Краткое сообщение о а е варламов. А

гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты.

В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки:

1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия).

Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя.

Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65).

Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ.

Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ - фор-ма прав-ле-ния, при ко-торой вер-хов-ная власть в го-су-дар-ст-ве пол-но-стью или ча-стич-но при-над-ле-жит од-но-му ли-цу - мо-нар-ху (в ря-де слу-ча-ев мо-нар-хам-со-пра-ви-те-лям), об-ла-даю-ще-му су-ве-ре-ни-те-том и яв-ляю-ще-му-ся объ-ек-том под-дан-ст-ва.

Ус-та-нов-ле-ние монархии яв-ля-ет-ся ре-зуль-та-том рас-ши-ре-ния вла-сти пра-ви-те-ля (вож-дя пле-ме-ни, сою-за пле-мён, гла-вы ран-не-по-ли-тич. об-ра-зо-ва-ния), са-мо-про-воз-гла-ше-ния, во-ле-изъ-яв-ле-ния на-ро-да.

В древ-но-сти монархия при-ни-ма-ла фор-му пре-имущественно не-ог-ра-ниченной де-спо-тии (наи-бо-лее ха-рак-тер-на для го-су-дар-ств Древ-не-го Во-сто-ка). Выс-шей фор-мой монархии в ан-тич-ном ми-ре ста-ла императорская власть в Ри-ме. В сред-ние ве-ка наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ная фор-ма прав-ле-ния - со-слов-но-пред-ста-ви-тель-ная мо-нар-хия. На ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья и в на-ча-ле Но-во-го вре-ме-ни в Ев-ро-пе ут-верж-да-ет-ся аб-со-лют-ная монархия (см. Аб-со-лю-тизм , в Рос-сии - са-мо-дер-жа-вие).

Основные мо-нар-хические ти-ту-лы: гер-цог, им-пе-ра-тор, князь, ко-роль, царь и др., в стра-нах Во-сто-ка - сул-тан, хан, фа-ра-он, шах, эмир и др.

В про-цес-се ста-нов-ле-ния ка-пи-та-ли-стических об-щест-ва монархия во мно-гих стра-нах бы-ла сверг-ну-та и за-ме-не-на рес-пуб-ли-кан-ской фор-мой прав-ле-ния (см. Рес-пуб-ли-ка) ли-бо транс-фор-ми-ро-ва-лась в кон-сти-туционную монархию. В ря-де стран (Рос-сия, Гер-ма-ния, Ав-ст-ро-Венг-рия и др.) монархия па-ла в ре-зуль-та-те ре-во-лю-ций. Од-ной из форм монрахии яв-ля-ет-ся тео-кра-тия, по-лу-чив-шая рас-про-стра-не-ние с древ-них вре-мён и со-хра-няю-щая-ся до на-ших дней.

Ча-ще все-го мо-нар-хическая власть нас-лед-ст-вен-ная, ког-да фор-ми-ру-ет-ся ди-на-стия, но не ис-клю-ча-ют-ся и вы-бо-ры мо-нар-ха, в част-но-сти при пре-ры-ва-нии ди-на-стии. Су-щест-ву-ют три по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния: се-ньо-рат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший в ро-ду), май-орат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший сын мо-нар-ха) и на-сле-до-ва-ние по пра-ву пер-во-род-ст-ва (пре-стол пе-ре-хо-дит к ни-схо-дя-ще-му по-том-ст-ву в од-ной ли-нии - его на-сле-ду-ет стар-ший сын, а ес-ли он умер рань-ше от-ца, то его стар-ший сын, а по пре-кра-ще-нию до-пу-сти-мых пре-сто-ло-на-след-ни-ков в стар-шей ли-нии пре-стол пе-ре-хо-дит к стар-ше-му пред-ста-ви-те-лю сле-дую-щей по стар-шин-ст-ву ли-нии).

В си-сте-ме пре-сто-ло-на-сле-дия в за-ви-си-мо-сти от прав жен-щин раз-ли-ча-ют-ся сле-дую-щие ти-пы при-мо-ге-ни-ту-ры: са-ли-че-ская (например, Япо-ния), ко-гда трон мо-нар-ха мо-гут за-ни-мать толь-ко муж-чи-ны; кас-тиль-ская (Ис-па-ния и др.), ко-гда до-че-ри за-ни-ма-ют трон, ес-ли у по-кой-но-го или от-рёк-ше-го-ся от пре-сто-ла мо-нар-ха нет сы-но-вей (при этом млад-ший сын име-ет пре-иму-ще-ст-во пе-ред стар-шей до-че-рью); ав-ст-рий-ская, до-пус-каю-щая цар-ст-во-ва-ние жен-щи-ны, ес-ли в оп-ре-де-лён-ных по-ко-ле-ни-ях ди-на-стии нет муж-чин (дав-но не при-ме-ня-ет-ся); скан-ди-нав-ская (Шве-ция и др.), ус-та-нав-ли-ваю-щая ра-вен-ст-во прав жен-щин и муж-чин на трон по пра-ву пер-во-род-ст-ва.

В кон-сти-ту-ци-он-ной монархии при-ня-та кон-сти-ту-ция и дей-ст-ву-ет пар-ла-мент. Кон-сти-ту-ци-он-ная монархия име-ет две раз-но-вид-но-сти: монархия дуа-ли-сти-че-ская и монархия пар-ла-мен-тар-ная.

В пер-вой юри-ди-че-ски су-ще-ст-ву-ют два цен-тра вла-сти (от-сю-да - дуа-ли-сти-че-ская): мо-нарх уже не из-да-ёт за-ко-ны, их при-ни-ма-ет пар-ла-мент, но управ-ле-ние го-су-дар-ст-вом на-хо-дит-ся в ру-ках мо-нар-ха (например, Иор-да-ния , Ку-вейт, Ма-рок-ко). Он на-зна-ча-ет пра-ви-тель-ст-во (со-вет, ка-би-нет ми-ни-ст-ров), и оно от-вет-ст-вен-но толь-ко пе-ред ним, но не пе-ред пар-ла-мен-том. Кро-ме то-го, мо-нарх впра-ве из-да-вать указ-ное за-ко-но-да-тель-ст-во (ука-зы, дек-ре-ты, ре-ск-рип-ты и др.), ко-то-рое име-ет не мень-шую, а фак-ти-че-ски бóльшую си-лу, чем за-кон. Дуа-ли-сти-че-ская монархия су-ще-ст-во-ва-ла в стра-нах Ев-ро-пы и отдельных го-су-дар-ст-вах Азии (Не-пал, Таи-ланд, Япо-ния) при пе-ре-хо-де от аб-со-лют-ной монархии к пар-ла-мен-тар-ной или пре-имущественно пар-ла-мен-тар-ной.

В пар-ла-мен-тар-ной монархии пра-вит пар-тия, по-бе-див-шая на вы-бо-рах в пар-ла-мент: пра-ви-тель-ст-во фор-ми-ру-ет-ся этой пар-тией (бло-ком пар-тий, имею-щим боль-шин-ст-во в пар-ла-мен-те) и не-сёт от-вет-ст-вен-ность пе-ред пар-ла-мен-том, но не пе-ред мо-нар-хом. Мо-нарх дей-ст-ву-ет «по со-ве-ту» пра-ви-тель-ст-ва (пре-мьер-ми-ни-ст-ра), за дей-ст-вия мо-нар-ха по управ-ле-нию го-су-дар-ст-вом не-сёт от-вет-ст-вен-ность пра-ви-тель-ст-во. Пар-ла-мен-тар-ны-ми монархиями яв-ля-ют-ся поч-ти все мо-нар-хические стра-ны Ев-ро-пы, Япо-ния, мо-нар-хические стра-ны Со-дру-же-ст-ва.

В отдельных стра-нах монархии мо-гут при-ни-мать осо-бен-ные фор-мы.

(1801-1848)

Романсы и песни Александра Егоровича Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Музыка Варламова нашла отражение в художественной литературе: его романсы, как характерный элемент быта, введены в произведения Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси (роман «Конец главы»). Однако, судьба Александра Варламова сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.

Александр Егорович Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.



В 1819 молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых впечатлений: он часто посещает оперу, концерты, выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки». По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

В 1832 Александр Егорович Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры Щепкин, Мочалов; композиторы Гурилев, Верстовский; поэт Цыганов; писатели Загоскин, Полевой; певец Бантышев. Их сближало увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.



« Музыке нужна душа », — писал Александр Варламов, — «а у русского она есть, доказательство — наши народные песни ». В эти годы он сочиняет «Красный сарафан», «Ох, болит, да щемит», «Что это за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась, зоренька ясная» и другие, вошедшие в «Музыкальный альбом на 1833 год» и прославившие имя композитора. Работая в театре, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» Шаховского — вторая по роману М. Загоскина; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор парижской богоматери» Гюго, «Гамлет» Шекспира). Постановка шекспировской трагедии была выдающимся событием. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз...

Балет тоже интересовал Варламова. Два его произведения в этом жанре — «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с Гурьяновым по сказке Перро «Мальчик-с-пальчик», — шли на сцене Большого театра. Композитор хотел написать и оперу — его увлек сюжет поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», но замысел остался нереализованным.



На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал... свои романсы », — замечал один из его друзей.

Александр Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.

Последние три года Варламов провел в Петербурге, он надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу, но желание это не осуществилось. Широкая известность не защитила его от бедности и разочарований. Александр Егорович Варламов умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Варламов написал около 200 романсов и песен (включая ансамбли). Круг поэтов-авторов слов очень широк: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Дельвиг, Полежаев, Тимофеев, Цыганов. Варламов открывает для русской музыки Кольцова, Плещеева, Фета, Михайлова. Как и композитор Даргомыжский, он одним из первых обращался к Лермонтову; его привлекали также переводы из Гете, Гейне, Беранже.

Александр Егорович Варламов — лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы». Веяния времени сказались в романтической устремленности, и в эмоциональной открытости варламовской лирики. Диапазон ее достаточно широк: от светлых, акварельных красок в пейзажном романсе «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» до драматической элегии «Тебя уж нет». Творчество Александра Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Глубоко почвенное, оно тонко отражает ее музыкальные особенности — в языке, в тематике, в образном строе.

belcanto.ru ›varlamov.html



Интересные факты

Знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.
- Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.
Через неделю Бантышев приходит - романса нет.
- Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.
Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!



Птичка

Варламов был человеком добрым и нетщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.
- Твое ли это дело? Ведь ты на Москве - первая знаменитость. Совсем себя не помнишь! - выговорил Варламову его друг трагик Мочалов.
- Ах, Паша, гордыни в тебе много, - отозвался композитор. - А я пою, как птичка. Пел в Большом театре - хорошо. Теперь с сиротками буду петь - разве плохо?...

classic-music.ru ›varlamov.html



Камерный хор из Санкт-Петербурга. Интересная статья-расследование Валентина Антонова "История одной песни": http://www.vilavi.ru/pes/nich/nich1.s ...

Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Очи блеснули слезой?

Жаль мне покинуть тебя, черноокую!
Певень ударил крылом,
Крикнул!.. Уж полночь!.. Дай чару глубокую,
Вспень поскорее вином!
Время!.. Веди мне коня ты любимого,
Крепче держи под уздцы!
Едут с товарами в путь из Касимова
Муромским лесом купцы!

Есть для тебя у них кофточка шитая,
Шубка на лисьем меху!
Будешь ходить ты вся златом облитая,
Спать на лебяжьем пуху!
Много за душу свою одинокую,
Много нарядов куплю!
Я ль виноват, что тебя, черноокую,
Больше, чем душу, люблю!



МОЛИТВА

Слова Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, —
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Музыка Александра Егоровича Варламова.

Исполнение Олега Евгеньевича Погудина.

Показаны картины Василия Григорьевича Перова (1833—1882); :
1. «Гитарист-бобыль»;
2. «Христос и Богоматерь у житейского моря»;
3. «Странник»;
4. «Странник»;
5. «Девушка, бросающаяся в воду»;
6. «Утопленница»;
7. «Проводы покойника»;
8 «Возвращение крестьян с похорон зимою»;
9. «Дети-сироты на кладбище»;
10. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»);
11. «Сцена на могиле»;
12. «Странница в поле».


Варламов Александр Егорович - Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант.

Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу.

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I , Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским.

Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство.

Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства.

Слушая "Севильского Цирюльника" Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни "На что ж было огород городить", которую итальянский маэстро, по словам Варламова, "хорошо, мастерски свел на польский".

Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее достоверным, - в Москве.

В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения.

24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии.

В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах.

К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная".

В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, и, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки. Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества.

Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки.

Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах.

Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету.

При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта.

В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами.

Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.

Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение.

Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца. О другом сыне его, Константине, см. Дочь Варламова, Елена, также выступала певицей и сочиняла (романсы).