Как и когда учить ребенка говорить. Как развивается речь. Переходим на новый уровень.

Вашему малышу 2 года и он как вам кажется, не умеет еще говорить? Вы интересуетесь, как научить ребенка говорить в 2 года? При том разговаривать внятно, правильно. В данной статье представлены основные советы, которые будут полезны для мам и пап, чтобы развить речь не только у двухгодовалого малыша.

Каждые родители с удовольствием наблюдают за новыми успехами своего чада, и когда ребенок говорит свои первые слоги, мамы и папы сияют от счастья. Все прекрасно понимают, что речь играет важную роль в жизненном периоде человека. Ведь при её помощи происходит познание окружающего мира. Многие родители, из-за собственных хлопот, мало уделяют внимания речи ребенка, утверждая, что малыш, рано или поздно, научится говорить. На самом деле, если малыш не знает многих слов в два года, то в первую очередь в этом виновны родители.

Если да, сделайте подсчет до 10, прежде чем отвечать за своего ребенка. Помогите ему со словами: Когда ваш ребенок испытывает чувства, ему все еще трудно называть их. Поэтому, когда это радостно и прыгает, скажите вслух - вы рады, правильно. Лучший способ для вашего ребенка узнать, что это такое, говорит ему все, что он делает.

Да, это утомительно, но это того стоит. Скажите ему, что вы делаете в любой момент времени - мы обворачиваем наши туфли, привязываем галстуки, крепим наш пиджак, берем сумку и выходим на прогулку. Недавно ученые показали, что дети учатся говорить в основном, глядя на своих родителей в рот. Кстати, взрослые учатся говорить, когда речь заходит о иностранном языке.

  1. Специалисты рекомендуют учить малыша словам, еще, когда он находится в утробе матери. Как известно, малыш, в определенный период своего внутриутробного развития, слышит звуки, которые издают взрослые. Родственникам рекомендуется, как можно чаще проводить беседы с чадом, напевать ему, рассказывать сказки, стихотворения, так он будет понемногу обучаться речи.
  2. В первую очередь, рекомендуется напрочь отказаться от пустышки. Дело в том, что процесс сосания пустышки тормозит артикуляцию.
  3. Родителям необходимо постоянно повторять названия предметов, которые встречаются на пути у крохи.
  4. В правильном развитии речевого аппарата играет роль мелкая моторика. Для того чтобы мелкая моторика находилась в постоянном развитии, нужно позволять чаду щупать предметы, к примеру, ложку, кубики, пазлы, пуговицы. Более того, необходимо демонстрировать ребенку, как льется вода, давать возможность ему лепить из теста и рисовать красками.
  5. Чтобы чадо быстрее стало произносить правильно слова, родители должны читать малышу сказки, стихи, проговаривать скороговорки.
  6. Когда ребенок переступит годовалый возраст, его необходимо научить простейшим словам для высказывания своих желаний.
  7. Родители, в игровой форме, должны произносить звуки разных животных. Очень полезным будет во время прогулки показывать животных и воспроизводить их звуки.
  8. Со стороны родителей, правильней всего будет не приучать ребенка к использованию электронных гаджетов, а наоборот, предоставить ему мячи, пирамиды, кубики, ведра.

Как научить ребенка разговаривать в 2 года

Создавайте потребность говорить.
Если ребенок является «молчуном», то крайне важно не торопиться предвидеть его потребности, а ждать, пока он не попытается общаться. Первоначально это может быть нечто приближенное, например, слово «ба» или «да» для обозначения предмета или просьбы. Постепенно объясняйте, как называются предметы, которые просит малыш. Смысл прост: у ребенка гораздо больше шансов научиться говорить и общаться, когда у него есть причины для этого.

Так стучите к вашему ребенку, станьте лицом к лицу и говорите о том, что вы выбираете. Это даст вашему ребенку возможность увидеть, как губы разных звуков, как он двигает языком, и как звуки выходят из уст мамы. В следующий раз, когда вы подумаете, что ребенок «не слышит вас» и делает глухим, сжимается над ним и говорит ему лично, что вы хотите сделать. Вы увидите, что ваше приложение будет выполнено.

Сколько раз вы хотели узнать, почему ваш ребенок плачет? Вы меняете подгузник, кормите его, петь, и он продолжает плакать. Он хочет, чтобы вы сказали, что вам нужно, и прекратить агонию как для вас, так и для него. Представляете ли вы, что вы даже можете преодолеть потенциальный рев ребенка, потому что вы носите голубые носки, и он хочет красного цвета.

Разговор с самим собой.
Вы говорите вслух о том, что видите, делаете. Ребенок должен находиться рядом, по крайней мере, в диапазоне слуха. Чтобы при ваших словах он мог сделать связь между тем, что вы говорите и что, затем происходит. Длинные предложения будут трудными для правильного восприятия слов и действий вашим чадом. Поэтому используйте отдельные слова и короткие простые фразы, лучше из повседневной потребности в еде. Например, «пюре», «пюре на тарелке», «пюре с морковкой», «вкусное пюре».

Через него ребенок может легко выразить свои желания или страхи. Хотите знать, будет ли это замедляться или вмешиваться в его настоящие разговоры? Оказывается, язык знаков не только не замедляется, но и помогает говорить. В Соединенных Штатах уже изучается язык детей и младенцев в возрасте от 6 до 36 месяцев. Это чрезвычайно полезно для развития детей. Это спасает и путаницу родителей, и панику интересует, что делать. С языком знаков, ребенок напрямую общается со своими родителями, и это сближает их.

Прежде всего, эта идея не удивительна, и на самом деле она очень логична, поскольку все мы знаем, что дети в один момент начинают все понимать. С другой стороны, их двигательные навыки растут гораздо быстрее, чем их способность говорить. Кроме того, дети любят жестом.

Зрительный контакт.
Если хотите научить ребенка говорить, то обязательно нужно поддерживать с ним зрительный контакт. Поэтому когда разговариваете с ним, постарайтесь внимательно смотреть на малыша, говорить медленно, четко произнося слова. Еще лучше - опуститься до уровня его глаз. Это поможет деточке сосредоточиться на вас и вашей речи, не отвлекаясь на посторонний шум вокруг. Дети учатся говорить, также используя чтение по губам.

Идея помочь детям более легко выразить свои пожелания со знаками исходит от американского доктора Джозефа Гарсиа, эксперта по развитию ребенка. Он считает, что слух детей родителей с нарушениями слуха легко усваивает язык знаков. Они показывают гораздо меньшее «привязчивое» поведение, чем другие дети, потому что они могут легко выразить свои мысли и потребности. Итак, почему слуховые дети слуховых младенцев не используют язык жестов? В конце концов, если ребенок может показать с признаками то, что он думает и хочет, все - и ребенок, и его родители, будут намного счастливее и спокойнее.


Произносите слова правильно.
Говорите слова так, как они звучат, используя правильный акцент на правильном слоге. Если коверкать речь подобно ребенку, разговаривая с ним, то вряд ли он быстро научится делать правильной формы рот, произнося звуки и интонации слов. Употребляйте правильные имена для людей, мест и вещей. Говорите медленно, четко и просто. Кроме того, важно не повторять большую часть из сказанного малышом, а говорить правильно. Например, наша дочь говорила на рыбу «биля», мы же не повторяли за ней, а говорили «рыба».

Когда ребенок получает то, что хочет

Чтобы научить вашего ребенка использовать язык жестов, вам потребуется определенное количество терпения, но это не так сложно. Даже несколько элементарных признаков могут значительно облегчить ситуацию - например, если вы научите своего ребенка тому, как показать, что он жаждет. Эмма Финли-Смит из Сассекса говорит, что она и ее муж начали учить дочь Изабеллы некоторым признакам, когда ей было 11 месяцев. Сначала ребенок, казалось, не обращал внимания. Но только через неделю, когда она играла на полу, Изабелла подняла большой палец к ее рту.

Используйте от одного до трех слов.
Дети учатся общению, слушая все, что вы говорите, наблюдая ваш язык тела и, видя, как вы взаимодействуете с другими людьми. Поэтому, думая как учить ребенка говорить, настройтесь на использование простых предложений: от одного до трех слов в разговоре с ним. Например, видите, как у деточки что-то не получается, тогда посмотрите ему в глаза и спросите: «Хочешь, мама поможет либо давай мама сделает», используя при этом жест, означающий помощь. (Узнайте, ?)

Сначала женщина подумала, что ее ребенок машет рукой, но ее муж заметил, что это был признак жажды. Мать говорит, что с каждым научным знаком, расстраивающие ситуации были значительно сокращены. Шарон Мейсон из Девон, мать 16-месячного мальчика, говорит ей, что язык знаков приблизил ее ближе к ее сыну. Он знал около 30 слов и даже начал «приговаривать» к ним. Например, он мог сказать, что собака спала или слышала самолет. Она говорит, что замечательно знать, что происходит в голове вашего ребенка.

Ей нравится «разговаривать» с сыном, даже когда он находится на другом конце комнаты или играет на детской площадке. Она может «рассказать» ребенку, что любит его даже в это время, используя язык тела. Развивать навыки разговора. Как упоминалось ранее, использование жестового языка не мешает ребенку говорить, а наоборот - способствует ему. Язык знаков следует «обучать» наряду с речью. Вы должны показать дочерний знак, но также назвать объект или действие, для которого оно используется. Поскольку для ребенка важно смотреть на вас, он также развивает свои навыки концентрации.

Жесты являются важной частью развития языка.
Всегда делайте связь между жестами и языком с помощью вопросов. Например, Хочешь пить, кушать?» (Когда ребенок указывает на еду), а затем ждите ответа. Дальше спросите: «Что ты хочешь, молоко или кашку? Хорошо давай попьем немного молока». Такое поведение поощряет детей реагировать на вопросы и принимать участие в разговорах.

Когда ваш ребенок отвечает знаком, у вас уже есть двусторонняя связь. Если ваш ребенок «говорит», например, что он слышал самолет, вы можете сказать: Вы слышали самолет? Таким образом, вы проводите больше времени, разговаривая с ребенком, и это лучший способ поощрения разговоров.

Как научить ребенка на языке знаков. Как и в случае с любым новым умением, важно идти в ногу с темпом вашего ребенка и наблюдать за этим весело. Лучшее время для начала «обучения» - это когда вы чувствуете, что ваш ребенок действительно нуждается в общении. Обычно это происходит через 9-10 месяцев - вы заметите, что ваш ребенок становится более общительным, начинает хлыст и использует разные звуки и лица, чтобы привлечь ваше внимание. Каждый раз, когда вы используете слово, сделайте знак, который соответствует ему. Всегда используйте один и тот же знак для одной и той же вещи и подчеркивайте ключевое слово, чтобы ребенок мог четко видеть и слышать ссылку Хотите больше? Ваш ребенок может попытаться повторить знак через несколько дней, а может быть, несколько недель, пока он это не сделает. Сделайте это так весело, как можете, поскольку дети помнят больше, когда им интересно.

  • Начните со знака чего-то, чего интересует ребенок.
  • Многие дети быстро переваривают знак «больше», когда дело доходит до еды!
  • Хорошо, позволь мне дать тебе БОЛЬШЕ.
Доктор Гарсия рекомендует использовать знаки, основанные на американской или британской системе символов, но не обязательно.

Читайте вашему малышу каждый день.
Даже если деточка может усидеть всего минуту, откройте книгу и посмотрите столько страниц, на сколько у нее хватит внимания. Книги с яркими детскими иллюстрациями, картинками должны быть в таком месте, в котором ваше чадо может легко их взять и «читать». (Прочитайте, какими должны быть детские книжки, чтобы ?).

Вы можете легко думать о своих знаках, чтобы научить ребенка «разговаривать» с вами. Вот некоторые идеи из уже установленных систем вывесок. «Где?» - вы знаете это - приходит интуитивно - пожимайте плечами и расправляйте руки боком с поднятыми руками.

  • «Продовольствие» - слегка приложите пальцы к рту.
  • «Испуганный» - коснитесь рукой несколько раз в области груди.
  • «Горячий» - протяните руку к объекту и быстро вытащите его.
Что такое двуязычие у детей? Существует несколько понятий о сути двуязычия.

По словам кого-то, кого можно назвать двуязычным, он должен обладать одинаковой способностью использовать оба языка в общении. Другими словами, двуязычие позволяет человеку использовать более одного языка в общении, но один из языков освоен на более высокий уровень. Официальное определение двуязычия гласит: использовать или знать более одного языка.


Завершение фразы.
Некоторые родители, думающие как научить ребенка разговаривать, используют метод, побуждающий ребенка отвечая завершить предложение. Вы можете использовать эту технику от отдельных слов до фраз. Например, вы могли бы сказать:

Многие родители, которые спрашивают себя, как обучать своего ребенка говорить и понимать более одного языка, беспокоятся о том, как следует делать обучение, когда он должен начинаться, и не приведет к путанице для ребенка. Правда, однако, что изучение двух или более языков в раннем возрасте дает хорошие результаты, и процессы вполне естественны. Важно знать и ожидать период, когда ребенок будет использовать слова и фразы на обоих языках даже в одном предложении. Это не должно вас беспокоить. Путаница и пересечение имеет очень логичное объяснение и является вопросом времени.

«Мальчик моет…(личико, ручки)»; «девочка кушает…(кашу, суп)». Помогайте ребенку закончить предложение, используя жесты и выражение лица.

Помните : стоит использовать только знакомые детям слова/фразы, чтобы они могли закончить предложение. Также можно использовать рассказы и песни, которые знает малыш.

Не используйте телевизор, как фон.
Телевизор будет конкурировать с вами за внимание (и наоборот), тем самым, мешая дитю сосредоточиться на ваших словах. Экран телевизора действительно мешает развитию языка, концентрации и детскому творчеству.

Причина заимствования слов с одного языка и их использование в сочетании со словами другого может быть вызвана:. - Отсутствие богатого словаря на одном языке, что приводит к необходимости использования слов со второго языка. - Воспринимая один язык как официальный, а другой - неофициальным ребенком. Или разделение языков в соответствии с контекстом, в котором они используются. Например, если вы говорите дома на болгарском языке, но живете в англоязычной стране. Ребенок говорит в школе по-английски, и в определенный период своего развития он будет разделять языки, согласно которым слова, которые он использует в данной сфере.

Развитие речи у детей

На сегодня известно четыре группы обучения речи: от рождения, до 6 месяцев, от полугода до года, от 12 до 18 месяцев, от 1,5 года и до исполнения трехгодовалого возраста.

От 0-6 месяцев
После появления на свет, ребенок не совсем понимает звуки, которые издаются окружающими, так как его слух, зрение начинает только настраиваться. Позже, малыш начинает реагировать на слова взрослых улыбкой. Уже в 6 месяцев, чадо понимает, что произносит мама и папа.

Все, что связано со школой, говорит по-английски, поэтому дома невозможно услышать «Мамочка, можете ли вы помочь мне с моей домашней работой». Будут периоды, когда один язык говорит больше, чем другой, в котором нет ничего плохого. Это подтвердит только один язык, но второй не будет автоматически забыт. - Третьей причиной заимствования является то, что ребенок может выбрать слова о том, кому легче говорить. И, делая слово механически выбирать слово с другого языка просто потому, что оно более знакомо ему, оно больше используется им, и это избавляет от некоторого дискомфорта.

От 6-12 месяцев
Малыш, который старше 6 месяцев, учиться слушать, и у него возникает желание повторить услышанное. Для того, чтобы малыш быстрее заговорил, специалисты рекомендуют родителям почаще ставить музыкальные сказки, но их продолжительность не должна быть больше 12 минут.

Хорошо, когда вы начинаете заниматься вторым языком ребенка, чтобы связать язык с одним из родителей. Не будет необходимости постоянно напоминать вам, какое слово является болгарским и которое находится на другом языке. Вы можете решить, что мама говорит на болгарском языке, но с моим отцом на английском языке. Это происходит почти автоматически, когда один из родителей на самом деле не говорит по-болгарски или мало говорит.

Существует также обеспокоенность тем, что двуязычное обучение создает проблемы речи. Если в раннем детстве ребенок сталкивается с несколькими языками, например, когда ей 2, 3, 4 года, вероятность проблем с речью иногда меньше, чем если ребенок начинает изучать новый язык в дошкольном возрасте или непосредственно в первом классе. Согласно части явлений двуязычия, представление второго языка в то время, когда первый продолжает развиваться, может остановить или задержать развитие первого языка за счет второго языка.

Когда сказка будет постоянно повторяться, то в памяти малыша закладываются звуки и слова, которые звучат. Кроме того, родителям рекомендуется постоянно называть предметы, которые контактируют с ребенком, чтобы он понимал их значение.

От 12-18 месяцев
В возрастном периоде от 12 до 18 месяцев, чадо пытается произносить слова, но по- своему, а со временем его речь будет больше похожей на взрослую. Все предметы, которые окружают малыша, должны правильно называться взрослыми, но при этом слова не должны быть искаженными.

У других есть гипотеза о том, что развитие второго языка никогда не может достичь уровня первого или даже достичь его, никогда не превосходит его. Если вы считаете, что у ребенка проблемы с речью, вы должны отвезти его к логопеду, знакомому с обоими языками. Необходимо провести тесты, чтобы подчеркнуть уровень развития этих двух языков.

Дело в том, что двуязычные дети легко запоминают и связывают язык в письменной форме. Доказано, что они узнают и регистрируют разные письма, прежде чем они научатся читать. Как вы знаете, многие маленькие книги, предназначенные для обучения детей письмам, полны рисунков. У детей, говорящих на нескольких языках, ситуация аналогична, но они знают, что картина может быть написана в другом наборе букв. То есть разные слова соответствуют одной и той же картине. Для языков с одним и тем же алфавитом, таких как латинский, и языков с разными алфавитами - кириллицей и латынью, нет никаких проблем при изучении алфавитов, когда они представлены ребенку в раннем детстве.

От 18-36 месяцев
Если в диапазоне от 1,5 лет до исполнения трехгодовалого возраста, чадо не произносит простые слова, то родителям необходимо обратиться к специалисту, так как проблема может быть с речевым аппаратом и общим развитием. В этот период ребенок должен называть около 200 слов, но при этом он может их произносить не совсем правильно, а связано это с тем, что речевой аппарат малыша не совсем развит.

Посмотрите видео: первые слова для малыша в картинках, которые помогут ему знакомиться с миром вокруг него.

Развитие речи ребенка: таблица

Возраст ребенка Типичное развитие языка
6 - 12 месяцев
  • Вокализ с интонацией: гуление, издавание звуков, лепет
  • Реагирует на человеческие голоса без визуальных подсказок, поворачивая голову и глаза
  • Реагирует на тон дружественный либо гневный
  • Использует крик или звуки, чтобы привлечь внимание
12 - 18 месяцев
  • Использует одно или несколько слов со смыслом (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции
  • Реагирует на имя
  • Имитирует новые слова
  • Указывает на желания и потребности жестами и короткими слогами
  • Может показать около 3 частей своего тела на себе
  • Понимает около 50 слов
18 - 24 месяца
  • Имеет словарный запас 5- 15 слов.
  • Произносит более 5 согласных звуков, как м, ш, п, р, л
  • Имитирует новые слова
  • Может начать использовать два слова вместе
  • Произносит 60% вразумительной речи
  • Соблюдает простые команды («Дай мне мяч»).
2 года (24 месяца) -2,6 лет (30 месяцев)
  • Примерно 70% того, что ребенок говорит должно быть понятным
  • Говорит около 50 слов
  • Понимает 300 слов
  • Старается правильно использовать два местоимения: «я», «ты», хотя часто путает их местами
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
  • Во время игры производит осознанные действия, например, помешивает, наливает, черпает и кормит куклу воображаемой едой
2,6 - 3 года (36 месяцев)
  • Использует местоимения «я», «ты», правильно
  • Знает, по крайней мере, три предлога, «в, на, под»
  • Знает главные части тела и в состоянии показать их, если его просят
  • Может говорить предложения из трех слов
  • Говорит 200 слов
  • Понимает около 500 слов
  • Около 80% того, что ребенок говорит, должно быть понятным
  • В речи появляются и даже преобладают глаголы
  • Начинает использовать слова отрицания слова: «нет», «не может»
  • Способный рассуждать над вопросами, например, «что ты должен делать, когда хочешь спатки или голодный либо тебе хочется пить, если ты замерз?»
  • В состоянии назвать свой пол, имя, возраст
  • Может считать до 3

Заключение

Один из самых важных навыков, который должен усвоить ребенок - это научиться хорошо разговаривать. Проблема заключается в том, что многие родители общение принимают как нечто само собой разумеющееся. Поэтому полагают, что их дети каким-то образом научатся говорить без посторонней помощи. Они говорят: «Я научился говорить сам, и они научатся тоже».

Но истина в том, что навыки общения и речи не всегда даются просто детям. Большинству детей не потребуется оказывать какое-либо особое внимание, чтобы научиться говорить. Тогда как другим может потребоваться больше помощи, чтобы их языковые навыки могли развиваться по максимуму.

Малыш сможет в два года высказывать свои требования, но только тогда, когда мамы и папы будут заниматься развитием речевого аппарата малыша. Используя ряд советов, обсуждаемых нами в статье, как научить ребенка говорить в 2 года, можно стимулировать развитие его речи.

С уважением, Андроник Анна/Олег.

Это видео наглядно подскажет, как помочь вашему малышу научиться разговаривать.

Как гордится каждая мама первым лепетом своего грудничка! Первыми членораздельными звуками! Первыми «ба-ба-ба» и «да-да-да»! Как вся семья ищет в них смысл и спорит до хрипоты, что это значит - баба, дядя или дай… Но вот проходит первый год жизни вашего чада, второй подходит к концу. А словарный запас ребенка не меняется. Вместо понятных слов - новые вариации звуков и слогов. Мы бежим к педиатру, неврологу, психологу и еще бог знает к кому. Одни выписывают лекарства, стимулирующие развитие мозга, другие советуют оберегать от стрессов, третьи машут руками и снисходительно говорят, что вы, мол, хотите, вот подождите до трех лет. Но чутье вам подсказывает - надо действовать.
Начнем с того, что действовать нужно было с самого начала. Развитие речи у детей - это процесс комплексный. Артикуляция сама по себе не имеет отдельного значения для того, чтобы ребенок научился говорить. Есть, конечно, исключения - короткая уздечка, неправильный прикус и, соответственно, шепелявость, но ими занимаются уже профессиональные логопеды или даже стоматологи.
Не ленитесь разговаривать с 2-х месячным ребенком, это благоприятно сказывается и на последующем умении воспринимать общение, и на способности делиться своими эмоциями.
А в полгода уже начинается накопление пассивного словаря. Ведь «птичий» язык двухлетнего ребенка - это не что иное, как неумение подобрать нужные слова для выражения своих мыслей. И не думайте, что если через неделю ваш годовалый карапуз не научился показывать глазки у медвежонка и зайчика, то он не усвоил, где они находятся. Дети усваивают намного больше, чем мы это замечаем, просто дело в том, что еще не сформирована связь между координацией движений и речью. Вот попал в поле зрения ребенка мяч, ребенок тут же хватает его руками. А если мы просим взять мяч, лежащий среди других игрушек, то большая вероятность того, что ваша просьба будет проигнорирована. Это происходит из-за неумения сосредоточиться и сфокусировать внимание по просьбе родителя. А мы начинаем переживать - мой ребенок никак не выучит, что такое мяч! И опускаем руки, мол, не дорос еще до разговоров с ним, поговорим попозже, через месяц-другой. И в этом главная начальная ошибка. Нет стимуляции к общению - нет общения. Повторяйте каждое свое действие. Даже если вы умываете дитя 10 раз в день, то ровно столько же раз сообщайте ему - мы умываемся: щечки, носик, глазки, ротик. Не нужно добавлять, что все действия сопровождаются спокойным голосом, веселыми стишками и неторопливостью.
И тогда ваши труды не пропадут даром. Не успеете оглянуться, как рядом с вами окажется интересный и забавный собеседник!
Как же стимулировать развитие речи? Есть несколько нехитрых способов.

  1. Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.
  2. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.
  3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы - круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!
  4. После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите - скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант - «Скажи, мама, дай грушу». Можно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».
  5. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.
  6. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.
  7. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием - вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»
  8. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи - это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание - и вы их услышите.
  9. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.
  10. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.

Попробуйте пользоваться этими нехитрыми приемами, и тогда вы будете сами раздавать направо и налево советы, как научить ребенка говорить!