История написания картины черный квадрат. Под "черным квадратом" малевича нашли изначальное название картины

Где висит "Черный квадрат" Малевича?


  1. В Третьяковке.
  2. Подлинный Черный Квадрат Казимира Малевича (1915) находится в Государственном Русском Музее.
  3. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.
    Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету Черный квадрат Малевича. После выставки 32 - 33-х годов Художники РСФСР за 13 лет предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина всплыла на распродаже Инкомбанка, который в свое время купил картину у некоего частного лица.
  4. Казимир Малевич однажды решил, что сможет поставить точку в развитии живописи. Ему это удалось он сотворил самый известный из своих шедевров.

    Картина Черный квадрат выставлялась в 1915 году. Шедевр стал своеобразным манифестом нового направления супрематизм изображение геометрических фигур, написанных чистыми локальными цветами и погруженным в некую белую бездну, где господствовали законы динамики и статики. Кстати, название нового явления Малевич сочинил сам.

    Черный квадрат предстал публике на выставке О, 10 в числе еще 39 полотен он находился в так называемом красном углу, где в обычном доме располагались иконы.

    Многие критики называли Малевича анархистом и утверждали, что его картина это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны. Художник заявил, что, написав эту картину, он полностью завершил развитие мировой живописи. Точка в истории этого вида искусства, по версии польского гения, получилась довольно крупной холст 53,5 на 53,5 см, закрашенный черной маслянистой краской.

    Дерзость и несомненное мастерство вмиг поставили Малевича на одну ступень с да Винчи, Врубелем, другими прославленными художниками. Правда, и после Черного квадрата польский художник продолжал творить.

    Речь здесь может идти о данном холсте, о его датировке, о том, как он соотносится с другими вариантами "Черного квадрата". Насколько мне известно, всего их было четыре. При этом я не исключаю, что еще остаются неопознанными и неизвестными другие. Могу предположить, что где-нибудь (о Малевиче сейчас пишут много - и у нас и за рубежом) появились и какие-либо новые данные, за которыми я не уследил. Но пока, как мне представляется, с полной достоверностью мы можем говорить о четырех. Первый находится в Третьяковской галерее. Его размеры - 79,5х79,5. Он поступил в галерею в 1929 году из Музея живописной культуры. Именно он изображен на известных фотографиях экспозиции выставки "0,10" висящим, как икона в "красном углу" зала (илл. 1). Он был выставлен среди других 39-ти супрематических работ Малевича. Можно считать доказанным время его создания - 1915 год, хотя сам Малевич все свои "Черные квадраты" датировал 1913 годом на основании того, что этот пластический элемент, ставший затем едва ли не символом живописи ХХ века, появился у него в эскизах декорации оперы "Победа над солнцем", поставленной в 1913 году. Второй "Черный квадрат" (106х106) был создан приблизительно в 1923 году - во время подготовки советского раздела выставки Биеннале в Венеции, где он был показан вместе с двумя другими картинами - "Крестом" и "Кругом", также воспроизводящими основополагающие супрематические формы (илл. 5-7). Все три картины были написаны учениками Малевича Суетиным, Лепорской и Рождественским, но подписаны Малевичем. На обороте его рукой вновь начертана дата - 1913. А на подрамнике стоит пометка "1". Сразу же оговорю, что эта нумерация не имеет отношения к пометке "2й" на нашем варианте. Номерами 1, 2 и 3 Малевич обозначил "Квадрат", "Крест" и "Круг", предназначенные для венецианской выставки. Этот вариант, как "Крест" и "Круг", находятся в Русском музее и попали туда в 1977 году вместе с большим количеством других работ Малевича от его наследников ("на временное хранение"). Именно этот "Квадрат" мы видим на фотографиях 1935 года над гробом художника в его квартире. Третий вариант вновь возвращает нас в Третьяковскую галерею. По размерам (80х80) он приближается к первому, превосходя его на 0,5 см. в высоту и ширину. Но пропорциональные отношения белого и черного несколько смещены - белые полосы по краям у него немного уже. На обороте - вновь дата "1913" и указание на то, что "начальный элемент" появился в опере "Победа над солнцем". Этот вариант не без основания датируется 1929 годом - временем персональной выставки художника в Третьяковской галерее. Но поступил он в Третьяковку в 1934 г. Что касается персональной выставки в галерее, то, насколько мне известно со

  5. их вообще штуки четыре, одна в третьяковке на крымском валу, где послереволюционное искусство, есть еще в русском музее в питере
  6. В Третьяковской галлерее
  7. В каждой школе в каждом классе...висят оригиналы а Малевич просто скопировал
  8. Толи в Эрмитаже, толи в третьяковке

Начало ХХ века, Франция. Первая мировая война. Научно-технический прогресс. В такое радикальное время появляется авангардизм – совокупность течений, которые меняют суть искусства кардинально, производят в ней революцию, параллельно покушаясь на полную смену традиций в обществе. Cвоей кульминации авангард достигает в России через абстракционизм.

Абстракционизм – это авангардное течение, наиболее неоднозначное среди остальных. Анри Матисс , французский художник и скульптор, как-то произнес фразу, которая стала ключом к понимаю импрессионизма и авангарда вкупе: «Точность – это еще не правда» .

Если объяснить абстракционизм кратко, то это живопись без распознаваемых образов. Он бывает цветовым и геометрическим и стремится к определённой идее – освобождение цвета и формы от предметной обоснованности, мотивировки. Достаточно посмотреть вокруг и понять, что абстракция везде. Чистое голубое небо. Мы же смотрим наверх и видим лишь цвет. Закат. Блики и тени – это цвет и геометрия. Море. Лес. Даже обои, стол. Все это абстракция.

Классические художники, вроде Ильи Репина и Ивана Шишкина , цвет и геометрию притягивали к миру вещей, изображали их в предметах, объектах. Абстрактная живопись создаётся уже по другому принципу, по принципу гармонизации цвета и формы как они есть.

Все началось с Василия Кандинского и Казимира Малевича , о них мы сегодня и поговорим.

В 1910 году Кандинский нарисовал картину « Казаки» . До абстракционизма остается пол шага.

Позже Кандинский решает, на примере этого сюжетного мотива, окончательно оторваться от образности и рисует картину « Импровизация 26» . Он не только убирает образ казаков, дома, радуги, но и снимает ярлык с картины – теперь это не казаки, это просто импровизация. Подсказки, кто и что может находиться на картине, нет.

Название теперь размыто, размыты и категории. Почему же так происходит? Потому что название обычно мешает понять картину, наталкивает на поиск образов, ассоциаций. А художник-абстракционист пытается от образности уйти. Надо увидеть только цвет.

Кандинский написал брошюру «О духовном в искусстве» , прочитав которую, абстракционизм, как явление, станет более понятным.

Малевич абстракционизм называл по-своему – супрематизм (с лат. supremus – « наивысший» ). До знаменитого «Черного квадрата» он шел путем минимизации объектов на своих картинах.

79,5 см на 79,5 см — абсолютный квадрат. Картина Малевича – это икона авангарда.

Самая большая ошибка в общении с этой картиной – мы смотрим на неё глазами, которыми смотрим на картины Уильяма Тёрнера или Теодора Жерико (прим. художники эпохи романтизма). « Чёрный квадрат» – это не картина, это манифест, заключенный в форму чёрного квадрата. Здесь восхищение должен вызывать поступок художника – то, что он назвал это картиной в 1915 году. Ведь он нарисовал абсолютно ничего. Главное ни цвет, ни краски, ни рисунок, а идея – распад традиционного искусства. « Чёрный квадрат» отрезвил умы художников и перезагрузил искусство.

Кстати, в музыке тоже есть своеобразный «Черный квадрат» – это знаменитая пьеса 20 века, которая была написана Джоном Кейджем и названа «4:33». Он выходил на сцену, объявлял произведение, садился и ровно 4 минуты 33 секунды молчал. Многие считают, что это гимн тишине, но это не так. «4:33» – это естественный звук окружающего мира, звук в чистом виде, поскольку в зале тишина постоянно прерывалась шуршанием и покашливанием, каким-то скрипом, да даже дыханием. Кейдж таким образом говорил людям, что звук не должен складываться в мелодию.

Искусство абстракционизма воспринимать достаточно сложно, поскольку очень часто можно услышать восклицания из серии: «Я тоже могу нарисовать просто черный квадрат!». Да, могут, но в то время Малевич сделал огромный и смелый шаг вперед, назвав свой злосчастный «Черный квадрат» картиной. Это был прорыв, до него никто так не делал. В «Черном квадрате» не стоит искать глубокого философского смысла. Это просто «не картина», которая с ног на голову перевернула мир искусства, произвела революцию и повела за собой новое поколение художников.

Мы ответили на 12 самых популярных вопросов: где находится оригинал, зачем Малевич его нарисовал и почему картину нельзя повторить.

Есть произведения искусства, которые знают все. Ради этих картин туристы стоят в длинных очередях в любую погоду, а затем, попадая внутрь, просто делают селфи на их фоне. Однако, если спросить у туриста, отбившегося от группы, почему он так рвется посмотреть на шедевр, – он вряд ли объяснит, ради чего он страдал, толкался и мучился с фокусным расстоянием. Зачастую дело в том, что из-за постоянного информационного шума вокруг конкретного произведения забывается сама его суть. Наша же задача в рубрике «Великое и непонятное» вспомнить, почему всем надо ходить в Эрмитаж, Лувр и Уффици.

Первой картиной в нашей рубрике стало полотно Казимира Малевича «Черный квадрат». Оно является, пожалуй, самым известным и спорным произведением русского искусства и при этом самым узнаваемым на Западе. Так, в Лондоне сейчас проходит масштабная выставка , посвященная творчеству художника. Главным экспонатом стал, конечно, «Черный квадрат». Можно даже утверждать, что у европейских критиков русское искусство ассоциируется не с Карлом Брюлловым и Ильей Репиным, а именно с Малевичем. При этом, к сожалению, мало кто из посетителей Третьяковской галереи или Эрмитажа может четко сказать, чем же так известно это полотно. Сегодня попытаемся это исправить.

Казимир Малевич (1879 - 1935) «Автопортрет». 1933 год.

1. Это не «Черный квадрат» , а «Черный квадрат на белом фоне»

И это важно. Этот факт стоит запомнить, как теорему Пифагора: в жизни вряд ли пригодится, но не знать ее как-то неприлично.

К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915 год. Хранится в Третьяковской галерее

2. Это не квадрат

Сначала художник назвал свою картину «Четырехугольник», что подтверждается линейной геометрией: здесь нет прямых углов, стороны не параллельны друг другу, а сами линии неровные. Таким образом, он создал подвижную форму. Хотя, конечно, пользоваться линейкой умел.

3. Зачем Малевич нарисовал квадрат?

В своих воспоминаниях художник пишет, что сделал это бессознательно. Однако развитие художественной мысли можно проследить по его картинам.

Малевич работал чертежником. Неудивительно, что сначала его увлекал кубизм своими правильными формами. Например, картина 1914 года – «Композиция с Джокондой». Здесь уже появляются черные и белые прямоугольники.

Слева – Казимир Малевич «Композиция с Джокондой». Справа – Леонардо да Винчи «Мона Лиза», она же «Джоконда»

Затем, при создании декораций для оперы «Победа над солнцем», появилась идея квадрата как самостоятельного элемента. Однако картина «Черный квадрат» появилась только спустя два года.

4. Почему именно квадрат?

Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм. Если следовать логике художника, круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест.

Картины «Черный круг» и «Черный крест» были написаны одновременно с «Черным квадратом». Все вместе они составили основу новой художественной системы, но главенство всегда было именно за квадратом.

«Черный квадрат» – «Черный круг» – «Черный крест»

5. Почему квадрат черный?

Для Малевича черный – это смешение всех существующих цветов, в то время как белый – отсутствие всякого цвета. Хотя, это полностью противоречит законам оптики. Все помнят, как в школе рассказывали, что черный цвет поглощает остальные, а белый – соединяет весь спектр. А потом мы делали опыты с линзами, разглядывая получившуюся радугу. Но у Малевича все наоборот.

6. Что такое супрематизм и как его понять?

Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «наивысший». То есть, по его мнению, это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников.

Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.

К.Малевич «Супрематизм». 1916 год.
Пример одной из многих супрематических композиций художника.

Что это значит? Подобные формы зрителем обычно воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь, нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обывателей. Например, полотна малых голландцев когда-то были революционными и глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия. Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким смыслом произведений.

Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века.
Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон – символ умеренности.

Эта стройная система рушится при знакомстве с картинами авангардистов. Здесь не работает система «красиво – не красиво», «реалистично – не реалистично». Зрителю приходится думать, что же могут означать эти странные линии и кружочки на полотне. Хотя, на самом деле, в лимонах на голландских натюрмортах смысла не меньше, просто посетителей музея не заставляют его разгадывать. В картинах XX века надо сразу понимать идею произведения искусства, что намного сложнее.

7. Неужели только Малевич был таким умным?

Малевич был не первым художником, который начал создавать подобные картины. Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства. Так, Мондриан в 1913 – 1914 годах создавал геометрические композиции, а шведская художница Хильма аф Клинт писала так называемые цветные диаграммы.

Хильма аф Клинт. Из серии SUW (Звезды и Вселенная). 1914 – 1915 годы.

Однако, именно у Малевича геометрия приобрела четкий философский подтекст. Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения – кубизма, где предметы дробятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно. В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии.

Пабло Пикассо «Три женщины». 1908 год.
Пример кубизма. Здесь художник еще не отказывается от формы-прототипа – человеческого тела. Фигуры похожи на работу скульптора-плотника, который как будто создал свое произведение с помощью топора. Каждый «срез» скульптуры закрашен оттенком красного цвета и не выходит за границы.

8. Как квадрат может быть подвижным?

Несмотря на внешнюю статичность, эта картина считается одной из самых динамических в истории русского авангарда.

По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон – бесконечное пространство. Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе. Это похоже на планету во Вселенной.

Так что фон и форма неотделимы друг от друга: Малевич писал, что «самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, служащие раскрытию формы действия». (Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Том 1. С.187)

9. Почему у «Черного квадрата» две даты создания?

Полотно было создано в 1915 году, хотя сам автор на оборотной стороне написал 1913 год. Это было сделано, видимо, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции. На самом деле, в 1913 году художник занимался оформлением оперы «Победа над солнцем», и в его эскизах, действительно, был черный квадрат как символ этой победы.

Но в живописи замысел был воплощен только в 1915 году. Картина была представлена на авангардистской выставке «0, 10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы. Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и оказался прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.

Фотография, сделанная на выставке «0, 10». «Черный квадрат» висит в красном углу

10. Почему «Черный квадрат» есть и в Эрмитаже, и в Третьяковке?

Малевич несколько раз обращался к теме квадрата, так как для него это самая главная супрематическая форма, после которой в порядке важности идут круг и крест.

В мире существует четыре «Черных квадрата», однако они не являются полными копиями друг друга. Они различаются размерами, пропорциями и временем создания.

«Черный квадрат». 1923 год. Хранится в Русском музее

Второй «Черный квадрат» был создан в 1923 году для биеннале в Венеции. Затем, в 1929 году, специально для своей персональной выставки художник создает третью картину. Считается, что его попросил директор музея, потому что оригинал 1915 года уже к тому времени покрылся сеточкой трещин, кракелюром. Художнику идея не понравилась, он отказался, но затем передумал. Так в мире стало на один квадрат больше.

«Черный квадрат». 1929 год. Хранится в Третьяковской галерее

Последнее повторение было создано предположительно в 1931 году. Никто не знал о существовании четвертого варианта, пока в 1993 году некий гражданин не пришел в самарское отделение Инкомбанка и не оставил эту картину под залог. Больше загадочного любителя живописи не видели: за полотном он так и не вернулся. Картина стала принадлежать банку. Но ненадолго: он банкротился в 1998 году. Картину выкупили и передали на хранение в Эрмитаж.

«Черный квадрат». Начало 1930-х годов. Хранится в Эрмитаже

Так, первая картина 1915 года и третий вариант 1929 года хранятся в Третьяковской галерее, второй вариант – в Русском музее, а последний – в Эрмитаже.

11. Как современники отнеслись к «Черном квадрате»?

Если надежды на понимание творчества Малевича уже не осталось, не стоит печалиться. Даже последователи русского авангардиста не до конца осозновали глубокий замысел художника. До нашего времени дошли дневники одной из современниц мастера – Веры Пестель. Она пишет:

«Малевич написал просто квадрат и закрасил его сплошь розовой краской, а другой черной краской и потом еще много квадратов и треугольников разных цветов. Нарядной была его комната, вся пестрая, и хорошо было переходить глазу с одного цвета на другой - все разной геометрической формы. Как спокойно было смотреть на разные квадраты, ничего не думалось, ничего не хотелось. Розовый цвет радовал, а рядом черный тоже радовал. И нам понравилось. Мы тоже стали супрематисты». (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 144-145)

Это все равно, что сказать о натюрмортах малых голландцев – зачем вдумываться.

Впрочем, есть и более разумеющие замечания. При том, что не все понимали философский подтекст полотна, его значимость все-таки оценили. Андрей Белый так сказал о супрематизме:

«История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!» (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).

Александр Бенуа, основатель движения «Мир искусства», был крайне возмущен выходкой Малевича, но все равно понимал значение, которое приобрела картина:

«Черный квадрат в белом обрамлении - это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер. Это не простая шутка, не простой вызов, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения...». (Бенуа А. Последняя футуристическая выставка. Из "Малевич о себе...". Т.2. С.524)

В общем, картина произвела двоякое впечатление на современников художника.

12. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться?

Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести.

Например, черные квадраты рисовали и до Малевича. В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткорректным названием «Ночная драка негров в подвале». Еще раньше, в XVII веке, английский художник Флад написал полотно «Великая тьма». Но именно русский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее на протяжении нескольких десятилетий. Сможете так? Тогда вперед.

Роберт Флад «Великая тьма». 1617 год.

Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882 год.

Александра Плотникова

Шутка длиною в век: специалисты из Третьяковской галереи подробно рассказали о секретах знаменитого "Чёрного квадрата" Казимира Малевича. Картине уже сто лет, а сказать, что её хорошо понимает широкая публика нельзя до сих пор. Даже искусствоведы, и те спорят. Обсуждение подогревается и новыми фактами, которые стали известны специалистам. Название у картины изначально было совсем другим, а под слоями краски - ещё две картины.

Сенсационные детали исследования и уникальные кадры. Сотрудники Третьяковской галереи снимали, как заглянули в "Черный квадрат", сообщил . В рентгеновских лучах под картиной отлично видны сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Это совсем другая картина. Да не одна, а две, утверждают эксперты. И обе - цветные.

О том, что "Черный квадрат" непрост, а внутри еще одно изображение, знали уже в девяностые годы прошлого века, после первых исследований. Но понять, что именно там, техника не позволяла. Сейчас в год столетнего юбилея картины с помощью цифрового оборудования эксперты работу возобновили. Обнаружили не только картины.

"Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны вот прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля", - рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

Нашли еще и надпись. Почерк, правда, у Малевича непростой. Но эксперты расшифровали: "Битва негров в темной пещере". Теперь считают это заочным диалогом художника с предшественниками. Еще в конце девятнадцатого века появились черные прямоугольники "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда, а потом и у Альфонса Алле.

Ясно одно - творческий процесс у Малевича был сложный. Но версию, что он просто в сердцах зарисовал неудавшиеся работы черной краской, новые исследования опровергают.

"Это сложносоставная краска, которая состоит из нескольких веществ. Среди них, например, жжёная кость, черный углеродосодержащий пигмент и мел. То есть эту краску он готовил. Это было не спонтанно - выдавил, написал - а все-таки он думал, как это будет выглядеть", - отметила Екатерина Воронина.

"Это такое специальное сочетание пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна", - добавила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это не только одна из самых загадочных в мире картин, но еще и одна из самых дорогих. Станет ли "Черный квадрат" еще дороже, ведь теперь там не одна картина, а целых три - вопрос. Но то, что интерес к нему не исчезнет - совершенно точно. В Третьяковке, возможно, появится и инфракрасное изображение картины. Впрочем, то, что это не совсем "Черный квадрат", видно даже невооруженным глазом.

Юлия Богоманшина, Александра Сергомасова, Дмитрий Шаракин, "ТВ Центр"

Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Известны также многочисленные рисунки Малевича с чёрным квадратом (многие из них имеют комментарии, подчёркивающие роль квадрата как узлового элемента супрематизма). Квадрат включается и в супрематические многофигурные композиции Малевича.

Первая картина «Чёрный квадрат», подлинник, с которого впоследствии делались авторские повторения, по традиции считается той самой работой, что висела на выставке «0.10», хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Второй «Чёрный квадрат» стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта - 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест». Считается, что картина написана при участии самого Казимира Малевича и его ближайших учеников - Анны Лепорской, Константина Рождественского и Николая Суетина. В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей.

Третий вариант картины является точным авторским повторением основной работы - первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см). Он написан К. С. Малевичем в 1929 г. для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее. «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.».

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов». По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж. Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха