь от факта нахождения друг рядом с другом.
- Расчет.
В таких отношениях как минимум один из партнеров ищет прямую выгоду.
Такой союз далеко не всегда плохой, особенно если мужчина и женщина умеют договариваться между собой.
- Эксперимент. Мужчина и женщина, находящиеся в таких взаимоотношениях, стремятся переделать партнера под себя, чтобы он был максимально удобным. Эти отношения едва ли стоят продолжения.
- Затянутость. Один из самых неприятных типов взаимоотношений. Мужчина и женщина, состоящие в союзе, часто ссорятся, могут расходиться и сходиться вновь. Им следовало бы расстаться, но по каким-то личным причинам они продолжают быть вместе.
Между мужем и женой
Основные разновидности супружеских отношений:
Отношения — важный элемент жизни, подталкивающий человека к развитию, помогающий чувствовать себя лучше, увереннее и значимее.
Важно внимательно относиться к чувствам близких людей, учиться находить компромиссы и выказывать готовность оказать поддержку — и тогда отношения с ними продлятся долго и будут дарить массу положительных эмоций.
О типах взаимоотношений между людьми в этом видео:
Отношения между людьми – это окружающий нас мир. Каждый день большинству людей на планете приходится взаимодействовать с другими людьми, вступать в коммуникационные связи, различного вида отношения.
Попытаемся разобраться в том, какие бывают отношения между людьми, какова их классификация и какие проблемы в связи с отношение людей, возникли в современном обществе.
Виды отношений между людьми
Различают следующие виды межличностных отношений:
- Приятельские отношения.
- Отношения знакомства.
- Товарищеские.
- Любовные.
- Деструктивные.
- Родственные.
- Супружеские отношения.
Данная классификация основывается на глубине отношений и их функций. Каждый вид отношений между людьми включает в беседу, взаимоотношение определенные уровни характеристики человека. В супружеских, дружеских отношениях предполагается наибольшее такое включение. Психология приятельских отношений, знакомства между людьми включают в себя взаимодействие, проявление только социокультурных особенностей индивидуума.
Критериями различения отношений между людьми является дистанция между собеседниками, частота коммуникации, ее продолжительность, применение ролевых клише.
Стоит отметить, что отношения дружбы проявляются в высоком уровне избирательности. Недоразумения в подобном виде отношений может возникнуть в случае, если один из партнеров переоценил отношения. Такая недооценка нередко приводит к распаду взаимоотношений. Деструктивные отношения характеризуются культивированием, поддержанием аномальных личностных характеристик и потребностей (хулиганство, стяжательство и т.п.).
Типы отношений между людьми
Помимо видов межличностных отношений выделяют также типы отношений:
- Кооперация – отношение между индивидуумами, во время которого партнеры достигают обоюдного согласия о конкретных целях, стремясь не нарушить его до тех пор, пока есть схожесть в их интересах.
- Конкуренция - отношение между людьми, которое проявляется в стремлении достичь групповых или индивидуальных целей во время личностного противоборства.
Эти типы и уровень выраженности таких отношений способны определить характер психологии взаимоотношений.
Проблема отношений между людьми
В связи с быстрым развитием цифровых технологий и пр., обострились проблемы личностного взаимодействия. Многие люди, несмотря на возможность безграничного общения в социальных сетях, чувствуют себя одинокими. Причиной этому является смена приоритетов и жизненных принципов.
Итак, отношения между людьми играют важную роль в жизни каждого человека. Необходимо каждый день работать над личностным усовершенствованием во взаимодействии с другими людьми.